Как провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП представляет собой разновидность автотехнической экспертизы. Данную экспертизу возможно провести как по определению суда или следователя, так и по запросу частного лица. Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года контролирует деятельность эксперта (или комиссии экспертов) во время проведения оценки состояния машины после аварии. Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность эксперта, осуществляющего производство автоэкспертизы, за намеренное написание ложного экспертного заключения, а также за осознанную дачу им заведомо ложных показаний во время судебного заседания. Стоимость проведения подобной экспертизы устанавливается определением суда или обсуждается с заказчиком в ходе заключения договора.

Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП

Экспертиза состояния автомобиля после случившейся аварии может проводиться в нескольких случаях.

Необходимость в проведении независимой автоэкспертизы после аварии может возникнуть, если заказчик не согласен с суммой нанесенного ущерба, установленной страховой компанией.

Виновник дорожно-транспортного происшествия имеет возможность потребовать проведение независимого осмотра поврежденного транспортного средства, если хочет оспорить стоимость возмещения ущерба, установленную решением суда.

После дорожно-транспортного происшествия автомобиль может быть повреждён настолько, что потеряет свою рыночную стоимость. Владелец пострадавшей в ДТП машины может заказать независимую экспертизу в целях расчёта утраты товарной стоимости автомобиля.

Ещё один повод назначения подобной экспертизы – несогласие с проведенной ранее автоэкспертизой. Проведенное в «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» исследование может подтвердить или опровергнуть выводы, данные экспертами в оспариваемом заключении.

Привлечение эксперта в области автотехнических экспертиз может потребоваться в том случае, когда нужно установить повреждения в автомобиле, вызвавшие аварию. Эксперт-автотехник определяет, присутствовали ли данные повреждения в машине до случившейся аварии, а также выясняет, могли ли обнаруженные им в ходе проведенного осмотра дефекты послужить причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия и мог ли владелец автомобиля заблаговременно их обнаружить и устранить.

Данная автоэкспертиза может быть проведена и для того, чтобы установить стоимость устранения имеющихся повреждений транспортного средства. Эксперты в ходе осмотра устанавливают имеющиеся на автомобиле повреждения и дефекты, а затем рассчитывают цену восстановительного ремонта путем замены неисправных деталей, перекраски машины и т.д. Для данных расчетов может быть привлечен эксперт в области оценочной экспертизы. Деятельность экспертов-оценщиков контролируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Также возможно включение эксперта в состав комиссии экспертов в области инженерно-технических экспертиз для более подробного описания имеющихся дефектов и возможности их устранения.

Возможные дефекты и повреждения автомобиля

В результате случившегося дорожно-транспортного происшествия могут возникнуть следующие повреждения транспортного средства:

  • Дефекты кузова (вмятины, царапины, трещины, следы горения);
  • Повреждения ходовой части (двигателя, тормозной системы, подвески, амортизаторов и т.д.);
  • Повреждение бензобака (при наезде сбоку);
  • Разбитые стекла (лобовое, боковые, заднее, зеркала заднего вида);
  • Повреждения салона (передних кресел, торпедо, заднего ряда, багажника).

В зависимости от тяжести полученных повреждений комиссией экспертов делается вывод о том, может ли транспортное средство быть восстановлено или нет.

Вопросы

Список вопросов, которые могут быть заданы эксперту (или комиссии экспертов) при проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП, формируется в каждом отдельном случае назначения подобной экспертизы судом или заказчиком, зависит от цели предполагаемого исследования. Вопросы могут быть такими:

  • Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
  • Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
  • Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
  • Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля?

Методы

При проведении экспертизы машины после аварии эксперт (комиссия экспертов) для ответов на поставленные вопросы использует следующие методы:

  • Изучение предоставленной документации на автомобиль с целью изучения его технических характеристик;
  • Визуальный осмотр поврежденного в результате ДТП транспортного средства с фиксированием всех обнаруженных дефектов и недостатков;
  • Проверка работоспособности автомобиля после аварии (включается ли двигатель, работают ли фары, электроника, возможно ли передвижение на данном транспортном средстве);
  • Расчет стоимости устранения всех обнаруженных в ходе экспертного осмотра дефектов;
  • Подготовка заключения экспертизы состояния автомобиля после ДТП.

Эксперт-оценщик при расчете стоимости восстановительного ремонта машины использует методы оценочных экспертиз. Согласно Федеральному стандарту оценки (ФСО) №1, выделяются три основных подхода, которыми пользуется оценщик при осуществлении оценки объекта недвижимости: сравнительный, затратный и доходный. Выбор того или иного подхода во время осуществления оценки делает сам эксперт-оценщик, основываясь на предоставленных в его распоряжении материалах и собственном экспертном опыте.

Заключение

Проведение независимой экспертизы автомобиля после ДТП в организации «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» в г. Москва позволит выяснить, какие повреждения автомобиля привели к произошедшей аварии, мог ли владелец машины их заметить до происшествия, а также поможет установить стоимость приведения транспортного средства в рабочее состояние.

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?

После любой аварии, важно правильно оценить ущерб, нанесенный автомобилю во время ДТП. Поэтому существует независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО, после чего оплачивается ущерб, причиненный потерпевшему. Важно знать, существующие правила и последовательность экспертиз неподконтрольных органов.

Что нужно делать после аварии

Если невозможно уладить дело мирным путем и нанесенный ущерб превышает 100 000 рублей, следует вызвать сотрудников Госинспекции.

Оформляя справку о происшествии, а затем и в протоколе необходимо обозначить виновника происшествия:
  • после определения виновника в происшествии, его страхователь оплатит нанесенный ущерб транспортному средству.
  • сотрудник страховой компании делает оценку повреждений, описывает их характер и количество.
  • в случае оформления европротокола, оба участника аварии оформляют извещение о происшествии, описывают в подробностях как все произошло, рисуют схему движения обоих машин.
  • собирают показания у имеющихся очевидцев дтп.

Когда на месте невозможно установить степень повреждений транспортных средств, следует воспользоваться услугами станции техобслуживания страхователя. Хотя, наиболее правильным будет воспользоваться услугами независимой экспертизы. Российский Союз Автомобилистов предлагает делать оценку у независимого эксперта, не представляющего ни одного из страхователей. Пострадавший в аварии, получает компенсацию со страхователя виновника, а виновный восстанавливает свою машину за свои собственные средства.

ВАЖНО . Главными задачами независимой экспертизы является восстановление событий, изучение всех мельчайших подробностей для определения настоящего виновника аварии. Работу независимой экспертизы, регламентирует положение Центробанка Российской Федерации № 433 – П. Во время экспертизы, устанавливается техническое состояние машины, указываются и описываются повреждения и уточняет данные (начальную скорость движения авто, маршрут проезда и место нахождение машины после окончания аварии).

Когда завершается осмотр, эксперт пишет отчет, отражающий сумму понесенного ущерба, уточнить, кто является виновным, и кто потерпевшим в аварии. Может установить рыночную стоимость транспортного средства на момент аварии.

Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы

Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.

Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.

ВНИМАНИЕ . Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.

Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.

Для подачи заявления в независимую экспертизу, следует приготовить такие документы:
  • технического паспорта на машину,
  • справку о дорожно-транспортом происшествии и протокола инспектора ГИБДД (копии, заверенные в установленном порядке),
  • если в договоре страхования имеется пункт об экспертном обслуживании, следует оформить направление на экспертный осмотр,
  • другие документы, если таковые имеются, по происшествию.

Последовательность проведения независимой экспертизы

Проведение независимой экспертной оценки регламентировано законодательством страны, в котором четко оговорена последовательность действий.
  • Выбрать независимую организацию.
  • Заключить договор о проведении экспертизы.
  • Оплатить проведение независимой экспертизы.
  • Согласовать день и время проведения технического исследования автомобиля.
  • Оформить уведомление на осмотр виновному в аварии, или заинтересованным лицам.
  • Обязательно присутствовать при проведении осмотра.
  • Оформление акта по соответствующей форме, фиксируются на фотографиях или видео обнаруженные места повреждений.
  • Расчет суммы возмещения повреждений, учитывая рыночную стоимость запасных частей для восстановления машины.
  • Получить отчет с выводами, для фиксации передачи оформляется акт приемки от заказчика и передачи от исполнителя.
  • Для проведения самой экспертизы и выдачи отчета и других надлежащих нормативных актов дается три дня, день отправления уведомления и день проведения самой экспертизы не считается.

Освидетельствование пострадавшего автомобиля производится в присутствии лица, спровоцировавшего аварию и сотрудника страхователя. Для своевременного оповещения страхователя, следует отправить оповещение, телеграфом с обратным уведомлением за пять рабочих дней, до проводимого осмотра.

ВНИМАНИЕ . В случае непоявления страхователя на исследовании, при наличии почтовых чеков и уведомлений, возможно и без такового. Техническая экспертиза проводится в светлое время дня, или при дневном освещении.

Отчет должен содержать такие параграфы:
  • цель проводимой технической экспертизы.
  • фамилия и инициалы потерпевшего в аварии.
  • сумма, подлежащая возмещению для ремонта автомобиля.
  • сведения, полученные в ходе осмотра и список законодательных документов, которыми руководствуется эксперт.
  • день, месяц и год аварии.
  • сведения о страховых полисах участников происшествия и компаниях страхователях.
  • компенсация, подлежащая возмещению по расчетам проведенной экспертизы.
  • подписи технического эксперта, проводившего осмотр, и лица, руководящего организацией, утвержденные печатями.
Читайте также  Как избежать наказания за оставление места ДТП

Копия экспертного заключения сохраняется три года, после окончания проведения экспертных работ. Готовый акт забирает представитель страхователя. Сведения отражаются в графе «Отчет об определении рыночной стоимости ущерба от аварии». Каждую страницу нумеруют, сшивают и скрепляют печатями и подписями техника, производившего осмотр. Заказчику выдается свой экземпляр, с актом приема-передачи. Страхователь должен выплатить компенсационную сумму, на восстановление автомобиля. В случае отказа страховой компании оплатить необходимую сумму, де следует передавать в судебные органы. Тогда будет необходимо проведение еще одной экспертизы.

Стоимость – цена проведения независимой неподконтрольной экспертной оценки машины, участника аварии в 2021 году зависит от того:
  • как сильно поврежден автомобиль,
  • насколько сложные проводятся работы,
  • виды экспертиз,
  • насколько срочно необходимо провести работу (сумма за срочность, обычно 10-15 % от всей предоставленной работы).

Когда у машины есть незначительные повреждения (до пяти деталей), стоит такое заключение по Москве 3500 рублей. Если машина имеет объемные повреждения (более 20 деталей), цена варьирует от 7000 рублей.

ВАЖНО . Оплачивать все экспертизы должен потерпевший, но, если дело передается в судебные органы, и выносится решение в пользу потерпевшего, все суммы по проведению экспертных работ будут взыскиваться с виновного, для чего следует сохранять расходные ордера и кассовые чеки от организации, проводившей оценочную стоимость.

Когда у лица, пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, страховой полис ОСАГО Ингосстрах, после обращения к страхователю, для проведения независимой экспертизы, страхователь Ингосстрах финансирует проведение технического осмотра и направляет к своим партнерам. Поэтому следует найти ближайший офис Ингосстраха и узнать, где проводится обследование, можно ли оформить выезд к поврежденному автомобилю, нужно ли платить, сколько, какие документы иметь при себе. После получения результатов исследований, в срок 5ти рабочих дней необходимо подать заявление на возмещение ущерба, или заявление на проведение восстановительного ремонта на СТО.

ВАЖНО . Часто компенсационные выплаты бывают значительно уменьшены, иногда сумма снижения доходит до 40% от необходимой суммы на восстановление. Тогда следует организовывать неподконтрольную экспертизу, не являющуюся партнером Ингосстраха. Процедура оформления досудебной претензии, соблюдается потерпевшим четко в оговоренных правилах, составляется заявление к страхователю, с требованием возмещения нанесенного ущерба, к которому прикладываются все необходимые документы из перечня.

Если, не работает досудебная претензия, следует начинать судебное разбирательство, оформляя исковое заявление в районный суд. Тогда, после решения судебных органов о выплате нанесенного автомобилю ущерба, страховщик обязан оплатить все издержки, которые понес застрахованный в ходе досудебного и судебного разбирательства.

Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

В этой статье мы разъясним порядок назначения и проведения экспертной оценки размера ущерба, применяемой в рамках правоотношений, вытекающих из договора ОСАГО, также предложенный материал включает в себя ряд рекомендаций, которые помогут участникам автодорожных происшествий взыскать со страховых компаний, причитающееся им страховое возмещение в максимально полном размере.

Одним из способов определения размера ущерба, причиненного повреждением транспортного средства в дорожной аварии, является независимая техническая экспертиза по ОСАГО.

От того насколько квалифицированно и качественно эксперт выполнит свою работу, напрямую зависит и размер страхового возмещения, подлежащий выплате потерпевшему.

В настоящее время страховые компании крайне редко выплачивают страховку в размере ущерба, причитающегося по договору обязательного страхования (ОСАГО).

В подавляющем большинстве страховых случаев, страховая выплата занижается в пределах от 30% до 60 % от суммы фактического ущерба, таков тренд.

Иногда эксперт, действующий по заданию страховой компании, при анализе материалов дорожно-транспортного происшествия, усматривает несоответствия, которые позволяют страховщику отказать потерпевшему в страховом возмещении.

Для того, чтобы не остаться с пустым карманом и разбитой машиной, лицам, пострадавшим в ДТП, нужно поближе изучить тему, изложенную в настоящем материале.

Что представляет собой независимая экспертиза по ОСАГО

К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы, относится:

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(далее Закон).

«Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (далее Правила НТЭТС).

«Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П, далее – Единая методика).

Участникам дорожно-транспортных происшествий изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.

В статье 12.1 Закона содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее НТЭТС).

НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления амтс в до аварийное состояние.

Когда назначается независимая техническая экспертиза

Данный вид экспертизы назначается только для определения обстоятельств ДТП и размера страховой выплаты по страховым случаям, урегулированных правоотношениями по ОСАГО.

Экспертиза при необходимости решает две основные задачи:

Определение причин и обстоятельств наступления страхового случая.

Иными словами эксперт-техник отвечает на вопрос о том, в действительности ли транспортное средство повреждено в результате указанного в заявлении страхового случая или имеет место страховое мошенничество.

Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при его ремонте.

При необходимости эксперт- техник рассчитывает величину утраты товарной стоимости (УТС), которая подлежит возмещению страховщиком в пределах страховой суммы, указанной в статье 7 Закона.

На практике это выглядит следующим образом.

После дорожного происшествия с участием транспортного средства потерпевший, в установленном порядке обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате.

При этом обязанностью потерпевшего является предъявление страховщику поврежденного транспортного средства в 5 дневной срок (рабочие дни), для осмотра и (или) проведения НТЭТС (п.10.ст.12 Закона).

Если по результатам осмотра поврежденного транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, у страховщика возникнут сомнения относительно обстоятельств ДТП, то в срок до 10 рабочих дней от момента подачи заявления о страховой выплате страховая компания имеет право осмотреть и (или) организовать за свой счет проведение НТЭТС транспортного средства виновника происшествия.

Независимая техническая экспертиза транспортного средства также назначается и проводится в случаях, когда между страховщиком и потерпевшим после совместного осмотра т/с, возникают противоречия в определении обстоятельств его повреждения и размере восстановительного ремонта.

Если страховая компания не осмотрела поврежденное транспортное средство потерпевшего и (или) не назначила проведение НТЭТС, то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться к эксперту-технику, поручив последнему выполнение исследования.

При необходимости независимая техническая экспертиза, после ДТП по ОСАГО может быть назначена повторно. Например, при несогласии потерпевшего с выводами экспертного заключения.

В этом случае потерпевший вправе инициировать повторную НТЭТС. Повторная экспертиза проводится по тем же вопросам, что и первичная, но ее выполнение поручается другому эксперту.

Закон и Правила НТЭТС предусматривают возможность проведения дополнительно независимой технической экспертизы.

Потребность в ее назначении появляется при возникновении дополнительных вопросов, требующих экспертной оценки.

Дополнительная НТЭТС проводится и в случаях вновь открывшихся обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, которые не могли быть изучены и оценены экспертом в первичном заключении.

Кто имеет право выполнять независимую техническую экспертизу

Во всех случаях проведение НТЭТС поручается эксперту-технику или специализированной экспертной организации, в штате которой имеется не менее одного аттестованного эксперта – техника.

Законодательство подробным образом регламентирует требования к лицам, имеющим право на выполнение независимых технических экспертиз по ОСАГО.

Для того, чтобы подтвердить полномочия эксперт должен предоставить заказчику и приложить к своему заключению документы, указанные в перечне:

диплом о профильном высшем образовании;

выписку из государственного реестра экспертов-техников;

копию протокола Межведомственной аттестационной комиссии о профессиональной аттестации;

сведения о повышении квалификации (в обязательном порядке каждые 5 лет).

Таким образом, если экспертиза выполнена лицом, не подтвердившим свои действительные полномочия, то ее можно признавать, как недопустимое доказательство.

Ни в досудебном порядке урегулирования спора, ни при рассмотрении дела в суде, такое заключение не будет иметь юридической силы.

Рекомендации потерпевшим при назначении независимой экспертизы

При обращении к эксперту- технику с заявлением о проведении экспертизы проверьте его действующий статус.

Если эксперт не может предоставить документы (см. перечень), то не тратьте времени и денег, обратитесь к другому эксперту.

Если страховая выплата не соответствует фактическому размеру ущерба, то назначайте повторную НТЭТС, составляйте претензию и направляйте ее вместе с заверенной копией экспертного заключения в страховую компанию.

Оригинал экспертизы может пригодиться для суда.

Подробности в статьях:

Если страховщик оставил претензию без удовлетворения, то подготовьте иск о взыскании суммы страховой выплаты и защите прав потребителя по договору ОСАГО.

Доказательством размера причитающейся истцу страховой выплаты будет являться повторное заключение эксперта-техника, копия которого направлялась ранее с претензией страховщику.

Подробности в статье:

Если при рассмотрении дела по предъявленному иску возникает необходимость в назначении судебной экспертизы, например, при оспаривании заключения страховщика о размере ущерба, то заявляйте ходатайство о проведении судебной экспертизы транспортного средства.

Определение размера страховой выплаты потерпевшему основывается на расчете стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с использованием Единой методики, которая подлежит обязательному применению судебным экспертом.

Эта методика применяется всеми экспертами – техниками. Таким образом, если в первичной экспертизе, назначенной страховой компанией эксперт «намудрил», то судебный эксперт все расставит на свои места.

Подробности в статье:

Если в иске наряду со страховой компанией в качестве ответчика заявлен причинитель вреда — виновник ДТП, то потерпевшему необходимо основывать свои требования к нему на заключении оценщика, использующего при определении ущерба рыночный подход, а не Единую методику.

Базы цен на запасные части и комплектующие изделия, применяемые при расчете по Единой методике, существенно разнятся с рыночными ценами.

Эта разница, по понятным причинам, коррелирует не в пользу потерпевшего.

Из сказанного следует, что для страховой мы назначаем НТЭТС, а для виновника – оценку рыночной стоимости ущерба автомобиля.

Подробности в статьях:

В заключение статьи обращаю ваше внимание, что одной из основных целей, которую ставил перед собой автор, является адаптация читателя к правильному пониманию норм закона путем изложения материала в доступной для восприятия форме.

Более подробная информация по теме содержится в указанных в статье нормативно-правовых актах.

При необходимости в разъяснении вопросов, касающихся независимой экспертизы после ДТП по ОСАГО, обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам.

Комментарии

Задайте нам вопрос

Данная статья подготовлена на основании действующего российского законодательства, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.

Однако каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:

Читайте также  Судмедэкспертиза после ДТП как проводится

Единый федеральный номер

Москва и область

Автоэкспертиза автомобиля после ДТП

Вопросы проведения независимых автоэкспертиз в рамках получения денежной компенсации по ОСАГО изложены в статье 12 и 12.1 Федерального закона «Об ОСАГО», а также в Правилах обязательного страхования и рядовых договорах о предоставлении автомобильной страховки. Те же самые правила, за незначительными изменениями, применимы и к страховке КАСКО. Экспертиза транспортного средства позволяет оценить размер ущерба, полученного в результате аварии, а также исследовать все ее обстоятельства.

Когда требуется проведение независимой экспертизы?

Независимая оценка повреждений может быть обязательной или добровольной. Обязательную автоэкспертизу назначает страховая фирма за собственный счет. Речь же о добровольной экспертизе возникает тогда, когда пострадавший желает проверить объективность заключения, которое дал эксперт-техник, сотрудничающий со страховой организацией.

Организация независимой экспертизы после ДТП заинтересованной стороной требуется в следующих случаях:

  • Страховая сумма, которую согласен выдать страховщик, не покроет реально полученный ущерб (не оплатит стоимость ремонта автомобиля). Зачастую СК компенсирует ущерб, но речи о полной компенсации восстановительного ремонта не идет;
  • От вас, как от виновника ДТП, требуют очень большую выплату возмещения (получение досудебной претензии от страховой фирмы пострадавшего). Проверить, насколько обоснованы эти завышенные требования, и призвана встречная независимая автоэкспертиза;
  • СК утверждает, что не все повреждения автомобиля возникли в последнем ДТП (не соглашается оплатить стоимость всех поврежденных деталей). В этом случае, возможно, потребуется не только экспертиза полученного ущерба, но и специальная трасологическая экспертиза, целью которой является изучение следов аварии на автомобиле и определение причин и следствий ДТП;
  • Виновник аварии или страховщик не согласны с тем, что именно вы являетесь пострадавшей стороной. В этом случае требуется не столько экспертиза полученных авто повреждений, сколько экспертиза обстоятельств ДТП, которую проводят многие независимые компании;
  • На страховщика подается исковое заявление. При несогласии с политикой СК в отношении выплаты страховки по вашему ДТП на компанию всегда можно подать в суд, но предварительно потребуется сделать собственную экспертизу ТС у независимых экспертов и определить сумму ущерба.

Общие сведения о проведении автоэкспертиз

В ином случае, когда автомобиль невозможно доставить в страховую компанию, эксперт сам должен приехать к месту его пребывания. Необходимость этой услуги нужно будет прописать в заявлении на получение страховки. Срок при этом не меняется и составляет те же 5 дней. В виде исключения он может быть увеличен до 10 дней или даже более, если это прописано в страховом договоре и автомобиль находится в очень отдаленном или труднодоступном месте.

После проведения экспертизы клиенту предоставляется для ознакомления отчет, на котором расписывается и страховщик, и техник-эксперт, и пострадавший в аварии. Оплачивается экспертиза автомобиля страховой фирмой, но ее не нужно путать с обычным осмотром. Он делается представителем страховой организации, который далеко не всегда имеет квалификацию профессионального оценщика.

Порядок действий при проведении независимой автоэкспертизы

Чтобы стало понятней, как сделать заказ независимой экспертизы повреждений авто после ДТП, опишем все кратко и по порядку:

  1. Подача заявления на получение денежной компенсации и прочих документов в страховую фирму;
  2. Передача автомобиля для осмотра представителю страховой фирмы (обычно это делается рядом с офисом страховщика);
  3. Если результаты осмотра полностью устроили обе стороны, то на этом все и заканчивается. Остается лишь ждать получения страховки. Если же осмотр не удовлетворил пострадавшего, то он вправе попросить сделать полноценную экспертизу;
  4. Страховщик выдает направление на автоэкспертизу. Обычно она проводится в организации, с которой постоянно сотрудничает СК, поэтому не всегда ее результаты будут полностью объективны;
  5. В назначенном месте и в назначенное время проводится экспертиза;
  6. На руки выдается акт проведенной оценки. Если все устраивает, то получаем страховку в соответствии с расчетами, указанными в отчете. Если же и эта экспертиза не понравилась, то назначаем еще одну, в другой компании и уже за собственные деньги. Об этом обязательно следует уведомить страховую фирму;
  7. Проходим вторую автоэкспертизу (на этот раз полностью независимую, насколько это возможно);
  8. Если СК признала результаты этой экспертной оценки (пусть даже они будут отличны от осмотра и первой экспертизы), то получаем страховку. В этом случае расходы на проведение оценки компенсирует страховая фирма;
  9. Если СК отказала в выплате по результатам второй экспертизы, то остается лишь подавать иск в суд. В суде будет сделана еще одна экспертиза — судебная. По ее итогам будет определена реальная сумма возмещения. В соответствии с судебной оценкой и будет принято решение о том, удовлетворить ли иск или оставить его без ответа.

Как организовать собственную автоэкспертизу?

Независимая автоэкспертиза требуется во многих случаях. Не только при спорах со страховой фирмой по поводу размера денежной компенсации, но и в случае, когда необходимо взыскать ущерб напрямую у виновника ДТП. Как ее провести?

  1. Выбор оценщика. На первом этапе необходимо выбрать компетентную организацию оценщиков, в которой работают квалифицированные техники-эксперты. Следует проверить, состоит ли специалист, который будет делать оценку, в Едином госреестре. Будет еще лучше, если у него есть аккредитация Российского Союза Автостраховщиков. Самое важное — экспертиза должна быть проведена в точном соответствии с нормативно-правовыми документами. Эксперт не должен сотрудничать со страховой фирмой, то есть быть заинтересованным в результатах оценки;
  2. Заключение договора. После выбора понравившейся компании между ней и клиентом заключается договор, в котором указываются все условия проведения будущей автоэкспертизы. Затем услуги оплачиваются одним из доступных способов, а все чеки и квитанции обязательно сохраняются. Они могут потребоваться для возмещения стоимости оценки со стороны страховой фирмы. Нелишним будет проследить, чтобы оценка проводилась в специализированном сервисном центре, оборудованном всем необходимым;
  3. Оповещение представителя страховщика о месте и времени проведения экспертизы. Иногда уведомляют и противоположную сторону (виновника аварии), если она заинтересована в результатах оценки. Оповещение обычно происходит либо телеграммой, либо заказным письмом с уведомлением о вручении;
  4. Экспертиза.Для оценки повреждений автомобиль необходимо заранее подготовить — очистить от грязи и убрать из него все посторонние предметы. Если мойка может привести к удалению некоторых следов аварии или вызвать дополнительные повреждения, то делать ее не следует. Автоэкспертиза начинается с изучения документов на автомобиль, а затем записывается VIN-номер транспортного средства, его государственный регистрационный знак и пробег. После изучаются видимые повреждения, при необходимости делается разборка некоторых деталей для изучения скрытых повреждений. Все следы аварии обязательно фотографируются;
  5. Математическая часть. Все расчеты (износ деталей, стоимость ремонтно-восстановительных работ, утрата товарной стоимости) обычно делаются в специальных компьютерных программах. Техник лишь вводит в них ряд исходных данных;
  6. Экспертный отчет. Результаты экспертизы заносят в письменное заключение, без которого она не будет считаться таковой (а будет лишь осмотром). Этот документ как раз и используется для отстаивания правоты перед страховщиком, другим участником ДТП или судом.

Какие документы потребуются для экспертизы?

После заключения договора с независимым экспертом и до проведения автоэкспертизы потребуется предоставить ему для ознакомления ряд документов:

  • свидетельство о государственной регистрации ТС;
  • копия паспорта заказчика услуг;
  • технический паспорт автомобиля;
  • справка об аварии из ГИБДД;
  • сервисная книжка (если автомобиль проходит техническое обслуживание у дилера);
  • договор купли-продажи и справка-счет о стоимости ТС (для организаций).

Не стоит выбирать компанию, которая предоставляет большое количество разнообразных услуг. Лучше заключить договор с узкоспециализированной компанией. Шанс того, что именно в ней будут работать профессионалы своего дела, довольно велик. Будет отлично, если компания предоставляет лишь услуги по экспертизе автомобилей, попавших в ДТП.

Независимая экспертиза после ДТП

Ситуации, когда поможет автоэкспертиза ДТП

Ситуация 1
Ситуация 2
Ситуация 3
Ситуация 4

Стоимость услуг независимой экспертизы после ДТП зависит от степени повреждения автомобиля

* Степень повреждения: легкая — до 5 поврежденных деталей; средняя — от 6 до 20 поврежденных деталей или с наличием от 1 до 3-х перекосов проема; сложная — свыше 20 поврежденных деталей или наличие более 3-х перекосов проемов.

** Стоимость зависит от количества листов фотографий (200руб. за 1 лист. На 1 листе до 8 фотографий).
*** Для автомобилей марки Aston Mаrtin, Bentley, Bugatti, DeLorean, Genesis, Lamborghini, Maserati, Maybach и других эксклюзивных марок стоимость услуг по оценке ущерба повышается с коэффициентом 3 (три) а срок оказания услуг оговаривается в каждом конкретном случае.

Реальные случаи из практики

Остались сомнения?

Для всех сомневающихся действует специальная акция — Скидка на услуги по оценке ущерба до 20%. Подробнее здесь..

Об автоэкспертизе после ДТП в деталях

Процедура оценки ущерба страховыми компаниями проста. Вам предлагается предоставить автомобиль к осмотру, экспертом страховой компании, или, так называемой независимой экспертной компании, осматривается Ваше транспортное средство, и далее производится расчет. Вы ставитесь перед фактом, что расчетная стоимость страховой выплаты составляет столько-то. И все. Расчетная сумма перечисляется Вам на расчетный счет, не оставляя право на оспаривание.
На самом деле это не так. Давайте разберемся, почему страховые компании не доплачивают.

Причин занижения страховой выплаты может быть несколько — основными являются:

  • Некачественный осмотр. Т.е. при осмотре эксперт указывает не все повреждения. Даже при кажущейся очевидности, неспециалисту трудно оценить полноту описания повреждений. Примером является наличие перекоса проема капота или двери.
  • Неверный расчет процента износа. На данный момент разработана РСА и утверждена Банком России Положением №432-П от 19 сентября 2014 года единая методика расчета износа транспортного средства и вообще размера расходов на восстановительный ремонт. Данный документ регламентирует порядок расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств. Однако не все страховые компании стремятся учитывать его в своих расчетах.
  • Заниженная стоимость работ и запасных частей. Минимальная стоимость нормо-часа по работам, минимальная стоимость запчастей (в т.ч. неоригинальных) — основные зафиксированные факты занижения страховых выплат.

Все это ведет к занижению страховых выплат в 2-8 раз.

Итак, что же делать? Какова последовательность действий после аварии для решения проблемы?

Вкратце — так: записываемся на проведение независимой экспертизы Вашего автомобиля, получаем отчет эксперта, собираем прочие документы и предоставляем все это в страховую компанию. Теперь рассмотрим каждый этап подробнее.

Для начала нужно определиться нужно ли приглашать на экспертизу виновную сторону.

В данном случае виновной стороной будем считать и страховую компанию, водителя, если он управлял по доверенности, и собственника транспортного средства.
Приглашать ли телеграммой виновную сторону? Такой вопрос часто ставит в затруднение многих. Сразу оговоримся — хуже от этого не будет в любом случае. Однако..

  • Если Вы уже предоставляли автомобиль к осмотру представителю страховой, страховую компанию можно не приглашать. Вы свои обязательства выполнили.
  • Если Вы еще не обращались в страховую компанию, и, соответственно автомобиль не предоставляли, необходимо, ОБЯЗАТЕЛЬНО, на выбор — либо отправить телеграмму в страховую, либо предоставить авто к осмотру при сдаче документов. Можно так же совместить осмотр автомобиля представителем страховой компании и нашим экспертом.
  • Если, предположительно, ущерб значительный (более 400 т. руб.) необходимо пригласить непосредственно виновника ДТП — водителя, а если он управлял автомобилем по доверенности, то и собственника транспортного средсвта. Все что выше 400 т.р. должен будет возместить один из них.
Читайте также  Сроки оценки ущерба после ДТП

Уведомление происходит отправлением телеграммы с уведомлением о вручении. Телеграмма отправляется за 3 рабочих дня, если страховая и другие участники находятся в Вашем городе, и за 5 дней, если — в другом городе.

Если вопрос с приглашением виновников решен, то последовательность действий будет следующая:

Приглашаем виновников, телеграмму отправляете сами.

  1. Не волноваться и расслабится.
  2. Собираем справки. Если оригиналы сданы в страховую и у Вас не осталось копий, придется получать копии в ГИБДД. Можно попробовать получить в страховой — хотя страховщики редко идут на уступки, однако такие случаи были.
  3. Записываемся на осмотр по телефону 8(495) 77-222-02.
  4. Уведомляем страховую компанию и, в случае необходимости, другие заинтересованные стороны.
  5. Проводим осмотр. К назначенному времени подъезжает эксперт, заключает с Вами договор на оказание услуг по оценке, составляет Акт осмотра и фотографирует Ваш автомобиль. При этом нужно будет оплатить авансовый платеж в размере от 2000 рублей. После осмотра, через день-два будут готовы итоговые документы!
  6. Можем ремонтировать авто. В случае обнаружения в процессе ремонта скрытых дефектов сообщите нам. Эксперт подъедет, составит дополнительный акт осмотра и учтет его при расчете.
  7. Получаем результаты экспертизы, собираем другие документы, необходимые для страховой выплаты.
  8. Направляемся в страховую. В случае, если страховое возмещение уже получено или сумма Вам известна, предварительно составляем досудебную притензию и сдаем ее вместе с документами по оценке. При этом необходимо, чтобы при сдаче документов Вам на копии притензии поставили штамп о принятии претензии с указанием даты и входящего номера.
  9. Ожидаем страховой выплаты в течении предусмотренных законом об ОСАГО срока в 30 календарных дней. Стоимость независимой экспертизы так же включается в сумму страхового возмещения.

Приглашаем виновников, телеграмму отправляем мы.

  1. Не волноваться и расслабится.
  2. Собираем справки. Если оригиналы сданы в страховую и у Вас не осталось копий, придется получать копии в ГИБДД. Можно попробовать получить в страховой — хотя страховщики редко идут на уступки, однако такие случаи были.
  3. Подъезжаем для заключения договора. Предварительно сообщите время приезда по телефону 8(495) 77-222-02 — это сэкономит Ваше время.
  4. В назначенный день/время проводим осмотр. К назначенному времени подъезжает эксперт, составляет Акт осмотра и фотографирует Ваш автомобиль. После осмотра, через день-два будут готовы итоговые документы!
  5. Можем ремонтировать авто. В случае обнаружения в процессе ремонта скрытых дефектов сообщите нам. Эксперт подъедет, составит дополнительный акт осмотра и учтет его при расчете.
  6. Получаем результаты экспертизы, собираем другие документы, необходимые для страховой выплаты.
  7. Направляемся в страховую. В случае, если страховое возмещение уже получено или сумма Вам известна, предварительно составляем досудебную притензию и сдаем ее вместе с документами по оценке. При этом необходимо, чтобы при сдаче документов Вам на копии притензии поставили штамп о принятии претензии с указанием даты и входящего номера.
  8. Ожидаем страховой выплаты в течении предусмотренных законом об ОСАГО срока в 30 календарных дней. Стоимость независимой экспертизы так же включается в сумму страхового возмещения.

НЕ приглашаем виновников, не отправляем телеграммы.

  1. Не волноваться и расслабится.
  2. Собираем справки. Если оригиналы сданы в страховую и у Вас не осталось копий, придется получать копии в ГИБДД. Можно попробовать получить в страховой — хотя страховщики редко идут на уступки, однако такие случаи были.
  3. Записываемся на осмотра автомобиля. Обязательно запишитесь по телефону 8(495) 77-222-02 — это сэкономит Ваше время.
  4. В назначенный день/время проводим осмотр. К назначенному времени подъезжает эксперт (либо подъезжаете Вы), составляет Акт осмотра и фотографирует Ваш автомобиль. После осмотра, через день-два будут готовы итоговые документы!
  5. Можем ремонтировать авто. В случае обнаружения в процессе ремонта скрытых дефектов сообщите нам. Эксперт подъедет, составит дополнительный акт осмотра и учтет его при расчете.
  6. Получаем результаты экспертизы, собираем другие документы, необходимые для страховой выплаты.
  7. Направляемся в страховую. В случае, если страховое возмещение уже получено или сумма Вам известна, предварительно составляем досудебную притензию и сдаем ее вместе с документами по оценке. При этом необходимо, чтобы при сдаче документов Вам на копии притензии поставили штамп о принятии претензии с указанием даты и входящего номера.
  8. Ожидаем страховой выплаты в течении предусмотренных законом об ОСАГО срока в 30 календарных дней. Стоимость независимой экспертизы так же включается в сумму страхового возмещения.

Для заказа наших услуг и заключения договора не забудьте следующие документы:

  • паспорт заказчика;
  • документы на транспортное средство (свидетельство о регистрации ТС или ПТС — можно копию);
  • справку ГИБДД или ОВД (можно копию)

Описанная процедура применима к случаям, когда Ваш автомобиль застрахован по ОСАГО, а виновником признана другая сторона.
На самом деле, автоэкспертиза после ДТП востребована и в следующих случаях:

  • Ваш автомобиль получил повреждения в результате аварии, и Вам необходимо произвести оценку ущерба после ДТП;
  • Страховая компания, в которой виновник проишествия приобрел полис ОСАГО, предлагает Вам выплату, существенно меньшую, чем величина нанесенного Вам ущерба в ДТП;
  • Стоимость ремонта Вашего авто превысила лимит ответственности по ОСАГО (400 т.р.);
  • Вас признали виновником ДТП, и Вы считаете, что размер ущерба, предъявляемый Вам противоположной стороной, завышен, либо хотите оспорить выводы инспектора о виновности;
  • Ваш автомобиль получил повреждения в результате стихийного бедствия, пожара, падения снега, строительных конструкций, действий третьих лиц, и Вы хотите провести оценку для определения ущерба.

Вы все еще сомневаетесь?

Хотите узнать размер недополученного Вами страхового возмещения? Пришлите нам акт осмотра, и мы можем произвести расчет стоимости ущерба он-лайн. Для того, чтобы узнать сумму, которую Вам не доплатила страховая компания достаточно прислать нам отсканированный акт осмотра. Более подробно по ссылке:
Оценка ущерба после ДТП он-лайн.

После аварии — дороже

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой — по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков — почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого — получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.