Обязанности виновника ДТП при европротоколе

Как оформить ДТП по европротоколу

1. В каких случаях можно оформить ДТП по европротоколу?

Вы можете оформить незначительное дорожно-транспортное происшествие в упрощенном порядке — по европротоколу , если соблюдаются условия:

  • в ДТП нет потерпевших;
  • в ДТП участвуют только два ТС;
  • повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
  • и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис «Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
  • по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
  • вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать европротокол.

Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.

2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?

В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:

  • до 100 тысяч рублей — это стандартный лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, если ДТП не зафиксировано с помощью технических средств* либо зафиксировано, но у участников ДТП есть разногласия;
  • до 400 тысяч рублей — это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по европротоколу, если у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, и ДТП зафиксировано с помощью технических средств*.

Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.

Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.

Такими средствами могут быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.

3. Как оформить ДТП по европротоколу?

1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения — включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.

2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО. Сфотографируйте место ДТП и повреждения автомобилей, полученные в результате столкновения.

3. Вместе со вторым участником ДТП оповестите свои страховые компании о ДТП одним из способов:

  • онлайн, через интегрированные с порталом госуслуг РФ мобильные приложения (понадобится авторизация обоих участников ДТП на портале) — в течение 60 минут после ДТП;
  • через устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (при наличии в автомобиле) — нажав на кнопку SOS в течение 10 минут после ДТП.

Обратите внимание! Эти способы подходят, если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо если нет разногласий и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей.

Если нет разногласий, но сообщить о ДТП указанными выше способами невозможно, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей. В таком случае уведомить страховую компанию о ДТП можно по телефону. Проследите, чтобы второй участник ДТП сделал то же самое.

4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) — штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).

5. Вместе со вторым участником ДТП заполните извещение о ДТП (европротокол) в мобильном приложении или бумажном виде. В первом случае детали ДТП внесите в электронную форму, во втором — в бумажную.

4. Как заполнить бумажный европротокол?

Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):

  • в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется одно извещение о ДТП. Кому оно будет принадлежать — вам или второму водителю — не имеет значения;
  • извещение о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить с двух сторон . Лицевая сторона — самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП;
  • необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне. После заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями;
  • оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
  • если вам не хватило места для записей на извещении о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На извещении о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе — пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
  • если извещение о ДТП порвано, испорчено или трудно читаемо, нужно заполнить новое;
  • обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
  • извещения о ДТП обязаны выдавать страховщики. Если по какой-то причине у вас их нет, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать извещение со страницы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
  • в новых извещениях о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старый бланк, внесите эту информацию в поле для примечаний.

5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?

Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.

6. Что делать после того, как ДТП оформлено?

Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия, вы должны в течение пяти дней уведомить (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) свою страховую компанию о ДТП.

Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.

Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Действия при ДТП — что должен делать виновник после составления Европротокола?

На вопрос о том, что делать виновнику ДТП после составления Европротокола, смогут сразу ответить не все автолюбители, а данный документ имеет свою специфику.

Любой страхователь своего автотранспортного средства должен знать проблемы, которые могут возникнуть после оформления Европротокола.

Правильные действия виновника происшествия помогут избежать серьезных финансовых потерь для него.

  1. Возможные риски
  2. Действия после составления
  3. Нужно ли ехать в страховую компанию?
  4. Обязанности
  5. Последствия неправильных действий
  6. Что будет, если не сдал извещение страховщику?

Возможные риски

Европротокол при ДТП не зря пришел в Россию из за рубежа, где давно и с успехом применяется. По сути, это цивилизованный способ решение проблемы после аварии без привлечения ГИБДД.

Такой протокол может оформляться только при участии в ДТП двух машин и без серьезных последствий для здоровья участников происшествия. Документ, при наличии бланка у одного из водителей, заполняется добровольно обеими сторонами, когда виновник аварии полностью сознает свою вину. Подробнее о том, в каких случаях оформляется Европротокол при ДТП, можно узнать тут.

Чем же рискует виновник ДТП при согласии на оформление Европротокола? При оценке повреждений на месте аварии стороны соглашаются, что сумма не превышает максимальной страховой выплаты, и подписывают документ. Страховщик производит выплату пострадавшей стороне в пределах компенсаций, положенных по Европротоколу. Однако далее возникает опасность для виновника «попасть» на дополнительные затраты. Больше об особенностях страховых выплат по ОСАГО по Европротоколу при ДТП узнайте в отдельной статье.

Потерпевшая сторона по правилам ОСАГО имеет право на полную компенсацию всех затрат, вызванных устранением повреждений. В ходе ремонта выявляются проблемы, ведущие к значительному увеличению требуемой суммы на его проведение.

В то же время страховщик виновной стороны после проведенной выплаты уже не будет дополнительно возмещать убытки. В этом случае пострадавший обращается в суд, где предоставляет документы о фактических убытках. Суд, как правило, выносит решение в его пользу.

В результате виновник ДТП вынужден платить порой крупную сумму из своего кармана. При этом надо помнить, что при оформлении протокола ДТП с участием ГИБДД эта сумма была бы оплачена страхователем полностью, если она не превышает 500 000 руб. Кроме того, виновник понесет еще и финансовые потери, вызванные увеличением стоимости ОСАГО для него из-за наличия аварии, т.к. коэффициент бонус-малус увеличится.

Видео о возможных проблемах при оформлении Европротокола:

Действия после составления

Произошла авария, в которой один из водителей понимает, что виновником ее является он. Естественно, возникает вопрос о том, надо ли вызывать сотрудника ГИБДД. Для его решения, прежде всего, оценивается реальная обстановка:

  • участие только 2-х автомобилей;
  • отсутствие серьезных пострадавших среди водителей, пассажиров, пешеходов;
  • серьезность повреждения.

Далее, для принятия решения в пользу Европротокола следует реально оценить степень повреждения пострадавшего автотранспортного средства. Не следует доверять только мнению противной стороны. Пострадавший может ошибиться, называя сумму, или умышленно ее занизить для исключения учета износа при определении счета на ремонт.

Больше нюансов о том, что делать виновнику и пострадавшему после составления Европротокола при ДТП, куда обращаться потерпевшему в аварии, узнайте в отдельной статье.

Нужно ли ехать в страховую компанию?

Право способа решения этого вопроса остается за страхователем. В соответствии с Законом об ОСАГО он обязан сообщить о происшествии и направить Извещение страховщику, но, как он это сделает, не регламентируется. Виновник ДТП может поступить следующим образом:

  1. Лично посетить офис компании и вручить Извещение. В этом случае важно помнить, что факт передачи должен быть четко зафиксирован. Следует обязательно оставить копию Европротокола у себя, а от лица, принявшего подлинник Извещения, получить документ с указанием даты получения.
  2. Если виновник не может отвезти документ в страховую самостоятельно, он может отправить Извещение страховщику заказным письмом с уведомлением о вручении. На почте обязательно составляется опись вложения.

Обязанности

В соответствии с действующими правилами оформления Европротокола виновник аварии обязан принять следующие меры:

  1. Совместно с потерпевшей стороной заполнить бланк извещения о ДТП (так правильно называется Европротокол). Документ имеет 2 одинаковые половины, после разделения которых одна остается у потерпевшего, а вторая – у виновника ДТП.
  2. Заполнить обратную сторону своей половины бланка. Подробнее о составлении извещения о ДТП по Европротоколу узнайте тут.
  3. Направить свою половину Европротокола в страховую компанию, не позднее 5 суток после аварии (больше нюансов о сроке подачи извещения в СК узнайте здесь). Представить извещение можно путем личного посещения офиса компании или отправления по почте, но чем раньше это произойдет, тем лучше.
  4. Виновник ДТП обязан после аварии не проводить ремонт или утилизацию автомобиля в течение 15 суток. Данное требование устанавливается подпунктом «з» п.1 ст.14 «Закона об ОСАГО». Кроме того, по первому требованию он должен предоставить машину на осмотр экспертам страховщика в течение 5 суток.

Избежать дополнительных выплат виновнику поможет расписка пострадавшего. В ней он четко должен указать, что размер его претензии не может превышать максимальной страховой выплаты по Европротоколу. В расписке желательно указать дополнительные сведения:

  • дата и описание аварии;
  • данные об обоих автомобилях и водителях с указанием сведений об их водительских правах.

Последствия неправильных действий

Права всех участников ДТП по Европротоколу и страховой компании регламентируются поправками от 02.08.2014 к Закону об ОСАГО. Страховщик виновника ДТП выплачивает страховую компенсацию в пределах максимальной суммы по требованию компании-страховщика потерпевшей стороны.

После этого к нему переходят все права потерпевшего в части требований к виновнику. В частности у страховщика возникает право рагресса по страховой выплате согласно ст. 14 ФЗ №40.

Регресс, т.е. требование возврата виновником аварии выплаченной суммы, определяется только через суд по иску страховщика. Он может наступить в следующих обстоятельствах:

  1. Экземпляр Европротокола, оставшийся у виновника и подписанный обеими сторонами, не направлен страховщику. Предельный срок направления извещения составляет 5 рабочих дней после составления Европротокола, разъяснение по этому условию содержится в Информационном письме Банка России от 26.03.2019 N ИН-06-59/26. Документ был отменен Информационным письмом Банка России от 20.09.2019 N ИН-06-59/71.
  2. Виновник ДТП произвел ремонт своего автомобиля или сдал его на утилизацию за истечения 15-дневного срока с момента аварии. Такое действие оценивается, как сокрытие обстоятельств происшествия. Срок отсчитывается только по рабочим дням (за вычетом выходных и праздников).
  3. Виновник ДТП не представил свое транспортное средство на осмотр экспертам компании-страховщика в течение 5 суток после получения письменного уведомления. Страховщик имеет полное право провести независимую техническую экспертизу автомобиля для уточнения обстоятельств аварии.
  4. Обстоятельства общего характера:
    • нахождение за рулем в нетрезвом состоянии;
    • грубое нарушение ПДД, которое наказывается лишением водительских прав;
    • умышленное причинение вреда другому автомобилю.
Читайте также  Можно ли оформить ДТП на следующий день

Все указанные обстоятельства дают право страховщику на регресс страховой выплаты, которая ранее перечислена пострадавшей стороне. Возврату подлежит вся выплаченная сумма, а также судебные издержки.

Что будет, если не сдал извещение страховщику?

В Законе об ОСАГО существует реальная лазейка для страховщика компенсировать свои затраты. В соответствии со ст.11.1 (п.2) виновник обязан известить его в течение 5 дней, а ст.25 четко указывает о праве страховщика отказать в выплате при нарушении обязательств страхователя. Таким образом, задержка даже на 1 день позволяет компании-страховщику прибегнуть к регрессу.

Страховщик подает судебный иск с требованием взыскания с виновника ДТП ранее выплаченной суммы потерпевшей стороне, а эта сумма может достигать 100000 рублей.

Можно попытаться доказать чрезмерность требования тем, что задержка на несколько дней не привела к финансовым потерям страхователя, но шансы выиграть дело минимальны. Придется оплатить еще и судебные издержки, которые могут достигать 1700 рублей.

Избежать регресса можно только при наличии уважительных причин, которые суд готов принять к сведению. Таким образом, если человек, виноватый в ДТП, впоследствии не едет в страховую компанию и не предоставляет Извещение, он может устроить себе серьезные проблемы.

Европротокол при ДТП дает возможность получения страховой компенсации потерпевшим без потери времени на вызов сотрудников ГИБДД на место аварии и оформления соответствующего протокола. Для виновной стороны при ущербе менее максимальной суммы выплаты он также выгоден. Если водитель сознает свою вину, то ему не нужны лишние проблемы с автоинспекцией.

Однако, Европротокол таит в себе и определенную опасность для виновника, связанную с риском последующих выплат из своего кармана. Только правильные действия с его стороны позволяют избежать проблем.

Условия для виновника ДТП по европротоколу

Статья о Европротоколе была введена Федеральным законом еще в 2014 году, согласно которому автовладельцы, попавшие в ДТП вправе оформить его без привлечения сотрудников полиции. Но, как и при обычном протоколировании дорожного происшествия, в этом случае возникают две стороны, а именно потерпевший и инициатор.

Если первый в подобном происшествии получит компенсацию в любом случае, при условии действующего полиса автострахования, то виновник ДТП по Европротоколу должен сделать все возможное, чтобы платить пришлось не ему, а страховщику.

Поскольку оформление аварии происходит без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, то для возмещения убытков, причиненного третьему лицу, инициатор происшествия должен соблюсти массу условий. В противном случае, компания вправе отказать выплачивать компенсацию за своего клиента или потребовать с него в дальнейшем уплаченную сумму в виде регресса.

Условия оформления ДТП по Европротоколу в 2019

Несомненно, любой автомобилист, попавший в несерьезное транспортное происшествие не захочет долгих выяснений и разбирательств в присутствии сотрудников ГИБДД, которые вправе выписать штраф за нарушение правил дорожного движения.

Такое право на оформление происшествия самостоятельно дано каждому из участников ДТП, и оно значительно экономит время обоих автовладельцев. Сам же европейский протокол был введен с целью разгрузить движение на автомобильных дорогах.

Такой способ оформления извещения о ДТП спасает тем, что участники движения быстро оформляют протокол указывая обстоятельства происшествия, а затем покидают место аварии, не мешая остальному движению.

Но несмотря на то, что закон о Европротоколе довольно выгоден, не все автомобилисты доверяют ему. Страх остаться без выплаты по ОСАГО подкреплен незнанием процедуры оформления, а также того при каких условиях подобный протокол составляется. Следовательно, автовладельцы вызывают инспекторов ГАИ и ждут, когда они оформят все по протоколу, занимая при этом проезжую часть и мешая другим водителям создавая пробки.

Оформление извещения по протоколу европейского образца возможно только при соблюдении всех условий перечисленных ниже:

  • В автокатастрофе повредилось два автомобильных средства и вред нанесен не сильный. Если в ДТП будут участвовать три автомобиля, то такой протокол составлять нельзя и придется дожидаться сотрудников дорожной полиции.
  • Повреждения нанесены исключительно автотранспорту, а сами участники происшествия физически не пострадали. Это условие относится и к пешеходам, т.е. пострадавших быть не должно.
  • Имущество, перевозимое автомобилистами на момент совершения аварии не пострадало, также как и здания, столбы и памятники.
  • Автовладельцы должны быть застрахованы полисом обязательного страхования. Допускается действующий полис «Зеленая карта», если не оформлена отечественная «автогражданка».
  • Оба участника схожи во мнении по поводу произошедшего и не желают вызывать на место сотрудников ГИБДД.
  • Если же разногласия присутствуют, то оформление извещения возможно только при наличии данных системы ГЛОНАСС у одного из участников аварии.
  • При визуальном осмотре повреждения автотранспорта у потерпевшего ущерб не превышает 100 000 рублей.

Действия при ДТП до оформления Европротокола

Поскольку даже несущественный инцидент на дороге причисляется к аварии, то в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии по европейскому протоколу автовладельцы обязаны действовать согласно ПДД. Порядок действий водителей един независимо от того, каковы особенности ущерба и характер повреждений был нанесен или получен в результате столкновения двух автомобилей.

Конечно, обязанности виновника по Европротоколу намного больше чем у потерпевшего, но оба водителя должны соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Обязательно остановитесь и заглушите двигатель своего авто.
  2. Выставите аварийные знаки и включите световые сигналы, чтобы пострадавших в аварии было меньше.
  3. Убедитесь, что потерпевшая сторона не получила увечий и травм физического характера. Как говорилось выше, если пострадало здоровье водителя, то ОСАГО по Европротоколу не составляется. В этом случае, если пострадавших нет, необходимо обсудить с потерпевшим детали оформления и предложить запротоколировать инцидент самостоятельно, не привлекая внимания ГИБДД.
  4. Новые условия оформления ДТП по Европротоколу таковы, что участникам необязательно разделять взгляды по поводу оформления происшествия самостоятельно. Но нельзя забывать, что разногласия не будут учтены только в том случае, если водитель решивший оформить Европротокол при ДТП имеет встроенную систему ГЛОНАСС, которая способна предоставить доказательства об инциденте.
  5. Если оба участника аварии разделяют мнение по поводу несущественности происшествия, то возможно оформление по Европротоколу.
  6. Обоим водителям необходимо зафиксировать следы происшествия при помощи фотокамеры или телефона. Обязательно сделать фото места торможения, разбитых частей кузова, а также госзнаки обоих ТС.
  7. Далее необходимо заполнить извещение, бланк которого выдается страховщиком при покупке полиса ОСАГО. Берется один экземпляр извещения о ДТП и заполняется обоими участниками, каждым в своей колонке.

Действия виновника ДТП по Европротоколу в 2019 году

Если в результате вашей невнимательности участниками дорожно-транспортного происшествия стали другие транспортные средства и пострадали от этого, то инициатива о самостоятельном протоколировании аварии должна исходить от виновника.

Но прежде чем предлагать пострадавшему водителю самостоятельное оформление бланка Европротокола, необходимо помнить про требования, которые предъявляются к подобному виду извещения. Следовательно, если все условия соблюдены, то участники ДТП должны ехать в страховую и предоставить страховщику свою копию извещения, как можно скорее.

При оформлении подобного вида протокола об аварии именно инициатору аварии необходимо делать все правильно и быстро, ведь если не предоставить Европротокол, штраф виновнику ДТП будет равен сумме, которую страховщик выплатит пострадавшему. Чтобы страховая компания продолжала представлять ваши интересы в случае ДТП, полис «автогражданки» должен действовать на момент совершения аварии.

Если нет полиса ОСАГО, Европротокол при ДТП не оформляется, а если участники все-таки оформят его, то в любом случае, виновнику придется платить компенсацию третьим лицам из собственных средств. Но не только действующая «автогражданка» является гарантом того, что виновник не останется без помощи со стороны страховщика.

Так, если виновник не предоставил Европротокол своей страховой компании, то ответственность за возмещение ущерба также ложится на него. Главное, что должен сделать инициатор происшествия — это оповестить своего страховщика о случившимся предоставив для этих целей бланк извещения.

Потерпевшая сторона в любом случае, т.е. независимо от того предоставит ли протокол виновник или нет, получит полагающуюся компенсацию со стороны компании защищающей интересы виновной стороны.

Как правильно оформить извещение при ДТП в 2019 году

Придя к обоюдному согласию по поводу самостоятельного протоколирования дорожного происшествия, каждый из участников должен заполнить свою сторону извещения.

Процедура заполнения также имеет определенные правила, а именно:

  • Используйте только шариковую ручку. Гелевые чернила или карандаш не подойдут, поскольку в первом случае можно их размазать, а во втором стереть.
  • Для виновника ДТП Европротокол и его правильное заполнение важнее чем для потерпевшего, следовательно, необходимо проследить, чтобы второй участник аварии не вписал лишнего и указал обстоятельства происшествия аналогичные вашим.
  • Характер повреждений и другие обстоятельства происшествия необходимо указывать подробно, но при этом используя такие термины как царапины, сколы, вмятины и т. д.
  • Если у участников происшествия есть сомнения по поводу правильности оценки повреждений, то они вправе обратиться к независимому эксперту или аварийному комиссару. Зачастую скрытые повреждения, не выявленные во время составления протокола, восстанавливаться за счет компании виновного страхователя не будут.
  • После заполнения лицевой стороны протокола европейского образца, он подписывается участниками аварии и делиться пополам, каждому свою сторону. Подписи ставятся не только на своих частях бланка, но и на стороне виновника/потерпевшего.
  • Если потерпевший отказывается подписывать бланк, то придется прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД, которые будут оформлять протокол по стандарту.
  • Если же претензий у участников аварии друг к другу нет, то после того как они оформили Европротокол по правилам, с соблюдением и заполнением всех пунктов, указанных в нем, необходимо уведомить о ДТП страховую компанию, поскольку именно она будет осуществлять выплаты потерпевшим.

Что делать виновнику ДТП после оформления Европротокола

Завершение оформления протоколирования происшествия на дороге происходит после того как оба участника аварии предоставят свои экземпляры извещений страховщикам. Если в случае потерпевшего он вправе обратиться как к своему, так и к страховщику, защищающему интересы виновника происшествия, то последнему оповещение страховой компании о случившимся обязательно.

Если виновник не сдал Европротокол, то он рискует тем, что страховщик откажется выплачивать за него компенсацию пострадавшему автовладельцу и расходы в пределах установленного лимита упадут на плечи инициатора аварии.

Также стоит учесть, что в момент аварии автомобиль потерпевшего мог пострадать на сумму большую, чем покрывает протокол европейского образца, а значит пострадавший водитель вправе потребовать с виновника недостающую сумму на ремонт. Чтобы избежать подобных ситуаций нужно взять с потерпевшего расписку о том, что он не имеет претензий к виновнику относительно повреждений, которые, могут быть выявлены после оформления протокола.

Сроки подачи извещения в страховую

Время, в течение которого оба участника аварии должны обратиться к страховщику указано в законе. Так, в течение 5 дней после ДТП виновник обязан, а потерпевший может обратиться в страховую компанию чтобы уведомить ее о случившемся. Инициатор аварии после обращения к страховщику должен получить документ, в котором указывается что страховая компания приняла извещение в указанный законодательством срок.

Если виновник ДТП не привез протокол вовремя, то компания вправе предъявить регрессное требование, согласно которому, страхователь будет вынужден выплачивать компенсацию из своих средств.

Возмещение ущерба по Европротоколу в 2019 году

Как было сказано выше, размер ущерба при оформлении протокола европейского образца должен быть не существенным, а именно не превышать сумму в размере 100 тыс. рублей. Если визуальный осмотр, оценка эксперта и других профессиональных лиц говорит о том, что повреждения оцениваются на большую сумму, то необходимо прибегнуть к оформлению аварии в присутствии сотрудников ГАИ.

Возможные сложности и проблемы

Основная задача, которая ложится на плечи инициатора дорожной аварии это своевременное оповещение страховой компании о произошедшем. Если упустить срок, то к водителю будут применены регрессные требования.

После того как извещение будет принято, обоим участникам ДТП запрещается производить ремонт своих автотранспортных средств, пока страховщик не проведет осмотр и не даст на это разрешение. Если прибегнуть к ремонту ранее 15 дней с момента происшествия, то компания вправе отказаться от выплат. Если такое произойдет, то потерпевшей стороне придется обращаться в суд, чтобы получить деньги на ремонт с виновника.

Обязанности виновника ДТП при европротоколе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Произошло ДТП между двумя автомобилями, спора по вине нет, пострадали только автомобили, водители вызвали аварийного комиссара, и данное ДТП было оформлено по европротоколу. Данные автомобили принадлежат на праве собственности юридическим лицам и застрахованы по ОСАГО. Для получения страхового возмещения потерпевший водитель обратился в свою страховую компанию. Ущерб составил почти 200 тыс. руб., в том числе УТС (утрата товарной стоимости) 30 тыс. руб. Страховая компания готова перечислить потерпевшей стороне только 100 тыс. руб., поскольку ДТП оформлено по европротоколу, а также страховая компания настаивает на подписании документа о том, что потерпевший не имеет претензий.
Законны ли данные действия страховой компании? Обязана ли страховая компания выплатить полностью сумму ущерба, а сумму, превышающую 100 тыс. руб., самостоятельно взыскать с виновной стороны? Кто будет возмещать ущерб свыше 100 тыс. руб. — собственник (т.е. ООО) либо водитель, который находился за рулем в момент ДТП (сведений о том, что он работает в данной организации, у потерпевшего нет)?

1. Согласно п.п. 4 и 6 ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон N 40-ФЗ) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном п. 6 данной статьи.
При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения. страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона N 40-ФЗ, одним из следующих способов:
— с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
— с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, при оформлении т.н. европротокола потерпевший в ДТП по общему правилу может получить страховое возмещение в размере не более 100 тыс. руб. и лишь при фиксации данных о происшествии вышеупомянутыми способами предел страхового возмещения увеличивается до 400 тыс. руб.
Как мы поняли из вопроса, данные о ДТП его участниками не фиксировались названными способами. Поэтому действия страховщика по выплате страхового возмещения в размере 100 руб. в рассматриваемой ситуации правомерны.
2. Статья 1072 ГК РФ прямо предусматривает, что юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Отметим, что данная норма не предусматривает возможных исключений, в т.ч. распространяется и на случаи, когда при ДТП оформлен т.н. европротокол.
Однако судебная практика по возмещению вреда сверх страхового возмещения, полученного при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, неоднородна. Так, изначально Пленум Верховного Суда РФ в п. 39 постановления от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утратило силу) дал разъяснения о том, что возмещение убытков в пределах сумм, установленных ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ, является упрощенным способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Во исполнение этого разъяснения практика пошла по пути отказа потерпевшим в исках к причинителям вреда.
Впоследствии Пленум Верховного Суда РФ исправил свою позицию и указал в п. 14 нового постановления «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: следующее: Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (ст. 421 ГК РФ, п. 2 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ). При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
Однако исследованная нами практика судов общей юрисдикции показывает, что они продолжают идти по прежнему пути и в них сохраняется риск отказа в иске к причинителю вреда в рассматриваемой ситуации (смотрите, например, определения Санкт-Петербургского горсуда от 20.11.2018 по делу N 33-21049/2018, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2018 по делу N 33-2480/2018, Омского облсуда от 16.05.2018 по делу N 33-3087/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.02.2020 по делу N 33-6283/2020).
В практике арбитражных судов встречаются положительные решения (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 N 13АП-1284/20 по делу N А56-68548/2019).
3. Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
А в силу п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками в этом отношении признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Соответственно, для определения надлежащего ответчика необходимо выяснить, на каком основании водитель управлял транспортным средством, принадлежащим юридическому лицу: выполнял ли он какую-либо работу по заданию последнего (по трудовому или гражданско-правовому договору), т.е. был работником, или был сам законным владельцем автомобиля (арендатором или управляющим по доверенности).
Эти факты могут быть выяснены только в ходе судебного процесса. Поэтому в рассматриваемой ситуации существует две возможные процессуальные тактики:
— иск может быть предъявлен одновременно к юридическому и физическому лицам (ч. 1 и 2 ст. 40, ч. 1 ст. 151 ГПК РФ) в суд общей юрисдикции, поскольку при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).
— иск может быть предъявлен к юридическому лицу — собственнику транспортного средства с привлечением водителя — физического лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ч. 1 ст. 51 ГПК РФ), в арбитражный суд (ч. 1, 2 и 4 ст. 27 АПК РФ). Однако, если впоследствии выяснится, что водитель на момент ДТП являлся не работником этого юридического лица, а законным владельцем автомобиля, истцу придется уточнять иск в части надлежащего ответчика и ожидать передачи дела в суд общей юрисдикции (ч. 7 ст. 27, ч. 4 ст. 39 АПК РФ). Иначе в удовлетворении иска будет отказано по причине его предъявления к ненадлежащему лицу, что, правда, не исключит возможность нового обращения истца с иском к надлежащему ответчику — физическому лицу в суд общей юрисдикции.

Читайте также  Подставное ДТП последствия

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

17 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как правильно оформить ДТП по Европротоколу

В этой статье мы расскажем о том, как правильно оформить ДТП по Европротоколу.

Под термином «Европротокол» в различных источниках, освещающих вопросы возмещения ущерба от дорожно-транспортных происшествий, понимается закрепленная в законе об ОСАГО процедура оформления автопроисшествия без участия уполномоченных сотрудников полиции подразделений ГИБДД МВД России.

Данная процедура представляет собой упрощенный порядок документирования страхового случая.

Европротокол позволяет участникам аварии сэкономить и время и нервы.

Вместе с тем следует помнить о том, что неисполнение установленных Законом требований участниками ДТП к Европротоколу, влечет за собой отказ в страховой выплате.

Характеристика Европротокола при ДТП

Понятие «Европротокол» не является юридическим и не имеет законодательного закрепления.

Рассматриваемый нами способ оформления дорожно-транспортных происшествий позаимствован отечественным законодателем из-за рубежа.

В его основе лежит модель, разработанная и широко применяемая в ряде европейских стран.

В отечественном законодательстве процедура оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции регламентирована в статье 11.1 ФЗ РФ «Об ОСАГО» в редакции ФЗ № 223 от 21 июля 2014 г.

За годы применения Европротокола при оформлении дорожно-транспортных происшествий доля убытков, урегулированных посредством применения данной процедуры составляет менее 9 процентов от общего числа страховых случаев.

Такой невысокий показатель обусловлен тем, что участникам дорожных автопроисшествий сложно объективно оценить на месте происшествия размер причиненного ущерба.

Риск того, что установленного лимита страхового возмещения не будет достаточно для полноценного ремонта поврежденного автомобиля, удерживает потерпевших от применения Европротокола при ДТП.

В настоящее время изменениями в закон «Об ОСАГО» внесенными Федеральным законом № 223 от 21 июля 2014 года увеличен до 50000 рублей размер страховой суммы в рамках Европротокола.

С 1 октября 2014 года ограничение размера страховой суммы, при урегулировании убытков по правилам Европротокола, не распространяется если дорожно-транспортное происшествие оформляется на территориях Московской и Ленинградской областей, а также в городах федерального значения – Москва и Санкт-Петербург в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 11.1 ФЗ « Об ОСАГО».

Данные новации призваны стимулировать водителей, попавших в аварии, самостоятельно оформлять ДТП, что позволит частично решать проблемы заторов на дорогах.

Европротокол при ДТП: условия для применения процедуры

Оформление дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу осуществляется по взаимной договоренности двух водителей автотранспортных средств.

Применение Европротокола при ДТП является правом, а не обязанностью участников происшествия.

Процедура оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД устанавливается Банком России при наличии совокупности обстоятельств, каждое из которых является необходимым, а все вместе достаточными для применения Европротокола.

Перечень обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Требования к условиям процедуры Европротокола в точности воспроизводятся и дублируются в пункте 2.6.1 Правил дорожного движения РФ.

Европротокол при ДТП применяется если:

В ДТП участвует только два транспортных средства.

В аварии участвует только два автомототранспортных средства, собственники (владельцы) которых застраховали свою ответственность в порядке и на условиях, предусмотренном Законом « Об ОСАГО». Наличие иных участников и транспортных средств недопустимо.

Вред в результате аварии причинен только автомобилям, но не жизни и (или) здоровью их водителей.

Закон регламентирует, что Европротокол применяется при отсутствии вреда , причиненного жизни и (или) здоровью водителям, пешеходам, пассажирам, то есть речь идет только о материальном ущербе от повреждения транспортных средств.

Владельцы обоих транспортных средств на момент ДТП должны иметь в наличии действующие полисы обязательного страхования автогражданской ответственности – ОСАГО.

Для применения Европротокола при дорожно-транспортном происшествии Закон требует соблюдения условия обязательного страхования гражданской ответственности обоими его участниками.

Между участниками происшествия не имеется разногласий относительно обстоятельств происшествия, перечня и характера видимых механических повреждений транспортных средств, которые фиксируются сторонами в извещении о ДТП.

Под обстоятельствами происшествия понимается весь механизм дорожно-транспортного происшествия — то есть, совокупность взаимосвязанных причин, условий и факторов, определяющих их появление.

Следует помнить о том, что отсутствие разногласий между участниками автопроисшествия относительно его обстоятельств на месте дорожно-транспортного происшествия не гарантирует стороны от их дальнейшего появления.

По этой причине представляется уместным составить самостоятельно схему ДТП, произвести фотографирование места происшествия и поврежденные транспортные средства.

Для того, чтобы минимизировать риски возможного дальнейшего обжалования обстоятельств происшествия его участниками и избежать отказа в страховой выплате, необходимо скрупулезно зафиксировать эти обстоятельства в бланке – извещения о ДТП.

Форма бланка – извещения о ДТП утверждена приказом МВД России № 155 от 01.04.2011 г.

Бланки выдаются cтраховщиками при заключении договоров ОСАГО и прилагаются к Правилам ОСАГО.

Бланк извещения о ДТП заполняется его участниками в двух экземплярах, подписываются ими и направляются cтраховщикам (каждый своему) не позднее пяти рабочих дней с момента происшествия.

Потерпевший прилагает к извещению о ДТП заявление о прямом возмещении убытков.

Действия участников ДТП после оформления Европротокола

В дальнейшем, стороны – водители причастные к происшествию, должны действовать в соответствии с указаниями cтраховщиков.

Страховщики вправе потребовать от участников ДТП представить для осмотра (независимой экспертизы) поврежденные транспортные средства.

Водители поврежденных транспортных средств обязаны исполнить в пятидневный срок данные требования cтраховщиков.

Участникам происшествия при оформлении ДТП по Европротоколу, запрещается производить без письменного согласия cтраховщиков ремонт или утилизацию поврежденных автомототранспортных средств до истечения пятнадцатидневного срока со дня наступления страхового случая (без учета выходных и праздничных дней) в целях реализации cтраховщиками права на проведение осмотра и (или) независимой экспертизы поврежденных транспортных средств.

Если по результатам рассмотрения заявления cтраховщик отказывает в выплате страхового возмещения, потерпевший вправе инициировать рассмотрение гражданского дела путем предъявления иска о возмещении материального ущерба, причиненного в ДТП и защите прав потребителя по договору страхования ОСАГО.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданские дела данной категории подсудны мировому судье.

Читайте также  Уведомление виновника ДТП о проведении независимой экспертизы

В ряде случаев стороны происшествия искусственно создают условия для оформления аварии в упрощенном порядке.

Водители часто «закрывают глаза» на синяки, ушибы, ссадины и прочие телесные повреждения, которые имеются у участников ДТП, «решая все вопросы» по взаимному согласию.

Настоятельно рекомендуем не делать этого. Последствия от незаконных действий могут быть крайне негативными.

В заключение статьи хочу пожелать нашим читателям безаварийной и комфортной езды на наших непростых дорогах.

Однако, если Вы стали участником дорожного происшествия и перед Вами стоит вопрос о применении Европротокола при ДТП , то используйте это право осознанно в соответствии с данными нами рекомендациями.

Уважаемые читатели, при возникновении у Вас вопросов по теме Европротокол при дорожно-транспортном происшествии используйте доступный на сайте сервис, предоставляющий бесплатную консультацию. Для получения бесплатной консультации автоюристов заполните форму записи.

Европротокол при ДТП

Европротокол — это облегченная регистрация аварии без присутствия служащих полиции. Самостоятельное оформление ДТП позволяет сэкономить время и в будущем пойти в страховую.

Сейчас европротоколом можно воспользоваться только в Москве, Моск. обл., СПб, Лен.обл. и в Республике Татарстан.

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и проконсультируем. Предлагаем лучшие варианты страхования авто в надежных компаниях.

Ситуации, когда нельзя оформлять европротокол:

  1. — есть пострадавшие;
  2. — повреждено имущество, помимо авто;
  3. — водители не договорились, кто виноват;
  4. — столкнулись более 2 ТС;
  5. — у кого-то из водителей проблемы с полисом ОСАГО (просрочен или водитель в него не вписан).

Как это работает, преимущества и недостатки

При ДТП водители могут использовать европолис и сберечь несколько часов. Бумажный бланк состоит из двух листов и заполняется с двух сторон.

Преимущества:

  1. — быстро;
  2. — просто;
  3. — ликвидация пробок на проезжей части из-за ДТП;
  4. — выдается бесплатно в момент получения полиса ОСАГО;
  5. — заполнение возможно от руки или онлайн в приложении Помощник ОСАГО;
  6. — заполняется один документ на двоих.

  1. 1. Чаще всего сумма покрытия убытков будет MAX 100 тысяч рублей (иногда, при соблюдении условий, может доходить до 400 тысяч рублей. Про условия сказано ниже).
  2. 2. Оформляется не при всех видах ДТП.

Когда европротокол действителен

Европротокол оформляется, когда:

  1. 1. В ДТП попали только 2 автомобиля.
  2. 2. Водители и пассажиры не пострадали вообще.
  3. 3. Никакое состояние, кроме ТС, не пострадало.
  4. 4. У водителей есть действующий полис ОСАГО и им документально разрешено управлять своими ТС.
  5. 5. Ущерб по визуальной оценке менее 100 тысяч рублей.
  6. 6. Водители обоюдно решили, кто виноват в ДТП.
  7. 7. Оба водителя готовы зарегистрировать ДТП без вызова работников ГИБДД и подписать европротокол.

Последовательность действий после аварии

  • 1. Выставить на дорогу предупреждающий знак аварийной остановки (в городе — не менее 15 м. от места дорожно-транспортного происшествия, за городом — не менее 30 м.), а также включить аварийку.
  • 2. Определить наличие пострадавших. Осуществлять дальнейшие действия только при их отсутствии.
  • 3. Осмотреть имущество, убедиться, что ничего не повреждено (кроме автомобилей).
  • 4. Проверить действие, подлинность ОСАГО и вписанность в него водителей.
  • 5. Оценить ущерб авто. Убедиться, что он менее, чем на 100 тысяч рублей.
  • 6. Прийти к согласию насчет виновности конкретного лица.
  • 7. Сфотографировать место ДТП: знаки, разметку, положение автомобилей, повреждения (издалека и крупным планом). На фото и видео должны быть видны следы шин и регистрационные номера.
    При записи видео проговаривайте данные, примерно: Сегодня, 12 февраля 2020 года, на перекрестки улиц Ефимова и Ленина города Москвы произошло ДТП. Столкнулись 2 машины: моя, Иванова Ивана Ивановича, — красная Ауди Ку 7 и черный Мерседес…” и т.п.
  • 8. Взять контакты свидетелей, если они есть.
  • 9. Если автомобили мешают проезду, создают затор или представляют опасность для окружающих, необходимо переставить транспортные средства после фиксации всех данных.
  • 10. Заполнение бланка должно происходить исключительно шариковой ручкой
  • 11. Все листы бумаги должны быть подписаны обоими водителями.
  • 12. При нехватке места на бланках можно оформить Дополнение на отдельном чистом листе. На нем также должны стоять обе подписи.
  • 13. В бланках нового образца отметить наличие или отсутствие противоречий в соответствующей графе. При ее отсутствии отметить этот момент Примечаниях.
  • 14. После оформления ДТП по европротоколу сообщить в страховую компанию вживую, либо направить сообщение на e-mail (на это даётся 5 дней).
  • 15. При необходимости предоставить свой автомобиль страховой компании для экспертизы. Экспертиза длится до 10 дней или до месяца при судебной экспертизе.
  • 16. Не ремонтировать автомобиль ранее 15 дней после ДТП.

Помните, что страховая должна получить некорректируемые фото и видео, а также координаты со спутника.

Иногда правила страховой компании обязуют участников ДТП дождаться своего представителя. Обязательно зафиксируйте (фото или видео) момент передачи ему документов, возьмите с него расписку, проверьте все данные, т.к. случается, что страховой комиссар специально не доставляет документы в срок, теряет их или делает что-нибудь еще, чтобы страховая могла запросить регресс и не платить деньги.

Как заполнить бланк европротокола, правила оформления

Начнем с того, где взять бланк. Изначально бланк ДТП выдается в страховой компании при оформлении полиса обязательного страхования.

Также возможно скачать и распечатать бланк извещения о ДТП в формате pdf.

Заполнять бланк необходимо печатными буквами, шариковой ручкой, указав:

  1. 1. Дату и место аварии.
  2. 2. Количество машин, попавших в ДТП (но не более двух).
  3. 3. Прочерк в графе пострадавших и жертв.
  4. 4. Прочерк в графе освидетельствования.
  5. 5. Отсутствие ущерба третьих лиц (отметить прочерком).
  6. 6. Свидетелей: их ФИО, телефоны и адрес проживания.
  7. 7. Данные ТС.
  8. 8. Данные собственника ТС.
  9. 9. Данные водителя ТС.
  10. 10. Название страховой компании.
  11. 11. Место первого удара.
  12. 12. Тип и степень повреждений.
  13. 13. Обстоятельства, схема ДТП: разметка, знаки, светофоры, названия улиц, направления движений, положение транспортных средств.
  14. 14. Подписи водителей.

Образец заполнения

Оформление с помощью приложения

С недавнего времени европротокол можно оформить онлайн через госуслуги (перейти на сайт) или через приложения «Помощник ОСАГО» и «ДТП Европротокол».

Преимущества приложения Помощник ОСАГО:

  1. 1. Заполнение бланка в электронном виде.
  2. 2. Возможность отправить документ напрямую в АИС РСА.
  3. 3. Съемка места ДТП, автомобилей и всех важных вещей, отправка их напрямую, вместе с документом.
  4. 4. Заполнение электронного бланка занимает 15 минут.

Важно! Приложением могут воспользоваться только люди, зарегистрированные на сайте госуслуг.

Приложение “ДТП. Европротокол” не отправляет информацию, а лишь упрощает оформление, так что рекомендуем пользоваться именно “Помощником ОСАГО”.

Как рисовать схему ДТП

Для верного оформления схемы ДТП надо соблюдать некоторые правила.

На рисунке должны быть изображены:

  1. 1. Точный адрес места аварии.
  2. 2. Дорожная разметка и знаки.
  3. 3. Важные детали.
  4. 4. Отображение направления движения авто и последствия.
  5. 5. Перекрестки, светофоры, трамвайные пути, ограждения, столбы.
  6. 6. Место удара обозначается крестиком.
  7. 7. Следы от шин, если таковые имеются.

Что делать после оформления европротокола?

После оформления европротокола по закону об ОСАГО нужно известить страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Виновнику необходимо обязательно это сделать, иначе к нему будет предъявлен регресс, а пострадавшему очень рекомендуется написать заявление о прямом возмещении убытков.

Есть 3 способа оповестить страховую:

  1. 1. Лично.
  2. 2. Через электронную почту.
  3. 3. Заказным письмом.

Перед отправкой советуем сделать копию, а также приложить запрос об уведомлении о получении, чтобы потом не было неприятностей.

Что нужно отправить, помимо извещения?

  1. 1. ОСАГО.
  2. 2. Паспорт РФ.
  3. 3. ВУ.
  4. 4. ПТС.
  5. 5. Доверенность на получения денег, если вы не собственник.
  6. 6. Чеки дополнительных расходов.
  7. 7. Показания свидетелей.
  8. 8. Заявление на возмещение убытков.

А лучше напрямую у страховщиков уточнить весь перечень необходимых документов.

Также нельзя ремонтировать автомобиль в течение 15 дней после ДТП. Иначе у страховой компании появится право регресса.

При передаче документов в страховую обязательно проверьте наличие печати от страховой, входящий номер, дату принятия документов и данные принимающей стороны. В таком случае страховая не сможет обмануть и подать в суд регрессное требование.

Как получить компенсацию?

Процесс компенсации происходит так же, как и при выплате по обычному полису ОСАГО. Страховая компания может отремонтировать автомобиль, а может компенсировать деньгами по указанным при отдаче извещения реквизитам.

Если страховая берется ремонтировать транспортное средство, она должна вернуть авто примерно через 30 дней. Сроки должны быть разумными, и, если владелец транспортного средства видит, что ремонт неоправданно затянут, он может подать жалобу

Вопросы-ответы

Можно ли оформлять европротокол при бесконтактных ДТП?

Нельзя. Так как такая ситуация и так трудно доказывается, а без присутствия сотрудников ГИБДД получить какие-то компенсации от страховой будет просто невозможно.

Что делать, если не согласен с размером выплаты?

Если несогласие является результатом нехватки денег на ремонт, но при этом лимит страховки превышен, закон стоит на стороне страховых компаний. Они не обязаны выплачивать сумму сверх верхней границы:

Федеральный закон об ОСАГО – статья 11.1, пункт 8:

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи”.

Доплата возможна только в том случае, если выявляется факт причинения вреда здоровью и жизни.

Что если будут неточности и грамматические ошибки?

Часто ошибки, неточности и исправления становятся основанием для отказа в возмещении ущерба от страховой компании.

Единственный случай, при котором страховая компания не должна отказываться от выполнения своих прямых обязанностей, — это грамматические ошибки. Они допустимы. И, если страховая не собирается выплачивать вам компенсацию, аргументируя это грамматическими ошибками, можно смело идти с жалобой в Центробанк или в суд. Вероятность принятия решения в вашу сторону очень высока.

Можно ли оспорить европротокол?

Да, если протокол оформлен с нарушениями. Тогда его можно аннулировать.

“Постановление Верховного Суда под номером 2, что датировано 29.01.2015 г, определяет возможность отмены действия европротокола”.

Основания для подачи иска в сторону европротокола по отмене ранних договоренностей:

  1. 1. В извещение прокрались ошибки и корректировки.
  2. 2. Обязательная информация отсутствует или неверна.
  3. 3. Нет обязательных данных, таких как подписи в нужном количестве (две на лицевой стороне и одна на оборотной).
  4. 4. Бланк испорчен или поврежден: намок, испачкан, порван. На бланке растеклись чернила или жидкости, и теперь чтение информации затруднено или невозможно.
  5. 5. Выяснилось, что у кого-то из водителей поддельный или просроченный полис.
  6. 6. Обнаружились повреждения имущества третьих лиц, были пострадавшие, в аварии участвовали более 2 машин, дорожно-транспортное происшествие было бесконтактным.
  7. 7. Показания страхователей разнятся в отправленных документах.
  8. 8. Оформление бланка происходило под угрозами, давлением или были применены другие противозаконные средства.

Офисы Санкт-Петербургского Центра Страхования