Виды маркировки моторных масел

Поддержание автомобиля в пригодном для эксплуатации состоянии – одна из задач, стоящих владельцем. А для этого требуется проведение его технического обслуживания. Многие отечественные автолюбители предпочитают самостоятельно ухаживать за своим четырехколесным «другом». Ведь для частого посещения СТО требуются не только значительные финансовые вложения, но и затраты времени. Среди наиболее часто проводимых процедур – проверка уровня и заливка автомобильного масла. Подобрать жидкость таким образом, чтобы обеспечить максимальный рабочий ресурс двигателя, помогает нанесенная на канистру маркировка моторных масел. Она содержит всю необходимую для потребителя информацию о данном расходном материале, нужно лишь суметь ее расшифровать.

Кроме того, этикетка содержит следующие сведения:

  • название компании-изготовителя и масла;
  • тип основы;
  • дата изготовления;
  • номер партии.

Как и других типов масел существует несколько методов обозначения моторных расходных материалов.

Маркировка по составу

Выбирая автомасло для нового автомобиля, достаточно учитывать только его вязкость и пусковые способности. Если же ваша машина уже достаточно давно покинула сборочный цех, то для дальнейшего продолжительного поддержания двигателя в рабочем состоянии нужно обратить внимание на состав материала. Опираясь на этот признак, их подразделяют на следующие три вида.

  • Минеральное
  • Синтетическое
  • Полусинтетическое
  • обеспечение оптимальных пусковых способностей двигателя;
  • образование на трущихся деталях защитной пленки, предохраняющей их от износа, а мотор от потери мощности, связанной с необходимостью преодолевать дополнительное сопротивление, вызванное работой цилиндров.

Еще совсем недавно это был единственный вариант смазочного материала для двигателя. Получают его прямой перегонкой нефтепродуктов, поэтому молекулы ее структуры отличаются по форме, строению, что снижает его эксплуатационные качества, диапазон рабочих температур. Превышение температурного диапазона приведет к потере вязкости, а при отрицательных температурах оно может замерзнуть. Использовать такой расходный материал можно только на новых моторах, которые не будут эксплуатироваться в суровых условиях. Пожалуй, единственное его преимущество по сравнению с другими видами – низкая стоимость.

Развитие науки, прежде всего молекулярной химии, позволило разработать высокотехнологичное синтетическое масло. Повышенные эксплуатационные характеристики «синтетики» позволяют использовать ее для любых, как новых, так и достаточно изношенных агрегатов. Оно обладает устойчивой вязкостью, не угорает, не образует нагара. Входящие в его состав вещества эффективно очищают двигатель. Но ценовая категория синтетической жидкости достаточно высока.

Этот смазочный продукт является результатом синтеза минеральной основы и разнообразных химических добавок (присадок), которые улучшают эксплуатационные характеристики, как самого масла, так и двигателя. В процентном отношении содержание минеральной основы составляет около 60-70%. При выборе расходных материалов этого типа необходимо учитывать, что они содержат в своем составе минералы, что может приводить к образованию нагара. «Полусинтетику» можно покупать для новых агрегатов и тех, которые эксплуатируются еще достаточно непродолжительное время. По стоимости оно находится между «синтетикой» и «минералкой».

Разумеется, благодаря улучшенным характеристикам, синтетические жидкости более предпочтительны. Но для агрегатов, только что прошедших капитальный ремонт, или для новых моторов можно выбрать и полусинтетику.

Вязкость

Вязкость – одна из основных характеристик, по которой осуществляется маркировка масла моторного и расшифровка. Данная система классификации разработана автопроизводителями США. Она носит название SAE. Значение вязкости позволяет потребителю оценить качество смазочного материала: не будет ли оно замерзать при достаточно низких температурах и приобретать текучесть при нагреве двигателя до высоких температурных значений.

От значения вязкости, которое позволяет определить маркировка моторного масла, зависит эффективность выполнения двух основных задач:

Маркировка масел для двигателя по стандарту SAE подразделяет все расходные материалы на три категории.

  • Жидкости, имеющие повышенную текучесть и предназначенные для использования в зимнее время. На этот класс указывает буква W (от слова winter – зима), стоящее рядом число позволяет определить минимальное значение температуры, при которой материал не потеряет своих эксплуатационных качеств, для этого от нее нужно отнять 35, результат и будет определять предельную величину показателя.
  • Если маркировка масла содержит только число, без буквы, то это говорит о его принадлежности для применения в летнее время. Оно предназначено для использования при температуре, начиная с 0ºС. У потребителей наиболее популярными являются материалы, имеющие маркировку 20, 30, 40.
  • Всесезонные (универсальные) жидкости сохраняют свои способности и в зимнее и в летнее время. Определить значение рабочего температурного диапазона позволяет правильная расшифровка моторного масла. Маркировка состоит из разделенных знаком тире зимнего и летнего обозначений. Например, 15W-40 говорит, что данный материал обеспечит эффективную работу двигателя при температурах от -20ºС до +35ºС.

При подборе расходных материалов для двигателей, имеющих уже большую наработку, предпочтение лучше отдавать жидкостям с большой вязкостью. Они обладают меньшей текучестью, благодаря чему будут более надежно защищать детали от износа.

Тип двигателя

Ассоциация американского института нефти (АРІ) разработала собственную систему классификации. В этом случае маркировка масел для двигателя учитывает тип силового агрегата: бензиновый или дизельный. Моторы этих видов отличаются не только видом используемого топлива, но и принципом работы. Неправильный выбор смазки может привести к выходу двигателя из строя.

Стандарт АРІ изначально предполагала наличие на этикетке емкости одной из двух букв: S – для бензиновых моторов, С – для дизельных. Но постоянное развитие технологий, улучшение потребительских характеристик расходников за счет добавления различных присадок, привело к тому, что одной буквы стало недостаточно. Институт принял решение добавить к ней еще одну букву латинского алфавита (от А до L для бензиновых и от А до Н для дизельных).

В зависимости от этой дополнительной буквы расшифровка моторного масла позволяет определить качество жидкости. Чем ближе литера к началу алфавита, тем ниже характеристики материала. Для бензиновых двигателей самой лучшей является смазка с маркировкой L.

У дизельных агрегатов дополнительная буква обозначает возможность использования материала на различных видах техники: легковой, грузовой, специальной, дорожных машинах или тракторах. Кроме того в их обозначении присутствует еще и цифра 2 или 4, обозначающая тип дизельного двигателя: двух- или четырехтактный.

Автолюбитель не должен забывать, что чем больше отработанный мотором период времени, тем чаще требуется менять масло.

Европейские стандарты

Ассоциация европейских автопроизводителей (АСЕА) разработала свою маркировку масел для двигателя. Ее метод классификации основан на свойствах, назначении, категории жидкости. Согласно этой методике все расходные материалы подразделяются на три категории:

  • A/B – для бензиновых и дизельных агрегатов, установленных на легковых автомобилях и микроавтобусах;
  • C – для моторов, оборудованных катализатором отработки;
  • E – для дизельных ДВС, используемых на грузовых автомашинах.

Кроме одной из этих четырех букв в обозначении содержится число, указывающее на один из 12 классов. Число 1 указывает на топливосберегающие качества смеси. С возрастанием номера, свойства материалов ухудшаются. Для определения характеристик имеется специальная таблица. Расшифровка моторного масла на основании обозначения АСЕА позволяет, кроме того, узнать год и порядковый номер издания.

Классификация на основе ГОСТ

В нашей стране маркировка автомасел отечественных производителей осуществляется на основе требований ГОСТ 17479.1-85. Набор символов содержит следующую информацию:

  • показатель кинематической вязкости, позволяющий определить принадлежность материала к одному из видов: летнее (четные номера 6-16, 20, 24), зимнее (3-6), всесезонные (через дробь указывается летний и зимний классы);
  • сфера использования, сложность условий эксплуатации определяется по одной из латинских букв А – Е, при этом маркировка масла буквой А обозначает, что оно предназначено для нефорсированных бензиновых агрегатов, а Е – для высокофорсированных, работающих в особо сложных условиях;
  • кроме того, в обозначение входит цифровой индекс 1 или 2, говорящий о возможности использования материала с бензиновыми или дизельными ДВС, отсутствие индекса умоторного масла расшифровка которого выполняется, указывает на его универсальность.

На любой емкости (канистре, бутылке) может присутствовать маркировка масла на основе сразу трех мировых классификаций АСЕА, АРІ, SAE. Это свидетельствует о том, что производитель поддерживает все системы стандартизации.

Продукция торговой марки Motul

Ассортимент компании Motul содержит более 50 марок масел предназначенных для двигателей (бензиновых и дизельных) легковых автомобилей, малотоннажных грузовиков, микроавтобусов и свыше 30 видов для мощных грузовых транспортных средств. Маркировка моторных масел Мотюль указывает на их принадлежности к категории минеральных, синтетических и полусинтетических материалов. Но есть в нашем каталоге и особые эстеровые масла, которые предназначены для гоночных, спортивных автомобилей. Разработку синтетических формул EsterCare и Double Ester выполнили сотрудники лаборатории компании Motul.