Детали без износа по ОСАГО

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».

В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.

На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.

На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.

Однако, с 2021 года ситуация изменилась.

В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).

Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».

В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.

Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.

Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?

Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:

  • провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
  • направить претензию в страховую компанию;
  • обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
  • обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному страховому адвокату);
  • получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.

Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.

ВС: Страховые компании не могут произвольно заменять восстановительный ремонт денежной выплатой

В споре об ОСАГО Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ напомнила, что, по общему правилу, страховщик должен обеспечить восстановительный ремонт автомобиля, при котором не учитывается износ запчастей (Определение по делу № 86-КГ20-8-К2).

В январе 2019 г. Арман Саилян, BMW X5 которого пострадал от столкновения с «Газелью», обратился в «Росгосстрах» за страховым возмещением. Однако специалист, осмотревший по просьбе компании машину, пришел к выводу, что «объем повреждений автомобиля» с технической точки зрения не соответствует ДТП и «получен при иных обстоятельствах». «Росгосстрах» не стал выдавать направление на ремонт, тогда Арман Саилян обратился в суд.

Автотехническая экспертиза установила, что часть повреждений BMW все-таки соответствует механизму столкновения в том самом ДТП, а расходы на восстановительный ремонт составят без учета износа 346 тыс. руб., а с учетом износа 256 тыс. руб. На этом основании Октябрьский районный суд г. Владимира взыскал в пользу истца 346 тыс. руб. Возмещение вреда в таких случаях производится в форме обязательного восстановительного ремонта машины и рассчитывается без учета износа запчастей, указала первая инстанция.

Апелляция поддержала этот подход, но в следующей инстанции он не устоял. Второй кассационный суд общей юрисдикции решил, что раз страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, то расходы на запчасти должны определяться по п. 19 ст. 12 Закона об ОСАГО – с учетом износа. Если размер ущерба превышает сумму страхового возмещения, то в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона об ОСАГО потерпевший может взыскать оставшуюся часть с виновника ДТП, разъяснила кассация. Дело было направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Однако ВС РФ, изучив жалобу истца, пришел к выводу, что еще раз рассматривать дело нужно Второму кассационному суду, который существенно нарушил материальные нормы. Из ГК РФ, законов об организации страхового дела и об ОСАГО, а также из Постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. № 58 об автогражданской ответственности следует, что возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, осуществляется при помощи восстановительного ремонта, подчеркнула Судебная коллегия по гражданским делам. При этом страховщик оплачивает такой ремонт без учета износа комплектующих изделий.

Суд напомнил, что перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению с ним или в силу объективных обстоятельств осуществляется не в форме восстановительного ремонта, а в виде страховой выплаты, установлен в п. 16.1 ст. 15 Закона об ОСАГО. «Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено», – указал ВС.

Кроме того, добавил он, Второй кассационный суд общей юрисдикции не учел п. 1 ст. 393 ГК, согласно которому в обязательственных правоотношениях должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Проигнорировала кассация и другие нормы и разъяснения об обязательствах и убытках: ст. 15, п. 2 ст. 393, ст. 397 ГК, п. 5 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств». Это имеет значение, так как потерпевший из-за незаконного отказа страховой компании сам отремонтировал машину и просил возместить расходы, заметил ВС.

Примечательно, что по своей инициативе Судебная коллегия по гражданским делам отменила еще и решения первой и апелляционной инстанций, которые успели пересмотреть дело по указанию Второго кассационного суда. Без их отмены защита прав истца невозможна, пояснил ВС.

Отметим, что в этом деле председательствующим судьей был председатель судебного состава по гражданским делам Сергей Асташов. Позднее на всероссийском совещании судей он рассказал коллегам, как правильно разрешать споры об ОСАГО.

«В рассматриваемом споре ВС напомнил нижестоящим судам о том, что восстановительный ремонт поврежденного в ДТП автомобиля имеет приоритет над страховой выплатой, а также указал, что перечь случаев, при которых выгодоприобретателю может быть выплачено страховое возмещение взамен направления на восстановительный ремонт, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию», – указала адвокат АК № 31 НОКА Елисавета Ноянова.

По ее словам, из-за достаточно высоких требований к восстановительному ремонту в некоторых случаях страховым компаниям экономически более выгодно выплатить страховое возмещение деньгами. «Это, в частности, запрет на использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей, предельный срок осуществления ремонта и минимальные гарантийные сроки на выполненные работы, за которые перед автовладельцем отвечает страховая компания», – рассказала эксперт.

Старший партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов добавил, что попытки страховых компаний выплачивать как можно меньше денег по ОСАГО можно понять. «Ведь именно в этом состоит коммерческий смысл страхования – собирать больше, чем отдавать. Поэтому объяснимы попытки страховой выбрать именно ту процедуру, где выплата будет меньше всего. В том числе в пограничных случаях, когда можно так, а можно и по-другому», – пояснил эксперт.

Такое поведение страховых компаний, по его словам, также может свидетельствовать о том, что в ДТП попал «нерадивый клиент» – тот, который слишком часто оказывается участником дорожно-транспортных происшествий: «Иногда клиенты злоупотребляют. Была бы воля страховой – с ним бы не заключили договор ОСАГО, но закон обязывает заключать его с любым, кого устроили условия страхования. Тогда остается лишь одно: создавать такие условия именно для этого клиента, при которых он будет получать возмещение максимально долго. Формально это неправильно, но как еще противодействовать «потребительскому экстремизму»?».

Читайте также  Как читать маркировку на шинах

ОСАГО: выплата или ремонт

Принятые в 2017 году поправки к Федеральному Закону «Об обязательном страховании» позволили фирмам компенсировать ущерб, нанесенный машинам в результате столкновения, в натуральном виде. Согласно данным поправкам в 2021 году выплата или ремонт по ОСАГО, решает страховая с учетом пожеланий клиента.

В идеале компания, с которой заключен договор, обязана сотрудничать с несколькими СТО для проведения ремонтных работ. Пострадавший, ознакомившись со списком ремонтных мастерских на сайте фирмы, выбирает для себя наиболее приемлемую. После он подает заявку о наступлении страхового случая, в которой указывает, в каком виде он хочет получить возмещение — выплатой или ремонтом. Также стоит отметить, какое СТО клиент желает использовать для проведения ремонта своего автомобиля.

По закону, выплатить компенсацию деньгами страховая может только по предварительному соглашению с клиентом, так как восстановление автомобиля силами фирмы является приоритетным направлением при выполнении ею взятых на себя обязательств. Причем соглашение должно быть оформлено в письменном виде. Натуральное возмещение предоставляется по требованию клиента независимо от того, подписан европротокол или авария оформлялась с привлечением сотрудников ГИБДД.

В реальности происходит несколько иначе. Страховая компания активно старается снизить собственные растраты и предоставляет компенсацию с учетом собственной выгоды.

Учет износа при выплатах и ремонте

При определении ремонта на станции технического обслуживания, являющейся партнером страховой, в качестве метода возмещения ущерба по ОСАГО стоимость рассчитывается без учета износа деталей. При этом восстанавливаются только повреждения, полученные в указанном ДТП и зафиксированные экспертизой. Если при проведении работ сотрудники СТО обнаружат скрытые повреждения, не замеченные ранее экспертами, их также должны устранить. При этом важно, чтобы причиной дефекта являлось именно столкновения.

Все поломки и другие негативные факторы, которые не имеют отношения к произошедшей аварии, могут быть исправлены только после согласования с автовладельцем и доплаты необходимой суммы с его стороны.

Законодательно определено, что если какая-либо деталь не подлежит ремонту и требует замены, сотрудники СТО меняют ее на новую. Использовать для восстановления повреждений запасные части, бывшие в употреблении, недопустимо. Исключение составляют случаи, когда страховая компания предварительно обсудила такую возможность с владельцем машины и получила его письменное согласие.

Если для возмещения ущерба, нанесенного автомобилю, выбрана денежная компенсация, автовладельцу необходимо знать, что сумма снизится за счет учета износа деталей и узлов авто, требующих замены или ремонта.

Что еще почитать:

Для расчета степени износа эксперты применяют сложную формулу. Автовладельцу проще всего для контроля воспользоваться онлайн калькуляторами, которых немало в интернете. Все они работают по одной схеме, и результаты не будут кардинально отличаться.

Для вычисления износа при помощи калькулятора понадобится основная информация:

  • пробег автомобиля;
  • дата, когда была выпущена машина;
  • дата аварии;
  • тип машины;
  • высота протектора шины.

На некоторые виды деталей износ, согласно законодательству, не начисляется. Полный список дан в Приложении №7 к Положению о правилах ОСАГО.

Когда выгоден ремонт вместо денежного возмещения

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Страховой компании ремонт выгоден в случаях, когда износ автомобиля небольшой, соответственно, занизить сумму выплат невозможно. К таким случаям относятся аварии, в которых пострадали машины не старше четырех лет.

Чем меньше времени прошло с момента выпуска автомобиля, тем выгоднее для фирмы страховщика склонить автовладельца к проведению ремонтных работ.

Если пострадавший автомобиль выпущен менее чем за два года до момента аварии, его обязательно нужно восстанавливать в сервисе официального дилера. Расценки на ремонт в мастерских дилеров значительно выше, нежели в обычных СТО. Соответственно, расходы страховой на восстановление автомобиля станут намного выше, чем при выплате денежной компенсации.

Для владельца машины ситуация прямо противоположная. Если его автомобиль моложе трех-четырех лет или еще находится на гарантийном обслуживании, денежная компенсация для него более предпочтительна.

Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта

Чтобы получить страховку в виде денежных выплат, автовладелец может использовать несколько установленных законом правил. Настаивать на финансовой компенсации можно в случае:

  • если автомастерская, в которой должен проводиться ремонт, находится на расстоянии более 50 км от места аварии или места проживания владельца;
  • когда в аварию попал автомобиль, выпущенный менее чем за два года до происшествия, а у страховой компании нет договора на обслуживание с официальным дилером автомобилей данной марки;
  • автомобиль получил тотальные повреждения и признан не подлежащим ремонту;
  • владелец автомобиля получил тяжелые травмы во время аварии и письменно заявил о желании получить компенсацию деньгами;
  • в результате аварии водитель погиб;
  • потерпевший имеет группу инвалидности;
  • стоимость ремонта превышает установленный лимит в 400 000 руб., а владелец машины отказывается доплачивать разницу;
  • восстановительные работы превышают установленные законом сроки.

Что учитывается при ремонте по ОСАГО

После изменений в законе об ОСАГО процедура отправки автомобиля на ремонт происходит абсолютно по другому. Главный фактор — это подсчет стоимости услуг автомастерской и деталей, которые предстоит менять.

Страховая переводит деньги автосервису, учитывая не стоимость детали или работы, указанную в чеке, а цены, зафиксированные Центробанком. Зачастую они значительно отличаются от реальных. В таком случае собственнику предлагают погасить недостающую сумму своими средствами.

Также владельцу автомобиля придется доплачивать, если размер суммы, требуемой для проведения восстановительных работ, превышает установленный лимит в 400 000 руб. при крупных ДТП (с вызовом ГИБДД) и 50 000 руб. — при подписании европротокола.

Чтобы охарактеризовать полученные автомобилем кузовные повреждения, применяют следующие параметры:

  • соотношение размера повреждения к общей площади автомобиля;
  • глубину вмятин;
  • стоимость автомобиля до произошедшей аварии;
  • степень нарушения конструкции;
  • характеристику соседних с поврежденным участков деталей, данную производителем.

При оценке объема работ с лакокрасочным покрытием учитывают:

  • где находится поврежденный участок;
  • какие слои покрытия затронуты;
  • тип использовавшейся краски;
  • из чего изготовлены покрашенные детали машины;
  • степень поражения детали коррозией;
  • в какой цвет выкрашен автомобиль, есть ли на нем рисунки и рекламные надписи.

При расчете затрат на покраску применяется минимально возможный бюджет.

Также при определении суммы ремонта составляется список неповрежденных участков и деталей.

Когда выгоднее денежное возмещение вместо ремонта

Во всех случаях при выборе ремонт или деньги учитывается состояние и возраст автомобиля. Если авария случилась со старым автомобилем, для страховой компании предпочтительней вариант с денежными выплатами.

Это обусловлено тем, что при ремонте на машину придется устанавливать новые запасные части, а это значительно увеличивает стоимость восстановления. А устанавливая размер денежной компенсации, эксперты страховой учитывают износ автомобиля, что в разы снижает величину выплат.

Для автомобилей старше 5-6 лет на износ могут списать до 50% от общей суммы.

Владельцу автомобиля в таком случае более выгодным вариантом станет проведенный страховой компанией ремонт повреждений. Полная замена поврежденных деталей на новые— еще одно из преимуществ ремонта для владельцев автомобилей старше 4 лет.

Сравнение преимуществ по каждой форме возмещения ущерба

Параметр
Деньги Ремонт
Автомастерская Любая, вызывающая доверие у автовладельца Только одна из сотрудничающих со страховой
Контроль проведения ремонта Можно контролировать каждый этап восстановления Не допускается во избежание сговора потерпевшего с сотрудниками сервиса
Стоимость деталей Учитывается износ. Придется или покупать бывшие в употреблении или новые, что несет дополнительные затраты Без учета износа. Устанавливаются только новые детали

Что делать, если выплата по ОСАГО не покрывает стоимость ремонта

Если начисленная страховщиком сумма слишком мала для проведения полноценного восстановления автомобиля, прежде всего следует убедиться, что фирма искусственно не занизила размер компенсации.

Для этого необходимо получить у компании копию акта о страховом случае. В этом документе обозначены не только описание обстоятельств, сопутствующих аварии, и полученных повреждений, но и полный расчет величины страховых выплат.

Необходимо обратить внимание на указанную в документе стоимость поврежденных деталей и степень износа. Также проверяют, все ли повреждения указаны.

Полученную информацию необходимо сравнить с расценками Российской Ассоциации Страховщиков. Справочник стоимости каждого элемента выложен на официальном сайте РСА.

Это предварительная проверка, юридической силы она не имеет.

Если выявлено, что величина страховых выплат искусственно занижена, приступают к процедуре обжалования решения страховой. Она происходит в несколько этапов:

  • проводят оценку ущерба в независимой экспертной компании;
  • получают заключение независимых экспертов;
  • составляют досудебную претензию в страховую с указанием суммы доплаты;
  • прилагают к претензии необходимые документы и заключение экспертов;
  • весь пакет документов передают в офис компании;
  • если страховая прислала письменный отказ, составляют исковое заявление и приступают к судебным разбирательствам.
Читайте также  Отобрали права за алкоголь что делать?

При составлении искового заявления размер доплаты указывается с учетом дополнительных расходов (адвокат, экспертиза).

В случаях, когда расчеты водителя сходятся с указанными в акте о страховом случае, следует обратить внимание на общую сумму компенсации. Максимальный размер, которого могут достигать выплаты по ОСАГО в 2021 г., не должен превышать 400 000 руб. Если сумма ремонта больше, разницу можно взыскать только с водителя, признанного виновником аварии.

Для получения доплаты от инициатора происшествия у пострадавшего есть три года. В более поздний период разбирательства станут невозможными, так как истечет срок давности.

На первом этапе лучше попытаться договориться напрямую с ответчиком. Если переговоры не увенчались успехом, необходимо приступать к официальному взысканию.

Как и при спорах со страховой компанией, процедура начинается с досудебной претензии, отправленной по адресу прописки ответчика. В дальнейшем, при отказе виновника аварии выплатить недостающую сумму, дело передается в суд.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

Еще раз ссылка. Также, обязательно напишите свой комментарий ниже. Что вы думаете по теме данного материала? А быть может у вас есть вопросы? Спрашивайте!

Как рассчитывается процент износа автомобиля по ОСАГО

В 2019 году произошло множество изменений относительно страхования легковых и грузовых транспортных средств, а также других участников дорожного движения. Выплаты на ремонт и полное восстановление производятся с учетом износа автомобиля. Но если все работы проводятся в сервисном центре, который был рекомендован страховой, то в процессе используются только новые оригинальные запчасти, без внимания на количество лет активной эксплуатации транспорта.

Кратко об ОСАГО

Страхование ОСАГО является обязательным для всех участников движения. Оно призвано избавить виновников аварии от необходимости компенсирования ущерба, нанесенного второй стороне. Но при этом свой автомобиль ему предстоит восстанавливать из своего кармана. Купить полис водитель может в любой компании, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности и являющейся членом РСА. Основные факты об ОСАГО, который должен знать каждый:

  • На возмещение ущерба может рассчитывать исключительно потерпевшая сторона. Это касается не только поломок самого авто, но и причиненного вреда здоровью, жизни.
  • Выплаты осуществляются в виде перечисления денег на личный счет или переводом на счет СТО за выполненный ремонт.
  • Максимальный размер компенсации составляет 400 тыс. руб.
  • Если в аварии виноваты оба водителя, они получат выплату в равных долях, но лишь половину от всей суммы ущерба.
  • Полис должен быть у каждого водителя. В свое время это позволило существенно разгрузить суд от необходимости решать споры относительно возмещения вреда, полученного в ДТП.

Важно знать! Приобрести страховку ОСАГО сегодня можно даже онлайн – электронная версия ничем не уступает бумажному формату. Предъявлять ее допускается в распечатанном виде или на планшете, смартфоне. Юридическая сила у него такая же, как и у классического полиса. Компенсация ущерба производится в том же порядке.

Для чего проводится расчет износа

Любой автостраховщик старается не выплачивать денежную компенсацию, а предложить качественный ремонт транспорта. При этом устраняются те повреждения, которые были получены в результате аварии. Но если владелец автомобиля соглашается только на первый вариант, то выплата будет рассчитываться с учетом состояния деталей, подлежащих замене. Определяет величину оценщик, но проверить выполненные расчеты можно и самостоятельно. Если на момент ДТП авто имело хотя бы небольшой износ, то его степень учитывается в формуле. Для чего нужен такой расчет:

  1. Определение денежного возмещения на материалы и запчасти для проведения ремонта.
  2. Установка точного амортизационного состояния деталей.
  3. Выявление пригодных элементов для повторного использования для сокращения суммы компенсации.

Расчет износа по ОСАГО проводится с учетом пробега авто, его марки и модели, комплектации и особенностей использования (аренда или такси). Слишком большая амортизация не позволит водителю провести ремонт за полученную выплату. К примеру: пострадавшее в аварии авто старше 10 лет с повреждением капота и бампера. После проведенных подсчетов выяснилось, что изношенность деталей слишком высока, и на выплаченные деньги приобрести новые запчасти владелец не сможет. Для восстановления авто ему потребуется доплата.

Формула расчета

Нужный показатель поможет самостоятельно посчитать калькулятор износа по ОСАГО 2019 года. Он предлагается на многих проверенных ресурсах, в том числе и на сайтах страховых компаний. Это программа, в которой заложена специальная формула, позволяющая рассчитать степень амортизации авто или определенных деталей. Выглядит она следующим образом:

Ики = 100 х (1 – е –(Квл х Тки + Квп х Птс) ), где

Ики – износ конкретной запчасти или узла (выражается в процентах).

е – основание натурального логарифма, составляет примерно 2,72.

Квл – коэффициент, который учитывает влияние на износ детали, срок ее использования.

Тки – определенный производителем срок использования элемента.

Квп – коэффициент, который определяет влияние на износ узла величины показаний на спидометре авто с этой деталью.

Птс – пробег техники в день аварии.

Если задействовать калькулятор расчета износа автомобиля, предложенный на официальном сайте, то самостоятельно вычислять ничего не нужно. Все действия за несколько минут выполнит программа.

Методика расчета и максимальный процент

Методика расчета учитывает дату начала эксплуатации авто и момент ДТП, категорию транспорта (мотоцикл, легковой, грузовой, автобус), регион, где это произошло, пробег ТС и высоту шин. Используются эти величины после перевода в специальные коэффициенты.

Исходя из этого, следует понимать, что пострадавшая сторона получает в результате не полную сумму возмещения. Например, если износ по ОСАГО составляет 25% по произведенным расчетам, а на восстановление бампера потребуется 15 00 рублей, то компенсируют только 11250 руб.

Важно знать! Если авто новое, и еще не прошло года с начала его эксплуатации, то износ деталей будет равен нулю. Это минимальный показатель, который почти не встречается на практике. В то время как максимальное значение составляет 50%.

На какие детали не распространяется

Учитывается амортизация транспорта при выплате компенсации для обеспечения справедливого возмещения потери. Ведь до аварии некоторые части и ключевые элементы уже могли быть неисправны или нуждаться в замене. Но, открывая калькулятор расчета износа по ОСАГО в 2019 году, следует также знать, что не на все агрегаты, узлы и запчасти это распространяется. К ним относятся:

  • Подушка безопасности, ремни и другие детали, обеспечивающие защиту пассажиров.
  • Тормозная система и все входящие в эту группу элементы.
  • Части, отвечающие за рулевое управление.

Для них нет смысла определять коэффициент, применяя специальный калькулятор износа. Они будут учитываться по стоимости новых элементов, исходя из своей специфики. При поломке они не могут быть восстановлены для повторного использования, поэтому считаются практически одноразовыми.

Расчет стоимости онлайн

Начисляется компенсация всегда в зависимости от полученного коэффициента износа. Чем старше автомобиль, тем больше он будет и рассчитывать на крупную сумму в этой ситуации не стоит. Но если есть сомнения относительно выполненных компанией подсчетов, можно произвести самостоятельный расчет износа по единой методике онлайн.

Для этого потребуется зайти на сайт оператора и ввести в форму следующие данные:

  • Начало фактического использования авто – дд.мм.гггг.
  • Точное число, когда произошло ДТП – дд.мм.гггг.
  • Конкретная категория техники (марка, модель, наличие дополнительного оборудования в комплектации).
  • Количество пройденных километров (данные можно найти на приборной панели).

Важно знать! Если полученное в результате подсчетов число сильно отличается от того, что предлагает компания, следует обратиться к ней с претензией. При отказе в произведении перерасчета свои интересы можно защищать в судебном порядке и требовать при этом взыскания со страховщика понесенных расходов в результате разбирательства.

Страховые выплаты по ОСАГО (с франшизой она или нет) осуществляются с учетом коэффициента износа транспорта на момент аварии. Вычисляется показатель по специальной формуле, учитывающей пробег авто, количество лет, которое оно эксплуатировалось. Определить процент можно самостоятельно, пользуясь несложной программой в интернете.

Детали без износа по ОСАГО

Наш портал использует файлы Cookie

Использование нашего сайта означает Ваше согласие на прием и передачу файлов Cookie Что такое Cookie?

  • Статьи
  • Вся правда о ремонте по ОСАГО

За износ заплатит виновник ДТП

О чём речь?

Закон об ОСАГО, один из наиболее критикуемых и противоречивых законов, действующих на территории Российской Федерации. Многим закон непонятен, кто-то считает его нелогичным, а есть такие, кто и вовсе считает, что данный закон ущемляет их права.

Сложностей и противоречий в законе множество, тут и необъяснимая привязка размера страховой премии к мощности транспортного средства с одной стороны, и отсутствие возможности управлять разными транспортными средствами, находящимися в собственности одного человека, по одному договору страхования, с другой. Но, наверное, самое сложное и непонятное для наших граждан, это невесть откуда взявшийся, пережиток советского прошлого — ИЗНОС, который страховщики применяют при выплатах страхового возмещения по ОСАГО.

Читайте также  Можно ли оформить машину по временной регистрации

И вот уже, практически, 15 лет, страхователи выражают свое недовольство этим износом, недовольство абсолютно логичное. Мы даже не будем сейчас подробно расписывать, что страховщики занижают размер страхового возмещения, представим, что происходит чудо, и страховщики применяют действительные цены на работы, но стоимость то запасных частей все равно снижают, за счет применения износа. Получается, что человек в ДТП не виноват, а деньги на ремонт ему приходится тратить свои, либо ставить сомнительного качества старые детали с разбора, гарантии на которые, конечно же, никто не дает.

Что изменилось?

До недавнего времени все оставалась на своих местах: народ, недовольный страховыми премиями и размером страхового возмещения — шумел, страховщики, при первой же возможности заявляли, что ОСАГО убыточный бизнес, и вообще, во всем виноваты антистраховщики, ведь, оказывается, именно из-за страховых юристов страховые компании так мало платят.

Ни конца, ни края этому видно не было, до очередной прямой линии Президента с народом, на которой, один из активистов поднял вопрос, что пора бы уже положить конец несправедливым выплатам, и ввести ремонт по ОСАГО. Все подхватили эту инициативу, начали обсуждать, что вот, мол, ремонт, это, то, что спасет наш рынок страхования! Ура, ура, ура!

И только, действительно, знающие люди сразу заподозрили какой-то подвох. Вводить ремонт по ОСАГО? Зачем? Разве существует проблема со станциями, где этот ремонт можно провести? Разве не хватает специалистов, которые могут отремонтировать машину? Конечно же, и станций, и специалистов достаточно. Враг один – ИЗНОС.

Общественности так понравилась новость, о том, что скоро машины по ОСАГО начнут ремонтировать, что все застыли в ожидании, когда же уже наступит это прекрасное время.

А я стал ждать, когда же страховщики официально объявят, что мы не только начинаем ремонтировать машин по ОСАГО, но, и отменяем износ, с которым никакой ремонт невозможен. Ждал, ждал, как тут, 10 марта 2017 года все встало на свои места. Расходимся. Нас обманули!

Вот это поворот!

Конституционный суд РФ постановил: теперь виновник ДТП обязан возместить ущерб, даже если страховая компания уже выплатила возмещение.

Скажу больше: виновник обязан оплатить разницу между размером ущерба с учётом износа и без учёта износа.

Не придумали ничего лучше, как возложить износ на плечи населения! Отличный ход!

Конечно же, для потерпевшей в ДТП стороны, это постановление со знаком плюс. А кто подумает о виновнике? Зачем он приобретал ОСАГО? Чтобы самому платить за ущерб?

Одним словом, сложности нашим водителям только прибавится. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели улучшить жизнь пострадавшим в ДТП, а открыли путь к неосновательному обогащению со стороны предприимчивых граждан, которые теперь будут пытаться получить как можно больше денег с виновного в ДТП.

Что придумал Конституционный суд?

Как хохот посреди похоронного бюро прозвучала новость о Постановлении Конституционного суда от 10 марта 2017 года о том, что теперь виновник ДТП обязан возместить ущерб, даже если страховая компания уже выплатила возмещение.

Итак, суть Постановления сводится к тому, что виновник ДТП должен оплатить разницу между размером ущерба с учётом износа и без учёта износа. Но не всё так просто.

Антистраховщик ознакомился с указанным Постановлением и представляет его подробный обзор.

Обратить внимание в тексте документа следует на несколько страниц, которые содержат весьма важные и одновременно тонкие моменты. Приводить весь текст документа мы не будем, пройдёмся по выдержкам.

Страница №19: «Потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования».

Данный абзац закрепляет право потерпевшего получить с виновника фактический ущерб от ДТП. Но что считать этим самым фактическим ущербом? Смотрим дальше.

Страница №20: «… при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные РАСХОДЫ, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты)».

Очень интересное слово «РАСХОДЫ». Что это?

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Опачки!

Читаем дальше, а вдруг нам показалось и Конституционный суд случайно употребил слово расходы?

Совсем нет, далее, в тексте также встречается слово расходы, но звучит оно здесь только в контексте Закона «Об ОСАГО» и Единой методики. Смотрим страницу №23:

«… поскольку размер расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства определяется на основании Единой методики лишь в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и только в пределах, установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а произведенные на ее основании подсчеты размера вреда в целях осуществления страховой выплаты НЕ ВСЕГДА АДЕКВАТНО отражают размер причиненного потерпевшему фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения, суды обязаны в полной мере учитывать все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.»

В этом абзаце Конституционный суд закрепил также очень важный момент:

Требовать ущерб с виновника на основании Единой методики и справочников РСА нельзя, так как она не всегда адекватна!

Казалось бы, всё понятно. Потерпевший имеет право требовать с виновника только те расходы, которые он понёс для восстановления автомобиля, но нет, Конституционный суд такой Конституционный, что взял и запутал всё до невозможности на той же странице №19:

«… определение объема возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему при эксплуатации транспортного средства иными лицами, предполагает необходимость восполнения потерь, которые потерпевший объективно понес ИЛИ– принимая во внимание в том числе требование пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которому техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения, – с неизбежностью должен будет понести для восстановления своего поврежденного транспортного средства».

Н – НЕИЗБЕЖНОСТЬ

Что означает эта неизбежность никто в постановлении не написал, а мы то с Вами прекрасно знаем, что машина после ДТП может быть продана в разбитом виде без восстановления, следовательно, при продаже машины после ДТП без ремонта никакой речи о неизбежности идти не может. Да. Получается, что продажа машины после ДТП это единственный возможный способ не оплачивать за ремонт деньги потерпевшему со стороны виновника.

Мы считаем, что все случаи, когда машина не была продана после ДТП, являются неизбежностью её дальнейшего ремонта, то есть, платить придётся.

Что же получается?

А вот что.

  • Если Вы случайно въехали в тринадцатилетнего баварского железного коня, то Ваш страховой полис ОСАГО мало того, что не покроет весь ущерб, потому что страховые компании имеют ЗАКОННОЕ право платить меньше, чем положено (износ), так Вы ещё можете материально поучаствовать в восстановлении машины потерпевшего, оплатив разницу между выплатой с износом и без износа.
  • Потерпевшему вовсе теперь необязательно доказывать, что машину он отремонтировал, ему достаточно заявить, что он очень хочет её отремонтировать, но не может, так как по ОСАГО страховая компания заплатила мало и на ремонт не хватает. Теперь потерпевший может просто прийти в суд и сказать, что у него есть ПЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ заказ-наряд на ремонт автомобиля, и он просит взыскать с виновника деньги, которые он НЕИЗБЕЖНО потратит на ремонт.

Но ведь теперь есть ремонт по ОСАГО вместо выплаты деньгами! Ура?

Лично я сильно сомневаюсь, что старые машины страховщики захотят ремонтировать новыми запасными частями, они ведь не благотворительная организация.

Теперь пострадавшему при ДТП за износ будет платить виновник, ведь он не страховая компания и не создал себе удобный закон «Об ОСАГО», по которому можно платить не всю сумму.

Зачем тогда все это ОСАГО нужно в принципе – теперь уже не знаем и мы.

Самое интересное, однако, кроется не только в том, что износ будет оплачивать виновник ДТП пострадавшему. Страховые компании тоже его хотят. Как? Через суброгацию. Не верите? А вот:

Представители страховой компании Росгосстрах быстренько сориентировались и захотели взыскать с виновника ДТП, помимо затрат на ремонт ещё и износ. Как Вам такое?

От себя заметим, что дела рассматриваемые по жалобам А.С.Аринушенко, Г.С.Бересневой и других, не схожи с данным делом, поскольку различаются субъекты права, так в рассматриваем деле КС РФ жалобщики, физические лица, в деле по суброгации истец ПАО СК “Россгострах” – юр.лицо, страховая компания, имеющая достаточно материально-техническую базу для проведения ремонтов, закупок запчастей.

В общем, запасайтесь попкорном. Будет интересно.