Что грозит виновнику ДТП без пострадавших

Что грозит виновнику ДТП без пострадавших: сумма штрафа

По данным ГИБДД в год в России в 2018 году произошло около 170 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Большая их часть повлекла ущерб только для имущества участников аварий. Однако это не значит, что ответственности за ДП не будет. Виновнику происшествия с полисом ОСАГО придется потратиться не только на самостоятельный ремонт машины.

Эта статья расскажет, есть ли штраф за ДТП виновнику аварии без пострадавших в 2020 году и к какой ответственности привлекается небрежный водитель.

Законодательство об ответственности виновника аварии без жертв

В 2020 году виновники дорожно-транспортных происшествий могут быть привлечены к следующим видам ответственности:

  1. Административной – КоАП РФ определяет санкции за нарушения ПДД.
  2. Гражданской – компенсация причиненного морального и материального ущерба регулируется нормами ГК РФ.
  3. Уголовной – УК РФ определяет меры наказания за действия, формирующие составы преступления. В большинстве случаев аварии, не повлекшие причинения вреда жизни и здоровью людей, не могут повлечь уголовной ответственности.
  4. Дисциплинарная – профессиональный водитель, ставший виновником аварии, вполне может быть привлечен работодателем к отвесности по ТК РФ.

Так же важен Закон «Об ОСАГО» № 40 от 25.04.2002 (Далее – Закон № 40). Именно он определяет порядок получения компенсации ущерба пострадавшему водителю и возможность регрессных требований к виновнику.

Гражданская и административная ответственность виновника ДТП

Необходимо разделять гражданскую и административную ответственность участников аварии.

Административная ответственность определена КоАП РФ и предусмотрена за каждое отдельное нарушение ПДД.

Внимание! В КоАП РФ нет статьи устанавливающей ответственности за факт автомобильной аварии. На месте происшествия сотрудник ГИБДД составляет протокол и назначает штраф исключительно за нарушения ПДД.

При этом с фактом аварии наказание не увязывается, за исключением отдельных случаев. Например, ст. 12.27 КоАП прямо говорит о покидании места ДТП.

Гражданская ответственность возникает из обязанности примирителя вреда компенсировать его. Особенно это актуально с учетом того, что автомобиль признается ГК РФ источником повышенной опасности.

Если водитель не пренебрег обязанностями по страхованию своей автогражданской ответственности, то возмещение возьмет на себя страховщик по ОСАГО или КАСКО. Если ущерб в полной мере не удастся покрыть, то виновнику придется покрывать разницу самостоятельно. Это может быть сделано в порядке суброгации или по иску о причинении вреда самим потерпевшим.

Некоторые водители игнорируют обязанность по страхованию. В этом случае их ждет не только штраф за отсутствие полиса, но и обязанность в полной мере компенсировать ущерб самостоятельно по решению суда.

Кроме того в гражданском судопроизводстве может решаться вопрос о компенсации упущенной выгоды и морального вреда. Страховка этих расходов не покроет.

Наказание виновнику покинувшему место ДТП

Покидание места аварии уже формирует состав правонарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Участнику ДТП, решившему скрываться грозит:

  • От 1. До 1.5 лет лишения прав,
  • До 15 суток ареста.

Это наказание дополнит прочие санкции за нарушение ПДД, повлекшие аварию. Оно применяется как к виновнику, так и к другим участникам ДТП вне зависимости от того пострадали ли в ней люди.

Ответственности удается избежать водителям, своевременно вернувшимся на место аварии до прибытия сотрудников ГИБДД. Эта практика сформировалась после вынесения Верховным Судом РФ соответствующего решения. В некоторых случаях это оправданно, ведь небольшие повреждения могут быть не замечены. К сожалению, это оставило открытой возможность нетрезвым водителям покинуть место аварии, а затем вернуться, но уже посадив за руль «трезвую замену».

Наказание пьяного виновника аварии

Опьянение за рулем – одно из самых опасных нарушение ПДД. Оно карается само по себе, даже если аварии не произошло. В полной мере нельзя считать наказание такого водителя связанным именно с ДТП, но по ст.12.8 КоАП ему грозит:

  1. штраф в 30 тысяч рублей
  2. 1.5 – 2 года лишения прав.

Но иногда такая самонадеянность может привести за решетку. СТ. 264.1 УК РФ предусматривает ответственность за повторное пьяное вождение для лиц :

  • С которых не снята судимость по ч.2,4,6 ст. 264 УК РФ,
  • Подвергнутым административному наказанию на пьяную езду или отказ от освидетельствования.

Это значит, то если водитель бы ранее лишен прав за пьянку и снова сел за руль «подшафе» в течение года, то ему грозит:

  1. штраф от 200 до 300 тысяч рублей,
  2. до 480 часов обязательных работ,
  3. штраф размере дохода за 1 до 2 лет,
  4. до 2 лет принудительных работ,
  5. до 2 лет лишением свободы.

Внимание! С правами в любом случае придется попрощаться на срок до 3 лет. И это только в дополнение к наказанию прочим наказаниям за нарушения ПДД.

Судимость будет снята намного позднее чем через год. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем садиться за руль пьяным повторно. Отправиться за решетку можно даже при аварии без пострадавших.

Регресс и суброгация по ОСАГО

Эти два понятия нельзя назвать штрафами за ДТП, но исключать их из перечня материальных последствий виновности по ДТП нельзя.

Суброгация – право страховой компании, выплатившей компенсации постиравшему, требовать возмещения своих расходов с виновника аварии. Это возможно лишь в том случае когда пострадавший получил со страховой больше чем покроет ОСАГО виновника аварии. На первый взгляд это кажется невозможным? Это возможно если у пострадавшего КАСКО или ДСАГО. После выплаты ущерба страховая компания пострадавшего обратится к страховщику виновника за компенсацией. Последняя исполнит обязательства в рамках договора со страхователем. И если окажется что у виновника обычное ОСАГО с лимитом покрытия в 400 тысяч рублей, то их она перечислит. Разницу между тем, что было заплачено пострадавшему и 400 тысячами по суброгации потребуют с виновника.

Регресс – это право страховщика потребовать сумму компенсации со страхователя в случае нарушения договора страхования или Закона № 40. Регресс выставляется на всю компенсацию. Оснований для регресса совсем не много, а с осени 2020 года должно стать еще меньше. Самые распространенные нарушения:

  • не переданное в течение 5 дней с момента аварии извещение по европротоколу,
  • непредоставление автомобиля для осмотра страховщика,
  • авто отремонтировано ранее 15 дней с момента аварии,

Кажется, что эти понятия идентичны. На деле разница значительна:

  1. При суброгации иск выставляется лишь на разницу между максимальной суммой по ОСАГО и выплаченной пострадавшему. При регрессе выплачивается вся сумма страховой компенсации.
  2. Регрессный из подает страховщик виновника аварии, а суброгационный – страховая страховая компания пострадавшего.
  3. Стандартный срок давности по регрессу начинает течь после выплаты компенсации пострадавшим. Срок суброгации начинается уже со дня ДТП.

Итак, сама по себе авария не влечет штрафа, а вот несоблюдение ПДД, ставшее причиной аварии наказывается по КоАП РФ. Стоит разделять административную и гражданскую ответственность виновника ДТП как владельца источника повышенной опасности.

Какая ответственность или штраф за ДТП предусмотрены?

По статистике штраф за ДТП является самым популярным наказанием за совершенные нарушения в области дорожного движения. Административное законодательство содержит большое количество вариаций штрафов, каждый из которых назначается за то или иное правонарушение.

Читайте также  Является ли пассажир свидетелем ДТП

Штраф применяется на основании конкретного правонарушения, когда в действиях водителях имелась вина. В большинстве случае штраф применяется за правонарушения небольшой тяжести, либо может выступать в качестве дополнительного наказания.

Чаще всего невыполнение предписаний правил дорожного движения заканчивается ДТП. Непосредственно штрафа за участие в происшествии законом не предусмотрено, однако водитель может быть привлечен к различным видам ответственности.

Ответственность за ДТП

Законом предусмотрено 3 основных вида юридической ответственности. Каждый вид обладает своими особенностями и возникает только при определенных условиях. Однако возможно единовременное привлечение виновного лица сразу ко всем видам ответственности.

Существуют следующие виды юридической ответственности:
  • административная ответственность возникает при нарушении норм, закрепленных КоАП. Является самой распространенной для водителей, поскольку охватывает практически все виды нарушений в области дорожного движения. Чаще всего это правонарушения незначительные, в результате которых не наступает тяжких последствий. Например,штраф за аварии на трамвайных путях и задержка транспорта. Несмотря на это наказания могут быть достаточно серьезными вплоть до ареста, либо лишения водительского удостоверения;
  • уголовная ответственность наступает только при наступлении тяжких последствий. К таким закон относит причинение тяжкого вреда здоровью, либо наступление летального исхода. Санкции за преступления могут быть различными, но во всех случаях они гораздо более серьезныепо сравнению с административной ответственностью;
  • гражданско-правовая – возникает исключительно в отношениях между гражданами и вмешательство органов государственной власти минимально. С ее помощью пострадавшая сторона получает возможность требовать возмещения причиненного имущественного ущерба, а также компенсации морального вреда. Характерной чертой гражданской ответственности является отсутствие санкций в привычном понимании.

Первые 2 вида ответственности носят цель наказать виновного и привлечь его к ответственности, в связи с чем санкция исходит от государства.

ВНИМАНИЕ . Гражданская ответственность не имеет такой цели, а ее ключевая задача – компенсировать причиненный ущерб.

Поскольку в большинстве случаев за каждое нарушение закона предусмотрена своя ответственность и свое наказание имеет смысл разобрать отдельно административную , уголовную, гражданско-правовую ответственность. При это стоит помнить,что гражданская чаще всего возникает параллельно и реализуется в рамках конкретного судопроизводства.

Административная ответственность за ДТП

Практически любое дорожное происшествие является результатом невыполнения правил дорожного движения. При этом обязательно наличие вины в действиях водителя. На практике аварий, когда ни одна из сторон аварии не нарушала правил дорожного движения, и соответственно, не является виновной, крайне мало.

Поэтому за сам факт возникновения ДТП можно привлекать к ответственности только виновную сторону. Чтобы квалифицировать нарушение, необходимо установить все объективные обстоятельства произошедшего. Авария может произойти по различным причинам и в зависимости от нее будет возникать состав конкретного правонарушения.

На практике небольшие аварии без серьезного повреждения имущества и причинения вреда здоровью происходят по следующим причинам:
  • несоблюдение минимальной безопасной дистанции при движении в потоке. При плотном трафике очень часто водители не соблюдают дистанцию между автомобилями, что при минимальной неосторожности может привести к столкновению. Поскольку столкновение попутное в большинстве случаев никаких тяжких последствий не наступает. Статья КоАП содержит наказание за неправильное расположение автомобиля на проезжей части, при это следует учитывать и боковой интервал между автомобилями. Поэтому виновнику аварии без пострадавших 2021 несоблюдение дистанции грозит штраф в размере полутора тысяч рублей;
  • нередко столкновения происходят при нарушении предписаний светофора или регулировщика. В таком случае нарушителю может быть выписан штраф в размере 1 тысячи рублей;
  • аналогичное наказание предусмотрено за неправильный проезд перекрестков, на которых не установлен светофор;
  • непредставление преимущества муниципальному транспорту наказывается небольшим штрафом 500 рублей. Однако перевозчик может потребовать возмещения причиненных убытков, если сможет доказать, что виновником был именно водитель. Например, при ДТП на трамвайных путях штраф за простой может значительно превысить административное наказание.

ВНИМАНИЕ . Отдельно стоит выделить, когда у виновника аварии отсутствует полис обязательного страхования. Непосредственно причиной аварии это стать не может, поэтому квалификация в таком случае происходит по совокупности и водителя привлекаются за деяния, ставшее причиной ДТП, а также за факт отсутствия страховки.

Штраф при ДТП без страховки сумма штрафа в ГИБДД составит всего 800 рублей, однако в таком случае вероятно возникновение серьезной гражданской ответственности о которой будет рассказано далее.

Серьезная ответственность предусмотрена за невыполнение обязанностей водителя в случае ДТП. Например, ответственность за оставление места ДТП на парковке заключается в лишении прав до 1.5 лет, либо в аресте до полумесяца. В случае, если в результате ДТП был причинен тяжкий вред здоровью водителю грозит уже уголовная ответственность. При этом из правила есть исключения, когда оставление не является нарушением – доставление больного в больницу, если это необходимо незамедлительно.

Какая ответственность за ДТП без пострадавших?

Наказание виновнику ДТП без пострадавших будет назначено в зависимости от нарушенного пункта ПДД. Все варианты ответственности зафиксированы в КоАП РФ, а возмещение имущественного ущерба будет проходить в рамках программы ОСАГО или через суд. В этой статье рассмотрим, как наступает ответственность за ДТП без пострадавших, и какие виды санкций грозят виновнику аварии.

Какие последствия могут быть при ДТП

Под ДТП закон понимает столкновение двух или более автомобилей, в результате которого причиняется ущерб транспорту и вред здоровью граждан. Даже при незначительных авариях избежать повреждений авто невозможно – возникают мелкие царапины, сколы, вмятины и т.д. Убедиться в отсутствии пострадавших граждан участники ДТП должны сразу после столкновения – такое требование указано в Правилах дорожного движения.

Если пострадавшие в столкновении отсутствуют, возможны следующие варианты развития событий:

  1. автовладельцы могут обойтись без вызова сотрудника ГИБДД, если оформление документов проходит по программе Европротокола – в этом случае виновник аварии может избежать ответственность, даже если нарушил ПДД;
  2. если на место столкновения вызван инспектор, по каждому выявленному нарушению правил составляется процессуальный протокол – дальнейшее рассмотрение дела будет проходить в суде, либо наказание назначит должностное лицо ГИБДД (это зависит от нарушенного пункта ПДД);
  3. возмещение имущественного вреда будет проходить через страховую компанию, а при отсутствии у водителя полиса ОСАГО – через суд.

Таким образом, основанием для привлечения к ответственности по КОАП РФ, будет являться только протокол, в котором указываются все нарушенные пункты ПДД.

Непосредственно при установлении всех обстоятельств аварии, может возникнуть дополнительное основание для привлечения к ответственности. При выявлении признаков опьянения, сотрудник ГИБДД может направить автовладельцев для прохождения медосвидетельствования, либо провести эту процедуру на месте (при наличии прибора с подтвержденным прохождением поверки). Подтверждение факта опьянения, либо отказ от прохождения этой процедуры, влекут санкции по КоАП РФ – штраф и лишение прав.

Как проходит назначение наказания для виновника

По статьям КоАП РФ, которые не предусматривают арест нарушителя или лишения права управления, дело может быть рассмотрено должностным лицом ГИБДД. Например, по ст. 12.36.1 КоАП РФ может быть назначен штраф за пользование телефоном во время движения – такое дело относится к компетенции сотрудников ГИБДД, а направление материала в суд не происходит.

Читайте также  Ответственность собственника транспортного средства при ДТП

Если в состав санкций входит арест или лишение прав, рассмотреть дело может только суд. После составления протокола, административный материал направляется в судебное учреждение. Разбирательство дела проходит по месту совершения нарушения, а участники ДТП будут извещены о месте и времени заседания судебной повесткой, либо при составлении протокола.

Суд без потерпевших в ДТП проходит по следующим правилам:

  • если автовладелец был надлежащим образом уведомлен о проведении заседания, суд может рассмотреть дело без его участия (исключение составляет случай, когда водитель был задержан на месте ДТП до рассмотрения протокола);
  • суд рассматривает каждое нарушение ПДД, отраженное в протоколе, а сложение и зачет санкций допускается только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ;
  • при совершении однородных нарушений в рамках одного ДТП, суд назначает единое наказание в размере максимально возможной санкции из всех рассматриваемых статьей Особенной части КоАП РФ.

Если в статье КоАП РФ указано несколько альтернативных санкций, суд сделает выбор с учетом характера нарушения и его общественной опасности.

Нужно учитывать, что некоторые виды наказания не могут применяться к определенным категориям граждан. В частности, возможны следующие ситуации:

  1. арест не может применяться к беременным женщинам, несовершеннолетним детям, военнослужащим и некоторым иным категориям нарушителей – в этом случае суд обязан использовать санкцию в виде штрафа;
  2. если нарушитель не имеет прав, либо ранее был лишен их по другому административному делу, суд назначает арест (при запрете использования ареста будет наложен штраф);
  3. если выявляется повторный факт опьянения за рулем, либо отказ от прохождения медосвидетельствования, административное дело прекращается, а нарушитель понесет ответственность по статье 264.1 УК РФ.

Третий из перечисленных вариантов является единственным случаем, когда ДТП без пострадавших повлечет уголовную ответственность.

Выбранные судом санкции будут зафиксированы в постановлении. Для оплаты назначенного штрафа нарушителю дается 60 дней, после чего постановление будет исполнено в принудительном порядке через службу ФССП. Лишение прав порождает следующие последствия:

  • не позднее 5 дней после вступления постановления в силу, нарушитель обязан сдать бланк удостоверения водителя в ГИБДД;
  • срок наказания в виде лишения прав начинает течь с момента сдачи удостоверения, либо после его изъятия сотрудником ГИБДД на дороге;
  • для отдельных видов нарушений, вернуть права можно только после повторной сдачи экзамена в ГИБДД и представления справки об отсутствии медицинских противопоказаний.

Максимальный срок лишения прав не может превышать 3 лет, даже если водитель совершил несколько нарушений правил движения.

Какие статьи грозят виновнику ДТП

В КоАП РФ содержится целый блок статьей, которые могут применяться при нарушении правил, повлекших ДТП. Они сгруппированы в главе 12 КоАП РФ, а наиболее часто применяются следующие составы:

  1. ст. 12.9 КоАП РФ содержит санкции за превышение скоростного режима;
  2. по статье 12.8 будет наказан пьяный виновник ДТП, а ст. 12.26 используется при отказе пройти медосвидетельствование;
  3. самовольное оставление места аварии, либо иное нарушение правил поведения при ДТП, карается санкциями по ст. 12.27 КоАП РФ;
  4. ст. 12.15 КоАП РФ карается нарушение ПДД, связанное с правилами обгона и маневрирования.

Наказание последует только за нарушение, зафиксированное в протоколе. Если при рассмотрении дела будут выявлены иные нарушения, не указанные в протоколе, ответственность за них не наступает.

Для возмещения имущественного ущерба используются правила страхования ОСАГО. Нужно учитывать, что с марта 2018 года для получения страховки не предоставляется справка из ГИБДД. В страховую компанию нужно подать извещение о ДТП, а также материалы административного дела (протокол и постановление). Если в ДТП установлена вина обоих автовладельцев, получение страховки возможно только в судебном порядке.

Если у виновника ДТП отсутствует полиса ОСАГО, возмещение ущерба проходит в рамках гражданского процесса. Потерпевший подает иск о взыскании суммы, рассчитанной на основании заключения эксперта. Кроме того, даже при отсутствии повреждений здоровью, потерпевший может взыскать компенсацию морального вреда. Принудительное взыскание сумм по судебному акту происходит в рамках исполнительного производства через службу приставов.

Что грозит виновнику ДТП без пострадавших

Обычно в ДТП присутствует две стороны: виновник и потерпевший. Последний может быть как водителем, так и пешеходом.

Если авария произошла в результате грубого нарушения ПДД, то виновник понесет административную или уголовную ответственность. Но предусмотрено ли наказание автомобилисту за ДТП без пострадавших? Ответ на этот вопрос будет дан ниже.

  1. Общие положения
  2. Что должен сделать водитель после ДТП
  3. Что изменилось в законодательстве
  4. Сроки рассмотрения ДТП
  5. Нюансы рассмотрения ДТП без пострадавших
  6. Что грозит водителю за ДТП без пострадавших
  7. Как оформить ДТП без пострадавших
  8. Как оформляется авария с пострадавшими

Общие положения

Действующая редакция Правил дорожного движения была утверждена в 1993 году. В ПДД представлена подробная классификация дорожно-транспортных происшествий. В ней указано, что при авариях без пострадавших причиняется вред только имуществу граждан. Это может быть как транспортное средство, так и грузы, личные вещи и т. д.

ДТП без пострадавших может быть оформлено в упрощенной форме. Для этого участники составляют европротокол, не вызывая на место происшествия инспекторов ГИБДД.

Что должен сделать водитель после ДТП

Став виновником аварии, водитель должен выполнить определенные действия. Иначе его могут привлечь к уголовной ответственности.

Алгоритм действий автомобилиста следующий:

  1. Останавливаем транспортное средство.
  2. Включаем сигнализацию, выставив аварийный знак. Это обязательные действия, благодаря которым другие участники движения будут оповещены о том, что произошло ДТП.
  3. Важно оценить окружающую обстановку. Если автомобиль перегородил проезд другим транспортным средствам, его следует убрать с дороги. В остальных случаях оставляем машину там, где она оказалась в результате ДТП.
  4. Фиксируем последствия аварии на фото и видео. Это делается даже в том случае, если водители не имеют никаких разногласий. Претензии могут возникнуть впоследствии.

Что изменилось в законодательстве

Благодаря изменениям, внесенным в ПДД в 2015 году, процедура оформления документов после аварии была значительно упрощена. Нововведения касаются тех происшествий, при которых никто не пострадал. Ранее автомобилисты были обязаны вызывать сотрудников ГИБДД на место аварии вне зависимости от ее масштабов. Начиная с 2015 года, это стало необязательным – теперь участники происшествия могут самостоятельно оформить европротокол.

По общим правилам водители должны оставить свои машины на месте аварии, не перемещая их до приезда инспекторов ГИБДД. Однако если ДТП было незначительным, а авто мешает проезду других транспортных средств, владелец обязан убрать его с дороги. В противном случае его могут привлечь к административной ответственности.

Сроки рассмотрения ДТП

Любое административное дело рассматривается в соответствии с КоАП РФ. В данном нормативном акте указано, что на месте столкновения должны быть оформлены следующие документы:

  • протокол;
  • справка о ДТП.

В этих бумагах отражаются все детали происшествия. Основным документом в данном случае является протокол. В нем необходимо отразить все детали ДТП, степень повреждения авто. Документ заполняется участниками и свидетелями аварии, которые детально описывают случившееся, давая свои письменные пояснения. В протоколе указывают дату и время аварии.

Читайте также  Срок подачи заявления в суд после ДТП

Готовый документ передают уполномоченному лицу для расследования. Затем выносится постановление, на основании которого виновника привлекают к ответственности. Срок рассмотрения материалов по ДТП без пострадавших составляет не более двух месяцев.

По умолчанию подобные дела рассматриваются в течение 30 дней. Однако уполномоченное лицо может продлить расследование еще на месяц.

Если в аварии есть пострадавшие, то сроки рассмотрения существенно увеличиваются. Например, расследование ДТП, в результате которого был причинен тяжкий вред здоровью, может длиться до 6 месяцев.

Нюансы рассмотрения ДТП без пострадавших

В действующем законодательстве установлены только предельные сроки рассмотрения подобных дел. В действительности следствие может проходить гораздо быстрее, чем может показаться на первый взгляд.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

Что делать виновнику ДТП без ОСАГО

Механизм страхования ОСАГО является таким, что виновный в аварии и не застраховавший автогражданскую ответственность водитель сталкивается с тяжелыми финансовыми последствиями. По условиям страхования ОСАГО по полису виновного в аварии водителя выплачивается компенсация пострадавшему автовладельцу. Он не может использовать свой полис, чтобы возместить ущерб для своего же авто. Если виновник ездил без страховки, ему придется оплачивать убытки, которые он причинил, самостоятельно. В такой ситуации важно действовать правильно, чтобы спор разрешился справедливо для всех сторон.

Действия виновника ДТП без ОСАГО сразу после аварии

Не нужно пытаться скрыться с места ДТП. Если позже водителя разыщут, он не только выплатит компенсацию и штраф, но и будет лишен водительского удостоверения. Вместо этого нужно вызвать инспектора ГИБДД, проверить, что в протокол внесены верные данные об обстоятельствах аварии, оставить свои контакты инспектору и пострадавшему автовладельцу.

Дальнейшие действия зависят от обстоятельств аварии и поведения второго водителя. Возможны следующие варианты.

Компенсация на месте. Обычно при незначительных повреждениях участники аварии договариваются о компенсации самостоятельно, не привлекая для этого страховщиков, независимых экспертов или суд. В этом случае виновнику нужно получить от пострадавшей стороны расписку в том, что сумма ущерба полностью выплачена, а сам он не имеет финансовых и иных претензий.

Компенсация по КАСКО. Если помимо ОСАГО у второго водителя был оформлен полис КАСКО, он может компенсировать затраты на ремонт с его помощью. Для виновника ДТП это — не самый желательный вариант, так как позже страховая компания подаст в суд регрессный иск. Нередко суммы таких исков оказываются завышенными, и ответчикам приходится оспаривать их в суде. Для защиты своих интересов в этом случае важно сохранить документы об аварии и контактные данные второго водителя. Также желательно провести оценку ущерба, причиненного другому автомобилю. Это поможет установить объективный размер убытка, не допустить его завышения страховой компанией.

Обращение в суд. Наиболее распространенная ситуация при значительных повреждениях авто. Пострадавший водитель в этом случае заказывает оценку ущерба, после чего подает иск, основываясь на данных отчета. Виновник ДТП без страховки становится ответчиком. Он вправе оспаривать претензии истца, снижая сумму иска. Такие судебные дела рассматриваются в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Закон «Об ОСАГО» в этих случаях не применяется, а страховая компания потерпевшего не принимает участия в деле.

Защита интересов виновника ДТП без ОСАГО в суде

Судебная практика по таким делам складывается не в пользу виновных в авариях водителей. Вместе с тем, они имеют равные с потерпевшими права в части соблюдения их финансовых интересов. Защита юристами компании «Инвест Консалтинг» в подобных случаях строится так, чтобы прийти к справедливому для всех сторон разрешению конфликта.

Итак, если у вас возникает вопрос: «Я виновник ДТП, у меня нет ОСАГО, что делать?», необходимо предпринять следующее:

  • организовать независимую оценку ущерба с целью проверки обоснованности финансовых претензий истца;
  • проверить обоснованность дополнительных расходов, возникших в результате ДТП (эвакуация авто, его хранение на платной стоянке и пр.);
  • проконтролировать соблюдение процессуальных норм.

Начиная с 2015 года суды при рассмотрении таких исков руководствовались обзором судебной практики, предписывающим при расчете компенсации использовать Единую методику ЦБ РФ. При этом учитывался износ деталей, для их стоимости вводились понижающие коэффициенты. В результате суммы выплат оказывались меньше реальных затрат на ремонт авто, что было выгодно виновникам ДТП и невыгодно потерпевшим. В 2017-м году ситуация изменилась. Постановление Конституционного Суда РФ установило следующее:

  • при рассмотрении исков потерпевший имеет право на возмещение возникшего ущерба в полном объеме. Это значит, что сумма претензий может включать в себя все затраты, связанные с восстановительным ремонтом;
  • в случаях, когда при установке новых комплектующих при ремонте стоимость поврежденного в ДТП авто возрастает по сравнению с исходной, это не влияет на размер претензии, не уменьшает его;
  • согласно Гражданскому кодексу РФ обязанность компенсировать возникший убыток полностью ложится на того, кто виноват в его причинении.

Такой подход к рассмотрению исков в адрес виновников ДТП может спровоцировать появление завышенных претензий. Чтобы защититься от них, ответчику необходимо тщательно проверять оформленные инспектором ГИБДД на месте происшествия документы, подписывая их только в том случае, если все изложенное в них верно. Также важно провести собственную оценку ущерба. Для этого можно заказать независимую экспертизу автомобиля истца либо экспертный анализ предоставленного им отчета об оценке в компании «Инвест Консалтинг». Важно, чтобы при судебных слушаниях интересы ответчика защищал грамотный автоюрист. Все это поможет снизить сумму иска, добиться решения, которое будет устраивать и потерпевшего, и виновного водителя.

Компания «Инвест Консалтинг» предлагает доступные цены на услуги независимой экспертизы и юридической поддержки для виновников ДТП. Проконсультируйтесь у наших экспертов, чтобы получить больше информации, оценить перспективы по вашему делу.