Трассологическая экспертиза после ДТП что это такое

Порядок проведения и стоимость трассологическая экспертиза после ДТП

Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП. Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.

Задачи трасологической экспертизы

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

Когда проводится трасологическая экспертиза

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Для чего необходима трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

Какие вопросы решает трасологическое исследование

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

Какие обстоятельства ДТП устанавливает трасологическая экспертиза

Ежегодно в России происходят десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых причиняется значительный вред здоровью, а порой и жизни человека. Для предупреждения аварий проводятся профессиональные расследования: выявляются причины происшествий и факторы, им способствующие. Одним из видов специальных исследований является трасологическая экспертиза при ДТП, которая помогает ответить на ряд сложных вопросов.

Что это такое

Трасологическая экспертиза при ДТП – это один из разделов криминалистики, который занимается изучением механизма дорожного происшествия по оставленным следам. Для воссоздания полной картины аварии рассматриваются причины образования тех или иных следов, оставленных автомобилем на поверхности асфальта. Это могут быть следы от торможения, заноса, аварийной блокировки колес, буксирования и скольжения транспортного средства.

Трасологическая экспертиза (ТЛЭ) производится не только при ДТП. Конкретно случаями аварий на дорогах занимается транспортно-трасологический отдел. Объектами изучения являются транспортные средства, которые стали участниками ДТП, или факторы, косвенным образом повлиявшие на произошедшее событие:

  • допущенные водителями нарушения Правил дорожного движения;
  • погодные условия, способствовавшие ДТП;
  • техническая неисправность автомобиля;
  • неправильная эксплуатация автотранспортного средства.

Помимо допущенных при столкновении серьезных нарушений принимаются во внимание и совсем незначительные, на первый взгляд, факторы. Это могут быть небольшие слепки или оттиски следов протекторов, осколки от стекол внешних световых приборов, поврежденная одежда, ссадины и кровоподтеки пострадавших.

Для чего используется

Трасологическая экспертиза при ДТП воссоздает схему движения автомобилей, ставших участниками аварии. Это необходимо для получения более полного объема информации о случившемся, исследования самих автомобилей и оставленных ими следов. Позволяет ответить на многие вопросы о виновности того или иного участника ДТП.

Цели проведения экспертизы:

  • Идентифицировать автомобиль по следам на месте столкновения.
  • Определить принадлежность отдельных частей конкретному автомобилю.
  • Установить отношение повреждений, имеющихся на автомобиле, к произошедшему.

Трасологическая экспертиза призвана решать целый перечень вопросов, начиная с причин происшествия и заканчивая его последствиями. Устанавливает, действительно ли повреждения произошли во время ДТП или были нанесены ранее.

Вопросы ТЛЭ

Часто для того, чтобы разрешить споры и разногласия между участниками ДТП, необходимо обратиться к эксперту-трасологу. Он может помочь получить ответы на вопросы, возникающие в следующих ситуациях:

  • Сложно определить виновность участников ДТП. Результат проведенных исследований даст ответ на этот вопрос.
  • Страховая компания отказалась выплатить денежную компенсацию на ремонтно-восстановительные работы. По требованию страховых компаний может проводиться повторная независимая трасологическая экспертиза при ДТП.
  • Предъявлен иск на материальное возмещение ущерба. Очень часто лица, требующие материального возмещения, могут быть причастны к различного рода мошенничествам. В таких случаях заключение транспортно-трасологической экспертизы поможет раскрыть правонарушение. При этом эксперту необходимо сопоставить повреждения авто с заявленными условиями их возникновения и разъяснить сторонам возможность такого события.

Восстановление картины ДТП

Аварийные ситуации на дорогах в XXI веке – явление скорее повседневное, чем исключительное. Независимо от тяжести последствий, прежде всего необходимо воссоздать объективную картину дорожного происшествия.

Несмотря на то что скорости автомобилей растут, современная трасология ДТП по-прежнему использует:

  • записи с видеорегистраторов соседних автомобилей;
  • видеопленки с камер наружного наблюдения, установленных на прилежащих к месту происшествия зданиях;
  • опрос всех очевидцев аварии, кто оказался неподалеку.

Кто проводит и для чего это нужно

Трасологическая экспертиза при ДТП может проводиться комиссией экспертов во время предварительного расследования. Судебная экспертиза назначается по поручению государственных или ведомственных органов или проводится по инициативе одной из сторон, заключившей договор страхования.

В зависимости от сложности дорожного происшествия в комиссию назначаются два или более специалиста. Может быть назначена и комплексная экспертиза, которую проводят специалисты разных направлений.

Работа экспертов начинается с формулировки целей и задач, формирования списка вопросов, на которые необходимо ответить. После подписания договора на проведение исследования специалист приступает к изучению дела. При необходимости запрашивает дополнительные документы и материалы, проводит все необходимые анализы, делает самостоятельные выводы и отвечает на поставленные вопросы.

Эксперт имеет полное право на повторный опрос участников ДТП, обвиняемых, потерпевших, свидетелей.

Что необходимо для ТЛЭ

Для проведения независимой экспертизы трасологу нужно получить необходимый объем информации. Затем в воображении или на компьютере смоделировать последовательность произошедших на дороге событий и дать правильное профессиональное заключение.

Для выявления всех обстоятельств случившегося трасолог осматривает автомобили, принимавшие участие в ДТП, а также пользуется различными материалами.

Существует определенный перечень документов, который поможет справиться с поставленными задачами:

  • схема места происшествия, составленная сотрудниками ГИБДД или самими участниками;
  • протокол осмотра, составленный сотрудником правоохранительных органов;
  • фотоматериалы ДТП;
  • видеоматериалы с камеры наблюдения, отвечающие требованиям судебной фотофиксации;
  • справка о ДТП, составленная сотрудниками ГИБДД;
  • протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства.

Этот перечень не может быть окончательным, потому что количество исходных данных определяется исключительно теми задачами, которые стоят перед специалистом.

Трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии позволяет обойтись без визуального осмотра поврежденных транспортных средств.

К сожалению, не всегда такое заключение специалиста принимается безоговорочно принимается страховой компанией как основание для выплаты средств на проведение ремонтно-восстановительных работ.

Читайте также  Попал в ДТП что делать дальше?

Сколько стоит экспертиза

Для подавляющей массы автомобилистов этот вопрос не теряет актуальности. Существует мнение, что нет никакого смысла тратиться на эксперта, потому как сотрудники ГИБДД за эту работу получают зарплату. Но не стоит торопиться, принимая такое мнение на веру.

В реальной ситуации при поверхностном анализе происшествия виновником может быть назван и потерпевший водитель. В таком случае он понесет значительные материальные издержки. Поэтому более сложное исследование места аварии с помощью профессионального эксперта оправдает все финансовые вложения.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП в разных экспертных организациях существенно отличается. Полный пакет услуг может стоить от 3 000 рублей и выше. В обеих наших столицах, Санкт-Петербурге и Москве, прейскурант выглядит следующим образом:

  • выезд эксперта-техника стоит от 500 до 1 000 руб.;
  • составление акта осмотра (с фото) – 1 000 руб.;
  • общий подсчет стоимости восстановительных работ – от 3 000 до 8 000 руб.

К дополнительным услугам относятся:

  • доставка актов заказчику – 500 руб.;
  • составление претензии для страховой компании – от 2 000 до 3 000 руб.;
  • юридическое сопровождение клиента в суде – от 5 000 до 25 000 руб.

Цена трасологической экспертизы после ДТП в столице сильно отличается от цены в других городах России. Например, в Тюмени она не выше 8 000 руб., в Волгограде – 7 000, в Твери и Костроме – не более 6 000 руб., Казани, Калуге, Перми и Белгороде – не более 5 000 руб.

Чтобы самостоятельно узнать, сколько стоит трасологическая экспертиза при ДТП, достаточно зайти на федеральный сайт https://ceur.ru/services/ozenka/

Заключение ТЛЭ

Заключение заверяется подписями экспертов и печатью экспертной организации. Оно имеет доказательную силу и может использоваться в качестве документа в судебном заседании. При необходимости эксперт-трасолог выступает в суде с дополнительными разъяснениями относительно составленного и выданного им заключения.

Как может выглядеть пример трасологической экспертизы после ДТП? Такой документ, представляющий мнение и выводы эксперта, содержит следующие пункты:

  • Подпись специалиста, подтверждающая его согласие на проведение работы.
  • Заключение эксперта, основанное на таких моментах:
    • исходные данные (обстоятельства дорожного происшествия);
    • сформулированные вопросы;
    • список используемой литературы;
    • собственное исследование специалиста;
    • выводы на основе исследования.

Трасологическая экспертиза – что она определяет при ДТП: Видео

Трасологическая экспертиза при ДТП

В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее назначать, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.

Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.

При столкновении между собой, на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.

Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.

Исследование всей совокупности следов, дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.

Изучение следов аварии, в целях расследования ее причин и обстоятельств, входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.

Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП

Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.

Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.

Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.

Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.

Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшемся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.

Статьи в помощь:

Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.

Без следов не может быть никакой трасологии.

Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.

В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы, можно выделить три группы вопросов.

Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:

к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?

какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?

принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?

возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?

Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:

являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями конкретного транспортного средства?

не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах?

Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:

принадлежат ли следы данному транспортному средству?

одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?

Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.

Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.

Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).

Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).

Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия экспертным расчетам?

Определить место наезда на пешехода (препятствие).

Какова последовательность столкновения АМТС?

Какими частями АМТС произошло контактное взаимодействие?

Определить угол столкновения АМТС?

Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?

Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».

Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.

Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизма и обстоятельствам дорожно- транспортного происшествия.

Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП

Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако, оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).

Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.

Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Статья в помощь:

По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.

Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».

Статьи в помощь:

В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть сложна для ряда наших читателей.

Конечно же все рекомендации носят сугубо общий характер.

Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.

Комментарии

По закону любая экспертиза, проводимая по делу об административно м правонарушении должна проводиться , условно говоря, бесплатно. Что не исключает проведение экспертизы за счет стороны. Расходы оплачивать должен бюджет, однако на практике судьи часто задают вопрос о том, будет ли лицо, заявившее ходатайство оплачивать экспертизу.
Рекомендуем заявлять ходатайство в котором указать, что оплату услуг эксперта возложить на бюджет.

Здравствуйте.
Альберт, все вопросы, которые Вы задаете, появились из-за того, что дознаватель нарушил кое-какие процессуальные нормы, при производстве по делу.
Если постановление от 14.11. 16 г., было отменено, то почему Вас не привлекли к участию при рассмотрении жалобы на основании которой постановление отменили, почему не выдали копию решения об отмене постановления, которое кстати Вы, как потерпевший могли обжаловать.
Далее, если по делу назначается экспертиза, то дознаватель обязан был вынести определения о её назначении и ознакомить Вас с ним. Из этого определения Вам бы стало известно какая это экспертиза, какие вопросы поставлены перед экспертом, в каком экспертном учреждении назначено проведение экспертизы, какой срок экспертизы и прочее.

Что делать?
Идите к дознавателю, заявляйте ходатайство об ознакомлении с материалами дела, копируйте их и знакомьтесь, после чего у Вас не останется никаких вопросов, но не факт, что не появятся новые вопросы.
Поврежденный автомобиль до окончания административно го расследования и выполнения процедуры осмотра транспортного средства страховщиком, не ремонтируйте.

Читайте также  Что делать если виновник ДТП не застрахован

Здравствуйте, цитирую предыдущий ответ: «Относительно возможности установить причастность автомобиля к ДТП — да, возможно, если имеются следы столкновения (деформации) на транспорте или хотя бы хорошие фотографии поврежденных элементов автомобилей».

Если автомобиль отремонтирован, то следов нет, а значит нет и возможности доказать причастность транспортного средства к ДТП.

разговаривала по телефону, допускаю что дверь могла быть закрыта на первое положение, т.е. мог быть зазор . Мимо меня пронесся трал (Маз который перевозил экскаватор, крепящийся к платформе крюками, которые несколько выходят за пределы платформы. Маз пронесся так, что, Вероятно задев крюком ручку двери сначала дверь приоткрылась, потом при ветре
и маленьком расстоянии между нашими авто расхлебенилась вовсе и соответственно маз прочесал водительскую дверь распахнув ее, а долго ее коверкав всей длиной своей платформы в конце вообще ее выгнул немного вперед, повредив заодно при этом и крыло. Впереди через 30 метров был пешеходный переход, на котором водитель маза остановился, а потом поехал дальше. Мои звуковые сигналы при этом проигнорировав. Звоню в гаи, через энное время приезжает дознаватель замеряет положение моего автоприоткрыта но не замеряет ширину всей дороги, разметка вообще отсутствует! Через время находят этот маз, который уже далеко, только через двое суток его предоставили для осмотра (естественно уже в другом месте, а не на месте дтп). Дознаватель поковырявшись в моем замке и осмотрев петлю

делает заключение что я открыла дверь в момент когда на уровне водит.двери уже ехал маз. (Крючек немного внутри обшивки поменял положение,петля цела) Те виновата я п.12.7 пдд. То что второй участник скрылся вообще ерунда

он не видел и не слышал моих сигналов! Те ему никакой ответственности , а мне штраф и ремонт за свой счет. Я подала хадатайство о проведении трасологической экспертизы в рамках данного адм.дела. Вопрос

какие вопросы мне необходимо внести на рассмотрение? Если все-таки эксперт даст заключение что дверь была открыта или приоткрыта, те в итоге признают мою вину, может ли хозяин маза подать на меня в суд об упушенной выгоде и возмещении каких-то убытков (тк трал постоянно работает на перевозах) и чтоб вернуть на место экскаватор и вести его обратно для предоставления на экспертизу тоже им понесутся расходы. Или это его проблемы?

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Читайте также  Судмедэкспертиза после ДТП как проводится

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Заключение трасологической экспертизы

Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.

Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.

Необходимость трасологической экспертизы после ДТП

При невозможности урегулирования конфликта по аварийной ситуации, в результате которой получены серьезные механические повреждения автомобилей или нанесен вред здоровью, водители должны вызвать сотрудников ГИБДД. Для установления обстоятельств дорожного происшествия в ходе судебного разбирательства делается запрос на проведение транспортно-трасологической экспертизы по делу о ДТП. Криминалистическая процедура назначается для определения действий водителей до момента столкновения.

Что такое трасологическая экспертиза

Изучение следов на месте дорожного происшествия проводится в рамках расследования обстоятельств аварийной ситуации. Водители, не знающие, что такое трассологическая экспертиза после ДТП, не имеют представления об особенностях транспортного осмотра. Исследование направлено на разбор отпечатков шин. Сложные расчеты позволяют воссоздать механизм дорожного инцидента и установить последовательность действий автомобилистов, причинно-следственную связь между управлением транспортным средством и результатами столкновения.

В каком случае назначается

Трасологическая экспертиза после ДТП проводится для реконструкции событий, при несовпадении показаний участников аварии и очевидцев, для доказательства вины водителя, определения соответствий повреждений на автомобиле обстоятельствам происшествия, установления механизма столкновения, обжалования приговора.

Важно знать! Исследование назначается, если страховая компания отказывает в возмещении компенсации или начисляет сумму ущерба, не соответствующую действительным механическим повреждениям.

Кто проводит

Автовладелец, попавший в аварийную ситуацию, должен оповестить о случившемся страховщика. Сотрудник компании приезжает на место дорожного происшествия и исследует обстоятельства инцидента. Криминалистическая процедура может проводиться и на этапе судебного разбирательства. Экспертиза осуществляется квалифицированным трасологом. Водитель вправе обратиться в независимую оценочную компанию. Для проведения осмотра специалист должен иметь соответствующую квалификацию.

Какие вопросы решает

В рамках исследования определяются ход произошедших событий, подробности дорожно-транспортного инцидента. Объектами осмотра являются автомобили, отпечатки шин, следы, оставленные при контакте с другой машиной в момент столкновения, фотоматериалы и иные вещественные доказательства. Основные вопросы для трасологической экспертизы ДТП:

  • установление времени инцидента;
  • создание модели действий автовладельцев в момент аварии;
  • выяснение обстоятельств нанесения механических повреждений;
  • подтверждение или опровержение получения дефектов в конкретной аварийной ситуации;
  • сопоставление действий водителей и последствий происшествий;
  • определение виновника столкновения.

В рамках трасологической экспертизы при ДТП вопросы экспертам касаются групповой принадлежности автомобилей: модели шин, соответствие оставленных следов колесам поврежденных транспортных средств. Специалисты исследуют частичные детали, найденные на месте происшествия, для установления целого материала (краска, осколки осветительных приборов). Эксперты по обнаруженным отпечаткам могут определить механизм аварийной ситуации, место инцидента и первичного столкновения.

Порядок проведения

Назначение экспертизы инициирует следователь в ходе досудебного расследования. Автовладельцы и представители страховой компании в частном порядке могут провести независимую оценку обстоятельств дорожного инцидента. Этапы осуществления трасологического осмотра:

  1. Выбор коммерческой организации.
  2. Сбор документов.
  3. Приглашение эксперта для осмотра места аварийной ситуации.
  4. Осмотр транспортного средства.
  5. Моделирование ситуации.
  6. Проведение расчетов.
  7. Составление заключения.

Совет! При выборе оценщика необходимо учитывать опыт работы, наличие страховки профессиональной ответственности, отзывы клиентов. Сотрудники должны иметь документы на право осуществления экспертной деятельности, бумаги, подтверждающие образование и прохождение аттестации.

Какие документы необходимы

Специалистам для осуществления исследования требуются материалы, подтверждающие дорожное происшествие. Основные документы, необходимые для трасологической экспертизы:

  • схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД;
  • протокол аварии;
  • постановление об административном правонарушении;
  • свидетельские показания;
  • видеозапись с регистраторов;
  • акт проверки технического состояния транспортных средств.

Автовладельцы должны предоставить документы на автомобиль: свидетельство о регистрации, технический паспорт, водительское удостоверение. Также они вправе подать фотоматериалы, сделанные участниками и очевидцами дорожно-транспортного происшествия. В рамках исследования эксперты могут сделать запрос на получение отдельных видов документов, дающих представление об обстоятельствах случившегося.

В какой период проводится

Экспертиза, назначаемая сотрудником правоохранительных органов, может осуществляться на любом этапе досудебного расследования.

Совет! Для разбора отпечатков шин на месте столкновения следует проводить осмотр сразу после возникновения аварийной ситуации во избежание повреждения и деформации предметов исследования по причине изменения погоды.

Экспертиза транспортного средства возможна и в другое время при условии неиспользования автомобиля после дорожного инцидента.

Стоимость исследования

До назначения осмотра водители хотят знать, сколько стоит трасологическая экспертиза при ДТП. Цена зависит от количества поставленных вопросов перед специалистом, срочности составления заключения, сложности проводимых работ, региона нахождения компании. Пакет услуг может включать выезд эксперта на место дорожного происшествия, оформление предварительного акта, приблизительный расчет, помощь в составлении претензии к страховщику. Средняя стоимость процедуры по России — от 5000 рублей.

Результаты экспертизы

После проведения осмотра эксперт составляет отчет на основании полученных документов, фактических материалов дела, вещественных доказательств, свидетельских показаний. Итоговая рецензия состоит из вводной, исследовательской, заключительной части.

Важно знать! В отчете указываются сведения специалиста, перечень исходных данных, ответы на представленные вопросы, инженерные расчеты с учетом справочной информации. Автовладельцы вправе оспаривать решение и подавать ходатайство по образцу на дополнительную или повторную экспертизу при противоречивости или неоднозначности выводов, нарушении законодательства, предоставлении неполных сведений.

Транспортно-трасологическая экспертиза направлена на изучение следов, оставленных на месте аварии. Установление причинно-следственной связи между действиями автовладельцев и автомобильными отпечатками позволяет восстановить обстоятельства инцидента, определить степень вины каждого участника ДТП в суде.