Как вести себя если остановил инспектор ГИБДД?

Как правильно вести себя с инспектором ГИБДД

Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи — интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками. Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи — интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками.

Наверное, нет ни одного автомобилиста, которого бы ни разу не останавливал работник ГИБДД. В этой ситуации водители ведут себя по-разному. Одни нервничают и всем своим видом демонстрируют свою вину, другие же ведут себя спокойно, и зачастую общение с полицейским заканчивается фразой «Счастливого пути!». Как же правильно вести себя с сотрудниками ГИБДД?

Спокойствие и знание своих прав – залог успеха водителя

Чтобы наше общество стало правовым, все люди должны знать и соблюдать закон, уметь отстаивать собственные права в любых ситуациях. Это касается и водителей. Если соблюдать за рулем правила движения и знать собственные права, то никакие инспекторы ГИБДД вам не страшны. При этом важно сохранять спокойствие в любой ситуации. Не нужно давать понять всем своим видом, что вы боитесь работника ГИБДД. Он это может почувствовать. Разговаривать с инспектором нужно культурно, спокойно, по существу, без повышения голоса.

В вашем автомобиле всегда должна лежать книжечка с ПДД и Административный кодекс. Причем желательно на видном месте, чтобы полицейский их видел. Это хороший психологический трюк. Только эти книги не должны просто лежать, их нужно внимательно изучить. Тогда проблем на дороге возникать не будет. В случае возникновения каких-то спорных ситуаций вы всегда сможете доказать инспектору свою правоту.

А теперь перейдем к рассмотрению особенностей поведения с инспекторами ГИБДД в разных ситуациях.

Остановка автомобиля

Беседа водителя с инспектором начинается сразу же после остановки им машины. При этом следует понимать, что остановка авто по требованию инспектора – это уже правовой акт, последствия которого могут быть серьезными не только для водителя, но и для полицейского.

Остановке автомобиля предшествует взмах жезлом сотрудника ГИБДД. При этом водитель должен внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, на какой именно автомобиль указал полицейский. Некоторые автомобилисты останавливаются при каждом взмахе жезла, даже если махали не им.

Для остановки следует включить правый поворот и прижаться к обочине. Некоторые водители после сигнала сотрудника ГИБДД могут из-за волнения включить другой поворот, что приведет к дополнительному штрафу. От волнения следует отказаться, водителю оно только вредит.

Нужно понимать, что инспектор не имеет права остановить автомобиль «просто так». Это нарушение закона. Существуют четко прописанные причины остановки авто. Полицейский может остановить машину, если:

    Водитель или его пассажиры нарушили ПДД;

Есть сведения, что водитель либо его пассажиры совершили ДТП или другое правонарушение;

Авто находится в розыске или используется незаконно;

Нужно опросить водителя либо пассажиров об обстоятельствах правонарушений, очевидцами которых они стали;

Нужно выполнить решение госорганов об ограничении либо запрете движения;

  • Необходимо привлечь водителя либо его автомобиль с целью оказания помощи другим лицам.
  • Некоторые сотрудники ГИБДД в качестве причины остановки машины называют проверку документов. Но водитель должен знать, что в этом случае полицейский нарушает закон. Останавливать авто для проверки документов сотрудники ГИБДД могут лишь на стационарных постах, контрольных постах полиции либо КПП.

    Если инспектор остановил водителя для проверки документов не на стационарном посту, объясняя свои действия проведением в районе спецоперации, водителю нужно спросить, что это за операция, и попросить номер дежурной части УВД города, в котором его остановили. Нужно позвонить и поинтересоваться, правда ли в этом городе проходит спецоперация. Многие инспекторы отпускают водителя уже в момент просьбы телефона, так как факт проведения спецоперации был ими выдуман.

    Итак, водителя могут останавливать только по перечисленным выше причинам. Если сотрудник ГИБДД превышает свои полномочия, ему нужно об этом сказать. Только сделать это надо вежливо, не крича о своих связях в полиции, прокуратуре и судах. Это только навредит.

    Водителя остановили – как себя вести

    Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После этого он обязан сообщить причину остановки машины.

    Водителю следует обязательно попросить полицейского предоставить свое удостоверение. Ведь нужно понимать, кто перед вами – работник правоохранительных органов или переодетый мошенник.

    Еще перед остановкой авто водителю нужно включить диктофон или видеокамеру на телефоне — это сильный психологический момент. Кроме того, запись может стать уликой в суде, если до этого дойдет. Таким образом, желательно зафиксировать на видео весь разговор водителя с гаишником. Инспектор не имеет права препятствовать использованию видеофиксации. В свою очередь, сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, только об этом он должен уведомить водителя.

    Инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение в развернутом виде. Водитель должен переписать все, что в нем указано (начиная от ФИО и заканчивая конечным сроком действия документа). Все инспекторы обязательно должны иметь нагрудный знак. Его номер также следует переписать. Эта информация может понадобиться в суде. Кроме того, инспектор сто раз подумает, стоит ли связываться с водителем, который записывает его данные.

    Только после этого водитель может предоставить свои права. При этом не стоит передавать свои документы непосредственно в руки сотруднику ГИБДД, достаточно только их показать (к примеру, приложить к стеклу). Иначе водитель попадает в зависимость от гаишника, который может забрать документы и не отдавать их до тех пор, пока не выпишет протокол (потом водителю придется бегать по разным инстанциям, доказывая свою невиновность).

    Общаясь с сотрудниками ГИБДД, водитель не должен выходить из автомобиля — это его право, но не обязанность. Это нужно четко усвоить. Общаться с гаишниками можно через приоткрытое окно.

    Водитель обязан выйти из авто только в ниже приведенных случаях:

      Для устранения неисправности машины;

    Если сотрудник уверен, что водитель пьян;

    Для сверки номеров агрегатов с записями в документах;

    Для проведения досмотра авто;

    Если водитель либо пассажиры подозреваются в преступлениях;

    Если требуется участие водителя в оформлении нужных документов или же оказании помощи другим лицам;

  • Если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.
  • В остальных случаях работник ГИБДД не имеет права требовать водителя покинуть автомобиль.

    Выяснение факта нарушения

    Дальше ситуация может развиваться по-разному. Инспектор может просто проверить документы и отпустить водителя, а может начать инкриминировать ему какое-либо нарушение.

    Если сотрудник ГИБДД вменяет водителю какое-то нарушение, нужно поинтересоваться, есть ли у полицейского доказательства этого нарушения, зафиксированные фото- либо видеосъемкой. При этом опять-таки повторимся, что нужно действовать спокойно и сдержанно. Не нужно кричать и хамить. Просто следует попросить инспектора предъявить доказательства того, что водитель что-то нарушил.

    В этом случае инспектор может сказать, что камера установлена стационарно, поэтому ее нельзя снять. Водитель должен потребовать, чтобы полицейский принес её. Инспектор, скорее всего, будет беситься и пугать неповиновением, однако водителю не нужно ничего бояться. Пока сотрудники ГИБДД не докажут факт нарушения, закон на стороне водителя.

    Инспектор обязан показать эти документы. Если этого не происходит, то водитель вправе сказать, что видеозапись была осуществлена с нарушением законодательства, на оборудовании, которое не имеет сертификата и акта поверки. В этом случае запись не может служить доказательством вины водителя.

    Если же водитель действительно нарушил ПДД, и запись была сделана на сертифицированном оборудовании, ему будет выписан протокол. При составлении протокола водителю также нужно быть внимательным.

    Как себя вести при составлении протокола

    Многие водители боятся оформления административного протокола, поэтому пытаются решить проблему «по-другому». Но не стоит давать инспектору взятку, иначе водитель также нарушает закон. Лучше правильно себя вести при составлении протокола.

    Прежде всего, нужно помнить, что в праве есть такое понятие, как презумпция невиновности. Никого нельзя назвать виновным, пока не будет доказана его вина.

    Водителю обязательно нужно требовать предоставления прямых доказательств его вины. Причем в этом случае доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При составлении админпротокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел в их патрульный автомобиль. Водитель может этого не делать, если только не оформляется протокол его задержания. Но это делается в редких случаях.

    Водителю нужно внимательно ознакомиться с протоколом, найти строку «Подпись нарушителя», перечеркнуть слово «нарушителя», а вместо него написать «водителя». Так он покажет, что не признает себя нарушителем.

    Водителю в протоколе обязательно следует написать «не согласен». Когда будет рассматриваться обращение на неправомерные действия инспектора ГИБДД, судья поймет, что водитель сразу был не согласен с действиями полицейского.

    Водитель должен взять себе копию составленного админпротокола. После этого, согласно статьи 25.5 КоАП, в протоколе инспектора нужно написать «требую юридической помощи». Это поможет водителю в дальнейшем обжаловать решение по данному протоколу. Эта запись позволит в суде отменить решение полицейского из-за нарушения регламента проведения процессуальных действий.

    В протоколе есть графа «свидетели». Чтобы в ней сотрудники ГИБДД не вписали случайных лиц, водителю нужно поставить широкий росчерк.

    Как показывает практика, примерно 80% всех оформленных протоколов содержат серьезные нарушения КоАП, поэтому водителю, если он невиновен, не сложно будет доказать в суде свою позицию. При грамотном изложении собственной позиции водителю бояться нечего.

    Выводы

    Приведенные выше советы не означают, что можно безнаказанно нарушать ПДД. Все водители должны соблюдать правила, это убережет не только от бесед с инспекторами ГИБДД, но и сохранит их жизнь.

    Если же общаться с инспекторами периодически приходится, то нужно внимательно изучить свои права, вежливо и сдержанно объяснять полицейским свою позицию и доказывать собственную правоту. Это убережет ваш кошелек от лишних трат.

    Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД:

    Права водителя при остановке ГИБДД

    Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

    Распространите знания!
    Отправьте статью тем, кому она пригодится

    Переслать через вотсап

    Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

    Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

    Право не выходить из машины, когда остановил инспектор

    Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

    Читайте также  Как покупать бу автомобиль оформление

    Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

    Право узнавать причину остановки или ограничений движения

    Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

    Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

    По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

    Право объяснить свои действия или не давать показания

    Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

    Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

    Право снимать инспектора на камеру

    Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

    Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

    Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

    Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию

    Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

    Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

    Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии

    Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

    В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

    Право не подписывать протокол и указывать разногласия

    Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

    Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

    Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

    Право ничего не платить на месте

    Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

    Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

    Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

    Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

    Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

    Право требовать понятых или видеозапись при досмотре

    Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

    При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

    Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

    Право не отдавать водительские права без решения суда

    Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

    На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

    Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

    Право на медицинское освидетельствование

    Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

    Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

    Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков

    Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

    Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

    Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

    Как следует вести себя, если инспектор ДПС с вами невежлив.

    Нередки случаи, когда автолюбитель сталкивается с грубым, а подчас откровенно хамским, поведением со стороны сотрудника ДПС. Следует запомнить, что вежливость является обязанностью инспектора дорожно-патрульной службы.

    При общении с водителем сотрудник ДПС обязан сохранять спокойствие и тактичность, даже если автолюбитель провоцирует его на грубость. «Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативно правовых актов, действующих в области дорожного движения. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен общаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учётом их возраста и уровня развития. С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо пометки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их» (п. 18.7. «Наставления»).

    Если остановивший вас сотрудник невежлив с вами, проявляет агрессию, то, согласно статье 1.5 КоАП РФ, «лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица», вы имеете полное право не предпринимать никаких действий, не отвечать на вопросы и никак не реагировать на давление со стороны инспектора.
    Если инспектор ДПС неуважительно и грубо общается с вами, следует попросить его предъявить удостоверение (он обязан это сделать согласно Закону о полиции), переписать фамилию, имя, отчество, а также номер значка. Скорее всего, данная информация вам не понадобится, но на невоспитанного сотрудника она подействует отрезвляюще, и он предпочтёт далее с вами не связываться.
    Правила общения сотрудника ДПС с водителем.
    Для начала посмотрим, что говорится в «Наставление»:

    Читайте также  Разрешена ли стоянка на островке безопасности?

    «18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, чётком исполнении своих обязанностей, сочетании твёрдости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. 18.2. При обращении участникам дорожного движения сотрудники полиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции, обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
    В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость».

    Перечень документов, который водитель обязан предоставить сотруднику ДПС.
    — водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории (а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение);
    — регистрационные документы (при наличии прицепа — и на прицеп);
    — в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов);
    — страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

    Существует нормативно-правовая база, на основе которой как у инспектора ДПС, так и у водителя есть права и обязанности. К сожалению, в
    23:12:45
    силу отсутствия у большинства граждан элементарной юридической грамотности, сотрудник ДПС имеет преимущество перед водителем, так как любой инспектор имеет хорошее представление о правах и обязанностях обоих сторон. На практике нередко получается, что юридически более подкованная сторона (сотрудник ДПС) способен с лёгкостью ввести в заблуждение сторону, менее компетентную в данном вопросе (водителя).

    Основным нормативно-правовым актом сотрудника ГИБДД является «Наставление». Он не является внутренним документом для служебного пользования. Таким образом, сотрудник ДПС, на основании данного акта несёт ответственность как перед своим начальством, так и перед гражданами.
    Если вы ставите под сомнение обвинение инспектора, попросите его указать, в какой статье ПДД или Кодекса регламентировано то правило, которое вы нарушаете.

    Обязаны ли вы выходить из автомобиля?
    Такой обязанности у автовладельца нет. «Сотрудник ДПС при остановке транспортных средств обязан подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния поведения водителей» (п.18.4 «Наставления»).

    Оговоримся, что существуют ситуации, в которых сотрудник ДПС может предложить гражданину выйти из автомобиля. Эти основания прописаны в пункте 18.4. «Наставления».

    «Сотрудник ДПС вправе предложить водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях: а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов; б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров, агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; г) для проведения досмотра транспортного средства и груза; д) когда водители, или их пассажиры подозреваются в совершении преступления; е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения».
    Требование об остановке.
    Если вы не поняли, кому из участников потока инспектор машет жезлом, лучше остановиться и подождать, чтобы избежать претензий инспектора ДПС по поводу невыполненного требования об остановке.
    Следует отметить, что в данном случае речь идёт о невыполнении законного требования. Поэтому если дело зайдёт далеко, у вас всегда есть шанс требовать от инспектора доказать законность его требования. Вы же ни ему, ни суду доказывать ничего не должны.

    Перечислим самые распространённые нарушения со стороны инспектора ДПС.
    1. Безосновательная остановка.
    2. Сотрудник ДПС не представился.
    3. Сотрудник ДПС не объявил причины остановки.
    4. Сотрудник ДПС не проявил должного уважения.
    5. Некорректное и грубое поведение сотрудника ДПС при детях.
    6. Сотрудник ДПС не уточнил, какие правила нарушил водитель.
    7. Сотрудник ДПС ввёл в заблуждение при ответе на вопрос о виде и степени наказания.
    8. При заполнении протокола не были разъяснены права и обязанности гражданина.
    9. Сотрудник ДПС не указал на наличие свидетеля (при условии, что таковой присутствовал).
    10. Сотрудник ДПС отказался пояснить, куда можно направить жалобу на него.
    11. Сотрудник ДПС вписал в протокол не то правонарушение, которое ранее объявил.
    12. Сотрудник ДПС не позволил вписать в протокол объяснения гражданина.
    13. Сотрудник ДПС не позволил внимательно изучить протокол.
    14. Сотрудник ДПС не предоставил копию протокола.

    Стоит помнить, что аудио- и видеозаписи являются в данном случае доказательством.

    Советы автолюбителям, попавшим в сложную ситуацию.

    1. Фиксируйте все личные данные инспекторов ДПС, точное время остановки и всех остальных точек процессуального пути (например, точное время медицинского освидетельствования).
    2. Фиксируйте данные всех без исключения участников дела (свидетели, понятые, другие водители, врач, проводящий освидетельствование).

    3. Отслеживайте все документальные оформления. Должно фиксироваться всё, что имеет отношение к делу.

    4. Давайте
    свои обоснованные объяснения во всех протоколах без исключения.

    5. При подаче жалоб в любые органы, требуйте фиксации их секретарями на своём экземпляре.

    6. Добивайтесь ответов на жалобы или заявления. При их отсутствии или при так называемых «отписках» жалуйтесь в вышестоящие органы.

    7. Собирайте доказательства нанесения вам морального вреда посредством бездействия госорганов.

    8. При возникновении тяжбы, хорошо изучите Кодекс об административных правонарушениях, Гражданско-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс.
    4. Давайте свои обоснованные объяснения во всех протоколах без исключения.

    5. При подаче жалоб в любые органы, требуйте фиксации их секретарями на своём экземпляре.

    6. Добивайтесь ответов на жалобы или заявления. При их отсутствии или при так называемых «отписках» жалуйтесь в вышестоящие органы.

    7. Собирайте доказательства нанесения вам морального вреда посредством бездействия госорганов.

    8. При возникновении тяжбы, хорошо изучите Кодекс об административных правонарушениях, Гражданско-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс.

    Инспектор ДПС увидел/снял на видео нарушение, но не остановил – что будет?

    Инспектор ДПС как исполнительная власть российского законодательства в 2020 году наделён правом остановки автомобилей, проверки документов и вынесения наказаний, за исключением исключений. За неостановку по требованию сотрудника ГИБДД предусмотрено отдельное наказание. Что может грозить, если полицейский увидел ваше нарушение ПДД, но по тем или иным причинам не остановил вашу машину? В том числе, если у него есть видеозапись всего этого. Возможно, вы просто проигнорировали его требование, а вероятно, успели свернуть от греха подальше, не доехав до него. Итак, давайте обо всём по порядку!

    Всегда ли сотрудник должен останавливать нарушающего?
    Да. В обязанности сотрудников полиции входит пресечение и рассмотрение правонарушений (пп.11 п.1 статьи 12 ФЗ О полиции). Поэтому при выявлении нарушения водителя Правил сотрудник немедленно обязан остановить его и либо вынести наказание в виде штрафа или предупреждения, либо направить дело в суд, если санкция подразумевает лишение прав, арест или другие строгие меры ответственности.

    А водитель обязан исполнять законные требования сотрудника ГИБДД, согласно ПДД.

    Может ли инспектор вести видеосъёмку?
    Да. Причём, полицейскому не запрещено снимать и на любительскую аппаратуру, в том числе на свою собственную камеру или смартфон. Зафиксированное таким образом нарушение является полноценным доказательством.

    Теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций, когда выявленное нарушение водителя оказалось не пресечено – по крайней мере, сразу же – инспектором ДПС.

    Водитель нарушил, но не остановился по требованию
    В таком случае вполне может последовать погоня, но её вероятность зависит от ряда обстоятельств:

    1) если дежурящий на дороге сотрудник ГИБДД обнаружил нарушение, взмахнул жезлом, но вы не остановились, то вероятность того, что тот за вами поедет, примерно 50 на 50,
    2) нередко инспекторы стоят и без служебного авто, в этом случае непосредственно сам полицейский за вами не поедет, но может подключить патрулирующих на машине других инспекторов по средствам связи (пункт 95 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД),
    3) если же вас едущего преследовал патрульный автомобиль и подал требование об остановке через громкоговорящее устройство, то в таком случае шансы на то, что вас будут преследовать до конца, высоки.

    В любом случае за неостановку по законному требованию предусмотрено относительно небольшое наказание – штраф от 500 до 800 рублей по части 2 статьи 12.25 КоАП. При этом, никаких дополнительных процедур в виде задержания вас или эвакуации авто на штрафстоянку не предусмотрено. А применение физической силы, если вы не оказываете сопротивления или не создаёте угрозу безопасности, запрещено.

    Но указанные процедуры могут быть применены при сопутствующих нарушениях. Например, вас могут доставить в отделение при отсутствии у вас документов, удостоверяющих личность (а водительские права таковыми не являются). Физическую силу могут применить, если вы продолжаете не исполнять законные (именно законные) требования инспектора.

    Могут ли ДПС стрелять при погоне?
    Да. Согласно статьи 23 закона О Полиции, актуальной на 2020 год, сотрудник ГИБДД имеет право применять табельное оружие конкретно для остановки преследуемой машины. Но при этом должны быть соблюдены следующие условия:
    1) требование об остановке должно быть подано до выстрела неоднократно,
    2) путём применения оружия разрешается только повреждать автомобиль, стрелять в водителя и пассажиров запрещается,
    3) водитель своими действиями объективно создаёт угрозу жизни или здоровья окружающих (к примеру, превышение скорости уже является такой угрозой),
    4) действие происходит не в горной местности, не на участке дороги с ограниченной видимостью, не в туннеле, эстакаде, на мосту, путепроводе или ж/д переезде (ст. 22 ФЗ О полиции),
    5) если только преследуемый едет не на мотоцикле, скутере, мопеде, автобусе.

    Кроме того, по закону возможно использование «ершей» и других спецсредств для остановки удирающего автолюбителя.

    Я не заметил(а) требование об остановке
    Здесь нужно понимать, что вас в любом случае могут привлечь по указанной выше статье Административного кодекса за невыполнение требования полиции. Вопрос лишь в том, удастся ли вам доказать, что вы, действительно, не заметили по объективным причинам, инспектора ДПС. Здесь может помочь видеорегистратор, на худой конец свидетели, но их показания рассматривающее дело лицо или судья могут и не принять во внимание, посчитав тех заинтересованными лицами.

    А вот объективным причинами, почему вы могли не заметить требование об остановке, могли быть нарушения предписаний регламентом сотруднику ГИБДД. В частности:
    1) инспектор должен останавливать автомобиль понятными требованиями (п. 49 регламента),
    2) инспектор может подавать сигнал рукой или через громкоговорящее устройство, но не обязательно жезлом,
    3) в тёмное время должны использоваться световые сигналы (например, светящийся жезл), но регламент уточняет, что это при наличии возможности (пункт 85) – тем не менее, так как это может существенно снизить вероятность того, что сигнал не будет увиден водителем, то в качестве аргумента использоваться вполне может,
    4) сотрудник обязан нести службу в форме и с нагрудным знаком (пункт 34).

    Водитель нарушил, но инспектор не остановил

    Это менее рискованная ситуация. И причин здесь может быть множество:
    1) инспектор увидел нарушение, но не остановил, потому что ему было попросту лень, и это нарушение со стороны сотрудника,
    2) он был занят более грубым нарушением ПДД другим водителем, и потому предпочёл из двух зол предотвратить меньшее,
    3) он, на самом деле, не заметил проступка – к примеру, если вы задели сплошную при повороте налево, а ДПС издалека этого просто не увидел.

    Читайте также  Проверка имущества в реестре залогов

    Я не доехал до ГИБДД и свернул с дороги
    В данном случае это, конечно же, не отменят возможности понести наказание, так как само событие нарушения ПДД, если оно было, никуда не девается. Вот только вероятности того, что вас привлекут к ответственности, здесь ещё меньше.

    во-первых, возможность того, что сотрудник ГИБДД поедете за вами, здесь ещё меньше – только если нарушение было грубое или вы совершили ДТП,
    во-вторых, привлечь за невыполнение требования об остановке вас не смогут, потому как это требование не могло быть подано в отношении вас, ведь вы не доехали до инспектора ДПС.

    Сотрудник записывал видео – могут ли прислать штраф по почте?
    На практике, могут, хотя таких случаев очень мало. Но по закону нет. Но и водители в таких ситуациях часто путают уже вынесенный штраф по почте с простым приглашением в отделение ГИБДД.

    Дело в том, что ДПС, несущий на дороге службу с камерой в руках – это всё тот же сотрудник. Камера не является в данном случае средством автофиксации, а полученное видео таким способом автоматически не делает виновным собственника автомобиля.

    Штрафы с камер на дорогах высылают собственникам транспортных средств вне зависимости от их вины. Так предписывает Примечание к статье 1.5 КоАП. То есть, если даже за рулём находились не вы, то, будучи хозяином машины, всё равно подлежите наказанию именно вы.

    Поэтому вполне закономерной может показаться ситуация, когда и инспектор, сняв нарушение, но даже не остановив водителя, просто пришлёт штраф по почте.

    Но камера в руках ГИБДД не является специальным техническим средством для функций автофиксации нарушений. И потому здесь действует общее правило презумпции невиновности: инспектор ДПС не просто должен снять видео нарушения, но и установить личность водителя.

    Если же такой штраф вам вдруг придёт по почте – даже с приложением кадра из видео, то вы его с лёгкостью сможете обжаловать, просто указав, что не вы были за рулём, и ссылаясь на статью 51 Конституции не свидетельствовать против себя.

    Но вернёмся к тому, что вам всё же может прийти письмо по данному нарушению. Но только не штраф, а вызов в полицию для дачи показаний (пункт 6.3 регламента МВД). Такое приглашение возможно только после возбуждения административного расследования, по факту вашего нарушения, за которое вас не остановили, хотя и увидели. Копия определения о таком расследовании обязательно должна быть вручена вам – без этого допрос незаконен. И здесь стратегия сотрудников ГИБДД при вызове водителя в отделение проста – они надеются, что вы просто сознаетесь сами в нарушении, не зная о том, что простое заявление сделает невозможным привлечение.

    Тем не менее, на практике бывают случаи, когда штраф всё же таким образом выписывают, указав на то, что личность идентифицирована, так как на видеозаписи присутствует чёткое лицо водителя. Хотя это также не совсем законно, так как и против своих ближайших родственников, согласно той же Конституции РФ, вы свидетельствовать не обязаны, а вероятность того, что у вас есть брат- или сестра-близнец, не исключена.

    Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!

    Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

    Многие автомобилисты полагают, что для проверки автомобиля инспектор имеет право остановить машину только на предусмотренных для этих целях стационарных постах. Но в тоже время в приказе под номером 185 нет никакой информации о том, что инспекторы могут это делать.

    Где могут остановить вашу машину сотрудники ГИБДД ?!

    Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.

    Основаниями для проверки документов могут служить следующие факторы:

    • Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
    • Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
    • Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.

    Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:

    • Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
    • Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
    • Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
    • Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
    • При необходимости организации помощи другим лицам;
    • Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
    • При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.

    Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.

    Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия? Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.

    Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.

    Какими обязанностями и правами обладает инспектор ГИБДД ?!

    При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.

    Помимо прочего инспектор может попросить автомобилиста выйти из машины в следующих ситуациях:

    • При подозрении на совершение ДТП;
    • При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
    • Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
    • Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
    • Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.

    Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.

    Остановить машину может инспектор и в темное время суток и даже на безлюдной трассе. Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.

    В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.

    Когда инспектор не имеет права останавливать водителя ?!

    Мы обозначили выше то, что порядок остановки автотранспортных средств регламентирован нормами автомобильной инспекции. Согласно установленным законодательным нормам сотрудник ГИБДД не имеет права останавливать автомобили в следующих случаях:

    • Если это отрезки автомобильных дорог, где нельзя прекращать движение;
    • На трамвайных путях и участках автомобильных дорог, которые плотно прилегают к ним;
    • В области локации пешеходных коммуникаций;
    • В мостах, тоннелях, эстакадах, которые имеют одну или две полосы для перемещения автомобильного транспорта;
    • В местах, где имеются переезды, оборудованные для движения автомобиля на железнодорожных путях;
    • На перекрестках автомобильных дорог;
    • На отрезках автомобильных шоссе с ограниченным обзором на расстоянии меньше ста метров;
    • В районе дорожек для велосипедистов и в тех местах, где останавливается общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов, маршрутного такси.

    Опять же из правил есть и исключения. Автомобильным инспекторам можно останавливать автотранспортные средства в неустановленных выше обозначенных местах, если это требуется при пресечении уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения. Потребоваться принудительная остановка может для того, чтобы урегулировать поток транспорта, когда иными методами осуществить разъезд машин не предоставляется возможным. При подаче сигнала об остановке в неустановленном месте полицейский обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности остальных водителей и пешеходов. Также он должен обратиться к водителю разъяснив ему причины возможной принудительной остановки.