Как стать аварийным комиссаром в России

Как стать аварийным комиссаром?

Аварийный комиссар (от французского Commissaire d’avaries) – лицо (организация, предприниматель), услугами которого пользуются страховые организации в целях обеспечения собственных интересов в страховой ситуации. Чаще речь идет о специалисте, получившем профессиональные навыки в сфере предоставления помощи попавшим в ДТП. Требования, предъявляемые к составлению документов при аварии, довольно жесткие. Правильность и точность заполнения документации может порой повлиять на определение виновности одной из сторон происшествия или даже на факт страхового возмещения.

С чем связана необходимость подобного специалиста?

Далеко не все водители достаточно компетентны в юридической подоплеке и тонкостях оформления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Даже грамотный человек в подобной ситуации, будучи в стрессовом состоянии, не застрахован от ошибочных действий.

Попавшему в аварию водителю компетентные действия аварийного комиссара могут позволить избежать многих проблем в виде лишения водительских прав, несанкционированного штрафа или привлечения к уголовной ответственности. Ведь даже присутствие сотрудников ДПС не может служить абсолютной гарантией того, что фиксирование обстоятельств происшествия будет выполнено правильно и непредвзято.

Какие задачи решает аварком?

К числу основных функций, выполняемых аварийным комиссаром при выезде на место ДТП, относятся:

  • содействие в выполнении обязанностей сотрудникам ДПС;
  • точная регистрация обстановки на месте ДТП и обстоятельств случившегося, в том числе с помощью специальных технических средств;
  • регистрация всех повреждений, полученных в ходе ДТП;
  • правовая помощь при оформлении документации, включая объяснения для ГИБДД и заявления для СК;
  • при необходимости оказание доврачебной, психологической и консультационной помощи;
  • организация услуги эвакуатора, сопровождение ТС (по желанию клиента).

Комиссар после осмотра места ДТП и установления характера повреждений автомобилей делает вывод о степени отношения случившегося события к предусмотренным страховым ситуациям.

После сбора требуемых документов в обязанности аварийного комиссара входит определение предварительного размера нанесенного ущерба. Вся информация отражается в итоговом отчетном документе (аварийном сертификате), принимаемом во внимание страховыми организациями при рассмотрении заявлений на получение компенсационной выплаты.

Специалист выезжает на место ДТП по вызову (звонку) клиента и выполняет действия, направленные на получение объективной оценки ситуации.

Комиссар, не будучи сотрудником страховой организации или ГИБДД и не имея юридического образования, имеет законодательное право выступать в роли представителя, свидетеля или защитника клиента на судебном процессе.

Услуга вызова комиссара не только характеризуется оперативностью реагирования, но и экономит время клиента благодаря наличию у специалиста четко отработанной схемы действия.

Какими качествами должен обладать комиссар?

До того как стать аварийным комиссаром важно определиться с наличием необходимых качеств и склонности к подобному ритму работы. Ведь профессия предполагает наличие у человека многих важных свойств:

  • Пунктуальности, вежливости и дружелюбия. Комиссар, понимая сложность ситуации, моральное и физическое состояние попавших в ДТП граждан, настроен на оказание всей необходимой помощи и поддержки.
  • Точности, практически граничащей с дотошностью. Специалист обязан узнать практически все обстоятельства аварии, описать все повреждения транспортных средств. При поверхностном анализе ситуации может пострадать клиент, не получивший необходимого ремонта или выплаты денег в полном объеме.
  • Профессиональной грамотности. Работа аварийным комиссаром предполагает знание ПДД, умение разбираться на хорошем уровне в устройстве автомобиля и ценовой ситуации на авторынке. Эти качества позволят ему грамотно и точно оформить протокол на основе увиденного.
  • Стрессоустойчивости. После аварии сложно ожидать спокойствия и взаимной вежливости от участников происшествия, но аварком в любой ситуации должен оставаться спокойным, сосредоточенным и доброжелательным.

Как стать аварийным комиссаром?

Специалисты данного профиля часто востребованы страховыми организациями или компаниями, занятыми предоставлением услуг экстренной помощи водителям транспортных средств.

Получить профессию можно в профильных учебных центрах или на курсах, часто открываемых страховыми структурами. Требования к поступающим устанавливаются самим обучающим учреждением. В большинстве случаев предусматривается наличие у претендента высшего (предпочтительно юридического) или средне-специального технического образования.

При поступлении на работу сотрудник может рассчитывать на заработную плату в пределах от 15 000 руб. до 60 000 руб. в зависимости от региона страны. В серьезных организациях размер оплаты может начинаться с 35 000 руб.

Работодателем компенсируются расходы сотрудника на проезд, связанный с выполнением должностных обязанностей, и мобильную связь. Размер оклада и компенсации в каждом конкретном случае будет зависеть от финансовых возможностей работодателя, опыта работы специалиста, интенсивности рабочего графика и общего стажа работы в компании.

Карьерный рост возможен в других сферах страховой деятельности или в компаниях, связанных с транспортными услугами.

Преимущества профессии

Большим плюсом профессии аварийного комиссара является возможность работы по гибкому графику и самостоятельное планирование рабочего времени. Можно выбрать удобный график и легко договориться о замене со сменщиком в случае необходимости. Время встречи с клиентами устанавливается самим комиссаром (по договоренности с клиентом).

Не требуются глубокие профессиональные знания и опыт работы для поступления на должность. Обучение проводится уже на месте работы и за счет работодателя.

Требования к кандидатам не предусматривают возрастных ограничений. Результат зависит от активности и заинтересованности претендента, его высокой мобильности.

Несмотря на относительную новизну профессии, спрос на специалистов подобного профиля увеличивается вместе с ростом автопарка в стране, объемов автокредитования, соответственно и необходимости обязательного страхования, чаще с дополнительной опцией по наличию услуг аварийного комиссара.

Видео по теме

Как стать аварийным комиссаром в России

Сегодня некоторые учебные центры уже предлагают пройти курс подготовки аварийных комиссаров. Но что это за профессия, и востребована ли она на рынке труда? За ответом мы обратились к доктору технических наук, заведующему кафедрой.

Сегодня некоторые учебные центры уже предлагаютпройти курс подготовки аварийных комиссаров. Но что это за профессия, ивостребована ли она на рынке труда? За ответом мы обратились к докторутехнических наук, заведующему кафедрой эксплуатации автомобильноготранспорта Южно-Уральского государственного университета Олегу Ларину.

– ОлегНиколаевич, чем занимаются аварийные комиссары?

– Представителиэтой профессии помогают провести на месте дорожно-транспортного происшествия разборситуации, зафиксировать условия и обстоятельства ДТП, определить реальноеместоположение транспортных средств в момент аварии, подготовить схему ДТП сучетом требований административных регламентов, а также произвестипредварительную оценку нанесенного ущерба.

Работая наместах страховых событий, аварийный комиссар оказывает клиентам не толькоправовую, но и, что очень важно, психологическую поддержку. Аварийный комиссарберет на себя кропотливую работу по оформлению всех документов, необходимых длявозмещения ущерба. Представитель данной профессии консультирует страхователя идругих участников ДТП об алгоритме их дальнейших действий, выявляет ипредотвращает мошеннические операции, может проконсультировать участниковаварии о возможных видах ремонтных работ, а также часто привлекается страховымикомпаниями для выступления в судах по обстоятельствам ДТП.

– Однакоправила позволяют участникам ДТП самим составлять схемы происшествия, недожидаясь ни сотрудников ГИБДД, ни аварийных комиссаров.

– Конечно, можноразбираться и самостоятельно. Но многие ли водители, только что совершившиеДТП, способны сохранять спокойствие и быть объективными? Ведь часто участникиДТП стараются защитить себя взаимными, часто необоснованными обвинениями. Вусловиях тотального недоверия друг к другу всех сторон, имеющих отношение кстраховому случаю, роль аварийного комиссара трудно переоценить. Во-первых,автовладельцы уверены, что страховые компании только и ждут повода, чтобы невыплачивать страховое возмещение. Во-вторых, сами страховые компанииостерегаются возможного обмана со стороны владельца застрахованного автомобиля.В-третьих, востребованность аварийных комиссаров в настоящий момент обусловленатем, что в нашей стране культура страхования еще только формируется. Неотработаны правовые механизмы, и четко не прописано взаимодействие всехзаинтересованных сторон. Вот тут и должно быть третье лицо (аварийныйкомиссар), которое помогает взглянуть на ситуацию не с позиции ее участников,но и не с точки зрения страховщиков, а как сторонний независимыйпрофессиональный консультант-эксперт.

Читайте также  Разрешенная высота транспортного средства

Также мыобратились в ГИБДД города Челябинска в отдел пропаганды к его начальнику Алексею Горшкову.

– АлексейВадимович, требуется ли специальная лицензия для осуществления этой деятельности?

– Выполнениефункций аварийных комиссаров не является страховой деятельностью и не подлежитлицензированию. Она не запрещена законом и не входит в перечень видовдеятельности, которыми предприниматели могут заниматься только на основанииспециального разрешения (лицензии). Поэтому в соответствии со ст.49 части первойГражданского кодекса РФ создание службы аварийных комиссаров возможно в любойорганизационно-правовой форме.

– Какойправовой статус имеют аварийные комиссары?

– К сожалению,несмотря на то что аварийные комиссары в России работают с 1998 года, до сихпор не принят закон об аварийном комиссариате. Упоминание об аварийныхкомиссарах содержится в п.9 ст. 294, п.10 ст. 293 Налогового кодекса РФ части2, а также в общероссийском классификаторе профессий, утвержденномГосстандартом в категории ОК 016-94 под номером 23489.

В соответствии сп. 2.6. ПДД РФ при отсутствии пострадавших и при согласии во взаимной оценкеобстоятельств участники могут составить схему и проехать для регистрации ДТП впункт оформления. В соответствии с п.2.6.1 при соблюдении определенных условийДТП вообще может быть оформлено без участия сотрудников ГИБДД.

Однакогражданам, попавшим в аварию, также нужно учитывать, что бывают случаи, когдааварийный комиссар действует в своих интересах или в интересах какой-либостороны, появляется факт мошенничества. По этой причине сотрудники ГАИ частоотносятся к аварийным комиссарам неоднозначно, а также не принимают во вниманиесхемы, которые составляют аварийщики. Поэтому люди, работающие аварийнымикомиссарами, должны быть достаточно профессионально и психологическиподготовлены.

– Поясните,пожалуйста, где в настоящее время могут работать аварийные комиссары?

– В страховыхфирмах или специализированных (ассистирующих) компаниях. Некоторые страховыекомпании идут по пути создания собственных служб аварийных комиссаров, правда,дело это непростое и весьма затратное, тем более, если возраст компании ещеслишком мал, а клиентская база невелика. В этой ситуации инициативу в свои рукиберут ассистирующие компании, предлагающие столь нужную услугу аварийногокомиссара. Обладая собственной технической базой, многоцелевым контакт-центроми опытным персоналом, ассистирующая компания, с одной стороны, оказывает помощьстрахователям, а с другой стороны, страховая компания предает часть своихфункций, связанных с урегулированием страхового события, на аутсорсинг,одновременно обеспечивая клиенту повышенный уровень сервиса (например, сбордокументов). В конце концов, аварийный комиссар может быть и частнымпредпринимателем и работать индивидуально.

Как мы видим,профессия эта действительно интересна и перспективна, поскольку рынокавтострахования будет дальше только развиваться и совершенствоваться.

Лекции работников ГИБДД для аварийных комиссаров: 267-90-81.

Аварийный комиссар: кто это и что делает?

Аварийный комиссар: история возникновения института в России

До недавнего времени российская практика не знала такого понятия как «аварийный комиссар».

С развитием рынка и интеграции с Западом все большее и большее распространение получает институт аварийных комиссаров.

Данный термин заимствован из французского языка – «commissaire d’avarie».

Однако мировая практика в сегменте страхования придерживается английской терминологии «surveyor» (сюрвейер) – как лицо, обозревающее или инспектирующее что-либо.

Нормативная основа деятельности аварийных комиссаров

П онятие аварийный комиссар в законодательстве отсутствует, но такое оно используется, в частности, в Налоговом кодексе РФ. Исходя из анализа п. 9 ст. 294 НК РФ, под аварийными комиссарами понимаются специалисты (эксперты, юристы, сюрвейеры), привлекаемые для оценки последствий страхового случая – ДТП, и урегулирования страховых выплат.

В общероссийском классификаторе профессий (ОК 016-94) также фигурирует должность «комиссар аварийный» под № 23489.

На практике также часто встает вопрос о том, является ли деятельность аварийных комиссаром страховой? Вопрос достаточной свежий и актуальный.

Однако, согласно ст. 32 Закона «Об организации страхового дела в РФ», деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.

Поскольку для осуществления своей деятельности аварийные комиссары не заключают договоры страхования, и она не оплачивается из суммы страховых взносов, и лицензированию такая деятельность не подлежит.

Более того, законом не предусмотрено получения специального разрешения для осуществления аварийными комиссарами своей деятельности.

Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, согласно ст. 49 ГК РФ создание службы аварийных комиссаров возможно в любой организационно-правовой форме (ООО, ИП и т.д.).

В качестве аварийного комиссара может выступать как физическое, так и юридическое лицо, обладающее знаниями и опытом по разбору ДТП.

Особенности профессии

А варийный комиссар – это высококвалифицированные специалисты, оказывающие помощь участникам ДТП по оценке ущерба, оформлению документов о ДТП и т.д.

По своему профессионализму аварийный комиссар представляет собой некую триаду освоенных сфер знаний:

  • в области законодательства (юрист);
  • в области правил дорожного движения (инспектор ГИБДД);
  • в области основ страхового дела (страховщик).

Каковы действия комиссара по прибытии на место ДТП?

По прибытии на место происшествия аварийный комиссар:

  • проводит осмотр мета ДТП;
  • вызывает скорую помощь (при наличии пострадавших);
  • вызывает эвакуатор (при необходимости)
  • производит фото- или видеофиксацию всех деталей аварии;
  • опрашивает очевидцев произошедшего и записывает их данные;
  • проводит оценку причиненного ущерба;
  • составляет и заполняет все необходимые документы и бланки;
  • проконсультирует участников ДТП по дальнейшему взаимодействию со страховыми компаниями и т.д.

Аварийный сертификат

По завершении осмотра места происшествия и заполнения совершения всех необходимых действий аварийный комиссар составляет аварийный сертификат.

Аварийный сертификат представляет собой документ, в котором фиксируются обстоятельства и причины наступления страхового случая, а также размер причиненного вреда.

Кроме того, аварийный сертификат содержит:

  • фото- и видеоматериалы с места ДТП;
  • данные об участниках дорожно-транспортного происшествия и их ТС, которые пострадали при ДТП;
  • схему ДТП;
  • комментарии аварийного комиссара.

Аварийный сертификат составляется в двух экземплярах.

  1. Один экземпляр вместе со всеми документами о ДТП передается страхователю, то есть участнику происшествия, который вызвал аварийного комиссара.
  2. Второй экземпляр отправляется в архив аварийного комиссара.

Составленный сертификат подписывается составившим его аварийный комиссар и заверяется штампом.

Аварийный комиссар несет персональную ответственность за достоверность сведений, содержащихся в аварийном сертификате.

Как стать аварийным комиссаром в России

  • Фоторепортажи
  • 75 лет Победе
  • В стране и в мире
  • Власть
  • Городское хозяйство
  • Дом и покупки
  • Коронавирус
  • Краеведение
  • Культура
  • Нижнему Тагилу — 300 лет
  • Общество
  • Происшествия
  • Советует юрист
  • Спорт
  • Тагил сегодня
  • ТР — доктор
  • Экономика

В какие дни недели происходит больше всего ДТП и по каким причинам чаще попадают в аварии мужчины и женщины? О самых нелепых дорожно-транспортных происшествиях и многом другом мы расспросили аварийного комиссара Дениса ВОРОБЬЕВА.

— Я работаю аварийным комиссаром с 2007 года, можно сказать, ветеран службы, — рассказывает Денис. — С каждым годом работы меньше не становится. Это связано с несколькими факторами: во-первых, если раньше при любом, даже малозначительном ДТП, приходилось вызывать сотрудника ГИБДД и часами его ждать, то сегодня люди уже оценили преимущество вызова комиссара: приезжает быстро, правильно оформляет документы (что важно для получения страховки). Кстати, если у участников ДТП оформлен только полис ОСАГО, то они должны сами оплатить наш выезд. А вот некоторые страховые компании, работающие по КАСКО, берут на себя оплату услуг комиссара. Очевидная выгода повышает спрос.

Второй фактор – увеличение количества машин. Сейчас только сдал на права — и можно идти в автосалон оформлять автокредит. А автокредит предполагает оформление КАСКО. А наличие КАСКО, как я заметил, расслабляет. Водитель понимает, что в случае аварии восстановление машин будет проходить за счет страховой компании, а он не понесет никаких убытков.

— Что нужно, чтобы стать аварийным комиссаром? Иметь стаж работы в ГИБДД или пройти соответствующие курсы?

— Я учился на специальных курсах в Челябинске, затем стажировался в отделении ГИБДД Нижнего Тагила и в оценочной компании. Выезжал вместе с инспекторами на ДТП, составлял схемы, заполнял документы… И только потом начал работать в службе аварийных комиссаров.

Читайте также  Потерял права после лишения что делать?

— Всегда ли можно воспользоваться услугой аварийного комиссара?

— К сожалению, нет. Аварийный комиссар не имеет права оформлять ДТП, если есть пострадавший, который собирается обратиться за помощью в больницу, если виновник происшествия не признает вину и если участники не согласны оплатить услуги комиссара. Также, если я почувствую запах спиртного от участников ДТП, то обязательно вызову сотрудника ГИБДД для освидетельствования.

— Кстати, а вы поддерживаете повышение штрафов за вождение в нетрезвом виде до 40 тысяч рублей?

— Безусловно. Иногда в отделении приходится сталкиваться с такими типами…. Только что сбил ребенка, сидит пьяный и сквернословит перед представителями правопорядка. Я бы вообще лишал прав тех, кто садится пьяным за руль, потому что, по моему опыту, даже такой высокий штраф и временное лишение прав пока еще никого особо не остановило. Количество водителей, задержанных за езду в нетрезвом виде, в целом меньше не становится.

— Какая, по вашему опыту, главная причина большинства дорожно-транспортных происшествий?

— Невнимательность. Не посмотрел в зеркала заднего вида, не обратил внимания на выезжающую машину… Перед выходными и праздниками ДТП становится в разы больше. Например, перед Новым годом от крупных торговых центров можно вообще не уезжать. Люди торопятся, не думают об аккуратном вождении, попадают в нелепые ДТП. Также много столкновений происходит в снегопады. Не в гололед, как думают некоторые. Когда на улице лед, водители держат дистанцию, не превышают скорость. А снег обманчив. Он образует накат, не менее скользкий, чем лед, но вид у него более безопасный, и это вводит в заблуждение неопытных автолюбителей.

— Бывали такие дни, когда к услугам аварийных комиссаров никто не обращался?

— Да, был в Нижнем Тагиле такой день, в который произошло всего две аварии, но в обоих случаях требовалось присутствие сотрудников ГИБДД.

— А еще какие-то «рекорды» из своей работы вы помните?

— Например, ДТП, которое произошло сразу после покупки новой машины. Владелец едва успел выехать из автосалона, и его «зацепил» прицеп фуры. Серьезно пострадали бампер и крыло. И, конечно, чувства водителя. А как-то меня на оформление ДТП вызвала девушка, которая всего два часа назад получила права…

— Говорят, девушки управляют машиной аккуратнее, чем мужчины, но чаще попадают в аварии. Вы согласны с этим утверждением?

— Да, девушки водят машины аккуратнее. Но во внештатной ситуации редко действуют так, чтобы минимизировать последствия аварии. Например, все знают из курса вождения, что для предотвращения заноса на переднеприводной машине необходимо выжать педаль газа. Одна моя клиентка, войдя в занос, все сделала правильно, но почему-то забыла педаль отпустить… В результате машина на бешеной скорости унеслась в поле и так зарылась в снег, что пришлось вызывать эвакуатор, чтобы ее оттуда достать.

Мужчины — более самоуверенные водители. Например, молодой человек в пятницу покупает авто, едет в страховую компанию и оформляет страховку… с понедельника. А в субботу, видимо, понадеявшись на свои профессиональные навыки вождения, выезжает на новом автомобиле по делам, не уступает дорогу ГАЗели, в результате – серьезные повреждения на той и другой машине, а значит, большие траты на ремонт, которые никто не возместит, потом что договор со страховщиками еще не вступил в силу… Но это, конечно, одни из самых ярких примеров, которые и запоминаются надолго.

— Если взять за основу стаж вождения, то кто чаще попадает в ДТП — новички или опытные водители?

— Один из самых опасных периодов – первые три года, когда нарабатывается опыт, затем – после 10 лет, когда человек может стать излишне самоуверенным. И еще одна опасная категория – водители со стажем свыше 40 лет. Как правило, это пожилые люди, которые учились давно и по другим учебникам. К тому же тогда не было столько машин, да и скорости на них были другие.

Но, в итоге, неважно кто за рулем – мужчина, женщина, начинающий или опытный водитель. Главное – сохранять спокойствие и внимание. Уважать других участников дорожного движения. Это убережет от многих неприятностей.

Мошенничество на дорогах: как не стать жертвой автоподставы

13 мая 2021, 19:05 — Общественная служба новостей — ОСН «Ковидный год» стал кризисным не только для автомобильных компаний и бизнеса, но и для преступников. Увеличилось количество мошенников, которые пытаются обмануть автомобилистов с помощью автоподстав. …

«Ковидный год» стал кризисным не только для автомобильных компаний и бизнеса, но и для преступников. Увеличилось количество мошенников, которые пытаются обмануть автомобилистов с помощью автоподстав. Мошенники на дорогах обычно используют несколько популярных схем автоподстав, с помощью которых они пытаются нажиться на водителях. О том, как не стать жертвой злоумышленников и как действовать в случае автоподставы в эфире телевидения Общественной службы новостей говорили гости программы:

  • Адвокат, автоюрист Тимур Маршани;
  • Предприниматель, автоэксперт Станислав Земцов;
  • Вице-президент Национального Автомобильного Союза, член общественного совета ГУВД Москвы Антон Шапарин.
  • Федеральный эксперт по вопросам ДТП, страхования и защиты прав потребителей, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин.

Что такое автоподставы?

Тимур Маршани: – Автоподстава – это желание выдать событие происшествия, которого не было, за конкретное правонарушение с целью вымогательства денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием. Это мошенническая схема, с помощью которой злоумышленники завладевают денежными средствами потерпевших. Самый классический вариант, когда якобы совершается ДТП на прилегающей территории. Автомобиль потерпевшей стороны, якобы злоумышленника, который совершил аварию, покидает место происшествия, после чего приходит какое-нибудь «письмо счастья», СМС-сообщение, либо на лобовое стекло вешают записку с оповещением о том, что он совершил ДТП. Для людей, которые этого не понимают, это очень серьезная и стрессовая ситуация. Один из видов автоподстав – выдавать отсутствующее событие за ДТП. Как правило, мнимые аварии происходят с автомобилями, которые уже имеют повреждения, схожие с теми, которые были оставлены на автомобиле злоумышленников. Не бойтесь обращения в правоохранительные органы.

Пусть приезжают инспекторы, фиксируют повреждения, проводят экспертизу. Ни один из злоумышленников не заинтересован в легализации ДТП с целью последующего получения материальной выгоды. Если это будет легализовано, единственное, что они смогут получить – это официальную выплату, которая будет значительно ниже того, что они получат, если будут договариваться с потерпевшей стороной.

О каких несуществующих факторах ДТП идет речь?

Тимур Маршани: – Повреждения, которые оставляют на автомобиле определенный след, то есть механическое соприкосновение, воспринимаемого объекта со следообразующим объектом, можно подвердить или опровергнуть с помощью экспертизы. Это элемент административного расследования, которое неминуемо проводится группой розыска органов ГИБДД.

Например, в автомобиль кидают резиновый мяч, который бьет мертвую зону, и создается впечатление по уже имеющимся образованным повреждениям, что ты притерся либо затронул автомобиль, который находится в пробке. Здесь действует целая группа злоумышленников. Делают это они очень специфично, последовательно, уже имя богатый опыт взаимодействия с потерпевшими. Как только возникает вопрос вызова инспекции, злоумышленники сразу пытаются исчезнуть в неизвестном направлении. Официальная версия развития событий с помощью обращения в правоохранительные органы дает возможность широчайшему диапазону защиты своих интересов.

Самое важное – это административное разбирательство.

Органы ГИБДД не могут просто так вас привлечь к ответственности, это сложный юридический состав административного правонарушения: наличие объективной стороны, нарушение ПДД, последующее повреждение чужого автомобиля, определение размера ущерба и установление виновности.

Читайте также  Автобус в рассрочку с правом выкупа

Участвуют ли в обмане люди в поддельной форме?

Антон Шапарин: – Купить форму – не проблема. Удостоверение никто особо не спрашивает. За это тоже предусмотрена определенная ответственность. Необходимо посмотреть документы сотрудника, и, если есть сомнения, необходимо обратиться по горячей линии в службу собственной безопасности. Необходимо самому проявлять бдительность в любой внештатной ситуации. Обман преследует нас повсеместно.

Все больше людей узнают о том, что подставы есть. Поэтому мошенникам приходится изобретать новые методы. С помощью нормативной базы мы не сможем закрыть все ходы мошенникам, поэтому каждый должен защищать себя сам.

Какие виды ДТП изображаются?

Сергей Кузин: – Первое – наезд на пешехода, второе – столкновение двух транспортных средств. Если речь идет о наезде на пешехода, то мошенники, выдавая себя за пострадавших, хотят взыскать с автомобилиста деньги за причиненный ущерб, при чем не только моральный, но и материальный. Что касается столкновения двух автомобилей, то тут можно разделить их на две части: первое – столкновение со статичным автомобилем (на парковке), второе – столкновение в процессе движения. Вторая часть встречается реже, так как требует усиленной подготовки.

Какова выгода для мошенников?

Станислав Земцов: – Обязательно нужно покупать видеорегистраторы. Ставить их необходимо как спереди, так и сзади. Как правило, мошенники действуют не только на дешевых машинах, но и могут быть и люксовые арендованные автомобили. Разводные схемы используются на тех людей, которые спокойно едут по дороге (пенсионеры). После чего начинается нервное прессование для того, чтобы пожилой человек не успел вызвать ГАИ. Были случаи, когда люди переписывали квартиры на мошенников.

Есть ли конкретные примеры автоподстав?

Тимур Маршани: – Подавляющее количество людей, даже очень уверенных в себе, попадая в стрессовую ситуацию, понимают, что официально вопрос займет очень много времени. А сейчас время – это деньги, это ресурс. Любая автоподстава направлена на то, чтобы сделать это быстро и конкретно, получив от 10 до 20 тыс. рублей с потенциальной жертвы, или искать другую жертву. Таких подстав злоумышленники могут провести от 5 до 10 в день. В Москве сейчас это сделать затруднительно. Самый важный аспект – это обман страховых компаний. До недавнего времени, когда в законе еще не было натуральной формы выплаты страхового возмещения, самым распространенным способом было следующее: действительно, происходило ДТП, злоумышленники совершали аварии, но повреждения, которые уже имелись у мошенников, не были получены в результате аварии, которая была связана со злоумышленниками. Обман заключался в том, что происходило официальное оформление документа, обращение в страховую компанию с повреждениями, которые не были получены при событиях происшествия, связанных с аварией. С этого злоумышленники получали основную долю заработка.

После того, как закон определил условия страхового возмещения, которое в натуральном виде создает восстановительный ремонт в сервисных центрах по направлению страховщика, количество таких автоподстав снизилось.

Единственная возможность защитить себя – это уткнуться головой в бетон и перевести любые происшествия в официальную плоскость.

Какова психология автоподставы?

Станислав Земцов: – Мошенник выбирает именно ту жертву незащищенных людей. Пенсионеры – это именно то слабое звено, которое прессуют мошенники. Пенсионеров намного легче нагрузить проблемами. Это моментная история. Человек на нервах, ему кажется, что юридически он не защищен. Молодой парень на дорогой машине позвонит брату или папе, и этот вопрос разрулят.

Влияет ли на выбор преступника стиль вождения?

Сергей Кузин: – Да, безусловно. Нужно понимать, что мошенничество – это организованная преступная деятельность, поэтому мошенники очень внимательно подходят как к выбору места, так и к выбору автомобиля и водителя. К сожалению, наша практика в регионах показывает, что мошенники не брезгуют и молодыми людьми, тем более девушками. Мошенник очень внимательно сочетает все факторы. Стиль управления автомобилем – это весьма существенный критерий. Если за рулем премиальной иномарки находится молодая девушка, которая водит достаточно агрессивно, считает себя весьма успешной, то при определенных обстоятельствах ей не составит труда отдать мошеннику какую-то незначительную сумму.

Какова методика психологического воздействия?

Тимур Маршани: – Мошенники – талантливые психологи. Подавляющее большинство мошенников всегда работают с людьми. Когда ты просеиваешь через себя миллионы людей, у тебя начинает вырабатываться определенная психология людей: кто и как реагирует, кто и как действует. Даже самый психологически устойчивый человек сможет отреагировать в стрессовой ситуации по-разному. Мошенник должен чувствовать человека, он должен чувствовать те вибрации, которые обычным людям не видны. Злоумышленник оценивает, насколько человек экономически состоятельный, есть ли у него деньги или нет, обратится ли он в правоохранительные органы.

Как простому человеку понять, что его обманывают?

Станислав Земцов: – В любом случае нужно вызвать сотрудников ДПС. Можно себя уберечь, потратив 5 тыс. рублей на видеорегистратор. Мошенник, как правило, не будет вас трогать, потому что понимает, что все фиксируется. Если люди, которые обвиняют вас, говорят, что у них нет времени – это их проблемы.

Вы должны до конца играть роль нормального и адекватного человека.

Никогда не давайте никому денег, тем более – в моменте.

Тимур Маршани: – Есть программные продукты, которые предоставляются страховщиками при добровольном страховании автомобиля. Институт аварийных комиссаров дает волную возможность восполнить все возможные пробелы, связанные с оформлением документов на момент ДТП, выезда аварийного комиссара. Эти продукты сложны и дороги, потому что при покупке автомобиля человеку нужно дополнительно оплатить аварийного комиссара, получив VIP-страховку. Это защитит и вас, и ваши нервы.

Что делать, если человек стал жертвой автоподставы?

Сергей Кузин: – Абсолютно любое происшествие всегда нужно переводить в правовую плоскость. К сожалению, изменения в ПДД привели сейчас к тому, что сотрудников полиции вызвать на ДТП нельзя. Вы можете позвонить в ГИБДД, сообщить об аварии и в ответ услышать: «Мы к вам не поедем, пострадавших нет, рисуйте и приезжайте сами». Это стало фундаментом для появления новых видов мошенничества. Не соглашусь с тем, что аварийный комиссар – это решение всех вопросов. Это еще один вид обмана, который распространен в регионах. Если автомобилист сообщил в ГИБДД о том, что произошло ДТП, то дальше, если нет пострадавших и автомобиль мешает другим, то, согласно ПДД, водитель обязан детально зафиксировать происшествие.

Автомобилист должен подойти к каждому участнику событий и потребовать от каждого предоставить документы: водительское удостоверение, полис ОСАГО и свидетельство регистрации на автомобиль. Водитель должен проверить, застрахована ли гражданская ответственность владельца транспортного средства.

Мошенник не будет предоставлять свои документы.

Эти действия отсекут практически 100% мошенников.

Как перестать относиться к происшествиям, как к препятствию?

Станислав Земцов: – Ты либо принимаешь, что тебя обманывают, либо идешь в суд. Суд – это, действительно, время. Однако нужно взять руки в кулак, идти и решать проблему по букве закона.

Сергей Кузин: – Нельзя сказать, что это не сложно. Я бы рассмотрел первую стадию – оформление происшествия на месте. Если человек приложит достаточно усилий и внимания к тому, чтобы произвести фотосъемку происшествия, зарисовать схему, то никаких сложностей дальше не возникнет.