Стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП

Необходимость независимой автоэкспертизы. Плюсы для автовладельца, минусы для страховой компании

Дорожно-транспортное происшествия неприятность довольно частая в современном мире. Причин этого много – и загруженность дорог, и общая психо-эмоциональная усталость водителей, и низкий уровень подготовленности водителей к реалиям различных транспортных ситуаций. Так что никто не защищён от ДТП, вопрос только в последствиях. И если результат происшествия для здоровья от нас не зависит, так же как и сложность аварии, то последствия для автомобиля можно исправить, если правильно подойти к вопросу, заранее застраховаться, а сразу же после аварии обратиться к такой услуге, как независимая автоэкспертиза.

Существует множество мнений о необходимости независимой экспертизы. Сторонников и противников примерно равно число. Но не будет без аргументов примыкать к какому-либо лагерю и всесторонне рассмотрим такое понятие, как независимая экспертиза после ДТП, целью которой является оценка ущерба от ДТП.

Рассмотрим, когда же всё-таки полезно провести независимую автоэкспертизу после дорожно-транспортного происшествия. Существует ряд ситуаций, при которых независимая автоэкспертиза окажется очень мудрым решением. Например, автовладелец может воспротивиться такому решению, как конструктивная гибель автомобиля. Или же сумма страховых выплат после того, как автомобиль оказался в ДТП, по мнению автовладельца слишком мала. Также порой владелец автомобиля может подозревать, что страховая компания сознательно занижает оценку повреждений, чтобы минимизировать страховые выплаты. Стоит отметить, что такая ситуация не редкость на рынке страховых услуг. И порой такие решения принимают даже уважаемые страховые компании – всё же участниками процесса являются обычные люди, которые порой ради личной выгоды или карьерного роста принимают решения не совсем выгодные для владельца пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля.

Довольно часто после наступления дорожно-транспортного происшествия представители и агенты страховой компании активно советуют сделать независимую, по их словам, экспертизу в предлагаемых фирмах. Автовладельцам ни в коем случае нельзя соглашаться на такие интересные предложения. И пусть такая услужливость не вводит в сомнения – в данном случае представители страховой компании совсем не желают помочь автовладельцу, подсказывая ему контакты «правильных» оценочных фирм. Чаще всего между такой фирмой, осуществляющей процесс независимой автоэкспертизы и оценивающей ущерб от ДТП, и страховой компанией существует сговор. И оценка ущерба от ДТП будет полностью согласована с агентами страховой компании, что естественно будет невыгодно автовладельцу. Но зато такие вот ошибки автовладельцев основательно экономят средства страховых компаний. Суть сговора проста – страховая компания обеспечивает большой объём заказов для оценочной фирмы, а эта фирма в свою очередь оценивает ущерб от ДТП так, как выгодно страховой компании. Все довольны, всем хорошо. Вот только владелец автомобиля банально обманут и недополучит страховых выплат на значительную сумму. Такая практика сейчас довольно популярна. Вот и первое значительное преимущество по-настоящему независимой автоэкспертизы – тем самым автовладелец защищает себя от нечестных оценщиков и не даёт возможности страховой компании обмануть себя.

И не слушайте представителей страховой компании, если они будут убеждать, что можно обращаться только к тем компаниям, которые одобрены в инструкциях страховой компании. Стоит знать, что согласно пункту номер сорок пять постановления правительства Российской Федерации от 28.08.2006 под номером пятьсот двадцать пять, автовладелец совсем не должен отправлять автомобиль на осмотр только лишь по направлению страховой компании. Владелец автомобиля имеет право обращаться в оценочную фирму по своему выбору и заказывать независимую автоэкспертизу именно там. Причём это можно сделать практически сразу же после ДТП и не ждать некоторое количество дней, как любят убеждать представители страховой компании.

Причём страховая компания просто обязана принять отчёты независимой экспертизы, а после использовать полученные данные в оценке ущерба от ДТП. Так что расчёт компенсационных выплат должен будет проходить исходя из цифр, находящихся в поданных документах. Если всё происходит именно так, то можно быть уверенным, что ущерб оценён правильно без какого-либо умышленного занижения. Причём стоимость независимой автоэкспертизы также возмещается страховой компанией.

Нетрудно догадаться, что страховым компаниям крайне невыгодно, чтобы автовладельцы обращались в независимые фирмы за оценкой ущерба от ДТП – потому что тогда страховщику приходится выплачивать полную стоимость повреждений автомобиля без каких-либо ловких трюков с цифрами. И потому довольно часто представители страховой компании оспаривают выводы независимой автоэкспертизы, а то и затягивают выплаты. В таких случаях необходимо сразу обратиться в суд – именно такая практика лучше всего мотивирует страховые компании вести себя честно и открыто. Обращение в досудебном порядке в службу страхового надзора и Российского Союза Автостраховщиков так же положительно действует на страховые компании. К сожалению, честность и лояльность – это не самые сильные стороны большинства страховых компаний. Так что автовладельцу порой приходится основательно надавить на страховую компанию, чтобы она честно и в полном объёме выплатила все причитающиеся средства. Довольно часто возникает и такая ситуация, когда владелец автомобиля явно видит, что оценка ущерба от ДТП совсем не соответствует действительности, причём к независимой экспертизе страховая компания сама привлекла экспертную фирму. В таком случае мудрым и правильным решением будет начать встречную экспертизу, обратившись к независимому оценщику. Если результаты этих двух экспертиз сильно разнятся, то можно оспорить решение страховой компании и их оценщика в досудебном или судебном порядке.

Как видно, оценка ущерба от ДТП с помощью такого процесса, как независимая экспертиза, очень важна после аварии – только такая процедура может гарантировать, что страховая компания поступит с автовладельцем честно и совершит все необходимые выплаты.

Нужна ли независимая экспертиза после ДТП и когда её проводить?

  1. Необходимость независимой экспертизы диктуется только недостаточностью страхового возмещения по ОСАГО.
  2. Ответ на вопрос, когда её проводить, логично вытекает на основании вышеуказанного – когда Вы узнаете, что Вам насчитали мало, тогда и решать, делать её или нет – после выплаты или выдачи направления на ремонт либо получения акта расчёта.
  3. У независимой оценки есть свои плюсы при наличии объективной необходимости в её проведении.

Независимая экспертиза автомобиля по ОСАГО после ДТП в 2021 году проводится для оценки стоимости причинённого машине ущерба. Но для того, чтобы понимать, нужна ли она в Вашем конкретном случае, когда и в каких случаях её делать, нужно понять, в каких целях она проводится и для чего вообще требуется.

Зачем нужна независимая экспертиза?

Как мы уже указали выше, для оценки стоимости причинённого материального ущерба транспортному средству. Но не просто оценки, а расчёта. Причём, она может быть инициирована не только самим владельцем автомобиля, но и страховой компанией.

По закону страховая по ОСАГО для определения, сколько нужно возместить в виде выплаты или ремонта, может провести 2 процедуры у автомобиля:

  • простую оценку повреждений,
  • более сложную независимую техническую экспертизу.

По существу эти 2 процедуры отличаются мало по порядку проведения. Но цель у них одна – получение калькуляции и итоговой суммы для возмещения. Независимая проводится по утверждённой законом Единой методике расчёта.

Несмотря на то, что экспертиза от страховой называется независимой, в том числе и по закону (ФЗ Об ОСАГО), она таковой по сути не является, так как проводится по инициативе и выбору страховой, хотя и делает её сторонняя организация.

А инициированная Вами отдельная экспертиза потребуется для противостояния против расчёта страховой – в суде или в досудебном порядке. Так, суд вообще не примет Ваш иск о недостаточности выплаты, если Вы не подкрепите его проведённым расчётом.

Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?

Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.

Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились. Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.

Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.

В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.

Читайте также  Регламент оформления ДТП сотрудниками ГИБДД

Когда делать?

Как мы уже указали выше, проводить независимую оценку ущерба рационально после того, как Вы узнали сумму ущерба. Сделать это можно сразу же после получения недостаточной выплаты.

Чтобы Вам проще было понять, как именно проводится экспертиза, предлагаем сравнить порядок выплаты страховой с дальнейшим ремонтом на эти деньги автомобиля и оспариванием выплаты, когда суммы недостаточно на полное восстановление машины.

Итак, если обычный порядок выплаты выглядит следующим образом:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт,
  5. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

То правильный порядок, когда требуется независимая экспертиза, будет выглядеть так:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт, при этом, потерпевший выясняет, что выплаченной суммы недостаточно для проведения ремонта,
  5. назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей организации и оплата услуг), с приглашением на неё представителя страховой компании,
  6. проведение экспертизы и новая калькуляция суммы ущерба,
  7. досудебное требование на основании калькуляции независимой экспертизы,
  8. в случае отказа страховщика урегулирования спора в досудебном порядке подача иска в суд,
  9. выигрыш суда, выдача последним исполнительного листа, по которому страховая обязана выплатить присуждённую сумму,
  10. ещё одна выплата от страховой по суду (как правило, разница между выплаченным и оценённым независимой экспертизой, а также «бонусы», о которых мы поговорим ниже),
  11. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

Сколько стоит?

Стоимость такой экспертизы колеблется в зависимости от ряда факторов:

  • степени повреждения автомобиля,
  • необходимости проведения оценки товарной стоимости,
  • региона обращения.

В среднем, независимая оценка в Москве и Петербурге стоит в пределах 8-20 тысяч рублей в зависимости от вышеперечисленных факторов. В регионах цена может колебаться от 5 до 15 тысяч рублей.

Главное понимать, что уплаченная за это сумма возмещается в случае выигрыша суда или в досудебном порядке истребуется со страховщика.

Утеря товарной стоимости (УТС) проводится с целью дополнительной выплаты за то, что при продаже автомобиля после ДТП он немного теряет в цене. Возмещение УТС составляет по расчёту независимых контор в среднем 7-11% от всей суммы насчитанного ущерба.

Как правильно обращаться?

  1. Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.
  2. Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.
  3. Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения. Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.
  4. В «час пик» эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.
  5. Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
  6. По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2021 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.

Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

В этой статье мы разъясним порядок назначения и проведения экспертной оценки размера ущерба, применяемой в рамках правоотношений, вытекающих из договора ОСАГО, также предложенный материал включает в себя ряд рекомендаций, которые помогут участникам автодорожных происшествий взыскать со страховых компаний, причитающееся им страховое возмещение в максимально полном размере.

Одним из способов определения размера ущерба, причиненного повреждением транспортного средства в дорожной аварии, является независимая техническая экспертиза по ОСАГО.

От того насколько квалифицированно и качественно эксперт выполнит свою работу, напрямую зависит и размер страхового возмещения, подлежащий выплате потерпевшему.

В настоящее время страховые компании крайне редко выплачивают страховку в размере ущерба, причитающегося по договору обязательного страхования (ОСАГО).

В подавляющем большинстве страховых случаев, страховая выплата занижается в пределах от 30% до 60 % от суммы фактического ущерба, таков тренд.

Иногда эксперт, действующий по заданию страховой компании, при анализе материалов дорожно-транспортного происшествия, усматривает несоответствия, которые позволяют страховщику отказать потерпевшему в страховом возмещении.

Для того, чтобы не остаться с пустым карманом и разбитой машиной, лицам, пострадавшим в ДТП, нужно поближе изучить тему, изложенную в настоящем материале.

Что представляет собой независимая экспертиза по ОСАГО

К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы, относится:

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(далее Закон).

«Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (далее Правила НТЭТС).

«Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П, далее – Единая методика).

Участникам дорожно-транспортных происшествий изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.

В статье 12.1 Закона содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее НТЭТС).

НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления амтс в до аварийное состояние.

Когда назначается независимая техническая экспертиза

Данный вид экспертизы назначается только для определения обстоятельств ДТП и размера страховой выплаты по страховым случаям, урегулированных правоотношениями по ОСАГО.

Экспертиза при необходимости решает две основные задачи:

Определение причин и обстоятельств наступления страхового случая.

Иными словами эксперт-техник отвечает на вопрос о том, в действительности ли транспортное средство повреждено в результате указанного в заявлении страхового случая или имеет место страховое мошенничество.

Читайте также  Что делать после оформления ДТП?

Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при его ремонте.

При необходимости эксперт- техник рассчитывает величину утраты товарной стоимости (УТС), которая подлежит возмещению страховщиком в пределах страховой суммы, указанной в статье 7 Закона.

На практике это выглядит следующим образом.

После дорожного происшествия с участием транспортного средства потерпевший, в установленном порядке обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате.

При этом обязанностью потерпевшего является предъявление страховщику поврежденного транспортного средства в 5 дневной срок (рабочие дни), для осмотра и (или) проведения НТЭТС (п.10.ст.12 Закона).

Если по результатам осмотра поврежденного транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, у страховщика возникнут сомнения относительно обстоятельств ДТП, то в срок до 10 рабочих дней от момента подачи заявления о страховой выплате страховая компания имеет право осмотреть и (или) организовать за свой счет проведение НТЭТС транспортного средства виновника происшествия.

Независимая техническая экспертиза транспортного средства также назначается и проводится в случаях, когда между страховщиком и потерпевшим после совместного осмотра т/с, возникают противоречия в определении обстоятельств его повреждения и размере восстановительного ремонта.

Если страховая компания не осмотрела поврежденное транспортное средство потерпевшего и (или) не назначила проведение НТЭТС, то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться к эксперту-технику, поручив последнему выполнение исследования.

При необходимости независимая техническая экспертиза, после ДТП по ОСАГО может быть назначена повторно. Например, при несогласии потерпевшего с выводами экспертного заключения.

В этом случае потерпевший вправе инициировать повторную НТЭТС. Повторная экспертиза проводится по тем же вопросам, что и первичная, но ее выполнение поручается другому эксперту.

Закон и Правила НТЭТС предусматривают возможность проведения дополнительно независимой технической экспертизы.

Потребность в ее назначении появляется при возникновении дополнительных вопросов, требующих экспертной оценки.

Дополнительная НТЭТС проводится и в случаях вновь открывшихся обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, которые не могли быть изучены и оценены экспертом в первичном заключении.

Кто имеет право выполнять независимую техническую экспертизу

Во всех случаях проведение НТЭТС поручается эксперту-технику или специализированной экспертной организации, в штате которой имеется не менее одного аттестованного эксперта – техника.

Законодательство подробным образом регламентирует требования к лицам, имеющим право на выполнение независимых технических экспертиз по ОСАГО.

Для того, чтобы подтвердить полномочия эксперт должен предоставить заказчику и приложить к своему заключению документы, указанные в перечне:

диплом о профильном высшем образовании;

выписку из государственного реестра экспертов-техников;

копию протокола Межведомственной аттестационной комиссии о профессиональной аттестации;

сведения о повышении квалификации (в обязательном порядке каждые 5 лет).

Таким образом, если экспертиза выполнена лицом, не подтвердившим свои действительные полномочия, то ее можно признавать, как недопустимое доказательство.

Ни в досудебном порядке урегулирования спора, ни при рассмотрении дела в суде, такое заключение не будет иметь юридической силы.

Рекомендации потерпевшим при назначении независимой экспертизы

При обращении к эксперту- технику с заявлением о проведении экспертизы проверьте его действующий статус.

Если эксперт не может предоставить документы (см. перечень), то не тратьте времени и денег, обратитесь к другому эксперту.

Если страховая выплата не соответствует фактическому размеру ущерба, то назначайте повторную НТЭТС, составляйте претензию и направляйте ее вместе с заверенной копией экспертного заключения в страховую компанию.

Оригинал экспертизы может пригодиться для суда.

Подробности в статьях:

Если страховщик оставил претензию без удовлетворения, то подготовьте иск о взыскании суммы страховой выплаты и защите прав потребителя по договору ОСАГО.

Доказательством размера причитающейся истцу страховой выплаты будет являться повторное заключение эксперта-техника, копия которого направлялась ранее с претензией страховщику.

Подробности в статье:

Если при рассмотрении дела по предъявленному иску возникает необходимость в назначении судебной экспертизы, например, при оспаривании заключения страховщика о размере ущерба, то заявляйте ходатайство о проведении судебной экспертизы транспортного средства.

Определение размера страховой выплаты потерпевшему основывается на расчете стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с использованием Единой методики, которая подлежит обязательному применению судебным экспертом.

Эта методика применяется всеми экспертами – техниками. Таким образом, если в первичной экспертизе, назначенной страховой компанией эксперт «намудрил», то судебный эксперт все расставит на свои места.

Подробности в статье:

Если в иске наряду со страховой компанией в качестве ответчика заявлен причинитель вреда — виновник ДТП, то потерпевшему необходимо основывать свои требования к нему на заключении оценщика, использующего при определении ущерба рыночный подход, а не Единую методику.

Базы цен на запасные части и комплектующие изделия, применяемые при расчете по Единой методике, существенно разнятся с рыночными ценами.

Эта разница, по понятным причинам, коррелирует не в пользу потерпевшего.

Из сказанного следует, что для страховой мы назначаем НТЭТС, а для виновника – оценку рыночной стоимости ущерба автомобиля.

Подробности в статьях:

В заключение статьи обращаю ваше внимание, что одной из основных целей, которую ставил перед собой автор, является адаптация читателя к правильному пониманию норм закона путем изложения материала в доступной для восприятия форме.

Более подробная информация по теме содержится в указанных в статье нормативно-правовых актах.

При необходимости в разъяснении вопросов, касающихся независимой экспертизы после ДТП по ОСАГО, обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам.

Комментарии

Задайте нам вопрос

Данная статья подготовлена на основании действующего российского законодательства, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.

Однако каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:

Единый федеральный номер

Москва и область

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП

При рассмотрении различных видов оценочных услуг работы по независимой экспертизе автомобиля после ДТП относятся к самым востребованным. Это подтверждается как отзывами автолюбителей, так и мнением специалистов. Особенную популярность они приобрели с введением ОСАГО.

Данная оценка особенно интересна водителям, уже столкнувшимся с автостраховщиками. С ее помощью можно оценить понесенный урон, выраженный в денежной сумме, чтобы впоследствии потребовать его возмещения от страховой организации или водителя, вызвавшего ДТП.

В этом материале рассматривается, когда и в какие сроки выполняется независимая экспертиза авто, как правильно выбрать исполнителя, а также, во сколько обойдутся автолюбителю услуги эксперта.

Для чего нужна независимая экспертиза автомобиля после ДТП?

Необходимость приглашения независимого эксперта по авто после ДТП может вызываться следующими причинами:

  • для оценки суммы восстановления машины – эта ситуация возникает чаще всего. Поскольку законодательство, регулирующее вопросы автострахования, предусматривает возмещение пострадавшему ущерба при ДТП, независимые эксперты могут привлекаться упомянутым лицом в случае его несогласия с суммой компенсации страховщика. В другом случае – виновником происшествия, если претензии имеются у него (когда сумма ущерба превышает страховые выплаты);
  • чтобы установить причину аварии, при наличии расхождений в свидетельствах ее участников, может проводиться трасологическое исследование. С его помощью можно достоверно установить, где находились автомобили, а также траекторию и характер их движения до столкновения, не вносились ли изменения в расположение машин после аварии, а также удастся выявить водителя, виновного в происшествии;
  • в некоторых ситуациях требуется установить наличие технических возможностей предупреждения аварии. Возможный пример: произошел наезд на пешехода, и водителю требуется доказать, что происшествие случилось по причине неисправности авто, допущенной заводом-изготовителем, некачественного ремонта или обслуживания в сервисном пункте, либо наличия брака в запчасти. Такой вид экспертизы проводится реже двух указанных выше.

Выбор независимого оценщика. На что обратить внимание?

Автолюбители, зачастую, задаются вопросом: где сделать независимую экспертизу автомобиля после ДТП? При выборе оценщика нужно отдать предпочтение организации, имеющей безукоризненную репутацию. Большинство автомобилистов, столкнувшихся с данной проблемой, руководствуются рекомендациями друзей и знакомых, ранее уже воспользовавшихся такими услугами. Но если советчиков не оказалось, на какие моменты нужно обращать внимание, чтобы обеспечить качество выполнения работ, и экспертиза действительно оказалась независимой? Таких критериев несколько:

  1. лучше, если фирма будет специализироваться именно на этом виде деятельности;
  2. о добросовестности сотрудников компании может свидетельствовать предложение предварительно, причем бесплатно, рассчитать величину урона;
  3. в штате организации должно быть не менее одного аттестованного эксперта-техника;
  4. специалисты должны иметь профильное образование и регулярно проходить переподготовку, состоять членами в оценочном СРО;
  5. компания не должна сотрудничать с представителями страховщиков;
  6. о наличии опыта и квалификации говорит срок существования фирмы;
  7. организация должна быть обеспечена современным оборудованием и необходимой базой для проведения работ;
  8. наличие в штате юристов, представляющих интересы клиентов в судебных разбирательствах;
  9. присутствие постоянного офиса и собственного сайта, а не просто электронного почтового ящика;
  10. адекватность стоимости услуг.
Читайте также  Как оспорить судебную экспертизу по ДТП

Чтобы окончательно удостовериться в надежности исполнителя, можно попросить ознакомиться с некоторыми ранее выполнявшимися оценками, и удостовериться в отсутствии ошибок и неточностей в исполнительной документации.

Некоторые критерии могут быть проверены онлайн:

  • аккредитация эксперта – на сайте РСА;
  • убедиться в отсутствии фирмы в списке предприятий, включающих дисквалифицированных лиц, а также добросовестность в уплате налогов на портале Налоговой службы;
  • организация должна присутствовать в едином реестре плательщиков налогов, и в ее офисе не должны быть зарегистрированы другие фирмы.

Это лишь некоторые из возможных проверок, но их проведение позволит убедиться в надежности экспертной компании.

Обеспечение качества при независимой оценке автомобиля после ДТП требует привлечения высококвалифицированных исполнителей, поэтому она не может иметь малую стоимость. На это также нужно обращать внимание.

Сроки и стоимость проведения независимой экспертизы

Если нужна экспертиза по страховому полису ОСАГО, то необходимо ознакомиться с информацией из Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В соответствии с данным законом, если у виновника дорожно-транспортного происшествия заключен договор ОСАГО, а пострадавший подал заявление, то страховая компания виновного лица в течение 5 рабочих дней обязана провести (то есть организовать) автотехническую экспертизу.

Если проведение экспертизы страховщиком продливается (затягивается), пострадавшая в ДТП сторона, имеет право обратиться с заявлением на проведение независимой экспертизы в оценочную компанию на свой выбор.

В таком случае отчет о результатах независимой автоэкспертизы необходимо предоставить в страховую компанию виновника ДТП.На длительность выполнения работ чаще всего влияет их сложность, место проведения осмотра, масштаб повреждений автомобиля, доступность информации о его запасных частях и пр.

В среднем продолжительность выполнения составляет до четырех дней. По итогам экспертизы клиент получает отчет, содержание которого должно соответствовать требованиям ст. 11 ФЗ №135 от 29.07.1998г.

Этот же документ регламентирует требования к исполнителю.

Важно! Содержание отчета о проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП регламентируется требованиями законодательства.

Независимую экспертизу после ДТП характеризует такой порядок проведения:

  1. Предварительная телефонная консультация;
  2. Уточнение обстоятельств происшествия;
  3. Согласование по вызову на объект всех участвующих сторон;
  4. Оформление договорных отношений;
  5. Оплата работ;
  6. Вызов на проверку участников телеграммой;
  7. Осмотр авто, сопровождающийся фото документированием, описью результатов;
  8. Расчет стоимости восстановления;
  9. На заключительном этапе оформляется отчет и передается автовладельцу.

Сколько может стоить проведение экспертизы авто независимыми специалистами?

Уровень цены колеблется в пределах от трех до восьми тысяч рублей, учитывая вышеуказанные условия. Соответственно, оценка грузовика или автобуса обойдется дороже легкового автомобиля. Играет роль расстояние между расположением оценщика и местом ДТП, вид проводимой экспертизы. Цена может иметь некоторые различия в зависимости от организации-исполнителя.

Не стоит пользоваться услугами компании, предлагающей заведомо заниженные расценки. Это может говорить о недостаточной квалификации экспертов, также возможно последующее повышение стоимости услуг на заключительном этапе.

Внимание! При низкой стоимости работ по экспертизе автомобиля после ДТП независимыми специалистами может не быть обеспечен достаточный уровень квалификации исполнителей.

Кратко подытоживая сказанное, можно отметить, что правильный выбор независимого оценщика автомобиля после ДТП очень важен для обеспечения полного возмещения понесенного ущерба. Поэтому к данному вопросу нужно подходить взвешенно, учитывая все сопутствующие обстоятельства, и при этом полагаться не только на мнение знакомых, но и на результаты собственного анализа, в соответствии с указанными выше рекомендациями.

Проведение независимой экспертизы после ДТП

Юридическая консультация по автомобильному праву

Похожие темы по автомобильному праву

  • Что будет, если не заметил ДТП и уехал
  • Обоюдная вина в ДТП
  • Как обжаловать штраф по камере
  • Консультация юриста по ДТП: быстро, удобно, надежно, бесплатно
  • Взыскание ущерба с виновника ДТП
  • Какой штраф, если не вписан в страховку

Показать еще 2

Проведение автотехнической экспертизы ДТП относится к распространенному виду экспертных услуг, проводящихся в процессе рассмотрения дел, связанных с ДТП и тех. состоянием автотранспорта.

В каких случаях необходима экспертиза ДТП?

Итогом процедуры расследования аварии является установление виновного. Процесс сложный, если ни одна из сторон не хочет брать вину на себя.

Дальнейшее возмещение вреда виновной стороной и доказывание ущерба пострадавшим − определяет наличие спорных отношений.

Правоприменительная практика свидетельствует, что результат установления виновного лица при расследовании обстоятельств аварии не всегда объективен. Для их определения нужно владение специальными знаниями. Это обуславливает необходимость помощи экспертов.

  1. Вина водителя, совершившего ДТП, устанавливается следователем или дознавателем. Только эксперт определяет и достоверно устанавливает обстоятельства дела и подсчитывает размер ущерба.
  2. Независимая экспертиза ДТП помогает сотрудникам ГИБДД в определении виновного, установлении фактов для разрешения дела и выяснения причин аварии. Они смягчают либо отягощают вину водителя, помогают в выявлении других лиц, причастных к дорожному происшествию. Их вина не всегда очевидна (например, дорожная служба).

Проведение независимой экспертизы после ДТП сопровождается исследованием всех обстоятельств, которые служат правовым фундаментом для вынесения решения судом или следственным органом. Предоставленная информация проверяется на подлинность. Проводятся иные необходимые действия следственными органами или судом, назначившие судебную экспертизу.

С ее помощью решается такой вопрос, как: выяснение размера убытка, нанесенного ТС в результате аварии. До полного обследования происходит осмотр неисправного автомобиля, анализируется объем причиненных повреждений.

В результате проведенной экспертизы определяется сложность ремонта авто и технических работ по восстановлению ТС и их стоимость.

Когда спор нельзя разрешить без экспертизы

Проведение экспертизы после ДТП осуществляется, когда разрешить спор, не привлекая специалиста − сложно, а причиненный ущерб велик. Этот факт, вместе с несговорчивостью пострадавшей стороны − усугубляет дело.

Круг задач по судебной автотехнической экспертизе большой:

  1. Анализ сложных ситуаций, появляющихся при ДТП.
  2. Разрешение споров с привлечением специалистов, обладающих автотехническими знаниями.
  3. Определение размера материального ущерба, когда потерпевший не согласен на досудебное урегулирование вопроса.

Виды экспертиз

Исходя из целей, методик и объектов автотехнические экспертизы при ДТП подразделяются на виды:

  • анализ обстоятельств происшествия;
  • экспертиза тех. состояния авто;
  • транспортно-трасологическая экспертиза оставшихся после ДТП следов (на том месте, где произошла авария, на ТС);
  • анализ дорожного полотна;
  • автотовароведческая экспертиза (оценивает стоимость ТС и ремонта, необходимого, чтобы восстановить авто после ДТП).

Часто появляются вопросы, которые обуславливают необходимость постановки задач эксперту. Они относятся к разновидностям экспертиз.

Целесообразно отмечать в постановлении о проведении экспертизы автомобиля после ДТП, ее наименование, к примеру, «автотехническая экспертиза».

Срок проведения экспертизы ДТП

Для пострадавшей и виновной стороны важен срок, когда проводят экспертизы. Он регламентирован требованиями, установленными законодательством РФ.

При наличии у виновника происшествия полиса ОСАГО, и если пострадавший в аварии подал подготовленные для экспертизы документы, страховщик осуществляет автоэкспертизу на протяжении 5 рабочих дней.

Затягивание страховщиком сроков негативно сказывается на процессе расследования. Пострадавший участник может обратиться к независимому автоэксперту. Он находит компанию, которая оценивает убыток от повреждений автомобиля. Официальный отчет отправляется в страховую для получения возмещения.

Когда заинтересованное лицо самостоятельно проводит экспертизу и другие мероприятия, важно соблюдать порядок действий. Нельзя пропускать сроки отправки отчета участникам процесса, включая страховую компанию.

Лицам, проживающим в одном городе, уведомление подается за 3 дня до ее проведения. В остальных случаях срок составляет 6 дней. День, когда отправляется уведомление по почте учитываться не должен, как и день проведения осмотра. Полученные результаты предоставляются заинтересованному лицу в установленные сторонами сроки — около 10 дней.

Проведение судебной экспертизы ТС

Цель судебной автоэкспертизы — выявление технического состояния авто, установление обстоятельств и полной картины ДТП.

Только экспертам с лицензиями и разрешительными документами доверяют проведение судебной экспертизы. Основанием для нее является постановление суда, где указываются вопросы для эксперта. Важны сроки и особенности ее проведения. Суд выносит решение, опираясь на полученные результаты.

Судебная экспертиза автомобиля назначается судом в случаях, когда предоставленное экспертное заключение независимой экспертизы — неполное. А также, когда в материалах дела находятся два заключения с противоположными выводами.

Предмет исследования автоэкспертизы:

  • техническое состояние ТС, а также агрегатов деталей и узлов автомобиля;
  • причины, по которым вышел из строя какой-либо узел или агрегат автомобиля;
  • качество ранее проведенного ТО или ремонта автомобиля;
  • установление причин, а также обстоятельств, в результате чего нанесен вред ТС (таким может быть непосредственно ДТП);
  • определение стоимости восстановления и дефектов ТС и др.

Окончательный перечень вопросов и кандидатуру эксперта для проведения судебной автоэкспертизы — устанавливает суд.

Судебная экспертиза необходима, когда возникают споры между пострадавшим в ДТП лицом и страховщиком. Решение о ее проведении судья принимает на свое усмотрение, либо при наличии соответствующего ходатайства процессуальных сторон и правовых оснований для этого.