Как проверить шины на изношенность

mixArmaGEDoN › Блог › Как оценить износ протектора шины?

Как оценить износ протектора шины?

Как правило, продавая подержанные покрышки, продавцы заманивают покупателя низким значением износа, называя виртуальные проценты — 10, 20 или 30. На поверку же, фактический износ в абсолютном большинстве случаев оказывается больше, чем было заявлено. Часто это связано даже не сжеланием обмануть покупателя, а скорее с неправильным подходом к оценке износа протектора шин.
Но главная проблема состоит даже не в абсолютном износе протектора, а в его равномерности — именно характер износа может многое сказать о прошлом шины и о том, годится ли она для дальнейшей эксплуатации.
Правильная оценка износа шин пригодится не только при покупке резины б/у, но и при принятии решения о том, не пора ли заменить шины на новые.

Насколько изношена шина?

О чем говорит высота протектора шины?Самый распространенный критерий, по которому обычно назначают цену и определяют потребительскую привлекательность подержанных шин – высота протектора. Высота безусловно важна, но нужно также понимать, что у разных шин разная высота протектора изначально (когда они новые), а главное – у разных шин разная предельная высота износа (высота протектора, при которой шина уже теряет практически все важные характеристики). Наиболее заметны эти отличия у зимних и летних шин.
Возьмём для примера две шины, одна летняя дождевая скоростная, другая зимняя со скандинавским типом протектора. Материал, из которого делают летние шины гораздо твёрже резины для зимних шин, кроме того (если речь не идет о летней внедорожной резине), для зимних шин гораздо актуальнее высота протектора с точки зрения способности «зацепиться» за грунт, укрытый слоем снега. Кроме того, для езды на больших скоростях по асфальту высокий протектор является скорее помехой, чем помощником.

Исходя из этих различий, летняя скоростная шина изначально имеет протектор высотой 6-8 мм, тогда как зимняя шина со скандинавским рисунком протектора обычно имеет высоту протектора 9-11 мм. При этом понятно, что при прочих равных условиях, зимняя шина будет изнашиваться быстрее летней за счет более мягкой резины и меньшей площади наружной поверхности шашек протектора (что увеличивает нагрузку на единицу этой площади в контексте износа).
С точки зрения безопасности в наиболее типичных сезонных условиях (сухое твердое покрытие), для зимних шин наиболее критичным является наличие и качество поперечных ламелей в шашках протектора (так называемые «липучки», которые обеспечивают сокращение тормозного пути и курсовую устойчивость). В летней же шине главным является просто наличие протектора, поскольку его уменьшение до определённого уровня будет просто снижать способность шины противодействовать аквапланированию.
Если из возможных условий эксплуатации автомобиля исключить экстремальное вождение (а его при размышлениях о покупке шин б/у исключить придется в любом случае), а также учесть тот факт, что поперечные ламели на зимних шинах технологически не могут быть прорезаны до основания протектора и обычно имеют глубину 4-5 мм, то в сухом остатке получается следующее: если летняя шина с износом 50% еще может рассматриваться, как пригодная для эксплуатации какое-то время, то зимняя шина с износом 50% и высотой протектора 5-6 мм, но со стёртыми ламелями, фактически уже непригодна для безопасной эксплуатации в зимних условиях, не смотря на большую, в сравнении с летней, высоту протектора.

Как посчитать реальный износ протектора шины?
Как посчитать реальный износ протектора шины?Что может быть проще, спросите Вы? Делим фактический остаток высоты протектора на его изначальную высоту, и получаем… Да ничего мы так не получим, на самом деле, хотя продавцы б/у резины (в лучшем случае) считают износ именно так. А не получим прежде всего потому, что эта формула имела бы смысл только в том случае, если бы Вы могли «докатать» шину до «нуля», а это невозможно.

Производители шин, как правило, ставят в протекторе сигнальные метки, высотой 1,6 мм, достижение которых уже официально означает, что шина полностью непригодна для дальнейшей эксплуатации. Правила дорожного движения (ПДД) запрещают эксплуатацию шин с остаточной высотой протектора менее 2 мм. Ездить на резине с меньшим протектором не только незаконно, но и крайне небезопасно. А если речь о зимних шинах, то реальный «ноль» ещё больше – 3-4 мм в зависимости от типа протектора и условий эксплуатации.

Поэтому, для определения реального износа шины, пользоваться следует формулой:

Z – реальный процент износа шины в процентах (обратите внимание, износа, а не остатка!). Остаток в процентах – это 100- Z

Hn – высота протектора новой шины данной модели и типоразмера.

Hf – фактическая высота протектора (минимальная по результатам всех измерений на обоих шинах, которые планируется установить на одну ось)

Hmin – минимальная допустимая высота протектора для данной шины.

Далеко не всегда Вам удастся узнать, какая высота протектора была на новой шине нужной модели (Hn), поэтому, исходя из различий разных типов шин по высоте нового протектора, для определения износа ориентироваться нужно на следующие усредненные показатели:

1. Для зимних шин со скандинавским рисунком (резина повышенной проходимости, в т.ч. шипованная) Hn = 10 мм.
2. Для зимних шин с классическим и ассимеричным протектором, Hn = 9 мм.
3. Для скоростных зимних шин (рисунок протектора напоминает летний) Hn = 7 мм.
4. Для летних шин с классическим протектором и повышенной сопротивляемостью к аквапланированию (дождевые шины) — Hn = 8 мм
5. Для скоростных летних покрышек Hn = 7 мм

Для определения фактической высоты протектора (Hf) нужно тщательно измерить обе шины с одной оси и выбрать минимальное значение высоты протектора из всех полученных. (подробнее о неравномерном износе протектора).

Немного сложнее обстоят дела с минимально допустимой высотой протектора (Hmin). Критической отметкой (абсолютный ноль) являются 2 мм из ПДД, но этот показатель применим разве что к летним шинам, да и то не ко всем. Зимняя же шина теряет абсолютное большинство своих характеристик уже к 4 мм (в среднем). Потому реальный Ваш минимум будет находиться где-то в этом диапазоне – от 2 до 4 мм, в зависимости от типа шины, сезонности и Ваших индивидуальных условий эксплуатации. Важно помнить, что резину покупаете Вы и для себя, а поэтому износ Вам придется считать с некоторой долей субъективизма.

Важно также понимать, что методика определения реального износа шины, приведенная выше, предназначена исключительно для определения Вашей индивидуальной целесообразности в покупке той или иной шины б/у, но не для предъявления каких-либо претензий продавцу – Вам скорее всего никогда не удастся его убедить в том, что износ считается так, как тут написано.

О чем говорит неравномерный износ протектора шины?

Как правильно измерить высоту протектора шины?

Это не сложно и для этого сгодится любой подходящий прибор: например, штангенциркуль или линейка с глубиномером. Можно конечно воспользоваться и обычной монетой, но в этом случае точность измерений существенно пострадает, и Вы не сможете получить достоверную картину равномерности износа, что достаточно важно.
Прежде всего, высоту протектора шины нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже 12), по центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты измерений во всех указанных точках должны совпадать! Неравномерный износ свидетельствует о следующем:
1. По краям шины протектор выше, чем по центру. Это свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца – шина была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас шины была увеличена, что явно не могло сказаться на общем ресурсе шины. Покупать такую шину не рекомендуется.
2. Протектор выше по центру, чем по краям. Шина систематически недокачивалась. Если нет явных признаков езды на полностью спущенной шине (стерт рисунок с верхней части боковин), скорее всего, на этой шине еще можно ездить, но износ нужно считать по минимальному значению высоты протектора, поскольку при нормальном давлении центр шины износится до уровня краёв очень быстро.
3. Протектор неравномерно изношен по ширине (стёрт один из краёв шины). Такой износ свидетельствует о неисправной подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Когда Вы установите такую покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое сцепление с дорожным покрытием до тех пор, пока износ не «уравняется» по всей ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется проявлять предельную осторожность – сильно пострадают и курсовая устойчивость, и тормозной путь. В любом случае износ такой покрышки считается по минимальной высоте протектора.
4. Протектор изношен неравномерно по окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки имеют разную высоту). Такой износ свидетельствует об «экстремальных» предпочтениях предыдущего владельца. Шина скорее всего видела экстремальные торможения и/или разгоны. Соответственно, такая эксплуатация существенно изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Кроме того, шина с неравномерной высотой протектора по окружности обязательно будет иметь статический дисбаланс (который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески автомобиля. Эту шину можно смело сдавать в утиль.
5. Стертый рисунок (узор) в верхней части боковины шины (стык с областью протектора – резина «пожевана»). Подобный дефект – результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью балансировочных грузов на шиномонтаже. Такая шина в большинстве случаев будет сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник. Покупать такую резину, разумеется нельзя, что бы не говорил продавец.
6. Разный износ протектора на двух шинах из пары (с одной оси). В первую очередь в этом случае нужно смотреть на дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты разные – скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать – решайте сами. Если же даты совпадают – вероятно имела место неисправная подвеска (регулировка схождения колес). В любом случае, разница в высоте протектора более чем в 1 мм уже является серьёзной угрозой неконтролируемого заноса, если такая пара колес будет установлена на переднюю ось автомобиля.

Как определить процент износа шин (резины)

Задача вычисления остаточного ресурса шины может возникать, как при оценке состояния своих собственных колёс, так и при покупке бывшей в употреблении резины. Помимо косвенных признаков, таким критерием становится остаточная высота протектора. Но её также можно посчитать исходя из субъективных предпосылок, чем обычно грешат продавцы.

Читайте также  Оплата услуг нотариуса госпошлина и нотариальный тариф

Тут и неизвестность с исходной глубиной рельефа, и неопределённость с предельно допустимой остаточной. Вопрос требует объективности.

Что такое допустимый износ

Пригодность покрышек к дальнейшей эксплуатации определяется по их способности укладываться в нормативы по безопасности, и задаётся производителем с помощью индикаторов износа или числовых величин.

При отсутствии таковых следует руководствоваться требованиями ПДД, где задана минимально допустимая глубина протектора в зависимости от типа и назначения шин.

И то, и другое не учитывает всех особенностей износа, поэтому заботясь о собственной безопасности надо подходить к вопросу максимально объективно, а не довольствоваться формальными критериями.

Так, например, если остаток протектора укладывается в допустимые миллиметры, но при этом рельеф уже сильно искажён из-за неравномерного износа, резина потеряла свои свойства или изначальная высота была больше типовой, то шину надо направлять в утиль, хотя по численным показателям она соответствует нормам.

Как понять, износилась покрышка или нет

Рядовому пользователю доступно большинство способов оценки, хотя и не все из них.

Внешний вид шины

Визуально можно оценить многое. Например, цвет резины со временем теряет насыщенность, шины становятся характерно белесыми. Это хороший признак произошедшего старения из-за оксидизации материала покрышки.

Видны и механические повреждения, как естественные в виде возрастных трещин и расслоение, так и искусственные, следы многочисленных ремонтов, оголение корда из-за порезов, выпуклости профиля под давлением (шишки).

Прекрасно заметен неравномерный износ протектора в виде пилы или проплешин. Такое колесо опасно при торможении.

Измерение глубины профиля

Для оценки реальной величины остатка необходимо знать исходную величину протектора, а также минимально допустимую для конкретной модели шины. Большой ошибкой, которую чаще всего умышленно совершают продавцы, будет считать проценты исходя из абсолютной глубины.

Эксплуатировать шину до полного износа нельзя. Более того, исходя из назначения, резина может полностью утратить свойства и при достаточно глубоком рисунке.

Это касается зимних, грязевых и всесезонных шин. Они должны эффективно отводить мягкую составляющую дорожного покрытия из зоны контакта, что возможно только при достаточно глубоком протекторе.

Цифровые индексы на протекторах

Это наиболее удобный способ определения износа, заложенный в конструкцию шины изготовителем. В резине протектора выполнены углубления в виде цифр, которые по мере стирания резины исчезают. Наибольшая из оставшихся и определяет ресурсную высоту рельефа.

Возможна и иная индикация, все её виды просты и максимально интуитивно понятны.

Вплоть до применения некоторыми производителями цветовой индикации, когда в глубину протектора заложена резина иного оттенка. Изношенная беговая дорожка в таком случае изменит свой цвет на контрастирующий с прочей поверхностью.

Подручные способы

Хотя найти современную резину вообще без индикаторов износа почти нереально, но старые способы продолжают работать. Между шашками или дорожками протектора можно разместить глубиномер штангенциркуля, который и покажет оставшуюся глубину в миллиметрах.

Останется только вычесть из полученного числа минимально допустимую величину. При отсутствии штангенциркуля можно использовать линейку, или даже просто монету.

Как по износу шин определить сход и развал

Углы установки колёс заметно влияют на износ резины, вплоть до полного уничтожения протектора за небольшой пробег при их сильном отклонении от нормы.

Искажённая величина схождения приводит к образованию характерной «пилы» на дорожках, которую хорошо видно при взгляде вдоль них. Плоскость вращения колеса не совпадает с направлением движения автомобиля, из-за чего протектор постоянно проскальзывает в зоне контакта, это и вызывает пилообразный износ.

Ситуация требует немедленного исправления, поскольку такая покрышка может стать причиной увода автомобиля в сторону.

Нарушенная регулировка развала вызывает похожий эффект, но при этом шаг пилы становится равным всей ширине профиля. То есть износ протектора с одного края значительно больше, чем с другого.

Профиль становится характерно клинообразным. Такое колесо лучше вообще не ставить на управляемую ось даже после исправления углов. Его место на задней оси, если уж обстоятельства не позволяют заменить его на новое.

Как проверить шины на изношенность

  • Главная
  • Блог
  • Ремонт и обслуживание
  • Шины и диски
  • Как определить износ шин?
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Как определить износ шин?

Контроль за состоянием шин относится к базовому уходу за автомобилем наравне с поддержанием чистоты в салоне и своевременной заменой лампочек в фарах. Но если о том, что пора ехать в химчистку, скажут пятна на обивке, а о визите к электрику напомнит электронный датчик или сниженная видимость ночью, в случае с покрышками придется проявить инициативу, потому что в их арсенале есть только опасные сигналы.

Рисунок протектора на шине

Зачем обращать внимание на износ

Основных аргументов пристально следить за состоянием шин три:

  1. Чтобы вовремя узнать о неисправностях, повлекших определенный тип износа. Например, стертая пятнами шина говорит о разбалансировке колес, которая может не только стать причиной вибрации, но и повлиять на работу и срок службы всей подвески.
  2. Ради безопасности. Глубина рисунка протектора напрямую связана с управляемостью автомобиля: чем мельче становятся ламели, тем хуже покрышка отводит грязь и воду, и поэтому повышается риск аквапланирования. В том же случае становится хуже сцепление с дорогой и увеличивается тормозной путь.
  3. Во избежание штрафа. Ч.1 ст.12.5 КоАП РФ устанавливает наказание в размере 500 рублей за управление ТС, если оно неисправно или состояние отдельных систем не соответствует нормам, указанным в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств ПДД РФ. Прописаны там и минимальные значения глубины протектора шин в зависимости от их типа.

Срок службы автомобильных шин

Свойства покрышек разнятся в зависимости от их назначения: например, для производства беспрокольных шин, предназначенных для автомобилей с системой контроля давления и адаптированными подвесками, используют очень жесткую резину, а на внедорожных, часто имеющих дело с глиной и уклонами, делают более глубокие ламели. К ключевому условию эксплуатации, влияющему в том числе и на износ, относится и сезонное назначение.

Летняя резина

Отличается жесткостью материала и меньшей глубиной протектора – обычно это 6-8 мм. Это объясняется тем, что шинам не приходится противостоять перепадам температур (в гараже одна температура, на улице – совсем другая) и кардинальной разнице в покрытиях в течение одной-единственной поездки (например: снег, лед, асфальт). А для того, чтобы нивелировать влияние погоды на дорогу, достаточно тонких ламелей, способных отводить воду и грязь.

В итоге летние покрышки могут оставаться пригодными для поездок в течение всех 10 лет, которые чаще всего заявляют производители (по ГОСТ 4754 этот срок составляет 5 лет).

Зимняя резина

Зимним шинам приходится приспосабливаться к более экстремальным условиям: нужно, чтобы резина была устойчива к перепадам температур и к часто изменяющемуся давлению внутри. При этом они должны обеспечить автомобилю надежное сцепление с заснеженными покрытиями и льдом. Соответственно, ламели на покрышках делают шире и глубже (от 9 до 11 мм), а для их производства используют более мягкий и эластичный материал, чем для летних – и он изнашивается заметно быстрее. Особенно внимательно стоит отнестись к «липучке» – резина для нее пластичнее всего.

Поэтому, несмотря на то, что ГОСТы и нормы для зимних шин не отличаются от норм, предусмотренных для летних, менять их стоит не реже, чем раз в четыре сезона или при пробеге от 40 тысяч км (для российских) до 80 тысяч км (такую максимальную цифру указывают китайские производители).

Возраст покрышек можно узнать по боковой маркировке: первая и вторая цифры обозначают неделю производства, а третья и четвертая – год.

Дата производства покрышки

Из-за чего шины изнашиваются быстрее

Но на срок годности шин, установленный ГОСТами и заявленный производителями, можно опираться лишь в идеальных условиях. К обстоятельствам, приближающим момент замены покрышек, относятся:

    Неправильное хранение. О таком можно говорить, если шины весь сезон находятся в чрезмерно сухом непроветриваемом месте под прямыми солнечными лучами, в окружении коррозийных металлов, масел, смазок и кислот. Важно и положение покрышек: если они на дисках, лучший способ хранения – подвесить, а резину без дисков правильнее поставить на ребро Такие условия сложно создать на балконе или в гараже, поэтому идеальным вариантом станут услуги автосервисов со специальными хранилищами.

Правила хранения шин

Виды износа шин и их причины

Даже если принято решение приобрести подержанные покрышки, не обязательно опираться лишь на заверения владельца. Условия их эксплуатации и нынешнее состояние можно определить по износу.

Нормальный

Говорит о том, что шины хранились правильно, а автомобиль был в хорошем техническом состоянии и не перегружался.

Центральный

Свидетельство того, что предыдущий владелец ездил на перекачанных шинах: пятно контакта сместилось в центр и поэтому протектор стерся быстрее именно там. Из-за перепадов температур чаще всего встречается на зимней резине.

Двусторонний

Очевидно, что давление в баллонах было ниже необходимого и автомобиль опирался на внешние ребра жесткости, на которых и видны сильные потертости.

Как образуется и выглядит двусторонний, центральный и нормальный износ покрышек

Односторонний

Его причинами могут быть деформированные диски или неправильная геометрия осей.

Пятнами

Чаще всего означает, что колеса отбалансированы некорректно. Если проблема не решается балансировкой, искать истоки нужно глубже: стоит проверить амортизаторы или рычаги.

Схема и причины одностороннего и неравномерного износа шин

Неравномерный на каждой покрышке из пары с одной оси

Возможно, эти баллоны из разных партий – это легко определить по дате производства. Если нет, то причина может быть в схождении колес.

Пилообразный

Актуален для шин с блочным протектором и появляется после систематических поездок по покрытию плохого качества.

Пример пилообразного износа шины с блочным протектором

Как определить, насколько изношены шины

Если факт износа очевиден, то его степень еще предстоит измерить. Чтобы сделать это правильно, нужно знать нормы глубины протектора для сезонных покрышек и порядок их оценки.

Допустимый износ протектора летней и зимней резины

Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
  • для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Читайте также  Разрешено ли парковаться на тротуаре?

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Обозначения категорий зафиксированы в Приложении №1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Легковые автомобили по этой классификации относятся к категории M1, малотоннажные грузовые – к N1.

При этом регламент не учитывает особенности летних и зимних шин, поэтому не указывает средние сроки, которые ходит резина до достижения этих отметок.

Индикатор износа шин

Отметки, обозначающие минимально допустимую глубину протектора, или показывающие текущую, считаются самым надежным показателем пригодности конкретной резины. И все же, ориентируясь на индикатор, стоит помнить о том, что рисунок на шине может быть стерт неравномерно.

Пример индикатора износа протектора

Как измерить протектор?

Для этой цели подходят несколько инструментов: специальный измеритель, штангенциркуль с линейкой или линейка с глубиномером. Чтобы получить максимально точные данные, измерить протектор нужно в нескольких местах – минимум в шести разных точках на окружности.

Формула для подсчета износа

Когда речь заходит о процентном значении износа (например, в объявлениях о продаже б/у покрышек), его часто считают от общей глубины протектора. Но в реальности использовать шины запрещено не с момента полного «облысения» резины, а при определенной высоте рисунка. Поэтому для правильного расчета нужно использовать формулу вида:

I=(H new -H now )/(H new -H min )*100%

где I – износ, H new – высота протектора новой шины этой модели и размера, H now – фактическая высота протектора (минимальное значение), а H min – минимально допустимое значение высоты протектора.

Заключение

Даже оценивая состояние шин только визуально, можно получить ценную информацию об исправности автомобиля. А более глубокий анализ с измерениями позволит поддерживать его в надлежащем состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге.

Как понять что шина изношена

Статья о том, как определить износ автомобильных шин, и что на него влияет. В конце статьи — видео о дефектах автомобильных шин. Статья о том, как определить износ автомобильных шин, и что на него влияет. В конце статьи — видео о дефектах автомобильных шин.

Как проверить износ шин? Ответ на этот вопрос спас многих водителей не только от попадания в аварию, но и от необходимости уплаты штрафа. Главное — вовремя применить на практике свои знания и при достижении максимально допустимого износа сменить покрышки.

Когда необходимо менять шины. Причины и последствия износа

Средний срок службы покрышки — от 5 до 7 лет. Большинство производителей определяют срок эксплуатации в 10 лет, но в реальности замена требуется примерно на 6 год службы.

Конечно, колесо может прослужить и 10 лет, если покрышка изготовлена из качественного материала, машина используется неинтенсивно и по хорошей дороге, а владелец тщательно следит за состоянием колес и автомобиля в целом.

Но в реальности содержать автомобиль в идеальном состоянии довольно сложно, а времена, когда машину покупали «похвастать», а не для дела, давно канули в Лету. Сегодня автовладелец эксплуатирует своего железного друга по максимуму, а не трясется, как над величайшим сокровищем. И шины в процессе работы получают нагрузку (и не малую) в первую очередь.

Факторы, влияющие на износ шин

Качество дорожного покрытия

Дорога оказывает самое большее воздействие на состояние шин. К сожалению, идеальное асфальтное покрытие остается чем-то из области фантастики, особенно в небольших городах. Неровности дороги, ямы и выбоины не лучшим образом влияют на состояние протектора.

Интенсивность и особенности эксплуатации

Изношенная шина — показатель не только состояния дороги, но и навыков водителя. Шины автомобилиста-лихача выйдут из строя гораздо раньше, чем у спокойного и опытного автовладельца.

Уход за колесами и машиной в целом

Регулярные проверки состояния машины, внимательное отношение к нуждам «железного друга» и регулярная диагностика позволяют значительно увеличить срок службы автошин.

Качество резины

Экономия за счет качества может не только сказаться на безопасности, но и потребовать замены резины гораздо раньше, чем это требуется обычно.

Состояние подвески

Неисправности системы подвески сказываются на состоянии колес не лучшим образом.

Разбалансировка колес и другие причины

Стертый протектор может причинить много неприятностей и поставить под угрозу безопасность водителя и пассажиров транспортного средства, а также и кошелек автовладельца.

Чем опасны изношенные шины:

    Снижается сцепление колеса с поверхностью дорожного полотна. Это чревато заносами при поворотах и торможении, особенно на мокрой/обледенелой поверхности.

Уменьшается проходимость автомобиля в условиях бездорожья.

Повышается риск повреждения шины. Прокол прохудившейся резины — лишь вопрос времени.

  • Высокий риск аквапланирования.
  • Норма износа шин определяется законодательством и прописана в ПДД.

    Максимально допустимый показатель истирания летней резины — до 1,6 мм по всей поверхности протектора. Для зимней — 4 мм. Для грузовых автомобилей — 1 мм.

    Эти показатели — предел, прописанный в законе, но с позиции безопасности рекомендуется менять резину раньше, когда уровень истираемости на 1 — 3 мм меньше.

    Индекс износа шин

    Каждый изготовитель обязан производить маркировку на боку шинной продукции в соответствии с международными требованиями. Изначально этот стандарт использовался лишь в США, но постепенно получил распространение по всему миру. Кроме страны изготовителя, модели, назначения, направления вращения и прочих характеристик на боку шин указывается уровень сопротивления износу.

    Treadwear — определение, обозначающее коэффициент износостойкости. Treadwear, равный 100 (средний показатель), предполагает пробег в 48 000 км на стандартном дорожном покрытии, которое характерно для испытательного полигона.

    Конечно, в естественных условиях этот показатель не столь точен — качество дороги, стиль вождения, погодные условия и прочие факторы значительно влияют на износ протектора и срок эксплуатации. Но, обратив внимание на индекс, можно все же определить уровень износостойкости шины.

    Способы определения износа шин

    Проверка уровня износа должна проводиться регулярно. Это позволит избежать не только штрафа со стороны госавтоинспекции, но и снизить риск неприятностей на дороге.

    Есть несколько способов определить степень истертости протектора.

    Способ 1. Проверить индикатор износа шин

    Индикатором называют протекторный блок, расположенный внутри углублений протектора. Его высота равняется допустимой норме износа (1,6/4 мм). Если протектор стерся до уровня индикатора, то резину необходимо срочно заменить.

    Чтобы найти место, где расположен индикатор, следует обследовать бок шины. Напротив протекторного блока обычно наносится небольшое клеймо в виде треугольника, логотипа компании-производителя, снежинки или аббревиатуры TWI.

    Последнее время получили распространение цифровые индикаторы. На поверхности протектора располагают цифры, которые показывают уровень углубления. По мере износа они стираются, начиная от самой большой по значению и заканчивая малой и наиболее «глубокой». Например, если на летней резине остаются видны только цифры 2 и 4, то это сигнал к скорой смене шин. После того, как исчезнет цифра 2, шина достигает максимально допустимого уровня износа и требует немедленной смены.

    Способ 2. Использовать специальный измеритель

    Индикатор не всегда точен, поэтому водителю желательно приобрести измеритель глубины профиля протектора. С помощью этого небольшого и недорогого прибора автовладелец самостоятельно может проконтролировать уровень истирания в нескольких местах.

    Способ 3. Использовать монету

    Если истертость вызывает сомнения, а измерителя не оказалось под рукой, можно прибегнуть к помощи 10-копеечной монеты. Она помещается надписью «копеек» в борозду протектора.

    Слова«копеек» не должно быть видно. Если же оно хорошо читается, то шину стоит сменить или подвергнуть более тщательной проверке.

    Эти способы применяются, чтобы определить допустимый износ шин, который происходит равномерно. Но часто под действием неисправности автомобиля или других факторов протектор изнашивается совершенно не так, как положено. Чтобы выяснить, нет ли неестественных повреждений, нужно тщательно осмотреть колеса.

    Как визуально выявить износ автомобильных шин

    Протектор изношен посередине

    Если резина более интенсивно стирается посередине колеса, значит наибольшая нагрузка в результате трения приходится именно на это участок.

      Шина неравномерно прилегает к дорожному полотну. Чаще всего такое случается, если давление в шине не соответствует требованию производителя.

    Еще одна причина — перепад давления в результате изменения температуры. Например, во время заморозков давление в камере снижается, а после повышение температуры или разогрева камеры в процессе движения — повышается и часто превышает допустимую норму.

  • Колеса слишком сильно накачаны. Это может случиться из-за невнимательности водителя или с определенной целью — некоторые таким способом пытаются снизить расход топлива.
  • Резина стерта по краям

    Если износ по краям значительно сильнее, чем по центру, следует насторожиться.

    Возможная причина — слишком низкое давление. В этом случае шина склонна к постоянной деформации и протектор прилегает к дорожному покрытию неравномерно. Чтобы избежать подобной неприятности (а от недокачанного колеса зависит работа и долговечность подвески), следует регулярно измерять давление в камере, особенно в зимний период.

    Интенсивно стирается передняя кромка рисунка протектора

    Если углы рисунка стираются неравномерно (передние края более гладкие, а задние практически не истерты), это говорит о недостаточном вращении колеса.
    Возможные причины: проблемы с работой подвески, выход из строя шаровых опор либо подшипников.

    Такое случается довольно часто; при обнаружении подобного износа следует проверить машину на исправность подвески.

    Шина чрезмерно изношена с какой-либо одной стороны

    Виновником является все то же неплотное прилегание к дорожному покрытию.

    Возможные причины: неисправности подвески или неотрегулированный сход-развал.
    Подобные симптомы характерны также для грузовых автомобилей — причиной служит чрезмерная нагрузка на определенные участки колеса.

    Трещины по бокам шин

    Возможные причины: езда по бездорожью, низкое давление, некачественная резина или длительные срок эксплуатации.

    Такие деформации обычно возникают при наезде на ямы и выбоины при недостаточно накачанных (или наоборот, перекачанных) шинах. Если давление колеса соответствует требованиям, то неровности на дороге сглаживаются за счет своеобразной амортизации. Но при нарушении этих требований колесо подвергается нагрузке и принимает весь удар на себя, деформируясь под давление извне.

    Трещины могут говорить о том, что качество материала изготовления оставляет желать лучшего. Также они сигнализируют о старости шин и необходимости сменить их на новые.

    Выпуклости по бокам шин

    Возможные причины: повреждение резины в результате удара о твердую поверхность боковой частью колеса.

    Выпуклости проявляются через некоторое время после удара. Колесо, имеющее подобные повреждения, становится опасным для эксплуатации; желательно заменить шины в ближайшее время.

    Читайте также  Сроки выведения алкоголя из крови

    Вмятины на протекторе

    Возможные причины: недостаточная амортизация, неотрегулированный сход-развал.

    Амортизатор отвечает за сглаживание и равномерное распределение ударной нагрузки в процессе движения. Если он выходит из строя, колесо страдает первую очередь, получая усиленный удар на определенные участки шины. В результате формируются вмятины и выпуклости на всей поверхности колеса.

    При первых же признаках следует отогнать машину на диагностику и проверить исправность подвески.

    Износ в виде отдельных пятен на протекторе

    Возможные причины: интенсивное торможение, резкий поворот или занос автомобиля с блокировкой колес.

    Также причиной может стать длительная фиксированная нагрузка на один и тот же участок шины, например, когда автомобиль оставляют на долгий срок без движения, уезжая отдыхать или не используя в зимний период.

    Проводя регулярные проверки, сложно упустить момент, когда будет пора менять шины или побеспокоиться о причинах неестественного износа. Внимательное отношение к машине поможет избежать многих неприятностей и устранить неполадки, пока не стало слишком поздно.

    Видео о дефектах автомобильных шин:

    Как определить износ шин

    Аквапланированием называют полную или частичную потерю колёсами машины сцепления с мокрой дорогой. Наиболее подвержены гидродинамическому клину отработанные покрышки. Узнаем, как определить износ шин вовремя, чтобы избежать аварий и столкновений. Кроме того, уменьшение высоты протектора влечёт за собой увеличение тормозного пути, что тоже грозит неблагоприятными последствиями.

    Причины износа шин

    Износ резины бывает не только естественным, вызванным длительной эксплуатацией автомобиля, но и ускоренным. В последнем случае это происходит по нескольким причинам. Все они, будь то неправильный сход-развал или неисправность амортизаторов, требуют своевременного устранения.

    Износ шины при неправильном угле сход-развал

    7 факторов, способствующих быстрому повреждению рисунка, приведены ниже.

    1. Температура дороги. Чем она выше (может доходить до 60-70°С), тем быстрее истирается протектор. На это есть своя причина — при движении происходит естественное трение, нагревающее резину. Если асфальт не слишком горячий, тепло передаётся от шин к дороге. Однако в сильную жару происходит обратный процесс, и колёса нагреваются ещё сильнее. Поэтому летом надо обязательно следить за количеством воздуха в камерах, не допуская увеличения более чем на 0,2-0,3 бара.
    2. Качество шоссе. Бывают дороги гладкие и не очень. Так, езда по крупнозернистому асфальту или гравию способствует более сильному износу протектора. На таких покрытиях рекомендуется двигаться медленно и всегда проверять давление в автошинах. В этом плане удобнее владельцам машин, оборудованных специальными датчиками.
    3. Скоростной режим. Постоянная езда выше 90-100 км/ч тоже сопровождается чрезмерным износом, даже если машина передвигается по идеально гладкому асфальту. Вспомним кадры из гонок — уже через несколько километров пилот останавливается, и помощники быстро меняют колёса. А это ещё спортивная резина, у которой индекс скорости рассчитан на запредельный темп. Следовательно, надо стараться ездить не очень быстро, если покрышки автомобиля изношены более чем на 50%.
    4. Давление. Чрезмерно накачанные шины, впрочем, как и недокачанные — изнашивают резину раньше срока. В первом случае истирается внутренняя часть (центральная) протектора, во втором — внешняя сторона (боковая). Важно проверять этот показатель перед дальней дорогой, особенно если багажник набит вещами до отказа.
    5. Амортизаторы. Они уменьшают механические колебания. Понятно, что неисправные демпферы не обеспечат плавного распределения усилий на колёса. Особенно это будет заметно на ямах и «лежащих полицейских», где собственно и срабатывает подвеска автомобиля. В таких случаях нагрузка на шины увеличивается, они начинают активнее изнашиваться. Вот почему так важно регулярно отвозить машину на диагностику ходовой части.
    6. Сход-развал. По норме все колёса авто должны находиться строго вертикально. Иначе они будут катиться не всей площадью протектора, а внутренней или наружной частью. В данном случае правильнее обеспечить одинаковый износ. Да и больше того, если автомобиль с неверно выставленным углом установки элемента ходовой части попадёт в колдобину, от покрышки может вообще ничего не остаться. Нежелательных последствий стоит ожидать и при любых поворотах, движении по неровным дорогам. Некоторые водители специально меняют ведущие и ведомые колёса местами, чтобы выровнять поверхности шин.
    7. Разбалансировка. Почти во всех случаях средняя точка массы колеса не совпадает по геометрическим законам с его центром. Такая покрышка при движении вызывает повышенные колебания кузова, снижает комфорт вождения, приводит к износу рулевого управления. Но самое главное — быстрее изнашивается резина. Смыслом балансировки является продвижение центра тяжести к геометрическому основанию.

    Неравномерный износ шины при расбалансировке колеса

    Разбалансированные колёса всегда имеют залысины. В одном месте их бывает больше, чем в другом. Часто это просто еле заметное пятно, которое представляет опасность. Езда на большой скорости с таким протектором, особенно при передвижении по плохим дорогам, несёт угрозу переворачивания из-за прокола. Изучив виды износа шин, можно быстро найти причину этой проблемы.

    Многие водители, даже опытные, это замечено, смотрят на резину мельком. Они лишь оценивают её состояние визуально, а владельцы современных машин с системой контроля уровня давления и этого даже не делают. Конечно же, зря! Состояние протектора расскажет не только о степени эрозии, но и о манере вождения, условиях эксплуатации и многом другом.

    Крайне важно уметь находить причины внутреннего износа шин или только наружного, диагональные следы, истирание пятнами и полосами, появление ям на поверхности и многое другое.

    Как и было сказано выше, если рисунок стёрся по центру, это укажет на высокое давление колёс. А по боковым частям — уже на недокачку, так как центр проваливается, и резина опирается на края. В обоих случаях истирание происходит неравномерно, отчего пострадает управляемость и торможение, ведь шина потеряет расчётное контактное пятно с дорогой. Поэтому для накачивания лучше воспользоваться профессиональным оборудованием СТО, а не любительским манометром. Этот часто выдаёт ложную информацию.

    Как определить износ шин по внешнему виду

    Определяется износ покрышек различными методами. Специалист обращает внимание на изменение цвета, высоту, глубину протектора и применяет эффективные ручные способы диагностики.

    Измерение глубины профиля

    Зная исходную и наименьшую величину протектора для конкретного автомобиля, удастся оценить состояние изделия по остатку резины. Никогда нельзя эксплуатировать покрышку до полного её разрушения. С этой целью производители предусмотрели тестовый инструмент с тонким стержнем, который вставляется в ламель с целью измерения глубины.

    Измеритель глубины протектора

    Допустимый износ шин авто различной категории, согласно техническому регламенту, приведён ниже:

    • М1 или легковые автомобили — составляет 1,6 мм;
    • М3 или автобусы, большие фургоны — до 2 мм.

    Сейчас выпускаются специальные зимние покрышки для обледенелых и заснеженных дорог. Узнать их можно по логотипу горного кряжа или снежинки. Маркировка такой резины обозначена знаками M+S, M& S, MS. Во время эксплуатации по указанным покрытиям остаток протектора составляет до 4 мм.

    Индикаторы износа шин

    Индикатор износа шины давно применяется крупными производителями. На протектор (выступающие его линии) в нескольких местах наносят канавки разной глубины. Стачивание автомобильной резины до какой-либо ямки определяет состояние покрышки. Чтобы легче было найти метки износа на шинах, сбоку наносят значок треугольника или надпись TWI. Напротив этих обозначений и нужно искать.

    Совсем недавно появились модели шин, поверхность которых меняет цвет по мере истирания (краснеет или синеет). Это ещё более удобно, но устанавливаются такие индикаторы пока только на премиальные машины.

    Цифровые индексы

    Цифры на протекторе шины — это распространённый способ определения эрозии, используемый уже несколько лет. Их просто выжигаются на разную глубину, например от 2 до 8. Истирание поверхности до двойки будет означать максимальный износ — дальше уже некуда и покрышку надо менять. Понятно, что если восьмёрка в целости, то резина только купленная, новая.

    Индикатор износа шин

    Ручные способы

    Известно также несколько ручных способов определения степени истирания:

    • обычным штангенциркулем с выступающим стержнем — измеряется глубина канавок, показывающее остаточное значение в мм, только мерить надо от самого основания протектора и стараться не упирать инструмент в предусмотренный индикатор;
    • специальным измерителем — стоит всего 50 рублей, его можно заказать в интернет-магазине с доставкой, оснащён прибор шкалой и глубиномером.

    Ну и конечно, медяком. Отлично подходит для этих целей 2-рублёвая российская монета. Чем на большую глубину она зайдёт, тем новее покрышка. А если в резине скрылся только край венка, шину надо заменить как можно скорее.

    Замеры надо производить в нескольких точках, желательно по всей поверхности рисунка. Причина в том, что в разных точках высота протектора может быть неодинаковой.

    Как предотвратить износ шин автомобиля

    Опытные автомобилисты всегда придерживаются 3 золотых правил, которые и помогают им дольше эксплуатировать резину.

    1. Регулярно поддерживать давление в колёсах. Основываться следует нормами, установленными производителем.
    2. Грамотно ездить. Это подразумевает плавное и равномерное передвижение, а не «рваный» стиль езды с резкими ускорениями и торможениями.
    3. Правильно хранить шины. Надо их ставить вертикально, можно вплотную друг к другу. Чтобы не было деформации, лучше использовать полукруглый стол. 1-2 раза в месяц их необходимо переворачивать.

    А ещё крайне важно учитывать климатическую зону проживания. Например, в некоторых регионах Сибири нельзя использовать обычные покрышки — там для каждого времени года своя резина предусмотрена.

    Летний и зимний рисунок протектора

    Вообще, про сезонность шин разговор отдельный.

    1. Летние покрышки оснащаются специальным шоссейным рисунком, дополнительно маркируются значком HP (HT). Они предназначены для езды по асфальту в жару или межсезонье, хорошо сцепляется с сухой и мокрой дорогой. Остаточная глубина протектора — 1,6 мм. Служат они обычно дольше зимней резины, так как не подвергаются большим нагрузкам.
    2. Зимние модели обязательно имеют мелкие волосяные прорези на блоках (ламели) или шипы. За счёт них покрышка эффективнее цепляется со скользкой твёрдой поверхностью. Служат такие шины около пяти лет. Окончание ресурса зимней резины выявляется по шипам. Если их совсем не осталось, изделие можно выбросить. Кроме того, на них не должно иметься грыжи, проколов и других повреждений.

    Таким образом, допустимое максимальное старение покрышки определяется глубиной протектора. Это можно представить в процентах: 1,6 мм — от резины осталось всего 16% (максимальный), 4 мм — 58% (средний), 8 мм — 74% (практически новые). Важно уметь также различать внутреннее и внешнее истирание, что укажет на неравномерный износ шин. Самый простой рецепт в этом случае — посетить регулировочный стенд, где специалисты быстро выставят правильный сход-развал. Потеря настроек угла установки обычно происходит после неграмотно проведённого ремонта подвески, конкретной модели и условий езды.