Подставное ДТП последствия

В фейковые ДТП ради страховки привлекают подруг, сестер и матерей

Следователь о самом резонансном деле об автоподставах, гении-комбинаторе и схемах мошенничества

Следователи амурского УМВД вывели громкое дело об автоподставах на финишную прямую — в нем уже 44 обвиняемых. Самая крупная автомобильная афера произошла в Благовещенске в прошлом году. На улице Шимановского столкнулись сразу шесть иномарок. Четыре машины были припаркованы на обочине, а две находились в движении. Один водитель якобы подрезал другого. Причем виновник ДТП никаких повреждений не получил — материальных затрат как таковых не было. А потерпевшая сторона, уходя от столкновения, врезалась в заранее подготовленный «паровоз». Кризис и желание легкой наживы толкают амурчан искать разные способы заработка. «И этот заработок не всегда легален», — говорит следователь по особо важным делам следственной части СУ УМВД России по Амурской области Наталья Кузнецова, которой пришлось расследовать резонансное дело об автоподставах на дорогах.

Страховым случаем и не пахнет

Не секрет, что зачастую страховые компании вынуждены выплачивать автовладельцам довольно крупные денежные суммы даже тогда, когда на деле никаким реальным страховым случаем и не пахнет. Хотя представленные документы вроде бы как свидетельствуют об обратном. Все понимали, что некоторые ДТП — фейковые, только как это доказать?

Страховщики терпели. Росло число автовладельцев, получавших по полису ОСАГО выплаты за автомобили, пострадавшие в ДТП. Коэффициент выплат в Приамурье превысил многие регионы, поэтому у нас и выросла стоимость страховых полисов ОСАГО.

— Страховые компании почувствовали свое бессилие, что уже не могут с этим бороться, и обратились в полицию. Наш уголовный розыск подготовил доказательную оперативную базу для возбуждения первого уголовного дела. Это было ДТП на перекрестке улиц Больничной — Амурской со столкновением «мерседеса» и «жигулей», — рассказала старший лейтенант юстиции Наталья Кузнецова.

Она стала первым следователем, кому поручили вести дело о фейковых ДТП на амурских дорогах. До этого в оперативно-следственной и судебной практике региона еще не было дел об автоподставах.

Комбинатор ДТП

— Существуют разные виды автоподстав, но у них есть одно общее — организаторы, как правило, остаются в тени. Разрабатывалась примерная схема ДТП с участием двух или трех машин. В основном у нас били иномарки выпуска 90‑х годов, запчасти на которые стоят дорого, — рассказала подробности Наталья Петровна, которой пришлось досконально изучать практику расследования подобных уголовных дел в других регионах.

Чаще всего для афер выбирали темное время суток. Страховые комбинаторы искали перекресток нерегулируемый, который не оборудован камерами видеонаблюдения, и совершали столкновение. Оно планировалось заранее во всех тонкостях — рисовалась траектория движения, в какой момент кто из водителей куда едет и с какой скоростью.

Очередное фейковое ДТП.

Среди организаторов был один особо одаренный аналитик, к которому многие шли за советом: как все обставить так, чтобы машины «поцеловались» тютелька в тютельку. Он помогал не только правильно расставить автомобили: кто должен быть по бокам, кто в центре, кто сзади, но даже подбирал участников будущего ДТП. За консультации получал по 30 тысяч рублей.

— Когда только начинала расследование, я перелопатила массу специальной литературы и документации, часто бегала за советом к коллегам, а теперь очень хорошо разбираюсь в марках автомобилей, запчастях, — улыбается следователь по особо важным делам. — Когда еду по городу и вижу ДТП, то могу сразу определить: это, скорее всего, автоподстава. Глаз уже наметан.

На сегодняшний день в рамках одного уголовного дела об автоподставах фигурируют 36 обвиняемых, доказано 18 преступлений. «Это без учета 8 обвиняемых, по которым я уже направила дела в суд по 13 эпизодам», — уточнила сотрудник полиции. Число томов по громкому делу в ее кабинете занимает два больших стеллажа от пола до потолка.

«Вы ничего не докажете!»

Среди фигурантов, кто проходит по делу об автоподставах, далеко не все живут в нужде. Многие имеют работу, жилье, свой бизнес… И пошли на преступление. В это число попал владелец спортивного клуба в Благовещенске. Другой молодой человек аттестованный госслужащий — носит погоны.

— Мне не понятно, что двигало этими людьми? — удивляется следователь. — Вроде бы и заработок был стабильный, и какие‑то приоритеты в жизни уже сложились. Для нас некоторые ситуации так и остались загадкой: зачем людям это нужно было? То ли экстрима захотелось, то ли жажда легкой наживы. Но какова цена обмана… Один молодой человек пришел на допрос весь самоуверенный: «Вы ничего не докажете!» А потом падал передо мной на колени, плакал и просил: «Давайте я вам все расскажу, только не сажайте меня. Я не думал, что все так серьезно». Самому 22 года, профессиональный спортсмен. После того как его руководство обо всем узнало, он лишился работы. Ему сказали: «Нам в команде такой позор не нужен. Зачем нам портить репутацию». Пришлось искать другое место работы.

«Не виноватая я!»

Во время нашего разговора в редакции АП мобильный следователя по особо важным делам Кузнецовой разрывается. Звонила одна бизнесвумен — мама девушки, которая проходит по уголовному делу. Студентка одного из вузов Благовещенска, которая параллельно занимается предпринимательской деятельностью, имеет торговую точку в городе, тоже участвовала в автоподставах.

— «Вам ошибочно донесли информацию. Это не так… Вы можете написать на меня жалобу. До свидания»… Дочь этой женщины сама была организатором аварийной аферы, — окончив неприятный разговор, пояснила старший лейтенант юстиции. — Она единственная из всех фигурантов, кто полностью отрицает свою вину. Все остальные соучастники вину признали и раскаялись.

— А чем мама так возмущена?

— Девушка сейчас под домашним арестом. Оперативники пришли по месту учебы, чтобы характеристику взять и проверить, посещает ли она вуз. Все! У нас бывали случаи, когда, находясь под домашним арестом, кто‑то из фигурантов совершил еще преступление. Казалось бы, мы идем людям навстречу… Учитывая, что ранее не было судимостей, что возраст у многих молодой — вся жизнь еще впереди, мы оставляем участников автоподстав под домашним арестом на время следствия, а они вновь идут и совершают преступление. Конкретно эта девушка сначала скрылась от нас, в бега подалась. Мы вынуждены были объявить ее в розыск, задержали уже в Свободном. Теперь контролируем ее местонахождение. Мама постоянно звонит, возмущается, жалуется, что все мои действия незаконны. Уже столько всего услышала в свой адрес от нее и супруга этой девушки.

Парни привлекали к аферам подруг, сестер и даже родных матерей. Некоторые из девушек и не знали, во что их втравливают любимые.

Сама обвиняемая — красавица модельной внешности, по словам оперативников и следователей, ведет себя надменно. На очных ставках с другими фигурантами все отрицает. Мол, не было такого, была пьяна, воспользовалась услугой «трезвый водитель», и это он, заезжая во двор к подруге, совершил столкновение. Честно говоря, у меня закралось сомнение: может, и правда эта девушка ни при чем, а ее оговаривают?

— Есть два соучастника и еще один свидетель. Все они допрошены и указывают на нее, — пояснила следователь. — Эти три молодых человека в рамках досудебного соглашения рассказали и о других преступлениях. Какой смысл им самих себя оговаривать?! Она сама нашла двух парней и сама организовала подставное ДТП. А к агрессивной реакции и порой даже оскорблениям со стороны некоторых подозреваемых или их родственников я уже привыкла. Кто же будет доволен тем, что тебя «вычислили» и надо будет ответить перед законом? Есть реакция, значит, я работаю, это видят. Стараешься ко всему относиться спокойно и делать свою работу.

Фигурантами оказываются целые семьи

По новому законодательству сегодня можно прекратить уголовное дело по примирению сторон, выплатив судебный штраф. Чем и пользуются аферисты. По словам следователей, большинство из них — молодые люди. Сами или с помощью родственников многие уже возмещают ущерб страховым компаниям. Одной предпринимательнице, чтобы погасить долг за сына, пришлось продать большую квартиру в центре города с мебелью. Семья переехала в отдаленный район на более скромную жилплощадь.

По ряду эпизодов фигуранты проходят целыми семьями. Парни привлекали к мошенническим аферам со страхованием и подруг, и сестер, даже родных матерей! Некоторые из девушек не знали, во что их втравливают любимые. Получается тоже самая настоящая подстава — двойная.

Возрастная категория материалов: 18+

Подставные ДТП для страховой: инсценировка и наказание

Безукоризненное соблюдение правил ПДД и внимательность во время движения может значительно снизить риск аварии. Однако из этого правила есть исключения, и одно из самых неприятных — подставные ДТП для страховой. Жертвой преступников может стать любой водитель, именно поэтому важно знать существующие схемы обмана водителей. Наказание за подставное ДТП регламентировано статьей.

Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Статья 159.5 УК РФ

Подставные ДТП — серьезная проблема

Мошенничество в сфере автострахования является одной из самых обсуждаемых тем среди специалистов страховых компаний. Последние статистические данные неутешительны — примерно 15% всех выплат по страховым случаям в ДТП уходят в карманы аферистов. Страдают от этого в первую очередь законопослушные автовладельцы, именно им приходится мириться с увеличением стоимости страховых услуг, страховые случаи подвергаются тщательному расследованию в течение нескольких месяцев. Естественно, степень доверия страховщикам неуклонно падает, это приводит к снижению продаж полисов КАСКО и ОСАГО.

Основные виды мошенничества в сфере страхования автомобилей

На сегодняшний день придумано множество схем мошенничества. Самыми используемыми считаются следующие незаконные действия:

Страховка задним числом после ДТП. В этом случае заключение договора страхования происходит после аварии. Цель — переложить ответственность водителя за аварию на страховую компанию и получить компенсацию.

Инсценировка аварии, подмена водителя. После ДТП место человека, сидевшего за рулем, занимает водитель данные которого вписаны в страховой полис. Данный способ широко практикуется в крупных городах, так как доказать факт подмены водителя практически невозможно.

Автомобиль получает незначительные повреждения, после чего следует преднамеренная порча машины в результате фиктивного ДТП.

Аферы непосредственно с бланками и страховыми документами. К сожалению, сотрудники страховых компаний не всегда законопослушны. Участились случаи преднамеренной порчи бланков, фальсификация результатов экспертиз после аварии.

Способов распознавания незаконной схемы существует немало, например специалисты экспертных комиссий пользуются специальными компьютерными программами, позволяющими распознать несоответствие повреждений автомобиля. Раскрытию мошеннических схем мешает отсутствие единой базы застрахованных транспортных средств.

Читайте также  Обучение на оценщика автомобилей после ДТП

Провокация ДТП — схемы подставных аварий

В вышеперечисленных случаях водитель так или иначе участвует в противозаконных схемах. Однако существуют целые преступные группировки, жертвами которых может стать любой законопослушный водитель. Этот вид мошенничества широко распространен, а прибыли мошенников исчисляются миллионами рублей. Цель — преднамеренная провокация намеченной жертвы и последующее вымогательство денежных средств.

Распознать мошенников сложно, в инсценировке участвуют несколько машин, зачастую прибегают к помощи недобросовестных сотрудников ГИБДД и страховых компаний. Признаками автоподставы можно считать следующие ситуации:

Настойчивые просьбы уступить дорогу от движущегося позади автомобиля, машина пособников движется справа. Как только водитель начинает маневр перестроения, автомобиль резко подставляется под удар;

Необоснованное резкое торможение впереди идущего автомобиля;

Наличие свидетелей, говорящих заведомую ложь;

Настойчивые требования «потерпевших» решить вопрос на месте, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Чересчур эмоциональное или агрессивное поведение «пострадавших» также должно насторожить водителя. Чаще всего повреждения автомобиля мошенников минимальны, но жертву пытаются убедить в обратном.

Как доказать свою правоту

Оказавшись в подобной ситуации, очень важно сохранять спокойствие и не поддаваться на уговоры мошенников. Вызов ГИБДД на место происшествия обязателен, причем делать это нужно со своего телефона. В последнее время мошенники активно используют фальшивые удостоверения и форму, поэтому записать номера прибывшей патрульной машины и фамилии сотрудников тоже необходимо. Не следует опасаться физической расправы, в крайнем случае нужно запереться в своем авто и по телефону вызывать полицию.

Ни в коем случае не следует покидать место аварии, съезжать на обочину. Оставление места ДТП предполагает ответственность по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, поэтому дождаться прибытия сотрудников полиции нужно не двигая машину с места. Время ожидания можно провести с пользой — попытаться найти свидетелей ДТП. Это могут быть прохожие, водители соседних машин, пассажиры

Главная цель бандитов — убедить водителя в необходимости дорогостоящего ремонта их автомобиля. Ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры и отдавать наличные деньги, покидать место аварии до приезда сотрудников ДПС. Полезно иметь при себе контактные данные проверенного специалиста по юридическим вопросам. Звонок такому человеку поможет сохранить спокойствие и составить правильный порядок действий.

Каково наказание за инсценировку ДТП для страховой

Во многих европейских странах применяется отдельная схема расследования фактов мошенничества в страховой сфере. Каждый случай рассматривается в рамках отдельного уголовного дела, квалифицируется по степени тяжести и выносится вердикт. В России отдельной практики для таких случаев нет, поэтому любые противозаконные действия со страховыми документами привлекают к ответственности по статье 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования». Наказание может быть разным, все зависит от степени тяжести, состава участников и их служебного положения.

Наиболее серьезное наказание грозит группе лиц и сотрудникам ГИБДД, участие в мошеннической схеме которых доказано. Как правило, сотрудники правоохранительных органов выплачивают крупные денежные штрафы или лишаются свободы на срок до 5 лет. Участникам преступных группировок грозит наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет с крупным денежным штрафом.

Примерно 15% всех выплат по страховым случаям в ДТП уходят в карманы аферистов.

страховка задним числом после ДТП;

инсценировка аварии, подмена водителя;

автомобиль получает незначительные повреждения, после чего следует преднамеренная порча машины в результате фиктивного ДТП;

аферы непосредственно с бланками и страховыми документами.

Да, любой водитель может стать жертвой автоподставы.

настойчивые просьбы уступить дорогу от движущегося позади автомобиля, машина пособников движется справа. Как только водитель начинает маневр перестроения, автомобиль резко подставляется под удар;

необоснованное резкое торможение впереди идущего автомобиля;

наличие свидетелей, говорящих заведомую ложь;

настойчивые требования «потерпевших» решить вопрос на месте, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Необходимо вызвать ГИБДД.

За противозаконные действия со страховыми документами привлекают к ответственности по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Наказание может быть разным, все зависит от степени тяжести, состава участников и их служебного положения.

Подставное ДТП: меры наказания

Мошенники используют разные ситуации для получения выгоды. В последнее время на дорогах стало чаще встречаться фиктивное ДТП, за которое обманутому водителю приходится выплачивать компенсацию. По закону инсценировка аварии влечет за собой уголовное наказание, поэтому каждый должен знать его основные признаки, чтобы вовремя вызвать полицию и защитить себя от часто используемых схем, к которым прибегают злоумышленники.

Характеристики подставного ДТП

Жертвами преднамеренного ДТП чаще всего становятся водители, передвигающиеся в одиночку, отвлеченные разговором по мобильному, без опыта езды (со знаком «У» на машине) или таксисты. Мошенники создают определенные ситуации, при которых страховая компания обязана выплатить компенсацию. Некоторые граждане пытаются решить вопрос «полюбовно» на месте и отдают преступникам крупные суммы денег в качестве возмещение ущерба. Основными видами мошенничества выделяют:

  • Оформление страховки на машину задним числом, когда она уже попала в ДТП. Это делается для перекладывания ответственности с водителя на компанию.
  • Подставные ДТП для страховой с подменой водителя. Нередко во время аварии за рулем находится лицо, не вписанное в полис. В этом случае выплата не производится, и поэтому мошенники в этой ситуации сажают за руль лицо, данные которого вписаны в полис. Доказать факт нарушения тут очень сложно.
  • Афера, связанная с банком или страховыми документами. Замешаны в подставе обычно сами сотрудники, которые подделывают результаты экспертизы с целью получить более высокую компенсацию за незначительные повреждения.

Обезопасить себя от мошенничества связанного с ДТП можно путем установки видеорегистратора, вызова сотрудников ГИБДД на место, где происходят сомнительные действия, фиксацией всего на камеру мобильного телефона, а также привлечения посторонних лиц в качестве свидетелей.

Популярные схемы автоподстав

За подставное ДТП виновников ждут серьезные последствия, но это мало кого останавливает. Мошенники часто используют уже проверенные «рабочие» схемы для обмана граждан или страховых компаний. Самыми распространенными из них являются:

  • Инсценировка аварии. Это преднамеренное решение ухудшить состояние автомобиля с целью предъявления его в качестве пострадавшего в ДТП. В такой ситуации важно найти свидетелей, которые подтвердят факт отсутствия дорожного происшествия. Тогда мошенники не получат денег от страховой.
  • Двойные выплаты. Часто после аварии стороны договариваются об урегулировании конфликта без привлечения сотрудников ГИБДД. В такой ситуации виновник отдает некую сумму денег на месте и уезжает. После этого пострадавший вызывает ДПС и оформляет протокол: таким образом, взыскивая компенсацию за причиненный ущерб еще раз.
  • Оформление полиса на битую машину. Если в аварии получает повреждения незастрахованный транспорт, многие виновники пытаются скрыть этот факт через заключение договора ОСАГО с компанией и взыскание с нее компенсации. Чтобы все прошло гладко, заодно со злоумышленниками должен быть один из сотрудников компании.
  • Подставной угон. Мошенничество состоит в том, что заключается договор КАСКО. После этого транспорт разбирается на запчасти или вывозится за границу. При этом собственник обращается в правоохранительные органы, и заявляет о похищении машины, после чего оформляет выплату компенсации.

Внимание! Инсценировка ДТП для страховой является самым распространенным видом мошеннических действий. В этой ситуации знать о неправомерности может как одна, так и обе стороны. При поимке преступников каждый аферист понесет предусмотренное наказание. В большинстве случаев автоподставы легко раскрываются, так как многие схемы не до конца продуманы и не учитывают сотни нюансов.

Инсценировка ДТП по согласию участников

Одним из способов обмана на дороге является подделка ДТП по согласию сторон. Она заключается в том, чтобы получить двойную выгоду. Образуется она за счет того, что потерпевший предлагает виновнику (часто находящемуся в нетрезвом состоянии) урегулировать все сразу. Если тот соглашается и выплачивает компенсацию на месте, мошенник дожидается пока тот уедет и вызывает сотрудников ГИБДД. В протоколе фиксируется факт оставления места аварии. Кроме уже полученной суммы, потерпевший оформляет выплату в страховой компании.

Наказание за фиктивную аварию

Умышленное ДТП очень быстро раскрывается, и всех участников ждет наказание, определенное законодательством. Некоторые думают, что это лишь административная ответственность, но такие действия часто квалифицируются как уголовные. Что грозит за фальсификацию происшествия на дороге:

  • Штрафные выплаты до 120 тыс. руб.
  • Выполнение обязательных работ до 300 часов.
  • Компенсация понесенных расходов и ущерба в размере годового дохода виновника ДТП.
  • Принудительные работы в течение года.
  • Исправительные работы до 1,5 лет.
  • Лишение свободы сроком на 6 месяцев.

Такие последствия предусмотрены положениями КоАП и Уголовным кодексом. Исходя из ситуации, по решению суда лишить свободы могут и на более долгий период. Участники преступной группировки, например, получают до 10 лет тюрьмы, если подстраивали ДТП систематически на протяжении нескольких лет.

Как можно избежать автоподставы

ДТП создаются умышленно, с целью заработать денег. Ситуации постановочные и предназначены чаще всего для водителей, нарушающих ПДД и не желающих вызывать сотрудников ГИБДД. Поэтому крайне важно всегда соблюдать установленные регламенты. Тогда, если появилось подозрение в неправомерности действий, можно без страха оповещать правоохранительные органы.

Совет! Еще одним из эффективных способов оградить себя от мошенников является покупка и установка качественного видеорегистратора.

Когда определенные действия на дороге совершаются намеренно, то они обязательно фиксируются этим устройством. Доказать свою правоту позже будет гораздо проще. В случае неадекватного поведения второй стороны лучшим решением является закрыться в машине и дожидаться приезда полиции.

Как доказать свою правоту, если вас подставили

После ДТП водитель, подозревая постановочную ситуацию, должен незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, даже если все обставлено так, что он выглядит виновником. До их приезда необходимо все обстоятельства зафиксировать на камеру мобильного телефона, уточнить показания и личные данные свидетелей. Категорически запрещено передвигать транспорт, менять положения объектов, имеющих отношение к аварии. Если это делает вторая сторона, то такие действия обязательно записывать на видео.

Также стоит сообщить о случившемся страховой, позвонить доверенным лицам и уточнить все данные второго участника ДТП. Привлечь сторонних людей в качестве свидетелей происходящего, желательно, чтобы они были очевидцами. Только при соблюдении всех рекомендаций доказать свою невиновность будет гораздо проще.

Подставные ДТП не редкость в нашей стране, поэтому каждому водителю необходимо знать основные схемы аферистов и не соглашаться решать спорные ситуации на месте без привлечения сотрудников ГИБДД. В противном случае есть риск попасть в руки мошенников или невольно стать их соучастником.

Обвиняют в ДТП, которого не совершал! Что делать?

Ситуации, когда водителя обвиняют в ДТП, которого он не совершал — не редкость. Последствия таких обвинений зависят от правильности действий и от конкретной ситуации. В ряде случаев можно отстоять свои финансовые интересы и сохранить водительские права.

Чем чревато обвинение в ДТП?

Такое обвинение предъявляют в ходе административного разбирательства. Возможные последствия:

  • лишение права на управление ТС на срок 1-1,5 года либо административный арест на срок до 15 суток, если будет доказано, что водитель скрылся с места ДТП;
  • необходимость компенсировать ущерб, причиненный другому автомобилю. Даже если такую компенсацию выплатит страховая, позже она может предъявить регрессный иск;
  • если водитель имел большой стаж безаварийной езды, отмена скидки за «безаварийность» и увеличение стоимости ОСАГО.
Читайте также  Уведомление виновника ДТП о проведении независимой экспертизы

Обвиненному в аварии водителю нужно быть готовым защищать свои права с помощью независимой экспертизы и в суде. Алгоритм такой защиты зависит от конкретной ситуации.

Услуги, которые могут Вам потребоваться в данной ситуации

  • Трасологическая экспертиза
  • Экспертиза лакокрасочного покрытия
  • Защита виновника ДТП от претензий потерпевшего

Инцидент на дороге действительно произошел, но второй участник решил оформить его как ДТП позже

Ситуация нестандартная: одно авто зацепило другое на парковке или в плотном потоке, водители осмотрели автомобили, решили, что повреждения несущественны, и «разошлись миром». Оппонент же изменил свое решение, вызвал ГИБДД и оформил ДТП. Доказать свою невиновность в этом случае будет очень сложно. Для этого не имеет смысла проводить экспертизу, чтобы уточнить обстоятельства аварии, ведь она покажет что повреждения соответствуют друг другу. В этом случае поможет запись с видеорегистратора или расположенных в месте аварии уличных камер видеонаблюдения, а также показания свидетелей, полезной услугой будет Защита виновника ДТП от претензий потерпевшего. Если, например, один водитель передавал другому деньги, и сохранилась расписка об этом, она поможет доказать невиновность.

Если повреждений у автомобилей не было, дорожную ситуацию нельзя рассматривать как ДТП, и претензии к водителю неправомерны.

Аварии не было

Во время предполагаемого ДТП водитель находился в другом месте и точно не участвовал в нем. Доказать это помогут показания свидетелей, любые материалы, которые подтверждают, что ни водитель, ни его автомобиль не находились в указанное время в районе, где произошла авария. Это могут быть фотографии, парковочные талоны, чеки из магазинов и т.п.

В этом случае целесообразно провести трасологическую экспертизу с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП».

Обвинение в ДТП заведомо ложное

Так бывает, когда автовладелец хочет отремонтировать свежую царапину или вмятину на авто за счет страховой или другого человека. Обычно на парковке у дома или у работы он находит автомобиль с «подходящими» повреждениями и обращается в ГИБДД, утверждая, что именно он задел его машину. В этой ситуации поможет трасологическая экспертиза с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП» (на обоих авто должны остаться сопоставимые повреждения и, возможно, следы краски), показания свидетелей, записи с камер наблюдения, видеорегистраторов, любые другие доказательства того, что обвиняемый водитель в ДТП не участвовал.

Как на практике?

Водителя могут обвинить в ДТП только после возбуждения административного дела. Вызов в ГИБДД должен быть оформлен определенным образом: не просто телефонный звонок, а телеграмма, заказное письмо с уведомлением и т.п. Формально, телефонный звонок инспектора можно проигнорировать, однако на практике делать этого не стоит: машину могут объявить в розыск и отправить на штрафстоянку, когда она будет найдена.

Во время разбора нужно уточнить предполагаемое время и место совершения ДТП. Инспектор может осмотреть автомобиль, проверить его на предмет повреждений. Даже если их нет, это не означает конца разбирательства: заявитель может утверждать, что виновник аварии успел отремонтировать машину. В этом случае имеет смысл провести экспертизу лакокрасочного покрытия с ответом на вопрос «Подвергалась ли спорная деталь Х ремонту и/или замене».

Почти во всех случаях требуется заказать независимую экспертизу. Трасологическое исследование выполняется, чтобы сопоставить повреждения на автомобилях, проверить, могли ли они возникнуть в результате их столкновения. На царапинах, вмятинах ищут следы краски второй машины. Если кузов ремонтировался, проверяют, какие именно элементы были заменены (могли ли они быть повреждены в конкретной аварии).

Чтобы не лишиться водительских прав уже во время разбора ДТП, лучше заранее проконсультироваться у автоюриста или приехать в ГИБДД вместе с ним. Если водитель действительно не виноват в аварии, не мог в ней участвовать и может это доказать, проблема будет решена уже на этапе разбора. В худшем случае придется обращаться в суд и доказывать свою правоту.

Компания «Инвест Консалтинг» выполняет независимую трасологическую экспертизу автомобилей после ДТП, проводит исследования других видов. У нас работает собственный правовой отдел с грамотными автоюристами. Если вас обвиняют в аварии, которую вы не совершали, позвоните по тел. +7 (495) 255-08-90 или обратитесь в любой из наших филиалов в Москве или Московской области.

Оставление места ДТП (12.27 КоАП РФ)

Оставление места ДТП

Оставление места ДТП — одно из оснований лишения водительских прав. Не имея полного представления об оставлении места ДТП, в данную ситуацию может попасть каждый. Многие считают, что оставление места ДТП будет в том случае, если было повреждено другое транспортное средство, а виновник скрылся с места ДТП. Однако данные предположения являются неверными. Обвинить за оставление места ДТП могут и самого потерпевшего, если тот решил не дожидаться сотрудников ГИБДД. Также стоит учесть, что ущерб может быть причинен не только транспортным средствам, но и жизни, здоровью или другому имуществу, такому как деревья, отбойники, канализационные люки и др. При любом столкновении или наезде на какое-либо препятствие, если оно сопровождается даже с несущественными повреждениями, необходимо сразу вызвать наряд ДПС.

Понятие «Оставление места ДТП» используется в законодательных актах и положениях со ссылкой на правила дорожного движения, где имеется перечень обязанностей водителя, который явился участником ДТП. Среди данный обязанностей указано, что водитель обязан остановиться, не трогать с места ТС, вызвать сотрудников ГИБДД.

Для начала рассмотрим, что именно будет являться ДТП:

  • Столкновение — соприкосновение двух и более движущихся транспортных средств;
  • Наезд на препятствие — наезд транспортного средства на неподвижный предмет (дерево, столб, отбойник и т.д.);
  • Наезд на транспортное средство, которое не двигалось;
  • Наезд на пешехода — человек наткнулся на движущееся транспортное средство или наоборот движущееся транспортное средство наехало на пешехода. А также когда человек пострадал от грузов, выступающих за габариты движущегося транспортного средства;
  • Наезд на животное — движущееся транспортное средство наехало на животное или животное самостоятельно столкнулось с движущимся транспортным средством. И результатом этого явился материальный ущерб или пострадали люди;
  • Опрокидывание — транспортное средство перевернулось в движении. Опрокидывание происходит из-за технических неисправностей или неправильного маневра, из-за погодных условий, а также при иных обстоятельствах;
  • Иные происшествия — наезд транспортного средства на препятствия, внезапно возникнувших на проезжей части (упавший груз, отвалившееся колесо и т.д.).

Основополагающим является то, что ДТП может быть признанно только на дороге, тротуаре, во дворе, на парковке или в ином месте, где имеются условия для передвижения транспортных средств. То есть, если Вы отправились на машине на природу и где-нибудь в лесной зоне совершили наезд на дерево, то данный случай к ДТП относиться не будет.

Оставление места ДТП — наказание в 2021 году

За оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав от года до полутора лет либо арест до 15 суток. Как показывает статистика в 2021 году чаще всего за оставление места ДТП водителей лишают водительских прав. Связано это с тем, что арест по законодательству является более строгим наказанием и в связи с этим применяется в редких случаях. Однако остаться без водительских прав для многих водителей является более суровым наказанием.

Также необходимо знать, что срок давности составления протокола об административном правонарушении за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ) предусмотрен 2 месяца, после чего административный материал направляется в суд. Таким образом, если в течении двух месяцев сотрудники ГИБДД не смогли разыскать водителя, который оставил место ДТП, то какое-либо наказание ему не грозит. Однако стоит сразу обратить внимание на то, что в наше время практически на каждом здании находятся камеры видеонаблюдения, видеозапись с которых сотрудники ГИБДД обязательно просматривают. Также само происшествие могут заметить свидетели (дворники, жители домов и др.) При выявлении автомашины, которая скрылась с места ДТП в ГИБДД проводят работу по вызову собственника данного транспорта. А автомашину подают в розыск и уже при попадании на первую дорожную камеру, она будет объявлена в «Перехват».

Неосознанное оставление места ДТП

Под неосознанным оставлением места ДТП понимаются случаи, когда водитель не заметил и не почувствовал, что каким-либо образом задел другой автомобиль и ни о чем не подозревая покинул место происшествия. Однако данный факт придется с нелегким трудом доказывать в суде. Связано это с тем, что водитель обязан убедиться в безопасности своих маневров при движении на машине и ответственность за все происшествия налагаются именно на него.

К примеру рассмотрим случай, когда на какой-нибудь парковке водитель пытался выехать со своего парковочного места и при этом слегка соприкоснулся с рядом стоячим автомобилем, оставив на нем маленькую потертость. Однако ввиду того, что сам водитель этого не заметил, то он уехал с места происшествия. А спустя некоторое время ему приходит повестка о том, что он обязан явиться в подразделение ГИБДД. Ни в чем не подозревая, человек является к сотрудникам ДПС, которые составляют в отношении его административный протокол за скрытие с места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ). Далее ему назначают дату судебного заседания. В суде необходимо предоставить доказательства и факты неумышленного оставления места ДТП.

Согласитесь, без юридического опыта ведения судебных дел данной категории, доказать свою невиновность практически невозможно. Поэтому необходимо сразу обратиться за помощью автоюристов. Зачастую дело можно прекратить еще на этапе расследования в ГИБДД. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту на любом этапе рассмотрения дела.

Позвоните нам по телефону или закажите обратный звонок и получите бесплатную консультацию от ведущего автоюриста!

Что необходимо знать, если Вам грозит лишение прав за оставления места ДТП

За оставление места ДТП возбуждается административное расследование, в ходе которого как уже говорилось выше, устанавливают виновника и объявляют автомашину в розыск. При этом не обязательно виновником может быть только собственник транспортного средства. В ходе расследования устанавливается тот человек, который управлял разыскиваемой автомашиной на момент самого происшествия. При выявлении виновника и обнаружении автомашины, сотрудники ГИБДД берут письменное объяснение с потерпевшего и виновника. Если были установлены свидетели, то их также допрашивают. После этого проводится осмотр транспортных средства. Осмотр проводится с измерением имеющихся повреждений путем измерительной линейки, соотношением транспортных средств рядом друг с другом, а также с использованием фотоаппаратуры. В ходе осмотра составляется соответствующий протокол.

Сразу необходимо отметить, что если был произведен осмотр только одного транспортного средства или не был составлен протокол осмотра, то это будет существенным нарушением законодательства, что в суде можно будет обернуть в свою пользу и избежать лишения прав за оставление места ДТП.

Также необходимо знать, что срок административного расследования не может превышать 1 месяц. Если сотрудникам ГИБДД необходимо провести дополнительную проверку, то срок может быть продлен не более чем еще на 1 месяц. Таким образом, если материалы дела были направлены в суд спустя месяц, а при этом продления срока административного расследования не производилось, то это также является существенным нарушением норм законодательства. При грамотной линии защиты данный факт также приведет к прекращению дела.

Читайте также  Моральный ущерб как оценить при ДТП

В каких случаях можно покидать место ДТП

Согласно правилам дорожного движения покидать место происшествия можно только в случаях обоюдного согласия между водителями либо в случаях крайней необходимости.

К таким случаям относится:

  • Для доставления пострадавших до медицинских учреждений;
  • Для предотвращения ДТП другими участниками дорожного движения;
  • Для предоставления проезда другим транспортным средствам (при этом необходимо зафиксировать место происшествия путем составления схемы и фотосъемки);
  • При составлении Европротокола, а также в случаях, когда есть возможность доехать до ближайшего поста ДПС (при этом также необходимо составить схему и произвести фотосъемку).

Следует знать, что при каждом из вышеуказанных случаев необходимо проинформировать об оставлении места ДТП сотрудников полиции (необходимо позвонить в службу 02 и уведомить о причинах покидания места происшествия).

Также необходимо знать, что если вы попали в ДТП и разошлись с другим водителем путем расписки, в которой указали, что претензий друг к другу не имеете, а в последствии другой водитель обратился в ГИБДД с обращением о ДТП, то вам грозит лишение прав за оставление места ДТП.

Как избежать лишения прав за оставление места ДТП

Если назначено судебное разбирательство за оставление места ДТП, то самое главное что необходимо делать, это обязательно являться на судебный процесс. При невозможности явиться на судебное заседание необходимо выслать ходатайство о переносе, с подтверждением уважительной причины. В противном случае постановление будет вынесено без Вашего участия и конечно же не в Вашу пользу.

В суде необходимо доказать, что умысла скрываться с места ДТП у Вас не было, либо предоставить основания для прекращения дела, в связи с нарушением сотрудниками ГИБДД правовых норм законодательства. Наилучший вариант, если Вы обратитесь за квалифицированной помощью автоюриста, иначе можно неправильно преподнести доказательства и факты своей невиновности. В свою очередь автоюрист выстроит линию защиты, которая поможет избежать лишения прав за оставление места ДТП. Также во многих случаях возможно попросту переквалифицировать скрытие с места ДТП на другое правонарушение (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ), за совершение которого предусмотрен только штраф.

Позвоните нам по телефону или закажите обратный звонок и получите бесплатную консультацию от ведущего автоюриста!

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»