Как правильно рисовать схему ДТП

Составление схемы ДТП в европротоколе

Автор: Администратор · Опубликовано 14.04.2020 · Обновлено 14.04.2020

Европротокол упрощает получение компенсационной выплаты по ОСАГО при возникновении ДТП. Условие принятия документов – правильно заполненный бланк. В пункте №17 отражается точная схема столкновения автомобилей. Установлены правила её формирования. Несоблюдение грозит отказом в выплате.

Содержание схемы

Правила составления схемы ДТП установлены Приказом МВД РФ №644 (п.№280) от 23.08.17 г. Он определяет порядок оформления, обязательные элементы. Перечень включает:

  • место столкновения автомобилей;
  • количество полос движения трассы, её ширина;
  • светофоры, знаки дорожного движения;
  • элементы дорожной инфраструктуры (ограждения, островки безопасности, разделительные полосы, пункты остановки, здания);
  • положение автомобилей относительно друг друга, дорожной инфраструктуры;
  • направления движения.

Водитель должен внимательно отнестись к составлению. Схема должна быть легко читаема, не допускать двоякое толкование. В интересах страховой – снизить расходы на выплаты. При отсутствии опыта заполнения извещения о ДТП стоит вызывать аварийных комиссаров. Их услуги позволят сэкономить время, избежать проблем при сдаче документов. Помимо транспортных средств, элементов дорожной инфраструктуры нужно отразить:

  • следы шин на асфальте;
  • расположение всех оторвавшихся деталей, вытекших технологических жидкостей.

Перечисленное выше следует «привязать» территориально к стационарных объектам (зданиям, дорожным знакам). Рисовать схему следует с использованием утвержденных символов.

Правила составления: как правильно нарисовать

Сотрудники ГИБДД обычно составляют схему на специальной бумаге в клеточку либо листе формата А4. Страница подписывается. Для начертания используется синяя шариковая ручка. Извещение о ДТП (европротокол) имеет мало места для оформления схемы. Все обозначения нужно отразить четко, без помарок. Обязательные для соблюдения правила:

  • описание – печатным шрифтом;
  • в процессе составления участвуют оба водителя;
  • под схемой ДТП должна присутствовать пара подписей – обоих водителей.

Допускается внесение исправлений – при заверении подписями участников. Желательно заранее обсудить со второй стороной порядок заполнения. Пошаговый алгоритм составления:

  1. определяется масштаб – наносятся контуры трассы, схематично отображается масштаб (мелкие детали прорисовывать не требуется);
  2. обрисовываются контуры транспортных средств – достаточно выполнить их в виде прямоугольника с фарами;
  3. указываются координаты транспортного средства – замеряется дистанция между ТС, колесами и краем дороги.

Хорошее решение: предварительно составить черновик, прояснить нюансы ДТП. Далее перенести на оригинал бланка.

Примеры схем

Большинство водителей редко становятся участниками ДТП. Потому опыт составления схем отсутствует. Оптимальное решение – воспользоваться примерами.

При обгоне и перестроении

Столкновение автомобилей при обгоне – типичная ситуация. Выделим стандартные схемы:

  • перестроение на параллельную полосу движения;
  • удар сзади при движении в одном направлении;
  • выезд на встречную полосу.

Рассмотрим ситуацию: водитель «А» перестраивался, не рассчитал расстояние, допустил столкновение с машиной водителя «В». Движение – в одном направлении. Следует четко прорисовать линии траектории движения – пунктиром. Обозначается разметка, расставляются дорожные знаки. При отсутствии последних внизу указывается наименование трассы, её номер.

Резкое торможение, отвлекшийся водитель – причины столкновения ТС, двигающихся по одной полосе. Виновником признается в 99% случаев едущий сзади. Данный случай – наиболее простой. Схема типовая. Достаточно указать ориентиры.

Аварии, возникшие при обгоне, оформляются аналогично. Рассмотрим стандартную ситуацию: автомобиль «А» свершает обгон с перестроением на полосу встречного движения, ударяет обгоняемое ТС. Важный нюанс: точка начала движения отмечается на «своей» полосе.

ДТП на встречной полосе движения делает трактовку ДТП однозначной – виновен свершающий маневр. Лобовое столкновение приводит к серьезным повреждениям. Перед составлением европротокола стоит проконсультироваться со специалистом. Для аварии такого типа составить схему сравнительно просто.

При езде задним ходом

Столкновения ТС при движении задом сравнительно часто возникают на парковке. Повреждения минимальны (небольшие вмятины, царапины). Ущерб легко покрывается страховой выплатой по ОСАГО.

Существует несколько типовых схем:

  • выезд на перекресток задом;
  • столкновение на парковке;
  • столкновение на трассе.

Иногда требуется свершить маневр задним ходом для выезда на перекресток: происходит перестроение со второстепенной дороги на главную. Важно правильно указать наименования улиц, обозначить дорожные знаки.

Автомобильная стоянка часто становится местом происшествий. Ограниченная видимость, малая дистанция между припаркованными ТС затрудняют маневрирование. Частая ситуация: водитель сдает назад, ударяет движущийся перпендикулярно его траектории движения машину задней частью кузова. Обязательно указывается разметка, вписывается наименование улиц.

Водитель сдает задним ходом, ударяет едущий позади автомобиль. Доказать правоту пострадавшему достаточно сложно. Спасти положение может видеорегистратор. Все известно простое правило – «виноват тот, кто сзади». Наличие записи позволит доказать правоту.

На перекрестке

Пересечение двух дорог, особенно равнозначных – всегда место повышенной опасности. Наличие светофора позволяет снизить аварийность. Аварии возникают в следующих ситуациях:

  • при повороте на право;
  • столкновение под прямым углом;
  • одновременный поворот;
  • при повороте направо.

Многие светофоры снабжаются дополнительной секцией со стрелкой – зеленого цвета. Она позволяет свершать маневр в заданном направлении при запрете проезда прямо. Водитель «А» проезжает перекресток на зеленый сигнал. Возникает столкновение между передним бампером и левым передним крылом ТС «В». Свершающий маневр нарушил п.13.5 ПДД. Обязательно указывается светофор, сигнал, наименование улиц.

Столкновение под углом 90 градусов часто происходит на желтый свет светофора. Виновным становится водитель, не уступивший дорогу при наличии соответствующего знака. Знаки обозначаются в виде перевернутых треугольников.

ПДД допускают поворот направо из средней и крайней правой полосы. Подобны маневры разрешены не всегда. Рассмотрим схему, где водитель нарушает требование знака «движение по полосам». Расчерчиваются знаки, указывается траектория движения.

Поворот налево через полосу встречного движения – одно из самых частых ДТП. На схеме виновником является автомобиль «В» — свершающее поворот (свершало съезд с главной дороги на второстепенную).

ДТП со стоящим автомобилем

При столкновении со стоящим транспортом виновником всегда является водитель движущейся машины.

Существует несколько стандартных ситуаций:

  • во дворе;
  • не выключен ручник;
  • парковка на обочине.

Внутридворовые территории снабжаются узкими проездами. Длительная стоянка, парковка запрещены. Однако при столкновении виновным признается водитель движущегося ТС. На рисунке ниже при повороте налево передним бампером (правой частью) нанесено повреждение задней левой двери машины «А». Указывается улица, номер дома.

Выключенный ручник нередко – причина ДТП без водителя. Остановка на наклонной поверхности приводит к произвольному движению. Автомобиль «А» скатывается и ударяет автомобиль «В».

Парковка «в карман» — сложный маневр. Даже опытные владельцы ТС не всегда могут удачно «вписаться» в небольшой промежуток между впереди стоящей и находящейся позади машиной. На рисунке ниже рассмотрена ситуация: «B» свершал маневр с целью парковки. Передней правой частью бампера задел «A» — повредил левое крыло.

Типовые схемы

Существует официальный перечень типовых схем. Выделяют категории:

  • при движении в одном направлении;

  • при движении в противоположных направлениях;

  • столкновения под углом относительно друг друга;

Рекомендуется использовать мобильное приложение для оформления европротокола ОСАГО. Это позволит сократить затрачиваемое время, избежать типовых ошибок. Загрузка фотографий ускорит обработку заявления.

Как правильно рисовать схему ДТП

При возникновении аварийной ситуации, в результате которой был нанесен вред здоровью физическим лицам и ущерб транспортным средствам, необходимо составить схему ДТП. Документ позволяет определить причины происшествия для начисления страховых выплат по возмещению материальной компенсации. Для фиксации обстоятельств инцидента водители должны знать, как нарисовать схему ДТП. Автовладельцы вправе самостоятельно составлять графический план аварии без участия сотрудника ГИБДД.

В каком случае нужна схема ДТП

Рисунок дорожного происшествия – это чертеж места столкновения транспортных средств с фиксацией объектов, имеющих значение для установления причин и последствий аварийной ситуации. Изображение необходимо для обращения в страховую компанию, определения виновной стороны или оспаривания решения сотрудника ГИБДД в ходе судебного разбирательства.

Основания для оформления

Любая аварийная ситуация должна быть документально зафиксирована. Возникновение дорожно-транспортного происшествия требует заполнение бумаг для получения выплат по страхованию. Для начисления материальной компенсации в протоколе обязательно рисуется подробная схема ДТП.

Кто составляет

При дорожно-транспортном происшествии водители могут урегулировать конфликт без вызова инспектора. Для фиксации аварийной ситуации необходимо составить Европротокол. В документе каждый участник рисует графический план с детальным указанием обстоятельств инцидента.

Согласно ст. 11.1 ФЗ №40 самостоятельное заполнение специального бланка возможно при соблюдении следующих условий:

  • участие не более двух транспортных средств;
  • отсутствие пострадавших физических лиц;
  • наличие действующего страхового полиса ОСАГО у каждого автовладельца:
  • максимальный размер ущерба – 50 000 рублей для регионов России, 400 000 – для Москвы, Санкт-Петербурга.

При невозможности урегулирования конфликта и возникновении разногласий между водителями, зафиксировать происшествие должен сотрудник ГИБДД. Основания для обязательного оформления документов только инспектором:

  • сумма материального ущерба превышает 100 тысяч рублей;
  • нахождение одного или нескольких участников аварии в наркотическом, алкогольном опьянении;
  • отсутствие водительских прав, действующего ОСАГО у автовладельца;
  • наличие пострадавших;
  • сокрытие с места происшествия виновника столкновения.

В протоколе инспектор самостоятельно составляет схему ДТП на бланке на основании свидетельских показаний, визуального осмотра места аварии для установления нарушителя правил дорожного движения. Участники вправе нарисовать дополнительный графический план до приезда полицейского комиссара или при несогласии с решением по определению виновной стороны.

Для кого необходима

Составление рисунка ДТП нужно для возмещения ущерба по ремонту поврежденного транспортного средства. Графический план учитывается во время суда для установления виновной стороны столкновения. Неправильно отраженные сведения происшествия – причина отклонения заявки для получения страховых выплат или рассмотрения доказательства в вышестоящей инстанции.

ГИБДД

При возникновении разногласий по определению нарушителя правил дорожного движения участники происшествия могут зафиксировать аварийную ситуацию на ближайшем посту ДПС или в следственном отделе полиции.

Внимание! Самостоятельно составленный рисунок не в Европротоколе не имеет юридической силы. Чертеж является материалом, на основании которого сотрудник ГИБДД устанавливает обстоятельства инцидента.

Страховая

Получение компенсации возможно только по действующему полису. К ОСАГО прилагается специальный бланк, который водители могут самостоятельно заполнить при возникновении аварии. В Европротоколе отведено отдельное поле для составления графического плана происшествия. Чертеж обладает юридической силой только после подписания обоими участниками ДТП документа.

Правила составления схемы аварии

Законом не установлены единые принципы оформления графического плана. Недостоверный чертеж – повод для отказа в страховых выплатах. Основные правила составления схемы ДТП – четкое, понятное, правдивое отображение событий.

Какую информацию должна включать

По предоставленному рисунку устанавливаются обстоятельства дорожного происшествия. Водители должны знать, как составить схему ДТП. В 2019 году на графическом плане автовладельцам нужно указать:

  • дата, время происшествия;
  • место аварийной ситуации: улица в населенном пункте, название трассы – за пределами города;
  • вид участка дороги — регулируемый/ нерегулируемый перекресток, поворот, прямая трасса;
  • ориентиры — тротуары, газон, заборы, трамвайные пути, остановки общественного транспорта, магазины, заправки;
  • расположение, направление движения автомобилей, пешеходов;
  • детальное изображение преград при их наличии;
  • наличие светофоров, дорожных знаков, разметки, ограждений;
  • другие транспортные средства;
  • габаритные размеры элементов дороги, объектов аварии;
  • место первого контакта машин;
  • следы тормозного пути на дороге;
  • крупные обломки аварии;
  • нахождение автомобилей после происшествия.

Предметы, имеющие отношение к аварийной ситуации, изображаются в горизонтальной плоскости, кроме случаев переворачивания автомобилей на боковую сторону. Для страховой компании неважны малозначительные детали: цвет машины, расположение багажника.

Составленную схему ДТП необходимо заверить подписями сторон и очевидцами происшествия. Если один из участников находится в алкогольном, наркотическом опьянении, другой водитель обязан сделать пометку в графическом плане.

Спецсимволы

Водители должны знать, как самостоятельно нарисовать аварию четко и понятно. Для составления графического изображения принято использовать обозначения. Основные специальные символы:

  1. Легковой автомобиль. При наличии нескольких участников каждая машина обозначается цифрой или буквой.
  2. Грузовой автомобиль.
  3. Мотоцикл.
  4. Направление движения. Стрелка с пунктирной линией обозначает траекторию перемещения транспортных средств на момент ДТП.
  5. Место столкновения в виде перекрестных прямых.
  6. Разметка. Расположение двойных сплошных, прерывистых линий на дорожном покрытии.
  7. Светофор. Горящий сигнал момент происшествия обозначается крестиком или стрелкой.
  8. Дорожный знак. При невозможности графического изображения допустимо указание названия или цифрового обозначения в соответствии с ПДД.
Читайте также  Нужна ли справка о ДТП при европротоколе

При составлении схемы ДТП разрешено упрощенное изображение автомобилей в виде прямоугольников, помеченных цифрами или буквами. Внизу документа делается примечание, поясняющее соответствие обозначения и марки, регистрационного номера транспортного средства. На рисунке посторонний предмет, препятствующий движению, фиксируется как параллелепипед, тормозной путь – изогнутые линии, повторяющие траекторию машины. Спецсимволы используют для обозначения тротуара, дорожных ограждений.

Основные рекомендации по оформлению

При возникновении аварийной ситуации автовладельцы должны знать, как самостоятельно составить схему ДТП по образцу. Установлены правила оформления графического плана:

  • наличие заглавия;
  • оформление чертежа на листе формата А4 при отсутствии Европротокола;
  • изображение рисунка черной или синей шариковой ручкой;
  • заполнение печатными буквами;
  • использование спецсимволов без подробной детализации;
  • составление схемы каждым участников происшествия;
  • отсутствие исправлений;
  • соблюдение масштабов, пропорций.

Важно знать! На зарисовке недопустимы помарки. Если была допущена ошибка при составлении схемы, разрешено зачеркнуть недостоверное изображение и поставить подпись «исправление верно». Внесенные изменения заверяются обоими участниками аварии.

Типовые схемы ДТП

На официальном сайте Российской системы автостраховщиков представлены стандартные чертежи. Составление схемы ДТП по имеющемуся образцу допускается при оформлении Европротокола, урегулировании конфликта в присутствии сотрудника ГИБДД на месте происшествия. Случаи, когда недопустимо изображение по шаблону:

  • нарушение правил составления протокола при возникновении аварийной ситуации;
  • бесконтактное ДТП;
  • столкновение в момент остановки автомобиля;
  • несоответствие стандартной схемы обстоятельствам;
  • отсутствие подписи участника инцидента на бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Типовые схемы являются опорным материалом для составления чертежа транспортного происшествия. Существует около 30 графических планов, учитывающих на основании экспериментов обстоятельства аварии, расположение автомобилей, место столкновения, размещение знаков и разметки, ситуации неправомерного совершения обгона, перестроения. Шаблонные рисунки сопровождаются комментариями по определению виновной стороны, назначению наказания за нарушения правил дорожного движения.

Можно ли рисовать схему ДТП онлайн

Для оформления аварии разрешено использование электронных сервисов для составления графического плана. В Сети существует редактор с простым интерфейсом.

Важно знать! Автовладельцы могут без прохождения регистрации нарисовать схему происшествия. Водители выбирают элементы ДТП по категориям: дороги/ улицы, участники движения, знаки/ светофоры.

На картинке высвечиваются выбранные объекты, детали аварийной ситуации, которые можно перемещать, изменять.

Типичные ошибки при составлении схемы

При самостоятельном оформлении дорожного происшествия возможно возникновение проблем. Автовладельцы неправильно обозначают место первичного удара транспортных средств из-за невнимательности, замедленной реакции в момент столкновения. Распространенная ошибка – искажение сведений для сокрытия обстоятельств инцидента. При противоречивых данных схем, составленных несколькими водителями, учитываются свидетельские показания очевидцев, материалы камер видеонаблюдения, регистратора.

Последствия неправильной прорисовки

Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.

Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.

Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)

Часто ксоставлению схемы ДТП водители относятся как к гарантии точной фиксации произошедшей аварии. И, действительно, именно от правильного составления чертежа зависит возможность получения страхового возмещения (в отдельных случаях страховой выплаты), избегания ответственности, если водитель невиновен и пр. Важно не только уметь рисовать обстановку ДТП самому, но и контролировать верность описания сотрудником ГИБДД.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Порядок составления

Какое должно быть содержание

Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:

  • дата и точное время происшествия;
  • кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
  • количество столкнувшихся ТС;
  • кто виноват в дорожном событии;
  • направление движений автомобилей до аварии;
  • взаиморасположение машин в момент ДТП;
  • нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
  • место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
  • какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
  • план участка дороги, где было столкновение;
  • габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
  • вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
  • наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
  • привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
  • разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
  • посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
  • месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
  • проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.

Основные правила

Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

Используются общепринятые символы без излишней детализации.

Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей , смотрите на видео:

Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.

Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.

Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.

Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.

Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.

Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.

Используемые обозначения

Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:

Знак обозначения Что обозначается Дополнительное описание
автомобиль легковой Если автомобиль в динамике, то изображается несколько фигур у первых контуры пунктиром, у последней фигуры (окончательная фаза аварии) контур сплошной.
грузовой автомобиль Машины обозначают либо буквами, либо цифрами
мотоцикл
направление движения Линии повторяют траекторию движения во время ДТП
место столкновения
дорожная разметка Как выглядит на покрытии
дорожный знак Если знак сложно изображать, можно указать номер в соответствии с ПДД или его название
светофор Крестиком отмечается горящий сигнал в момент аварии
посторонний предмет
тормозной путь
тротуар
дорожное ограждение
работа поворотников, стоп-фонарей
деталь и части автомобиля

Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:

Требования к различным видам схем

Европротокол

Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

  1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
  2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
  3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
  4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.

Стандартное ДТП

Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

Для чего нужна схема

Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.

Вообще грамотно составленная схема позволяет:

  • упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
  • избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
  • точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
  • не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.

Как составить схему ДТП: образец и бланк

Схема ДТП – графический план произошедшего автомобильного происшествия, рисуемый от руки. Он является одним из приложений к протоколу, составляемому автоинспектором в ходе оформления аварии, и к извещению о ДТП в адрес компании-страховщика. Для правильного составления схемы, чтобы она смогла служить юридически значимым документом, следует соблюдать ряд обязательных правил.

  1. Схема ДТП – что это?
  2. Кто должен рисовать схему
  3. Для кого необходима
  4. В ГИБДД
  5. Страховая
  6. Как нарисовать схему ДТП: правила
  7. Информация, включаемая в схему
  8. Спецсимволы
  9. Основные рекомендации по оформлению
  10. Скачать бланк для составления плана ДТП
  11. Типовые схемы ДТП
  12. Ошибки при составлении схемы и их последствия
  13. Заключение

Схема ДТП – что это?

Главное предназначение план-схемы ДТП заключается в наглядном отображении особенностей произошедшей аварии. Составляется данный графический документ от руки, и заверяется росписью инспектора ДПС, оформлявшего аварию. В случае заполнения Европротокола, без привлечения сотрудников ГИБДД, схема подлежит заверке обоими участниками автомобильной аварии. Только после этого она получает статус юридического документа, и может служить доказательной базой при разборе обстоятельств ДТП.

Основное назначение схемы заключено в предоставлении для рассмотрения сотрудникам страхового агентства, решающим вопрос о назначении выплат по договору ОСАГО или КАСКО. Кроме того, составленные и заверенные по всем правилам схемы, подлежат рассмотрению в судебных органах в случае возникновения тяжбы между участниками столкновения, или при отказе в выплате страховых компенсаций.

Кто должен рисовать схему

Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:

  • Обстоятельства произошедшего ДТП.
  • Серьёзность наступивших последствий аварии.
  • Число лиц, участвовавших в происшествии.

При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.

Самостоятельное составление плана происшествия его участниками допускается при оформлении ДТП без привлечения работников Госавтоинспекции. Такое допускается, когда ущерб от столкновения не превышает 100 тыс. руб. (для Москвы и С-Петербурга – до 400 тысяч). В бланке Европротокола даже имеется специально отведённое место для графического изображения автомобильной аварии. Если участники происшествия не знают, как правильно нарисовать схему ДТП, они могут обратиться за содействием к сотруднику своей страховой фирмы, или к инспектору ГИБДД, получив консультацию по телефону.

Для кого необходима

Схема автомобильного происшествия, имея полную юридическую силу, может рассматриваться в самых разных инстанциях. Чаще всего, она составляется для предъявления в ГИБДД и в страховую фирму, которой предстоит производить компенсационные выплаты.

В ГИБДД

Сотрудниками Госавтоинспекции план-схема ДТП используется в качестве дополнительного подтверждающего материала при рассмотрении обстоятельств аварии. Опираясь на этот документ, члены комиссии смогут установить истинного виновника аварии, либо определить степень вины каждого участника ДТП.

Страховая

Для предъявления страховщику, план составляется на бланке Европротокола, где для него имеется специальная графа. Места здесь не так много, поэтому нужно обозначить только наиболее значимые факты: дорогу, разметку, положения ТС до и после столкновения. Когда схему составлял сотрудник ДПС, её копия прикладывается к подаваемому страховщику протоколу о ДТП.

Как нарисовать схему ДТП: правила


Если водители для самостоятельного составления план-схемы столкновения могут использовать только бланк Европротокола, то сотрудник ГИБДД может применять любой бумажный лист. Это может быть тетрадный листок, бумага формата А-4, либо миллиметровка для масштабирования. Вместе с Европротоколом, при оформлении страховки ОСАГО, водителю выдаётся памятка о порядке его заполнения. Следуя этой инструкции, автолюбители смогут правильно заполнить документ, отобразив в нём все необходимые сведения.

Информация, включаемая в схему

Схема места ДТП должна содержать в себе определённые данные, позволяющие наглядно разобраться в нюансах происшествия. При составлении плана, водитель должен особое внимание уделить таким сведениям:

  • Нахождение обоих автомобилей непосредственно до столкновения.
  • При наличии препятствий на дорожной полосе, отметить их.
  • Места расположения светофоров, дорожные ограждения, знаки и разметка.
  • Местоположения других ТС, если они оказали влияние на произошедшую аварию. Например, ограничивали видимость, или создавали препятствия движению.
  • Сведения о ширине дороги, числе полос.
  • Указать знаком «Х» место столкновения автомобилей и точку удара.
  • Расстановку столкнувшихся авто после ДТП.

Спецсимволы

В процессе составления план-схемы, для лаконичности нужно использовать общепонятные символы. Они помогают расшифровать рисунок и нагляднее понять нюансы ДТП. Ими обозначаются грузовики и легковые авто, мотоциклы, разметка и прочие дорожные объекты. Стрелками указываются траектории движения обоих машин, их тормозной путь. Дорожные знаки либо рисуются наглядно, либо обозначаются их порядковыми номерами, согласно положениям ПДД.

Основные рекомендации по оформлению

Конкретные стандарты составления схемы места ДТП не регламентируются правилами ПДД или иными правовыми актами. Но, при этом нужно соблюдать ряд общепринятых рекомендаций по оформлению. Не следует рисовать схему карандашом, поскольку он может со временем стереться. Лучше использовать шариковую ручку чёрного или синего цвета. Изображение даётся в формате «вид сверху». Не приветствуется наличие разнообразных исправлений и помарок. По возможности, соблюдайте масштабы, для большей наглядности составляемого плана.

Скачать бланк для составления плана ДТП

Типовые схемы ДТП

На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.

Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.

Ошибки при составлении схемы и их последствия

При выявлении в составленной схеме ошибок и несоответствий, она может быть признана недействительной. В результате пострадавшему отказывается в выплате компенсации, виновником признаётся не тот водитель, суд не принимает схему в качестве вещественного доказательства. Поэтому, прежде, чем заверить графический документ своей росписью, внимательно проверьте правильность его оформления.

Заключение

Правильно составленная схема при ДТП позволяет установить обстоятельства ДТП, выявив настоящего виновника. Поэтому, столь важно водителям знать общие правила и конкретные нюансы её оформления.

Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2021 году

Дорожно-транспортное происшествие – это неприятное событие, которое влечет за собой бюрократические проволочки и официальные разбирательства. Для того чтобы страховые компании или ГИБДД (в случае серьезного ущерба или наличия пострадавших) могли оперативно определить причины происшествия, в 2021 году водители должны составить схему ДТП. Это официальный документ (при условии правильности составления), который является законным основанием для обращения в страховую компанию с целью возмещения причиненного ущерба. Также в 2021 году схему ДТП используют при судебном разбирательстве (приобщают к материалам дела).

Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2021 году?

В 2021 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников. С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.

Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.

Нормативная база

Общие положения по составлению схемы ДТП в 2021 году прописаны в 12 статье Федерального закона РФ 40-ФЗ (в простонародье «об ОСАГО»). Размеры максимальных выплат прописаны в 5 пункте данной статьи.

Кто должен составлять документ?

Схема ДТП в 2021 году может быть составлена двумя способами:

  1. Без участия сотрудников ГИБДД, т.е. непосредственно участниками аварии. В таком случае все необходимые сведения указываются в Европротоколе, который подписывается обеими сторонами.
  2. С участием инспекторов ГИБДД. Такой способ актуален в тех ситуациях, когда между участниками аварии возникли разногласия и договориться самостоятельно им не удаётся. Сотрудник автоинспекции, прибывший на место ДТП, в таком случае осуществляет комплекс мероприятий с целью установления степени вины участников аварии и нанесенного ими ущерба.

В 2021 году европротокол является официальным документом, несмотря на то, что составлен самостоятельно. Его предъявление в страховую компанию – законные основания для взыскания материальных затрат на восстановление автомобиля по ОСАГО, пострадавшего в ДТП.

Получение денежной компенсации возможно только в том случае, если при составлении Европротокола не допущено ошибок. В данном документе должны быть детально запротоколированы все произошедшие события с учетом внешних факторов (светофоры, другие участники движения, ландшафт местности и т.д.).

Что должно быть в схеме ДТП?

В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2021 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:

  • Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
  • Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
  • Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
  • Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
  • Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
  • Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.
  • Расположение автомобилей после ДТП.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2021 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Необходимые документы

Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:

  • Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
  • Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
  • Первичную справку об аварии.
  • Схему ДТП, подписанную обоими водителями.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2021 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).

Пример самостоятельно составленной схемы ДТП

Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП:

Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке. Крестиком обозначено место столкновения, стрелками направление движения. На чертеже имеются названия улиц, места размещения светофоров. Обратите внимание на шапку – в ней указывается место и дата произошедшей аварии.

Как составить схему ДТП онлайн?

У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2021 году данную задачу:

  • Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка — http://autokadabra.ru/road-editor
  • Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/
  • Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка — http://www.roadimage.ru

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Самостоятельное составление схемы ДТП в 2021 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
  • В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  • Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2021 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).

При игнорировании этих правил, страховая компания будет иметь право отказать в выплате.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2021 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Если при составлении схемы ДТП в 2021 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Нюансы

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2021 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Составление схемы ДТП

Прочитав эту статью, Вы сможете самостоятельно нарисовать и правильно оформить схему места автопроисшествия.

От момента дорожного происшествия до прибытия на его место сотрудников ГИБДД в условиях городских пробок и заторов проходят часы.

За это время безвозвратно теряются следы происшествия, имеющие важное значение для определения обстоятельств аварии и установления виновного лица.

Как избежать неблагоприятных последствий в данной ситуации? Составьте самостоятельно схему места происшествия.

В предусмотренных законом случаях водители, причастные к аварии, вправе самостоятельно составить схему места происшествия, а в последующем оформить ДТП в подразделении ГИБДД (статья 2.6 ПДД РФ).

Также, действующее законодательство предусматривает возможность оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных лиц ГИБДД по правилам так называемого «Европротокола», а также в иных случаях, определенных ПДД РФ.

Подробности читайте в статьях:

При этом водители транспортных средств – участники аварии должны самостоятельно нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Чтобы правильно нарисовать схему происшествия, его участникам необходимо вооружиться соответствующими знаниями.

Для более полного и доступного понимания материала, изложенного ниже, предлагаем обратиться к следующей статье:

Общие рекомендации по составлению и рисованию схемы ДТП

Выберите масштаб схемы.

Для того чтобы рисунок схемы был наглядным и удобным для восприятия следует выбрать масштаб. Размер масштаба зависит от формата листа – бланка схемы, количества элементов (предметов), имеющих отношение к происшествию, которые необходимо разместить на рисунке.

Не стоит ставить перед собой сверхзадач, исходите из того, что Вы рисуете схему, а не технический чертеж или топографическую карту.

Зарисуйте на листе бумаги общий план местности и участок дороги, на котором расположено место аварии.

При составлении схемы нанесите на лист бумаги контуры проезжей части дороги.

Нарисуйте в схеме ДТП обочины, тротуары, остановочные площадки, трамвайные пути, строения, островки безопасности, места въездов и выездов прилегающих территорий, парковочные «карманы». Не следует перенасыщать схему информацией, не имеющей отношения к происшествию.

При включении в рисунок схемы того или иного элемента, необходимо руководствоваться критерием его относимости к событию ДТП и значимости для дальнейшего расследования.

Отобразите на схеме габаритные размеры элементов дороги.

Определение понятия «дорога», дано в разделе № 1 ПДД РФ. Оно включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, обочины и тротуары, а также разделительные полосы при их наличии.

При выполнении замеров габаритов элементов дороги, ориентирами являются бордюрные камни, линии разметки, границы дорожного покрытия и прочее.

Нарисуйте в схеме дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, линии дорожной разметки. Отобразите при наличии на месте ДТП светофорные объекты.

Зафиксировав в схеме указанные выше элементы, следует присвоить им порядковый номер и в графе «Условные обозначения» записать их названия и указать номера, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам дорожного движения РФ.

Например, обозначая дорожный знак, нарисованный на схеме, указываем «Дорожный знак 2.1 «Главная дорога».

Аналогично обозначаем и расшифровываем дорожную разметку.

Нарисуйте в схеме транспортные средства участников ДТП.

В схеме зарисовывается конечное расположение автомобилей после события аварии.

«Привязку» транспортных средств необходимо выполнять к стационарным недвижимым объектам (дома, столбы ЛЭП, указатели километража), границам проезжей части дороги, линиям пересечения проезжих частей дороги в точках их схождения, максимально приближенных к центру перекрестка.

Фиксация автомобиля на месте ДТП выполняется тремя замерами в двух проекциях.

Например, от передней и задней осей автомобиля к краю проезжей части дороги (две вертикальных проекции) и один замер в горизонтальной плоскости от проекции оси автомобиля до стационарного объекта.

Зафиксировав первый автомобиль указанным способом, присваиваем ему № 1.

Остальные транспортные средства допустимо «привязывать» к осям автомобиля № 1.

Результаты замеров заносятся в схему.

Автомобилям присваиваются последующие номера, которые расшифровываются в графе «Условные обозначения».

Символично стрелками указываем направления и траектории движения транспортных средств до их столкновения. Каждому символу присваиваем порядковый номер.

В графе «Условные обозначения» делаем пояснительную запись.

Например: «Направление движения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

Обозначьте в схеме соответствующим символом место столкновения автомобилей и укажите его расположения относительно объектов привязки.

Фиксация места столкновения производится посредством двух замеров с привязкой к стационарным объектам.

Результаты замеров отражаются в схеме.

При наличии противоречий между водителями – участниками дорожного происшествия в определении места столкновения со слов каждого водителя указывается место столкновения, обозначается и фиксируется на схеме по общим правилам.

Данные, перечисленные в пунктах 1-6, используются экспертами-автотехниками при назначении автотехнической экспертизы.

Подробности читайте в статьях:

При составлении схемы особое внимание следует уделить фиксации следов дорожно-транспортного происшествия.

Как уже отмечалось, следы на месте происшествия являются самым уязвимым объектом.

После совершения неотложных действий направленных на обеспечение безопасности на месте аварии, необходимо принять все возможные меры для обеспечения сохранности следов. Обеспечение объезда места расположения следов ДТП, их дублирование на проезжей части (мелом или другими подручными средствами).

Зарисуйте все следы, относящиеся к аварии в схему ДТП, сделайте их привязку, измерьте их габариты (длину и ширину).

Любой след привязывается к элементам дороги, недвижимым объектам посредством четырех замеров. Начало места следообразования и место его окончания измеряются в двух проекциях.

Результаты замеров вносятся в схему. По общему правилу каждому следу присваивается порядковый номер. В графе «Условные обозначения» даются пояснения.

Например: «След торможения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

В дальнейшем эти данные могут быть исследованы экспертом-трасологом при назначении автоэкспертизы.

Подробности читайте в статьях:

В символичной доступной для восприятия форме нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств.

Измерьте их расположения относительно элементов дороги и транспортных средств. Результаты замеров отобразите в изложенном выше порядке.

Подлежат обязательному включению в схему дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы, элементы ограничивающие обзорность дороги с места водителя.

На обратной стороне листа – схемы ДТП опишите видимые повреждения автомобилей – участников происшествия.

Все сведения, указанные в схеме, заносятся в прокол осмотра места происшествия.

Подробности читайте в статьях:

В заключении хочу обратить внимание наших читателей на то, что схема дорожно — транспортного происшествия составляется в соответствии с установленным законом требованиями и порядком.