Какими признаками характеризуется авария

Авария

Что такое

Авария – это:

1) в широком смысле – значительное повреждение, поломка, выход из строя, нарушение нормального режима работы чего-либо (несчастный случай, крупная неудача);

2) повреждение или разрушение сооружений и(или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Авария, как правило, связывается с объектами и процессами в техносфере и трактуется как опасное техногенное происшествие.

Крупная авария с заданным уровнем человеческих жертв, заданной степенью повреждения объектов техносферы или среды жизнедеятельности является катастрофой. Авария предшествует возникновение аварийной обстановки и аварийной ситуации.

Любой вид аварии создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушению производственных помещений, сооружений, серьезному повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. Авария может быть вызвана отказом технических средств, ошибками операторов и обслуживающего персонала (человеческий фактор), экстремальными внешними условиями и др. В отличие от катастрофы авария допускает возможность восстановления и дальнейшего использования технических средств. Как и для аварийных ситуаций, различают следующие виды аварий, характеризуемых возрастанием ущербов от них:

  • режимная авария, которая может возникнуть при штатном функционировании объекта с ограничением рабочих параметров, последствия от нее предсказуемые, защищенность – достаточная; после аварии требуются (профилактические и ремонтные работы);
  • проектная авария, для которой проектом определены исходные и конечные контролируемые состояния объекта и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределами; защищенность от проектных аварий – частичная;
  • запроектная авария, которая вызывается неучитываемыми в проекте исходными событиями (отказом систем контроля, ошибками персонала, внешними воздействиями); степень защищенности от запроектной аварии – недостаточная, с необходимостью в последующем проведения восстановительных работ;
  • гипотетическая авария. вводится в рассмотрение, когда заведомо неполным является анализ ее источников, сценариев и последствий в силу сложности объектов и непредсказуемости условий функционирования в условиях такой аварии; гипотетическая авария характеризуется максимально возможными ущербами и жертвами; защищенность от нее низкая; после гипотетической аварии объекты восстановлению не подлежат.

Общая характеристика аварий приведена в таблице.

Типы аварий, степень защищенности от них и мероприятия по защите и ликвидации их последствий

Типы аварий Защищенность Характеристика мероприятий
Нормальные условия эксплуатации Повышенная Функционирование всех систем защиты и управления
Режимная авария Достаточная Ограничение рабочих параметров, профилактика
Проектная авария Частичная Частичный или полный останов. Ремонтно-восстановительные работы
Запроектная авария Недостаточная Останов объекта. Восстановительные работы
Гипотетическая авария Низкая Останов объекта. Ремонту не подлежит

Классификация

по назначению объекта

В зависимости от типа и назначения объекта, на котором произошла авария, выделяют несколько ее видов – промышленная, транспортная, строительная, энергетическая.

Промышленная авария представляет собой разрушение сооружений и (или) технических устройств на производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Транспортная авария является происшествием на транспорте, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде. По видам транспорта, на котором она произошла, различают железнодорожную, автомобильную, авиационную и др. виды аварий.

Строительная авария происходит на строительных объектах, сопровождается разрушением зданий и сооружений, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям.

Энергетическая авария происходит в системе генерации, транспортирования и использования (электрической и тепловой) энергии в гражданском, промышленном и оборонном комплексах.

по поражающим факторам

По поражающим факторам выделяют аварии биологическую, радиационную; химическую; экологическую.

Биологическая авария – относится к группе опасных происшествий на объектах биотехнологических производств, сопровождающихся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей среды.

Радиационная авария – опасное происшествие на радиационно-опасном объекте, сопровождающаяся выбросом (разливом) радиоактивных веществ и(или) выходом ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

Химическая авария – рассматривается как опасное происшествие на химически опасном объекте, сопровождающееся проливом или выбросом опасных химических веществ, способное привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельско-хозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей среды.

Экологическая авария – представляет собой аварию в системе «человек-машина-среда», не предусмотренную действующими технологическими регламентами и правилами и сопровождающуюся существенным увеличением воздействия на окружающую среду.

Анализ

При анализе аварий большое внимание уделяется таким вопросам, как:

  • определение источников аварии;
  • построение сценариев и определение механизмов развития опасных процессов в критических элементах рассматриваемых объектов;
  • изучение повреждающих факторов внутренних и внешних воздействий;
  • прогнозирование последствий аварии и построение систем их парирования.

Результатом такого анализа является построение номенклатуры, последовательности и тяжести аварии для заданного объекта или процесса, создание систем и механизмов противоаварийной защиты, а также разработка программ подготовки и переподготовки специалистов, работающих в условиях аварийной обстановки и аварийной ситуации. Инструктаж, тренинг, аттестация и страхование являются одними из действующих способов повышения готовности и защиты операторов и персонала от аварии.

Предупреждение

К числу организационно-технических предупреждений аварий относятся:

  • разработка норм и правил проектирования, создания, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации потенциально опасных оборудования и материалов;
  • использование специальных конструкторско-технологических решений по противоаварийной защите, по диагностическим и ремонтно-восстановительным работам.

При этом научной базой всего комплекса антиаварийных мероприятий является теория рисков начиная от рисков аварийных происшествий на заданном объекте до системных рисков аварий в отраслях и комплексах.

Источник: Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность промышленного комплекса. –М., 2002.

Авария: что это такое, виды, отличия от катастрофы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если бы наша жизнь была всегда спокойна, без происшествий, аварий и прочих неприятностей, то это означало бы только одно – мы попали в рай.

Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.

Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.

Авария – это …

Начну сразу с примера. Допустим, внезапно во всем микрорайоне погас свет. Мы вздыхаем и говорим: «Наверно, произошла авария на подстанции». Или водитель автомобиля, не справившись с управлением, наехал на придорожный столб. И в этом случае мы говорим, что произошла авария.

Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).

Если она привела к серьезному материальному ущербу и (или) нанесла вред здоровью или жизни людей, то говорят, что она спровоцировала создание чрезвычайной ситуации (ЧС). То есть явилась первым звеном цепочки причинно-следственной связи «Авария → ЧС».

На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.

Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.

Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.

Не буду объяснять суть теории вероятности, а объясню сказанное на примере. Допустим, в вашем доме нет никаких бытовых приборов. Следовательно, вероятность того, что один из них поломается, равна «0».

Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!

Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.

Читайте также  Как узнать сняли ли арест с машины?

Немного терминологии:

  1. Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
  2. Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
  3. Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
  4. Аварийность – вероятность наступления аварии.
  5. Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
  6. Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.

Чем отличается от катастрофы

Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:

  1. авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
  2. авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
  3. авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
  4. при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
  5. авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.

Техногенные аварии

Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:

  1. халатность сотрудников;
  2. внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
  3. непредвиденные сбои в работе систем объекта.

К техногенным авариям относятся:

  1. производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
  2. на магистральных трубопроводах;
  3. на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
  4. гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
  5. транспортные (о них – далее);
  6. аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.

Гидродинамические аварии

Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.

К гидротехническим сооружениям относятся:

  1. плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
  2. шлюзы.

Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.

Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:

  1. вследствие разрушительных сил природы:
    1. землетрясений,
    2. извержения вулканов,
    3. ливней,
    4. селей, оползней, обвалов,
    5. заторов и зажоров (на реках);
  2. из-за технических просчетов и дефектов, допущенных при строительстве;
  3. вследствие военных действий или диверсионных актов.

Последствия гидродинамических аварий:

  1. прекращение функционирования;
  2. травмы и гибель людей;
  3. подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
    1. первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
    2. вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
    3. третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
    4. четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.

Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.

Производственные аварии

Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году

Транспортные аварии

Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.

    ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).

ДТП бывают следующих видов:

  1. наезды на людей и животных,
  2. наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
  3. столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
  4. опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.

  1. сход состава в рельс,
  2. столкновения составов,
  3. столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях,
  4. пожары и взрывы в ж/д составе.

В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:

  1. 1 – от 1 до 5 человек,
  2. 2 – от 6 до 11,
  3. 3 – от 12 до 30,
  4. 4 – от 31 до 50,
  5. 5 – свыше 50 человек.

Крупномасштабные аварии на железнодорожном транспорте называют железнодорожными катастрофами.

  • Аварии на воздушном транспорте.

    В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.

    Основные причины авиа-аварий:

    1. ошибки пилотов – до 55 %,
    2. отказ техники – до 30 %,
    3. внешнее воздействие – до 10 %,
    4. прочие причины – до 5 %.
  • Аварии на водных судах – это повреждение судна или его компонентов, либо нахождение судна на мели больше 40 часов.
  • А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:

    1. утраты имущества;
    2. болезни;
    3. неприятных происшествий;
    4. если вы успели избежать аварии – то наяву вам удастся «выкрутиться» из серьезной неприятности;
    5. к бурным эротическим отношениям;
    6. предупреждение о возможности реальной аварии.

    Все будет хорошо.

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Характеристика понятий «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация», причины их возникновения и развития.

    Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

    Условия возникновения и последствия аварий

    Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина

    Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

    Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

    Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

    Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

    В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

    Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

    В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

    Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.[источник не указан 391 день]

    Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

    Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

    На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

    Читайте также  Разрешены ли бескаркасные детские автокресла ГИБДД?

    Основными причинами всех техногенных катастроф являются:

    Отношение человека к работе.

    Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

    Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

    Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

    Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.

    Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.

    Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.

    Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.

    Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.

    Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.

    Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

    К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

    · локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)

    · массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

    Стадии развития чрезвычайной ситуации

    ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

    Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.

    Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

    Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

    Четвертая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

    Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

    · недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;

    · проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

    · физический и моральный износ оборудования и механизмов;

    · низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

    · неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

    · Включить телевизор или радио – выяснить тип чрезвычайной ситуации.

    · Собрать запас простейших медикаментов.

    · Собрать запас продуктов и воды на 3 дня, закрыть продукты герметически.

    Колонна – 20-30 человек, в которой назначается старший.

    Состав колонны также делится на группы по 5 человек, в каждой из которых назначается старший.

    Средняя скорость колонны 4 км/час при передвижении по местности.

    Через каждые час-полтора привал на 10-15 минут.

    После того, как пройдена половина намеченного пути, устраивается привал на 1-2 часа.

    При перевозке людей автотранспортом используются автобусы, грузовики, личный автотранспорт. Выезд колонной, в каждом автобусе, машине и другом транспортном средстве назначается старший. Он отвечает за то, чтобы в вверенном ему транспорте соблюдался порядок, дисциплина и организованность движения. Контролирует перемещения людей в вверенном транспортном средстве

    В эвакуацию берутся личные документы:

    Военный билет (или справка о состоянии «годен/негоден»).

    Свидетельство о браке.

    Пенсионное удостоверение или иные документы.

    Житель г.Мариуполя (население) получил дозу облучения ионизирующими излучениями 80,0 мбэр ( ) за 1022 часа ( ); врач-рентгенолог (персонал) – 28 мбэр ( ) за 11,0 часов ( ). Определите, превышает ли фактический уровень облучения приведенных лиц установленные Законом Украины основные дозовые пределы облучения для населения – 1 милизиверт в год ( ), для персонала – 20 милизивертов в год ( ). Стандартное время облучения для населения ( ) – 8760 часов в год; для персонала ( ) – 1700 часов в год.

    1 Зиверт (Зв) равен 100 бэр.

    1. Определяем допустимую мощность дозы облучения за 1 час:

    для жителя г. Мариуполя ( ):

    1 милизиверт в год/ 8760 часов в год =1,14 мЗв/час

    для персонала ( )

    20 милизивертов в год /мЗв/час или бэр/час

    2. Определяем фактическую дозу облучения за 1 час:

    для жителя г. Мариуполя ( ):

    Бэр/час

    для персонала ( )

    . . . бэр/час

    3. На основании выполненных расчетов сделайте заключение о соответствии (или несоответствии) облучения требованиям Закона.

    Причины возникновения аварий и катастроф. Основные типы аварий.

    Психология поведения человека в экстремальных ситуациях.

    Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведёт себя отлично. Но как только наступает сложная, а тем более опасная ситуация, с ним могут, происходит самые невероятные изменения. В экстремальной ситуации многократно возрастает психологическая нагрузка, меняется поведения, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, понижается восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое.

    В экстремальной ситуации, иначе говоря в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трёх форм реагирования :

    1 резкое понижение организованности поведения;

    2 резкое торможение активных действий;

    3 повышение эффективности действий;

    Чтобы в экстремальной ситуации принять более или менее правильное решение, необходимо, насколько это, возможно, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.

    Во-первых, в ситуации угрозы применять силы прежде всего следует определиться, насколько она реальна, можно ли избежать наступление нежелательных последствий. Оценить место, где угрожают.

    Во-вторых, время, когда возникла угроза применения силы. В тёмное время суток любая угроза воспринимается иначе, чем днём.

    В-третьих, количество людей, сопровождающих угрожающего, одно дело, если он один, или с ним несколько человек.

    В-четвёртых, физические данные и экипировка угрожающего.

    Лица, от которых исходит угроза нападения, можно классифицировать на 3 большие группы:

    1. психически нормальные люди, находящиеся в состоянии, когда не наблюдается отклонения в поведении;

    2. психически нормальные люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

    3. люди с патологическими отклонениями в психике.

    Известно, что любое насилие наносит тяжёлую травму, которая может превратить всё оставшуюся жизнь в сплошной кошмар однажды перенесённое физическое унижение подобно радиоактивному контейнеруна дне лесного озера: внешне вода прозрачна, но пить её опасно. И через десятки лет психологическая бомба может взорваться внезапными нервозами, истериками, прахом личной жизни.

    Стихийные бедствия. Типы стихийных бедствий, меры по предотвращению и ликвидации последствий ЧС стихийного характера.

    Стихийное бедствие — природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

    Типы стихийных бедствий:

    Землетрясения — это кратковременное колебание земной поверхности, вызванное сейсмическими волнами.

    Наводнения — это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния.

    Цунами — это морские длинные волны, возникающие, главным образом, в результате вертикального сдвига протяженных участков морского дна при подводных и прибрежных землетрясениях.

    Буря — это ветер, скорость которого составляет 20-32 м/с (70-115 км/ч)

    Ураганы — это ветер, скорость которого составляет более 32 м/с (более 115 км/ч).

    Смерч — это вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке.

    Тайфун — это мощный ураган, образующийся в Тихом океане и сопровождающийся интенсивными ливневыми дождями.

    Обвал — отделение массы горных пород на крутом склоне с углом больше угла естественного откоса, происходящее вследствие потери устойчивости склона под влиянием различных факторов

    Оползни — это скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

    ЧС техногенного характера. Типы ЧС по масштабам последствий.

    ЧС техногенного характера — состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

    Читайте также  Как восстановить класс по ОСАГО?

    Под источником техногенной ЧС следует понимать опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная ЧС.

    1.возникли нарушения нормальной или безопасной жизнедеятельности

    2.появилась угроза жизни, здоровью людей

    3.угроза или возникновение крупных материальных убытков, потерь

    4.возможность нанесения ущерба экологии, окружающей среде

    К опасным техногенным происшествиям относятся аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.

    Виды техногенной ЧС:

    — транспортные аварии (катастрофы),

    -пожары, взрывы, угроза взрывов,

    -аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ,

    -аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ,

    -аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ,

    -аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ,

    -внезапное обрушение зданий, сооружений,

    -аварии на электроэнергетических системах,

    -аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения,

    -аварии на промышленных очистных сооружениях.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

    Причины возникновения аварий и катастроф. Основные типы аварий.

    Авария — разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ.

    Катастрофа – это крупная авария, повлёкшая за собой большие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьёзному ущербу окружающей природной среды.

    Причины аварий разнообразны.

    -нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования,

    -нарушение правил техники безопасности,

    — ошибочные или халатные действия персонала.

    Так, ошибки обусловливают 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море, 90%о дорожно-транспортных происшествий.

    АЭС, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море, 90%о дорожно-транспортных происшествий.

    В результате аварий на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия – разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линий связи, энергетических и коммунальных сетей. Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих аварийно–химические опасные вещества (АХОВ).

    Основные типы аварий:

    1)транспортные аварии и катастрофы

    2)пожары, взрывы, угрозы взрывов

    3) аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ

    4) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

    5) аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

    6) внезапное обрушение зданий, сооружений

    7) аварии в электроэнергетических системах

    8) аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

    9) аварии на очистных сооружениях

    10) гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

    Определение понятий: авария, катастрофа, стихийное бедствие, их классификация и характеристика

    Во время проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, и стихийных бедствий, а также при выполнении расчетов по действиям в чрезвычайных ситуациях необходим единый подход в области знаний о происхождении, развитии ЧС, их основных характеристик и способов защиты. Классификация ЧС является фундаментом этих знаний и позволяет системно охватить всю предметную область, включающую в себя структуру, основные признаки, термины и определения, методологию анализа ЧС.

    В России продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС. Растет ущерб от этих происшествий. Основными причинами сохранения и усугубления значительной природной опасности являются:

    — увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду, провоцирующего или усиливающего негативные последствия опасных природных явлений;

    — изменение некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросферы и суши;

    — нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности и расселение людей в зонах потенциальной природной опасности;

    — недостаточная эффективность, неразвитость или отсутствие систем мониторинга окружающей природной среды, ослабление государственных систем наблюдения за вулканическими, сейсмическими, экзогенными процессами, гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями;

    — низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений, отсутствие теоретической или практической возможности прогнозировать некоторые из них;

    — отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых и других защитных сооружений, а также защитных лесонасаждений;

    — недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;

    — свертывание мероприятий, проводящихся для снижения накапливающегося угрожающего потенциала некоторых опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин и т.д.);

    — снижение активности специализированных государственных служб по проведению санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-эпизоотических и других профилактических мероприятий в области инфекционной заболеваемости и распространения вредителей;

    — незавершенность и недостаточная детализация районирования территории страны по критериям природной опасности, отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, карстовых, цунамиопасных и т.д.).

    Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Авария — опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. (Химическая авария – это неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное воздействие на человека и окружающую среду.)

    Катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.

    Стихийное бедствие – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате воздействия неблагоприятного природного явления (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, засуха, опустынивание, массовое размножение вредителей и т.п.), которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

    Опасность ЧС – состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики и окружающую природную среду в зоне ЧС.

    Все чрезвычайные ситуации принято классифицировать по нескольким признакам.

    По масштабу:

    — локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее «зона чрезвычайной ситуации»), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее количество пострадавших),с оставляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

    — муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения, при этом количество пострадавших, составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера;

    — межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города Федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших, составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

    — регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

    — межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей

    По общему характеру источников возникновения:

    -чрезвычайные ситуации природного характера;

    -чрезвычайные ситуации техногенного характера;

    -чрезвычайные ситуации экологического характера;

    -чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.

    По характеру последствий:

    -ЧС с материальным ущербом;

    -ЧС с человеческими жертвами;

    -ЧС с нарушениями условий жизнедеятельности.

    По характеру поражающих факторов: