Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу

Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?

  1. В законе 2021 года, действительно, предусмотрена обязанность виновника возмещать ущерб от ДТП даже в случае, когда его ответственность застрахована по ОСАГО.
  2. Требовать деньги с виновного водителя может как потерпевший, так и страховая компания.
  3. Можно спорить с требованием в суде, но иногда это не выгодно.
  4. Если вам предъявлено требование в рамках ОСАГО, хорошенько обдумайте свои дальнейшие действия, по возможности обратитесь за консультацией к специалистам в этой области.

Не так давно вопросом о возмещении ущерба за ДТП задавались лишь те водители, которые вовремя не сделали полис ОСАГО или кто разбил чью-то очень дорогую машину. Однако, всё изменилось после того, как по данному вопросу высказался Конституционный суд. Теперь с подобным требованием доплаты может столкнуться почти каждый водитель, попавший по своей вине в ДТП. В данной статье мы разберем законно ли такое требование, а также какие действия предпринять чтобы минимизировать долг.

Требуют доплатить – это законно?

Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.

Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:

  1. страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
  2. страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
  3. ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
  4. страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
  5. полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.

Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.

Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО

В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.

Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.

Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать. придётся платить.

Случай №2: Лимит выплаты

Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.

В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2021 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.

Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с «ушлыми» ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.

Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили

Именно данная ситуация приобретает в настоящее время массовый характер. Водители, виновники в ДТП, с недоумением реагируют на требование доплаты, ведь все уверены, что в случае, когда ущерб менее 400 000 рублей, за всё платит страховая. Но как оказалось, безоблачно всё только на словах и в экранах телевизора, на деле же ОСАГО страхует вашу ответственность частично. С этим можно не соглашаться, но точку в вопросе поставил Конституционный суд в своём Постановлении 6-П от 10 марта 2017 года.

Конечно, он не указал на то, что любой потерпевший сможет требовать деньги с виновника, но указал ситуации, в которых такое требование будет законно и обосновано.

Более подробно мы обсудим данный вопрос немного ниже.

Случай №4: Банкротство страховой

Обанкротившийся страховщик – еще не повод платить потерпевшему за ДТП. Данная ситуация полностью регулируется законом, и подобное требование может заявить только тот, кто закон этот самый не читал.

Потерпевший должен сам обращаться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) за компенсационной выплатой. Но, получив такую выплату, он сможет наравне с собственниками авто из ситуации №3 требовать доплатить, сумма уже будет не такая большая, но всё же, такое право у них есть.

Случай 5: Виновник без страховки

Здесь всё просто! Пожалев некоторую сумму денег на полис ОСАГО, виновник будет вынужден не просто доплатить, а весь ущерб целиком заплатить из своего кармана. А те, кто делают псевдоОСАГО, лишь бы было что предъявить гаишникам, и деньги тратят, и от ответственности не застрахованы.

Если требует страховая по ОСАГО?

Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса. Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад. Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2021 год.

Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.

Если страховщик требует доплату по КАСКО?

Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.

В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.

Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.

Что делать в первую очередь?

Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.

Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.

Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.

Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.

Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.

Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.

Если потерпевшему выплатили слишком мало

Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.

И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.

Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.

Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.

Выплата с учетом износа

По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.

Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.

Независимая экспертиза насчитала больше

После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.

Страховщик не выплатил

Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.

Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2021 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.

Если был ремонт

В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.

Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.

Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?

Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз. Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.

Читайте также  Пакет документов для страховой компании после ДТП

Для примера, рассмотрим такой случай.

  • Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
  • При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
  • Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.

Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.

Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.

Поможет ли адвокат в суде?

В суде ваши интересы может представлять не только адвокат, но и любой другой человек с юридическим образованием или даже без него. Важно искать человека, который разбирается в данном вопросе и, можно сказать, специализируется на судах со страховыми компаниями именно по ОСАГО.

Вероятность того, что такой человек поможет, больше. Но если требования потерпевшего или страховщика в доплате с виновника ДТП будут полностью основаны на законе, и размер требований не будет завышен, то представитель может и не помочь, разве что, потянуть время, чтобы отсрочить взыскание требуемых сумм.

Порядок взыскания с виновника ДТП

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по дорожно-транспортным происшествиям в Екатеринбурге поможет Вам профессионально и в срок. Звоните нам прямо сейчас!

Когда необходимо судебное взыскание с виновника ДТП?

Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

  • виновное лицо покинуло место ДТП
  • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
  • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
  • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
  • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
  • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
  • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Взыскание без учета износа с виновника

Очень часто стоимость ремонта оказывается значительно больше, чем выплатил страховщик. Это происходит, если автомобиль сильно пострадал в ДТП, или автомобиль имеет большую стоимость.

Тогда потерпевшая сторона вправе требовать возместить ущерб с виновника ДТП, выходящий за лимит, предусмотренный ответственностью страховщика без учета износа деталей. То есть гражданин, пострадавший в ДТП, может получить со страховой компании стоимость восстановительного ремонта с учетом износа деталей, а весь остальной ущерб гражданин может получить с виновной в ДТП стороны.

У юристов это называется разницей между страховой выплатой и реальным ущербом. В этом случае потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании. Доказательством служит, как правило, грамотно оформленная экспертиза, или чеки и квитанции об оплате деталей, работ. Если виновник ДТП отказывается добровольно оплатить ущерб, можно смело обращаться в суд.

ПОЛЕЗНО: читайте полный порядок возмещения вреда после ДТП по ссылке

Нужно ли писать претензию виновнику ДТП?

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

ПОЛЕЗНО: заказывайте претензию у нашего юриста, смотрите видео с советами по составлению процессуального документа второму водителю

Как составить исковое заявление к виновнику ДТП?

Для составления искового заявления законом не установлен официальный образец, важно руководствоваться нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, также исковые требования должны быть изложены с учетом следующих основных принципов:

  1. Краткость содержания, изложенного в исковых требованиях. Должны содержаться обстоятельства, только относящиеся к предмету искового заявления
  2. Обоснованность содержания. Исковые требования должны иметь нормы материального и процессуального права которые также относятся к обоснованию изложенных обстоятельств
  3. Форматирование содержания. Текстовый формат необходимо выставить однообразный на протяжении всего текста, с применимым наиболее часто размеров – 14 кегль, интервал ­– 1,5

Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного ДТП по своей природе содержит в себе следующие сведения:

  • ​ наименование суда в который подается исковое заявление
  • ​ ФИО, номер телефона, e-mail для связи Истца и Ответчика
  • ​ обстоятельства спора в следствии чего было нарушено право, в следствии чего был причинен вред здоровью или смерть
  • ​ мотивировка требований — на чем основывается лицо получившее вред в результате ДТП и почему
  • ​просительная часть — какие меры по мнению потерпевшего лица должны быть
  • перечень документов необходимы для обоснования обстоятельств, на которые ссылается Истец
  • ​ когда было составлено исковое заявление (дата) и подпись отправителя

ПОЛЕЗНО: еще советы адвоката по составлению иска в суд в следующем видео

Порядок взыскания износа с виновника ДТП

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

Взыскание разницы с виновника дорожно транспортного происшествия

При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

  • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
  • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

Можно ли взыскать ущерб с виновника-велосипедиста?

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Как виновнику ДТП уменьшить взыскание?

Не забывайте, что Вы можете полностью отбиться от взыскиваемой с Вас сумм через оспаривание вины в дорожно-транспортном происшествии. Если процедура доказывания вины второго участника пройдет успешно, то можно будет уже просить компенсацию в свою пользу.

В соответствии с законодательством уменьшение размера взыскания с виновника ДТП возможно путем оспаривания оценки ущерба. Вы вправе заявить судебную экспертизу по делу или провести свою самостоятельно, оспорив выводы специалиста, который подготовил отчет для второй стороны по делу, смотрите видео с советами по оспариванию экспертизы по делу:

Что делать, если у виновника ДТП нет денег?

Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

ИНТЕРЕСНО: читайте нашу адвокатскую практику о взыскании ущерба с виновника дорожной ситуации, а также смотрите видео с отзывом пострадавшего пешехода

Отзыв по работе нашего юриста по ДТП

Оценка и возмещение ущерба с виновника ДТП

Даже наличие страховки не гарантирует возмещение, полученного в результате ДТП ущерба. После определения виновной стороны, ведется взыскание ущерба с виновника ДТП в судебном порядке. Страховой полис ОСАГО может гарантировать денежную компенсацию только для одного участника аварии – пострадавшей стороне, и то не полностью, чтобы можно было произвести ремонт любимого автомобиля.

Возмещение ущерба по соглашению сторон

В случаях, когда произошло небольшое дорожно-транспортное происшествие, в результате которого:
  • пострадало только два автомобиля,
  • люди не получили никаких травм и нет смертельного исхода,
  • повреждения машин оказались не очень серьезными, необходимая для восстановления рабочего состояния автомобиля сумма не превышает 100 000 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга -400 000 рублей, а также обязательное наличие видеорегистратора с GPS датчиком),
  • оба автомобиля застрахованы, обе стороны находятся в непосредственном контакте после происшествия и могут мирно договориться о выплате компенсаций без участия инспекторов ГИБДД. В таких случаях оформляется страховой случай по европротоколу, сам бланк протокола должен быть у каждого застрахованного водителя, его выдает страховая компания. Документов от ГИБДД не требуется, необходимо произвести тщательную фиксацию состояния автомобиля фотоснимками, если нет видеорегистратора и в положенный срок предоставить документы в страховую компанию.

Судебная практика дает полную картину последствий аварий, участники которых имели страховой полис ОСАГО. Очень редко денежные возмещения полностью покрывают расходы на восстановление автомобиля. Более надежный вариант, если потерпевший имеет и страховой полис КАСКО. Эта страховая компания делает выплаты, позволяющие сделать полный ремонт. А все потому, что в КАСКО нет ограничения максимальной суммы выплат для восстановления автомобиля.

Читайте также  На сколько увеличивается стоимость ОСАГО после ДТП?

Выплаты ОСАГО с учетом и без учета износа автомобиля

Сумма денежной компенсации по ОСАГО, рассчитывается по Положению Банка за номером № 432-П, с учетом износа и без учета износа автомобиля. Соответственно, с увеличением возраста машины, увеличивается ее пробег. Тогда оценка производится по определенным коэффициентам, учитывая возраст автомобиля. Сумма, подлежащая возмещению поэтому будет гораздо ниже, чем необходимая. Потерпевший имеет право обратиться в КАСКО, если имеет такой страховой полис. Он получит денежное возмещение на ремонт своего авто без учета износа, при этом будет рассчитана разница между суммой возмещения КАСКО и суммой выплаты ОСАГО, а разница подлежит взысканию с установленного виновника дорожно-транспортного происшествия.

Такие действия регламентирует статья Гражданского кодекса Российской Федерации за номером № 965. А именно, получение страховой компанией права, востребовать компенсацию с виновника аварии равную сумме, выплаченной страховой компанией ранее и необходимой для ремонта в полном объеме.

ВАЖНО . Или коротко, у пострадавшего полис КАСКО, ваш автомобиль застрахован в ОСАГО, тогда придется компенсировать разницу выплат из собственного кармана. Все эти действия подпадают под статью № 15, Гражданского кодекса Российской Федерации, дающие определение убытка, а именно – возмещение нарушенных прав, потеря или порча имущества (реальный ущерб) и неполучение определенной суммы дохода, которую мог бы получить участник аварии, если бы не было этой аварии (упущенная выгода).

Поэтому пострадавший имеет право возмещения своих убытков, нанесенных третьими лицами, то есть потерпевший должен возвратиться в реальное положение своего материального положения, до аварии. После появления решения Конституционного суда, о порядке начисления суммы ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, ведется такая практика – начисление суммы компенсации, не использующие коэффициенты, то есть решения выносятся без износа, ОСАГО судебные решения выносятся на основании иска, поданного пострадавшей стороной.

Независимая экспертиза

В случае обращения пострадавшего, за оценкой ущерба в независимую экспертизу, виновник снова будет обязан выплатить разницу сверх лимита по ОСАГО. Судебная практика показывает, что такие исковые заявления встречаются довольно часто. Независимая экспертиза была введена для снижения различий в результатах оценки, так как введена общая схема расчета страховых выплат.

ВНИМАНИЕ . Но, разница в сумме оценки бывает довольно существенной, что вызвано отличиями в характере и объеме нанесенных повреждений, без учета износа, судебная практика показывает следующий результат, виновному в аварии придется компенсировать сумму, превышающую сумму выплаты по страховке собственными силами.

Обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью повышения защиты пострадавших в ДТП при использовании транспортных средств и не может приводить к уменьшению денежных компенсаций.

Превышение максимальной суммы выплат

Договором страхования ОСАГО предусмотрена максимальная страховая выплата, для восстановления транспортного средства. Сейчас она равна 400 000 рублей, в случае только поврежденного автомобиля, и 500 000 рублей, если есть люди, получившие травмы или умершие. Если в результате аварии нанесен ущерб выше этой суммы, разницу также будет компенсировать виновник происшествия.

Виновный не определен

Иногда, происходят аварии, в которых тяжело установить виновность одного водителя и пострадавших может быть несколько. Верховный суд, в ходе судебных разбирательств, постановил, если нельзя найти непосредственного виновника в наступлении страхового случая, или определить степень виновности каждого водителя по отдельности, в случае обращения одного из участников происшествия в страховую компанию за денежной выплатой, такой водитель имеет право получить компенсацию в сумме одной из равных долей. То есть, компенсация всем участникам ДТП выплачивается в равных долях.

Выплата по ОСАГО, когда виновны оба участника ДТП

Когда автомобилю причинен ущерб в результате ДТП, согласно закону об ОСАГО, все убытки автовладельцу возмещаются виновником аварии, а точнее его страховой компанией. И только в том случае, когда размер ущерба превышает лимит страховой выплаты, разницу виновник аварии доплачивает уже за свой собственный счет.

В связи с этим возникает немало вопросов у клиентов страховых компаний о том, как осуществляется страховая выплата компенсации по ОСАГО в том случае, когда виновны оба участника ДТП. О том, как происходит компенсация по ОСАГО в этом случае, рассказывают и помогают юристы «Юридического центра Сиан».

Казалось бы, коль скоро виновны оба участника ДТП, то оба должны остаться без возмещения ущерба, так как основное правило страхования гласит: компенсацию по ОСАГО получает невиновный, а выплачивает ее страховщик виновного водителя.

На самом же деле получить компенсацию ущерба возможно даже в том случае, когда в аварии виновны оба. Однако, чтобы не остаться без страхового возмещения, действовать следует оперативно и не надеяться на «авось».

Кто кому платит?

Согласно ч. 2 ст. 1083 ГК РФ, выплата страхового возмещения осуществляется не в полном объеме, а пропорционально степени вины каждого из участников ДТП. Когда виновен в аварии только один из водителей, тогда по страховке ОСАГО именно ему выплата компенсации и не полагается. А вот когда виновны оба, тогда после назначенной и проведенной судебной экспертизы устанавливается степень вины каждого из водителей, а уже потом на основании этих данных судом определяется размер страховой выплаты каждому.

Страховщики часто выдают отказы своим клиентам при предъявлении заявления после ДТП, в котором виновны оба участника, на том основании, что компания не может установить степень вины каждого, а значит и определить в какой сумме должна быть выражена компенсация. Расчет в таком случае на то, что клиент при небольшой величине ущерба поленится идти в суд и тратить время и деньги на тяжбу со страховщиком. Таким образом, страховщик идет на прямой обман своего клиента.

Реже, но бывает, что компания соглашается «добровольно» выплатить клиенту половину от суммы страхового возмещения, принимая степень его вины за 50%, когда виновны оба участника ДТП.

Следует признать, что в подавляющем большинстве случаев суды точно также принимают степень вины участников ДТП равной, опираясь на п. 2 ст. 1081 ГК РФ, гласящий, что при невозможности точного установления степени вины каждого, следует принимать ее в равных долях. Другой причиной того, что суд скорее примет долю вины каждого равно 50% является нежелание быть обвиненным в предвзятости и необъективности. «Соломоново» решение, как правило, устраивает всех.

Таким образом, водителю, который оказался виновным в ДТП, как и второй его участник следует сначала попытаться обратиться к страховщику и подать заявление на получение компенсации по ОСАГО. Вполне вероятно, что компания примет заявление и выплату произведет. Если же Вы не согласны с решением страховщика по любому пункту, следует обращаться непосредственно в суд.

Чем поможет юрист?

Главным затруднением, когда виновны оба участника ДТП, является то, что проведение экспертиз, разбирательство в суде, взыскание компенсации со страховой компании — все это требует немалых затрат времени. Разбирательство может тянуться год, а то и дольше. В результате все это время автовладельцу приходится ждать денег на ремонт машины. Что посоветует юрист?

Чтобы не ждать компенсации по ОСАГО так долго, следует отправиться в оценочную компанию, обладающей соответствующей лицензией на проведение оценки ущерба после ДТП, получить ее заключение, а потом смело отдавать машину в починку. Далее процесс судопроизводства, вынесения решения, пойдут своим чередом. А уже потом затраты, понесенные на ремонт, можно будет возместить за счет страховой компании. Но пользоваться машиной все это время Вы будете.

Главная роль юриста в подобной ситуации при обращении к нему той или иной стороны заключается в предоставлении квалифицированной консультации по всем возникающим вопросам, а также помощь клиенту в подготовке к судебному процессу. Да, действительно, согласно статистике, чаще всего суды принимают решение о признании обоих участников виновными в пропорции 1:1. Но так бывает не всегда, и чтобы не стать «козлом отпущения» и не лишиться компенсации по ОСАГО, следует очень тщательно подготовиться к судебному разбирательству.

Опытный юрист по ДТП «Юридического центра Сиан» поможет собрать все необходимые документы и сформулировать исковое заявление с учетом Ваших законных интересов.

Цены на услуги

Возможно заключение договора с оплатой услуг в рассрочку.

  • Ведение дел в судах со страховыми компаниями от 25 000 руб.

Страховая требует возместить ущерб за ДТП

Механизм взыскания страховой компанией с виновника дорожного происшествия понесенного ущерба называется регрессным требованием. То есть регресс подразумевает взыскание расходов страховой фирмы на возмещение ущерба пострадавшей стороне со своего же клиента, застраховавшего в ней свою автогражданскую ответственность.

Но в каких именно случаях страховщик вправе воспользоваться этим правом? И как поступить, если до этого все же дошло? Неужели при действующей страховке ОСАГО компенсировать убытки придется из собственного кармана?

В каких случаях виновник аварии возмещает ущерб самостоятельно?

Федеральный закон № 40-ФЗ «Об ОСАГО» от 25 апреля 2002 года устанавливает, что возмещение убытков, полученных в результате ДТП, ложится на плечи страховой компании виновника происшествия. Этот же закон наделяет страховые организации и правом выдвижения регрессных требований к виновнику аварии, из-за которого страховщик понес материальные убытки. Но выдвинуть требование о выплате регресса можно только в отдельных случаях, четко оговоренных в статье 14 закона «Об ОСАГО»:

  • виновник дорожно-транспортного происшествия умышленно нанес вред жизни и здоровью потерпевшего;
  • виновник ДТП в момент столкновения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник аварии не имел права на управление транспортным средством (управлял без водительского удостоверения);
  • виновный водитель скрылся с места происшествия;
  • виновник не вписан в страховку ОСАГО на данное транспортное средство (или ДТП совершено в период, не предусмотренный договором ОСАГО);
  • бланк извещения о ДТП не был направлен страховщику в течение 5 рабочих дней после аварии;
  • в течение 15 дней после ДТП, если оно не было оформлено сотрудниками ГИБДД, водитель отремонтировал автомобиль, утилизировал его или отказался предоставить его на экспертизу страховой организации;
  • на момент аварии истек срок действия диагностической карты (только в случае транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров и опасных грузов);
  • виновник ДТП при оформлении электронного полиса ОСАГО предоставил заведомо ложные сведения, что привело к снижению суммы страховой премии.

Что такое суброгация?

Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

Требование суброгации возможно только в случае, если есть пострадавшая сторона. Если же водитель, который застраховал автомобиль полисом КАСКО, случайно поцарапал его о тротуар, страховщик не вправе предъявлять к нему это требование. В случае суброгации страховщик может потребовать от виновника аварии возмещения не только прямых убытков, нанесенных автомобилю пострадавшего, но и расходов на проведение экспертизы, а также на возмещение вреда здоровью.

Досудебная претензия по возмещению убытков

Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

Читайте также  Сроки оценки ущерба после ДТП

Досудебная претензия страховой компании представляет собой письмо с подробным описанием обстоятельств аварии, ссылками на статьи нормативно-правовых актов и суммой, которую необходимо возместить страховщику. К претензии о возмещении ущерба обязательно прикладывается внушительный список документов, подтверждающих обоснованность требований страховой фирмы.

Если ДТП было спровоцировано водителем, находящимся при исполнении служебных обязанностей, то досудебная претензия будет направлена его работодателю.

Оспаривание законности выплаченной страховки

Чтобы понять, законны ли требования страховой фирмы, необходимо тщательным образом изучить все документы, которые она приложила к иску. Зачастую сделать это собственными силами довольно сложно, поэтому придется обращаться к услугам опытных юристов. Потребуется выяснить, в частности, правомерно ли страховая фирма выплатила страховку участнику ДТП.

В лучшем случае адвокат докажет, что страховка была выплачена пострадавшему незаконно, что полностью снимет все основания по регрессным требованиям в отношении ответчика.

Оспаривание вины в судебном порядке

Грамотный адвокат вполне способен снять вину с водителя, так как страховые компании апеллируют прежде всего к протоколам об административных правонарушениях и к справкам из ГИБДД. А эти документы далеко не всегда составляются в полном соответствии с законом.

Как снизить размер регресса?

Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

  • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
  • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
  • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
  • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
  • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

Если судебное решение будет вынесено в пользу ответчика (к которому было выставлено регрессное требование), то все расходы на юриста могут быть возложены на самого страховщика. Если же суд проигран, то дело все еще можно обжаловать в вышестоящем судебном органе посредством подачи апелляции.

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»