Протокол о ДТП когда выдается?

Сколько нужно ждать документы из ГИБДД для обращения по ОСАГО и как ускорить?

  1. Самый простой способ иметь сразу все документы на руках для обращения по ОСАГО – это оформление европротокола.
  2. Если извещение без сотрудников полиции не оформить, тогда нужные бумаги по ДТП необходимо будет получать или в ГИБДД, или в суде.
  3. ГАИ должно рассмотреть дело о правонарушении в срок 15 дней, а суд за 2 месяца, но увы, эти сроки могут продлить.
  4. После происшествия с пострадавшими или погибшими ждать нужную документацию можно даже год и полтора.
  5. Но можно обратиться в страховую компанию, и не имея полного комплекта документов.

Водители встречаются и общаются с инспекторами ДПС, когда их или проверяют или привлекают к ответственности. То есть большинство водителей прямо на месте получали постановление и продолжали двигаться по своим делам. Казалось бы, что такой порядок должен быть и при оформлении ДТП, ведь кто-то из водителей нарушил ПДД, значит надо ему просто выписать постановление, и все отправятся по своим делам. Так ли обстоят дела на самом деле или же придётся ждать документы после происшествия, и тогда сколько времени, можно ли ускорить такое ожидание, будем разбираться в этой статье.

Какие нужны документы после ДТП?

Вспомним с вами, что не все ДТП вообще оформляются сотрудниками ГАИ. Бóльшая часть из них урегулируется самими водителями на месте. Но когда споров не избежать, либо когда в аварии участвовало более 2 транспортных средств, либо ответственность какого-то из водителей не застрахована, то оформлять ДТП будут инспекторы.

И набор документов здесь зависит от ряда обстоятельств:

  • сколько участвовало автомобилей в ДТП – меньше всего времени ждать документов от ГИБДД придётся, если было 2 машины и не было пострадавших,
  • есть ли пострадавшие в происшествии,
  • есть ли погибшие.

Если происшествие без пострадавших

Отсутствие пострадавших – это еще одно условие, при котором возможно оформление аварии по европротоколу ОСАГО. При таком оформлении происшествия потерпевшему достаточно будет иметь извещение о ДТП, подписанное обоими водителями, и остальные документы из Правил ОСАГО. Документы из ГИБДД вообще не потребуются.

Если оформить ДТП в упрощенном порядке не получилось – например, при наличии разногласий о виновности или обстоятельствах в инциденте, то придется вызывать и ждать сотрудников ГИБДД.

После оформления происшествия потерпевшему необходимо будет предоставить в страховую компанию один или несколько документов из списка:

  1. определение об отказе в возбуждении дела об АПН,
  2. протокол об административном правонарушении,
  3. постановление об административном правонарушении,
  4. постановление о прекращении производства по делу,
  5. решение суда.

Постановление (из пункта 3 или 4) или определение вам могут выдать в ГИБДД. Возможно, их дадут вместе с протоколом, если он составлялся. Но сразу и определение, и постановление выдать не могут – составляется только одно. Конечно, если речь идёт об одном нарушении виновника.

И именно эти документы чаще всего не приходится ждать долго – они составляются непосредственно на месте ДТП. Но только если не назначалось административное расследование – например, если виновник скрылся.

Если есть пострадавшие или погибшие

При подаче заявлений в страховую компанию после ДТП с пострадавшими, когда пострадало и имущество, и люди, нужно будет предоставить как указанные выше документы, которые выдаются ГИБДД или судом (один или несколько), так и заверенные бумаги для возмещения вреда здоровью и возмещения упущенного заработка. Перечень документов по вреду здоровью указан в пункте 4.1 Правил ОСАГО, а по упущенному заработку – в пункте 4.2.

Таким образом, помимо постановления/определения/протокола или решения суда, потерпевшему для получения выплаты могут понадобиться:

  • заключение, полученное из больницы, с конкретным диагнозом, увечьями и/или степенью утраты трудоспособности,
  • заключение судмедэкспертизы,
  • справка об инвалидности,
  • справка от Скорой помощи, если она оказывалась на месте ДТП,
  • справка о среднемесячной заработной плате, стипендии, пенсии или ином доходе,
  • любые другие документы, которые могут подтвердить ваш доход – даже если он неофициальный.

Что касается последнего пункта, то можно не беспокоиться: ни страховая, ни суды не передают автоматически информацию в налоговую инспекцию. Хотя, при очевидном подозрении на попытку скрыть доходы от налогообложения, должностное лицо обязано известить об этом надзорные органы.

Если кто-то погиб, то за возмещением смогут обратиться лица, имеющие на это право, подробнее о них и необходимых документах указано в пункте 4.4 Правил ОСАГО.

Можно ли обратиться в страховую по ОСАГО не со всеми документами?

Закон об ОСАГО не содержит запретов на обращение к страховщику с неполным комплектом документов, если вам приходится ждать, пока в ГИБДД изготовят недостающие. Поэтому подать не весь перечень в таком случае, конечно же, можно.

Если документы будут сдаваться потерпевшим или иным доверенным лицом лично, то представитель страховщика обязан составить акт о приеме документов, в котором будет указано, какие бумаги были сданы. Также в день обращения страховщик должен сообщить о том, каких документов не хватает до полного комплекта. Данная обязанность прописана в пункте 3.2 статьи 15 Закона об ОСАГО.

В случае отправки почтой или курьером, перечень документов необходимо отразить в описи вложения в почтовое отправление. После получения вашего письма страховщик в течение 3 рабочих дней обязан сообщить о неполном комплекте с указанием перечня недостающих документов. Данная обязанность указана в абзаце 5 пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО.

Можно ли донести нужные бумаги потом?

Конечно! Недостающие документы не просто можно, но и нужно будет донести или дослать страховщику, в противном случае он примет решение об отказе в страховом возмещении. Но даже если он откажет, то он обязан будет вернуться к рассмотрению вашего случая после того, как вы предоставите полный комплект бумаг после того, как дождётесь их из ГИБДД.

Сколько ждать?

Получение документов после ДТП можно разделить на 2 варианта:

  1. когда все необходимые документы можно получить непосредственно в ГИБДД,
  2. когда бумаги необходимо будет получать (и чаще всего ждать) в суде.

Если нет пострадавших

Когда в аварии никто не пострадал, то её рассматривают в основном сотрудники ГИБДД. Исключением будут являться случаи, когда нарушение виновника должно быть рассмотрено судом. В статье 23.1 КоАП РФ перечислены административные правонарушения, которые рассматриваются судом.

Рассмотрение дела сотрудниками инспекции можно также разделить на 2 случая:

  1. рассмотрение дела без проведения административного расследования,
  2. с проведением такого расследования.

Если админрасследование по делу не проводится, то оно должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок. Но это не предельный срок ожидания документов из ГИБДД. Указанный срок в 15 дней может быть продлен, но не более чем на месяц.

Срок административного расследования – 1 месяц, но и он может быть продлен еще на один. На практике именно 2 месяца приходится ждать документы при проведении такого расследования. И ускорить этот процесс очень редко представляется возможным.

Суд после поступления всех документов обязан рассмотреть дело в течение 2 месяцев. Плюс 1 месяц на возможное продление.

Самым идеальным вариантом для потерпевшего является тот случай, когда сотрудник ДПС на месте рассматривает дело и выдает документы на руки. Такое в основном бывает, когда второй участник не оспаривает свою вину и обстоятельства случившегося. Но иногда у сотрудников просто нет времени на составление всех бумаг на месте, тогда оформление аварии и рассмотрение дела может быть продолжено в отделе.

Если вас отправят на разбор, тогда необходимые документы вы получите только после рассмотрения дела, в лучшем случае, в день разбора.

Если пострадавшие есть

В таком случае можно сразу забыть о быстром получении документов по ДТП. Несмотря на то, что в статье 4.5 КоАП указано, что постановление по делу не может быть вынесено по истечении 3 месяцев со дня совершения АПН по делу, рассматриваемому судом, на практике всё это растягивается примерно на год.

Поэтому в случае с пострадавшими лучше обращаться к страховщику с неполным комплектом документов, чтобы он хотя бы осмотрел поврежденное авто, дабы зафиксировать все имеющиеся повреждения от этого ДТП.

Можно ли ускорить процесс ожидания и что делать?

Если получить документы нужно у сотрудников ГИБДД, то можно попробовать ускорить данный процесс. Для этого необходимо следующее.

  1. На месте ДТП убедить второго участника ДТП согласиться с виной и обстоятельствами происшествия. В этом случае ничего не придётся ждать вообще, и вам выдадут копию постановления в этот же день.
  2. В случае, если есть видеозапись столкновения или механизм ДТП не вызывает сомнений, можно убедить сотрудника ГИБДД рассмотреть дело прямо на месте и выдать необходимые документы.
  3. Если второй участник не будет являться на разбор, то в письменном виде ходатайствовать перед инспектором о рассмотрении дела в его отсутствие, поскольку он будет надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела (если будет).

Ускорить рассмотрение дела судом вряд ли получится, но иногда можно самостоятельно вручать повестки или запросы суда и забирать ответы на такие запросы. В таком случае, срок рассмотрения может сократиться, и ждать бумаги придётся недолго.

Протокол о нарушении ПДД при дорожно-транспортном происшествии

Статья содержит разъяснение правил и порядка оформления протокола о нарушении ПДД в условиях дорожно-транспортного происшествия, также в предложенном материале имеются практические советы для лиц не согласных с протоколом о нарушении Правил дорожного движения.

В отношении участника дорожно-транспортного происшествия, допустившего нарушение правил дорожного движения, за которое законом предусмотрено административное наказание, возбуждается дело об административном правонарушении и составляется административный протокол.

Производство данного акта относится к компетенции должностных лиц подразделений ГИБДД.

Протокол о нарушении ПДД, определяет процессуальное положение каждого участника аварии.

На основании этого документа выносится окончательное решение по делу.

Каким будет его итог, во многом зависит от качества протоколирования и действий сторон в процессе административного производства.

Когда составляется протокол о нарушении ПДД при дорожно-транспортном происшествии

В ходе производства по делу о дорожно-транспортном происшествии, находящегося в компетенции ГИБДД, после выяснения обстоятельств и причин его повлекших, в отношении нарушителя ПДД РФ составляется административный протокол.

Данный акт может быть выполнен как непосредственно на месте аварии, так и по прошествии достаточно длительного срока.

Срок в течение, которого может быть выполнен рассматриваемый нами документ, зависит от ряда факторов, предусмотренных законом.

Так, если установлен виновник происшествия, а квалификация его действий не вызывает сомнения у сотрудника ГИБДД и при этом нет пострадавших с телесными повреждениями, то протокол о нарушении ПДД составляется незамедлительно.

При необходимости установления дополнительных обстоятельств дела или данных о нарушителе, закон позволяет должностному лицу составить протокол в течение двух суток статья 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту — Кодекса).

В иных случаях, например, при наличии тяжких последствий в виде вреда здоровью потерпевшего, назначении экспертиз, исследований, необходимости розыска водителя скрывшегося с места происшествия, проводится административное расследование.

Вопрос о составлении протокола по делу об АПН, решается по окончании расследования, максимальный срок которого может составлять шесть месяцев (статья 28.7 Кодекса).

В административном производстве существуют правило, в соответствии с которым, сначала составляется протокол, а за тем выносится постановление.

В виде исключения из правила, для упрощения процедуры, законодатель дает возможность сотруднику ГИБДД выносить постановление и назначать наказание, минуя стадию протоколирования нарушения (статья 28.6 Кодекса). Для этого необходимо одновременное наличие следующих условий:

постановление выносится непосредственно на месте совершения правонарушения с назначением наказания в виде предупреждения или штрафа;

нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка и согласен с квалификацией его действий.

Так как в 99,9 % случаев разбор дорожно-транспортных происшествий происходит в служебных помещениях подразделений ГИБДД, а не на месте аварии, то протоколирование нарушении является обязательной процедурой.

Часто сотрудники ДПС расширительно толкуют положения названной нормы и выносят постановления без составления административного протокола, что позволяет без особых трудностей отменять такие акты при их обжаловании.

Статья в помощь:

Порядок составления протокола о нарушении ПДД

Составление протокола предполагает заполнение сотрудником ДПС ГИБДД специального номерного бланка, форма которого рекомендована Административным регламентом МВД от 02.03.2009 года.

При этом закон обязывает выполнить требования статьи 28.2 Кодекса. Роль должностного лица не сводится к исполнению механической работы — оформлению бланка протокола.

Читайте также  Мелкое ДТП во дворе что делать

Сотрудник дорожной полиции исполняет возложенные на него процессуальные функции:

принимает меры к уведомлению участников ДТП о месте и времени составления акта об административном нарушении ПДД;

разъясняет нарушителю ПДД и потерпевшему, права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1 и 25.2 Кодекса;

фиксирует и приобщает к делу пояснения сторон;

вносит в протокол замечания, поступившие от участников процесса;

рассматривает в установленном порядке ходатайства сторон;

конкретизирует пункт ПДД, который, по его мнению, нарушил участник дорожного движения;

формулирует существо нарушения (фабулу);

определяет статью Кодекса, подлежащую применению;

заполняет бланк документа и предлагает сторонам расписаться в соответствующих графах протокола;

вручает потерпевшему и лицу, привлекаемому к административной ответственности копии документа;

подписывает протокол и вручает (направляет) его копии сторонам.

Выполнение указанных выше действий входит в круг должностных обязанностей сотрудника ДПС.

Порядок осуществления служебных полномочий закреплен законодательно и не может зависеть желания или усмотрения самого полицейского.

Права участников дорожного происшествия при производстве административного протокола

Бланк утвержденного образца протокола по делу об административном правонарушении в области безопасности дорожного движения на оборотной стороне содержит выдержки статьей 25.1, 25.2 КРФ об АП.

В обозначенных правовых нормах раскрывается правовой статус потерпевшего и лица, обличаемого в нарушении ПДД. Там же перечисляются их права и обязанности.

Лицам, участвующим в рассматриваемом процессуальном действии предоставляется возможность ознакомиться с их правами, а должностное лицо – обязано разъяснить содержание этих прав.

Но, как показывают наблюдения, не многим эти знания помогают на практике.

Большинство участников административного процесса не обладают юридической подготовкой и не имеют соответствующего опыта.

Поэтому им не понятен сам механизм реализации прав.

Разъяснения сотрудников ДПС не вносят дополнительной ясности и сводятся, в лучшем случае, к оглашению правовой нормы, соответствующей тому или иному статусу участника административного производства.

На первый взгляд процедура протоколирования выглядит со стороны несложно, однако, если имеется спор в оценке обстоятельств и причин ДТП (виновности), то участникам происшествия по возможности, следует обратиться за помощью к юристам.

Не стоит заводить дело в тупик. Присутствие при разборе дела защитника всегда дисциплинирует сотрудника полиции и гарантирует исполнение им должностных полномочий в точном соответствии с предписаниями закона.

Участие адвоката на стадии составления административного протокола, поможет сторонам максимально полно реализовать их права и добиться принятия законного решения по делу.

Рекомендации участникам ДТП при их несогласии с протоколом

Лицам, оспаривающим доводы протокола о виновности в нарушении правил дорожного движения и законность привлечения к административной ответственности, предлагается проверенный на практике порядок действий.

Перед составлением протокола заявите письменное ходатайство о допуске к участию в деле защитника.

Право на юридическую помощь закреплено в основном законе – Конституции РФ и продублировано норме Кодекса о ваших правах.

Это ходатайство в обязательном порядке должно быть приобщено к материалам дела и рассмотрено инспектором безотлагательно.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо обязано вынести определение.

Причины несогласия с нарушением и доводами, автора протокола, следует записать в соответствующей графе.

При недостаточности места в графе, изложите свою позицию на отдельном листе, а в графе запишите: «Объяснения прилагаю на (указать количество листов).

При ознакомлении с содержанием документа, проверьте правильность сведений, разборчивость написания и полноту информации отраженной в графах бланка.

Обратите внимание, чтобы были указаны свидетели происшествия, понятые (при их привлечении к производству).

Проверьте перечень прилагающихся к протоколу документов и иных доказательств и их соответствие записям в графе протокола.

При необходимости вы можете ознакомиться с ними без ограничения во времени.

Если вы проживаете вдали от места производства по делу или из тактических соображений (при необходимости выиграть время, подготовиться к рассмотрению протокола, привлечь защитника, провести дополнительные процессуальные действия, истребовать необходимые доказательства и прочее), то следует заявить ходатайство о направлении протокола для рассмотрения по месту вашего жительства (регистрации).

Данное ходатайство отражается в специальной графе и заверяется подписью.

При нарушении ваших прав, составьте замечания к протоколу и изложите суть нарушений в специальной графе.

Никогда не отказывайтесь от подписания протокола и всегда сохраняйте его копию.

Образец заполнения административного протокола.

Для наглядности и полноты восприятия изложенной в статье информации, предлагаем читателям ознакомиться с заполненным образцом бланка протокола по делу об административном нарушении, предусмотренным частью 2 статьи 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушений.

В заключение статьи желаем нашим читателям, чтобы информация об административном протоколе за нарушение ПДД никогда не имела для вас прикладного значения.

Тем же, кому не посчастливится, наши юристы всегда окажут консультационно-правовую помощь и поддержку. Всем удачи на дорогах!

Когда и как составляется протокол осмотра места происшествия ДТП? Образец документа

Дорожно-транспортные происшествия влекут за собой не только неприятные эмоции, но и материальные и юридические следствия. Если авария незначительна, всего из двух участников и без пострадавших, а водители единогласны в оценке происшествия, можно обойтись составлением Европротокола согласно ст. 11.1 №40-ФЗ и отправиться за возмещением в страховую компанию.

Если же все серьезней, без представителей правоохранительных органов не обойтись. Задача водителей – содействовать достоверному изложению сведений в документе, который после станет базовым в рамках административного или уголовного производства.

  1. Когда выдается и кем составляется?
  2. Как оформить, если нет тяжело раненых и погибших?
  3. Общие сведения
  4. Описательный блок
  5. Основная часть
  6. Раздел «Осмотр автомобиля после аварии»
  7. Завершающий раздел
  8. Как составить при аварии со смертельным исходом и тяжкими телесными повреждениями?
  9. Как заполнять вводную часть?
  10. Основная
  11. Заключительный блок

Когда выдается и кем составляется?

Протокол составляют только сотрудники полиции. Какое именно подразделение документирует осмотр, определяется в зависимости от потенциальной квалификации правонарушения (о том, как вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД, куда звонить, что сообщать и как действовать на месте ДТП, читайте тут).

Дорожно-транспортные происшествия, в результате которых люди получили легкие или средние травмы – административное правонарушение, протоколирование которого, согласно статьям 28.1.1 и 28.3 КоАП РФ, относится к полномочиям сотрудников ГИБДД. Случаи, когда пострадавший погиб или ему причинены тяжкие телесные повреждения, подпадают уже под санкции Уголовного кодекса РФ – статья 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Фиксацией обстановки на месте таких происшествий занимаются полицейские следственно-оперативной группы органа внутренних дел, к которому территориально относится место аварии

Как оформить, если нет тяжело раненых и погибших?

Протокол осмотра места ДТП составляется сотрудником полиции на специальном номерном бланке сразу по прибытию экипажа на место аварии. Осмотр производится при участии двух понятых или с видеофиксацией (ч. 3 ст. Статья 28.1.1 КоАП РФ). Документ состоит из трех структурных блоков:

  • общие сведения;
  • описательная часть;
  • заключительные положения.

Общие сведения

  1. Вводной части – сведения о сотруднике ГИБДД, составляющем протокол (ФИО, звание, должность), и понятых (ФИО, контактные данные). Дата, точное время ДТП и заполнения протокола.
  2. Описания правонарушения:
    • сведения о водителях – участниках аварии (ФИО, номер страхового полиса, водительского удостоверения, контактные данные);
    • место аварии и тип (столкновение, наезд на пешехода и прочее);
    • марки, регистрационные номера и другая информация об автомобилях участников.

если есть свидетели и потерпевшие – их ФИО, адрес регистрации, адрес медучреждения, если потерпевшего доставили в больницу.

Описания подготовки к осмотру – участникам осмотра (водителям, понятым, свидетелям, потерпевшим или их представителям) под протокол разъясняются их права и обязанности. В документе также фиксируются применяемые технические средства, наличие записи аварии, если такая имеется у участников или свидетелей, условия осмотра – освещенность, погода и другие.

Описательный блок

Непосредственно фиксирует все обстоятельства ДТП, его следы на дороге и окружающих поверхностях и сооружениях, состояние автомобилей после аварии.

Основная часть

Протокол обязательно содержит описания и характеристики:

  • дороги – автомагистраль, общего пользования, главная или второстепенная на перекрестке и прочие;
  • дорожного покрытия участка и его качество – наличие ям, придорожной территории;
  • знаков и разметки – наличие, особенности, является ли участок аварийным;
  • освещенности участка, видимости водителей;
  • направления движения на участке;
  • расположения транспортных средств (с точными замерами);
  • отпечатков протекторов, тормозного пути, если есть обломки, лужи потекших жидкостей – указывается наличие и расположение;
  • следов пострадавшего, в том числе следы крови, отпечатки рук и ног, элементы одежды.

Раздел «Осмотр автомобиля после аварии»

Включает все предварительные технические сведения, которые можно собрать на месте. Они, вместе с последующими экспертными выводами, лягут в основание окончательного установления обстоятельств аварии и определения виновника. В него входит полное описание:

  • видимых повреждений транспортных средств;
  • следов внутри и на поверхности авто, в том числе биологических материалов, отпечатков пальцев и прочего;
  • состояния колес (давление, степень износа протектора);
  • состояние органов управления – положение рулевого колеса, рычагов, показания приборов;
  • состояния тормозов, включая стояночный;
  • работоспособности осветительных приборов, состояния остекления и зеркал;
  • груза и его состояния, если таковой был.

Завершающий раздел

Включает в себя:

  • Дополнительную информацию – перечень приложений к протоколу:
    1. схема ДТП;
    2. фототаблица;
    3. водительские удостоверения;
    4. список изъятых предметов;

информацию направлении водителей на медосвидетельствование и прочее.

  • Заключительную часть – графа об ознакомлении всех подписантов с содержанием протокола и непосредственно подписи участников осмотра. Водителям также под роспись выдаются копии документа.
  • Если у участников осмотра есть замечания, комментарии которые хотят внести в протокол, или они хотят отметить несогласие с указанными данными, эти сведения также вносятся в заключительную часть. Сотрудник ГИБДД обязан это сделать, указав от кого поступило заявление.

    Как составить при аварии со смертельным исходом и тяжкими телесными повреждениями?

    В отличие от вышеприведенного примера, протокол осмотра места аварии с тяжкими последствиями составляется согласно ст. 166, 167, 180 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Закон требует составлять документ ясно и доступно, избегая неопределенных или субъективных оценок и терминов. Он не может содержать предположений, разъяснений и выводов – только объективное описание обнаруженного.

    Как заполнять вводную часть?

    Общие сведения о лицах, участвующих в осмотре, времени, месте, обстоятельствах процессуального действия. В этом разделе обязательно указываются:

    • дата, время начала и время окончания осмотра;
    • место;
    • ФИО, должности, звания сотрудников полиции и привлеченных специалистов, производящих осмотр;
    • ФИО, при необходимости адрес и контактные данные понятых и других участников процедуры (участников аварии, их представителей и так далее);
    • правовое основание и повод для осмотра;
    • текущие условия – погода, освещенность участка, автомобилей и прилегающей территории;
    • роспись участников об ознакомлении с правами и обязанностями в ходе осмотра;
    • сведения о применении технических средств – измерительных приборов, фото и видеоаппаратуры.

    Основная

    Подробно описывает обстановку на месте и установленные обстоятельства происшествия. Автомобиль рассматривается как один из предметов на месте преступления, и его описание не выделяется в отдельный логический раздел. Сведения излагаются в порядке хода осмотра. Раздел включает описания и характеристики:

    • Места происшествия – в случае ДТП это, зачастую, участок дороги. Даются все возможные характеристики полотна, инфраструктуры, знаков и разметки.
    • Объектов осмотра:
      1. автомобилей;
      2. придорожной растительности или сооружений, если таковые находятся в зоне осмотра;
      3. следов торможения или отпечатков колес;
      4. обломков;
      5. потеков собранных следов;

    биологических материалов и прочего.

    Одновременно фиксируется съемка каждого объекта, взятие образцов, изготовление слепков и оттисков и другие действия.

    Иные обстоятельства на месте, характерные или нехарактерные для подобных происшествий, которые могут помочь восстановить ход событий.

    Заключительный блок

    Содержит список приложений (схем, фотографий, изъятых предметов, направления трупа и улик на исследования, слепки и оттиски), сведения об ознакомлении всех участников осмотра с протоколом и их подписи. Если есть замечания или возражения со стороны понятых, привлеченных специалистов и других лиц, они также фиксируются в заключительной части.

    Протокол осмотра места происшествия – базовый процессуальный документ, на который будут опираться дальнейшие следственные действия. Нарушение требований к обязательным элементам, порядку фиксации, не упоминание изъятых предметов, несоблюдение права участников не подписывать протокол и другие отклонения от законодательных норм могут сделать документ недействительным.

    Ни административный, ни уголовно-административный кодексы РФ не предполагают прямого участия водителя в составлении протокола осмотра места ДТП. Но, хотя роль гражданина ограничена предоставлением информации и подписью под документом, к процессу осмотра и составлению протокола следует подойти очень серьезно.

    Помните, что предоставление недостоверных данных сотрудникам полиции может повлечь дополнительную ответственность. Обратите внимание должностных лиц, ведущих осмотр, на значимые, на ваш взгляд, детали. Ознакомьтесь с точкой зрения оппонента, и если не согласны – сообщите об этом. Если считаете, что правоохранители действуют необъективно – выразите претензию, вплоть до внесения в протокол.

    При аварии с тяжелыми повреждениями или смертельным исходом водитель, оставивший место ДТП, будет привлечен к уголовному расследованию по ст. 264 УК РФ.

    Внимательно читайте документ перед подписанием. Именно на его основании будет определяться мера ответственности каждой из сторон. Опротестовать согласованный с вами протокол значительно хлопотнее, чем изначально добиться корректного изложения собственной позиции.

    Нужна ли справка о ДТП для возмещения ущерба

    При возникновении дорожно-транспортного происшествия пострадавшие вправе получить страховые выплаты по действующему полису. Для подтверждения факта аварийной ситуации автовладельцы должны вызвать сотрудника ГИБДД. После изучения обстоятельств инцидента инспектор предоставляет справку о ДТП для страховой компании. После изменений в нормативно-правовых актах для выплаты компенсации необходимы протокол и постановление об административном правонарушении.

    Для чего нужна была справка о ДТП

    Документ, подтверждающий возникновение происшествия, – обязательная бумага для получения компенсации от страховой. Образец заполнения справки о ДТП по форме 154 использовался для требования выплат по материальному ущербу. Бланк являлся официальным доказательством факта аварийной ситуации, чтобы взыскивать с виновника столкновения денежные средства в суде или оспаривать решение инспектора.

    Документ заполнялся в обязательном порядке, если в происшествии участвовало более двух автомобилей, у одного из водителей отсутствовал действующий полис ОСАГО, имелись пострадавшие граждане или владельцы не могли самостоятельно урегулировать конфликт. Если водители подписывали Европротокол, для выплат справка не требовалась. В документ вносились данные об обстоятельствах инцидента, зарисовывалась схема аварии, вписывалась информация об участниках, транспорте.

    Какая информация содержалась

    Данные о дорожно-транспортном происшествии заносились в специальный бланк. Основные сведения справки ГИБДД о ДТП:

    • дата, время, адрес аварии;
    • число участников (автовладельцы, пешеходы);
    • информация об автовладельцах: паспортные данные, номер водительских удостоверений, место проживания, контактный телефон;
    • медицинское состояние участников аварии;
    • сведения о транспортных средствах: марка, регистрационный знак, VIN номер, данные собственника автомобиля;
    • наличие/ отсутствие потерпевших;
    • описание повреждений транспортных средств;
    • определение факта несоблюдения правил дорожного движения;
    • название страховых компаний, номера действующих полисов.

    Важно знать! Сотрудник ГИБДД в справке о ДТП формы 154 описывал наличие/отсутствие нарушения правил дорожного движения. Инспектор на месте аварии после изучения обстоятельств дела фиксировал причину столкновения. На отдельном листе работник ГАИ указывал сведения о пострадавших гражданах, информацию о медицинском освидетельствовании. Исправлять данные категорически запрещалось.

    Кто выдавал

    Справка о ДТП составлялась сотрудником ГИБДД. После вызова работник ГАИ приезжал на место и анализировал обстоятельства дела. Документ сразу предоставлялся каждому водителю после внесения необходимой информации. Причинами несвоевременной выдачи заполненного бланка являлись экстренный вызов инспектора, оказание первой помощи, сопровождение пострадавшего до больницы.

    Отмена справки по форме 154

    Согласно измененному Административному регламенту исполнения МВД РФ, документ, ранее выдававшейся сотрудником ГИБДД на месте транспортного происшествия, больше не нужен для взыскания выплат. По законодательству, данная справка из ГАИ о ДТП для страховой утратила юридическую силу. Итог отмены бланка – длительный сбор документов для возмещения ущерба.

    После аварии инспектор выдает водителям протокол, постановление и высылает данные об участниках страховым компаниям. В случае несвоевременного предоставления информации работниками ГАИ водители вынуждены самостоятельно заниматься оформлением бумаг для получения компенсации.

    Какие документы выдает инспектор ГИБДД

    Образец справки 154 о ДТП заменен на другие бумаги, отражающие обстоятельства происшествия. Участники аварии могут самостоятельно заполнить Европротокол при действующих ОСАГО и отсутствии взаимных претензий по установлению виновника столкновения. В остальных случаях на место ДТП вызывается инспектор. С 2017 года сотрудник ГИБДД выдает документы:

    1. Протокол. В документе указываются данные водителей, автомобилей, выносится предварительное заключение о причинах, виновнике столкновения.
    2. Постановление. Оригинал документа выдается виновнику при несоблюдении правил дорожного движения. В бумаге указывается информация о причине аварии и предусмотренном наказании согласно КоАП РФ. Пострадавший вправе потребовать дубликат для получения компенсации со страховой компании.
    3. Схема дорожного происшествия. Работник ГАИ изучает предоставленные чертежи аварии от участников инцидента, проводит измерительные работы, опрашивает водителей, свидетелей. После исследования обстоятельств инспектор рисует схему ДТП на дополнительном специальном бланке.


    Заключение судебно-медицинской экспертизы выдается при наличии пострадавших граждан, подозрении на алкогольное, наркотическое опьянение одного или нескольких участников аварии. Если в результате инцидента был причинен тяжкий вред здоровью или крупный материальный ущерб, сотрудник ГИБДД составляет протокол осмотра автомобилей и предоставляет справку расширенного образца с указанием сведений об адекватности состояния водителей, данных тестов на трезвость.

    Документы для получения компенсации в СК

    Водители, заполнившие Европротокол, обязаны предоставить извещение о ДТП с указанием данных о месте, дате происшествия, количестве участников, нанесении материального вреда, обстоятельствах инцидента, транспортных средствах. Автовладельцы не знают, что делать дальше после ДТП, когда выдали определение и справку. После аварии проводится экспертный осмотр поврежденных машин, подаются бумаги, оформленные на месте происшествия.

    Основной список документов:

    • заявление на получение компенсации;
    • нотариально заверенная копия паспорта;
    • страховой полис;
    • свидетельство о регистрации машины;
    • копия протокола, постановления;
    • схема ДТП;
    • реквизиты счета для перевода денежных средств за материальный ущерб.

    Важно знать! Страховщик может потребовать документы, подтверждающие права собственности на владение поврежденным автомобилем. При оплате дополнительных услуг (проведение независимой экспертизы, хранение на штрафной стоянке, эвакуация машины) пострадавший должен предоставить чеки, квитанции.

    Если страховая отказывает в выплате без справки

    Компания вправе не возмещать ущерб при недоказанной вине в ДТП, отсутствии действующего полиса ОСАГО, урегулировании конфликта на месте, не предоставлении транспортного средства на экспертизу. Страховщики также отказываются выплачивать компенсацию, если собран неполный пакет документов. При возникновении аварии после внесения изменений в законодательство справка формы 154 не требуется. При отказе в возмещении ущерба при отсутствии данного бланка автовладельцы могут составить претензию, а впоследствии обжаловать решение и подать иск в вышестоящую инстанцию.

    Возникновение аварийной ситуации должно быть документально подтверждено участниками ДТП или сотрудником ГИБДД для получения страховки. С 2017 года при вызове инспектора составляется протокол, постановление об административном правонарушении. Для возмещения ущерба отмененная справка №154 не требуется.

    Оформление ДТП — порядок действий

    Чтобы происшествие на дороге было квалифицировано как ДТП, необходим факт повреждения самих транспортных средств или грузов, которые они везли, факт нанесения физических повреждений людям или нанесения материального ущерба имуществу третьих лиц, подразумевающий материальную ответственность. Подробно процедура оформления дорожной аварии прописана в Постановлении Правительства РФ «О правилах дорожного движения» № 1090 от 23 октября 1993 года (в редакции от 23 декабря 2017 года).

    Общие правила оформления ДТП

    Чтобы у страховой фирмы в дальнейшем не возникло вопросов по поводу обстоятельств аварии и вашего непосредственного участия в ней, необходимо уделить фотографиям места ДТП очень пристальное внимание. Фотографии должны отображать:

    • общий (крупный) план места аварии;
    • повреждения транспортных средств, дорожного полотна и любых окружающих предметов;
    • выпавший и разбросанный по дороге груз;
    • следы опрокидывания автомобилей;
    • государственные номера пострадавших автомобилей;
    • любые осколки, детали, рассыпанные по проезжей части;
    • тормозной путь автомобилей, следы заносов и движения на месте аварии;
    • следы технических жидкостей на дороге;
    • положение автомобилей после аварии, следы ДТП на одежде пострадавших;
    • дорожная разметка, светофоры, дорожные знаки;
    • другие важные детали окружающей местности.

    Помимо фотографий в страховую фирму придется передать еще и заполненное извещение о ДТП. Если в аварии участвовало 2 водителя, то они составляют его совместно. При разногласиях между ними или при наличии пострадавших людей в страховую отдается справка о ДТП из отделения ГИБДД.

    Оформление ДТП в рамках европротокола

    Европротокол позволяет значительно сократить оформление ДТП и быстро разъехаться, не создавая помех на дороге. Однако возможно это не во всех случаях, а только при соблюдении ряда условий:

    • в аварии участвовало только 2 транспортных средства;
    • у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО;
    • между водителями нет разногласий касательно обстоятельств и причин аварии;
    • в аварии не пострадали люди или имущество третьих лиц (пострадали только автомобили участников аварии, а также прицепы и полуприцепы к ним);
    • сумма ущерба относительно невелика — 50 тысяч рублей (если авария произошла в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области, то максимальная сумма страхового возмещения по евпропротоколу составит 400 тысяч рублей).

    Порядок оформления ДТП с участием ГИБДД, если между водителями есть разногласия

    Опишем подробно алгоритм действий в ситуации, когда в аварии нет пострадавших, но водители не могут договориться между собой, поэтому прибегают к вызову полиции:

    1. Останавливаем автомобиль и выходим из него, предварительно включив аварийные огни;
    2. Устанавливаем аварийный знак на расстоянии 15 метров позади автомобиля (если авария произошла вне населенного пункта, то на расстоянии 30 метров);
    3. Фотографируем место аварии и полученные автомобилем повреждения;
    4. Освобождаем проезжую часть от автомобилей (если они мешают движению);
    5. Вызываем сотрудников ГИБДД по телефону 112;
    6. До приезда полиции собираем свидетельские показания (если на месте ДТП есть очевидцы), записываем контактные данные свидетелей;
    7. Готовим документы для проверки — водительские права, страховой полис, свидетельство о регистрации авто;
    8. После приезда полиции даем объяснения по поводу случившейся аварии, описываем все ее обстоятельства, помогаем рисовать схему ДТП и составлять иные документы;
    9. Получаем на руки первичную справку о ДТП. Пострадавшей стороне для передачи в страховую фирму обычно требуется расширенная версия этой справки, которую можно будет взять позже в отделении ГАИ.

    Оформление ДТП самостоятельно, но с дальнейшим посещением ГАИ

    Далеко не все знают, что в 2018 году водители могут обойтись без вызова сотрудника ГИБДД к месту происшествия, даже если они не собираются оформлять европротокол. Однако в этом случае необходимо, чтобы в аварии не пострадали люди и чтобы у водителей не было разногласий касательно причин происшествия и его виновника. При этом нет нужды даже предварительно уведомлять ГИБДД по телефону о случившейся аварии. Можно просто подъехать на ближайшим пост ДПС или к отделению полиции, а затем закончить оформление ДТП там.

    Порядок действий будет следующим:

    1. Первые шаги стандартные — останавливаем машину, включаем «аварийку» и выходим из автомобиля, чтобы оценить размер ущерба и поставить на дорогу знак аварийной остановки (на расстоянии 15 метров от автомобиля для городов и на расстоянии 30 метров для дорог вне населенных пунктов);
    2. Делаем подробные фотографии места аварии и поврежденных транспортных средств;
    3. Составляем схему ДТП на листке бумаги (совместно с другим водителем);
    4. Едем на ближайший пост ДПС или в местное подразделение ГИБДД (адрес можно узнать у диспетчера по телефону);
    5. На посту участники аварии отдают инспектору схему аварии и дают письменные объяснения о ее причинах и обстоятельствах, а также передают водительские права, полисы ОСАГО или КАСКО и свидетельства о регистрации ТС;
    6. Ждем оформления необходимых документов (обычно не более часа);
    7. Получаем на руки постановление об административном правонарушении (или определение об отказе в его возбуждении). Пострадавшая сторона получает еще и расширенную справку о ДТП, которую затем потребуется передать в страховую фирму виновника ДТП для получения денежной компенсации.

    Оформление ДТП, в котором пострадали люди

    Если в аварии пострадали не только автомобили, но и люди (пассажиры, водители, пешеходы), то без вызова ГИБДД обойтись не получится:

    1. Останавливаем автомобиль и включаем аварийный сигнал;
    2. Сразу же оцениваем тяжесть вреда, причиненного здоровью участников ДТП;
    3. Если физическое состояние людей удовлетворительное, то необходимо вызвать скорую помощь, а затем и инспекторов ГИБДД. Если умеем, то оказываем первую помощь (возможно, в этом помогут свидетели аварии или прохожие);
    4. Если состояние пострадавших очень тяжелое, то ждать скорую помощь не стоит. Следует вызвать полицию, а затем отвезти людей в ближайшую больницу на попутных автомобилях. Если поймать попутный автомобиль для этих целей не получается, то допускается отвезти пострадавших и самостоятельно (если ваше физическое состояние и техническое состояние автомобиля это позволяют);
    5. После того, как потерпевшие, находящиеся в тяжелом состоянии, были отправлены в больницу, устанавливаем на дороге знак аварийной остановки и сохраняем все следы аварии на своих местах;
    6. Фиксируем обстоятельства аварии и повреждения автомобилей (при помощи мобильного телефона, фотоаппарата или другого технического средства);
    7. Если транспорт и прочие предметы, имеющие отношение к аварии, мешают проезду, то расчищаем проезжую часть и ждем приезда дорожной полиции. В противном случае оставляем все на своих местах;
    8. При наличии очевидцев аварии собираем их контактные данные и готовим документы для проверки инспекторами ГИБДД (водительские права, свидетельство регистрации ТС, страховой полис);
    9. Прибывшим на место аварии сотрудникам ГАИ излагаем суть произошедшей аварии, помогаем в составлении схемы ДТП и других важных документов, определяем виновника аварии. Инспекторы берут письменные объяснения участников ДТП;
    10. Получаем на руки первичную справку о ДТП и протокол об административном правонарушении (если вы являетесь виновником аварии). При необходимости выполняем дальнейшие инструкции сотрудников правоохранительных органов.

    Виновник аварии скрылся с места ДТП или оказался без страховки

    Формально поисками другого участника аварии должны заниматься сотрудники ГИБДД, но поскольку вы являетесь заинтересованной стороной, то приложите максимум усилий, чтобы собрать как можно больше важных сведений с места аварии.

    Если же у виновника ДТП нет на руках действующего полиса ОСАГО, то компенсацию полученного ущерба придется требовать с него напрямую. Если он согласен оплатить причиненные вашему автомобилю повреждения, то напишите расписку о получении денег, во избежание недоразумений в будущем. В случае, когда уладить дело миром не получится, единственным решением станет обращение в суд. Поэтому обязательно возьмите контакты у виновника происшествия (адрес, телефон), хотя бы и при содействии инспектора ГИБДД.

    Если полис ОСАГО у виновной стороны просто просрочен, то обращайтесь для получения страховки в свою страховую фирму. Ущерб будет вам выплачен, а затем взыскан с виновной стороны в принудительном порядке.

    Все способы оформления ДТП в 2021 году

    От дорожно-транспортного происшествия не застрахован ни один водитель, даже с самым большим стажем, ведь на дороге полно новичков, которые могут спровоцировать аварию. И любому водителю просто необходимо знать, как происходит оформление ДТП в 2021 году. В данной статье будут рассмотрен порядок действий во всех возможных вариациях оформления ДТП, а также процедура обращения в страховую компанию.

    Каков порядок действий при оформлении ДТП с участием сотрудников ГИБДД?

    До приезда сотрудника следует произвести ряд действий. Выставить охранную сигнализацию, зафиксировать все повреждения, опросить очевидцев, ведь у многих есть видеорегистратор, где и будет запечатлен момент аварии.

    Машины передвигать ни в коем случае, даже если они мешают другим участникам дорожного движения. Месторасположение и причиненные повреждения фиксируются с помощью фото или видеосъемки. Должны быть ясно читаемыми номерные знаки.

    При ДТП составляются следующие основные документы: протокол осмотра места происшествия и постановление о наложении дисциплинарного взыскания. Также пострадавшему выдается справка о произошедшем с ним дорожно-транспортным происшествием.

    Последний шаг – обращение в компанию-страховщик.

    Человек, желающий получить страховое возмещение, должен собрать следующие документы:
    • европротокол;
    • полис ОСАГО;
    • правка из ГИБДД о случившейся аварии;
    • удостоверение личности (паспорт, загранпаспорт и т.д.);
    • удостоверение водителя;
    • протокол о ДТП, постановление о наложении административного наказания;
    • если за рулем был не собственник автомобиля, то потребуется предъявление доверенности.

    Также требуется заявление о ДТП, куда впишут реквизиты для перечисления страховой выплаты. Несогласный с отчетом эксперта водитель может обратиться в другую экспертную организацию.

    ВАЖНО . В течение пяти дней водитель должен обратиться в страховую компанию с заявлением о наступлении страхового случая и пакетом вышеперечисленных документов. Для оценки ущерба страховщик произведет соответствующую экспертизу. Она будет за счет страховщика.

    Заявление и приложенные к нему другие документы страховщик будет рассматривать в течение 20 суток.

    Помощь аварийного комиссара в оформлении в оформлении дорожно-транспортного происшествия, ее плюсы и минусы

    Даже при незначительной аварии водитель будет пребывать в нервозном состоянии и, возможно, не сможет трезво оценить сложившуюся ситуацию и размер причиненного ущерба. В этом случае помощь со стороны может быть неоценимой.

    Сейчас большое распространение получила услуга «аварийный комиссар». Данные специалисты могут выступить консультантами при заполнении того же пресловутого европротокола, а также в других вопросах, связанных с ДТП. Ведь аварийный комиссар не только юридически подкован и знает правила дорожного движения, он также обладает навыками оказания доврачебной медицинской помощи. Еще одним плюсом является то, что эти специалисты владеют основами психологии и могут оказать помощь водителю, находящемуся в стрессовом состоянии.

    В крупных страховых организациях есть штатные аварийные комиссары. Кроме того, на рынке действует множество частных фирм, предоставляющих подобные услуги.

    Если аварийный комиссар представляет страховщика, то, по условиям договора, его услуги могут быть заложены в стоимость полиса. В ином случае водителю придется заплатить за вызов специалиста. Поэтому надо внимательно изучить договор страхования.

    Следует также иметь в виду, что тот аварийный комиссар, который работает на страховщика, будет скрытно представлять интересы работодателя.

    ВНИМАНИЕ . При обращении в стороннюю организацию услуги специалиста по авариям, скорее всего, придется оплатить из своего кармана (стоимость услуги, в основном, варьируется от 2 до 4 тысяч рублей за разовый выезд). Но это является определенной гарантией объективности.

    С аварийным комиссаром без ГИБДД можно оформить ДТП при наличии тех же условий, что действуют при заполнении европротокола.

    На аваркома возложена масса обязанностей: осмотр места происшествия и его фото и видеофиксация, техническая, консультативная, медицинская и психологическая помощь водителю и его пассажирам, вызов всех необходимых служб (скорой, ГИБДД, эвакуации и т.д.), опрос очевидцев, оформление документов, сотрудничество с сотрудниками ГИБДД и иных служб, оценка причиненных повреждений (предварительная).

    Приезжают аварийные комиссары довольно быстро (20-30 минут с момента вызова). На оформление ДТП им, чаще всего, отводится не более 40-50 минут.

    По завершении всех действий составляется аварийный сертификат, т.е. отчет о произведенных им действиях. Если водителю позволяют обстоятельства, нужно проследить за написанием этого отчета, особенно в том случае, если его составляет представитель страховщика.

    В сертификате отражаются все обстоятельства аварийного происшествия, контактные данные пострадавшего водителя и очевидцев происшествия, наносится схема расположения авто. Подписывается документ не только самим комиссаром, но и водителем. Впоследствии сертификат ДТП отправляется в страховую компанию.

    ВАЖНО . При оформлении ДТП с аварийным комиссаром процедура схожа с европротоколом. А вот с ГИБДД порядок действий будет иным. Но и здесь комиссар может оказать существенную помощь во взаимодействии с инспектором. Ведь здесь будет составляться протокол о ДТП и виновный в нарушении правил дорожного движения будет наказан.

    Заполняем европротокол

    После того, как вышеуказанные действия произведены, можно убрать автотранспортные средства с проезжей части, чтобы не создавать пробку, и приступить к заполнению извещения для страховой компании.

    Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии включает в себя две части, заполняющиеся отдельно, но одинаковыми сведениями, и имеющие равнозначную юридическую силу. Обязательная форма протокола утверждена ЦБ РФ в октябре 2017 года.

    Европротокол должен быть заполнен «от» и «до». Лишних граф в нем нет, водителям стоит помнить об этом. Заполненными считаются и графы с прочерками в виде латинской буквы «Z».

    Несоблюдение данного правила повлечет правомерный отказ от компенсации в страховой компании по ОСАГО. Оспорить данный отказ в суде практически невозможно. Ведь незаполненные графы создают возможность для их последующего заполнения в не слишком законных целях. Правила по заполнению предусматривают внесение записей только лишь ручками обычного синего или фиолетового цвета чернил. Также нельзя заполнять одну часть извещения ручками с чернилами хоть и одного цвета, но разных оттенков.

    Почерк должен быть максимально разборчив. Желательно даже заполнять все уведомление о ДТП печатными буквами.

    ВАЖНО . Помарки и исправления недопустимы. Если же возникла существенная необходимость в корректировке, то исправленная запись заверяется подписями обоих участников аварийного происшествия.

    Нижеследующая инструкция будет посвящена заполнению европротокола только участниками ДТП при легкой его форме:

    Лицевая сторона (заполняется сразу обоими водителями).

    В п.1 указывается наименования субъекта РФ, где произошло ДТП, район этого субъекта, город (село, поселок), улица, дом.

    В п.2 фиксируют точное время и дату аварии.

    В п.3 определяют количество поврежденных машин – только «2».

    В п.4 закрепляют число людей, жизни и здоровью которых причинен вред – «нет».

    В п.5 указывают, проходила ли процедура проверки на состояние опьянения – «нет».

    П.6 определяет, нанесен ли какой-либо ущерб иным машинам и другим вещам – «нет».

    П.7 посвящен данным свидетелей ДТП. Если очевидцев не было или они успешно скрылись, не оставив контактных данных – пишем «нет свидетелей».

    В п.8 необходимо указать, участвовал ли сотрудник ГИБДД в оформлении аварийного происшествия – «нет».

    Для пунктов с 9 по 17 предусмотрено две колонки по числу участвовавших в аварии транспортных средств. И заполняются они, соответственно, каждым водителем в отдельности. Здесь указываются марка и модель машины, номер регистрационного свидетельства, госномер, VIN, персональные данные водителей-участников аварии (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, контактный телефон), компания-страховщик, номер полиса, до какой даты действителен, авто в собственности или по доверенности.

    В п. 13 для каждого авто выделяется стрелкой место, в которое пришелся первый удар врезавшегося транспортного средства. Именно место, а не поврежденную деталь. И, соответственно, из трех представленных схематичных рисунков (грузовик, легковушка, мотоцикл) выбирается свое.

    П. 14 расписывается также достаточно подробно, ведь он посвящен полученным автомобилями повреждениям. Повреждения описывают также «сухим» официальным языком, с использованием общепризнанных терминов деформация, разрыв, трещина, вмятина и т.п.

    В п. 15 каждая из сторон вносит свои замечания относительно аварийного происшествия, если необходимо дополнить схему и пункт 16. Здесь же водители признают себя виновными или невиновными.

    Пункт 16 состоит из перечисления обстоятельств аварии. Каждый из водителей должен выбрать свои («двигался на перекрестке», «поворачивал направо» и т.д.) и отметить их галочками. Ниже, в соответствующей графе, указывают количество выбранных клеток. Каждый водитель выбирает обстоятельства для своего авто.

    ВНИМАНИЕ . Большого внимание требует прорисовка схемы происшествия в пункте 17. Тут важны все детали: наименования улиц и номера домов, разметка на дороге, положение автомобилей и даже их обломков и осколков стекол и фар (как в момент столкновения, так и в последний момент аварии). Если есть тормозной след, то он тоже должен быть нанесен.

    Все, что важно для доказательства виновности или невиновности, должно быть нанесено. Схема должна быть максимально понятной для любого человека. Схема не должна противоречить пункту 16, иначе у страховой компании возникнут вопросы. И страховщик может попытаться уйти от выплат.

    Обязательными являются подписи в пункте 18, ведь они удостоверяют правильность заполнения и то, что водители пришли к единому мнению.

    Обратите внимание, что, несмотря на указанный в европротоколе срок (в некоторых бланках – 5 суток, а в некоторых и 15), обратиться к страховщику за возмещением возможно в общий трехгодичный период исковой давности.

    Обратная сторона (заполняется и подписывается каждым водителем в отдельности). Пунктов здесь меньше, всего семь. Но проблем при заполнении возникает не меньше.

    В пункте 1 выбирается, по какому транспортному средству заполняется данная часть извещения. Пометить галочкой или крестиком «А» или «В».

    Пункт 2 посвящен описанию ДТП. В отличие от пункта 16 лицевой стороны, здесь никаких обстоятельств выбирать не надо. В этом пункте в свободной форме, но придерживаясь официального стиля, излагают свое видение происшествия каждый из водителей.

    ВАЖНО . Целесообразно здесь указать точное время и дату аварии, в каком направлении и на какой скорости двигался автомобиль или мотоцикл, в районе какого дома и на какой улицы она произошла, есть ли свидетели, короткое описание маневрирования транспортных средств. Места не слишком много, поэтому пишут кратко и по существу.

    Пункт 3 предполагает выбор собственник или иное лицо было за рулем в момент аварии.

    В пунктах 4 и 5 при заполнении извещения без участия инспектора ГИБДД всегда ставят прочерк. Ведь условием заполнения европротокола является участие только двух транспортных средств и отсутствие причинения вреда другому имуществу.

    В пункте 6 указывается на ходу ли авто или мотоцикл, или они находятся где-то в другом месте.

    В пункте 7 указываются другие важные сведения, например о видеофиксации происшествия.

    Правильное заполнение извещения является гарантией выплат по ОСАГО.