Считается ли ДТП если нет столкновения

Оставление места ДТП (12.27 КоАП РФ)

Оставление места ДТП

Оставление места ДТП — одно из оснований лишения водительских прав. Не имея полного представления об оставлении места ДТП, в данную ситуацию может попасть каждый. Многие считают, что оставление места ДТП будет в том случае, если было повреждено другое транспортное средство, а виновник скрылся с места ДТП. Однако данные предположения являются неверными. Обвинить за оставление места ДТП могут и самого потерпевшего, если тот решил не дожидаться сотрудников ГИБДД. Также стоит учесть, что ущерб может быть причинен не только транспортным средствам, но и жизни, здоровью или другому имуществу, такому как деревья, отбойники, канализационные люки и др. При любом столкновении или наезде на какое-либо препятствие, если оно сопровождается даже с несущественными повреждениями, необходимо сразу вызвать наряд ДПС.

Понятие «Оставление места ДТП» используется в законодательных актах и положениях со ссылкой на правила дорожного движения, где имеется перечень обязанностей водителя, который явился участником ДТП. Среди данный обязанностей указано, что водитель обязан остановиться, не трогать с места ТС, вызвать сотрудников ГИБДД.

Для начала рассмотрим, что именно будет являться ДТП:

  • Столкновение — соприкосновение двух и более движущихся транспортных средств;
  • Наезд на препятствие — наезд транспортного средства на неподвижный предмет (дерево, столб, отбойник и т.д.);
  • Наезд на транспортное средство, которое не двигалось;
  • Наезд на пешехода — человек наткнулся на движущееся транспортное средство или наоборот движущееся транспортное средство наехало на пешехода. А также когда человек пострадал от грузов, выступающих за габариты движущегося транспортного средства;
  • Наезд на животное — движущееся транспортное средство наехало на животное или животное самостоятельно столкнулось с движущимся транспортным средством. И результатом этого явился материальный ущерб или пострадали люди;
  • Опрокидывание — транспортное средство перевернулось в движении. Опрокидывание происходит из-за технических неисправностей или неправильного маневра, из-за погодных условий, а также при иных обстоятельствах;
  • Иные происшествия — наезд транспортного средства на препятствия, внезапно возникнувших на проезжей части (упавший груз, отвалившееся колесо и т.д.).

Основополагающим является то, что ДТП может быть признанно только на дороге, тротуаре, во дворе, на парковке или в ином месте, где имеются условия для передвижения транспортных средств. То есть, если Вы отправились на машине на природу и где-нибудь в лесной зоне совершили наезд на дерево, то данный случай к ДТП относиться не будет.

Оставление места ДТП — наказание в 2021 году

За оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав от года до полутора лет либо арест до 15 суток. Как показывает статистика в 2021 году чаще всего за оставление места ДТП водителей лишают водительских прав. Связано это с тем, что арест по законодательству является более строгим наказанием и в связи с этим применяется в редких случаях. Однако остаться без водительских прав для многих водителей является более суровым наказанием.

Также необходимо знать, что срок давности составления протокола об административном правонарушении за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ) предусмотрен 2 месяца, после чего административный материал направляется в суд. Таким образом, если в течении двух месяцев сотрудники ГИБДД не смогли разыскать водителя, который оставил место ДТП, то какое-либо наказание ему не грозит. Однако стоит сразу обратить внимание на то, что в наше время практически на каждом здании находятся камеры видеонаблюдения, видеозапись с которых сотрудники ГИБДД обязательно просматривают. Также само происшествие могут заметить свидетели (дворники, жители домов и др.) При выявлении автомашины, которая скрылась с места ДТП в ГИБДД проводят работу по вызову собственника данного транспорта. А автомашину подают в розыск и уже при попадании на первую дорожную камеру, она будет объявлена в «Перехват».

Неосознанное оставление места ДТП

Под неосознанным оставлением места ДТП понимаются случаи, когда водитель не заметил и не почувствовал, что каким-либо образом задел другой автомобиль и ни о чем не подозревая покинул место происшествия. Однако данный факт придется с нелегким трудом доказывать в суде. Связано это с тем, что водитель обязан убедиться в безопасности своих маневров при движении на машине и ответственность за все происшествия налагаются именно на него.

К примеру рассмотрим случай, когда на какой-нибудь парковке водитель пытался выехать со своего парковочного места и при этом слегка соприкоснулся с рядом стоячим автомобилем, оставив на нем маленькую потертость. Однако ввиду того, что сам водитель этого не заметил, то он уехал с места происшествия. А спустя некоторое время ему приходит повестка о том, что он обязан явиться в подразделение ГИБДД. Ни в чем не подозревая, человек является к сотрудникам ДПС, которые составляют в отношении его административный протокол за скрытие с места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ). Далее ему назначают дату судебного заседания. В суде необходимо предоставить доказательства и факты неумышленного оставления места ДТП.

Согласитесь, без юридического опыта ведения судебных дел данной категории, доказать свою невиновность практически невозможно. Поэтому необходимо сразу обратиться за помощью автоюристов. Зачастую дело можно прекратить еще на этапе расследования в ГИБДД. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту на любом этапе рассмотрения дела.

Позвоните нам по телефону или закажите обратный звонок и получите бесплатную консультацию от ведущего автоюриста!

Что необходимо знать, если Вам грозит лишение прав за оставления места ДТП

За оставление места ДТП возбуждается административное расследование, в ходе которого как уже говорилось выше, устанавливают виновника и объявляют автомашину в розыск. При этом не обязательно виновником может быть только собственник транспортного средства. В ходе расследования устанавливается тот человек, который управлял разыскиваемой автомашиной на момент самого происшествия. При выявлении виновника и обнаружении автомашины, сотрудники ГИБДД берут письменное объяснение с потерпевшего и виновника. Если были установлены свидетели, то их также допрашивают. После этого проводится осмотр транспортных средства. Осмотр проводится с измерением имеющихся повреждений путем измерительной линейки, соотношением транспортных средств рядом друг с другом, а также с использованием фотоаппаратуры. В ходе осмотра составляется соответствующий протокол.

Сразу необходимо отметить, что если был произведен осмотр только одного транспортного средства или не был составлен протокол осмотра, то это будет существенным нарушением законодательства, что в суде можно будет обернуть в свою пользу и избежать лишения прав за оставление места ДТП.

Также необходимо знать, что срок административного расследования не может превышать 1 месяц. Если сотрудникам ГИБДД необходимо провести дополнительную проверку, то срок может быть продлен не более чем еще на 1 месяц. Таким образом, если материалы дела были направлены в суд спустя месяц, а при этом продления срока административного расследования не производилось, то это также является существенным нарушением норм законодательства. При грамотной линии защиты данный факт также приведет к прекращению дела.

В каких случаях можно покидать место ДТП

Согласно правилам дорожного движения покидать место происшествия можно только в случаях обоюдного согласия между водителями либо в случаях крайней необходимости.

К таким случаям относится:

  • Для доставления пострадавших до медицинских учреждений;
  • Для предотвращения ДТП другими участниками дорожного движения;
  • Для предоставления проезда другим транспортным средствам (при этом необходимо зафиксировать место происшествия путем составления схемы и фотосъемки);
  • При составлении Европротокола, а также в случаях, когда есть возможность доехать до ближайшего поста ДПС (при этом также необходимо составить схему и произвести фотосъемку).

Следует знать, что при каждом из вышеуказанных случаев необходимо проинформировать об оставлении места ДТП сотрудников полиции (необходимо позвонить в службу 02 и уведомить о причинах покидания места происшествия).

Также необходимо знать, что если вы попали в ДТП и разошлись с другим водителем путем расписки, в которой указали, что претензий друг к другу не имеете, а в последствии другой водитель обратился в ГИБДД с обращением о ДТП, то вам грозит лишение прав за оставление места ДТП.

Как избежать лишения прав за оставление места ДТП

Если назначено судебное разбирательство за оставление места ДТП, то самое главное что необходимо делать, это обязательно являться на судебный процесс. При невозможности явиться на судебное заседание необходимо выслать ходатайство о переносе, с подтверждением уважительной причины. В противном случае постановление будет вынесено без Вашего участия и конечно же не в Вашу пользу.

В суде необходимо доказать, что умысла скрываться с места ДТП у Вас не было, либо предоставить основания для прекращения дела, в связи с нарушением сотрудниками ГИБДД правовых норм законодательства. Наилучший вариант, если Вы обратитесь за квалифицированной помощью автоюриста, иначе можно неправильно преподнести доказательства и факты своей невиновности. В свою очередь автоюрист выстроит линию защиты, которая поможет избежать лишения прав за оставление места ДТП. Также во многих случаях возможно попросту переквалифицировать скрытие с места ДТП на другое правонарушение (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ), за совершение которого предусмотрен только штраф.

Читайте также  Как вызвать независимого эксперта по ДТП

Позвоните нам по телефону или закажите обратный звонок и получите бесплатную консультацию от ведущего автоюриста!

Мелкое ДТП — Зацепил соседнюю машину

Дворы, парковки у офисных центров и магазинов, открытые стоянки в Москве заняты автомобилями настолько плотно, что маневрирование на них становится очень сложным. Мелкие ДТП в таких условиях случаются постоянно: при заезде на парковочные места и выезде с них водители задевают соседние автомобили, притираются к ним, повреждают детали кузова или светотехнику. Каждая такая ситуация считается полноценным ДТП. Чтобы не лишиться страховки или водительских прав, после мелкой аварии важно действовать правильно.

Как на практике?

Опросы показывают, что водители не всегда ответственно относятся к мелким ДТП:

  • 40% водителей стараются как можно быстрее покинуть место аварии, не уведомляя владельца поврежденного автомобиля, сотрудников ГИБДД и представителей страховой компании;
  • 25% стараются найти владельца поврежденного автомобиля;
  • 25% вызывают на место аварии представителей ГИБДД;
  • 15% информируют сотрудников стоянки о происшествии;
  • 10% не знают, что делать в случае мелкого ДТП, и спрашивают совета у знакомых.

Такие данные получены после опроса 2,5 тыс. водителей.

СКИДКА -40% на экспертизу автомобилей
при повреждении менее 3-х деталей
3000 руб.

Заказать независимую экспертизу

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Что делать после мелкого ДТП?

Порядок действий должен быть таким же, как и после любой другой аварии. Свяжитесь с сотрудниками страховой компании, и они вызовут на место представителей ГИБДД. Вы можете вызвать сотрудников ГИБДД самостоятельно. Дополнительно страховая компания может прислать на место аварийного комиссара.

Оформление мелкого ДТП позволяет избежать проблем с компенсацией ущерба потерпевшему (он будет выплачен в рамках страхования по ОСАГО). Страховое возмещение по КАСКО также выплачивается только при условии, что авария была зарегистрирована в ГИБДД.

Если виновник аварии самовольно покидает ее место, это чревато следующими проблемами:

  • лишение водительских прав на срок от 1 года;
  • административное наказание (арест на срок 15 суток);
  • возмещение ущерба владельцу поврежденного автомобиля в добровольном порядке либо через суд после регрессного иска от страховой компании.

Насколько велик риск попасться?

Ежегодно статистика по поиску водителей, скрывшихся с места ДТП, улучшается. На парковках рядом с магазинами, офисами, бизнес-центрами, на улицах, платных паркингах устанавливаются видеокамеры, которые фиксируют мелкие ДТП, даже если вы зацепили соседнюю машину. По этим записям после находят виновников аварий.

Еще в 2010-м году статистика по стране была следующей:

  • за первые 5 месяцев произошло 11 тыс. ДТП (без пострадавших), виновники которых скрылись с места происшествия;
  • 17% виновников позже было найдено.

В 2016-м году статистика улучшилась. Так, в Московской области за первые 7 месяцев 2016-го года зафиксированы следующие показатели:

  • всего произошло 1703 столкновения ТС;
  • 14% водителей скрылись с места происшествия;
  • из них 65,2% водителей позже были найдены.

Количество найденных после мелких ДТП водителей увеличивается и из-за оснащения мест стоянок камерами наблюдения, и за счет помощи свидетелей столкновения, других участников движения, водителей припаркованных рядом автомобилей.

Варианты действий после мелкого ДТП

Вызов инспекторов ГИБДД. Сразу после столкновения виновник должен остановить автомобиль, заглушить двигатель, включить аварийную световую сигнализацию, установить перед авто знак аварийной остановки. При выключенной аварийной сигнализации или отсутствующем знаке дополнительно инспектор наложит на водителя штраф (1000 руб.).

Европротокол. Если водитель поврежденной машины находится рядом с ней, участники аварии могут договориться, не вызывая ГИБДД. Для этого составляется европротокол. Обойтись без ГИБДД можно, если в аварии никто не пострадал, а сумма ущерба составляет менее 50 тыс. руб. Европротокол составляется для автомобилей, застрахованных по ОСАГО.

При страховании по КАСКО. Если один из автомобилей застрахован по КАСКО, вызывать инспекторов ГИБДД придется. Для выплаты компенсации по КАСКО страховщик потребует справку из ГИБДД. Сотрудники «Инвест Консалтинг» рекомендуют дополнительно связаться с сотрудниками страховой и уведомить их о происшествии сразу же после аварии.

Если владельца поврежденного автомобиля нет рядом. Оптимальный вариант — вызвать инспекторов ГИБДД. Они оформят происшествие, составят протокол, зафиксируют, что виновник аварии не пытался скрыться.

Оставить визитку и уехать? Если у виновника столкновения нет времени на то, чтобы дожидаться водителя поврежденного автомобиля или сотрудников ГИБДД, он может оставить на лобовом стекле авто визитку и уехать. Многие делают так, рассчитывая, что позже второй водитель свяжется с ними для урегулирования вопроса. На практике часто происходит по-другому. Если у второго водителя оформлено КАСКО, он будет вынужден вызвать ГИБДД, чтобы получить компенсацию. Кроме того, нет никаких гарантий, что второй водитель не решит обратиться в ГИБДД «из принципа». В итоге виновник ДТП лишится прав. Компания «Инвест Консалтинг» окажет юридическую помощь при возникновении проблем.

Компенсация по КАСКО без привлечения ГИБДД. Ряд страховых компаний выплачивает водителям компенсации по КАСКО, даже если документы об аварии не оформлялись в ГИБДД или ОВД. Такие выплаты возможны 1 или 2 раза в год, при определенных повреждениях и на ограниченную сумму. Если страховой полис позволяет обойтись без оформления ДТП, водители могут решить проблему полюбовно. Лучше составить расписку о том, что у участников аварии нет претензий друг к другу.

Не все повреждения автомобиля относятся к мелким ДТП. Вызывать сотрудников ГИБДД следует только при условии, что столкновение произошло во время движения хотя бы одного из автомобилей. Если авто получило повреждения от удара открывающейся дверцей, такое происшествие фиксируется сотрудниками ОВД. Ущерб в этом случае не будет компенсироваться по ОСАГО.

Помощь после ДТП

То, на какую помощь могут рассчитывать участники аварии, зависит от условий договора страхования. Если он предполагает оказание услуг аварийного комиссара, нужно связаться со страховой компанией и вызвать такого специалиста. Вызвать аварийного комиссара можно и в частном порядке, за отдельную плату. Он поможет:

  • предварительно определить размер ущерба;
  • решить, необходим ли вызов ГИБДД;
  • оформить европротокол правильно;
  • урегулировать спор между участниками аварии на месте.

Если в отношении размера ущерба или обстоятельств аварии возникают споры, дополнительно вы можете заказать независимую экспертизу. Автоэксперт может выехать на место аварии либо выполнить осмотр и оценку повреждений авто в ДТП позже. В компании «Инвест Консалтинг» для мелких ДТП на такие экспертизы действуют специальные цены.

ДТП без столкновения. ПОМОГИТЕ разобраться!!((

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    ДТП без столкновения. ПОМОГИТЕ разобраться!!((

    Всем доброго времени суток. Ребята помогите пожалуйста кто сталкивался с ДТП при котором не было столкновения.
    Ситуация банальна:
    Две полосы, кто с Новокузнецка кольцо Ноградская-Павловского, иду по правой полосе на кольцо, т.е. движение прямо, слевой полосы водитель начинает маневр направо. Он не убедившись что его не пропускают продолжает маневр, т.е. мне в крыло, соотвественно руль вправо и совершен наезд на бардюр, примерно 50 см скорость50-60 км.ч, дно машины вдребезги. Виновник, слава богу есть такие люди, с места ДТП не уехал, у него никаких повреждений нет, ДПС сказали что дтп не произошло, т.к. это с моей стороны только наезд на препятсвие. Соотвественно вообще не согласная, идем в ГАИ, водитель второй машины признает себя виноватым что я ушла от столкновения что повлекло наезд. Ему выписали штраф в размере 100 руб, мне сказали что страховая не выплатит ничего, можно не стараться, но я всё же верю в себя, всё таки ущерб машине 40 т.р. которые на дороге не валяются. В страховую пойду только завтра, но уже хочу быть готова на 100%. В интеренте особо ничего нет по делу, поэтому надежда на вас.

    з.ы. По мере поступления и решения проблем буду отписываться

    В интеренте особо ничего нет по делу,

    В интернете и в ПДД четко сказано, что в таких случаях вы обязаны были просто жать на педаль тормоза.
    п.с. надо было подставлять крыло.

    Последний раз редактировалось slimmss; 15.02.2012 в 18:35 .

    нет, правда, в подавляющем большинстве случаев и ГАИ и суд считают: «нет столкновения — нет ДТП». Хотя в последнее время вроде были на форуме люди, которые говорили, что «а вот у меня, наоборот, получилось доказать, что ДТП произошло именно из-за маневра другой машины», но что-то с трудом верится, что это станет общепринятой практикой.
    Так что, имхо, шансов ОЧЕНЬ МАЛО.
    Ну и да, не рулем крутить надо, а на тормоз жать (это на будущее)

    В правовой ветке есть такие темы. Вот одна из последних ДТП без столкновения.
    Доказать вину второго участника в ДТП сложно, поскольку повреждения на вашем ТС произошли из-за ваших маневров.

    В проколе о ДТП ГАИшник написал столкновение 2-х а/м, водитель второго полностью подтверждает свою вину.
    Сходила сегодня сначала в свою страховую, показала протокол сказали что впринципе для отказа нет оснований, единственное что если обращаться в свою страховую то ждать дольше, чем если я самостоятельно схожу в СК виновника. У него РЕСО-гарантия, по отзывам компания хорошая. Пришла к ним, милая тетенька записала на вторник на сдачу документов.
    Единственное что не могу понять, вообще да, руль не надо было крутить, что привело к наезду на бардюр, посему гаишник написал столкновение?
    Вот прочитала я ту заметку и отзывы, я в объяснительной так и написала что применила торможение, но тормозной путь был коротким и гололедица привела к наезду на препятствие. Ой незнаю незнаю, но чувствую что все будет гуд!)

    Последний раз редактировалось BorodinaD; 16.02.2012 в 16:05 .

    Вам повезло, что сотрудник ДПС так оформил ДТП. Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 30 календарных дней, независимо от того в какую СК обращаться. В вашем случае действительно лучше в РЕСО.

    Авария без следов

    К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

    Читайте также  Оформление ДТП без ГИБДД порядок действий

    На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

    Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный «ВАЗ». Медведева осмотрела свою машину и «ВАЗ», повреждений не увидела и уехала.

    Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного «ВАЗа» и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле «ВАЗа».

    Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий «ВАЗ», после чего уехала.

    Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

    Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

    Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

    В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на «ВАЗ». В объяснении владельца «ВАЗа» нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

    То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

    А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

    В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

    Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

    Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

    Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

    Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

    Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В этой статье речь пойдет о понятии дорожно-транспортное происшествие и о том, какое событие является ДТП, а какое не является.

    Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 15 лет назад городской житель встречал 1-2 ДТП за год, то сейчас такое же количество аварий можно увидеть за один день. Связано это прежде всего с тем, что количество автомобилей в российский городах значительно возросло.

    Понятие «дорожно-транспортное происшествие»

    В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 правил дорожного движения:

    «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    Данное понятие содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:

    • событие возникло в процессе движения автомобиля;
    • автомобиль принимает непосредственное участие в данном событии;
    • имеет место ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).

    Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нельзя говорить о том, что произошло ДТП. Разберем данный вопрос подробнее.

    1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

    Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, — не является.

    2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

    Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.

    3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни или здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

    Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины, сколы, царапины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

    Читайте также  ДТП на территории предприятия что делать

    Кто является участником ДТП?

    Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:

    «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:

    • Водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб.
    • Другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.

    Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

    Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу «выскакивает» обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.

    Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал.

    В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.

    Кто считается виновником ДТП?

    Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

    При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

    Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

    С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

    Штрафы за создание ДТП

    Само по себе столкновение автомобилей не является нарушением, то есть штраф за него не накладывается. Однако водитель может быть наказан за нарушение, допущенное непосредственно перед ДТП.

    Например, если водитель проехал на красный, то он получит штраф в размере 1 000 рублей.

    Тем не менее наказание накладывается далеко не всегда:

    Например, автомобиль едет со скоростью 40 км/ч в населенном пункте и сталкивается со стоящим транспортным средством. При этом нарушен пункт 10.1 ПДД, однако за нарушение данного пункта не предусмотрено наказание.

    Т.е. нарушение имеет место и водитель будет признан виновником ДТП, однако штрафа за это он не получит.

    Штрафы после ДТП

    Кроме того, законодательство предусматривает несколько штрафов за нарушения, допущенные после столкновения:

    • лишение прав на 1 — 1,5 года, или административный арест на срок до 15 суток можно получить за оставление места ДТП;
    • лишение прав на 1,5 — 2 года накладывается за употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ сразу же после ДТП;
    • 1 000 рублей — штраф за прочие нарушения при ДТП. Например, если водитель не выставит знак аварийной остановки после столкновения.

    В данной статье приведена самая общая информация о дорожно-транспортных происшествиях. Если Вы хотите более подробно изучить различные типы столкновений, то обратитесь к соответствующей рубрике на ПДД Мастер:

    Удачи на дорогах!

    На автомобиле вырвало ось и отвалилось колесо ударив по спине стоящую на остановке женщину, что теперь будет, ведь эта не исправнось была внутри авто и что женщина может предъявить водителю.

    Геша, травма пассажира в процессе движения транспортного средства — это дорожно-транспортное происшествие.

    Не думаю, что ГИБДД и полиция будут долго уделять внимание указанному происшествию.

    Удачи на дорогах!

    Любовь, в данном случае вред причинен транспортным средством и водитель обязан его возместить (по ОСАГО или самостоятельно).

    Удачи на дорогах!

    добрый вечер. Такая ситуация: ранним утром ехал по трассе в марте, попал в зону сильного тумана и льда на дороге. Ехал 50-60 км/ч по правой полосе. На левой полосе жигуль с прицепом на большой скорости не справился с управлением и его развернуло поперек дороги, т.К. Я не быстро ехал, я почти остановился о его прицеп. Я вышел посмотрел (он не стал выходить)- у него без повреждений у меня немного капот помят и тут я понимаю, что мы стом на трасе на льду и в тумане, а у меня на заднем сиденье жена и ребенок в детском кресле и вижу что на нас летит легковушка и не видит нас, в последний момент он сворочивает влево, вылетает на встречку. Тут я понимаю, что следующая машина, особенно если это будет грузовик сметет нас. Паника:2 мысли в голове или срочно высаживать своих из машины- боюсь не успеть или отьехать чуть назад и прижаться к обочене справа для безопасности. Сажусь в машину, пристегиваю ремень и вдруг страшный удар ссади, мало что помню, машина в хлам, у дочку поломаны ребра, у жены 9 ребер и 4 позвонка, полгода уже на больничном. Это была груженая фура. Вопрос: Водитель фуры говорит, что я двигался назад, я этого не помню, был удар прежде чем я что либо предпринял, и имеет ли этот факт какое то значение для определения его вины? Спасибо и если можно со ссылками на статьи.

    Алекс, здравствуйте.

    Сочувствую, неприятная ситуация.

    Водитель грузового автомобиля мог нарушить пункт 10.1 ПДД:

    10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

    Вы могли нарушить пункт 8.12 ПДД:

    8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

    Если у кого-то из участников был видеорегистратор, то его запись поможет лучше понять ситуацию.

    Удачи на дорогах!

    Проконсультируйте пожалуйста следующую ситуацию: при выезде со стоянки предприятия задним бортом фургона касательно задел стойку шлагбаума на выезде. Сам момент касания не видел, услышал только какой-то стук, но ничего криминального в зеркалах заднего вида не увидел и поехал далее. Уже позже на стоянке обнаружил по борту оранжевую краску, очень похожую на краску со стойки. Считается ли это ДТП и что могут мне вменить ? Вполне возможно, что есть камеры наблюдения и момент касания вполне мог попасть под запись.

    Заранее спасибо за разъяснения.

    Андрей, здравствуйте.

    Описанная ситуация является ДТП, т.к. шлагбауму, судя по Вашему описанию, нанесен ущерб.

    За сокрытие с места ДТП возможно лишение прав на 12-18 месяцев или арест на срок до 15 суток.

    Удачи на дорогах!

    Здравствуйте. Подскажите как расценивать такую ситуацию. Наша машина стояла припаркована у дома. Пока муж ходил на обед, поцарапали нам машину. Мы выяснили, что девочка упала на наш автомобиль проезжая мимо на велосипеде. Родители девочки не согласились решать проблему в добровольном порядке и мы поехали в полицию зафиксировать ущерб. Правильно ли мы сделали?

    Юлия, здравствуйте.

    Велосипед является транспортным средством, следовательно ситуация является ДТП. В данном случае нужно было вызывать ГИБДД на место происшествия, один из участников которого скрылся.

    Удачи на дорогах!

    Я с детьми перевернулся на машине, кроме моего авто никто и ни что не пострадало. Вызвать сотрудников ГИБДД не было возможности т.к. телефон был разбит. Переживая за самочуствие детей я покинул место дтп и на своей машине доставил их в больницу. Что могут мне вменить?

    Виталий:

    2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

    принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;

    в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

    освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

    записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.