Максимальная разрешенная длина автопоезда в России

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Что, где, когда
  3. Основные сведения об автопоездах: габариты, допустимая длина с полуприцепом

Определение автопоезда, типы, разрешенная длина сцепки

Транспортировка грузов осуществляется разными видами транспорта. Автомобильные перевозки уступают по объему морским и железнодорожным, занимая порядка 5-8% всего рынка. Но это статистика по объёму грузооборота. В рамках одной страны или континента, автомобильные грузоперевозки постепенно вытесняют другой транспорт. И чтобы перевозить больше, грузовик нужно оснастить, превратив его, например, в автопоезд.

Что такое автопоезд

В ПДД установлено, что автопоезд – это механическое транспортное средство, которое имеет прицеп и приводится в движение двигателем. Но это очень широкое определение, под которое попадает транспорт, обычно не называемый этим термином. Например, под ним можно подразумевать трамвай с несколькими вагонами или трактор. Однако автопоездом в обычном понимании традиционно зовётся грузовик с прицепом или седельный тягач с полуприцепом, иногда и прицепом.

Длинномерный транспорт такого типа должен быть оснащен знаками, указывающими, что это автопоезд. В первую очередь, на нем должны быть три желтых фонаря на крыше кабины, установленными на расстоянии до 30 см между ними. Эти знаки включают при передвижении ночью, во время плохой видимости и во время остановки. В случае транспортировки негабаритного груза, транспорт должен быть оснащен специальными знаками, состоящими из диагональных красных и белых полос. Также дополнительными светодиодными светильниками оснащают периметр всего кузова.

Обратите внимание! Для управления грузовым транспортом водитель должен иметь права одной из следующих категорий: С (грузовики массой свыше 3,5 т), СЕ (грузовики с прицепом), С1 (средние грузовики от 3,5 до 7,5 т), С1Е (средние грузовики с прицепом).

Плюсы и минусы

Преимущества такой транспортировки перед перевозкой груза на одном автомобиле:

  • Большая производительность (хотя скорость по сравнению с обычным грузовиком ниже на 20-25%).
  • Возможность поместить дополнительное оборудование на самом автопоезде.
  • Нагрузка на оси меньше, несмотря на большую грузоподъемность.
  • Делимость (составные части можно поочередно цеплять к тягачу, разгружать или загружать прицепы по отдельности, уменьшая время простоя).

Везущий за собой автопоезд автомобиль называется тягачом. Его отличает высокая мощность двигателя (не менее 450 лошадиных сил, а в некоторых моделях – до 610).

Рама полуприцепов и прицепов длинномерного транспорта дополнительно усилена. Подвески, в зависимости от модели, могут быть рессорными или пневматическими.

При всех преимуществах такого транспорта, стоит учитывать и его недостатки:

  • Сложность движения задним ходом.
  • Низкая маневренность.
  • Небольшая скорость передвижения.
  • Низкая проходимость на дорогах с плохим покрытием.

Производители

Поскольку автопоезд – составное транспортное средство, производят разные составляющие различные компании. Если говорить о шторных полуприцепах, то наибольшей популярностью пользуется продукция иностранных компаний, таких как Krone, Kogel, Schmitz. Из отечественных стоит отметить Нефаз и Тонар.

Предпочтение по седельным тягачам так же на стороне иностранных марок. В России, как и в Европе, широко распространены машины «большой семёрки»: Volvo, Scania, MAN, DAF, Iveco, Mercedes, Renault. Часто встречается и продукция отечественного автопрома – КамАЗ, МАЗ. Среди специаизированных автопоездов можно встретить продукцию Тонара и грузовики АЗ Урал.

Виды автопоездов

Автомобильный транспорт помогает с доставкой любых видов грузов. Для этого создано много видов и типов автопоездов. Всех их можно условно поделить на категории.

По назначению

Различают следующие типы автопоездов:

  • Универсальные.
  • Специализированные.
  • Специальные.

Первый тип самый общий: универсальные автомобили могут перевозить любые типы грузов. К специализированным относят рефрижераторы, зерновозы, цистерны, автовозы, контейнеровозы и другие машины, которые могут перевозить грузы, требующие особых условий транспортировки.

Специальные составы монтируют для каких-то конкретных особых перевозок – перемещение длинномерных неделимых предметов (труб), фургоны химзащиты или радиационной защиты, бронированные автопоезда и тому подобное.

Важная информация! Максимальная длина специального автопоезда, как правило, превышает установленную норму, и для его использования необходимо оформлять разрешение на перевозку грузов.

По типу сцепки

Автомобильные поезда отличаются по типу распределения нагрузок между тягачом и прицепами, а также тяговых усилий. Это обеспечивается за счет разных типов сцепки:

  • Прицепная (состоит из грузового автомобиля с бортовой платформой и одного или нескольких прицепов, использует тяговый тип связи).
  • Седельная (полуприцеп опирается одной стороной на тягач с использованием опорного типа связи. Часто называют седельным автопоездом).
  • Роспускная (включает прицеп-роспуск и тягач с опорно-тяговой или только тяговой связью).
  • Седельно-прицепная (состоит из тягача, полуприцепа и прицепов, связь меняется в зависимости от конфигурации).

Прицеп роспуск – это комбинация прицепа и полуприцепа. Чаще всего используется для перевозки длинномерных грузов с сечением круглой формы (труб, бревен). Особенность роспуска в том, что коники, удерживающие груз на платформе, расположены и на тягаче, и на полуприцепе. Кониками называют крепеж, по форме напоминающий букву U (самый яркий пример – полуприцеп лесовоза).

По тяговым усилиям бывают автомобили с активными прицепными звеньями (у прицепа есть ведущие колеса) и пассивными (когда прицеп не имеет ведущих колес). Тип привода зависит от модели прицепа.

Тип связи (тяговая или опорная) зависит от того, как распределяется нагрузка на оси прицепа – полностью или частично. Первый тип передает опорные и тормозные продольные усилия, вторая – продольные и вертикальные.

Разрешенная длина и габариты автопоезда в России

В каждой стране существуют свои правила грузоперевозок. В России они закреплены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Допустимые габариты указаны в приложениях к документу.

Важная информация! При расчете длины транспорта обязательно учитывают длину сцепки (дышла), так как она может достигать 2 метров, что значительно увеличивает габариты.

Что можно и нельзя

В России разрешенная длина автопоезда составляет:

  • 20 метров – для автопоезда,
  • 12 метров – для прицепа,
  • 2 метра для груза, выступающего за пределы прицепа.

Внимание! Важно, чтобы нагрузка на все оси транспорта была распределена равномерно.

Груз, превышающий габариты, можно перевозить если:

  • Он не создает пыль.
  • Не наносит вред окружающей среде.
  • Не создает водителю помех для обзора.
  • Не влияет на устойчивость транспорта.
  • Не заслоняет опознавательные знаки транспорта.
  • Не издает лишний шум.

Модели бескапотных тягачей ограничены по длине и экономят до трех метров в длину, но проигрывают по комфортности аналогам с капотом.

Ограничения габаритов есть не только по длине, но и по другим измерениям. Например, ширина транспорта не должна превышать 2,55 м. Исключение составляют прицепы рефрижераторы, ширина которых может быть до 2,6 м.

Ограничение по высоте составляет 4 м, это показатель от земли до крыши прицепа. При этом высота прицепа или полуприцепа зависит от его марки и необходимого объема кузова. Например, тентованные полуприцепы в высоту могут быть от 2,45 до 3 м (без учета колес).

Ограничения также относятся к весу автомобиля и весу перевозимого груза. Автомобильный транспорт оказывает значительную нагрузку на дорожное полотно, поэтому его максимально допустимая масса ограничена.

Общая масса транспорта с грузом устанавливается в зависимости от количества осей:

  • При трех осях – 28 т.
  • При четырех осях – 36 т.
  • При пяти осях – 40 т.
  • При шести осях – 44 т.

Важная информация! Для расчета максимальной массы груза, который можно перевозить на конкретном автопоезде, необходимо из максимально разрешенной массы вычесть массу тягача и прицепа.

Все габариты указаны в технических паспортах на транспорт. Если нет оригинала техпаспорта, то его электронную копию можно найти в интернете.

Нормы нагрузки на оси транспорта также указаны в Постановлении Правительства. Нагрузка на переднюю ось тягача не должна превышать 10,5 т, на заднюю – 11,5 т. Максимальная разрешенная нагрузка на оси полуприцепа – 8 т. Допускается перегруз не более 2%.

Для проезда автопоезда с грузом массой больше 44 т также необходимо оформить дополнительное разрешение в автоинспекции. В документе должен быть указан маршрут следования, так как тяжеловесному транспорту запрещено передвигаться по некоторым дорогам.

Для перемещения большего количества груза с превышением норм и без оформления документов иногда водители имитируют буксировку неисправного транспорта. К снаряженному автопоезду на жесткую буксировочную сцепку присоединяют еще один автопоезд или грузовик. Таким образом, можно в 1,5-2 раза увеличить количество перевозимого груза. Эта уловка хорошо известна сотрудникам транспортной инспекции, поэтому, скорее всего, не удастся избежать тщательной проверки и поиска неисправностей буксируемого грузовика.

Кроме ограничений по габаритам и весу, в России существуют определенные требования по скорости передвижения для фур и грузового транспорта. Эти ограничения отличаются от тех, которые есть для легкового транспорта. По автомагистрали автопоезд может перемещаться не быстрее 90 км/ч, по загородным дорогам не быстрее 70 км/ч.

Штрафы за нарушение

Контроль над соблюдением норм перевоза грузов осуществляет в основном ГИБДД. Сотрудники инспекции измеряют габариты автопоезда, его массу, допустимую скорость и проверяют сопроводительные документы. В случае нарушений водителю или компании-перевозчику выписывается штраф.

Важная информация! Размер штрафов указан в нормативных документах и может со временем меняться.

Штрафы за превышение габаритов автопоезда указаны в статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Превышение максимальных габаритов или габаритов, указанных в разрешении до 10 см, а нагрузки по осям от 2 до 10% влечет штрафы:

  • 1-1,5 тысячи рублей – водителю.
  • 10-15 тысяч рублей – ответственным за перевозку.
  • 100-150 тысяч рублей – юр. лицам.

При превышении габаритов от 10 до 20 см, а нагрузки от 10 до 20%, штрафы будут:

  • 3-4 тысячи рублей – для водителя.
  • 25-30 тысяч рублей – ответственным за перевозку.
  • 250-300 тысяч рублей – юр. лицам.

Максимальные штрафы предусмотрены за превышение габаритов на 50 см и более и за превышение нагрузки больше чем на 50%:

  • 7-10 тысячи рублей или лишение прав до 6 мес. – для водителя.
  • 45-50 тысяч рублей – для ответственных за перевозку.
  • 400-500 тысяч рублей – для юр. лиц.

Штрафы за превышение скорости и управление автопоездом без прав соответствующей категории, указаны в ПДД.

Самый длинный автопоезд в мире

Чемпионом по организации самых длинных автопоездов в мире является Австралия. Из-за непопулярности и малого количества железных дорог на континенте большим спросом пользуются автомобильные грузоперевозки. Именно Австралия ни один раз била рекорд по созданию самого большого автомобильного состава.

Начиная с 1999 года, австралийцы старались присоединить как можно больше прицепов к тягачу. Абсолютный рекорд был побит в 2006 году, когда удалось собрать автопоезд длиной чуть меньше 1,5 километров. К тягачу было присоединено 112 прицепов. Общая масса «хвоста» составила 1300 тонн. Правда, рекорда по дальности перевозки не получилось: автопоезд это перевез всего на 140 метров.

Требования к габаритам автопоезда

Когда-то давно по дорогам курсировали простые легкие грузовики, а сегодня мы видим на трассах уже целые автопоезда. Объемы перевозок увеличиваются, техника выпускается все мощнее. Для соблюдения безопасности законом предусмотрены ограничения по габаритам автопоездов. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее, с учетом российского и зарубежного опыта.

Допустимые габариты автопоезда

Справка. В приказе Федеральной дорожной службы № 56 понятие автопоезда раскрывается следующим образом: «…транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа…».

Читайте также  Дубликат полиса ОСАГО как получить?

Технический регламент определяет параметры этого вида транспорта. Существует и ГОСТ 9314-59, устанавливающий предельные габариты и вес.

Длина

Как максимальная масса автопоезда, так и длина, является главным показателем. Этот показатель является одним из важнейших для грузового транспорта с точки зрения безопасности. Зачастую именно длина сцепки любого автопоезда становится камнем преткновения при общении водителей с сотрудниками ГИБДД. Определить ее «на глаз» для дорожного инспектора является делом несложным. Штрафа при этом не избежать, лучше заблаговременно отнестись к вопросу внимательно.

В России

Отличительным знаком автопоезда в России, согласно Правилам дорожного движения, является наличие на крыше кабины грузовика трех оранжевых фонарей.

Кроме того, водитель должен иметь права категории Е.

Основным документом в этом вопросе является Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изменениями от 22.12.2018) «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

В приложении № 3 к Правилу перевозок обозначены допустимые габариты.

Если говорить о длине, то она ограничивается величинами:

  • Автопоезд – 20 м, прицеп – 12 м.
  • Длина выступающего груза – 2 м.

Обратите внимание! При расчетах не забывайте учитывать длину жесткой сцепки, которая относится к внутренним расстояниям и также суммируется. Так называемое «дышло» имеет размер 2 метра, что заметно увеличивает итоговые габариты автопоезда.

Как мы видим, величины достаточно небольшие, поэтому возникает следующий вопрос: почему же по дорогам России передвигаются автомобильные составы, намного превышающие данные показатели?

Этот вопрос проясняет пункт 23.5 ПДД РФ, где четко прописано, что в этом случае действуют специальные правила, а значит, требуется получить разрешительные документы.

Не забудьте! При формировании такой сцепки учитывайте, что нагрузка должна быть равномерно распределена между седлом и по осям.

Если компания занимается перевозками международного уровня, то она должна соблюдать ограничения, установленные в других регионах мира. Давайте рассмотрим эти нормы, принятые в разных частях света, на примере стран Европы и Соединенных Штатов Америки.

В странах Евросоюза

Автопоезд в Европе. «Мерседес»:

В этом регионе существует свой регламент.

Директива 96/53/ЕС определяет универсальные ограничения:

  • Тягач + полуприцеп – до 16.5 метров.
  • Полуприцеп – до 12 м, включая сцепное устройство.

Если рассматривать отдельные страны, то картина следующая:

Как мы видим, величины различные, но укладывающиеся в европейскую норму. Евростандарт полуприцепа с трехосной тележкой – 13.6 м.

Особняком стоит только Швеция. По правилам этой страны, предельно допустимая длина автопоезда – 24 метра. То же относится и к седельной сцепке.

В США

Американские стандарты отличаются от европейских. Мы говорим об этом во множественном числе потому, что в каждом штате свои законы. Но удивительно то, что они касаются только полуприцепа.

Общая картина: с двухосной тележкой он не может быть в длину менее, чем 14.6 метра на всей территории. А наибольший показатель отмечен в штате Оклахома, равный 18.1 м.

Ограничения начали действовать с 1982 года. По этой причине максимальная длина американского автопоезда с таким прицепом может быть сколько угодно большой. Особенно учитывая то, что дальнобойщики в США любят тягачи с длинным капотом.

Это неудивительно, так как один трак способен не только перевозить тяжелые грузы, но и развивать с ними скорости: 110, 120 и более км/ч. Количество колесных осей у таких составов значительное, что снижает весовую нагрузку на дорожное покрытие. Расстояние между осями в сцепке регламентируется на территории Штатов законодательно.

Ширина

В России действуют правила, согласно которым эта величина не должна быть больше 2.55 м. Исключение составляют рефрижераторы и изотермические кузова. Такой тип прицепов ограничивается в ширину 2.6 м.

Европейские законодатели установили аналогичные нормы:

  • Австрия, Болгария, Германия, Дания, Испания, Литва, Румыния, Словения, Хорватия – 2.55 м и 2.6 м.
  • Босния и Герцеговина, Венгрия, Ирландия, Польша – 2.5 м и 2.6 м.
  • Македония – 2.5 м.
  • Украина – 2.65 м.
  • Швеция – 2.6 м.

В США это расстояние ограничивается 2.6 м.

Высота

Приведем данные по странам об ограничении такого параметра, как высота:

  • Россия, Австрия, Болгария, Германия, Дания, Испания, Литва, Румыния, Словения, Хорватия – 4 метра.
  • Ирландия – 4.25 м.
  • Швеция – 4.5 м.

Расстояния

Российские законодатели в транспортной отрасли стремятся приблизить внутренние стандарты к общеевропейским.

В Техническом Регламенте от 2010 года указано:

Длина автопоезда (тягач + полуприцеп) ограничивается 16.5 м, а с прицепом – 18.75 м. Расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа – 12 м. От оси шарнирного крепления до передней части – 2.04 м.

Но процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Транспортников это не радует. К примеру, капотные тягачи значительно увеличивают общую длину, но способны перевозить полуприцепы объемом 30 кубов и более.

Маленькие хитрости дальнобойщиков

Водителям, желающим сделать длину своего автопоезда свыше 20 метров, но обойти процедуру получения разрешительных документов, приходится прибегать к ухищрениям.

Не станем утверждать, что это хорошо. Сотрудники ГИБДД осведомлены о такой уловке и внимательно проверяют подобные колонны на предмет наличия фактической неисправности.

Водители, в свою очередь, тоже знают о возможных «экспертизах» и готовятся к этому заранее. Для устранения почвы такого обмана необходимо упростить процесс выдачи разрешений и искоренить коррупцию. Впрочем, это уже другая история…

Мы рассказали вам об ограничениях на габариты автопоездов в России и в ведущих странах мира. В заключение хочется отметить важность соблюдения установленных норм при эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения – это не пустой звук. Кроме того, всевозможные нарушения этих правил чреваты и экономическими потерями как для владельцев транспортных компаний, так и для государства в целом.

Детальная информация видна на видео:

Размер имеет значение. О длине полуприцепов в России и Европе 16:42, 16 июля 2019 Версия для печати

Перевозчики используют различные ухищрения, чтобы увеличить объем перевозимых грузов, не превышая при этом габаритные ограничения. В их числе – удлинённые прицепы, которые все чаще встречаются на дорогах России. Некоторые предприниматели видят в них угрозу для небольших компаний.

Для перевозчиков объем груза зачастую более важен, чем его вес. Грузовместимость прицепа напрямую связана с его размерами. Допустимые габариты автопоезда в разных странах отличаются.

В Евросоюзе максимальная длина автопоезда составляет 16,5 метров. Это – так называемая «еврофура», полезный объем которой составляет 82 м³. На ней можно беспрепятственно возить грузы по всем европейским странам: никаких вопросов к габаритам у транспортников не возникнет.

Существуют легальные способы увеличить объем еврофуры, не выходя при этом за допустимые габариты.

Это нестандартные колеса меньшей размерности, а также низкорамные тягачи и прицепы, например, прицеп Jumbo с изменяемой высотой. С помощью таких ухищрений полезный объем можно нарастить до сотни кубов.

Габариты «еврофуры» стали негласным стандартом именно потому, что позволяют перевозить грузы по всем без исключения европейским странам. В некоторых из них, однако, требования менее строгие. К примеру, в Великобритании максимальная высота автомобиля вообще не лимитирована: её ограничивает лишь высота мостов и туннелей. Поэтому в Соединенном Королевстве можно встретить много грузовиков с высокими прицепами, но работают они исключительно внутри страны.

Специально для России

В России разрешенная длина автопоезда существенно превышает европейскую и составляет 20 метров. Именно поэтому у нас можно использовать американские капотные тягачи в сцепке со стандартным европейским полуприцепом. Американских грузовиков у нас много, особенно в регионах: Россия – четвертая в мире страна (после США, Канады и Мексики) по количеству таких машин. Они приглянулись дальнобойщикам своим комфортом и внушительными габаритами: спальники в некоторых моделях напоминают небольшие комнаты.

Экономические соображения, однако, вынуждают наших перевозчиков приобретать европейские бескапотные тягачи и использовать их в сцепке с удлиненными (до 16,5 м.) прицепами,

которые производятся многими известными компаниями специально для России. Они на 3,5 метра длиннее стандартных европейских прицепов, за счет чего полезный объем увеличивается на 20 м³. Массовым такое решение назвать пока нельзя: с удлиненным прицепом теряется маневренность, да и нарваться на штраф за случайный перегруз гораздо проще. Такие прицепы используют, в основном, крупные логистические компании, но в последнее время они становятся всё популярнее.

Как удлинённые прицепы убьют малый бизнес

Интересно, что некоторые предприниматели видят в удлиненных прицепах угрозу для малого и среднего бизнеса. Недавно автор канала «Перевозчик 116», предприниматель, работающий в сфере грузоперевозок, обратил внимание своих подписчиков на рост числа длинномеров на российских дорогах.

— Перевозчики добавляют ось на удлиненный полуприцеп, – рассказывает предприниматель. – В своё время 16,5-метровые полуприцепы не составляли конкуренции, потому что они были на тонну-полторы тяжелее чем обычные, и выигрыш был небольшой. Но с дополнительной осью тягач с длинным прицепом может смело тащить 23 тонны. Таким образом грузоподъемность и кубатура поднимается практически на 15%.

Перевозчик предупреждает: массовый переход крупных компаний на удлиненные прицепы позволит им значительно снизить тарифы и потеснить конкурентов.

— Происходит передел рынка по формату – на 40 европалет и тоннаж в 24 тонны. Частникам и небольшим компаниям будут «сливать» старые полуприцепы: мы на радостях купим их, и через 3-4 года это нас погубит. Ни «Платон», ни ГСМ, ни какие-то заскоки государства – нас вытеснит вот такая специфичная технологическая конкуренция, — пророчит предприниматель.

Вместе веселее

Еще один легальный способ увезти больше груза с помощью одного тягача – использование тандема. Общеевропейская длина тандема ограничена 18,75 метра, 16 из которых приходится на прицепы. Общая длина в сравнении с еврофурой увеличивается на 2 метра, а вместимость – на 12 кубов.

В России тандемы могут быть длиннее европейских – их длина ограничена 20 метрами. Перевозчики используют это преимущество, приобретая удлиненные прицепы или оснащая их удлиненным дышлом, которое облегчает маневрирование.

Самые длинные автопоезда ездят по дорогам скандинавских стран — в Финляндии и Швеции их длина ограничена 34 метрами, что позволяет перевозчикам использовать трехзвенные сцепки. Впрочем, на горные дороги северной Норвегии такие машины по понятным причинам не пускают – там используются 20-метровые тандемы, которые скандинавы называют «коротышками».

Максимальная длина автопоезда: допустимые габариты транспортного средства

Грузоперевозки очень развиты в наше время. Встретить на трассе фуру – это данность, а не редкость. Таких машин становится все больше, да и сами они становятся все больше. По этой причине сегодня поговорим о максимальной длине автопоезда и всем том, что с этим вопросом о габаритах связано, кроме этого, затронем и ситуацию в других странах, а также перспективы развития сферы.

Максимальная длина автопоезда по действующим правилам составляет двадцать метров (при наличии одного прицепа). В правилах дается четкое разъяснение по длине. Одиночное транспортное средство должно не превышать в длину двенадцать метров, прицеп для автотранспорта также не должен быть длиннее, чем двенадцать метров, а максимальная длина автопоезда с прицепом, как мы уже сказали выше, должна быть не больше, чем двадцать метров в длину.

Читайте также  Срок перерегистрации автомобиля при смене собственника

Важно сказать о том, что в длину автопоезда включается и длина прицепного устройства (дышла). К примеру, грузовик в длину составляет десять метров, его прицеп также имеет длину в десять метров, но не стоит забывать, что дышло прицепа составляет два метра, итого длина автопоезда составит двадцать два метра, а не двадцать метров. В этом случае максимальная допустимая длина автопоезда будет превышена на два метра. Это нарушение, это стоит учитывать.

Другие габариты

Но не длиной одной измеряются габариты. Максимальную длину автопоезда мы выяснили, теперь самое время сказать про другие его допустимые габариты. В правилах четко говорится, что по ширине автопоезд должен укладываться в габарит равный 2,55 метра (2,6 метра — для рефрижераторов и изотермических кузовов). Если говорить про высоту, то есть ограничение в четыре метра над поверхностью дорожного покрытия.

Допускается в автопоездах перевозить груз, который на два или менее метра выступает за заднюю грань прицепа. Кроме этого, допускается движение автопоезда с двумя и более прицепами, но это регламентируется отдельными правилами. Это неоднозначный вопрос, его мы затронем ниже.

Реалии

Все мы знаем, что сотрудники ГИБДД не упускают возможность пообщаться с водителем автопоезда. Водители говорят, что в автопоезде всегда есть что-то такое, что является нарушением.

Хотя есть и такие водители автопоездов, к которым просто нет варианта придраться. В первую очередь сотрудников ГИБДД интересуют именно вопросы о том, а укладывается ли автопоезд в габариты, которые действуют в стране. Это касается и веса, и длины, и всего прочего. Об этом нужно помнить и стараться не давать повода сотруднику ГИБДД выписывать штраф за какие-либо нарушения в законодательной базе нашей страны.

Трехзвенные автопоезда: история

Трехзвенные автопоезда появились очень давно, считается, что впервые такой вариант был обкатан в Германии. В то время не было никаких строгих и жестких норм, которые касались бы веса и длины автопоездов. Тогда все ограничивалось возможностями техники.

В начале шестидесятых годов прошлого столетия вся Европа приняла общие и привычные нормы. Но все перевозчики очень рьяно стремятся к увеличению этих действующих параметров. Эта инициатива возникла в конце восьмидесятых годов двадцатого века в Германии, тогда получилось обкатать несколько трехзвенных автопоездов по дорогам своей страны.

Трехзвенные автопоезда: СССР и Россия

Старые дальнобойщики и любители кино СССР вспомнят, что на просторах нашей страны раньше проскакивали автопоезда с более чем одним прицепом в составе. Два, а то и три прицепа за собой цепляли активисты-шоферы, которые возили зерно. И по городу в то время ездили условные ГАЗ-53, за которые цепляли целые «бусы» из бочек с квасом. Но после 1996 года такие автопоезда больше не встречаются на наших дорогах.

Есть оговорка в законе, что можно включить в состав автопоезда два и более прицепов, если есть соответствующее разрешение. Но если бы все было так просто, то такие автопоезда встречались бы на трассах в наше время, а их нет. Значит, все не так просто, да и российский бюрократизм с собиранием справок и бумажек никто не отменял. Наверное, водителю-дальнобойщику будет проще сделать два рейса, чем собрать все необходимые документы, к сожалению.

Трехзвенные автопоезда: другие страны

Сегодня в этом вопросе самой либеральной страной в Европе считается Голландия (эта страна не только в автопоездах имеет существенные послабления в законодательстве). В стране есть пятьсот трехзвенных автопоездов (длина до двадцати пяти метров, полная масса шестьдесят тонн), в основном сюда относятся контейнерные перевозки.

Есть в Европе и скандинавы, они всегда имели свои нормы на этот счет. Раньше все ограничивалось цифрами в двадцать метров длины и пятьдесят тонн полной массы, затем цифры подросли до двадцати пяти метров и шестидесяти тонн, соответственно. Сегодня габарит автопоезда по длине не должен превышать тридцать метров, а сам автопоезд должен уложиться в семьдесят шесть тонн полной массы по весу.

Примечательно, что в одно время финский автопоезд с двумя прицепами ходил у нас по стране (маршрут Хельсинки — Москва — Хельсинки), происходило это по специальному межправительственному соглашению между двумя странами.

Сегодня в Финляндии на внутренних дорогах можно увидеть автопоезд, в состав которого входит два прицепа по сорок метров или же четыре прицепа по двадцать метров. В Швеции пошли еще дальше. У них идет эксперимент и в нем проверяют себя в деле автопоезда с полной массой до девяноста тонн!

В США такие перевозки тоже встречаются, сложность состоит в том, что в разных штатах США действуют свои законы и правила. Штат Мичиган выделяется на фоне всех других. Тут можно увидеть на дороге автопоезд полной массой до восьмидесяти шести тонн, но у таких автопоездов много колесных осей, чтобы снижать нагрузку на дорожное полотно.

В Канаде, Латинской Америке и даже в Африке также есть «трехзвенники». А В Бразилии можно встретить вообще комбинацию, которая выходит за пределы разумного! В стране есть комбинации, при которых разрешенная длина автопоезда составляет солидных тридцать метров, при полной массе в восемьдесят тонн!

Но это еще не все. В данном вопросе впереди планеты всей оказалась Австралия. Тут есть автопоезда, которые ограничиваются ста шестьюдесятью тоннами! Эта цифра просто поражает сознание нашего дальнобойщика, а в Австралии этому никто не удивляется.

Сложности России

Как можно понять из вышесказанного, трехзвенные автопоезда не являются редкостью в мире. А что у нас? Справедливости ради скажем, что рекордные автопоезда ходят в странах с благоприятным климатом. Наш асфальт и так в ужасном состоянии, а если на нем ставить рекорды автопоездами, то он вообще исчезнет.

Да, конечно, наши соседи из скандинавских стран тоже живут в климате, который схож с нашими суровыми северными регионами, однако максимально разрешенная длина автопоезда в тех странах не сокращается, а только растет. Но есть в нашей стране капля грусти. У нас нет порядка, у нас нет дорог, а без этого никуда. Будем надеяться, что скоро все изменится в лучшую сторону.

Дороги России

Каждый автомобилист в курсе, что порой очень сложно обогнать автопоезд на обычной дороге. А если максимальная длина автопоезда в России вырастет? Проще обгонять точно не станет. В странах Европы и Запада трассы широкие и как минимум имеют по две полосы для движения в каждую сторону. У нас таких дорог единицы.

Также у нас есть такие места на дорогах, где просто не получится маневрировать на тягаче, если максимальная длина автопоезда в России будет равна аналогичному показателю в странах Запада. К сожалению, наша инфраструктура еще не готова к таким событиям.

Автопарк России

Но нельзя просто ругать наше правительство за то, что наши дороги не готовы к такому, что инфраструктура не готова, что мосты не будут выдерживать и прочее. Нужно сказать немного и о нас самих. Ведь если что-то разрешается русскому человеку, то он начинает пользоваться этим без раздумий.

Вот представьте себе ситуацию, как у нас в стране разрешат без проблем ездить на многозвенных автопоездах. И тут наш вымышленный дальнобойщик-частник купит себе старый КАМАЗ или МАЗ, который собрали в рассвет времен СССР, и зацепит за него пару прицепов, затем он загрузит все под завязку, чтобы кое-как уложиться в норму, и выедет на трассу. Насколько это будет безопасно для самого водителя и других участников дорожного движения?

Проблему надо решать в комплексе, а не показывать на другие страны пальцем и говорить, что у них можно, пусть и у нас будет можно тоже. А на комплексное решение проблем нужно время и нужны средства. И время, и средства требуются колоссальные.

Платные дороги

Возможно, платные дороги станут решением. Теоретически мощные надежные платные дороги, которые имеют по несколько полос для движения в каждую сторону и современную продуманную инфраструктуру, могут стать начальным решением для России.

Частные перевозчики могут начать пользоваться платными дорогами, чтобы получать еще больше прибыли со своих перевозок. Но не будем забывать, как непросто проходят в нашей стране нововведения. Не так давно в этом можно было убедиться, когда вводилась система «ПЛАТОН» для большегрузных автомобилей. Хотя в странах Европы и на Западе подобные системы есть и действуют уже очень давно. У нас же в стране все хотят получить все сразу и желательно бесплатно. Это повелось издревле и продолжается по сей день.

Лазейки

На некоторых тематических форумах есть следующая интересная информация, разберем ее на примере. Максимально разрешенная длина автопоезда у нас в стране регламентирована. А разрешение на включение двух прицепов в состав автопоезда получить почти нереально. Но наши водители нашли некий выход.

За условный КАМАЗ нельзя зацепить два прицепа, но этот же КАМАЗ может буксировать сломанный КАМАЗ с прицепом. Чем вам не длинный автопоезд, который укладывается в наше странное действующее законодательство? Конечно же, никто не утверждает, что сотрудники ГИБДД не догадаются, что вы хитрите.

Хотя на этих тематических форумах, где взята данная информация, есть пользователи, которые говорят, что они довольно успешно пользуются данной схемой. Будем надеяться, что это правда, а не их вымысел и хвастовство.

Модульный автопоезд будущего

Будущее уже рядом. Сегодня активно ведется разработка так называемого, модульного автопоезда. Есть некоторые разработки, которые уже близки к тестам и внедрению в реальные условия.

Суть заключается в том, что в первом большегрузе сидит водитель, а за этим большегрузом идет еще, к примеру, пять большегрузов. Эти пять автомобилей управляются компьютером и автоматикой. Они, по сути, копируют поведение и траекторию автомобиля с водителем.

На деле мы имеем шесть отдельных большегрузов, которые легко укладываются в любые нормы и требования габаритов и всего одного водителя. Конечно же, для таких целей нужны многополосные дороги, но идея сама по себе интересна и привлекательна.

Есть также такие наработки, что и в первой головной автомашине водитель не будет требоваться. И все это будет предельно безопасно. Это большой шаг вперед для грузовых перевозок в мире. Посмотрим, как быстро все это реализуется, внедрится и приживется.

Опять же, думается, что не наша страна станет площадкой для пилотных проектов с обкаткой таких инновационных нововведений, но последить за этой ситуацией, конечно же, хочется каждому современному автолюбителю.

Подытоживая

Сегодня мы узнали, какая максимальная длина автопоезда действует у нас в стране и каковы аналогичные показатели в мире. Нам есть куда стремиться и расти. Но нужно четко понимать, что сегодняшняя максимально разрешенная длина автопоезда в России взята не с неба, а рассчитана на наши реалии. Хочется верить, что мы догоним в данной области ведущие мировые страны уже в самое ближайшее время и не только обгоним, а даже вперед пойдем.

1 . Общие положения

1.1 . Положения, изложенные в настоящих нормах, относятся к массе и размерам транспортных средств, разрешенных для использования в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования, установлены исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности.

Читайте также  Где обжаловать постановление об административном правонарушении ГИБДД?

Изложенные ниже ограничения по массе и габаритам транспортных средств не относятся к производству транспортных средств, требования к которому устанавливаются иными стандартами и нормами.

1.2 . Транспортные средства или его части, образующие часть комбинированных транспортных средств, размеры, а также общая масса и осевая нагрузка которых не превосходят значений, установленных разделами 3 , 4 и 5 настоящих норм, допускаются к передвижению по федеральным и территориальным автомобильным дорогам общего пользования.

Для остальных автомобильных дорог, запроектированных и построенных на меньшие, чем указанные в разделах 3, 4 и 5 нагрузки, владельцами автомобильных дорог могут устанавливаться иные (меньшие) предельные значения массы транспортных средств, для федеральных автомобильных дорог — Федеральной дорожной службой России, для территориальных автомобильных дорог — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для муниципальных автомобильных дорог — органами местного самоуправления.

Решения об уменьшении приведенных ниже размеров и масс транспортных средств принимаются на основании результатов обследования автомобильных дорог и могут носить постоянный или временный характер. При этом орган, принявший такое решение, обязан в установленном порядке установить соответствующие дорожные знаки на автомобильной дороге или ее участке, на котором введены дополнительные ограничения по массе и размерам транспортных средств и проинформировать об этом пользователей автомобильных дорог.

1.3 . Транспортное средство и его часть, образующая комбинированное транспортное средство, масса и/или осевая нагрузка кото рого и/или размер которого превышают максимальные значения, установленные настоящими нормами, могут передвигаться по автомобильным дорогам только при наличии специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке компетентными органами.

Движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.96 г.

1.4 . Кроме предельных значений общей массы и осевых нагрузок, установленных настоящими требованиями, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства.

1.5 . Для целей настоящих норм использованы следующие понятия и определения:

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров;

Грузовой автомобиль — транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов;

Тягач — транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа;

Прицеп — транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем;

Полуприцеп — специально оборудованное для перевозки грузов, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса;

Автопоезд — комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа;

Сочлененное транспортное средство — комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача, сочлененного с полуприцепом;

Автобус — транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, имеющее более девяти сидячих мест, включая место для водителя;

Сочлененный автобус — автобус, состоящий из двух или более жестких секций, соединенных друг с другом и имеющим пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой;

Комбинированное транспортное средство — комбинация грузового автомобиля, состоящего из грузового автомобиля, соединенного с полуприцепом;

Максимальная длина, ширина и высота транспортного средства — длина, ширина и высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в разделе 3 настоящих норм;

Максимальные линейные параметры транспортного средства — линейные параметры, не превышающие значений, указанных в разделе 3 настоящих норм;

Максимальная масса транспортного средства — масса транспортного средства с грузом или без груза, которая не превышает значений, указанных в разделе 4 настоящих норм;

Максимальная осевая нагрузка — масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, не превышающая нормативного значения;

Неделимый груз — груз, который при перевозке по автомобильной дороге не может быть разделен на две или более частей без чрезмерных затрат или риска его порчи и который, будучи погруженным на транспортное средство, будет превышать его максимальные размеры и массу;

Воздушная подвеска — система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух;

Тележка — две и более осей, имеющих общую подвеску к транспортному средству;

Одиночная ось — ось транспортного средства, расположенная на расстоянии более 1,8 м до ближайшей оси этого транспортного средства;

Сближенные оси — оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м.

2 . Измерение массы и размеров транспортных средств

2.1 . Длина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.1. При этом при измерении длины в соответствии с положениями этого стандарта, не учитываются следующие устройства, смонтированные на автомобиле:

• устройство для очистки стекол и брызговики;

• фронтальные и боковые маркировочные пластины;

• устройства для пломбирования и защитные приспособления для них;

• устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них;

• оборудование для электроосвещения;

• зеркала задней обзорности;

• приспособления для обзора пространства за автомобилем;

• длина клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами;

• ступеньки для доступа в кузов;

• подъемник для записной автопокрышки;

• подъемные платформы, ступеньки для доступа и аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы они не могли увеличивать предельную массу загрузки автомобиля;

• сцепные устройства для буксировки транспортных средств или прицепов.

2.2 . Высота транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.3. Причем, при измерении высоты с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве: антенны; пантограф в поднятом положении.

Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, учитывается эффект от воздействия этого устройства.

2.3 . Ширина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.2.

При измерении ширины транспортного средства с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на автомобиле:

• устройства для пломб и печатей и защитные приспособления к ним;

• устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них;

• устройства для опознавания повреждения автопокрышек;

• выступающие гибкие части брызговиков;

ступеньки в рабочем положении, подвесные платформы и аналогичное оборудование, которые в рабочем положении не превышают 10 мм с каждой стороны транспортного средства и обращенные вперед или назад, углы которых имеют закругления радиусом не менее 5 мм, и кромки которых имеют закругления с радиусом не менее 2,5 мм;

• зеркала для заднего обзора;

• индикаторы давления в автопокрышках;

• втягивающиеся или убирающиеся ступени;

• искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с землей.

2.4 . Осевая масса транспортного средства измеряется при динамической вертикальной нагрузке, передающейся через одиночную ось на поверхность автомобильной дороги, от груженого автомобиля.

Измерение производится специальными автомобильными весами, прошедшими аттестацию в установленном порядке.

Осевая масса тележки, расположенной на одной подвеске, с учетом конструкции транспортного средства, определяется как сумма измерений массы каждой из осей, входящих в тележку.

2.5 . Полная масса транспортного средства или его части, образующей часть комбинированного транспортного средства, определяется как сумма измеренных масс всех осей транспортного средства или его части.

3 . Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств

Максимальные размеры транспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенных ниже значений.

3.1 . Максимальная длина:

• грузового автомобиля — 12,00 м

• прицепа — 12,00 м

• сочлененного транспортного средства — 16,5 м

• сочлененного автобуса — 18,00 м

• автопоезда — 20,00 м

3.2 . Максимальная ширина:

всех транспортных средств — 2,50 м

3.3 . Максимальная высота — 4,00 м

3.4 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа не должно превышать 12,00 м.

3.5 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда от внешней передней точки кузова или площадки для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, минус расстояние между задней частью тягача и передней частью прицепа не должно превышать 15,65 м.

3.6 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м.

3.7 . Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,00 м.

3.8 . Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,00 м.

3.9 . Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м.

3.10 . Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом 5,30 м.

3.11 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,00 м.

4 . Нормативная общая масса транспортных средств*

* Нормативные общие массы транспортных средств не допускается превышать более чем на 20 %.

Тип автотранспортного средства

Нормативная общая масса автотранспортного средства, т

а) двухосный автомобиль

б) трехосный автомобиль

г) четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску

Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства

а) двухосный прицеп

б) трехосный прицеп

Комбинированные транспортные средства

Сочлененные транспортные средства

а) двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более

б) двухосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более

в) трехосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,7 м и более

г) трехосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 и более

д) транспортное средство, состоящее из 18-ти тонного грузовика и 20-и тонного полуприцепа в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудована воздушной или эквивалентной ей подвеской при общей базе 13,3 м и более

а) двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более

б) двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 14,6 м и более

в) двухосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 16,5 м и более

г) трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более

д) трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 15,9 м и более

е) трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 18 м и более