Можно ли давать вин номер авто покупателю

Зачем скрывают номера при продаже машины и можно ли сообщать VIN и номер покупателям

На современных интернет-площадках по продаже автомобилей стало стандартом скрытие номера продаваемой машины. На этом фоне просьбы потенциальных покупателей сообщить им данные с регистрационного знака и VIN могут показаться излишними и даже подозрительными: ведь если их советуют скрыть – значит, на то есть причины. Но действительно ли номерные знаки, VIN и прочие данные продаваемой машины стоит держать в секрете и есть ли риск в том, чтобы передавать их покупателям?

Традиция скрывать номерной знак продаваемого автомобиля появилась еще до разработки крупными интернет-площадками алгоритмов по автоматическому скрытию всех буквенно-цифровых данных на фотографиях в объявлении. Каковы причины? На самом деле, многие делают это, просто поддаваясь массовому инстинкту: раз так делают все, значит, так нужно. Есть, впрочем, и некоторые объективные причины: например, желание скрыть факт продажи машины от кого-то из друзей или родственников. Для массовых машин без ярких отличительных черт простого скрытия номеров может быть достаточно. Еще один вариант – продажа машины перекупщиком, а не собственником. Закрытый номер позволяет перекупщику скрыть от покупателя данные о владельце, а от владельца – данные о стоимости перепродажи машины. Впрочем, все это помогает лишь заманить покупателя на просмотр: при очной встрече факт продажи машины не от собственника все равно вскроется. То же самое касается попыток продавца или перекупщика скрыть прошлое автомобиля – серьезные ДТП, юридические ограничения, работу в такси и так далее. Ну и, наконец, еще один надуманный сценарий – стремление продавца защититься от мошенничества. Некоторые люди действительно волнуются о том, что кто-то может отследить их сделку по продаже дорогой машины и, например, похитить деньги.

Однако по-настоящему ключевая причина скрытия номеров в объявлениях в наше время относится не к продавцам, а именно к интернет-площадкам. Крупные доски объявлений имеют собственные платные сервисы по проверке автомобилей, и они заинтересованы в том, чтобы покупатели ими пользовались. Ну а по номеру машины и VIN покупатель может получить часть информации бесплатно, так что скрытие этих данных позволяет слегка повысить востребованность платного сервиса. Справедливости ради стоит отметить, что такие сервисы зачастую действительно могут быть полезны, предоставляя данные не только об истории регистраций, залогах и ограничениях, но и зарегистрированных пробегах, ДТП, страховых выплатах и других подробностях, которых не узнать в государственных бесплатных ресурсах. Однако нужно понимать, что для первичной проверки можно просто запросить у продавца данные о VIN и номерном знаке – откровенно «неблагополучные» машины отсеются уже на этом этапе.

Итак, мы выяснили, что традиция скрывать данные машины при продаже имеет мало практического смысла. Но можно ли раскрывать каждому потенциальному покупателю не только регистрационный знак, но и VIN автомобиля? Если говорить кратко, то ответ – да. Давайте чуть подробнее разберемся, почему.

Прежде всего стоит понимать, что и номер машины, и VIN – это открытая информация, доступная практически любому желающему. У современных автомобилей одно из мест расположения VIN – площадка под лобовым стеклом, так что получить комбинацию из двух номеров можно, просто подойдя к машине. Соответственно, ее передача третьим лицам вполне безопасна. Чуть больше вопросов вызывают просьбы покупателя прислать фотографию ПТС или свидетельства о регистрации автомобиля, однако и здесь риск обмана покупателем продавца минимален. По сути, одним из самых неприятных сценариев может быть создание «автомобиля-двойника», копирующего данные с другой машины той же модели. Но вероятность того, что целью мошенников будет непосредственно продающийся автомобиль, ничтожно мала. Конечно, покупатель, сходу запрашивающий «полное досье» из госномера, VIN, фотографий всех документов на машину и паспорта продавца, может показаться подозрительным, однако на деле все эти данные могут использоваться для подробной проверки машины перед осмотром.

Более того, развернутый ответ на вопрос, стоит ли сообщать данные об автомобиле покупателям, звучит не как «да, можно», а как «да, нужно». Опытный покупатель, всерьез заинтересованный в машине, но уже перебравший несколько вариантов, наверняка запросит VIN и госномер, чтобы не тратить время на очередной плохой экземпляр. И отказ продавца сообщить базовые данные о машине может быть расценен как желание скрыть какие-то темные пятна в ее биографии. Так что если вам нечего скрывать, можно смело сообщать всем потенциальным покупателям данные об автомобиле, чтобы у них была возможность убедиться в прозрачности его истории.

Можно ли давать ВИН (VIN) номер авто покупателю

Сделка купли-продажи машины – сложный юридический процесс, где учитываются все мелочи. Многих собственников машин интересует, можно ли давать ВИН-номер авто покупателю и не навредит ли это самому автовладельцу. В статье приведены основные причины, по которым передача уникального идентификационного кода важна для грамотного проведения сделки.

Сразу стоит отметить, что сообщив номер кузова покупателю, продавец ничем не рискует. Информацию невозможно использовать в мошеннических целях. Она служит только для того, чтобы покупатель мог самостоятельно проверить транспортное средство по всем интересующим пунктам и быстрее принял решение о покупке.

Что такое VIN-код и где его найти автовладельцу

VIN-номер своего или чужого автомобиля (идентификационный номер транспортного средства) – это то, что отличает его от других транспортных средств. Код включает важную информацию о внешнем виде авто, а также о его происхождении. VIN также позволяет муниципальным и коммерческим базам данных собирать соответствующую информацию об истории транспортного средства, включая предыдущие аварии, невыполненные залоги, информацию о регистрации, бренде и многое другое.

VIN-номер можно найти на приборной панели автомобиля, глядя через лобовое стекло со стороны водителя. На многих машинах он также может быть расположен на дверном косяке, боковой стойке и внутри двери со стороны водителя (там, где она фиксируется). VIN также указывается в таких документах, как право собственности на автомобиль, страховые формуляры, ПТС и записи об обслуживании из сервисного центра. Если у покупателя нет прямого доступа к ТС, нужно попросить продавца предоставить ВИН-идентификатор.

Цифры, используемые в каждом VIN, несут важные сведения. Различные комбинации идентифицируют производителя, а также марку, модель и год. Так распределяются числа в современных ВИН-номерах машин:

Автомобили с VIN-номерами короче 17 цифр в большинстве случаев были произведены до 1981 года и не декодируются. Это означает, что покупатель не сможет определить год, марку и модель автомобиля через стандартный декодер. Однако сайт АвтоВин.РУ может сообщать любую информацию об истории транспортных средств по номеру кузова или государственному регистрационному номеру.

Если у покупателя есть прямой доступ к машине, следует проверить расположение VIN на автомобиле, чтобы убедиться, что номер одинаков во всех местах. Важно проверить не только их наличие, но и наличие признаков взлома. При осмотре нужно посмотреть, нет ли незакреплённых заклёпок, поцарапанных цифр, несовпадающих табличек, винтов вместо заклёпок или скотча, клея или краски на области VIN.

Зачем покупатель спрашивает ВИН-номер перед сделкой

Так как буквенно-цифровая комбинация содержит массу точных и полезных сведений о машине, перед сделкой купли-продажи естественно спрашивать у действующего собственника VIN. С помощью кода можно комплексно проверить машину:

  • Узнать её дату выпуска, страну и завод изготовления. Декодер укажет, действительно ли автомобиль новый или владелец намеренно предоставляет ложную информацию, чтобы искусственно повысить цену на транспортное средство.
  • Получить развёрнутую информацию о комплектации и сборке авто. Это важно как с точки зрения последующей эксплуатации, так и при дальнейшем техническом обслуживании и заказе автозапчастей.
  • Узнать базовые технические характеристики машины. Слишком слабое авто может не подойти покупателю. Чем купить дешёвый автомобиль и постоянно его модернизировать, клиент скорее захочет приобрести более навороченное авто.
  • Получить сведения о залогах и обременениях. Машины, которые выступают в качестве гаранта по кредиту или находятся под иным видом финансового обременения, запрещено продавать или передавать другим владельцам. Однако это мало кого останавливает. Проверка ВИН-номера поможет избежать выплаты чужого кредита и назначения санкций от службы ГИБДД.
  • Проверить таможенную и страховую историю. Если автомобиль ввезён из-за границы, важно вовремя его растаможить. Отсутствие растаможки грозит штрафами до 5 тысяч рублей или изъятием прав на 3-6 месяцев. Также важно наличие страхового полиса ОСАГО.
  • Узнать об ограничениях в ГИБДД, а также участии в ДТП. В случае, если прошлый собственник не раз нарушал правила дорожного движения его транспортное средство может быть ограничено в передвижении по конкретному региону или России в целом. Покупка такой машины не принесёт пользы – по нормам законодательства РФ ею нельзя пользоваться.
  • Просмотреть полную историю продаж и данные прошлых собственников. Если авто слишком часто перепродаётся, вероятно, у него есть серьёзные проблемы. Сайт АвтоВин.Ру имеет доступ к архивам сервисов объявлений, где размещаются не только сами предложения о продаже, но и фотографии авто.
Читайте также  Оформление грин карты на автомобиль в белоруссию

Впоследствии VIN-номер пригодится покупателю для заказа запасных частей от официального дилера, смены регистрационных документов, а также для прохождения технического осмотра в сервисном центре.

Где проверить VIN-номер перед покупкой автомобиля

В интернете есть много сайтов, предлагающих проверку идентификационного номера авто. Условно их можно разделить на три группы:

  • Государственные официальные порталы – бесплатные, но большинство закрыто от общего доступа и часто виснет из-за перегрузок.
  • Бесплатные частные декодеры – предоставляют частичную информацию об авто, не имеют доступа к закрытым базам данных, могут передавать устаревшие сведения.
  • Платные онлайн-ресурсы – отличаются оперативностью, подбором информации из нескольких баз данных, всегда отслеживают обновления.

Не стоит бояться сообщать ВИН-номер покупателю, если нечего скрывать. В противном случае рекомендуется привести машину в порядок, погасить долги и обременения, максимально улучшить историю авто и только потом продавать его.

Вин-код на авто при купле-продаже

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Вин-код на авто при купле-продаже

    Ищу себе машину, леворульную. Мечусь. Пишу, звоню.
    В первую очередь прошу дать вин-код. Сколько раз брал машины — люди просто дают. Некоторые хотят дать его непременно на телефон — и высылают за тем. Некоторые мнутся, отвечают не по существу, вин сразу не высылают. Обычно, с последними, при проверке — выясняется больше всего нюансов — не те года, чем в объявлении; много бывших владельцев; обязательно — дтп.
    Но дня три назад нарвался на клоуна, который в ответ на просьбу выслать вин, меня спросил «зачем?». Я разъяснил.
    Вот что он прислал:
    «долгов и ограничений нет . авто оформлено на меня . можно расчет после сдачи документов в гибдд , а так же есть не добросовестные как вроде покупатели . которые используют данные не по назначению . «
    Я плюнул на его машину и забыл.
    Без проверки по вин я из дома не выйду, тем более не поеду в другой город.
    Вин на свою продажную машину, я сразу размещаю в объявлении, чтобы не терять свое время на рассылку его по просьбам.

    Создавая эту тему, я хочу понять, — а в чем проблема дать вин, какие реальные опасности известны при его публикации?! Тем более, машину-то я все равно продаю и продам рано или поздно.

    Надеюсь, все читающие знают для чего требуется вин — код, и где и как можно проверить историю машины по нему

    херня эти проверки.
    спецом забивал свой вин , говорит что не бита и не крашена(
    ска меня чуть не убили грузовиком в той машине. хня эти базы((

    В истерички..
    В продажу машин. Там раскидают

    Сразу отметились два троля. И ни одного ответа по теме.

    По вину все прекрасно пробивается даже на общедоступных ресурсах. Начиная от даты первой регистрации, количества собственников, дтп, арестов, розыска, залога, вплоть до страховки осаго. Похоже, кому то это не нравится.

    Причем здесь истерички? Не надо всех объединять в свою социальную группу.

    Уровень мне ясен. Дальше — не интересно.

    если такой нудный иди в салон
    что тебе даст количество хозяев или когда её поставили на учет? хозяев могло быть много, т.к. до пошлин машины многие меняли почти каждый год и особо не заморачивались.
    всю остальную инфу надо смотреть на месте, тем более тебе нормально продавец написал

    Как правило ребята подобные тсу жуткие *******ы, эксперты интернетные. При чем с жутким самомнением, «типа вы хотите что бы я приехал и посмотрел ваше предложение, давайте вин, фото птс, подъезжайте в удобное для меня место и т.д» Смысл смотреть вин если продавашка готов через гайку ехать? а тот кто действительно может авто просмотреть нормально может это и по ГРЗ сделать. Их не замазываю, если себе не оставляю.

    Я назойливых в лес отправлял искать себе дрова, запаривают подобные просьбами, приезжай, смотри.

    Деятели которые говорят приезжай и смотри вин или номер кузова на месте сразу же отсеиваю, у них 99% утиль или проблемные доки залоги и так далее,проверено не однократно при этом разные ценовые сегменты что 500тр что свыше 2млн.

    никто не хочет двойников и другой херни 😀
    отправь птс еще некоторые просят)

    В 2010 у меня взяли копию ПТС на б/п спецтехнику (овер 4 млн.руб) и сделали дубль через продажных ментов. Я об этом узнал только через год, когда продал машину клиенту. Менты не захотели мою законную машину ставить на учет, ссылаясь на то что на учете уже стоит двойник)))) Вот так-то!
    Мне понадобилось пройти ТРИ!! арбитражных суда и потратить полтора года времени не считаю пары сотен тысяч рублей расходов, чтоб восстановить законность.
    Вот и подумайте, какой вывод с этого можно сделать?!

    С базы и так можно все выдернуть,без ведома владельца)))
    ПТС замазал данные,печати,номера и так далее)

    Последний раз редактировалось yan7; 06.02.2017 в 17:38 .

    А зачем было давать копию ПТС?

    Никакой.
    Или ты считаешь продажному менту сложно найти данные твоей ПТС?))

    А че типа все дтп фиксируют?)
    Она та по твоему любимому вину, может быть идеалочка.
    А по факту битье утопленое)
    Удивляют всегда такие как тс..
    Ваньки. В интернете нахватаюся «знаний».
    Такие обычно хотят купить старую машину за дёшево и что б не бита не крашена и ПТС не дубликат))))))

    Тс полностью поддерживаю. Перед тем как непосредственно выезжать на лсмотр авто необходимо проверить его юридическию чистоту.

    Да, действительно, все правильно я понял после сообщений двух первых тролей.
    Перекупы слюной брызжут. Очень неудобная для них функция с проверкой по вин – им нужен буратиновский дурак. И самое интересное – они сами, покупая машину – начинают именно с вин.

    Проверка юридической чистоты автомобиля – это первое, что должен сделать любой покупатель еще перед его осмотром.

    Вся клоунада – с «приезжай и смотри» — это всегда проблемный авто, начиная от завышенного года, заканчивая банковским залогом. Ехать и смотреть машину можно только после ее проверки по общедоступным базам.

    «Если ты такой нудный..», «я назойливых в лес отправлял»… «ваньки»… «нахватаются знаний»
    какие эпитеты навешивают продаваны, в ответ на просьбу дать вин-код. )))

    Покупатель, в единственном сообщении, попросивший дать вин-код, не является «назойливым» по определению. Он является просто «неудобным», правда, Mike, и тебе подобные?! После проверки по вин, он просто не приедет смотреть твое проблемное ведро, с пятью владельцами за год, с двумя дтп, привезенное с запада, со смотанным пробегом и замазанными номерами?! И с текстом в объявлении, от которого за версту несет перекупским стилем?! Ты ему станешь — н е и н т е р е с е н…. Поэтому, расправив плечи, ты можешь гордо отправлять его в лес, чем окажешь ему неоценимую услугу.

    Читайте также  Что предусмотрено за езду без прав?

    Страшилки о «недобросовестных» покупателях – это уже из серии маразма. Кому надо сделать двойника, не будут просить ваше птс или вин-код.

    А так, к слову, для тех кто еще не знает и будет когда – либо читать эту ветку. На сайте Гибдд (набрать в поисковике «проверка авто по вин-коду в гибдд») можно проверить историю автомобиля с вин-кодом. Вы увидите: реальный год выпуска, количество владельцев и периоды владения, наличие дтп их даты (с приложением схемы с местами удара и поврежденных элементов), наличие запретов и ограничений на авто, розыск авто. Там же будет ссылка, чтобы проверить авто на предмет залога в реестре и даже наличие полиса ОСАГО, даты и т.п.
    Будьте внимательны, там только те ДТП, которые регистрировались у страховщиков.
    Если авто по этим юридически базам чист, и вас устраивает все остальное – езжайте смотреть.
    Затем, если в живую авто вас устраивает – проверьте личность продавца по базам – его паспорт на действительность на сайте фмс, его водительское удостоверение на сайте гибдд на действительность и штрафы, а его самого – по базе приставов.
    Эти простые проверки отнимут у вас 10-15 минут, а шансы взять чистый автомобиль повысятся многократно. Помните, что автомобиль могут продавать срочно, зная о начале исполнительного производства, когда уже известно о наличии постановления об аресте авто, но оно не вступило в законную силу.

    И если вам не дают вин или любыми действиями уклоняются от каких-либо проверок – это не ваше авто, забейте и ищите другое. При честной продаже продавцу скрывать нечего, он сам вам даст возможность все проверить, а нечестный — вам не нужен.

    Тему можно закрывать. Ничего существенного здесь уже не появится.

    «Лучше потратиться на экспертизу, чем потерять автомобиль и деньги». Эксперт рассказал о VIN номерах

    Где можно провести экспертизу идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств и сколько это стоит – рассказывает старший эксперт сектора криминалистических экспертиз Бобруйского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз майор юстиции Вадим Грязнев.

    17.09.2020. Бобруйск. Судебный эксперт Вадим Грязнев.

    Если VIN номер «перебит»

    В 2019 году к экспертам обратился бобруйчанин, который хотел приобрести автомобиль «Мерседес», но у него возникли сомнения по поводу подлинности VIN номера машины.

    – По результатам экспертизы было установлено, что VIN номер этого автомобиля изменялся путем вырезания фрагмента панели и установки на ее место иного фрагмента со знаками вторичной маркировки, – рассказывает Вадим Олегович. – Это свидетельствовало о том, что автомобиль имел «темное» прошлое, и его номер кто-то умышленно изменял, о чем были проинформированы правоохранительные органы. Следствием было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица. А если бы покупатель заключил договор купли-продажи, не проверив VIN, и при постановке на учет в МРЭО выяснилось, что номер автомобиля изменен, то человек потерял бы и свои деньги, и автомобиль.

    17.09.2020. Бобруйск. Экспертиза VIN номеров.

    Как, например, еще один бобруйчанин, который купил автомобиль «Фольксваген» в другой области Беларуси по цене значительно ниже рыночной. (Средняя цена автомобиля такого же года выпуска была порядка 6 тысяч долларов, он же купил за 4.). После заключения договора о купле-продаже он обратился в МРЭО, чтобы поставить машину на учет. У сотрудников регистрационного отдела возникли сомнения в подлинности VIN номера, и они направили автомобиль на экспертизу.

    Эксперты установили: номер изменялся, было возбуждено уголовное дело. Позже выяснилось, что автомобиль был похищен, и его вернули первоначальному владельцу. А деньги, которые уплатил за него бобруйчанин-покупатель, конечно же, никто не вернул.

    Кстати, основными способами изменения VIN номера являются перебивка или вваривание фрагментов панели.

    Если VIN номер пострадал от времени

    И еще один типичный пример приводит эксперт. У предпринимателя имелся коммерческий автомобиль IVECO, в котором VIN номер вследствие долгой эксплуатации был полностью уничтожен коррозией. Он хотел этот автомобиль снять с учета и продать, однако сотрудники МРЭО ГАИ не смогли идентифицировать грузовик.

    Эксперты химическим методом, а также с помощью информации, полученной от официального дилера, установили первоначальный VIN номер. Проблемы владельца были решены.

    По словам Вадима Грязнева, экспертиза VIN номера проводится в большинстве случаев именно по направлению МРЭО ГАИ.

    17.09.2020. Бобруйск. Судебный эксперт Вадим Грязнев.

    Куда обращаться

    В Бобруйске экспертиза VIN номеров проводится только в отделе судэкспертиз по адресу: ул. М. Горького, 1. Для начала следует написать заявление. Заключается договор. Заявитель предоставляет автомобиль для исследования, вносит деньги на расчетный счет организации, и специалисты проводят экспертизу. Как правило, она занимает от 4 до 7 дней. Стоимость одного часа работы эксперта – 24,34 руб. Она может меняться, в зависимости от объема работ, сложности, примеряемых реактивов и оборудования.

    По словам Вадима Грязнева, в Бобруйском отделе имеется все необходимое для качественного проведения экспертизы VIN номеров: бокс для осмотра автомобилей, площадка, новейшие технические средства, в том числе для исследования электронных носителей информации автомобиля, химические реактивы для восстановления, справочно-информационные каталоги о местах расположения и способах нанесения маркировочных обозначений, подготовленный личный состав. К сожалению, зачастую экспертиза проводится с использованием разрушающих методов: если номер уничтожен коррозией, то проводится его восстановление химическими реактивами.

    После проведения экспертизы оформляется заключение, которое выдается на руки инициатору. С ним человек может обращаться в МРЭО ГАИ либо на техосмотр.

    – Экспертиза независимая и объективная, эксперт не становится ни на сторону МРЭО, ни на сторону гражданина, – уточняет Вадим Грязнев.

    Отдел судэкспертиз в Бобруйске находится по адресу: ул. М. Горького, 1.

    Сделал ремонт – удалил панель с VIN номером

    Впрочем, в практике экспертов имеются и курьезные случаи. Вадим Олегович вспоминает один из них:

    – В автомобиле «Mercedes-Benz Vito», принадлежавшем бобруйчанину, VIN номер находился прямо на днище автомобиля. Владелец проводил ремонтные работы и удалил панель с VIN номером. Со своей бедой он обратился к экспертам. Так как мужчина сделал это неумышленно, ОВД в его действиях не было усмотрено состава преступления.

    Во избежание неприятных ситуаций эксперт советует всем владельцам автомобилей проверять VIN номер:

    – Если не обладаете определенной компетенцией, обращайтесь к экспертам комитета судебных экспертиз, которые имеют специальную подготовку и оборудование. И не нужно пытаться как-то скрыть свои ошибки, если VIN номер нечаянно повредили или удалили.

    Купля-продажа авто –
    «О чем может рассказать VIN-номер подержанного автомобиля»

    Код доступа

    СОБСТВЕННЫЙ VIN (его еще называют идентификационным номером) каждый автомобиль получает на заводе-изготовителе. Когда на конвейер поступает еще “голый” кузов, он уже имеет свой номер, в строгом соответствии с которым и происходит дальнейшая сборка автомобиля.

    VIN-номер представляет собой стандартный (для большинства автопроизводителей) код, в котором зашифрованы основные данные об автомобиле. Для непосвященного человека это беспорядочный набор цифр и букв, а специалист, глядя на номер, с легкостью может определить тип и модель транспортного средства, точное место его производства, а также модельный год. Помимо этого в заводском компьютере всегда фиксируются абсолютно все сведения об автомобиле, которому был присвоен тот или иной VIN-номер, включая полное описание его комплектации (вплоть до обивки салона), цвет кузова, номер установленного двигателя, тип коробки передач и точная дата производства.

    Читайте также  Бескамерная шина спускает по ободу

    При покупке машины у официального дилера эта информация не столь важна. Менеджеры автосалона и так с готовностью ответят на все вопросы клиента и даже подтвердят свои ответы документально. А вот в случае приобретения подержанного автомобиля у частного лица или на рынке дополнительные сведения могут пригодиться. Ориентируясь на VIN, практически всегда можно определить, является ли на самом деле конкретный экземпляр тем, за что его выдают. Ведь зачастую покупателю приходится иметь дело с перепродавцом (и, возможно, даже не первым по счету), который далеко не всегда владеет достаточно полной информацией о своем товаре. Если же продавец отказывается от “пробивки” VIN-номера, то это достаточно веский повод заподозрить его в недобросовестности.

    Что зашифровано?

    ПЕРВИЧНУЮ (самую поверхностную) проверку можно провести и без участия специалистов. Прежде всего следует убедиться, что номер есть и четко читается. Только на праворульных японских моделях, предназначенных для внутреннего рынка, VIN не указывается. У всех остальных автомобилей, выпущенных после августа 1980 года, такой номер обязательно присутствует. Обычно он наносится на машину в нескольких местах, чаще всего в трех: на табличке под лобовым стеклом, на наклейке под капотом и на какой-либо несъемной детали кузова (на какой именно, указано в инструкции по эксплуатации). Основными считаются цифры, выбитые на кузовной панели. Наклейки и таблички при желании можно отдельно заказать у любого дилера. Поэтому важно убедиться, что во всех местах VIN одинаковый. Если же какой-либо дублирующий элемент с указанием номера отсутствует, то следует поинтересоваться, при каких обстоятельствах он был утрачен. Скорее всего это означает, что автомобиль восстанавливался после серьезной аварии.

    Более полную проверку VIN-номера могут провести только специалисты авторизованного сервисного центра, имеющие доступ к компьютерным базам данных производителя. И только в присутствии владельца машины или его доверенного лица (при наличии подтверждающих его полномочия документов). Посторонним конфиденциальная информация не предоставляется. Этот пункт даже специально отражен в правилах работы сервиса. Зато платить за подобную проверку обычно не надо. В большинстве дилерских центров эта услуга бесплатная.

    Прежде всего сотрудник сервиса проверяет VIN на логичность: может ли такой номер существовать в принципе. Для этого у каждого производителя есть специальные таблицы, в которых указываются все возможные для автомобилей данной марки сочетания букв и цифр. Но это только первый шаг. Ведь мошенник, знающий алгоритм построения номера, может без труда составить вполне логичный и заведомо существующий VIN.

    Стандартный номер всегда состоит из 17 знаков, и его внутренняя структура у разных компаний довольно схожа. Разберем ее на примере автомобилей концерна “Volkswagen AG”:

    Первые три символа – это код изготовителя.

    Четвертая, пятая и шестая позиции – дополнительные символы, в которых может быть зашифрована любая информация по усмотрению производителя. Например, на европейских моделях эти позиции не используются, поэтому они просто заполняются тремя буквами “Z”. А на аналогичных автомобилях, предназначенных для США или Канады, там стоят символы, обозначающие класс данной модели по уровню пассивной безопасности и экологичности выбросов.

    Седьмой и восьмой знаки – двухзначный код модели.

    Девятым по счету стоит еще один заполняющий символ (снова буква ”Z”).

    На десятом месте указывается буква или цифра, соответствующая модельному году автомобиля (до 2000 года включительно использовались буквы, а начиная с 2001 года идут цифры).

    Одиннадцатый символ (обычно буква) – это обозначение завода, с конвейера которого сошел данный автомобиль.

    Последние шесть цифр – серийный номер машины.

    Производитель знает все

    ЕСЛИ VIN-номер успешно прошел проверку на логичность, то по внутренней корпоративной компьютерной сети дилер посылает запрос на завод-изготовитель. Заводской сервер, в котором хранятся данные по всем выпущенным автомобилям, проверяет, числится ли такая машина в базе, и автоматически генерирует ответ, в котором содержится полное описание. Эти сведения можно сличить с находящимся перед вами автомобилем. Если совпадает – все в порядке. В противном случае от покупки лучше отказаться – те или иные проблемы неизбежны. Бывали случаи, когда комплектация, цвет кузова или даже объем и тип двигателя не совпадали с заводскими данными. Такое может случиться, если машина собрана из частей или ей присвоен чужой номер.

    На наиболее современных европейских моделях (например, “Audi” и “Volkswagen”) VIN проверяется каждый раз при подключении фирменного тестера (находящегося в единой для всех подразделений компании сети) к диагностическому разъему автомобиля. Запрос на завод-изготовитель отправляется автоматически. Причем, если заводской компьютер “не опознает” бортовую систему безопасности (служебный код иммобилайзера не соответствует записанному в базе данных), то происходит дистанционная блокировка электронных систем автомобиля. Разблокировать их можно будет, только выяснив причину такого несовпадения и уведомив об этом центральный офис компании.

    Кроме того, в европейских странах уже несколько лет действует единая дилерская база данных (своя у каждого производителя), подключенная к той же сети, что и заводской компьютер. В ней фиксируется, кем, где и когда был продан автомобиль, а также все случаи обращения на авторизованный сервис как для проведения плановых ТО, так и для внеочередных ремонтов. Если автомобиль был продан официально и регулярно обслуживался на фирменном сервисе, то с помощью этой сети можно выяснить все, что с ним происходило, вплоть до замены перегоревших лампочек.

    В России единая дилерская сеть пока находится в стадии формирования. Поэтому, если автомобиль первоначально был продан в нашей стране, полной информации о его дальнейшей судьбе в централизованной базе данных может не оказаться. Но в любом случае там будет указано, к какому конкретному дилеру эта машина поступила с завода. Если предыдущий владелец обслуживал свой автомобиль там же, где покупал (а чаще всего именно так и бывает), то найти этот сервисный центр будет несложно. Кстати, по закону информацию о том, что и когда делалось с машиной, сервисмены обязаны хранить не менее трех лет. Но в реальности этот срок значительно больше – маловероятно, что какой-либо дилер станет стирать “за ненадобностью” свою клиентскую базу.