Разбор ДТП в ГИБДД как себя вести

Что такое разбор ДТП: все, что должен знать водитель

Столкновение с другим автомобилем или дорожно-транспортное происшествие, вызванное другими обстоятельствами, — мало приятный инцидент для любого водителя. Потеря времени, а нередко и денег, затрудненная коммуникация с другим участником аварии, вызов полицейских — со всем этим приходится сталкиваться тем, кто попал в ДТП. Но если вы уверены, что соблюдали правила дорожного движения и не виноваты в аварии, лучше успокоиться и ждать справедливого решения ГИБДД и страховой компании, которая должна возместить ущерб.

В ряде случаев виновника ДТП можно определить без затруднений, часто один из участников ДТП сам признает свою вину: настолько очевидное нарушение правил было допущено. В этом случае стороны либо оформляют «европротокол» самостоятельно (важно правильно нарисовать схему ДТП), либо вызывают экипаж ГИБДД для оформления инцидента.

Если непосредственно после столкновения вы не можете держать себя в руках, рекомендуем не давать вообще никаких признательных показаний на месте. Рекомендуем сформулировать свою позицию в кабинете группы разбора, в нейтральной обстановке, предварительно детально вспомнив все обстоятельства ДТП.

Если у прибывшего на место аварии полицейского возникает неуверенность, какой из участников стал инициатором столкновения, он заводит Протокол происшествия, в котором фиксирует свои соображения относительно потенциального виновника ДТП, а затем передает эту бумагу в районное отделение ГИБДД. Также передача дела на дополнительное расследование в органы может быть осуществлена, если предполагаемый виновник категорически не согласен с вменяемым нарушением. Таким образом, если вам предлагают взять на себя вину, а вы уверены, что соблюдали все правила ДТП, сразу говорите полицейскому, что не согласны с его вердиктом. Тогда разбирательство будет перенесено с проезжей части в органы внутренних дел.

Никогда не ставьте свою подпись на пустых листах объяснения или на незаполненной схеме ДТП. Не нарушайте это правило, даже когда инспектор ДПС говорит, что ему срочно нужно уезжать.

После оформления протокола участники ДТП на месте получают предписания, побуждающие в определенное время явиться на разбор ДТП в ГИБДД.

Группа разбора: кто в нее входит?

Разбором ДТП обычно занимается обособленное подразделение — это административные специалисты, действия которых сосредоточены на детальном разборе дорожно-транспортных происшествий всего района. В каждом отделении ГИБДД есть собственная группа, задача которой – объективно сопоставить все факторы, приведшие к возникновению аварии и определить степень вины каждого из участников.

Явка каждого из участников ДТП в кабинет группы разбора необязательна, решение может приниматься в отсутствие обеих сторон. Однако, присутствуя на изучении аварии лично, можно подтвердить правоту и требовать справедливости.

При рассмотрении дела важно предоставить несколько доказательств вашей невиновности. В роли таких подтверждающих фактов могут выступать свидетельские показания, а также материалы фото-и видеосъемки. Многие водители допускают ошибку, предлагая сотруднику ГИБДД приобщить доказательства к делу прямо на месте аварии, в устной форме. Часто сотрудник просто забывает о просьбе, и материалы остаются вне поля зрения группы разбора.

Запомните: статья 51 Конституции РФ обеспечивает вас правом не свидетельствовать против себя.

Что представляет собой разбор ДТП?

Разбор ДТП представляет собой детальное рассмотрение обстоятельств аварии, включая всестороннее изучение абсолютно всех материалов, касающихся происшествия. Это могут быть свидетельские показания, записи видеокамер и видеорегистраторов, анализ характера повреждений транспортных средств и травм пострадавших.

Для принятия решения по расследуемому ДТП, в котором были причинены травмы пассажирам или водителям, необходимо заключение судмедэксперта, свидетельствующее о тяжести полученных травм. Этот документ важен, поскольку вид наказания для водителя, признанного виновным, опирается на то, насколько тяжелыми оказались травмы. Если инцидент стал причиной среднего или тяжелого ущерба здоровью, то группа разбора передает сведения о ДТП в прокуратуру либо следователям органов внутренних дел, после чего возбуждается уголовное дело.

Вы можете пригласить адвоката или опытного автоюриста для защиты ваших интересов.

Для формулировки решения по ряду ДТП проводится автотехническая экспертиза. Учтите, что специалисты районного отделения ГИБДД в некоторых случаях могут избегать проведения обследования, отмечая загруженность экспертных отделов МВД. Но у вас есть полное право требовать проведения экспертизы.

В течение какого времени длится разбор ДТП?

Время рассмотрения инцидента может составлять от 3 дней до месяца. Прямая зависимость его продолжительности наблюдается от обстоятельств и сложности конкретного происшествия, а еще от банальной загрузки группы, ответственной за вынесение решения. Согласно статьям 28.5 и 28.7 Кодекса об административных правонарушениях, срок расследования ДТП может продлеваться еще на 30 дней, если это необходимо.

Результат разбора

После полного изучения случая специалистами ГИБДД выносится постановление об административном правонарушении непосредственно в данном ДТП. Важно помнить, что в случае, если вы недовольны вынесенным решением, есть возможность в течение 10 дней обжаловать его через суд или в вышестоящем органе внутренних дел.

Пользуйтесь своими правами и знаниями, чтобы внезапно для самого себя не понести ответственность за то, чего вы не совершали.

Разбор ДТП в ГИБДД – что нужно знать водителю?

Водителя, который стал участником автомобильной аварии, кроме выполнения действий, предусмотренных ПДД и договором страхования, ожидает разбор ДТП в ГИБДД.

Обучение в автошколе, дает владельцам транспортных средств, теоретические и практические знания, касающиеся управления машиной и поведению при столкновении. Вот, и получается, что автолюбители не знают, как правильно себя вести в ГИБДД на группе разбора.

Мы постараемся исправить сложившуюся ситуацию.

Что такое группа разбора?

Группа разбора – это специальная группа административной практики, которая находится в районном отделении ГИБДД и занимается детальным разбором дорожно-транспортных происшествий. Целью работы этой группы является объективное расследование всех факторов автоаварии для выявления причин ее возникновения и степени вины каждого участника.

В результате проведенной работы, сотрудники группы разбора отделения ГИБДД смогут правильно квалифицировать, какие правила дорожного движения нарушили участники автомобильной аварии. Ими будет вынесено Постановление об административном правонарушении по конкретному ДТП.

Когда назначают разбор в ГИБДД?

Участники дорожного происшествия вызывают сотрудников ГИБДД с целью оформить автоаварию. Инспектор приезжает на место, где произошла автомобильная авария и собирает объяснения всех участников столкновения. Он составляет протокол и об административном правонарушении и рисует схему ДТП.

Когда причины аварии очевидны и не возникает споров о том, кто является виновником, то инспектор самостоятельно оформляет постановление по делу об админправонарушении. Когда у полицейского есть сомнения, кто является инициатором столкновения, то он составляет Протокол происшествия с обозначением предполагаемого виновника и передает документы в группу разбора.

Участникам автомобильной аварии выдается предписание явиться на группу административной практики в отделении ГИБДД, в котором указывается дата и время рассмотрения конкретного ДТП. Именно, сотрудники группы разбора проведут дополнительные мероприятия для расследования транспортного инцидента.

Сколько времени происходит разбор аварии

Группа административной практики отделения ГИБДД может проводить разбор аварии от 3 до 30 дней. Этот период зависит от сложности автомобильной аварии, а также количества мероприятий, которые потребуется провести. Статьями 28.5 и 28.7 КоАП, предусмотрено, что срок рассмотрения дорожного происшествия может быть продлен на один месяц.

ДТП на нерегулируемом перекрестке.

Дополнительное время может понадобиться сотрудникам группы разбора для всестороннего изучения новых материалов дела, которые к ним поступили. Особенно записей видеорегистратора или видеокамер. Также, когда потребуется провести дополнительный опрос участников автоаварии и всех свидетелей столкновения.

Сотрудники группы административной практики всегда для принятия постановления по делу о ДТП, в котором пострадали люди, должны получить заключение судебно-медицинского эксперта о степени тяжести причиненных повреждений. Ведь, мера наказания для виновника столкновения напрямую зависит от того какую степень вреда здоровью, потерпевшим участникам дорожного происшествия, было нанесено.

Судебно-медицинская экспертиза проводится, как правило, после окончания курса лечения пострадавшего при автоаварии. Если участники ДТП получили травмы средней или тяжелой тяжести, то лечение занимает продолжительный период времени. В связи с этим вышестоящим органом Госавтоинспекции срок рассмотрения происшествия может быть продлен на полгода.

Что нужно знать о разборе автоаварии?

Разбор в ГАИ после ДТП как происходит эта процедура? Сотрудники группы разбора могут общаться с участниками аварии по очереди или пригласить их одновременно. Во втором случае, получается подобие очной ставки. Водителям не разрешают смотреть в материалы дела и схему происшествия демонстрируют только частично.

Таким образом, сотрудники подталкивают автолюбителей вспомнить все нюансы столкновения. По стилю общения водитель сможет сделать вывод, о том, как настроены сотрудники – объективно рассмотреть дело или «выгородить» одного из участников аварии.

«Немилый» автовладелец может пожаловаться на такие действия вышестоящему руководству или прокурору. Только нужны, веские доказательства – реплики или действия сотрудников группы разбора.

Для принятия решения по некоторым ДТП нужно обязательно провести автотехническую экспертизу. Сотрудники группы разбора иногда стараются избегать экспертиз, ссылаясь на перегруженность экспертных служб МВД. В таком случае, автолюбителям необходимо воспользоваться своим правом и потребовать проведение экспертизы.

Читайте также  Срок обращения в ГИБДД после ДТП

После рассмотрения дела на группе разбора будет вынесенное постановление об админправонарушении по данному ДТП. Если транспортный инцидент привел к тому, что пострадавшим участникам был причинен средний или тяжелый ущерб здоровью, то специалисты группы передадут материалы дела в прокуратуру или орган дознания полиции для возбуждения уголовного дела.

Права участников ДТП

Каждый участник автомобильной аварии, которая будет разбираться в ГИБДД, имеет предусмотренные действующим законодательством права.

К ним относятся:

  1. Пригласить адвоката. Как правило, при серьезном ДТП, в котором пострадали люди или была обоюдная вина, придётся прибегать к помощи опытного автоюриста. Оптимальным решением, в такой ситуации, будет пригласить адвоката сразу, чтобы он смог выработать эффективную линию защиты.
  2. Ознакомиться со всеми материалами дела. Следует знать, что согласно, статьи 25.1 КоАП РФ гражданин имеет право заранее ознакомиться со всеми материалами своего дела. Поэтому, до назначенной даты разбора автоаварии нужно посетить ГИБДД и попросить, представить все документы, составленные инспектором, который оформил происшествие, а также показания свидетелей, фото и видеоматериалы с места аварии. Если был приглашен адвокат, то изучать материалы лучше с ним. Опытные эксперты советуют сфотографировать на мобильный телефон схему ДТП, составленную инспектором ГИБДД, если это не было сделано еще на месте аварии. Такое фото очень поможет при подготовке к разбору происшествия. Не стоит надеяться только на свою память. Кроме того, автоавария – это огромный стресс для человека. Его организм пытается прийти после ДТП в нормальное состояние и забыть неприятное событие. Несомненно, автовладелец будет помнить положение своего автомобиля, но не факт, что сможет «привязать» его к дорожной инфраструктуре: расположению знаков, разметке на дороге, остановке транспорта и т.д.
  3. Подавать ходатайства, предоставлять объяснения, добавлять доказательства по делу. Если водитель имеет фотографии, сделанные на месте происшествия, или видеосъёмку, а также запись видеорегистратора, как своего, так и случайных свидетелей аварии, то он имеет право ходатайствовать о приобщении этих улик к материалам дела. Также, именно на этапе разбора ДТП, следует ходатайствовать о приобщении к делу новых свидетельских показаний. Многие автолюбители не знают, могут ли их близкие родственники, которые находились на момент столкновения в машине быть свидетелями по делу. Несомненно, могут. Нужно, только, заранее подать письменное заявление об их вызове на разбор в отделение ГИБДД. Важно знать, что статья 51 Конституции РФ разрешает гражданину не давать свидетельства против себя и своих близких родственников
  4. Требовать провести трасологическую и техническую экспертизу.
  5. Требовать запросить справку из дорожной службы о состоянии дороги или справку из муниципальных служб об освещении конкретного участка дороги.
  6. Записывать процедуру разбора ДТП на диктофон.
  7. Иностранцы имеют право приходить на разбор автоаварии с переводчиком.
  8. Обжаловать постановление.

Следует помнить, что вынесенное постановление можно обжаловать в десятидневный срок, либо в вышестоящей инстанции ГИБДД, либо в суде. Отсчет срока обжалования начинается с того момента, как автолюбитель получил на руки копию постановления. Поэтому, следует быть внимательным и никогда ничего не подписывать задним числом.

Обязательно ли посещать группу разбора?

Никаким законом или нормативным документом не предусмотрена обязательная явка участников столкновения на рассмотрение своей автомобильной аварии на группе административной практики отделения ГИБДД. Если кто-то из водителей, попавших в ДТП, не явится в назначенное время на группу разбора, то дело будет рассмотрено без его участия и будет вынесено постановление.

Эксперты категорически не советуют игнорировать эту важную процедуру. Существует очень много примеров, когда водитель, на сто процентов уверенный в своей невиновности, не посещал группу разбора и потом неприятно был удивлен тем, что именно он признан виновником автоаварии со всеми вытекающими из этого последствиями.

Присутствуя лично на разборе дорожного происшествия, автолюбитель будет иметь возможность защитить свою правоту, предоставив веские аргументы, дополнительные материалы или показания свидетелей. Конечно, в жизни может произойти незапланированное событие, которое помешает принять участие в разборе автомобильной аварии в назначенный срок.

В таком случае, автовладелец может заранее подать ходатайство о переносе рассмотрения конкретного ДТП группой административной практики отделения ГИБДД на другое время. Конечно, для положительного решения по такому ходатайству необходимо указать объективные причины, не позволяющие посетить группу разбору в конкретный день.

Автолюбителям никогда не стоит игнорировать разбор ДТП группой административной практики отделения ГИБДД. Ведь, именно здесь будет вынесено постановление и определен виновник столкновения.

Необходимо не только изучить свои права при разборе происшествия, но и пользоваться ими для того, чтобы неожиданно для себя не превратиться в виновника автоаварии.

Рассмотрение дела в ГИБДД

Результат рассмотрения дела зависит от правильности ваших действий на месте ДТП. Но не в меньшей степени суровость возможного наказания зависит от правильности вашего поведения при рассмотрении дела в органах ГИБДД.

После оформления ДТП на месте происшествия, материалы передаются в отдел дознания ГАИ (ГИБДД), где начинается следующая стадия административного процесса — рассмотрение материала в органах внутренних дел (так называемый, «разбор» ).

ГАИ как административный орган рассматривает только вопросы виновности водителя в ДТП и его ответственности, но никак не вопросы возмещения ущерба. Материальные претензии стороны могут урегулировать в гражданском судопроизводстве, однако в основу судебного решения часто ложится постановление органа внутренних дел о виновности одного из водителей. Следовательно, от того, насколько законным и обоснованным будет это постановление, в значительной степени зависит ваше материальное благополучие, не говоря уже о перспективе административного наказания.

Отсюда ясно, что нужно активно и грамотно участвовать в разбирательстве дела, а для этого просто необходимо знать свои права и обязанности . Это в равной степени касается и виновного водителя, и потерпевшего, тем более что их процессуальные полномочия практически одинаковы. Они вправе:

— знакомиться с материалами дела,
— давать объяснения,
— представлять доказательства, заявлять ходатайства,
— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика,
— обжаловать постановление по делу.

Еще одно неотъемлемое право — пользоваться правовой помощью адвоката . Адвокат допускается в дело уже на начальном этапе и имеет большие полномочия по защите ваших интересов, причем он может работать как на стороне виновного, так и на стороне потерпевшего. Не стоит пренебрегать правовой помощью, особенно если ваша вина в ДТП не очевидна, помните, что вам противостоит профессиональный юрист – сотрудник милиции, знающий все тонкости административного производства.

Если же вы решили положиться на собственные силы, то первое, что вам следует сделать, – выработать линию защиты , то есть в спокойной обстановке проанализировать все произошедшее, вспомнить все свои действия и действия другого водителя, перечитать Правила дорожного движения и решить, какие аргументы выдвигать в доказательство своей невиновности. Этой линии следует придерживаться в ходе всего рассмотрения дела, начиная уже с дачи объяснений. Кстати, из этих соображений лучше всего отказаться от объяснений непосредственно на месте аварии или в тот же день в помещении отдела ГАИ. Стресс и волнение — не лучшие советчики, поэтому сошлитесь на плохое самочувствие или на статью 51 Конституции РФ и предложите вызвать вас для дачи объяснений в другой день.

Справка
Статья 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. »
Конституция – документ прямого действия, то есть ее нормы не нуждаются в подтверждении или конкретизации никакими другими законами и подзаконными актами.

Следующий шаг — ознакомление с материалами дела . Как правило, его объем невелик и время, потраченное на внимательное прочтение этих нескольких страничек, в дальнейшем с лихвой окупится. Для начала проверьте, были ли вообще основания для возбуждения административного производства. Возможно, по этому факту другой орган милиции уже прекращал дело, а может быть, с момента аварии прошло более двух месяцев и истек срок давности привлечения к ответственности. Все эти случаи исключают административное производство и, следовательно, наказание.

Ваша вина в совершении ДТП устанавливается на основе имеющихся в деле доказательств . Это могут быть протоколы, составленные на месте происшествия, показания свидетелей и потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства. Если какого-то протокола, акта или другого документа нет в деле, никто не вправе обвинять вас, ссылаясь на него. Более того, имеют юридическую силу только те документы, которые правильно оформлены. К примеру, протокол осмотра, подписанный только одним понятым вместо двух, должен быть исключен из числа доказательств, а значит, на него нельзя ссылаться в подтверждение вашей вины. Аналогичная судьба должна постичь и протокол допроса свидетеля, не имеющий, к примеру, даты составления или подписи самого свидетеля.

Если потребуется, вы можете заявить ходатайство о назначении экспертизы , приобщении к делу нужных документов или вызове лиц, способных пролить свет на случившееся. Все это стоит делать, если в материалах упущены какие-то факты, важные для вашей защиты, скажем, не допрошены свидетели, не исследованы изъятые осколки, не затребованы справки о состоянии освещения, дорожного покрытия и т.п. На практике грамотные и обоснованные ходатайства всегда удовлетворяют, поскольку отсутствие в материалах важных доказательств – повод для отмены принятого по делу решения.

Читайте также  Экспертиза повреждений автомобиля после ДТП

Теперь, зная какими доказательствами подтверждается ваша вина и выработав линию защиты, вы готовы к заключительному этапу административного производства – «разбору» , то есть рассмотрению дела об административном правонарушении у должностного лица органа ГАИ.

Рассмотрение административного материала

Дело о ДТП должно быть рассмотрено в течение 15 дней с момента получения должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В начале «разбора» инспектор дознания должен представиться, объявить какое дело слушается и кто привлекается к административной ответственности. Затем он разъясняет присутствующим их права и оглашает протокол об административном правонарушении. Потом должны быть заслушаны лица, участвующие в рассмотрении дела, изучены доказательства и принято решение по заявленным ходатайствам. Признав, что материалы дела исследованы в полном объеме и вина нарушителя доказана, инспектор выносит постановление об административном правонарушении.

Так написано в законе. Но, к сожалению, эти процессуальные требования практически никогда не выполняются. Рассмотрение проходит скомкано, в течение 3-5 минут, никакие права водителю не разъясняются, никто его не заслушивает и, выйдя из кабинета инспектора, он не всегда понимает, что решение по делу уже принято и он признан виновным. А ведь с этого момента начинает течь 10-дневный срок на обжалование, после чего постановление вступит в законную силу и потерпевший сможет с полным правом предъявить к виновному гражданский иск.

Поэтому при каждом вызове в ГАИ надо интересоваться темой предстоящего разговора и требовать от инспектора разъяснения ваших прав. Чтобы не наделать ошибок, лучше взять с собой адвоката или юриста, имеющего высшее образование (никого другого просто не допустят к участию в деле).

Давая объяснения на «разборе» , надо коротко и четко изложить свой взгляд на причину ДТП и обязательно акцентировать внимание на доказательствах, подтверждающих каждое ваше слово. Нет смысла заискивать перед инспектором или делать намеки на вашу безграничную благодарность при положительном решении. Не стоит пускаться в отвлеченные рассуждения или пытаться выжать слезу из сурового милиционера рассказами о вашем материальном положении. Будь это сто раз правда, вам вряд ли поверят, а тем более, вряд ли примут все это во внимание при вынесении решения. Помните, что таких как вы перед инспектором за месяц проходят сотни и каждый второй рассказывает что-либо подобное.

Вполне может случиться, что ваши увещевания или железная логика не возымеют действия и инспектор признает вас виновником ДТП . Если ничего не предпринимать, вскоре это постановление вступит в законную силу, вам придется заплатить штраф, а потерпевший сможет в суде предъявить к вам материальные претензии.

Если вы не согласны с решением дознавателя , его можно обжаловать начальнику органа ГИБДД или в суд. Жалоба пишется в произвольной форме, однако в ней следует подробно изложить все обстоятельства ДТП, привести доказательства, оправдывающие вас или смягчающие вашу вину, и просить либо отменить вынесенное постановление, либо изменить его, уменьшив наказание. Подать жалобу можно или лично инспектору, вынесшему постановление, или в канцелярию органа ГИБДД.
По закону жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента поступления, однако этот срок практически никогда не соблюдается.
Если и обжалование не принесет желаемого результата, можно написать заявление в районную прокуратуру, доказав, что постановление, признающее вас виновным в ДТП, не соответствует требованиям закона. Если это подтвердится в ходе прокурорской проверки, постановление будет отменено.

Вполне возможно, что все ваши усилия окажутся тщетными и первоначальное решение инспектора останется в силе. В этом случае стоит готовиться к работе в суде с тем, чтобы свести к минимуму возмещение ущерба, которое вам предстоит выплатить потерпевшему.

Ищите грамотного адвоката по автотранспортным делам? Мы написали для вас подробную инструкцию, вот она: читать .

Разбор ДТП: как проводится расследование аварии

При возникновении аварийной ситуации для определения виновной стороны, а также принятия решения о мере наказания и возмещении ущерба, проводится разбирательство. Тщательным изучением обстоятельств происшествия занимается инспектор ГИБДД или сотрудник полиции. Проведение расследования ДТП зависит от последствий аварии. Разбор назначается при дорожном инциденте, в результате которого был получен вред здоровью, нанесен ущерб транспортным средствам.

Что такое расследование причин аварии

Изучение происшествия происходит на месте столкновения сотрудником ГИБДД. Цель расследования – определить причинно-следственную связь, установить, кто виноват в ДТП. Разбор предполагает проведение технической экспертизы, опрос свидетелей, участников аварийной ситуации. Инспектор на месте оценивает обстоятельства дорожного происшествия, состояние транспортных средств.

В каком случае назначается

Разбор ДТП проводится при невозможности самостоятельного урегулирования конфликта между участниками аварии. Возникновение спорных ситуаций при определении суммы ущерба при отсутствии страховки, непризнание вины ни одним из водителей – являются причинами назначения расследования.


Обязательное проведение технического разбора – служебная авария с участием наемного сотрудника, управлявшего автомобилем. Тщательное изучение обстоятельств происшествия направлено на установление причинно-следственных связей, допущенных нарушений правил дорожного движения, выявление факторов риска.

Особенности проведения разбора ДТП

Этапы расследования зависят от обстоятельств аварийной ситуации: наличия пострадавших, свидетелей, технического состояния автомобилей. Причины проведения дополнительных мер для выяснения нюансов дорожного происшествия – смерть одного из участников, оставление места столкновения до приезда инспектора, отсутствие очевидцев, противоречивые показания водителей. Алгоритм действий, как происходит разбор ДТП в ГИБДД:

  1. Исследование материалов, собранных на месте происшествия: фотографии, видеосъемка, показания очевидцев.
  2. Заполнение документов.
  3. Опрос водителей.
  4. Проведение экспертизы.
  5. Оформление постановления.

Для определения обстоятельств дела устанавливается порядок проведения технического расследования причин инцидента аварии, осуществляется судебно-медицинский, криминалистический анализ, назначается день следственного эксперимента при ДТП.

Кто входит в состав группы

Специальная административная единица, формируемая районным отделением дорожной полиции, назначает комиссию. По законодательству возглавлять группу разбора происшествия, в результате которого пострадали граждане, обязано должностное лицо органа исполнительной власти.

Состав участников расследования:

  • инспектор ГИБДД;
  • судебный эксперт;
  • криминалист;
  • дознаватель;
  • следователь.

Сотрудник дорожной полиции изучает обстоятельства происшествия, опрашивает водителей и очевидцев, составляет схему аварии, предварительно заносит в бланк решение о причинах ДТП. По запросу инспектора эксперт проводит судебно-медицинское освидетельствование участников инцидента. На этапе дознания анализируются документальные материалы, устанавливается виновник дорожного происшествия, квалифицируется степень тяжести правонарушения.

При заведении уголовного дела следователь оформляет обвинительное заключение на основании изучения вещественных доказательств, осмотра места аварии, повторного допроса участников ДТП. При составлении административного протокола ответственный представитель выносит решение о сумме штрафных выплат.

В каком случае проводится экспертиза

Для установления обстоятельств, причинно-следственной связи происшествия назначаются диагностики. Виды экспертиз на этапе разбора ДТП:

  • автотехническая;
  • криминалистическая;
  • судебно-медицинская;
  • трасологическая;
  • автотовароведческая.

В рамках разбирательства назначается автотехническое исследование механизма ДТП, действий участников инцидента, нарушений правил дорожного движения. Криминалистический осмотр проводится при установлении факта незаконной эксплуатации автомобиля, попавшего в аварию. В ходе судебно-медицинской экспертизы по биоматериалам определяется состояние водителей, положение тела при управлении транспортным средством. Трасологическая проверка устанавливает скорость, траекторию движения машин. Автотовароведческое исследование осуществляется для выяснения суммы материального ущерба.

Что делать участникам аварии

Согласно ст. 25.1 КоАП РФ водители вправе изучать материалы расследования, предъявлять собственные фотографии и видеосъемку с места дорожного происшествия, требовать проведения экспертизы. Автовладельцы могут узнавать, как проходит разбор ДТП. Участники аварии имеют право изучать заявления, документы и подписывать или опротестовывать постановление.

Можно ли не присутствовать на расследовании

Законом не определено обязательное посещение автовладельцем заседания по вынесению обвинительного приговора. Представлять интересы может адвокат или другое доверенное лицо. Водитель должен знать, что делать, если второй участник ДТП не явился на разбор в ГИБДД. Решение принимается вне зависимости от наличия или отсутствия сторон происшествия. На процедуре вынесения постановления об определении виновника столкновения нужно давать правдивые показания, доказывать невиновность.

Срок рассмотрения дела

Время проведения разбора аварийной ситуации зависит от обстоятельств инцидента. Участники происшествия обязаны быть осведомлены, в какой срок должен быть составлен акт расследования причин аварии. Согласно п.5 ст. 28.7 КоАП РФ период изучения ДТП без потерпевших — не более 30 дней с момента возбуждения дела. Процедура вынесения приговора может быть продлена на 1 месяц в исключительных случаях по решению главы группы разбора.

Важно знать! Для рассмотрения инцидента, один из участников которого скрылся с места аварии, отводится 60 дней. Если виновник не был найден в течение установленного периода, дело об административном правонарушении закрывается.

Срок разбора может быть продлен до 6 месяцев, если в результате ДТП были потерпевшие. Нормативно-правовыми актами допустимо увеличение времени расследования до года в сложных ситуациях выяснения обстоятельств инцидента.

Результаты разбора ДТП

Итог расследования – доказательство или опровержение факта несоблюдения правил дорожного движения, установление невиновной стороны или распределение ответственности между несколькими участниками происшествия. На основании вынесенного решения составляется протокол и назначается административное или уголовное наказание.

Читайте также  Где взять европротокол при ДТП?

Нанесение вреда здоровью, серьезные повреждения автомобилей – причины проведения разбирательства ДТП. По результатам исследования вещественных доказательств, опроса участников аварийной ситуации, экспертизы на разборе выносится постановление об определении степени виновности каждого автовладельца. После оглашения приговора водители вправе обжаловать решение в суде на протяжении 10 дней.

Пошаговая инструкция – участникам ДТП

Что нужно сделать сразу после происшествия, обязательно ли вызывать ГИБДД и как оформить извещение о ДТП самостоятельно?

Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

ГИБДД вызывать не требуется, если:

  • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
  • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
  • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
  • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.

В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

Вы также можете вызвать аварийного комиссара. Для этого позвоните в вашу страховую компанию, сообщите о ДТП, месте происшествия и попросите направить комиссара для оформления необходимых документов.

Можно заполнить документы самостоятельно?

Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

  • о дате и месте ДТП;
  • о свидетелях, если они есть;
  • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
  • о месте первоначального удара обоих ТС;
  • о страховых полисах;
  • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
  • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.

У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.

Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?

В Москве, Санкт-Петербурге, на территории Московской и Ленинградской областей установлен повышенный лимит страховых выплат по «европротоколу» – 400 тыс. руб. Но на водителей, намеренных воспользоваться повышенной выплатой, возложено дополнительное обязательство: данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, которые оперативно и автоматически получают сигналы глобальной навигационной спутниковой системы РФ, позволяющей установить факт ДТП, а также координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП;
  • с использованием программного обеспечения, позволяющего вести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, в числе таких – «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

Автоматизированная информационная система обязательного страхования уже создана, и сведения о ней размещены на сайте http://aisosago.ru. Однако порядок фиксации данных о ДТП согласно указанным сложным требованиям предоставления информации, по нашему мнению, до конца не проработан. Имеют место множество пробелов и противоречий, чем пользуются страховщики, выплачивая пострадавшим компенсации в меньшем размере.

Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

Кто должен сообщить страховой о ДТП?

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об ОСАГО в случае оформления извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД и виновник, и пострадавший должны незамедлительно уведомить о дорожно-транспортном происшествии свою страховую по телефону. Извещение необходимо направить в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП – принести в офис страховой компании или, если такой возможность нет, направить заказным письмом с уведомлением.

Разбор ДТП по записи с видеорегистратора

От наших читателей очень часто поступают письма с просьбой проанализировать конкретную дорожно-транспортную ситуацию.

Зачастую корреспонденты ссылаются на наличие у них записей видеорегистраторов, запечатлевших факт ДТП или иные обстоятельства, имеющие важное значение для правильной оценки действий участников дорожных происшествий.

Хотелось бы отметить, что запись видеорегистратора способна оказать неоценимую помощь при расследовании дел о нарушениях правил дорожного движения.

Зачастую только видеозапись ДТП может расставить «запятые» в знаменитом выражении: «Казнить нельзя помиловать».

В соответствии с действующим законодательством видеоматериалы, записанные мобильными устройствами, установленными на транспортных средствах, являются доказательствами по гражданским, административным и уголовным делам.

Следовательно, на основании записей видеорегистратора можно установить и доказать (в зависимости от обстоятельств дела) вину или невиновность, того или иного участника дорожного инцидента.

Наши эксперты внимательно изучат вашу видеозапись и сделают по ней свое заключение. К обсуждению приглашаются также все желающие.

Заливайте запись на youtube и присылайте нам ссылку на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. . В письме также желательно описать сложившуюся ситуацию.

Разбор видео ДТП и материалов с ваших видеорегистраторов, рекомендации и комментарии для вашего удобства будут разбиты по тематике и размещены в этом разделе.

ДТП со смертельным исходом

Уголовное преследование в отношении водителя прекращено, благодаря грамотно проведенному анализу видеозаписи автомобильного регистратора.

ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанции

Согласно статистике, каждое десятое ДТП происходит из-за несоблюдения безопасной дистанции. В других авариях несоблюдение дистанции является сопутствующим фактором.

ДТП в результате не предоставления преимущества в движении

Большое количество ДТП происходит из-за того, что кто-то не уступил кому-то дорогу. В этом разделе мы разбираем автоаварии, причиной которых явилось не предоставление предписанного ПДД преимущественного права на движение.

Столкновения при нарушении правил обгона

Невыполнение технических и правовых требований Правил дорожного движения РФ при обгоне всегда является предпосылкой к возникновению опасной дорожной ситуации. Во многих случаях пренебрежение правилами обгона приводит к совершению ДТП.

Причина ДТП – вынужденный маневр

Должен ли водитель отвечать за аварию при вынужденном маневре? Разбираемся на конкретном примере.

ДТП на перекрестке при повороте налево

Выполнение маневра поворота налево, после выезда на перекресток, может стать причиной встречного столкновения транспортных средств. Возникает вопрос: кто виноват в аварии — сам поворачивающий или водитель встречного автомобиля? Рассмотрим аварийную ситуацию на примере видеозаписи ДТП на регулируемом перекрестке.