Как стать оценщиком автомобилей после ДТП

Co-ver › Блог › Как я стал автоэкспертом

Всем привет! Зовут меня Константин. И в этой небольшой заметке я бы хотел немного рассказать о себе. И о том, как я пришел к своей текущей деятельности — судебный эксперт. Во всяком случае именно так называется моя специальность, согласно записи в дипломе.

В далеком уже 2004 году я увлекся мотоциклами. Сначала просто катался по городу, потом, со временем, начал путешествовать. Что и делаю с большим удовольствием и по сей день. В моем «багаже» практически вся Авропа и Средняя Азия. И планов прокатиться по миру на мотоцикле еще очень много. В том числе и кругосветка.

В 2008 году я начал обучать желающих получить заветную категорию «А» управлять мотоциклом. За более, чем пять лет, мы, вместе со своим товарищем, обучили более чем шесть сот человек, которые успешно сдали экзамены в ГИБДД. Причем, мы учили людей не сдать экзамен, а именно понимать физику мотоцикла, обучали предвидеть ситуацию на дороге. В общем обучали выживать, делясь своим опытом. И, нужно сказать, процент попадания наших студентов в автоаварии был очень низок. Это оценили и в управлении ГИБДД Новосибирской области и нас начали приглашать на различные семинары по безопасности.

В 2014 году нам доверили обучить грамотному управлению мотоциклами инспекторов ГИБДД, патрулирующих улицы города. Делали мы это не для того, чтобы у нарушителей не было шанса сбежать, а именно для того, чтобы сохранить людям жизнь и здоровье. И с этой задачей мы тоже справились на отлично.

Постепенно я начал заниматься оказанием помощи на дорогах после дтп, оказывал помощь пострадавшим мотоциклистам, помогал им восстанавливать справедливость или, наоборот, обосновывал бесперспективность требований.

Понимая, что знаний мне катастрофически не хватает, в 2016 году, я получил диплом эксперта-техника и стал делать заключения о стоимости восстановительного ремонта автотранспортных средств.
В 2017 году получил диплом и сертификат оценщика движимого имущества.
в 2018 году в Московском университете получил очередной диплом, в котором было написано, что теперь я могу проводить и судебные экспертизы. Параллельно получил удостоверение эксперта-трасолога, которое позволяет мне воссоздавать механизм дорожно-транспортного происшествия и делать экспертные заключения.

Но по настоящему я увлекся маркировочными обозначениями транспортных средств. Иными словами исследование VIN-номеров ТС. Их исследование вызывало, да и вызывает по сей день, у меня очень большой интерес.

Результатом этого интереса, в 2019 году, стал еще один диплом Ростовской Академии, согласно которому я могу делать экспертные заключения маркировочных обозначений.

В 2020 году наше правительство наконец-то разрешило наносить вторичную маркировку на ТС, однако все это не так просто и не так дешево, как кажется с первого взгляда. Я не буду сейчас останавливаться на подробностях этого Постановления и о тонкостях производства этой процедуры. Если вы, уважаемые читатели, заинтересуетесь, я обязательно об этом расскажу.

Я же сосредоточился на восстановлении утраченных маркировочных обозначений. Именно на восстановлении знаков, нанесенных на заводе-изготовителе. И, в большой степени преуспел в этом.
Почему я этим занялся?
Ну, во-первых, для владельца ТС это дешевле и безопаснее. Он, совершенно точно ничего не теряет, даже если результат будет неудовлетворительным. А такое тоже, увы, бывает.
Во-вторых, это существенно быстрее, чем официальный процесс нанесения вторичной маркировки.
В-третьих, это существенно дешевле.
Ну и в-четвертых, документы остаются «чистыми». Нет никаких вклеек, дополнительных бумаг, которые нужно возить с собой. А в случае продажи, убеждать покупателя, что все с автомобилем «чисто».

В случае же самого плохого расклада, я могу выдать официальное заключение для органов дознания и ГИБДД, что также выйдет дешевле и быстрее.

Чтобы не утруждать вас долгим чтением, я просто покажу, что я делаю.
На фотографиях вин-номер Toyota Prado на момент приезда ко мне и перед консервацией. Машина была куплена в Москве и по приезду в Новосибирск на учет, с первого раза, не встала, по причине утраченного номера.
На сегодняшний день машина зарегистрирована и радует своего владельца.

Если у вас есть какие-либо вопросы, буду рад на них ответить!

Независимый автомобильный эксперт

Автомобильная экспертиза, проводимая независимыми специалистами, – это, порой, необходимая мера при расчете справедливой страховой выплаты после дорожно-транспортного происшествия. Безусловно, у любой страховой компании в арсенале бесплатных услуг найдется и автоэксперт, но вот его смета, зачастую, в корне отличается от той оценки, которую проводят независимые эксперты по ДТП.

Страховой компании невыгодно оценивать весь объем предстоящего ремонта по высоким ставкам, поэтому, в случае аварийного происшествия, лучше всего обратиться к независимым оценщикам автомобиля.

Во-первых, пострадавший в ДТП автотранспорт будет тщательно осмотрен, и в страховую компанию предоставлен подробный отчет, во-вторых, страховщики уже не смогут не заметить повреждения, полученные в конкретном столкновении, потому что они будут описаны документально.

Но также нельзя обращаться к первому встречному, кто рекламирует себя как независимый эксперт по оценке аварии. Специалиста, который точно поможет вернуть деньги за ремонт авто по КАСКО или ОСАГО, необходимо тщательно выбирать.

Выбор независимого эксперта. На что обратить внимание

Независимый автомобильный эксперт – это человек, который имеет специальное образование и диплом, подтверждающий этот факт.

На данный момент такой род деятельности не подлежит лицензированию, но это не значит, что любой желающий может объявить себя оценщиком и проводить такие работы. Основанием для проведения оценочной деятельности является договор.

ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности» объясняет все аспекты оценочной деятельности и, в соответствии с ним, наличие образования для предоставления такой услуги считается обязательным. Первое, на что требуется обратить внимание, – это наличие специального документа у эксперта.

Также принципиальным условием для выбора эксперта по ДТП остается тот факт, что специалист в обязательном порядке должен состоять в общественной организации «Российское общество оценщиков». При возникающем вопросе эксперт всегда может предоставить свидетельство, которое подтвердит его участие в этом движении, а также может показать выписку из реестра. Также с деталями можно ознакомиться самостоятельно через сайт СРОО (http://sroroo.ru/) и получить информацию о эксперте.

Важно знать, что у независимого эксперта по оценке автомобилей должна быть застрахована его профессиональная ответственность. Проверить это довольно просто, так как членом СРОО может быть только тот специалист по экспертной оценке, кто застраховал соответствующее направление своей деятельности на сумму, начинающуюся от 300 000 рублей. Такой договор должен быть заключен на календарный год, и СРОО тщательно следит за выполнением такого условия.

Важно помнить, что наличие такого пакета документов обязательно должно сопровождать легальную деятельность оценщика!

Независимым эксперт должен быть в прямом понимании этого слова. Потому что если страховая компания, в случае возникновения вопросов, настойчиво рекомендует обратиться к определенному эксперту, то обычно, это оформленный, как отдельное юридическое лицо, работающий на страховую компанию, эксперт. В этом случае надеяться на объективность смысла нет. Поэтому если возникает спорная ситуация, необходимо самостоятельно найти специалистов по оценочным мероприятиям, тем более, что это просто сделать через сайт СРОО.

Также о надежности экспертного бюро могут свидетельствовать те факты, что им зачастую доверяет проводить оценку судебная система. Если система правопорядка доверяет такой организации, то это свидетельствует в ее пользу.

Также сотрудник, который действительно хорошо знает свое дело и стоит на стороне своего клиента, обязательно настоит на том, чтобы известить страховых специалистов о месте и времени проведения независимой оценки. Причем как устно, так и письменно. Потому что в обратном случае не информированность страховщиков может быть поводом для новых препятствий к долгожданной выплате.

Человеку, пытающемуся найти надёжного независимого эксперта, который мог бы дать точную оценку всему ущербу и предоставить официальные документы в суде, если до судебного процесса дойдет дело, стоит подойти к решению этой задачи основательно.

Сроки и стоимость проведения экспертизы независимым экспертом

Проведение экспертных операции по оценке ущерба выполняется пострадавшим за свой счет, но если выявлены серьезные нарушения со стороны страховой компании, то в судебном порядке можно добиться возмещения таких расходов.

Средняя стоимость таких услуг рассчитывается примерно из таких цифр:

  • вызов специалиста на место аварии – от 800 руб.;
  • документальное оформление отчета с фотофиксацией – от 1 000 руб.;
  • расчет сметы будущего восстановления ТС – до 8 500 руб.;
  • отправка на адрес потерпевшей стороны курьерской службой пакета документов – около 500 руб.;
  • составление исковых документов – от 1 000 до 3 000 руб.;
  • совместное с клиентом проведение переговоров на территории страховой компании – около 2 500 руб.
Читайте также  Виновник уехал с места ДТП что делать

Также можно обратиться к экспертам с просьбой о полном ведении дела, начиная от присутствия на месте ДТП и заканчивая перечислением денежной суммы на счет клиента или ремонтной мастерской:

  • для физических лиц – около 20 000 руб.;
  • для юридических лиц – 30 000 руб.

Сроки, в которые должны быть проведены такие мероприятия со стороны страховой компании, обозначены в рамках пяти рабочих дней. Если такие сроки нарушены, то автомобилист может обратиться к оценщикам по своему выбору и передать готовое заключение страховым менеджерам, те, в свою очередь, обязаны принять его.

Средний срок, за который проводятся все работы, – примерно 10 рабочих дней.

Важно помнить, если автолюбитель проводит самостоятельную оценку, то необходимо известить всех участников процесса.

Если все заинтересованные лица проживают в одном регионе, то уведомление высылается за 3 рабочих дня, если в разных регионах, то за 6 рабочих дней.

Итоговым документом при проведении оценочной деятельности автомобиля, является заключение об оценке ТС.

Как показывает практика, если автовладелец обращается за сторонней от страховой компании помощью, то выигрывает в цене.

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП представляет собой разновидность автотехнической экспертизы. Данную экспертизу возможно провести как по определению суда или следователя, так и по запросу частного лица. Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года контролирует деятельность эксперта (или комиссии экспертов) во время проведения оценки состояния машины после аварии. Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность эксперта, осуществляющего производство автоэкспертизы, за намеренное написание ложного экспертного заключения, а также за осознанную дачу им заведомо ложных показаний во время судебного заседания. Стоимость проведения подобной экспертизы устанавливается определением суда или обсуждается с заказчиком в ходе заключения договора.

Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП

Экспертиза состояния автомобиля после случившейся аварии может проводиться в нескольких случаях.

Необходимость в проведении независимой автоэкспертизы после аварии может возникнуть, если заказчик не согласен с суммой нанесенного ущерба, установленной страховой компанией.

Виновник дорожно-транспортного происшествия имеет возможность потребовать проведение независимого осмотра поврежденного транспортного средства, если хочет оспорить стоимость возмещения ущерба, установленную решением суда.

После дорожно-транспортного происшествия автомобиль может быть повреждён настолько, что потеряет свою рыночную стоимость. Владелец пострадавшей в ДТП машины может заказать независимую экспертизу в целях расчёта утраты товарной стоимости автомобиля.

Ещё один повод назначения подобной экспертизы – несогласие с проведенной ранее автоэкспертизой. Проведенное в «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» исследование может подтвердить или опровергнуть выводы, данные экспертами в оспариваемом заключении.

Привлечение эксперта в области автотехнических экспертиз может потребоваться в том случае, когда нужно установить повреждения в автомобиле, вызвавшие аварию. Эксперт-автотехник определяет, присутствовали ли данные повреждения в машине до случившейся аварии, а также выясняет, могли ли обнаруженные им в ходе проведенного осмотра дефекты послужить причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия и мог ли владелец автомобиля заблаговременно их обнаружить и устранить.

Данная автоэкспертиза может быть проведена и для того, чтобы установить стоимость устранения имеющихся повреждений транспортного средства. Эксперты в ходе осмотра устанавливают имеющиеся на автомобиле повреждения и дефекты, а затем рассчитывают цену восстановительного ремонта путем замены неисправных деталей, перекраски машины и т.д. Для данных расчетов может быть привлечен эксперт в области оценочной экспертизы. Деятельность экспертов-оценщиков контролируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Также возможно включение эксперта в состав комиссии экспертов в области инженерно-технических экспертиз для более подробного описания имеющихся дефектов и возможности их устранения.

Возможные дефекты и повреждения автомобиля

В результате случившегося дорожно-транспортного происшествия могут возникнуть следующие повреждения транспортного средства:

  • Дефекты кузова (вмятины, царапины, трещины, следы горения);
  • Повреждения ходовой части (двигателя, тормозной системы, подвески, амортизаторов и т.д.);
  • Повреждение бензобака (при наезде сбоку);
  • Разбитые стекла (лобовое, боковые, заднее, зеркала заднего вида);
  • Повреждения салона (передних кресел, торпедо, заднего ряда, багажника).

В зависимости от тяжести полученных повреждений комиссией экспертов делается вывод о том, может ли транспортное средство быть восстановлено или нет.

Вопросы

Список вопросов, которые могут быть заданы эксперту (или комиссии экспертов) при проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП, формируется в каждом отдельном случае назначения подобной экспертизы судом или заказчиком, зависит от цели предполагаемого исследования. Вопросы могут быть такими:

  • Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
  • Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
  • Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
  • Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля?

Методы

При проведении экспертизы машины после аварии эксперт (комиссия экспертов) для ответов на поставленные вопросы использует следующие методы:

  • Изучение предоставленной документации на автомобиль с целью изучения его технических характеристик;
  • Визуальный осмотр поврежденного в результате ДТП транспортного средства с фиксированием всех обнаруженных дефектов и недостатков;
  • Проверка работоспособности автомобиля после аварии (включается ли двигатель, работают ли фары, электроника, возможно ли передвижение на данном транспортном средстве);
  • Расчет стоимости устранения всех обнаруженных в ходе экспертного осмотра дефектов;
  • Подготовка заключения экспертизы состояния автомобиля после ДТП.

Эксперт-оценщик при расчете стоимости восстановительного ремонта машины использует методы оценочных экспертиз. Согласно Федеральному стандарту оценки (ФСО) №1, выделяются три основных подхода, которыми пользуется оценщик при осуществлении оценки объекта недвижимости: сравнительный, затратный и доходный. Выбор того или иного подхода во время осуществления оценки делает сам эксперт-оценщик, основываясь на предоставленных в его распоряжении материалах и собственном экспертном опыте.

Заключение

Проведение независимой экспертизы автомобиля после ДТП в организации «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» в г. Москва позволит выяснить, какие повреждения автомобиля привели к произошедшей аварии, мог ли владелец машины их заметить до происшествия, а также поможет установить стоимость приведения транспортного средства в рабочее состояние.

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?

После любой аварии, важно правильно оценить ущерб, нанесенный автомобилю во время ДТП. Поэтому существует независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО, после чего оплачивается ущерб, причиненный потерпевшему. Важно знать, существующие правила и последовательность экспертиз неподконтрольных органов.

Что нужно делать после аварии

Если невозможно уладить дело мирным путем и нанесенный ущерб превышает 100 000 рублей, следует вызвать сотрудников Госинспекции.

Оформляя справку о происшествии, а затем и в протоколе необходимо обозначить виновника происшествия:
  • после определения виновника в происшествии, его страхователь оплатит нанесенный ущерб транспортному средству.
  • сотрудник страховой компании делает оценку повреждений, описывает их характер и количество.
  • в случае оформления европротокола, оба участника аварии оформляют извещение о происшествии, описывают в подробностях как все произошло, рисуют схему движения обоих машин.
  • собирают показания у имеющихся очевидцев дтп.

Когда на месте невозможно установить степень повреждений транспортных средств, следует воспользоваться услугами станции техобслуживания страхователя. Хотя, наиболее правильным будет воспользоваться услугами независимой экспертизы. Российский Союз Автомобилистов предлагает делать оценку у независимого эксперта, не представляющего ни одного из страхователей. Пострадавший в аварии, получает компенсацию со страхователя виновника, а виновный восстанавливает свою машину за свои собственные средства.

ВАЖНО . Главными задачами независимой экспертизы является восстановление событий, изучение всех мельчайших подробностей для определения настоящего виновника аварии. Работу независимой экспертизы, регламентирует положение Центробанка Российской Федерации № 433 – П. Во время экспертизы, устанавливается техническое состояние машины, указываются и описываются повреждения и уточняет данные (начальную скорость движения авто, маршрут проезда и место нахождение машины после окончания аварии).

Читайте также  Пакет документов для страховой компании после ДТП

Когда завершается осмотр, эксперт пишет отчет, отражающий сумму понесенного ущерба, уточнить, кто является виновным, и кто потерпевшим в аварии. Может установить рыночную стоимость транспортного средства на момент аварии.

Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы

Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.

Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.

ВНИМАНИЕ . Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.

Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.

Для подачи заявления в независимую экспертизу, следует приготовить такие документы:
  • технического паспорта на машину,
  • справку о дорожно-транспортом происшествии и протокола инспектора ГИБДД (копии, заверенные в установленном порядке),
  • если в договоре страхования имеется пункт об экспертном обслуживании, следует оформить направление на экспертный осмотр,
  • другие документы, если таковые имеются, по происшествию.

Последовательность проведения независимой экспертизы

Проведение независимой экспертной оценки регламентировано законодательством страны, в котором четко оговорена последовательность действий.
  • Выбрать независимую организацию.
  • Заключить договор о проведении экспертизы.
  • Оплатить проведение независимой экспертизы.
  • Согласовать день и время проведения технического исследования автомобиля.
  • Оформить уведомление на осмотр виновному в аварии, или заинтересованным лицам.
  • Обязательно присутствовать при проведении осмотра.
  • Оформление акта по соответствующей форме, фиксируются на фотографиях или видео обнаруженные места повреждений.
  • Расчет суммы возмещения повреждений, учитывая рыночную стоимость запасных частей для восстановления машины.
  • Получить отчет с выводами, для фиксации передачи оформляется акт приемки от заказчика и передачи от исполнителя.
  • Для проведения самой экспертизы и выдачи отчета и других надлежащих нормативных актов дается три дня, день отправления уведомления и день проведения самой экспертизы не считается.

Освидетельствование пострадавшего автомобиля производится в присутствии лица, спровоцировавшего аварию и сотрудника страхователя. Для своевременного оповещения страхователя, следует отправить оповещение, телеграфом с обратным уведомлением за пять рабочих дней, до проводимого осмотра.

ВНИМАНИЕ . В случае непоявления страхователя на исследовании, при наличии почтовых чеков и уведомлений, возможно и без такового. Техническая экспертиза проводится в светлое время дня, или при дневном освещении.

Отчет должен содержать такие параграфы:
  • цель проводимой технической экспертизы.
  • фамилия и инициалы потерпевшего в аварии.
  • сумма, подлежащая возмещению для ремонта автомобиля.
  • сведения, полученные в ходе осмотра и список законодательных документов, которыми руководствуется эксперт.
  • день, месяц и год аварии.
  • сведения о страховых полисах участников происшествия и компаниях страхователях.
  • компенсация, подлежащая возмещению по расчетам проведенной экспертизы.
  • подписи технического эксперта, проводившего осмотр, и лица, руководящего организацией, утвержденные печатями.

Копия экспертного заключения сохраняется три года, после окончания проведения экспертных работ. Готовый акт забирает представитель страхователя. Сведения отражаются в графе «Отчет об определении рыночной стоимости ущерба от аварии». Каждую страницу нумеруют, сшивают и скрепляют печатями и подписями техника, производившего осмотр. Заказчику выдается свой экземпляр, с актом приема-передачи. Страхователь должен выплатить компенсационную сумму, на восстановление автомобиля. В случае отказа страховой компании оплатить необходимую сумму, де следует передавать в судебные органы. Тогда будет необходимо проведение еще одной экспертизы.

Стоимость – цена проведения независимой неподконтрольной экспертной оценки машины, участника аварии в 2021 году зависит от того:
  • как сильно поврежден автомобиль,
  • насколько сложные проводятся работы,
  • виды экспертиз,
  • насколько срочно необходимо провести работу (сумма за срочность, обычно 10-15 % от всей предоставленной работы).

Когда у машины есть незначительные повреждения (до пяти деталей), стоит такое заключение по Москве 3500 рублей. Если машина имеет объемные повреждения (более 20 деталей), цена варьирует от 7000 рублей.

ВАЖНО . Оплачивать все экспертизы должен потерпевший, но, если дело передается в судебные органы, и выносится решение в пользу потерпевшего, все суммы по проведению экспертных работ будут взыскиваться с виновного, для чего следует сохранять расходные ордера и кассовые чеки от организации, проводившей оценочную стоимость.

Когда у лица, пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, страховой полис ОСАГО Ингосстрах, после обращения к страхователю, для проведения независимой экспертизы, страхователь Ингосстрах финансирует проведение технического осмотра и направляет к своим партнерам. Поэтому следует найти ближайший офис Ингосстраха и узнать, где проводится обследование, можно ли оформить выезд к поврежденному автомобилю, нужно ли платить, сколько, какие документы иметь при себе. После получения результатов исследований, в срок 5ти рабочих дней необходимо подать заявление на возмещение ущерба, или заявление на проведение восстановительного ремонта на СТО.

ВАЖНО . Часто компенсационные выплаты бывают значительно уменьшены, иногда сумма снижения доходит до 40% от необходимой суммы на восстановление. Тогда следует организовывать неподконтрольную экспертизу, не являющуюся партнером Ингосстраха. Процедура оформления досудебной претензии, соблюдается потерпевшим четко в оговоренных правилах, составляется заявление к страхователю, с требованием возмещения нанесенного ущерба, к которому прикладываются все необходимые документы из перечня.

Если, не работает досудебная претензия, следует начинать судебное разбирательство, оформляя исковое заявление в районный суд. Тогда, после решения судебных органов о выплате нанесенного автомобилю ущерба, страховщик обязан оплатить все издержки, которые понес застрахованный в ходе досудебного и судебного разбирательства.

Как стать оценщиком: тонкости профессии

К кому обратиться, если нужно оценить квартиру перед продажей. Как понять, что понравившаяся картина стоит своих денег? И стоит ли продавать авторские права на книгу за предложенную сумму? Ответит на эти вопросы оценщик.

Эта профессия становится популярной, ведь труд оценщика востребован, а зарплата высокая. Как же стать оценщиком, что для этого нужно и какие подводные камни могут встретиться на пути к желаемой должности – все в этой статье.

Что нужно, чтобы стать оценщиком

Прежде чем разобраться с тем как стать оценщиком, следует понять, в какой сфере он работает. Эксперты отрасли оценивают:

  • Материальные вещи (картины, драгоценности, мебель и т.д.);
  • Недвижимое и движимое имущество (дома, квартиры, предприятия, автотранспорт);
  • Права собственности (авторское право, интеллектуальная собственность);
  • Обязательства и долги.

Стать профессиональным оценщиком не так легко. Конечно же, такая должность требует квалификации. Поэтому потребуется получить соответствующее образование. Множество ВУЗов предлагает получить высшее образованию по направлениям оценщик широкого профиля или экспертиза и управление недвижимостью. Первое направление подходит для дальнейшей работы со всеми направлениями оценки, второе же направлено на недвижимость.

Есть и иной путь получения высшего образования. Так, те, кто уже имеет образование по юридическому или экономическому направлению, могут окончить курсы профпереквалификации или переподготовки и стать экспертом-оценщиком.

После получения образования одним из вышеперечисленных способов, будущий эксперт должен поступить на стажировку в саморегулируемую организацию. На протяжении одного-трех лет предполагается, что работник наберется нужного опыта и получит членство в этой же организации. Стоит пояснить, что саморегулируемая организация (СРО) занимается контролем деятельности оценщиков, обеспечивает качество предоставляемых услуг. Конечным пунктом стажировки выступает обязательная аттестация. Для этого желающие подают заявку в федеральном ресурсном центре или в экзаменационном центре по месту жительства. Собирают необходимый пакет документации и вносят оплату. Тест включает от 40 до 54 вопросов (зависит от направления оценки).

Кроме получения членства в СРО и прохождения аттестации, оценщику нужна страховка. Она застрахует работника в случае допущения профессиональной ошибки, и покроет все финансовые потери. После этого эксперт может предоставлять частные услуги лично или устроиться на работу в какую-либо фирму. Однако раз в три года работник должен подтверждать уровень компетенции, и сдавать аттестационный тест.

Как стать профессиональным экспертом-оценщиком в России

Работники отрасли в РФ часто привлекаются при различных видах нотариальных сделок. Самой популярной, из которых является сделка купли-продажи, где эксперт оценивает соответствие назначаемой стоимости. Также профессионал дает оценку доли от общего имущества, ущербов, потенциальной прибыли от функционирования предприятия, определяет настоящую цену того или иного объекта.

Должность требует не только наличие образования, но и целый список дополнительных компетенций. Так, оценщик должен безукоризненно понимать аспекты экспертизы, знать рыночные тренды, постоянно следить за нововведениями в законодательных актах. Профессиональные промахи чреваты не только финансовыми потерями, но и ухудшением репутации. А в этой отрасли она играет весомую роль.

Чтобы достичь профессионализма в отрасли и получить необходимые рекомендации для продвижения по службе, нужно:

  • Определиться с отраслью, которая будет оцениваться. Очень важно знать все аспекты той сферы, в которой работаешь. Поэтому нужно выбрать одну и изучить ее максимально тщательно;
  • Не бояться работать за рекомендации. Именно они, а не денежная прибыль, станут мотивом к работе и ключом к хорошей должности;
  • Набираться опыта. Делайте анализ заключений опытных экспертов, изучайте различные прецеденты, осматривайте объекты оценки и составляйте свои заключения.
Читайте также  Разбор ДТП в ГИБДД как происходит

Что делает оценщик недвижимости и сколько зарабатывает

Эксперт-оценщик, занимающийся недвижимостью, должен окончить ВУЗ по соответствующему направлению. В задачи профессионала входит:

  • Оценка рыночной, инвестиционной, ликвидационной, кадастровой стоимости;
  • Определение отдельных прав в отношении недвижимого имущества;
  • Права собственности, права пользования, аренды и т.п.

Для достоверного и точного заключения, работник определяет необходимый метод оценки, проводит маркетинговый анализ рынка (если это требуется), собирает и анализирует бухгалтерскую отчетность, организует деловые встречи, подготавливает бумаги и др.

Все обработанные заключения оценщик хранит в персональной базе еще три года. Большая и развернутая база данных помогает экспертам более точно составлять новые заключения.

Автоэкспертиза автомобиля после ДТП

Вопросы проведения независимых автоэкспертиз в рамках получения денежной компенсации по ОСАГО изложены в статье 12 и 12.1 Федерального закона «Об ОСАГО», а также в Правилах обязательного страхования и рядовых договорах о предоставлении автомобильной страховки. Те же самые правила, за незначительными изменениями, применимы и к страховке КАСКО. Экспертиза транспортного средства позволяет оценить размер ущерба, полученного в результате аварии, а также исследовать все ее обстоятельства.

Когда требуется проведение независимой экспертизы?

Независимая оценка повреждений может быть обязательной или добровольной. Обязательную автоэкспертизу назначает страховая фирма за собственный счет. Речь же о добровольной экспертизе возникает тогда, когда пострадавший желает проверить объективность заключения, которое дал эксперт-техник, сотрудничающий со страховой организацией.

Организация независимой экспертизы после ДТП заинтересованной стороной требуется в следующих случаях:

  • Страховая сумма, которую согласен выдать страховщик, не покроет реально полученный ущерб (не оплатит стоимость ремонта автомобиля). Зачастую СК компенсирует ущерб, но речи о полной компенсации восстановительного ремонта не идет;
  • От вас, как от виновника ДТП, требуют очень большую выплату возмещения (получение досудебной претензии от страховой фирмы пострадавшего). Проверить, насколько обоснованы эти завышенные требования, и призвана встречная независимая автоэкспертиза;
  • СК утверждает, что не все повреждения автомобиля возникли в последнем ДТП (не соглашается оплатить стоимость всех поврежденных деталей). В этом случае, возможно, потребуется не только экспертиза полученного ущерба, но и специальная трасологическая экспертиза, целью которой является изучение следов аварии на автомобиле и определение причин и следствий ДТП;
  • Виновник аварии или страховщик не согласны с тем, что именно вы являетесь пострадавшей стороной. В этом случае требуется не столько экспертиза полученных авто повреждений, сколько экспертиза обстоятельств ДТП, которую проводят многие независимые компании;
  • На страховщика подается исковое заявление. При несогласии с политикой СК в отношении выплаты страховки по вашему ДТП на компанию всегда можно подать в суд, но предварительно потребуется сделать собственную экспертизу ТС у независимых экспертов и определить сумму ущерба.

Общие сведения о проведении автоэкспертиз

В ином случае, когда автомобиль невозможно доставить в страховую компанию, эксперт сам должен приехать к месту его пребывания. Необходимость этой услуги нужно будет прописать в заявлении на получение страховки. Срок при этом не меняется и составляет те же 5 дней. В виде исключения он может быть увеличен до 10 дней или даже более, если это прописано в страховом договоре и автомобиль находится в очень отдаленном или труднодоступном месте.

После проведения экспертизы клиенту предоставляется для ознакомления отчет, на котором расписывается и страховщик, и техник-эксперт, и пострадавший в аварии. Оплачивается экспертиза автомобиля страховой фирмой, но ее не нужно путать с обычным осмотром. Он делается представителем страховой организации, который далеко не всегда имеет квалификацию профессионального оценщика.

Порядок действий при проведении независимой автоэкспертизы

Чтобы стало понятней, как сделать заказ независимой экспертизы повреждений авто после ДТП, опишем все кратко и по порядку:

  1. Подача заявления на получение денежной компенсации и прочих документов в страховую фирму;
  2. Передача автомобиля для осмотра представителю страховой фирмы (обычно это делается рядом с офисом страховщика);
  3. Если результаты осмотра полностью устроили обе стороны, то на этом все и заканчивается. Остается лишь ждать получения страховки. Если же осмотр не удовлетворил пострадавшего, то он вправе попросить сделать полноценную экспертизу;
  4. Страховщик выдает направление на автоэкспертизу. Обычно она проводится в организации, с которой постоянно сотрудничает СК, поэтому не всегда ее результаты будут полностью объективны;
  5. В назначенном месте и в назначенное время проводится экспертиза;
  6. На руки выдается акт проведенной оценки. Если все устраивает, то получаем страховку в соответствии с расчетами, указанными в отчете. Если же и эта экспертиза не понравилась, то назначаем еще одну, в другой компании и уже за собственные деньги. Об этом обязательно следует уведомить страховую фирму;
  7. Проходим вторую автоэкспертизу (на этот раз полностью независимую, насколько это возможно);
  8. Если СК признала результаты этой экспертной оценки (пусть даже они будут отличны от осмотра и первой экспертизы), то получаем страховку. В этом случае расходы на проведение оценки компенсирует страховая фирма;
  9. Если СК отказала в выплате по результатам второй экспертизы, то остается лишь подавать иск в суд. В суде будет сделана еще одна экспертиза — судебная. По ее итогам будет определена реальная сумма возмещения. В соответствии с судебной оценкой и будет принято решение о том, удовлетворить ли иск или оставить его без ответа.

Как организовать собственную автоэкспертизу?

Независимая автоэкспертиза требуется во многих случаях. Не только при спорах со страховой фирмой по поводу размера денежной компенсации, но и в случае, когда необходимо взыскать ущерб напрямую у виновника ДТП. Как ее провести?

  1. Выбор оценщика. На первом этапе необходимо выбрать компетентную организацию оценщиков, в которой работают квалифицированные техники-эксперты. Следует проверить, состоит ли специалист, который будет делать оценку, в Едином госреестре. Будет еще лучше, если у него есть аккредитация Российского Союза Автостраховщиков. Самое важное — экспертиза должна быть проведена в точном соответствии с нормативно-правовыми документами. Эксперт не должен сотрудничать со страховой фирмой, то есть быть заинтересованным в результатах оценки;
  2. Заключение договора. После выбора понравившейся компании между ней и клиентом заключается договор, в котором указываются все условия проведения будущей автоэкспертизы. Затем услуги оплачиваются одним из доступных способов, а все чеки и квитанции обязательно сохраняются. Они могут потребоваться для возмещения стоимости оценки со стороны страховой фирмы. Нелишним будет проследить, чтобы оценка проводилась в специализированном сервисном центре, оборудованном всем необходимым;
  3. Оповещение представителя страховщика о месте и времени проведения экспертизы. Иногда уведомляют и противоположную сторону (виновника аварии), если она заинтересована в результатах оценки. Оповещение обычно происходит либо телеграммой, либо заказным письмом с уведомлением о вручении;
  4. Экспертиза.Для оценки повреждений автомобиль необходимо заранее подготовить — очистить от грязи и убрать из него все посторонние предметы. Если мойка может привести к удалению некоторых следов аварии или вызвать дополнительные повреждения, то делать ее не следует. Автоэкспертиза начинается с изучения документов на автомобиль, а затем записывается VIN-номер транспортного средства, его государственный регистрационный знак и пробег. После изучаются видимые повреждения, при необходимости делается разборка некоторых деталей для изучения скрытых повреждений. Все следы аварии обязательно фотографируются;
  5. Математическая часть. Все расчеты (износ деталей, стоимость ремонтно-восстановительных работ, утрата товарной стоимости) обычно делаются в специальных компьютерных программах. Техник лишь вводит в них ряд исходных данных;
  6. Экспертный отчет. Результаты экспертизы заносят в письменное заключение, без которого она не будет считаться таковой (а будет лишь осмотром). Этот документ как раз и используется для отстаивания правоты перед страховщиком, другим участником ДТП или судом.

Какие документы потребуются для экспертизы?

После заключения договора с независимым экспертом и до проведения автоэкспертизы потребуется предоставить ему для ознакомления ряд документов:

  • свидетельство о государственной регистрации ТС;
  • копия паспорта заказчика услуг;
  • технический паспорт автомобиля;
  • справка об аварии из ГИБДД;
  • сервисная книжка (если автомобиль проходит техническое обслуживание у дилера);
  • договор купли-продажи и справка-счет о стоимости ТС (для организаций).

Не стоит выбирать компанию, которая предоставляет большое количество разнообразных услуг. Лучше заключить договор с узкоспециализированной компанией. Шанс того, что именно в ней будут работать профессионалы своего дела, довольно велик. Будет отлично, если компания предоставляет лишь услуги по экспертизе автомобилей, попавших в ДТП.