Как оценить автомобиль после ДТП самостоятельно?

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.

Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):

  • заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
  • документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
  • документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Цена автоэкспертизы после ДТП

Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:

  • модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
  • стоимости запчастей;
  • степени изношенности деталей;
  • характера полученных повреждений;
  • степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
  • доступности деталей на российском рынке.

Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:

  • в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
  • сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
  • какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
  • предоставляются ли дополнительные услуги.

Ценовой диапазон стоимости экспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии

После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.

Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.

Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.

Что такое дефектовка автомобилей после ДТП

Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.

Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.

При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Прочитав статью, вы узнаете, как правильно выполнить оценку ущерба автомобиля после ДТП, в предлагаемом материале также изложены основные способы оценки ущерба автомобиля после ДТП, применяемые на практике.

Определение размера материального ущерба, причиненного собственнику поврежденного транспортного средства, является приоритетной задачей, решаемой при производстве по делам о дорожно-транспортных авариях.

В одних случаях, решение данной задачи должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями закона, путем проведения экспертной оценки ущерба автомобиля после ДТП, в других – процедура оценки может быть упрощена.

С необходимостью определения размера материального ущерба, причиненного в ДТП от повреждения автомобилей и других видов транспортных средств, участники происшествия сталкиваются в 100 % случаев дорожных аварий.

Оценка ущерба автомобиля является «болевой точкой» в спорах по делам о возмещении ущерба от ДТП.

Для одних – потерпевших, размер ущерба из-за разбитого авто кажется чрезмерно заниженным.

Для других – виновников ДТП, все наоборот: «муха превращена в слона».

Страховщикам же и вовсе нет никакого дела ни до первых, ни до вторых, им просто не хочется платить.

Поскольку деньги любят счет, то с ущербом придется разбираться.

Читайте также  Судмедэкспертиза после ДТП как проводится

В каких случаях необходима оценка ущерба автомобиля

Оценка ущерба автомобиля необходима:

При рассмотрении заявления потерпевшего о страховой выплате.

При несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты определенной страховщиком и предъявления претензии.

Для обоснования претензионных досудебных требований о возмещении ущерба от ДТП к виновнику происшествия.

Для предъявления иска в суд.

При назначении судебной экспертизы по иску о возмещении ущерба, причиненного транспортному средству в дорожно-транспортном происшествии.

Процедуру оценки ущерба, причиненного транспортному средству в дорожной аварии, в зависимости от ее целевого назначения, условно можно разделить на два вида:

Оценка для целей, вытекающих из правоотношений, урегулированных законом РФ «Об ОСАГО».

Например, расчет страховой выплаты, оспаривание размера страхового возмещения, оценка для претензии к страховщику, назначение судебной оценочной экспертизы.

Оценка ущерба в иных целях по «упрощенному порядку».

Например, для предъявления претензии к виновнику аварии или лицу, ответственному за причиненный вред, при расчете суммы исковых требований и предъявлении иска в суд.

Рассмотрим подробнее каждый из видов оценки ущерба.

Порядок оценки ущерба автомобиля по закону об ОСАГО

В настоящее время оценка ущерба автомобиля после дорожно-транспортного происшествия, проводимая в рамках правоотношений по договорам обязательного страхования, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями ФЗ «Об ОСАГО».

В стандартной ситуации после определения виновного лица, потерпевший обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате. Страховая компания, в порядке и на условиях предусмотренных законом «Об ОСАГО», определяет размер страховой выплаты в части расходов на восстановление поврежденного транспортного средства.

При этом, не имеет значения способ оформления происшествия – Европротокол или общий порядок с участием уполномоченных сотрудников ГИБДД.

Статьи в помощь:

У потерпевшего впервые возникает необходимость проведения оценки ущерба автомобиля после ДТП, в случае несогласия с размером причитающейся ему страховой выплаты, определенной страховщиком по результатам осмотра поврежденного транспортного средства.

При таких обстоятельствах потерпевший вправе настаивать на организации и проведении независимой экспертизы, оценки поврежденного автомобиля пункт 11 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Расходы по проведению экспертизы несет в этом случае страховщик.

Если размер страховой выплаты был определен страховой компанией по результатам осмотра и проведения независимой экспертизы (оценки), а потерпевший не согласен с ее размером, то он вправе оспорить заключение экспертизы путем проведения повторной независимой экспертизы (оценки).

Расходы на повторную экспертизу оплачивает потерпевший.

В дальнейшем заключение повторной экспертизы — оценки поврежденного транспортного средства направляется потерпевшим с досудебной претензией в страховую организацию.

Статьи в помощь:

Оценка ущерба автомобиля после ДТП в рамках правоотношений, вытекающих из исполнения обязательств по договорам обязательного страхования, имеет свою специфику, определяемую статьей 12.1 закона РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ в редакции от 21.07.2014 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.10.2014.

Определенный законом порядок проведения независимой технической экспертизы заключается в следующем:

Предметом экспертизы в числе прочего является определение стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, а так же применяемых при его ремонте способов и методов.

Для проведения независимой оценочной экспертизы применяются единые правила, установленные Центральным банком РФ: «Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34212). Таким образом, ранее действующие правила ОСАГО утратили силу действия.

Для целей проведения независимых экспертиз, в том числе и оценки ущерба автомобиля после ДТП в рамках ОСАГО, разработана и утверждена единая методика, по которой определяется величина расходов на восстановительный ремонт АМТС.

Право на проведение независимых экспертиз предоставляется только экспертам-техникам – лицам, имеющим специальную профессиональную подготовку и включенных в единый реестр министерства юстиции РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» в редакции от 21.07.2014 г. соблюдение перечисленных требований является обязательным при назначении судебной экспертизы по иску о взыскании страховой выплаты и определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства (речь идет об иске к страховой компании).

Статья в помощь:

Из сказанного выше следует, что выбирая эксперта для проведения оценки ущерба автомобиля необходимо удостовериться, что он имеет соответствующую аккредитацию в реестре Минюста РФ.

Также проверьте, чтобы заключение, выполненное экспертом- техником было составлено с применением единой методики установленной Центробанком РФ.

В противном случае, вы потеряете безвозвратно и время и деньги.

Упрощенный порядок оценки ущерба автомобиля после ДТП

Данный вид оценки применяется в целях, не связанных с исполнением требований, вытекающих из правоотношений ОСАГО.

Потерпевший вправе самостоятельно выбрать способ для расчета суммы ущерба, причиненного в связи с повреждением его транспортного средства.

Например, собственник поврежденного автомобиля может обратиться к любому профессиональному оценщику, который при помощи любой из имеющихся в его арсенале методик определит размер причиненного ущерба.

Распространенным способом, используемым для оценки ущерба транспортных средств, является составление сметы ремонтно-восстановительных работ.

Смета может быть составлена как в специализирующейся на ремонте АМТС организации, так и самостоятельно потерпевшим.

Оценка–смета представляет собой расчет стоимости ремонтных работ, заменяемых запасных и комплектующих частей и материалов, необходимых для восстановления автомобиля.

Для обоснования сметы используются любые доказательства, обосновывающие стоимость затрат (чеки, выписки, справки из автомагазинов и специализирующихся на торговле запасными частями и ремонте организаций).

Использование упрощенного порядка предполагает выполнение потерпевшим функций организатора (исполнителя) действий, направленных на определение ущерба и существенно минимизирует финансовые затраты по оценке ущерба автомобиля после ДТП.

В заключение статьи обращаю внимание наших читателей на важность изложенного материала, в виду его новизны.

Действия многих положений, связанных с экспертной оценкой автомобиля после ДТП, вступили в силу с октября 2014 года.

Решая вопросы, связанные с экспертной оценкой ущерба, применяйте правильно закон.

Комментарии

День Добрый. Было ДТП, я потерпевший. 2 авто, без вреда здоровью, до 50 тыс.
Повреждения: ЛКМ на заднем бампере+ поврежден фаркоп. Есть товарный чек на фаркоп, его стоимость 7800руб. покупал 2 мес. назад. Авто Фольтсваген Поло 2014г.в. пробег 90000км.

Получил справку из ГИБДД и постановление об отказе в возбуждении админ. правонарушения.

Приехал в свою страховую (росгосстрах), отдал документы: Спавку гибдд, постановление, копии паспорта, стс, в/у. Записался на экспертизу на сл. день и взял направление (только сейчас заметил что оно без номера, даты и печатей на фирм. бланке.)

На след. день машину осмотрел оценщик, забрал направление. Записал в бланке повреждения: замена ЛКМ, замена фаркопа. Отметил что возможны скрытые дефекты. На вопрос о работе снять/поставить бампер — он ответил что это сопутствующая работа и ее не нужно отдельно записывать. На предложение взять копию товарного чека, услышал отказ и что ему он не нужен и если что то не устраивает Я могу отказаться от выплаты. На просьбу сфотографироват ь этот бланк тоже получил отказ.

Через 15 мин. меня пригласили и озвучили сумму в 12700руб.
Естественно я отказался. Далее написали как бы правильно выразится заявление об полной выплате, расписался в бланке с перечнем отданных документов и на получение карты росгосстрах банк. В самом конце отдал копию товарного чека и записали его в перечень доков (если б не настоял- то сотрудница промолчала). Далее мне сказали что в течении 20 раб. дней поступит выплата либо на почту отказ. И новые расчеты я смогу получить по заявлению после выплаты.

Теперь не знаю что делать дальше. Либо заказывать сейчас независимую экспертизу, либо дожидаться выплаты и смотреть потом расчеты (знаю что машине 2 года и должны посчитать УТС) Кстати срок действия моего полиса истекает через 16 дней.

Заранее благодарю за ответ и не судите строго по ошибкам.

Расчет ущерба по ОСАГО: калькулятор выплаты РСА

При возникновении ситуации, когда становится необходимым рассчитать сумму компенсации ущерба, нанесенного автомобиля, многие водители не знают, как правильно это сделать. Нужно производить расчет ущерба по ОСАГО, используя специальный калькулятор, который рассчитает сумму выплаты водителю.

Что такое единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Единая методика расчета включает в себя большой перечень нюансов, исходя из которых становится возможным узнать наиболее точные данные причиненного ущерба автомобилю, а так же степень причастности водителя к этому происшествию. В этот список входит учет типа вождения водителя, наличия на дорогах каких либо знаков (на предмет несоблюдения их водителем), метеорологические условия, состояние дороги, по которой ехал автомобиль, внешние факторы, такие как другие автомобили, животные, состояние автомобиля на момент происшествия, в отношении которого производится расчет ущерба, изучение сведений ситуации.

Кто может ее использовать

Воспользоваться данной методикой может любой автомобилист, который испытывает необходимость в расчете ущерба.

Как рассчитать размер компенсации

Размер суммы, которую страховая компания выплатит водителю, зависит от множества факторов. К таким относится общий износ транспорта. В зависимости от степени износа (возраста автомобиля), страховая компания может понизить сумму выплаты не более, чем на 50% от положенной суммы, согласно действующим законам.

Кроме общего износа автомобиля,учитывается степень износа отдельных его деталей. Для того чтобы повысить сумму компенсации, необходимо сохранять чеки и квитанции на купленные и установленные детали.

Как рассчитать сумму ущерба

Для расчета суммы полученного автомобилем ущерба, необходимо воспользоваться специальным калькулятором. В его основу заложены такие нюансы как постоянно обновляющаяся база данных цен на запасные части автотранспорта, цена за 1 час работы на станции тех. обслуживания. Однако, полученная цифра не будет на 100% являться правдивой, так как расчет исходит только из поврежденных деталей (видимых повреждений).

Что делать в случае занижения компенсации

Нередки случаи, когда страховые компании произведя расчет суммы компенсации водителю, занижают ее. В таких случаях нужно обращаться к независимым экспертам (компаниям) для полной экспертизы автомобиля. При этом необходимо сохранить все документы касающиеся ДТП, такие, как квитанция об оплате и прочие. Затем, нужно составить заявление, в котором будет указано и обосновано несогласия с решением страховой компании касательно суммы выплаты по страховому случаю.

Читайте также  Какой КБМ после ДТП

В качестве доказательств необходимо ссылаться на результаты полной экспертизы автомобиля независимыми экспертами. Составленное заявление нужно направлять на имя страховой компании, сделать это можно двумя способами, составить заявление письменно (напечатать) и прийти в офис компании, либо отправить скан заявления на официальный электронный адрес компании. После чего остается только ждать решения специалистов.

При обращении необходимо прикрепить все имеющиеся документы по ДТП, расчету и перерасчету суммы страховой компанией, свидетельство о полной экспертизе автомобиля независимыми экспертами, копию либо оригинал заявления, которые были направлены в целях перерасчета суммы выплаты.

Расчет стоимости ремонта ТС на сайте РСА

Для вычисления суммы, необходимой для восстановления автомобиля, замены каких либо его частей, нужно воспользоваться специальным калькулятором, такой присутствует на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР + СМ + СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.

Величины для формул берутся конкретно для каждой экономической зоны, из справочников.

Посмотреть цены на запчасти можно на официальном сайте РСА по ссылке: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html.

Заключение

Для получения более точной информации, которая повлияет на сумму выплаты страховой компанией, необходимо использовать специализированные калькуляторы, в некоторых случаях прибегать к услугам независимых экспертов, для полной оценки состояния автомобиля.

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Оценка ущерба, полученного транспортным средством в ДТП, начинается еще на этапе составления протокола инспектором ГИБДД. Именно он описывает в протоколе все повреждения, которые затем будут отражены в справке о ДТП и переданы вместе с ней в страховую компанию. Поэтому стоит проследить, чтобы протокол об административном правонарушении был составлен максимально подробно и добросовестно. В общем случае оценку ТС после дорожной аварии проводят специалисты, которые сотрудничают со страховой фирмой.

Законодательные основы

Существует 2 основных закона, которые регламентируют оценку повреждений ТС, полученных в результате ДТП, равно как и деятельность страховых компаний при наступлении страховых случаев — Закон «Об ОСАГО» и Закон «Об оценочной деятельности». Последний документ содержит подробный регламент профессиональной деятельности оценщиков.

Каждый эксперт-оценщик может проводить оценку повреждений авто только после аттестации в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК). По ее успешному прохождению он получает на руки удостоверение, а его личные данные заносятся в Госреестр техников-экспертов, который всегда можно просмотреть на официальном сайте Министерства юстиции.

По закону каждый участник ДТП, рассчитывающий на получение страховой выплаты, может доверить оценку ущерба независимым экспертам, минуя оценку специалистами, которые сотрудничают со страховой компанией. Обычно делается в том случае, если есть сомнения в их объективности.

Экспертиза авто в страховой компании

По закону страховая компания должна в полном объеме компенсировать пострадавшей в аварии стороне расходы на ремонтно-восстановительные работы, но на деле страховые выплаты далеко не всегда полностью их покрывают.

Оценка повреждений специалистами, сотрудничающими со страховой фирмой, делается после подачи заявления на получения страховой выплаты. Вместе с заявлением подается справка из ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии и ряд других обязательных документов. После этого (обычно в течение 5 дней) с участником ДТП согласовывается место и время проведения осмотра. Сама оценка автомобиля обычно занимает не более одного часа.

После оценки эксперт составляет акт осмотра транспортного средства и составляет перечень полученных повреждений с учетом их рыночной стоимости (делает калькуляцию ущерба). Акт осмотра содержит следующие сведения:

  • модель и марка автомобиля, год его выпуска, государственный номер и другие сведения о транспортном средстве;
  • подробная информация о собственнике автомобиля;
  • перечень повреждений, полученных машиной в результате ДТП;
  • работы, необходимые для восстановления авто;
  • пояснения по поводу повреждений, полученных автомобилем еще до аварии.

На основе акта осмотра делается калькуляция ущерба, которая учитывает виды необходимых ремонтно-восстановительных работ (покраска, замена деталей), их общую стоимость, износ деталей, подлежащих замене, и количество нормо-часов, требуемых для ремонта авто.

Проведение независимой экспертизы

Опишем подробней каждый этап проведения независимой экспертной оценки при наступлении страхового случая.

Шаг 1. Выбор подходящей фирмы и заключение договора

Выбирать организацию, которая оказывает услуги по оценке транспортных средств в рамках получения страховых выплат по ОСАГО, необходимо очень внимательно. Чтобы узнать, какой организации лучше всего доверить оценку, следует изучить сообщения автомобилистов на различных специализированных форумах или лично посетить несколько офисов, пообщаться со специалистами и сделать выводы об их профессиональной компетенции.

Шаг 2. Оплата услуг

Если заказчиком является физическое лицо, то оплата услуг независимых экспертов обычно делается в офисе, наличным или безналичным способом. На руки клиенту выдается квитанция об оплате услуг. Организации или индивидуальные предприниматели зачастую оплачивают услуги оценщиков безналичным способом, при помощи расчетного счета.

Шаг 3. Согласование места и времени осмотра

Место и время осмотра утверждается еще на этапе составления договора. Обычно автомобиль осматривают в автосервисе оценочной фирмы, в котором имеются все необходимые для этого технические средства. Но провести осмотр можно и на территории заказчика, в гараже или даже на штрафной стоянке.

Шаг 4. Оповещение о проведении экспертизы

Перед проведением оценки следует обязательно уведомить о ее времени и месте всех участников ДТП и страховую фирму. Они вправе присутствовать на процедуре, но даже если они не придут в назначенное время, результаты экспертизы оспорены не будут.

Шаг 5. Проведение экспертизы

На предварительном этапе оценки авто специалист знакомится со всей документацией, составленной инспектором ГИБДД при оформлении протокола о ДТП, а также делает общие фотографии автомобиля и фото поврежденных мест. Обязательно фиксируется и номер кузова (VIN-номер) автомобиля, его пробег и другие важные сведения, которые будут использоваться в дальнейших расчетах.

После осмотра экспертом автомобиля составляется акт, на основании которого проводятся дополнительные расчеты (калькуляция повреждений). Для этого обычно используются специализированные программы, которые все делают самостоятельно. В них необходимо лишь ввести сведения, полученные на этапе осмотра и фотофиксации повреждений.

Шаг 6. Получение экспертного отчета

В отчете о проведенной работе дается подробная информация о степени повреждения автомобиля и причинах их появления, о предстоящем объеме восстановительных работ и технологиях, которые при этом будут использоваться, о методах расчета стоимости ремонта и замены деталей. В конце отчета дается определение рыночной стоимости полученных повреждений и стоимости восстановительного ремонта.

К отчету независимых экспертов прилагается пакет документов, которые подтверждают сделанные выводы:

  • заключение экспертов о проведенных исследованиях;
  • расчет стоимости ремонтно-восстановительных работ (с учетом износа деталей или утраты товарной стоимости);
  • фотографии полученных повреждений;
  • акт осмотра автомобиля (на основе первичных сведений от инспектора ГИБДД);
  • документы, подтверждающие квалификацию оценщика (сведения об аттестации, лицензия на проведение оценочной деятельности);
  • договор на оказание услуг независимой экспертизы автомобиля;
  • чеки и квитанции об оплате услуг.

Со всеми этими документами можно отправляться в страховую фирму для получения денежной компенсации или в суд, если необходимо оспорить результаты первой экспертизы, проведенной страховщиком.

Онлайн калькулятор расчета ремонта на сайте РСА

На официальном сайте РСА находится очень удобный сервис (калькулятор), при помощи которого можно проверить и среднюю рыночную стоимость запасных частей, требующих замены при ремонте автомобиля, и среднюю стоимость нормочаса работы, и среднюю товарную стоимость материалов для проведения восстановительных работ.

Для того чтобы узнать среднюю стоимость запасных частей, на главной странице сайта необходимо выбрать раздел «ОСАГО», а затем нажать на блок «Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов», расположенный слева от центра страницы.

Для получения сведения о стоимости запчастей в калькулятор необходимо ввести дату дорожно-транспортного происшествия, экономический регион, в котором случилась авария, марку транспортного средства и номер запасной части по специализированному перечню (можно указать одновременно до 3 запчастей). Далее нажимаем на кнопку «Отправить запрос» и получаем необходимую информацию.

Для получения сведений о средней стоимости нормочасов работ необходимо ввести в калькулятор дату аварии, экономический регион, марку транспортного средства и его тип.

Расчет средней стоимости материалов делается после ввода даты аварии, а также наименования производителя материалов и самого материала (не более 3 позиций одновременно).

Сколько стоит проведение оценки в независимой компании?

Стоимость услуг независимой автоэкспертизы будет зависеть от множества факторов, включая регион, в котором расположена фирма и ее финансовую политику. На стоимость оценки окажет влияние тип экспертной оценки и ее срочность, объем полученных повреждений и соответствующих исследований, место проведения осмотра, вариант оформления акта оценки повреждений и наличие дополнительных услуг.

Стоимость оценки ущерба легковых машин значительно ниже, чем грузового автотранспорта или специальной техники. В среднем за эту процедуру в 2018 году придется заплатить от 3 до 10 тысяч рублей. В дальнейшем, если независимая оценка покажет необъективность экспертов, присланных на осмотр автомобиля страховой фирмой, ее стоимость можно истребовать со страховщика.

Как определить реальный ущерб после ДТП

После ДТП оценку повреждений проводят страховые компании. Если вы когда-нибудь сталкивались с ними, то знаете — они пользуются уловками и занижают стоимость ремонта автомобилей. Чтобы восстановить справедливость, водители пользуются независимой экспертизой — услугой, которая поможет выяснить реальный ущерб после аварий.

Независимая экспертиза поможет водителям совладать со страховой: рассчитать ущерб, получить деньги, оспорить стоимость ремонта и доказать некачественный или неполноценный ремонт.

Рассказываем, как работает эта услуга, где ее проходить и как выбирать специалистов.

Когда нужна независимая экспертиза

Услуга потребуется водителям, чьи автомобили пострадали в ДТП. Владельцы машин обращаются к незаинтересованным специалистам, когда сталкиваются со спорными вопросами с дилерскими центрами, страховыми компаниями, станциями техобслуживания и пр.

Читайте также  Срок давности по ДТП если виновник скрылся

Страховые компании идут на уловки при определении ущерба после ДТП. Поэтому, если выводы оценщика вас смущают, обратитесь к независимым экспертам. Они проведут оценку повреждений, полученных автомобилем в ДТП.

Учтите: независимая экспертиза — платная услуга, которая проводится за счет владельца автомобиля. Поэтому не советуем обращаться к экспертам «на всякий случай». Но если вы подозреваете, что страховая занизила стоимость ремонта, то расходы на независимую экспертизу можно будет включить в сумму претензий и возместить потраченные деньги через суд.

Страховщики иногда уклоняются от выплат, указанных в акте независимых экспертов. Тогда с оценкой независимых специалистов можно смело идти в суд.

Если у виновника аварии не оказалось полиса ОСАГО, или ущерб превышает лимит возмещения, то независимая экспертиза обязательна. Она определит, какую сумму должен выплатить виновник аварии.

А также независимые эксперты пригодятся, когда ремонт по направлению от страховой компании окажется некачественным. Разбираться в этом случае придется со страховщиками, а не с сервисом, который выполнял работы.

Еще прибегают к независимой экспертизе транспортные компании, которым пора списывать автомобили. Специалисты оценивают состояния автопарка и определяют рыночную или утилизационную стоимость.

Где пройти независимую экспертизу

Результаты экспертизы будут играть важную роль в суде, поэтому тщательно выбирайте компанию. Заключение эксперта будет иметь юридическую силу, только если у компании есть лицензия, а специалист аккредитован федеральным реестром экспертов-техников.

Представители недобросовестных компаний-однодневок караулят пострадавших водителей у ГИБДД и возле офисов страховых компаний, предлагая «быстро провести независимую экспертизу». Не соглашайтесь на обманные схемы и обещания мгновенных выплат.

Выбирайте те компании, которые работают уже давно и могут похвастаться большим количеством положительных отзывов.

Иногда эксперты из «серых» фирм работают одновременно в страховых и в независимых компаниях. Будьте внимательны, они проводят осмотр всегда не в пользу водителя. Распознать их просто — они просят показать документы из страховой и на основе этого делают заключение.

Как проходит экспертиза

Обратитесь в одну из компаний, которые проводят независимую экспертизу.

Специалист ознакомится с документами и сделает подробные, детальные снимки автомобиля и повреждений. Он осмотрит техническое состояние машины, очевидные и скрытые повреждения, оценит стоимость запчастей и необходимых деталей, рассчитает, во сколько обойдется ремонт.

Например, оценка эксперта способна определить:

  • скорость автомобиля в момент ДТП;
  • длину тормозного пути;
  • расположение участников и объектов во время аварии;
  • возможно ли было предотвратить ДТП;
  • как двигались участники;
  • были ли неисправности у автомобиля, которые повлияли на результат;
  • повреждения и чем они были вызваны и пр.

По окончании диагностики и оценки специалист выдаст заключение со всей необходимой информацией: повреждения, причины их возникновения, объем и стоимость работ. Если автомобиль еще находится на дилерской гарантии, то владелец вправе требовать возмещения по ценам официального дилера. Если же гарантия уже закончилась, то расчет будет проведен по среднерыночным ценникам.

Кроме отчетного акта, от компании потребуется еще договор, подтвержденные лицензия компании и квалификация техника и квитанция об оплате осмотра. Документы нужно передать страховой организации для пересмотра размера выплаты или предъявления претензий. Это же заключение примут в суде, если страховая откажется от пересмотра.

Водитель, который обращается к экспертам, обязан известить об этом страховую и других участников ДТП. Особенно если при первом осмотре страховщиком были выявлены не все дефекты.

Совет от Matador Tech

Не отвозите автомобиль на ремонт пока не договоритесь со страховой компанией о тех условиях, которые вас устроят. Когда машина уже будет восстановлена, провести независимую экспертизу еще раз вы уже не сможете, а старых фотографий повреждений будет недостаточно. В этом случае страховая откажется рассматривать претензию и добиваться возмещения средств придется только через суд.

Углубляемся в единую методику расчёта ущерба при ДТП

Министерство транспорта вроде как намерено до 1 сентября издать приказ, в котором будет заложена единая система оценки ущерба при ДТП. Но страховщики со своей методикой явно подсуетятся раньше.

Нынешнее положение дел напрягает всех. Вот случилось ДТП. Потерпевший обращается в страховую за возмещением по полису ОСАГО. Эксперты страховщиков изо всех сил занижают выплату, предлагая лишь 30–50% от реальной суммы ущерба. Разъярённый автовладелец обращается к автоюристу, тот сумму виртуозно завышает, получает цессию (уступку прав) и подаёт в суд. Результат выгоден этому самому юристу, которому достаётся львиная доля выигранных в споре денег, включая моральный ущерб. Владелец машины в лучшем случае получает ровно те средства, что нужны на ремонт, но и этому рад. Страховщики же терпят убытки, а суды завалены описанными выше исками. Пат.

Между тем Минтранс, который давным-давно, лет десять назад, должен был разрулить ситуацию, бездействует. По этой причине ношу решили взвалить на себя продавцы полисов ОСАГО — Российский союз автостраховщиков. Эксперты РСА признаются, что их инициатива — не панацея, а лишь попытка сработать на опережение, пробный шар. «Упрёмся — разберёмся», — говорят они, делая шаги по неизведанной дороге. Но, возможно, плоды их трудов можно будет увидеть уже этим летом: страховщики начнут выплачивать автовладельцам реальный ущерб, побитые машины отремонтируются, судьи облегчённо вздохнут, а ушлые юристы останутся с носом.

В РСА уверены, что выход из положения — это «Единая методика определения размера восстановительных расходов в отношении повреждённого транспортного средства». Проще говоря, это единый для всей России способ расчёта ущерба при автомобильной аварии. Страховщики взяли на себя разработку этой методики, для чего организовали экспертный совет, в который вошли сами, а также Центробанк, Ассоциация по защите прав автострахователей и независимые экспертные организации.

Совет трудится ударно, и собственно методика уже готова. Она состоит из двух частей. Первая часть — правила проведения технической экспертизы, осмотр и фиксация повреждений. Ну, это всё-таки для специалистов. Вторая часть представляет определённый интерес для простых смертных, хотя тоже непростая для изложения и понимания. Речь идёт о наших с вами деньгах, а именно — о ценах на ремонт пострадавшей в ДТП машины. В РСА считают, что расценки можно сделать едиными по всей стране. Смело! Чтобы оценить затею, осмыслите такой факт: в Европе разница в стоимости запчастей у официальных продавцов вряд ли превысит 10%, у нас отклонение дилера от рекомендованной поставщиком цены может составить… ну угадайте… 300–400%!

Для борьбы с этим грабежом в РСА решили создать единый стоимостной справочник, дающий представление о реальной средней цене. В нём будет три раздела: запчасти, нормо-часы и лакокрасочные материалы. Страховщики понимают, что никогда не смогут установить средние цены под конкретный автомобиль, но под марку и модель — да. Планируется, что справочник охватит 50-70 миллионов позиций, 80% брендов и моделей!

Очевидно, что собрать такой колоссальный массив данных вручную, да ещё и с нуля невозможно. Но частично такие справочники, созданные по другой методике, есть и применяются. Например, существует каталог по средней стоимости отечественных автомобилей. И вообще создатели нового справочника всё, что можно взять готовое, охотно берут. Потому что к концу июня их мегабаза, пусть и не в полном объёме, но должна работать — такова позиция Центробанка, который контролирует страховщиков и должен будет дать оценку их работе.

Чтобы собрать данные, РСА разработает техническое задание, проведёт конкурс и на свои деньги наймёт специалистов — речь о некой компании, о сотнях человек. Путей для сбора информации у них много: тут и проведение опросов, полевых исследований, и сложные автоматизированные системы обработки статистических данных. Одним из основных факторов для определения стоимости будет розничная цена. Сборщики соберут данные только у официальных поставщиков и производителей, то есть за китайским неоригиналом на базаре следить никто не станет.

Ценовой справочник будет иметь региональное деление на 12 экономических районов, которые определены Госстандартом в 1998 году. Делить страховые случаи на районы решено исключительно по месту ДТП. Справочник планируется использовать в двух вариантах: массово для экспертов-техников (во встроенных расчётных программах) и для рядовых потребителей в Интернете (можно будет пробить по номеру детали её среднюю цену). Обновлять базу по результатам полномасштабной проверки эксперты РСА намерены раз в полгода. Быстрее пока не получится, но в перспективе ожидается внесение изменений в режиме реального времени.

Весь массив, разделённый на полугодия, отправят храниться в архив на два-три года минимум. Это необходимо в первую очередь судебной экспертизе, ведь расчёт цен и дальше будет производиться на дату ДТП. Сейчас без справочника это происходит непонятно как: страховщик рассчитал, потерпевший подал в суд, года через два происходит судебное заседание, эксперт должен всё посчитать на дату ДТП, а данные ему взять неоткуда. Так что системе судебной экспертизы, которой вскоре грозит реформа (законопроект в Госдуме), тоже очень пригодятся ценовые справочники.

Создатели отдают себе отчёт, что справочники не будут идеальными. Единой методикой установлен предел статистической погрешности в 10%. Страховщики называют эту цифру сложно достижимой, хотя сами недавно подняли планку — было 15%. Если же будет зафиксировано завышение цен, к примеру, на 30%, то страховая компания либо организует, проведёт и оплатит ремонт автомобиля, либо начнётся судебное разбирательство с привлечением к ответственности эксперта-техника (которому сегодня эта кара не грозит).

Судьба единой методики расчёта ущерба при ДТП со всеми справочниками уготована такая. РСА к лету всё в общих чертах разработает, передаст в Центробанк, и если тот одобрит, то инициатива станет законодательной в виде поправок к федеральному закону № 40 об ОСАГО, который и обяжет всех участников процесса использовать методику и справочник. Перечить нововведениям будет себе дороже — придётся проводить собственное исследование и доказывать всем сторонам свою правоту.