Чем отличается авария от ДТП

Чем авария отличается от ДТП?

Бывают дорожные происшествия, которые кажутся автомобилистам пустяками. Они не вызывают ГИБДД, не оформляют документы и уезжают. Однако через несколько дней при проверке на посту ГИБДД выясняется, что против водителя ведется расследование по статье 12.27 КоАП РФ. Суд лишает автомобилиста прав, и ему приходится выплачивать немалый ущерб неизвестно откуда взявшимся пострадавшим. Как понять, является ли мелкое столкновение полноценным ДТП?

Причинен ущерб

Многие не различают аварию и дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и нередко путаются в юридических терминах. В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения (ПДД РФ), дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Таким образом, когда сталкиваются автомобили и наносится вред здоровью и технике, юридически такие случаи описываются как ДТП. Они требуют соответствующего законного оформления.

Кроме того, полноценным ДТП считается любое столкновение, причинившее ущерб другим собственникам. К примеру, если машину занесло на дороге и она врезалась в столб, дорожный знак или барьер ограждения, такое происшествие тоже требует оформления и вызова инспекторов ГИБДД. Объекты дорожной инфраструктуры состоят на балансе муниципальных или государственных предприятий, которые обслуживают выделенные им участки дорог. Стоимость знаков или металлических барьеров немаленькая. При скоростных столкновениях нанесенный дорожной инфраструктуре ущерб может колебаться в пределах 50-700 тысяч рублей.

Кроме того, столкновение со столбом освещения в городе, удар бампером по выставленным шлагбаумам или наезд на принадлежащие дачникам декоративные кустарники или плодово-ягодные насаждения тоже считается ДТП, так как налицо факт нанесения ущерба. Если водитель оставит место происшествия, то его ждет наказание.

В соответствии со статьей 12.27 КоАП РФ, оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения (ПДД РФ) места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Нет ущерба

Однако не всякое столкновение автомобиля с другим объектом можно считать ДТП. Это может быть простая авария, которую оформлять документально в некоторых случаях не нужно.

В Правилах дорожного движения нет термина «авария». Однако в других законах он есть. К примеру, Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ содержат следующее определение: «Авария — это происшествие без человеческих жертв».

Если водитель не справился с управлением и вылетел с трассы, протаранил сугроб и оказался в поле или в придорожной канаве, то он не причинил никому ущерба, кроме как себе лично. Поэтому такую аварию можно не оформлять и вызывать эвакуатор.

Кроме того, ДТП не считается ситуация, когда автомобиль был поврежден на паркинге какими-то неустановленными лицами. В этих случаях вступают в силу иные статьи закона, не относящиеся к автомобильным статьям КоАП РФ.

Авария: что это такое, виды, отличия от катастрофы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если бы наша жизнь была всегда спокойна, без происшествий, аварий и прочих неприятностей, то это означало бы только одно – мы попали в рай.

Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.

Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.

Авария – это …

Начну сразу с примера. Допустим, внезапно во всем микрорайоне погас свет. Мы вздыхаем и говорим: «Наверно, произошла авария на подстанции». Или водитель автомобиля, не справившись с управлением, наехал на придорожный столб. И в этом случае мы говорим, что произошла авария.

Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).

Если она привела к серьезному материальному ущербу и (или) нанесла вред здоровью или жизни людей, то говорят, что она спровоцировала создание чрезвычайной ситуации (ЧС). То есть явилась первым звеном цепочки причинно-следственной связи «Авария → ЧС».

На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.

Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.

Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.

Не буду объяснять суть теории вероятности, а объясню сказанное на примере. Допустим, в вашем доме нет никаких бытовых приборов. Следовательно, вероятность того, что один из них поломается, равна «0».

Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!

Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.

Немного терминологии:

  1. Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
  2. Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
  3. Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
  4. Аварийность – вероятность наступления аварии.
  5. Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
  6. Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.

Чем отличается от катастрофы

Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:

  1. авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
  2. авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
  3. авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
  4. при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
  5. авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.

Техногенные аварии

Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:

  1. халатность сотрудников;
  2. внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
  3. непредвиденные сбои в работе систем объекта.

К техногенным авариям относятся:

  1. производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
  2. на магистральных трубопроводах;
  3. на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
  4. гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
  5. транспортные (о них – далее);
  6. аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.

Гидродинамические аварии

Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.

К гидротехническим сооружениям относятся:

  1. плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
  2. шлюзы.

Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.

Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:

  1. вследствие разрушительных сил природы:
    1. землетрясений,
    2. извержения вулканов,
    3. ливней,
    4. селей, оползней, обвалов,
    5. заторов и зажоров (на реках);
  2. из-за технических просчетов и дефектов, допущенных при строительстве;
  3. вследствие военных действий или диверсионных актов.

Последствия гидродинамических аварий:

  1. прекращение функционирования;
  2. травмы и гибель людей;
  3. подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
    1. первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
    2. вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
    3. третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
    4. четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.

Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.

Производственные аварии

Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году

Транспортные аварии

Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.

    ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).

ДТП бывают следующих видов:

  1. наезды на людей и животных,
  2. наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
  3. столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
  4. опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.
Читайте также  Если уехал с места ДТП какое наказание?

  1. сход состава в рельс,
  2. столкновения составов,
  3. столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях,
  4. пожары и взрывы в ж/д составе.

В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:

  1. 1 – от 1 до 5 человек,
  2. 2 – от 6 до 11,
  3. 3 – от 12 до 30,
  4. 4 – от 31 до 50,
  5. 5 – свыше 50 человек.

Крупномасштабные аварии на железнодорожном транспорте называют железнодорожными катастрофами.

  • Аварии на воздушном транспорте.

    В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.

    Основные причины авиа-аварий:

    1. ошибки пилотов – до 55 %,
    2. отказ техники – до 30 %,
    3. внешнее воздействие – до 10 %,
    4. прочие причины – до 5 %.
  • Аварии на водных судах – это повреждение судна или его компонентов, либо нахождение судна на мели больше 40 часов.
  • А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:

    1. утраты имущества;
    2. болезни;
    3. неприятных происшествий;
    4. если вы успели избежать аварии – то наяву вам удастся «выкрутиться» из серьезной неприятности;
    5. к бурным эротическим отношениям;
    6. предупреждение о возможности реальной аварии.

    Все будет хорошо.

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В этой статье речь пойдет о понятии дорожно-транспортное происшествие и о том, какое событие является ДТП, а какое не является.

    Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 15 лет назад городской житель встречал 1-2 ДТП за год, то сейчас такое же количество аварий можно увидеть за один день. Связано это прежде всего с тем, что количество автомобилей в российский городах значительно возросло.

    Понятие «дорожно-транспортное происшествие»

    В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 правил дорожного движения:

    «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    Данное понятие содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:

    • событие возникло в процессе движения автомобиля;
    • автомобиль принимает непосредственное участие в данном событии;
    • имеет место ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).

    Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нельзя говорить о том, что произошло ДТП. Разберем данный вопрос подробнее.

    1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

    Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, — не является.

    2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

    Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.

    3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни или здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

    Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины, сколы, царапины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

    Кто является участником ДТП?

    Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:

    «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:

    • Водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб.
    • Другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.

    Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

    Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу «выскакивает» обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.

    Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал.

    В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.

    Кто считается виновником ДТП?

    Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

    При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

    Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

    С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

    Штрафы за создание ДТП

    Само по себе столкновение автомобилей не является нарушением, то есть штраф за него не накладывается. Однако водитель может быть наказан за нарушение, допущенное непосредственно перед ДТП.

    Например, если водитель проехал на красный, то он получит штраф в размере 1 000 рублей.

    Тем не менее наказание накладывается далеко не всегда:

    Например, автомобиль едет со скоростью 40 км/ч в населенном пункте и сталкивается со стоящим транспортным средством. При этом нарушен пункт 10.1 ПДД, однако за нарушение данного пункта не предусмотрено наказание.

    Т.е. нарушение имеет место и водитель будет признан виновником ДТП, однако штрафа за это он не получит.

    Штрафы после ДТП

    Кроме того, законодательство предусматривает несколько штрафов за нарушения, допущенные после столкновения:

    • лишение прав на 1 — 1,5 года, или административный арест на срок до 15 суток можно получить за оставление места ДТП;
    • лишение прав на 1,5 — 2 года накладывается за употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ сразу же после ДТП;
    • 1 000 рублей — штраф за прочие нарушения при ДТП. Например, если водитель не выставит знак аварийной остановки после столкновения.

    В данной статье приведена самая общая информация о дорожно-транспортных происшествиях. Если Вы хотите более подробно изучить различные типы столкновений, то обратитесь к соответствующей рубрике на ПДД Мастер:

    Удачи на дорогах!

    На автомобиле вырвало ось и отвалилось колесо ударив по спине стоящую на остановке женщину, что теперь будет, ведь эта не исправнось была внутри авто и что женщина может предъявить водителю.

    Геша, травма пассажира в процессе движения транспортного средства — это дорожно-транспортное происшествие.

    Не думаю, что ГИБДД и полиция будут долго уделять внимание указанному происшествию.

    Удачи на дорогах!

    Любовь, в данном случае вред причинен транспортным средством и водитель обязан его возместить (по ОСАГО или самостоятельно).

    Удачи на дорогах!

    добрый вечер. Такая ситуация: ранним утром ехал по трассе в марте, попал в зону сильного тумана и льда на дороге. Ехал 50-60 км/ч по правой полосе. На левой полосе жигуль с прицепом на большой скорости не справился с управлением и его развернуло поперек дороги, т.К. Я не быстро ехал, я почти остановился о его прицеп. Я вышел посмотрел (он не стал выходить)- у него без повреждений у меня немного капот помят и тут я понимаю, что мы стом на трасе на льду и в тумане, а у меня на заднем сиденье жена и ребенок в детском кресле и вижу что на нас летит легковушка и не видит нас, в последний момент он сворочивает влево, вылетает на встречку. Тут я понимаю, что следующая машина, особенно если это будет грузовик сметет нас. Паника:2 мысли в голове или срочно высаживать своих из машины- боюсь не успеть или отьехать чуть назад и прижаться к обочене справа для безопасности. Сажусь в машину, пристегиваю ремень и вдруг страшный удар ссади, мало что помню, машина в хлам, у дочку поломаны ребра, у жены 9 ребер и 4 позвонка, полгода уже на больничном. Это была груженая фура. Вопрос: Водитель фуры говорит, что я двигался назад, я этого не помню, был удар прежде чем я что либо предпринял, и имеет ли этот факт какое то значение для определения его вины? Спасибо и если можно со ссылками на статьи.

    Алекс, здравствуйте.

    Сочувствую, неприятная ситуация.

    Водитель грузового автомобиля мог нарушить пункт 10.1 ПДД:

    10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

    Вы могли нарушить пункт 8.12 ПДД:

    8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

    Если у кого-то из участников был видеорегистратор, то его запись поможет лучше понять ситуацию.

    Читайте также  База ДТП по номеру машины

    Удачи на дорогах!

    Проконсультируйте пожалуйста следующую ситуацию: при выезде со стоянки предприятия задним бортом фургона касательно задел стойку шлагбаума на выезде. Сам момент касания не видел, услышал только какой-то стук, но ничего криминального в зеркалах заднего вида не увидел и поехал далее. Уже позже на стоянке обнаружил по борту оранжевую краску, очень похожую на краску со стойки. Считается ли это ДТП и что могут мне вменить ? Вполне возможно, что есть камеры наблюдения и момент касания вполне мог попасть под запись.

    Заранее спасибо за разъяснения.

    Андрей, здравствуйте.

    Описанная ситуация является ДТП, т.к. шлагбауму, судя по Вашему описанию, нанесен ущерб.

    За сокрытие с места ДТП возможно лишение прав на 12-18 месяцев или арест на срок до 15 суток.

    Удачи на дорогах!

    Здравствуйте. Подскажите как расценивать такую ситуацию. Наша машина стояла припаркована у дома. Пока муж ходил на обед, поцарапали нам машину. Мы выяснили, что девочка упала на наш автомобиль проезжая мимо на велосипеде. Родители девочки не согласились решать проблему в добровольном порядке и мы поехали в полицию зафиксировать ущерб. Правильно ли мы сделали?

    Юлия, здравствуйте.

    Велосипед является транспортным средством, следовательно ситуация является ДТП. В данном случае нужно было вызывать ГИБДД на место происшествия, один из участников которого скрылся.

    Удачи на дорогах!

    Я с детьми перевернулся на машине, кроме моего авто никто и ни что не пострадало. Вызвать сотрудников ГИБДД не было возможности т.к. телефон был разбит. Переживая за самочуствие детей я покинул место дтп и на своей машине доставил их в больницу. Что могут мне вменить?

    Виталий:

    2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

    принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;

    в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

    освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

    записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

    ДТП. Понятие, виды, причины, условия, последствия

    Здравствуйте, уважаемые коллеги.

    Статья 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет и описывает «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге, с участием транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    Сходное определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

    Перечень видов ДТП и их определения приведены в Приложении 6 к Приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328:

    1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

    2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

    3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

    4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

    5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

    6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

    7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

    8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

    Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

    9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

    В соответствии с перечисленными видами ДТП необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

    Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

    Обстоятельства возникновения ДТП — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

    Причины возникновения ДТП можно определить как некоторое явление или совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Различные виды ДТП могут быть вызваны одной причиной или несколькими.

    Большинство специалистов, считает, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

    Исходя из статистики, в 80 — 90% случаев причины ДТП связаны с человеческим фактором, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

    Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога. Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены устранимые причины ДТП в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д.

    В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие; смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

    Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов либо аварийно-спасательных служб; оказание первой или медицинской помощи; потерь от остановки движения.

    Степень тяжести вреда здоровью.

    Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

    Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство.

    Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

    Читайте также  Как оспорить судебную экспертизу по ДТП

    С судебно-медицинской точки зрения стойкой утратой общей работоспособности следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней.

    Легкие телесные повреждения.

    Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются: кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня; либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%).

    Телесные повреждения средней степени тяжести.

    Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

    Тяжкие телесные повреждения.

    Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

    Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

    Отметим, что согласно Правилам учета ДТП «погибшим» считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток. Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на 7-дневном правиле, слегка «улучшавшем» статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Только с начала 2009 г. отечественный порядок соответствует международным нормам (Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859).

    «Раненый» — это лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

    Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

    Должен знать каждый водитель: все виды дорожно-транспортных происшествий

    Любой владелец транспортного средства должен представлять все возможные риски, связанные с эксплуатацией автомобиля. В целях учёта ДТП и разработки мер, направленных на профилактику подобных случаев, была создана классификация всех типов аварий, случающихся при вождении.
    Из данной статьи можно узнать о том, как подразделяются ДТП по тяжести последствий и по виду происшествия

    1. Как подразделяются ДТП?
    2. Столкновение
    3. Опрокидывание
    4. Наезд
    5. Падение пассажира
    6. Бесконтактное ДТП
    7. Иные случаи
    8. Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?
    9. Классификация по тяжести последствий

    Как подразделяются ДТП?

    В соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» ДТП признаётся как событие с участием ТС, водителя или другого лица, которое повлекло за собой ранение или смерть человека и/или материальный ущерб в результате движения ТС. При этом авария трактуется в каждой ситуации по-разному.

    Столкновение

    Возникает при следующих обстоятельствах:

    1. Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
    2. Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
    3. ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.

    По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:

    1. Выезд на встречную полосу.
    2. Несоблюдение безопасной дистанции.
    3. Невнимательности при перестроении и поворотах.
    4. Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
    5. Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.

    Опрокидывание

    Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.

    Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.

    Наезд

    Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.

    Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).

    ДТП в этом случае считаются наезды:

    1. На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
    2. На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.

    Падение пассажира

    Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.

    Бесконтактное ДТП

    Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.

    Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.

    Иные случаи

    Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.

    Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?

    Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

    Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

    Здесь также важно учитывать определение термина «Дорога». В некоторых случаях на особых территориях, где осуществляется разгрузка и погрузка грузов, происшествие не засчитывается за ДТП по причине невозможности доказать, что место около склада является дорогой. А страховщики при этом отказываются от ответственности.

    Классификация по тяжести последствий

    Исходя из определения самого ДТП выделяют 3 возможных последствия происшествия:

    • со смертельным исходом;
    • с телесными повреждениями;
    • с материальным ущербом;
    • смешанный тип.

    Определение ДТП даёт закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ: «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.».

    В свете этого определения вина определяется степенью ущерба и категорией телесных повреждений (лёгкие, средней тяжести, тяжелые, особо тяжкие).

    Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.10 г. N 346н обязует учреждения по судебно-медицинской экспертизе производить действия в строгой последовательности и в полном объёме, чтобы определить степень тяжести травм при авариях.

    При получении телесных повреждений лицо считают раненым. При этом ранение предполагает госпитализацию минимум на одни сутки или амбулаторное лечение, точнее его необходимость.

    Лёгкие повреждения определяются краткосрочным расстройством здоровья, которое ограничивает трудоспособность пострадавшего не более, чем на 5%.

    Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.08 г. N 194н устанавливаются критерии вреда здоровью средней и тяжёлой степени. Средние повреждения, в отличие от тяжелых, не представляют угрозы для жизни и предполагают долгое расстройство здоровья (более 21 дня). Повреждения тяжёлой степени характеризуются стойкой потерей трудоспособности.

    Смертельный исход фиксируется, если смерть наступила непосредственно на месте аварии или в амбулаторных условиях в течение 7 последующих суток. Последствия ДТП считают особо тяжкими, если погибших не менее 4 или раненых больше 15 человек.

    Материальный ущерб может затронуть любую часть инфраструктуры дорожного движения. Он выражает сумму ущерба от повреждений ТС, грузов, дорожного покрытия и сооружений, стоимость прочих услуг, которые использовались на месте ДТП.

    Следует отметить, что невиновность водителя ТС в некоторых случаях доказывается в порядке судебного заседания на основании материалов дела. При этом часто манипулируют термином «ограниченная видимость».

    При несоответствии расстояния видимости нормативным требованиям или в результате неудовлетворительных метеоусловий решение Суда может быть изменено с поправкой на фактический результат расследования.

    Подробнее о методиках служебного расследования ДТП можно узнать тут.

    Под понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП) попадают только ситуации, возникшие при движении машины. В этом случае негативные последствия наступают всегда в виде причинения различных травм или смерти, а также материального ущерба.