Как должен представиться сотрудник ГИБДД?

Права водителя при остановке ГИБДД

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право не выходить из машины, когда остановил инспектор

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Право узнавать причину остановки или ограничений движения

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

Право объяснить свои действия или не давать показания

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Право снимать инспектора на камеру

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

Право не подписывать протокол и указывать разногласия

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

Право ничего не платить на месте

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право требовать понятых или видеозапись при досмотре

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

Право не отдавать водительские права без решения суда

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

Право на медицинское освидетельствование

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Читайте также  Судебная практика по транспортному налогу физических лиц

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

Вступил в действие регламент обязанностей сотрудников ГИБДД

С 1 сентября текущего года вступил в действие Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В нем определяется круг прав и обязанностей должностных лиц ГАИ, упорядочены и собраны в один документ вопросы, касающиеся взаимоотношений между участниками дорожного движения и лиц, осуществляющих за ним надзор.

Регламент этот в подробной форме описывает все шаги, совершаемые сотрудником ГАИ во время несения службы, даже то, к примеру, с какой стороны должен подходить инспектор к автомобилю и как должен представляться водителю: сотрудник должен подойти к машине со стороны водительского сиденья, представиться, назвать причину остановки и предъявить из рук удостоверение, если водитель того потребует. Отдавать водителю честь теперь, кстати, не нужно — не из-за возмутительного неуважения, а просто из соображений удобства.

Останавливать автомобили гаишники теперь обязаны исключительно в форменной одежде — ранее достаточно было наличия нагрудного знака и удостоверения. Нельзя тормозить машины там, где по правилам дорожного движения остановка запрещена: мосты, крутые подъемы, спуски, повороты, если только эта остановка не связана с пресечением противоправных действий.

Много разговоров шло о том, можно ли водителям проводить фото- и видеосъемку действий сотрудника ГАИ. Регламент теперь официально утверждает: можно. Нельзя снимать только в стационарных служебных помещениях и в служебном автомобиле. Инспектор, кстати, тоже вправе использовать любую фото- и видеотехнику при общении с участниками дорожного движения, даже личную.

Еще один вечный спорный вопрос, который решил регламент: нужно ли водителям покидать пределы своей машины и пересаживаться в служебный автомобиль ГАИ — нужно, если его участие необходимо для оформления процессуальных документов. Также водителя попросят выйти из машины, если у него замечены признаки опьянения, для оказания помощи, устранения неисправности в транспортном средстве, проведения сверки документов с номерами и в случае необходимости личного досмотра или досмотра и осмотра автомобиля.

Кстати, о досмотрах-осмотрах. В регламенте четко обозначены значения эти понятий. Осмотр — это визуальное обследование автомобиля при наличии определенных для этого оснований (подозрение в незаконности груза) — просьба открыть багажник или бардачок, заглянуть в салон. Если же гражданин отказывается добровольно предъявить машину к осмотру, то ему грозит уже досмотр, который проводится в присутствии двух понятых и сопровождается составлением протокола.

Еще один вопрос, затронутый в регламенте: осуществление сотрудниками ГИБДД открытого контроля, когда сотрудники видны участникам движения, и скрытого, когда гаишники сидят в «засаде» в кустах или тихо едут в дорожном потоке на «гражданских» автомобилях.

Контроль за дорожным движением может осуществляться только на патрульных автомобилях с цветографическими схемами и спецсигналами. Если раньше инспектора могли маскировать свою машину на дороге, подняв багажник и заслонив цветовую раскраску, то сейчас это запрещено. Только на таких автомобилях можно останавливать водителей. На автомобилях без опознавательных знаков ведется скрытое патрулирование в потоках, из которых информация о нарушителях передается на посты.

«В Ставропольском районе были случаи, когда бандиты переодевались в форму сотрудников ГИБДД и грабили автомобили, в основном грузовые, — рассказывает начальник управления ГИБДД ГУВД по Самарской области Валерий Трофимов. — По статистике, в ночное время суток происходит больше всего ДТП, в основном по вине пьяных водителей. Естественно, наши сотрудники нацелены работать в ночное время, и сейчас, в основном, мы больше будем работать и останавливать ночью, но только на патрульных автомобилях, со включенными маячками, в форменной одежде и в освещенных местах, чтобы сотрудника было хорошо видно».

Время выполнения тех или иных действий сотрудниками ГИБДД в регламенте не прописано. Как пояснил Валерий Трофимов, точное время заполнения протоколов и прочей работы сотрудников определить невозможно. «В регламенте записано: производить действия в кратчайшие сроки. Если в ДТП есть пострадавшие, то сотрудники должны прибыть к месту аварии уже в течение 20 минут, но если никто не пострадал, то нормы не оговариваются. Сейчас мы обращаем внимание на то, что время прибытия сотрудников на вызов сокращается — приезжают в среднем через 40-60 минут. Но, к сожалению, есть и негативные примеры, когда люди ждут по 4 часа. Сейчас как раз проводится служебная проверка по одному такому случаю. В основном, в таких проблемах виноват человеческий фактор: дежурные забывают или не успевают вовремя передать информацию. Мы работаем с сотрудниками, и сдвиги в этом плане по Самаре есть», — рассказывает начальник управления.

С 1 сентября не реже одного раза в два часа все посты ГИБДД проверяют на предмет соблюдения регламента.

Обязанности сотрудника ДПС

Большое количество автовладельцев порой не знают, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, основания остановки и как при этом он должен себя вести. Попробуем разобраться, в соответствии с правилами дорожного движения Административным регламентом МВД и Кодексом об административных правонарушениях. Если раньше ответы на эти вопросы были общими, теперь они четко прописаны в Административном регламенте, который доступен для всех желающих. Введение новых правил, по словам самих сотрудников ГИБДД, должно сделать и водителей, и инспекторов более дисциплинированными по отношению друг к другу.

Административный регламент МВД РФ является основным документом, регламентирующим действия инспектора ДПС при исполнении им своих служебных обязанностей.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Сотрудники ДПС обязаны соблюдать порядок получения доказательств, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно. Разъяснить участнику дорожного движения суть совершенного им нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты. При проверке обращаться с документами граждан аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения инспектор должен разъяснять порядок обжалования своих действий, в соответствии с п. 167 Административного регламента, а также по требованию должен сообщить местоположение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

Итак, Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства*(75).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Читайте также  Как рассчитать налог на транспортное средство?

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Не допускается останавливать транспортные средства: на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев,когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, с нарушением установленного законом порядка.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если инспектор ДПС останавливает транспортное средства без необходимости, то он сам совершает административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение элементарных прав и обязанностей сотрудниками ДПС, приведет к взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной полиции. Вследствие чего произойдет уменьшение конфликтных ситуаций на дорогах. Так как ситуации на дорогах зачастую бывают противоречивыми, отсюда и конфликты, и недоброжелательное отношение большинства водителей к инспекторам.

  • Полезная информация
    • Права и обязанности водителя
    • Обязанности сотрудника ДПС
    • Защита от административной ответственности
    • Рекомендуемые действия при ДТП
    • Таблица штрафов
    • Взыскание расходов на услуги защитника
    • Проверка водительского удостоверения
    • Проверка наличия не уплаченных штрафов по данным транспортного средства
    • Проверка наличия ограничений на регистрационные действия с транспортным средством
    • Суды г. Иркутска
    • Руководство и подразделения ГИБДД
    • Отстранение от управления транспортным средством
    • Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения
    • Осмотр транспортного средства
    • Досмотр транспортного средства
    • Задержание транспортного средства
    • Образцы документов
    • Места расположения приборов фото-видео-фиксации «Арена» на территории Иркутской области
    • Закон Иркутской области от 12 октября 2012 г. N 93-ОЗ
  • Нормативно-правовая база
  • Новости
  • Частые вопросы

Кто мы?

Центр защиты прав водителей «Главная Дорога» одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других «многопрофильных компаний».

Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Многие автомобилисты полагают, что для проверки автомобиля инспектор имеет право остановить машину только на предусмотренных для этих целях стационарных постах. Но в тоже время в приказе под номером 185 нет никакой информации о том, что инспекторы могут это делать.

Где могут остановить вашу машину сотрудники ГИБДД ?!

Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.

Основаниями для проверки документов могут служить следующие факторы:

  • Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
  • Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
  • Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.

Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:

  • Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
  • Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
  • Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
  • Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
  • При необходимости организации помощи другим лицам;
  • Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
  • При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.

Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.

Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия? Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.

Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.

Какими обязанностями и правами обладает инспектор ГИБДД ?!

При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.

Помимо прочего инспектор может попросить автомобилиста выйти из машины в следующих ситуациях:

  • При подозрении на совершение ДТП;
  • При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
  • Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
  • Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
  • Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.

Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.

Остановить машину может инспектор и в темное время суток и даже на безлюдной трассе. Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.

В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.

Когда инспектор не имеет права останавливать водителя ?!

Мы обозначили выше то, что порядок остановки автотранспортных средств регламентирован нормами автомобильной инспекции. Согласно установленным законодательным нормам сотрудник ГИБДД не имеет права останавливать автомобили в следующих случаях:

  • Если это отрезки автомобильных дорог, где нельзя прекращать движение;
  • На трамвайных путях и участках автомобильных дорог, которые плотно прилегают к ним;
  • В области локации пешеходных коммуникаций;
  • В мостах, тоннелях, эстакадах, которые имеют одну или две полосы для перемещения автомобильного транспорта;
  • В местах, где имеются переезды, оборудованные для движения автомобиля на железнодорожных путях;
  • На перекрестках автомобильных дорог;
  • На отрезках автомобильных шоссе с ограниченным обзором на расстоянии меньше ста метров;
  • В районе дорожек для велосипедистов и в тех местах, где останавливается общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов, маршрутного такси.

Опять же из правил есть и исключения. Автомобильным инспекторам можно останавливать автотранспортные средства в неустановленных выше обозначенных местах, если это требуется при пресечении уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения. Потребоваться принудительная остановка может для того, чтобы урегулировать поток транспорта, когда иными методами осуществить разъезд машин не предоставляется возможным. При подаче сигнала об остановке в неустановленном месте полицейский обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности остальных водителей и пешеходов. Также он должен обратиться к водителю разъяснив ему причины возможной принудительной остановки.

Читайте также  Можно ли продать автомобиль без собственника

ВС подтвердил, что видеосъемка инспектора ДПС при составлении протокола разрешена

Адвокат АП Хабаровского края Владимир Якушев сообщил «АГ» об административном деле с его участием, по которому ВС вынес Определение № 58-КАД20-10-К9, признав законной видеосъемку сотрудника ДПС при составлении протокола об административном правонарушении.

10 марта 2019 г. старший лейтенант полиции ИДПС ОГИБДД ОМВД по Вяземскому району Евгений Вовк остановил автомобиль, за рулем которого находился Владимир Якушев. По просьбе полицейского адвокат передал ему СТС, водительское удостоверение и страховой полис. С документами Евгений Вовк направился в сторону патрульного автомобиля, в котором находился около 5 минут. После этого он вернулся к Владимиру Якушеву и попросил проследовать за ним. Когда они сели в патрульную машину, инспектор, ничего не объясняя, начал заполнять протокол об административном правонарушении.

Посчитав, что никаких нарушений адвокат не совершал, Владимир Якушев стал снимать происходящее на телефон. Увидев это, Евгений Вовк перестал заполнять протокол и попросил остановить съемку, сообщив, что, если этого не произойдет, он заберет телефон и отвезет адвоката в дежурную часть. На вопрос «почему?» сотрудник полиции ответил «потому», не сославшись ни на одно положение какого-либо закона или нормативно-правового акта. После того как Евгений Вовк запретил вести любую съемку, даже если он сам не попадает в кадр, Владимир Якушев остановил видеозапись.

Далее сотрудник ДПС огласил протокол об административном правонарушении, согласно которому адвокату вменялось управление автомобилем без включенного ближнего света фар и без пристегнутого ремня безопасности. Так как Евгений Вовк был намерен сразу вынести постановление по делу об административном правонарушении, Владимир Якушев вновь стал снимать происходящее на телефон, однако сотрудник полиции запретил производить видеосъемку.

В дальнейшем адвокат обратился с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностного лица (имеется у «АГ») в Вяземский районный суд Хабаровского края.

Он сослался на п. 45 Приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 664, согласно которому при обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения.

Владимир Якушев посчитал, что незаконные действия сотрудника ДПС противоречат ст. 8 и 9 Закона о полиции в части положений, касающихся принципов открытости и публичности деятельности полиции, а также доверия и поддержки граждан. Деятельность полиции в силу ч. 1 ст. 8 Закона о полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.

Административный истец просил признать незаконными действия Евгения Вовка, выразившиеся в запрете осуществлять видеосъемку при составлении документов по делу об административном правонарушении.

Вяземский районный суд г. Хабаровска просмотрел видеозапись с мобильного телефона адвоката и с видеорегистратора патрульного автомобиля. Он установил, что Владимир Якушев производил видеосъемку составления протокола об административном правонарушении и ознакомления с его содержанием, а запрет осуществления видеосъемки инспектор мотивировал исключительно тем, что его нельзя снимать при исполнении служебных обязанностей и все его действия фиксируются техническим устройством, установленным в служебном автомобиле.

Суд пришел к выводу о незаконности действий Евгения Вовка ввиду их противоречия положениям ст. 8 и 9 Закона о полиции, ст. 25.l КоАП и нарушении прав Владимира Якушева на получение информации любым законным способом, на доступ к открытости и публичности деятельности полиции и на представление доказательств по делу об административном правонарушении.

Однако апелляция прекратила производство по административному иску, а после возвращения материалов дела из Девятого кассационного суда общей юрисдикции отказала в его удовлетворении.

Хабаровский краевой суд отметил , что Владимир Якушев не обосновал, какие в указанной ситуации имелись основания производить видеосъемку действий сотрудника полиции, кроме доводов о том, что стали составляться документы в рамках дела об административном правонарушении. Суд счел недоказанным нарушение прав административного истца, а вывод о неправомерности запрета осуществлять видеосъемку – несостоятельным, поскольку видеосъемка производилась во время составления инспектором ДПС процессуальных документов в рамках предоставленных полномочий (проверял документы водителя, составлял протокол об административном правонарушении), то есть когда дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Кроме того, указала апелляция, административным истцом не обосновано, какое доказательственное значение при рассмотрении дела об административном правонарушении имела видеозапись сотрудника ГИБДД, составляющего процессуальные документы, и какие обстоятельства, на которые он ссылается, подлежащие доказыванию при производстве по делу об административном правонарушении, могла подтвердить. В связи с этим требование сотрудника полиции о прекращении видеосъемки является законным и соответствующим ст. 24.3 КоАП.

Владимир Якушев вновь обратился в Девятый кассационный суд общей юрисдикции. В жалобе (имеется у «АГ») он обратил внимание на то, что конкретно указал, что действиями сотрудника полиции нарушены права, предусмотренные ч. 4 ст. 29 Конституции, а также что они противоречат Закону о полиции. «Если бы я не указал, какое именно мое право было нарушено действиями сотрудника полиции, в моем иске мне бы отказал суд первой инстанции», – заметил он.

Административный истец также указал, что судьи Хабаровского краевого суда не изучали дело, не просматривали видеозаписи на приобщенном к материалам дела диске. Кроме того, видеозапись он начал и закончил вести до рассмотрения административного дела, а точнее – до составления протокола об административном правонарушении.

Владимир Якушев просил отменить апелляционное определение Хабаровского краевого суда и оставить в силе решение Вяземского районного суда, однако кассация оставила жалобу без удовлетворения. Тогда адвокат обратился в Верховный Суд РФ.

Действительно, указал ВС, ч. 3 ст. 24.3 КоАП, закрепляющая общее правило об открытости рассмотрения дела об административном правонарушении, предусматривает возможность осуществлять фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в Интернете с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Между тем такого правила, как и запрета, не установлено для стадии составления протокола об административном правонарушении.

Верховный Суд заметил, что, исходя из совокупного правового анализа предписаний раздела IV КоАП «Производство по делам об административном правонарушении», состоящего из отдельных глав, включая гл. 28 «Возбуждение дела об административном правонарушении» и гл. 29 «Рассмотрение дела об административном правонарушении», составление протокола об административном правонарушении является одним из действий уполномоченного лица, совершение которого свидетельствует о возбуждении дела (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП). Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентирован ст. 29.7 Кодекса, содержащейся в его гл. 29.

Так как факт запрета осуществлять видеосъемку имел место во время составления протокола, то есть на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ссылку судов на положения ст. 24.3 КоАП нельзя считать правильной, указал ВС. Он отметил, что действие данной нормы распространяется на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.

«Довод административного ответчика о наличии запрета видеосъемки сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей также не основан на нормах федерального законодательства. Напротив, деятельность полиции является открытой для общества», – указывается в определении. ВС отметил, что Владимир Якушев в служебный автомобиль не садился, а сама съемка не препятствовала исполнению инспектором ДПС профессиональных обязанностей, никаких специальных объектов, не подлежащих видеосъемке, зафиксировано не было.

Таким образом, Верховный Суд отменил судебные акты апелляции и кассации и оставил в силе решение Вяземского районного суда Хабаровского края.

В комментарии «АГ» Владимир Якушев указал, что ВС принял верное решение, основанное исключительно на законе и надлежащей оценке его доводов.

По его мнению, апелляция и кассация приняли свои решения из-за безграмотности и предвзятого отношения. «Дело дважды рассматривалось в Хабаровском краевом суде и Девятом кассационном суде общей юрисдикции коллегиально составом из трех судей. Получается, что 12 судей приняли незаконное решение, а моим доводам даже не дали оценки. Выходит, что судья районного суда оказался умнее 12 судей вышестоящих судов, что как раз и подтвердил Верховный Суд», – заключил он.

Комментируя ситуацию, адвокат «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачёва обратила внимание, что взаимоотношения между сотрудником полиции и гражданином при оформлении административного правонарушения в области дорожного движения регулируются Административным регламентом исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства в области БДД, утвержденным Приказом МВД от 23 августа 2017 г. № 664 (ред. от 21 декабря 2017 г.). При рассмотрении административного дела об оспаривании действия должностного лица суд выясняет: соответствует ли оспариваемое действие нормативным правовым актам и не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы административного истца.

Ольга Рогачёва указала, что Приказ МВД РФ не содержит нормы, препятствующей водителю осуществлять видеосъемку, фотосъемку, аудиозапись при производстве по делу об административном правонарушении, если это не запрещено законом. Ограничение права на фото- и видеосъемку возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-разыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций.

Эксперт заметила, что принцип открытости не должен распространяться на отдельные стадии производства по делу об административном правонарушении, он должен пронизывать административно-процессуальную форму производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем в соответствующее законодательство необходимо внести изменения. «Сотрудники полиции могут составлять протоколы по многим делам об административных правонарушениях, поэтому необходимо более детально прописывать осуществление процессуальных действий, в том числе и на стадии возбуждения дела об административном правонарушении», – указала адвокат.