Виновник ДТП не признает вину порядок действий

ВС РФ: виновность в ДТП не всегда дает основание для привлечения водителя к полной материальной ответственности

nejron / Depositphotos.com

До Верховного Суда РФ дошел спор о привлечении работника к полной материальной ответственности за причиненный работодателю ущерб.

Согласно материалам дела работник был принят на работу водителем-экспедитором, с ним был заключен договор о полной материальной ответственности за вверенное ему работодателем имущество. Управляя принадлежащим работодателю транспортным средством, работник совершил наезд на другой автомобиль. Хотя работник и был признан виновником ДТП, допущенное им нарушение пункта 10.1 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» не образовывало состава административного правонарушения, в связи с чем к административной ответственности он привлечен не был (Определение Верховного Суда РФ от 13 января 2020 г. № 78-КГ19-54).

Второй участник ДТП обратился с иском к организации-владельцу транспортного средства виновника с целью компенсации ущерба. Решением суда данные требования были удовлетворены, с организации была взыскана сумма ущерба. В свою очередь, организация обратилась в суд с требованием о взыскании в порядке регресса со своего работника выплаченных в пользу третьего лица денежных сумм.

Хотя работник указывал на отсутствие оснований для привлечения его к полной материальной ответственности и на незаконность заключенного с ним договора о полной материальной ответственности, судьи первых двух инстанций требования работодателя удовлетворили. Они основывались на доказанности вины работника в ДТП и, как следствие, в причинении ущерба работодателю, а заключение договора о полной индивидуальной материальной ответственности признали правомерным ввиду того, что занимаемая работником должность предусмотрена Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.

Однако Верховный Суд РФ с выводами судов нижестоящих инстанций не согласился и пояснил, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Так, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом (п. 6 ч. 1 ст. 243 Трудового кодекса).

Обязательным условием для возложения на работника полной материальной ответственности в силу данной нормы является вынесение соответствующим уполномоченным органом в отношении работника постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью. Поскольку такого постановления в отношении работника уполномоченным органом не выносилось, вывод судебных инстанций о наличии оснований для возложения на работника материальной ответственности в полном размере со ссылкой на наличие его вины в ДТП не может быть признан правомерным.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Отверг Верховный Суд РФ и довод о наличии заключенного между сторонами договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Хотя должность экспедитора действительно поименована в Перечне должностей, по которым может заключаться договор о полной материальной ответственности, однако в данном случае ущерб был причинен в результате нарушения, допущенного работником при выполнении именно его обязанностей водителя. А работы по управлению транспортным средством и должность водителя не включены в Перечень.

В итоге Верховный Суд РФ решения судов нижестоящих инстанций отменил, дело направил на новое рассмотрение.

Виновник ДТП не признает свою вину

Одно из самых неприятных последствий ДТП — ущерб, нанесенный транспортному средству. Возмещение этого ущерба в большинстве случаев является обязанностью страховых фирм. Ущерб пострадавшей стороне возмещается за счет средств страховой компании виновника аварии. Однако определить этого виновника не всегда просто.

Как поступить, если инициатор аварии отказывается от ответственности?

Но до приезда дорожной полиции лучше провести свое собственное небольшое расследование обстоятельств ДТП, а именно:

  • Попробовать разыскать свидетелей с места аварии, расспросить их и записать их личные данные (чтобы в дальнейшем при необходимости вызвать в суд). Если дело об аварии дойдет до суда, то эти свидетели смогут дать показания непосредственно на судебном заседании или зафиксировать их на бумаге;
  • Проверить, не была ли авария заснята на камерах наружного видеонаблюдения, которые устанавливаются не только на дорогах, но и возле торговых или офисных центров и даже около некоторых многоквартирных домов.

Ни в коем случае не стоит пытаться переубедить инициатора аварии самостоятельно. Если человек не желает признавать свою вину, то давление на него и угрозы в его адрес могут впоследствии лишь навредить пострадавшей стороне, вплоть до административной или уголовной ответственности. А получить возмещение от виновника при этом все равно не получится.

Порядок действий по определению виновника ДТП

По большому счету сотрудники ГИБДД при составлении протокола ДТП не вправе определять его виновника. Они лишь удостоверяют факт дорожно-транспортного происшествия, случившегося в результате нарушения ПДД, а затем применяют к нарушителю соответствующее наказание. Но в точности определить виновника аварии может лишь суд, рассмотрев дело со всех возможных сторон и воспользовавшись показаниями свидетелей и прочими материалами.

В общем случае порядок действий по выявлению виновника аварии, если никто из водителей не берет на себя ответственность за ДТП, выглядит так:

  1. Сотрудники дорожной полиции разбирают все обстоятельства происшествия и составляют протокол, после чего на руки всем участникам аварии выдаются справки о ДТП. В этих справках обычно не указывается, кто именно является виновником аварии;
  2. Если инспекторы ГИБДД в ходе разбирательств приходят к заключению, что в аварии никто не виноват, то дело о ДТП закрывают. Никто не наказывается, а все участники аварии лишь получают на руки справки о ДТП, которые затем передаются страховщику;
  3. Если кто-либо из участников аварии не согласен с мнением дорожных инспекторов об обстоятельствах аварии, то он имеет право подать иск в суд с целью выявления истинного виновника происшествия;
  4. К иску потребуется приложить все необходимые документы, имеющие отношение к ДТП — протокол об административном правонарушении, справка из ГИБДД, результаты различных экспертиз, свидетельские показания, данные с видеокамер и прочее;
  5. Суд, ознакомившись со всеми материалами дела, может либо согласиться с решением сотрудников ГИБДД о степени виновности того или иного участника дорожного движения (тогда дело будет закрыто), либо не согласиться. В последнем случае будет назначено повторное расследование обстоятельств ДТП, заказаны технические экспертизы, опрошены свидетели;
  6. После проведения всех необходимых процедур суд вынесет свое решение о виновности того или иного участника ДТП. Это решение может подтвердить позицию ГИБДД, а может и опровергнуть ее;
  7. С судебным решением уже можно обращаться к страховщику для получения страховой компенсации полученного ущерба в рамках полиса ОСАГО. Если в аварии виноваты оба водителя, то они вправе рассчитывать только на частичную компенсации, сообразно собственной вине в случившемся.

Сопутствующие документы

Если водитель не хочет признавать свою вину, то это еще не значит, что ему удастся уйти от ответственности. Существует множество документов, которые полностью или частично подтверждают вину одного из участников ДТП. К ним относятся:

  • протокол с места происшествия, составленный инспектором ГИБДД;
  • постановление об административном правонарушении или заключение, содержащее в себе описание действий одного из водителей, которые в дальнейшем могут послужить основанием для его привлечения к уголовной ответственности;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия параллельно с протоколом;
  • заполненный бланк извещения о ДТП, который всегда выдается в нескольких копиях страховой фирмой, в качестве приложения к договору страхования ОСАГО;
  • заполненный бланк Европротокола, если обстоятельства аварии позволили уладить дело без участия сотрудников ГИБДД (при незначительном ущербе и отсутствии пострадавших).
Читайте также  Как правильно составить схему ДТП самостоятельно

В других документах, таких как протокол или постановление об административном правонарушении, виновник ДТП всегда указывается. Максимум, что он может сделать — поставить в них отметку о своем несогласии с инспектором ГИБДД. Это поможет в дальнейшем оспорить свою виновность в судебном порядке.

Виновник дает противоречивые показания

Нередки ситуации, когда водитель сначала признает свою вину, а после столь же легко отказывается от первоначальных показаний. Причин на такое поведение множество. Самая банальная — стресс, который испытывают водители после ДТП, не всегда позволяющий быстро и адекватно оценить обстоятельства произошедшего.

Судебные разбирательства по поводу того, за каким водителем имеется вина в ДТП, могут длиться очень долго, поэтому в большинстве случаев лучшим решение будет попытаться мирно договориться с виновником аварии (если его вина все-таки очевидна и практически не вызывает сомнений).

Чтобы у виновника было меньше шансов избежать ответственности, стоит очень внимательно подходить к подписанию протокола и других документов, касающихся обстоятельств аварии. А лучше всего заручиться соответствующими показаниями свидетелей, данными видеокамер, видеорегистраторов или фотоаппаратов.

Когда водитель становится виновным в совершенном правонарушении

Дорожно-транспортное происшествие практически всегда сопровождается стрессом для водителя, независимо от наличия вины в его действиях. Выясним, с какого момента лицо считается виновником аварии, и кто устанавливает виновность.

  1. Презумпция невиновности
  2. Что свидетельствует о признании вины
  3. Срок на обжалование
  4. Особенности вынесение наказаний за правонарушения, которые зафиксированы видеокамерами
  5. Кто определяет виновность в ДТП

Презумпция невиновности

Кодекс РФ об административных правонарушениях в статье 1.5 раскрывает такое понятие, как презумпция невиновности лиц, подозреваемых в совершении административно наказуемых деяний. В чем заключается суть презумпции невиновности:

  1. Наказание водителю может быть назначено только в том случае, если в совершении противоправного действия установлена его вина (часть 1). При этом вина может быть, как умышленной, так и в форме неосторожности.
  2. Для того, чтобы признать водителя виновным в нарушении, необходимо доказать его виновность в установленном законом и подтвердить ее постановлением уполномоченного сотрудника ГИБДД или суда, вступившими в законную силу (часть 2).
  3. Подозреваемый водитель не обязан доказывать свою невиновность. Сбором доказательств и установлением вины должны заниматься сотрудники ГИБДД и суд (часть 3). Исключение касается фиксации нарушений камерами фото- и видеонаблюдения.
  4. Если существуют малейшие сомнения в том, что водитель виновен в совершении ДТП или другого административного правонарушения, он считается невиновным (часть 4).

Что свидетельствует о признании вины

Прибывший на место аварии сотрудник ГИБДД составляет протокол о правонарушении, в котором фиксируются все обстоятельства произошедшего. Если водитель признает вину, ему необходимо подтвердить это подписью в протоколе. Подтверждением виновности является объяснение, которое отбирают сотрудники полиции у участников ДТП.

Косвенным доказательством вины можно считать скрытие водителя с места ДТП.

Срок на обжалование

В отношении правонарушителя сотрудник ГИБДД выносит постановление о привлечении к ответственности и назначении наказания. Водитель имеет право обжаловать постановление вышестоящему должностному лицу или через суд. На подачу жалобы дается 10 дней.

Особенности вынесение наказаний за правонарушения, которые зафиксированы видеокамерами

Привлечение к ответственности за нарушения, которые были зафиксированы видеокамерами, имеет ряд нюансов:

  • виновным считается собственник автомобиля, независимо от того, кто находился за рулем ТС (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ);
  • чтобы избежать наказания, владельцу машины необходимо доказать, что в момент фиксации нарушения автомобилем владел или управлял другой человек;
  • за правонарушение водитель не может быть лишен права управления автомобилем.

Кто определяет виновность в ДТП

Протокол об административном правонарушении передается для рассмотрения и вынесения постановления о назначении наказания: уполномоченному должностному лицу ГИБДД (статья 20.3 КоАП РФ), в суд (статья 20.1 КоАП РФ).

Если по делу о ДТП проводится административное расследование, то решение о виновности или невиновности водителя в его совершении, принадлежит судебным органам.

Документом, устанавливающим вину в совершении ДТП, является постановление, которое выносится судом либо сотрудником ГИБДД. Составляемый на месте происшествия протокол необходим для фиксации произошедшего и является одним из доказательств по делу.

Став участником ДТП, важно не растеряться, а уделить внимание действиям сотрудников ГИБДД. В случае несогласия с какими-либо данными в протоколе, писать свои возражения, и помнить, что до установления вины в законном порядке, водитель не может считаться виновником ДТП.

Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину

К сожалению, стать участником дорожно-транспортного происшествия может любой автомобилист. Скорость разрешения вопросов, связанных с восстановлением обстоятельств аварии и получением страхового возмещения, напрямую зависит от слаженности действий участников ДТП.

Однако не все автолюбители готовы признать свою вину за аварию, ведь это влечет для них появление определенных проблем, в частности, со страховкой.

Многие автовладельцы, чтобы обезопасить себя, оформляют полиса ОСАГО. В случае наступления по их вине дорожно-транспортного происшествия, водителям не придется самостоятельно компенсировать ущерб, полученный владельцем поврежденного транспорта.

Однако страховая компания может отказать в выплате пострадавшему компенсации, если вина страхователя не будет установлена. Однако если виновник дорожно-транспортного происшествия отказывается признать свое нарушение ПДД, пострадавший впоследствии сможет привлечь его к административной, гражданской или уголовной ответственности.

  1. Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину
  2. Отношения с виновником ДТП
  3. Действия пострадавшего, если виновник не признает вину
  4. Порядок действий
  5. Можно ли обезопасить себя

Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину

Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.

Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:

  1. Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
  2. Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
  3. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах.
    Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.

Ни в коем случае нельзя паниковать и пытаться вразумить виновника дорожно-транспортного происшествия силовыми методами. Впоследствии это может негативно отразиться на положении пострадавшего автовладельца – он не только не получит возмещения, но и может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

Отношения с виновником ДТП

Если автомобилист, виновный в столкновении транспортных средств, отказывается признавать свою вину, пострадавший ни в коем случае не должен вступать с ним в полемику и отстаивать свою точку зрения.

Не стоит также поддаваться на уговоры такого автолюбителя и урегулировать вопрос без вызова на место аварии сотрудников дорожной инспекции. Без должного оформления ДТП, впоследствии виновный автовладелец сможет дать показания, по которым в столкновении будет виновато лицо, фактически пострадавшее в автомобильной аварии.

После прибытия на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников дорожной инспекции, ими составляется протокол. Если автомобилист не оспаривает свою вину, сразу же может быть составлено постановление об административном правонарушении.

Если же сотрудникам ГИБДД не удается установить все обстоятельства ДТП, ими возбуждается дело об административном правонарушении.

Читайте также  Составление европротокола при ДТП образец

Действия пострадавшего, если виновник не признает вину

Еще несколько лет назад у сотрудников дорожной инспекции была возможность выносить приговор при разбирательстве обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Лицу, виновному в ДТП, выдавалась справка, после чего он принимал решение, стоит возмущаться по данному поводу или нет.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Сейчас же законодательство изменилось и теперь сотрудник ГИБДД не имеет права выносить постановление об административном правонарушении, если виновник отказывается признавать, что авария произошла из-за несоблюдения им правил дорожного движения.

Теперь если автовладелец отказывается признавать вину, сотрудниками ГИБДД составляется справка о ДТП, которая передается пострадавшему лицу. С этой справкой автомобилист обращается в страховую компанию для получения компенсационной выплаты.

Если страховщик отказывается выплатить возмещение, собственник поврежденного транспортного средства может обратиться в суд для получения компенсации аза причиненный его имуществу или здоровью ущерб.

Однако автомобилист, которому навязывают его виновность, также имеет право обратиться в суд. В этом случае именно судья будет должен доказать или опровергнуть виновность автолюбителя в дорожно-транспортном происшествии.
Соответственно, пока рассмотрение дела не будет закончено, пострадавший автомобилист не может рассчитывать на получение возмещения от страховой компании, так как виновность второго участника ДТП не установлена.

Порядок действий

Можно определить порядок действий, руководствуясь которым, автомобилист сможет доказать, что второй водитель, принявший участие в ДТП, и есть лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии.

  1. Прежде всего, автолюбитель должен вызвать на место столкновения сотрудников дорожной инспекции, которые смогут установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, составить все необходимые документы об аварии.
  2. По результатам исследования сотрудниками дорожной инспекции выносится решение, всем участникам ДТП выдаются соответствующие справки, с которыми позднее можно будет обратиться в суд или в страховую компанию для получения возмещения для ремонта автомобиля.
  3. В соответствии с требованиями кодекса об административных правонарушениях, виновный водитель должен быть привлечен к ответственности путем наложения на него штрафа.
  4. Если впоследствии разбора дела дорожным инспектором будет установлено, что никто из водителей невиновен в дорожно-транспортном происшествии, никто из них не привлекается к ответственности. Оба автолюбителя получают только справки о ДТП, с которыми позднее они смогут доказывать свою точку зрения.
  5. Если один из автовладельцев не согласен с полученным документом, он имеет право обратиться в суд для установления виновника дорожно-транспортного происшествия.
    Вместе с исковым заявлением, истец должен предоставить суду документы о понесенных расходах на свое лечение, восстановление поврежденного транспортного средства, а также доказательства вины второго автомобилиста (записи с камер, показания свидетелей).
  6. На следующем этапе судья проводит расследование дела. По необходимости, в качестве доказательств используются материалы, составленные сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.
  7. Судья имеет право не согласиться с решением дорожного инспектора, запросить проведение повторного расследование обстоятельств аварии, проведение технической экспертизы, вызова на заседания свидетелей произошедшего.
  8. По итогам проведения дополнительного расследования и экспертиз, судья принимает новое решение о признании автомобилиста виновным или невиновным в автомобильной аварии.
  9. После получения нового судебного решения, владелец поврежденного транспортного средства имеет право обратиться в свою страховую компанию или в компанию виновника ДТП для получения страхового возмещения для восстановления своего автомобиля.
  10. Если в ходе судебного разбирательства будет установлена обоюдная вина участников ДТП, автомобилисты имеют право обратиться к страховщику для получения частичной компенсации полученного ущерба в размере, исчисляемом в зависимости от степени их виновности в случившемся.

Можно ли обезопасить себя

Можно ли обезопасить себя от того, что второй водитель будет отказываться признавать свою вину и всячески пытаться избежать ответственности? Именно такой вопрос интересует многих автомобилистов.

На самом деле, вывести виновника дорожно-транспортного происшествия на чистую воду может оказаться не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы получить такую возможность, автолюбителю необходимо придерживаться нескольких простых правил:

  1. Лучше всего заранее позаботиться о покупке и установке видеорегистратора. Даже если на место столкновения не окажется стационарных камер видеонаблюдения или не будет свидетелей (к примеру, ДТП произошло ночью в спальном районе города), у автовладельца всегда будет «свидетель», который сможет зафиксировать реальные обстоятельства аварии.
  2. Если у водителя все-таки нет видеорегистратора, необходимо искать свидетелей произошедшего. Их показания смогут оказать влияние на ход судебного разбирательства.

Если сотрудник дорожной инспекции отказывает автомобилисту в возбуждении административного дела, это может иметь сразу несколько значений:

  1. Поиск истины усложняется в несколько раз.
  2. Потеря шанса для пострадавшего в получении страховой выплаты в рамках действий страхового полиса ОСАГО.

В соответствии с нормами законодательства, водитель может обжаловать полученное постановление в течение 10 дней с даты его выдачи.

Шесть ошибок, из-за которых могут отказать в выплате по европротоколу

Для начала напомним, в каких случаях может быть заполнен европротокол. Участников аварии должно быть два, повреждения — только у машин. Это значит, что не должно пострадать никакое имущество — ни городское (заборы, столбики), ни частное (разбившиеся телефоны, ноутбуки).

В ДТП не должно быть пострадавших людей, а между водителями не должно возникнуть споров по обстоятельствам аварии. Важно убедиться, что у обоих участников происшествия в порядке все нужные документы: действующие водительские удостоверения и полисы ОСАГО, в которые вписаны водители-участники ДТП. О наиболее частых ошибках при заполнении бумажного европротокола «РГ» рассказал автоюрист Дмитрий Вахрин.

Первый случай: виновник ДТП не признает свою вину или участники пишут об обоюдной вине. В европротоколе обязательно должна быть фраза «Свою вину в ДТП признаю» и виновник должен быть один. Второму участнику во избежание недоразумений лучше написать «В ДТП не виноват». Водители могут думать, что чья-то вина следует из объяснительных, но в страховой, как правило, никто не будет вникать в тонкости в случае с европротоколом. Признание вины одним из участников — это ключевой момент для назначения выплаты потерпевшему.

Вторая ошибка — несовпадение бланков европротокола. При оформлении договора ОСАГО их выдает страховая. В типографском бланке протокола первый лист — это оригинал, а второй — копия, которая является оттиском. По закону об ОСАГО виновник ДТП должен завезти в страховую свою часть — копию. По правилам содержание лицевой стороны оригинала и копии должно быть идентичным.

Зачастую водители заключают договоры со страховой в электронном виде, и бланки европротокола, как и полис, получают распечатанными на обычном принтере. В результате, когда случается ДТП, то заполняют два листа вместо одного. Степень допустимых различий между двумя листами нигде не прописана. Однако страховые компании могут использовать это как повод для отказа в выплате или заставить переписывать извещение о ДТП.

Схожая ошибка — большое количество исправлений. Если есть зачеркивания, то лучше не просто заверить это фразой «Исправленному верить». Следует продолжить так: «читать: (и далее фраза, как она должна выглядеть)». При этом подписи после добавленной фразы ставят оба участника ДТП. Если есть возможность — лучше взять новый бланк и обойтись минимумом исправлений.

Еще одна ошибка при заполнении европротокола связана с оборотной стороной листа. На первом листке, как правило, все понятно. На обороте участники пишут объяснительные, каждый на своем экземпляре. То есть виновник должен написать свою объяснительную на копии, а не на оригинале. Если он напишет ее на обороте оригинала, это будет ошибкой.

Напомним, оригинал протокола должен остаться у потерпевшего. Желательно, чтобы виновник написал свою объяснительную в присутствии потерпевшего, которому следует написанное сфотографировать. Также потерпевшему нужно не забыть снять на телефон все документы виновника — водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства с обеих сторон и полис ОСАГО.

Читайте также  Какие документы оформляются при ДТП сотрудниками ГИБДД

Следующая ошибка связана с действиями виновника после заполнения европротокола.

«У него есть три обязанности. Первая — завезти копию протокола в свою страховую в течение 5 рабочих дней. Вторая — сохранять повреждения, причиненные его машине, в течение 15 дней. И третья — если страховая попросит его показать машину даже по истечении этих 15 дней, то в течение 5 рабочих дней после получения письма с таким требованием виновник должен свою машину предоставить.

В страховании есть понятие регресса. Оно означает, что страховщик получает право взыскать с виновника ДТП тот ущерб, который был выплачен потерпевшему. За невыполнение первой обязанности по предоставлению копии регресс отменен с 1 мая 2019 года. Но за невыполнение второго и третьего пункта он сохраняется. Проще говоря, виновник может получить счет за ремонт машины потерпевшего даже если у него был полис ОСАГО», — пояснил Дмитрий Вахрин.

Частая ошибка связана с определением суммы ущерба. Несмотря на возможность оформить европротокол через приложение «Помощник ОСАГО», где лимит выплат составляет 400 тысяч рублей, многие предпочитают заполнять бланки вручную, по старинке. Лимит в этом случае составляет 100 тысяч. Потерпевшему нужно заранее решить, хватит ли ему на ремонт этой суммы? У машины могут быть скрытые повреждения, зачастую — более серьезные, чем видимые. В увеличении лимита страховая может отказать, либо отправить в ГИБДД за дополнительными документами.

Как доказать невиновность в ДТП, когда все твердят об обратном

Одна девушка в Великом Новгороде ехала по своим делам на Солярисе. На перекрестке ей нужно было повернуть налево — она перестроилась в крайнюю левую полосу, оценила ситуацию и решила, что возможность проехать есть. Девушка начала поворачивать.

Но внезапно на дороге оказался другой автомобиль — Мицубиси. Он ехал прямо по главной дороге, навстречу девушке. Произошла авария. Нюанс в том, что водитель Мицубиси ехал прямо по крайней правой полосе, а из этого ряда на том перекрестке можно было только повернуть направо, прямо ехать было нельзя. Звучит сложновато, поэтому вот схема.

Сотрудник ГИБДД рассудил так: девушка поворачивала налево и должна была уступить дорогу автомобилям, которые движутся прямо и имеют преимущественное право проезда перекрестка. Ее оштрафовали на 1000 Р за нарушение правил проезда перекрестков.

Но девушка не согласилась с постановлением инспектора и пошла отменять его через суд.

Аргументы сторон

Девушка. Я прекрасно знаю правила дорожного движения. Я не должна была уступать дорогу Мицубиси. Этот автомобиль двигался в крайнем правом ряду, а на том перекрестке из этого ряда можно было только повернуть направо: так указывает знак. Это водитель Мицубиси нарушил ПДД и помешал мне повернуть. Я не виновата. Постановление ГИБДД о привлечении меня к ответственности за нарушение ПДД необходимо отменить.

ГИБДД. Ну мы уже всё сказали.

Что сказали суды

Оба участника происшествия не явились в судебное заседание, а жаль: было бы интересно послушать их пояснения. Поскольку их нет, мы сами рассмотрели все документы — и вот к чему пришли.

При повороте налево или при развороте по зеленому сигналу светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся со встречного направления прямо или направо.

За невыполнение этого требования положена административная ответственность.

Девушка за рулем Хендая поворачивала налево при зеленом сигнале светофора, не уступила дорогу и столкнулась с автомобилем, который ехал прямо. Она указала в жалобе, что водитель, с автомобилем которого она столкнулась, сам нарушил правила. Но мы вообще не рассматриваем в этом деле его поведение на дороге. Девушка была обязана следить за своими действиями, а не за тем, как соблюдают правила другие участники дорожного движения.

Постановление ГИБДД вынесено верно. Девушка виновна.

Девушка не согласилась с решением районного суда и подала жалобу в областной.

Столкновение было? Было.

Сотрудники ГИБДД на месте аварии составили протокол. Да, в районном суде не запросили записи камер видеонаблюдения и не провели никакой экспертизы, но это потому, что все и так очевидно. Коллеги из райсуда решили, что собранных доказательств достаточно. И знаете, мы с ними абсолютно согласны.

Девушка заявляет, что водитель Мицубиси в сложившейся ситуации не должен был двигаться прямо, так как из его полосы можно было только поворачивать направо: там стоял соответствующий дорожный знак.

Да, водитель Мицубиси нарушил ПДД, но девушка должна была соблюдать правила, которые относятся непосредственно к ней. А она вместо этого думала о том, как должны были двигаться другие участники дорожного движения. Хотя вообще-то это она перед поворотом должна была убедиться, что никому не мешает. А она этого не сделала.

Девушка несогласна с оценкой дела со стороны судьи. Ну что же, жаль, но это не повод отменять постановление. Так что оставляем его в силе.

Но девушка была уверена в своей правоте. Она пошла оспаривать решение областного суда.

Председатель областного суда: ‍

Я полностью согласна с решением коллег из районного и областного судов. Правонарушение имеется, доказательства по делу собраны, всесторонний анализ проведен.

Главный довод девушки в том, что водитель Мицубиси сам нарушил ПДД, так как не учел требования дорожного знака. Якобы он вообще не мог там ехать прямо. Но это никак не может повлечь за собой отмену судебных решений. Ведь суд не может в рамках этого дела изучать, виноват или нет другой участник ДТП, правильно ли ему выписано постановление или нет. Мы разбираем, виновата или нет водитель Соляриса.

Все инстанции считают, что виновата. Я поддерживаю.

Остался только Верховный суд. Туда девушка и пошла.

Верховный суд: ‍⚖️

Мы изучили все материалы и считаем, что и сотрудники ГИБДД, и суды приняли неверные решения.

Наш закон говорит: основная цель суда по делу об административном правонарушении — это всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, выявление причин и условий, которые способствовали совершению правонарушения. А у нас тут что?

Все инстанции признали девушку виновной в том, что она, управляя транспортным средством, при повороте налево по зеленому сигналу светофора не уступила дорогу транспортному средству, движущемуся во встречном направлении прямо. Но никто не хотел слышать ее пояснения о том, что она ПДД не нарушала: это второй участник аварии двигался с нарушением правил, потому что у него не было преимущественного права проезда перекрестка.

На схеме ДТП, которую составили сотрудники полиции, нет количества полос движения, не нарисована ни разметка, ни дорожные знаки. Даже непонятно, какой автомобиль в какую сторону двигался. При этом в материалах дела есть проектная документация по дороге, на которой произошло ДТП. И там указано, что на отрезке дороги, по которому двигался автомобиль Мицубиси, две полосы движения: левая полоса для движения прямо и налево, правая — для движения только направо.

Мало того, в деле есть копия постановления о том, что водитель Мицубиси за этот эпизод получил штраф — как раз потому, что ехал прямо, хотя знак разрешает движение только направо. Очевидно же, что водитель не имел преимущественного права проезда перекрестка.

Получается, в действиях девушки, которая была за рулем Соляриса, нет состава административного правонарушения. Она ничего не нарушала.

Все решения нижестоящих судов отменяем. А производство по делу об административном правонарушении прекращаем.