Оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД

Оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД

Ожидание сотрудников ГИБДД для оформления в надлежащем порядке аварии – это всегда долгая и не желаемая процедура. Законом предусмотрена возможность упрощенного порядка, например, оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД. Такой способ гораздо удобнее, однако он возможен далеко не при любой аварии, кроме того, водитель должен обладать определенными минимальными знаниями. Практика показывает, что о такой возможности знает лишь малая часть водителей.

Оформить ДТП в установленном порядке крайне важно, поскольку несоблюдение этих правил может создать трудности в дальнейшем. Например, получить страховую выплату будет практически невозможно.

Законодательные изменения

В последние годы законодатель старается упростить процедуру оформления ДТП различными путями. Расширяются полномочия самих водителей, что позволяет обходиться без сотрудников ГИБДД во всем большем количестве случаев. Такие изменения не только положительно влияют на удобство водителей, но и снижают общую нагрузку на инспекторов ГИБДД.

Европротокол – способ самостоятельного оформления ГИБДД появился довольно давно. В первые годы к нему относились с большим подозрением, поэтому процент использования был крайне низким. Также это было связано с крайне малой суммой ущерба, который мог быть компенсирован. Даже после внесения некоторых изменений, такой протокол применялся редко, поскольку условия его составления, а также правила были довольно сложными, поэтому водители просто не знали, что с этим делать. Помимо этого, в первые годы страховые компании полностью отказывали в предоставлении выплаты, если в составленном протоколе имелись минимальные ошибки.

ВАЖНО . За последнее время было внесено множество изменений, направленных на упрощение и расширение возможности применения евпропротокола. В связи с этим сегодня это один из самых популярных способов оформления ДТП, который не занимает много времени.

Однако возможность самостоятельного оформления есть не всегда, поэтому в случае, если вызывать сотрудников ГИБДД нет желания можно прибегнуть к помощи аварийного комиссара.

Чем занимается аварийный комиссар

В России данный институт появился недавно и связан с развитием рынка услуг в общем. Аварийный комиссар предлагает свою помощь, связанную с решением вопросов, возникающих после ДТП. На основании этого можно сделать, что комиссар – это специалист, оказывающий различную помощь участникам аварии. Прибегнуть к его услугам можно в различных случаях: как когда вызов ГИБДД обязателен, так и когда участники могут оформить ДТП самостоятельно.

Действия аварийного комиссара должны помочь водителю, попавшему в аварию, поскольку аварком возлагает на себя часть обязанностей. Каждый водитель после ДТП обязан выполнить определенные действия, иначе он может быть привлечен к административной ответственности. Для неопытных водителей помощь в таком случае будет особенно актуальна.

ВАЖНО . Аварийный комиссар не обладает полномочиями инспектора ГИБДД и не может заменять его, он лишь помогает водителю. Аварийный комиссар — это обычный работник, который за плату предоставляет свои услуги.

При этом он должен обладать следующими навыками и знаниями:
  • полное знание правил дорожного движения;
  • наличие практики в оформлении ДТП, знание порядка действий и процедуры;
  • наличие навыков оказания первой медицинской помощи;
  • умение общаться с сотрудниками ГИБДД и другими водителями.

Каких-либо специальных требования к комиссару не предъявляется. Основная задача аварийного комиссара помочь водителю, дать рекомендации, выполнить некоторые обязанности.

На основании этого можно говорить о следующих функциях аварийного комиссара:
  • изучение месте произошедшей аварии;
  • оказание медицинской помощи, вызов аварийных и экстренных служб;
  • сбор информации о ДТП, подготовка материалов (составление схемы, фотографии, видеозапись);
  • информационная помощь участникам ДТП, дача консультаций, рекомендаций;
  • помощь в заполнении документов;
  • поиск и опрос очевидцев произошедшей аварии;
  • иная помощь.

Точный перечень услуг аварийного комиссара нигде не закреплен, поэтому данный перечень является примерным. В зависимости от конкретной ситуации участники аварии могут рассчитывать и на иную помощь.

Услуги аварийного комиссара

Вызов аварийного комиссара не является обязательным действием, поэтому участники ДТП вправе самостоятельно принимать такое решение. Услуги аварийного комиссара предоставляются несколькими путями:

Cлуги аварийного комиссара предоставляются несколькими путями:
  • от страховой компании;
  • в качестве отдельного лица.

В первом случае страховая компания одного из участников ДТП имеет в штате специальных сотрудников, которые выезжают на место произошедшего ДТП. Чаще всего их функции заключаются в определении размера причиненного ущерба, выявлении особенностей произошедшей аварии. На основании этого в дальнейшем определяется возможность и размер предоставления выплаты. Сотрудник компании может оказать помощь водителям, однако это не является его основной задачей. На практике такие сотрудники стараются найти любые причины, чтобы в дальнейшем отказать водителю в предоставлении выплаты. В связи с чем обычные водители чаще всего относятся к ним негативно.

Во втором случае водитель самостоятельно обращается в специализированную организацию, которая предоставляет подобные услуги. На место приезжает специалист, не зависящий от страховой компании и не имеющий общих интересов, поэтому у него нет цели лишить водителя страховой выплаты в дальнейшем. Поскольку его услуги водитель оплачивает самостоятельно, комиссар будет стараться выполнить все поручения и оказать максимальную помощь.

ВНИМАНИЕ . Стоимость таких услуг сильно варьируется от конкретной аварии, ее удаленности от центра города и других факторов. В среднем, минимальная стоимость услуг аварийного комиссара составляет от 1 тысячи рублей.

На рынке представлено огромное количество услуг подобного характера, поэтому лучше всего заранее найти подходящий вариант. Для этого можно изучить отзывы и выбрать наиболее доступные услуги.

Наличие страхового полиса ОСАГО никак не покрывает подобные услуги, поэтому водителю придется их оплачивать самостоятельно. Полис КАСКО может компенсировать потраченные деньги, либо предоставлять услуги аварийного комиссара самостоятельно. Чтобы это узнать достаточно изучить заключенный договор, либо позвонить в страховую компанию.

Преимущества вызова комиссара

Неопытный водитель может допустить большое количество ошибок после произошедшего ДТП, особенно если до этого подобные ситуации отсутствовали. За одни ошибки водителю будет грозить административная ответственность, из-за других не получится добиться выплаты компенсации со страховой компании. В любом случае последствия могут быть крайне неблагоприятными. Помощь аварийного комиссара может потребовать и любому другому водителю. Комиссар хорошо разбирается в порядке оформления ДТП, имеет представление о подобной работе, поэтому составить и заполнить все документы он сможет крайне быстро, при этом никакая важная информация не будет упущена. Обычный водитель потратит гораздо больше времени на самостоятельное оформление.

ВНИМАНИЕ . Аварийный комиссар даст советы, подскажет как лучше поступить в той или иной ситуации. В последнее время на дорогах все чаще встречаются так называемые «автоподставщики», цель которых обманным путем получить деньги с невиновного водителя. Опытный комиссар легко распознает такие схемы и не позволит обмануть водителя.

Если был вызван аварийный комиссар не от страховой компании, то он не имеет никаких интересов для собственной выгоды. Поэтому можно рассчитывать на объективную и адекватную помощь.

Стоит отметить, что комиссар не заменяет инспектора ГИБДД и не обладает его полномочиями. В связи с этим обойтись без вызова сотрудников ГИБДД получится не во всех случаях. Однако обратиться за помощью можно при оформлении в любом порядке.

Мелкое ДТП — Зацепил соседнюю машину

Дворы, парковки у офисных центров и магазинов, открытые стоянки в Москве заняты автомобилями настолько плотно, что маневрирование на них становится очень сложным. Мелкие ДТП в таких условиях случаются постоянно: при заезде на парковочные места и выезде с них водители задевают соседние автомобили, притираются к ним, повреждают детали кузова или светотехнику. Каждая такая ситуация считается полноценным ДТП. Чтобы не лишиться страховки или водительских прав, после мелкой аварии важно действовать правильно.

Как на практике?

Опросы показывают, что водители не всегда ответственно относятся к мелким ДТП:

  • 40% водителей стараются как можно быстрее покинуть место аварии, не уведомляя владельца поврежденного автомобиля, сотрудников ГИБДД и представителей страховой компании;
  • 25% стараются найти владельца поврежденного автомобиля;
  • 25% вызывают на место аварии представителей ГИБДД;
  • 15% информируют сотрудников стоянки о происшествии;
  • 10% не знают, что делать в случае мелкого ДТП, и спрашивают совета у знакомых.

Такие данные получены после опроса 2,5 тыс. водителей.

СКИДКА -40% на экспертизу автомобилей
при повреждении менее 3-х деталей
3000 руб.

Заказать независимую экспертизу

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Что делать после мелкого ДТП?

Порядок действий должен быть таким же, как и после любой другой аварии. Свяжитесь с сотрудниками страховой компании, и они вызовут на место представителей ГИБДД. Вы можете вызвать сотрудников ГИБДД самостоятельно. Дополнительно страховая компания может прислать на место аварийного комиссара.

Оформление мелкого ДТП позволяет избежать проблем с компенсацией ущерба потерпевшему (он будет выплачен в рамках страхования по ОСАГО). Страховое возмещение по КАСКО также выплачивается только при условии, что авария была зарегистрирована в ГИБДД.

Если виновник аварии самовольно покидает ее место, это чревато следующими проблемами:

  • лишение водительских прав на срок от 1 года;
  • административное наказание (арест на срок 15 суток);
  • возмещение ущерба владельцу поврежденного автомобиля в добровольном порядке либо через суд после регрессного иска от страховой компании.

Насколько велик риск попасться?

Ежегодно статистика по поиску водителей, скрывшихся с места ДТП, улучшается. На парковках рядом с магазинами, офисами, бизнес-центрами, на улицах, платных паркингах устанавливаются видеокамеры, которые фиксируют мелкие ДТП, даже если вы зацепили соседнюю машину. По этим записям после находят виновников аварий.

Еще в 2010-м году статистика по стране была следующей:

  • за первые 5 месяцев произошло 11 тыс. ДТП (без пострадавших), виновники которых скрылись с места происшествия;
  • 17% виновников позже было найдено.
Читайте также  Сведения о ДТП по номеру машины

В 2016-м году статистика улучшилась. Так, в Московской области за первые 7 месяцев 2016-го года зафиксированы следующие показатели:

  • всего произошло 1703 столкновения ТС;
  • 14% водителей скрылись с места происшествия;
  • из них 65,2% водителей позже были найдены.

Количество найденных после мелких ДТП водителей увеличивается и из-за оснащения мест стоянок камерами наблюдения, и за счет помощи свидетелей столкновения, других участников движения, водителей припаркованных рядом автомобилей.

Варианты действий после мелкого ДТП

Вызов инспекторов ГИБДД. Сразу после столкновения виновник должен остановить автомобиль, заглушить двигатель, включить аварийную световую сигнализацию, установить перед авто знак аварийной остановки. При выключенной аварийной сигнализации или отсутствующем знаке дополнительно инспектор наложит на водителя штраф (1000 руб.).

Европротокол. Если водитель поврежденной машины находится рядом с ней, участники аварии могут договориться, не вызывая ГИБДД. Для этого составляется европротокол. Обойтись без ГИБДД можно, если в аварии никто не пострадал, а сумма ущерба составляет менее 50 тыс. руб. Европротокол составляется для автомобилей, застрахованных по ОСАГО.

При страховании по КАСКО. Если один из автомобилей застрахован по КАСКО, вызывать инспекторов ГИБДД придется. Для выплаты компенсации по КАСКО страховщик потребует справку из ГИБДД. Сотрудники «Инвест Консалтинг» рекомендуют дополнительно связаться с сотрудниками страховой и уведомить их о происшествии сразу же после аварии.

Если владельца поврежденного автомобиля нет рядом. Оптимальный вариант — вызвать инспекторов ГИБДД. Они оформят происшествие, составят протокол, зафиксируют, что виновник аварии не пытался скрыться.

Оставить визитку и уехать? Если у виновника столкновения нет времени на то, чтобы дожидаться водителя поврежденного автомобиля или сотрудников ГИБДД, он может оставить на лобовом стекле авто визитку и уехать. Многие делают так, рассчитывая, что позже второй водитель свяжется с ними для урегулирования вопроса. На практике часто происходит по-другому. Если у второго водителя оформлено КАСКО, он будет вынужден вызвать ГИБДД, чтобы получить компенсацию. Кроме того, нет никаких гарантий, что второй водитель не решит обратиться в ГИБДД «из принципа». В итоге виновник ДТП лишится прав. Компания «Инвест Консалтинг» окажет юридическую помощь при возникновении проблем.

Компенсация по КАСКО без привлечения ГИБДД. Ряд страховых компаний выплачивает водителям компенсации по КАСКО, даже если документы об аварии не оформлялись в ГИБДД или ОВД. Такие выплаты возможны 1 или 2 раза в год, при определенных повреждениях и на ограниченную сумму. Если страховой полис позволяет обойтись без оформления ДТП, водители могут решить проблему полюбовно. Лучше составить расписку о том, что у участников аварии нет претензий друг к другу.

Не все повреждения автомобиля относятся к мелким ДТП. Вызывать сотрудников ГИБДД следует только при условии, что столкновение произошло во время движения хотя бы одного из автомобилей. Если авто получило повреждения от удара открывающейся дверцей, такое происшествие фиксируется сотрудниками ОВД. Ущерб в этом случае не будет компенсироваться по ОСАГО.

Помощь после ДТП

То, на какую помощь могут рассчитывать участники аварии, зависит от условий договора страхования. Если он предполагает оказание услуг аварийного комиссара, нужно связаться со страховой компанией и вызвать такого специалиста. Вызвать аварийного комиссара можно и в частном порядке, за отдельную плату. Он поможет:

  • предварительно определить размер ущерба;
  • решить, необходим ли вызов ГИБДД;
  • оформить европротокол правильно;
  • урегулировать спор между участниками аварии на месте.

Если в отношении размера ущерба или обстоятельств аварии возникают споры, дополнительно вы можете заказать независимую экспертизу. Автоэксперт может выехать на место аварии либо выполнить осмотр и оценку повреждений авто в ДТП позже. В компании «Инвест Консалтинг» для мелких ДТП на такие экспертизы действуют специальные цены.

Оформление дорожно-транспортного происшествия аварийным комиссаром

От попадания в аварию не застрахован ни один автомобилист. Многие водители просто не понимают, что делать и как оформлять документы в случае возникновения ДТП. Оказать всестороннюю помощь и представлять интересы водителя в этом вопросе сможет аварийный комиссар.

Надо ли вызывать аварийного комиссара при ДТП?

Аварийный комиссар – это квалифицированный специалист, в обязанности которого входит всестороннее оказание помощи участнику ДТП. Следует помнить, что никаких прав и полномочий у него нет, он не является свидетелем. И всего лишь оказывает помощь водителям или одному из них в оформлении происшествия.

Аварийные комиссары делятся на три вида:

  1. Независимые – это юридическое лицо, которое предоставляет свои услуге независимо от страховой компании. Это самый надежный и объективный вариант, ведь такой аварийный комиссар будет заинтересован только в том, чтобы помочь вам в оформлении ДТП. Безусловно, стоимость независимого эксперта будет на порядок выше. Зато вы сможете быть уверены в его непредвзятости и объективности.
  2. Работающие в страховой компании – это физические лица, которые числятся в штате страховой компании. Страховщикам выгодно иметь такого сотрудника. Его услуги включают в полис КАСКО. При этом в зависимости от его стоимости будет отличаться и пакету слуг, предоставляемый аваркомом. В полис ОСАГО включить такие услуги нельзя по закону, так как это расценивается как переманивание клиентов.
  3. Аварийные комиссары, сотрудничающие со страховой компанией, – это юридические лица, которые помимо независимости деятельности предоставляют свои услуги и страховой компании. К сожалению, если комиссар представляет страховую компанию, то он может специально допускать ошибки и неточности в оформлении дорожно-транспортного происшествия, чтобы уменьшить сумму страховой выплаты.

Обязательно ли вызывать аварийного комиссара при оформлении ДТП? Нет, если у участников нет разногласий по поводу виновника, если нет пострадавших, если есть понимание о том, как заполняются документы. Это лишь дополнительная услуга, которая предоставляется для помощи водителям. Только в некоторых случаях, если у одного из участников оформлено КАСКО в котором прописывается обязательное прибытие комиссара на место ДТП, необходимо вызвать этого сотрудника. Иначе страховая может отказать в выплате.

Порядок оформления аварии

Когда аварийный комиссар приезжает на место аварии, он должен действовать по определенной схеме, соблюдая нижеописанный порядок оформления ДТП.

  1. Приезжает на место дорожно-транспортного происшествия, тщательно осматривает место происшествия.
  2. Оказывает психологическую помощь водителям, если это необходимо. А также он может оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую.
  3. Далее аварийный комиссар начинает фиксировать детали происшествия. Проводит фото и видеосъемку, опрашивает свидетелей, при необходимости ищет камеры наружного наблюдения, которые могли зафиксировать аварию.
  4. После сбора информации он оценивает величину ущерба, нанесенного авто и имуществу. При этом он подробно описывает все повреждения при ДТП с подробностями.
  5. Аварийный комиссар заполняет документы, оформляет страховой сертификат.

Следует заметить, что этот расширенный план применим скорее к частным комиссарам, а не к сотрудникам страховой компании. Последние имеют весьма ограниченный план действий. Основная их цель – зафиксировать повреждения и уменьшить сумму стразовой выплаты.

Обязанности аварийного комиссара при ДТП

Ниже представлен список мероприятий, которые должен провести аварийный комиссар после прибытия на место ДТП.

  1. Осматривает место ДТП.
  2. При необходимости вызывает сотрудников ГИБДД и эвакуатор.
  3. Опрашивает свидетелей.
  4. Делает фото и видеосъемку места аварии и поврежденных автомобилей.
  5. Проводит оценку величины ущерба.
  6. Оформляет необходимые документы, в том числе и аварийный сертификат.

Аварийный сертификат – это отчет о проделанной аварийным комиссаром работе. В него входит: схема ДТП, фотоснимки, комментарии, полная информации о ситуации и участниках аварии. Таким образом, комиссар осуществляет действия, которые обязан выполнить водитель, причастный к ДТП, согласно пункту 2.6 ПДД. Закон не запрещает третьим лицам помогать участнику ДТП в его оформлении.

Плюсы оформления дорожно-транспортного происшествия аваркомом

Стоит ли вызывать аварийного комиссара на место аварии решает участник ДТП. Какие преимущества от таких действий?

  1. Ожидание сотрудников ГИБДД порой длится не один час. Аварийный комиссар прибудет на место в самые короткие сроки и начнет оформление.
  2. Многие водители или пассажиры получают во время ДТП серьезные психологические травмы или просто начинают теряться в незнакомой им ситуации. Комиссар может оказать психологическую поддержку и успокоить.
  3. До приезда инспекторов он осмотрит место аварии, проведет фотосъемку и видеозапись, опросит участников и свидетелей, составит схему аварии.
  4. Аварийный комиссар подробно зафиксирует и оформит все повреждения в отличие от инспекторов, которые только отмечают поврежденные детали без детального описания. Это очень пригодится во время обращения в страховую компанию.
  5. Он будет общаться с представителями ГИБДД от вашего имени, представляя ваши интересы.
  6. В дальнейшем независимый комиссар сможет представить ваши интересы в суде, если это будет необходимо.
  7. В случае подставной аварии он сможет противодействовать мошенникам.

Кто оплачивает аварийного комиссара при ДТП?

Как уже упоминалось ранее, вызов аварийного комиссара является обязательным лишь в том случае, если у одного из участников ДТП оформлено КАСКО с соответствующим условием. Таким образом, расходы по оплате ложатся на того водителя, кто решил вызвать аварийного комиссара. Безусловно, участники могут договориться и разделить эти расходы на двоих. Стоимость вызова аварийного комиссара будет варьироваться в зависимости от региона.

Особенности оформления аварии

Как правило, аварийный комиссар приезжает на место происшествия, спустя 10-20 минут. Точное время будет зависеть от региона, ситуации на дороге и занятости специалиста. Среднее время оформления ДТП профессионалом составляет от 20 до 40 минут.

Несмотря на то что аварийный комиссар – это высококвалифицированный специалист, рассчитывать на то, что он все сделает за вас нельзя. Ходить по пятам и вмешиваться в его работу не стоит, но следить за его действиями придется. Если, по вашему мнению, он что-то упустил или сделал не так – обратите на это внимание. Конечно, если комиссар представляет страховую компанию, то может легко не обращать внимания на ваши замечания. Но если аварийного комиссара вызвали вы сами для оформления ДТП, то требуйте от него полного соблюдения всей процедуры оформления.

Следует помнить, что комиссар ни в коем случае не заменяет сотрудника ГИБДД. Он лишь помогает участнику аварии оформить дорожно-транспортное происшествие согласно законодательству РФ. Обойтись без полиции можно лишь в том случае, если участники происшествия решили оформить Европротокол.

ДТП оформил аварийный комиссар, что дальше?

После того как авария оформлена, на руках у участников должны остаться следующие документы от инспекторов ГИБДД: справка о ДТП, протокол и постановление. Аварийный комиссар должен отдать страховой сертификат. Пострадавший должен обратиться в страховую компанию в течение 15 рабочих дней. В страховую компанию необходимо взять следующие документы:

  • заявление;
  • справка о ДТП;
  • протокол;
  • постановление;
  • паспорт;
  • СТС и ПТС на поврежденный автомобиль;
  • водительское удостоверение;
  • страховой сертификат, заполненный аварийным комиссаром.
Читайте также  ДТП до 50 тысяч как оформить

Если ДТП оформлял комиссар от страховой, то дополнительного осмотра машины не требуется. Если оформление производилось частным комиссаром, то в страховой вам могут назначить дату осмотра, которую произведет оценщик. При этом если автомобиль на ходу, вы обязаны предоставить его для осмотра в согласованный день. Если авто не на ходу, то оценщик выезжает на место, где хранится авто.

В соответствии с новым законом об ОСАГО, который вступил в силу 27.04.17, получить денежную компенсацию можно только в крайнем случае. В большинстве ситуаций машины будут направляться на ремонт в авторизированный автосервис. В течение 20 дней с момента подачи документов в страховую, они обязаны выдать направление на ремонт или возместить сумму ущерба, если ситуация попадает под определенные условия.

Пошаговая инструкция – участникам ДТП

Что нужно сделать сразу после происшествия, обязательно ли вызывать ГИБДД и как оформить извещение о ДТП самостоятельно?

Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

ГИБДД вызывать не требуется, если:

  • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
  • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
  • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
  • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.

В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

Вы также можете вызвать аварийного комиссара. Для этого позвоните в вашу страховую компанию, сообщите о ДТП, месте происшествия и попросите направить комиссара для оформления необходимых документов.

Можно заполнить документы самостоятельно?

Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

  • о дате и месте ДТП;
  • о свидетелях, если они есть;
  • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
  • о месте первоначального удара обоих ТС;
  • о страховых полисах;
  • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
  • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.

У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.

Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?

В Москве, Санкт-Петербурге, на территории Московской и Ленинградской областей установлен повышенный лимит страховых выплат по «европротоколу» – 400 тыс. руб. Но на водителей, намеренных воспользоваться повышенной выплатой, возложено дополнительное обязательство: данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, которые оперативно и автоматически получают сигналы глобальной навигационной спутниковой системы РФ, позволяющей установить факт ДТП, а также координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП;
  • с использованием программного обеспечения, позволяющего вести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, в числе таких – «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

Автоматизированная информационная система обязательного страхования уже создана, и сведения о ней размещены на сайте http://aisosago.ru. Однако порядок фиксации данных о ДТП согласно указанным сложным требованиям предоставления информации, по нашему мнению, до конца не проработан. Имеют место множество пробелов и противоречий, чем пользуются страховщики, выплачивая пострадавшим компенсации в меньшем размере.

Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

Кто должен сообщить страховой о ДТП?

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об ОСАГО в случае оформления извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД и виновник, и пострадавший должны незамедлительно уведомить о дорожно-транспортном происшествии свою страховую по телефону. Извещение необходимо направить в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП – принести в офис страховой компании или, если такой возможность нет, направить заказным письмом с уведомлением.

Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?

Аварийный комиссар при ДТП

Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.

Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2021 год?

Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.

Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.

При этом, сама схема работы может быть двух видов:

  • помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
  • содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.

Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.

Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.

Читайте также  Если оставил место ДТП что грозит

Какая разница в порядке оформления ДТП?

Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.

Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД

Без А/К С помощью А/К
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников. Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает.
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение. Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола

Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?

Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.

Регресс виновнику от страховой

Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.

Дело здесь в том, что Федеральный закон «Об ОСАГО» предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.

Схема в этом случае выглядит так:

  1. аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
  2. участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
  3. все спокойно разъезжаются,
  4. по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО»; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.

Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.

Как избежать?

  • Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
  • Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
  • Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.

Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей

Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.

В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2021 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.

Риск в случае договора цессии

Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.

Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.

При этом, вам могут предложить:

  • возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие «трудностей» и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
  • сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.

В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под «соусом» формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.

Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.

Аварийный комиссар

Объективность

Профессионализм

Тщательность

Контроль

Профконсультирование

Экономию времени

Аварийный комиссар (аварком) – одна из самых востребованных услуг при ДТП, которую оказывает «Русский АвтоМотоКлуб». Выезд аваркома становится все более актуальным и практически незаменимым для всех владельцев транспортных средств после того, как вступил в силу закон о самостоятельном оформлении дорожного происшествия.

В случае даже незначительного ДТП, водители — либо по незнанию, либо из-за пережитого стресса — оформляя документы, часто допускают серьезные ошибки, которые приводят к необоснованному штрафу, лишению водительских прав или страховому мошенничеству. Выезд аварийного комиссара позволяет объективно задокументировать обстоятельства ДТП, правильно заполнить все документы и собрать справки, исключить факторы страхового мошенничества и психологическое давление со стороны других участников ДТП.

Квалифицированная помощь при ДТП

Аварийный комиссар поможет Вам не только исключить негативные последствия от случайных ошибок, но и оперативно окажет «скорую дорожную помощь».

  • Выезд на место происшествия — 24 часа в сутки,
  • Объективную предварительную оценку ДТП,
  • Цифровую фотосъемку места происшествия, повреждений и документов,
  • Юридически грамотное составление и оформление документов, сбор справок ГИБДД [1] для страховой компании,
  • Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД в спорных случаях,
  • Вызов эвакуатора, техпомощь и т.п.,
  • Оказание психологической помощи и т.д.

Список документов

  1. Оформленного Протокола об административном правонарушении;
  2. Справка об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля Форма №154);
  3. Временное разрешение на право управления транспортным средством (в случае изъятия водительского удостоверения до вынесения постановления).
  1. Копия Формы № 154 (если по какой-то причине не была выдана на месте ДТП);
  2. Копия Постановления о ДТП;
  3. Копия Определения о возбуждении дела об административном правонарушении или Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Услуги аварийного комиссара доступны владельцам клубных карт «Премиум», «Платинум» и «МОТО-Премиум», «МОТО-Платинум». Вы можете в любой момент вступить в «Русский АвтоМотоКлуб», чтобы приобрести карту с полным набором сервисов. Карта «РАМК» поможет вам в любых дорожных ситуациях.

Цены на клубные карты

  • Эвакуация ТС
  • Техпомощь
  • Юридические консультации
  • Страхование
  • и др.

Территория покрытия услуги «Аварийный комиссар»

Аварком выезжает на место ДТП в городах РФ в радиусе 50 км от их административных границ для владельцев клубных карт «Премиум» и «Платинум»:

Город Выезд аваркома Сбор справок
после ДТП
Город Выезд аваркома Сбор справок
после ДТП
Город Выезд аваркома Сбор справок
после ДТП
Архангельск Магадан Рязань
Белгород Москва Саранск
Великий Новгород Миасс Саратов
Владикавказ Мурманск Смоленск
Владимир Н. Новгород Тамбов
Волгоград Н. Тагил Тобольск
Иваново Новороссийск Тольятти
Ижевск Новосибирск Томск
Иркутск Омск Тула
Казань Орел Тюмень
Калининград Орск Ульяновск
Калуга Пермь Уфа
Кострома Петрозаводск Челябинск
Краснодар Псков
Красноярск Ростов-на-Дону

8-800-250 72 62

ООО «Русский АвтоМотоКлуб»
127566, г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 48, корп. 3
ИНН: 7715761542; ОГРН: 1097746333420. Генеральный директор: Алексеев К.Э.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. В том числе с использованием сервиса Google Analytics и Яндекс.Метрика. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.