Разрешен ли разворот на остановке?

ПДД: разворот. Как правильно выполнить разворот

  • 26 Октября, 2019
  • Автомобильное право
  • Карина Перевалова

Согласно ПДД, разворот — это один из самых опасных маневров. Если проанализировать статистические данные, можно сделать вывод, что очень часто дорожно-транспортные происшествия возникают при несоблюдении правил его выполнения. При этом далеко не все водители помнят, где разворачиваться можно, а на каких участках это запрещено категорически. Ниже описано, какие знаки и разметка разрешают выполнить маневр. Кроме того, указано, в каких местах можно совершить разворот и как это сделать максимально безопасно.

Понятие

Согласно ПДД, разворот — это маневр, в процессе выполнения которого транспортное средство перемещается с полосы, предназначенной для движения в попутном направлении, на противоположную. Иными словами, ТС изменяет траекторию на 180 о .

Знаки и разметка

Чтобы осуществить разворот на дороге, необходимо знать, какие символы его разрешают.

  • «Место для разворота». Символ изображен на голубом фоне, интуитивно он понятен каждому водителю. При наличии такого знака, согласно ПДД, разворот можно выполнять без всяких опасений. Однако важно помнить о том, что поворот налево данный символ запрещает.
  • «Зона для разворота». Знак, схожий с вышеописанным. Их отличие состоит в том, что на данном символе написана протяженность зоны для разворота, например, 15 м. При одновременном совершении маневра необходимо уступать дорогу ТС, находящемуся с правой стороны.

Наличие дорожного знака, разворот разрешающего, является самой благоприятной для водителя ситуацией. Однако необходимо знать и символы, запрещающие выполнение маневра.

К ним относятся следующие знаки:

  • «Разворот запрещен». Данный символ не допускает совершение маневра на перекрестке. При этом повороты налево разрешены.
  • «Движение прямо». Знак предписывает ехать только в указанном направлении. Он запрещает не только разворот, но и повороты налево и направо.
  • «Движение направо». Ехать нужно, соответственно, только в указанном направлении.
  • «Движение прямо и направо».
  • «Дорога с односторонним движением». Разворот на такой проезжей части неизбежно приводит к попаданию на полосу, предназначенную для встречного направления.
  • «Направления движения по полосам». Данные знаки могут как разрешать, так и запрещать совершать разворот.

Касаемо разметки. В случае с ней все гораздо проще. Согласно ПДД, разворот нельзя делать, если при его осуществлении придется пересечь одинарную или двойную сплошную линию. Прерывистая разметка маневр разрешает.

Разворот на перекрестке

Основное правило его выполнения — быстро и правильно определить безопасную траекторию. Согласно ПДД, разворот можно делать только из крайнего левого положения. Исключением являются случаи, когда ширина проезжей части небольшая или же ТС имеет крупные габариты. Но в данной ситуации важно заблаговременно убедиться в безопасности совершаемого маневра для других участников движения.

Условия, которые нужно соблюдать при развороте на перекрестке:

  • Недопустимо выезжать на полосы, предназначенные для ТС, перемещающихся во встречном направлении.
  • Нужно попасть именно в свой ряд.
  • Недопустимо выезжать за границы перекрестка.
  • Двойную сплошную линию пересекать запрещено.
  • Необходимо уступать дорогу всем ТС, имеющим преимущество. Пусть даже это займет много времени.

Осуществлять маневр можно по двум траекториям:

  • Ближней. В этом случае проезжая часть должна быть достаточно широкой. Важно также заранее оценить вероятность заезда не только на сплошную линию разметки и пешеходный переход (при его наличии), но и на бордюр. Корректировка траектории движения посредством включения задней передачи на перекрестке запрещена.
  • Дальней. Такая траектория уместна, если дорога узкая или же, например, ТС имеет большую длину. Например, разворот фуры по ближней траектории невозможен, следовательно, нужно двигаться по дальней. Такая же ситуация может сложиться и в том случае, если на перекрестке ведутся дорожные работы.

Важно запомнить одно правило — при наличии разделительной полосы разворот всегда осуществляется по дальней траектории. Игнорирование данного условия приводит к тому, что ТС хоть и ненадолго, но окажется на встречной полосе. Следствием данного нарушения может являться штраф или лишение водительского удостоверения.

Разворот вне перекрестка

На практике маневр не на пересечении проезжих частей совершить гораздо проще. Важно лишь соблюдать следующие условия:

  • Водитель ТС, намеревающийся совершить разворот, обязан уступить дорогу участникам движения, перемещающимся во встречном направлении. Кроме того, предоставить право преимущества проезда нужно и трамваю.
  • Перед осуществлением разворота необходимо занять крайнее левое положение. Из данного правила есть исключение. Согласно ПДД, если ширина проезжей части недостаточна для совершения маневра, можно начать его делать с правой полосы или даже с обочины. В этом случае любой легковой автомобиль сможет легко развернуться. Если же не удалось попасть в свою полосу с первой попытки, допускается включить заднюю передачу и скорректировать положение ТС на проезжей части.

Таким образом, необходимо первоначально уступить дорогу имеющим преимущество транспортным средствам, а затем приступать к выполнению маневра.

Использование прилегающих территорий

АЗС, парковки, дворы и пр. — это главные «помощники» водителей, намеревающихся совершить разворот. Прилегающие территории могут находиться и слева, и справа. В каждом из этих случаев действуют определенные правила.

Как правильно выполнить разворот с использованием прилегающей территории справа:

  • Внимательно смотреть на дорогу. Необходимо заблаговременно оценить ширину двора, заезда и пр.
  • Занять крайнее правое положение. Сделать это нужно опять же заблаговременно, чтобы не спровоцировать возникновение аварийной ситуации.
  • Выполнить поворот направо. При этом убрать автомобиль с проезжей части нужно быстро, а по прилегающей территории двигаться рекомендуется как можно медленнее.
  • Как только ТС будет убран с дороги, нужно поворачивать налево. Не стоит забывать о необходимости уступать автомобилям, имеющим преимущество.
  • Оценить обстановку. Пропустить абсолютно все автомобили и завершить выполнение маневра.

Относительно сигналов разворота. Сначала нужно выполнить поворот направо. Согласно Правилам, нужно подать соответствующий световой сигнал. Как только положение автомобиля будет параллельным проезжей части, необходимо включить левый поворотник. Сигнал нужно подавать до завершения маневра.

Автоинструкторы рекомендуют чаще использовать прилегающую территорию слева. Это обусловлено тем, что завершающим этапом маневра будет являться поворот направо. Выполнить его довольно легко даже начинающим автолюбителям.

Заблаговременно необходимо перестроиться в левый ряд. Пропустив встречные ТС, нужно повернуть. Далее действия по вышеописанному алгоритму. Только сначала нужно подать световой сигнал поворота налево, а при выезде с прилегающей территории — направо.

Разворот вокруг квартала

Это самый оптимальный выход, если водитель не знает, как ему совершить маневр. Например, если он едет по дороге с интенсивным движением, гораздо быстрее объехать квартал, чем в течение нескольких минут ждать удобный случай, пропуская все ТС, имеющие преимущество.

В данном случае траектория имеет форму треугольника. На первом, втором и третьем перекрестках нужно совершить поворот направо, а на четвертом — налево. Подобный вариант не подходит для городов, для которых характерна хаотичная застройка.

Использование трамвайных путей

В данном случае определяющим является наличие или отсутствие знаков «Направления движения по полосам». Если символов нет, трамвайные пути попутного направления в обязательном порядке необходимо использовать для совершения разворота. При наличии данных дорожных знаков маневр допустимо осуществлять исключительно из левой полосы. При этом нужно занять крайнее положение.

Спорные ситуации

Они касаются перекрестков. При их возникновении вопрос относительно правомерности совершения действий необходимо обсуждать с инспектором ГИБДД (если он остановит ТС с целью оформления протокола об административной ответственности).

Невозможно осуществить разворот без нарушения ПДД на пересечении 2-х двухполосных дорог с небольшой шириной. Чтобы не въехать на тротуар или газон, водителю придется или развернуться из правой полосы, или скорректировать положение ТС, двигаясь задним ходом. В первом случае будет нарушен пункт 8.5 ПДД, во втором — 8.12.

Если же инспектор все же оформил штраф, наказание легко можно будет оспорить.

Где разворот запрещен

Согласно ПДД, на некоторых участках совершать маневр недопустимо.

Места, где запрещен разворот транспортных средств:

  • Пешеходные переходы. Они обозначаются соответствующими знаками и/или разметкой («зеброй»).
  • Тоннели. Данные места также обозначаются символами.
  • Путепроводы, мосты, эстакады. Эти участки символами не обозначаются. В связи с этим необходимо быть особенно внимательными. Нередко случается так, что водитель решил развернуться на насыпи, а она перешла в эстакаду совершенно незаметно. Под указанными участками совершение маневра также запрещено.
  • Железнодорожные переезды.
  • Остановки общественного транспорта.

Кроме того, важно учитывать показатель видимости. Если он меньше 100 м, необходимо отказаться от выполнения маневра.

Штрафные санкции

Административная ответственность регламентируется КоАП. Выдержки из данного документа:

  • Невыполнение требования подачи сигнала о развороте грозит наложением штрафа в размере 500 рублей.
  • Неправильное расположение ТС на дороге перед совершением маневра (кроме исключений) — 500 рублей.
  • Разворот в местах, где он запрещен — 500 руб.
  • Несоблюдение требований знаков и/или разметки — 1000-1500 рублей.
  • Выезд на полосу встречного движения при развороте на перекрестке — изъятие водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода.

Таким образом, чтобы не подвергнуть себя наложению административной ответственности, необходимо совершать маневр по всем правилам и только убедившись в безопасности действий.

В заключение

Под термином «разворот» понимается изменение направления движения на противоположное. Данный маневр является одним из самых опасных, в связи с чем выполнять его нужно по всем правилам. Первоначально нужно убедиться, что на данном участке он разрешен, затем занять крайнее левое положение, пропустить других участников движения, а затем совершить разворот.

Какое наказание за разворот на пешеходном переходе и когда он запрещён по ПДД?

Штраф за разворот

Во всех случаях разворот на пешеходном переходе в 2021 году запрещён Правилами дорожного движения. Однако, есть определённые тонкости в таком требовании ПДД. А ещё иногда сотрудник ГИБДД может назначить не совсем законный штраф большего размера за это нарушение. В статье выясним, в каких случаях разрешено и запрещено разворачиваться на «зебре», какой за это правильный штраф, что грозит за такой манёвр на регулируемом переходе или перекрёстке со светофором и можно ли это делать вблизи, перед или после «пешеходки».

Можно ли разворачиваться через пешеходный переход?

Итак, разрешён ли такой манёвр по ПДД? Нет. Во всех случаях разворот на переходе запрещается. Регулирует это пункт 8.11 Правил, который просто перечисляет список участков дорог и мест, где это запрещено.

  • на пешеходных переходах,
  • .

И здесь нужно понимать, когда штраф за разворот на переходе будет законен – так как манёвр запрещается именно на «зебре», то необходимо правильно трактовать её границы.

А они могут быть следующими.

  • Если пешеходный переход оборудован и соответствующими знаками, и разметкой, то его границы определяются только разметкой:
  • Если на нём есть только знаки, тогда именно они и обрисовывают его границы:
  • И, наконец, если на «зебре» есть только разметка, то уже она определяет её границы:

Таким образом, если речь идёт о ситуации, когда траектория разворота вашего автомобиля проходит не через весь пешеходный переход, а только касается его, то тогда нужно понимать его границы. Например, если вы только слегка «задели» переход и фактически развернулись перед «зеброй», оборудованной знаками и разметкой, то если не задели разметку, но даже заехали в зону действия знака синего цвета с нарисованным пешеходом, то фактически требование пункта 8.11 вы не нарушили, и штраф в этом случае будет незаконен.

Читайте также  Стенд для проверки катушек зажигания своими руками

Не забываем значение дорожных знаков!

Обратите внимание, некоторые автолюбители путают знаки фактического обозначения пешеходного перехода от предупреждающего о приближении к такому участку дороги знака. Если вы видите вот такой знак перед собой:

Тогда разворачиваться сразу за ним вам разрешается. Всё очень просто – он предупреждает нас о наличии на пути следования пешеходного перехода:

  • в пределах города или другого населённого пункта – за 50-100 метров впереди,
  • на трассах вне населённого пункта – за 150-300 метров до начала перехода.

То есть фактически, если нет других запретов ПДД, после этого предупреждающего знака разворачиваться в 2021 году можно. Нельзя только непосредственно на самом переходе, обозначенном таким же идущим пешеходом, но на синем фоне и уже квадратного знака.

Недоработка ПДД

Это скорее даже не недоработка, а углубление в тонкости Правил дорожного движения, которые могут стать полезными, к примеру, при обжаловании штрафа за разворот на пешеходном переходе при доказывании отсутствия самого события нарушения (то есть совершили манёвр вне границ «зебры»).

А тонкость заключается здесь в том, что в ПДД напрочь отсутствует какое бы то ни было определение разворота как манёвра. Вероятнее всего, законодатели посчитали лишним описывать этот, на их взгляд, очевидный манёвр. Между тем, следующие вопросы могут дать спорные обстоятельства при определении наличия нарушения.

  • Начинается ли разворот с момента начала поворота руля водителем для этого?
  • Или же разворот включает в себя период пересечения воображаемого или размеченного центра дороги, разделяющего встречные потоки?
  • А кто-то вообще считается этот манёвр двумя поворотами налево, что, конечно, совсем неверно.

К примеру, разворот вот по такой траектории может стать спорным по той причине, что фактически основной манёвр совершён за пределами перехода, однако, движение влево начато в его границах:

Конечно же, в таких случаях есть шансы успешно оспорить штраф за разворот на «зебре» только при наличии у вас записи с видеорегистратора. В противном случае, согласно судебной практики, основанием для оставления постановления ГИБДД в силе может быть «нет оснований не доверять сотруднику полиции» как зафиксировавшего нарушение собственными глазами.

Какой размер штрафа за это в 2021 году?

Ну а теперь, собственно к самому наказанию.

Размер штрафа на 2021 год за разворот в пределах пешеходного перехода составляет 500 рублей по части 3 статьи 12.14 КоАП РФ. И это единственная законная статья Кодекса, которая может применяться за данное нарушение.

К сожалению, в отличие от большинства других статей КоАП с 500-рублёвыми санкциями, в данном случае альтернативы штрафу в виде предупреждения быть не может.

А вот хорошая новость заключается в том, что на эти 500 рублей распространяется скидка 50%, если вы оплатите задолженность в первые 20 дней со дня вынесения постановления о правонарушении. А ещё в данном случае наказания не предусмотрено никаких дополнительных санкций и мер обеспечения – эвакуации на штрафстоянку, разного рода требований или запрета эксплуатации автомобиля.

Выше мы не зря отметили о том, что единственное законное наказание за это нарушение ПДД. На практике 2021 года может быть немного иначе.

Какие бывают незаконные штрафы?

Сама часть 2 статьи 12.14 говорит о наложении наказания за разворот там, где это запрещено. А целиком статья предусматривает санкции за нарушения правил маневрирования.

Однако, в КоАП РФ есть ещё одна мера ответственности, которая содержит штраф за разворот – часть 2 статьи 12.16 предусматривает наказание за разворот в нарушение знаков или разметки. И сумма здесь будет уже от 1 до 1,5 тысяч рублей. И именно её в редких случаях могут применить сотрудники ГИБДД при привлечении вас за такой манёвр на пешеходном переходе.

Это незаконно. Просто потому что в статье 12.16 речь идёт о манёвре в нарушение дорожных знаков/разметки. Например, если висит запрет разворота или предписывающий движение только прямо знак. То есть инспекторы здесь трактуют эту норму как разворот в нарушение разметки или знаков, обозначающих переход. Однако, это совсем незаконно, просто потому что сами по себе эти указатели лишь обозначают определённый участок дороги – переход, а не предписывают запреты.

Более того, часть 2 статьи 12.16 прямо говорит о развороте в нарушение именно предписывающих знаков (раздел 4 приложения ПДД). А квадратный синий знак в нашем случае (под номером 5.19.1/5.19.2), обозначающий «зебру», является знаком особого предписания (раздел 5).

В ещё более редких случаях вам могут выписать постановление по части 4 или 5 (за повторное нарушение) статьи 12.15 КоАП РФ. А эти нормы могут повлечь уже лишение прав. Но они в данном случае тоже незаконны, потому что предусматривают наказание за выезд на встречную полосу. Сотрудник ГИБДД же может утверждать, что при развороте вы же выехали на «встречку»! А на пешеходном переходе это запрещено.

Между тем, совершая разворот, вы в принципе не можете быть на встречной полосе, потому как она уже в момент совершения манёвра становится для вас попутной. Ведь при развороте вы меняете не только полосу, а вместе с ней и направление своего движения.

И будьте уверены, инспектор это тоже понимает, поэтому попытка привлечь вас к наказанию в виде лишения прав по указанной норме является по сути «разводом» инспектора ГИБДД. Более подробно данный казус с приведением судебной практики мы обсуждали в нашей отдельной статье про разворот через сплошную разметку.

Если разворот выполнен перед или после «зебры»?

Выше мы уже писали о тонкости, когда вы лишь касаетесь траекторией пешеходного перехода при развороте. Напомним ещё раз, такой манёвр запрещён по ПДД только в пределах «зебры». Никаких уточнений, как в случае, к примеру, с остановкой, когда она запрещена за 5 метров до перехода, а не только в его границах, в ситуации с разворотом нет – только на самом переходе он запрещён.

Если переход регулируемый со светофором?

Никаких дополнительных наказаний на регулируемом перекрёстке за разворот не должно последовать – только штраф 500 рублей по той же статье 12.14.

Конечно же, если вы при этом проехали на запрещающий сигнал и/или не уступили дорогу переходящему пешеходу, то за это будет дополнительный штраф – уже в большем размере (1 000 рублей на первый раз за красный сигнал светофора и/или от 1,5 до 2,5 тысяч за пешехода).

Если переход находится на перекрёстке?

Здесь ситуация может получить несколько сценариев развития событий по штрафам в зависимости, собственно, от конкретных запретов.

  • Если вы совершили разворот на пешеходном переходе, то в любом случае вам положен штраф в размере 500 рублей, так как это запрет маневрирования, и есть отдельная норма, предусматривающая наказания за эту группу нарушений.
  • Можно ли развернуться после пешеходного перехода, если там начинается перекрёсток? Можно, если он нерегулируемый либо на зелёный сигнал светофора, а также если на данном перекрёстке нет запрета для разворота (знаками или разметкой).
    • За выезд на перекрёсток на красный сигнал будет штраф 1 000 рублей, а если вы совершили это нарушение повторно, то до лишения прав.
    • Если же вблизи перехода ещё есть место до начала перекрёстка (начала закруглений проезжей части), то будет штраф за выезд за стоп-линию на запрещающий сигнал светофора – а это 800 рублей штрафа.
    • И вот как раз за разворот на перекрёстке, где такой манёвр запрещён, уже будет законным наказание по статье 12.16, части 2 со штрафом 1-1,5 тысячи рублей.
  • Если вы успели развернуться до «зебры», то при отсутствии других запретов вы ничего не нарушили.

Разрешен ли разворот на остановке?

Разворот является почти столь же опасным маневром, как и обгон

«Газель» выполняет спорный разворот на дороге с разделительной полосой, не выезжая к центру перекрестка

Фото: Артем Краснов

Для новичков за рулем разворот является маневром сложным, но бывалые выполняют его играючи. При кажущейся простоте маневра неудачный разворот может спровоцировать конфликт с другими водителями и даже лишение прав. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем правила, которые забываются сразу после автошколы.

Правила не оговаривают траекторию разворота, поэтому среди водителей сформировалось несколько «школ». Многие, например, предпочитают встать для разворота в самом начале перекрестка, практически блокируя левый ряд. Другие настаивают, что по совести разворот нужно выполнять с выездом к центру пересечения, но тогда есть риск недопонимания со стоящими позади водителями — они могут попытаться объехать слева.

Если траектории пересеклись, согласно пункт 8.9 ПДД, уступает тот, у кого помеха справа, а значит, идущий на разворот водитель имеет приоритет. С интуитивной точки зрения такой порядок проезда кажется не всегда правильным, и опытные водители предпочитают пропустить тех, кто слишком настырно обходит их слева.

В отличие от поворота, разворот выполняется из крайнего левого положения, даже если знаки движения по полосам разрешают поворачивать с других рядов. Исключение сделано для крупных машин, которым не хватает места при развороте вне перекрестка: они могут совершать маневр от правого края или с правой обочины. Но уступать дорогу нужно и встречным, и попутным.

Есть места, где разворот запрещен: это тоннели, мосты и сходные сооружения (как сверху, так и под ними), железнодорожные переезды и места с видимостью менее 100 метров. Но чаще водители нарушают, забывая, что разворот запрещен на пешеходных переходах и вблизи остановок общественного транспорта. Подобные объекты часто находятся в стык к перекрестку и разворот по наиболее короткой траектории проходит через них.

Запретить разворот могут и знаки, например, «Направление движение по полосам», «Движения прямо» и им подобные

Фото: Олег Каргаполов

Спорный момент — это разворот по малому радиуса на дорогах с разделительной полосой или трамвайными путями. Одно время этот маневр вызывал ожесточенные дискуссии, а трактовка была разной. Инспекторы часто вменяли водителям нарушение пункта 8.6 ПДД, который требует поворачивать таким образом, чтобы не оказаться на встречной полосе при выезде с пересечения. Разворот в этом случае представлялся как два последовательных поворота налево, а выезд в промежуток разделительной полосы — движением по встречной полосе. Ясность в вопрос внесли в 2017 году, когда появился пункт 9.1 (1) ПДД. Он прямо запрещает движение по встречной полосе, отделенной трамвайными путями, разделительной полосой или сплошной разметкой. Впрочем, при отсутствии или невидимости такой разметки вопрос по-прежнему вызывает споры. В целом, водителям не рекомендуется срезать траекторию при развороте на дорогах с разделительной полосой.

Кстати, полоса может быть не только «физической», то есть в виде газона, возвышения или защитного барьера, но и нанесенная с помощью сплошных линий разметки с расстоянием между ними более 2 метров.

Читайте также  Надо ли менять ОСАГО после замены прав?

На левом слайде показан перекресток, у которого между разделительной полосой и пересекаемой проезжей частью есть промежуток: разворот в желтой зоне разрешен (траектория А). Также не возбраняется объехать отрезок сплошной линии (траектория Б). На втором слайде траектория Г запрещена — только вариант В

Фото: Андрей Винников

При этом не запрещен разворот в промежутках сплошной полосы, как вне перекрестков, так и непосредственно перед ними. Но только, если в этих разрывах нет и пешеходных переходов.

Если слева от водителя есть трамвайные пути, пригодные для движения, разворот необходимо выполнять с них. Исключение: сплошная разметка, отделяющая пути от проезжей части, или наличие знаков «Направление движение по полосам» — в последнем случае разворот выполняется из крайней левой полосы.

Разворот считается достаточно опасным маневром: водитель должен пропустить встречный поток и развернуться так, чтобы не подставиться под него после спрямления траектории и разгона. Допустимо использование маленьких хитростей: скажем, если слева есть прилегающая территория или двор, можно повернуть туда, развернуться в безопасном месте, а уже потом выехать обратно на дорогу.

Допустим ли разворот в несколько приемов, то есть с движением задним ходом?

Вне перекрестков допустим, на оных — нет, хотя если уж водитель не вписался, иных вариантов у него обычно нет.

Разворот через сплошную линию — маневр запрещенный. Но что грозит за него? Водителей иногда подталкивают признаться в движении по встречной полосе, за что грозит наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП — штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. На самом же деле этот маневр не связан с движением «против шерсти», а потому наказание за него полагается по части 2 статьи 12.16 КоАП — штраф 1000–1500 рублей.

Внимательным нужно быть при развороте на стрелку дополнительной секции. Вполне вероятно, что с поперечного направления автомобили будут поворачивать направо и тогда необходимо уступить им дорогу.

СЮЖЕТ

В предыдущих сериях проекта «ПДД для бывалых» мы разбирали самый «уголовный» пункт ПДД, разбирались с правилами езды по дворам и по дорогам с невидимой разметкой.

Бесплатный автоюрист +7 800 301-79-56

ваш юрист по автомобильным спорам

Правила совершения разворота в разных ситуациях

Даже у опытных и профессиональных водителей нередко возникают ситуации, при которых они теряются и не знают, как совершить тот или иной маневр. Поэтому приходится обращаться к ПДД или разъяснениям к ним. Часто сложности возникают в процессе разворота, так как осуществлять этот маневр требуется редко.

Поэтому надо точно знать, где можно его делать, а где нельзя, а также каким правилам надо следовать, чтобы не создать аварийную обстановку.

Где допускается осуществлять развороты

Выполнение данного маневра в населенном пункте может выполняться в двух вариантах:

  • на разных перекрестках;
  • вне перекрестка.

Допускается разворот вне перекрестка делать не в один прием, а в несколько.

Оптимальным решением считается осуществление его в том участке дороге, где имеется прилегающая территория, используемая для маневра. По ней можно двигаться даже задним ходом.

Однако перед движением важно удостовериться, что машина находится не на перекрестке, так как на нем двигаться задним ходом строго запрещено.

Как правильно развернуться, чтобы не нарушить ПДД? Все варианты разворотов в этом видео:

Разрешено вне перекрестка делать маневр на трамвайных путях, но только при отсутствии знаков или разметки, запрещающих это.

Каким правилам надо следовать

Во время совершения разворота учитываются некоторые важные правила:

  • не допускается нарушать условия, которые указываются разметкой или знаками, поэтому предварительно водитель должен удостовериться в правомерности совершаемого маневра;
  • нельзя, чтобы в результате такого движения были созданы любые помехи для других автовладельцев, двигающихся по дороге в любом направлении;
  • после выезда с пересечением линии разметки не допускается, чтобы машина находилась на встречке.

Особенности разворота на перекрестке

Многие люди, только получившие права, опасаются выполнять разворот на перекрестке, хотя ПДД этого не запрещает.

При этом учитываются важные особенности:

  • выполняется маневр исключительно при отсутствии знаков или разметки, запрещающих его совершение;
  • если имеется разделительная полоса, то во время движения надо следить, чтобы даже короткий промежуток времени машина не располагалась на встречке, поэтому оптимальной считается дальняя траектория движения;
  • если отсутствует полоса разделения на дороге, то выбирать можно не только дальнюю траекторию, но и ближнюю, а также допускается движение между ними.

Учитывая данные особенности, не возникнет трудностей в процессе разворота на перекрестке

Правильные и неправильные траектории

Перед непосредственным движением следует оценить, какая траектория будет правильной.

Неправильными будут траектории:

  • если выбирается дальняя траектория, но при этом водитель не вписывается в границы имеющегося перекрестка, то это приведет к тому, что он будет вынужден пересечь сплошную, разделяющую потоки, а за такое нарушение штраф будет равен 1,5 тыс. руб.;
  • если неправильно будет выбрана ближняя траектория, то опять водителю придется заехать за границы перекрестка, поэтому он выедет непосредственно на встречку, а в это случае штраф будет составлять уже 5 тыс. руб., а также можно лишиться прав от 4 до 6 месяцев.

Разворот на Т-образном перекрестке

Данный перекресток считается наиболее простым для совершения разворота, поэтому этот маневр осуществляется практически любым видом транспорта, однако все равно учитывается радиус разворота.

Важно! Не допускается на таком перекрестке выполнять разворот в несколько приемов или двигаться задним ходом, так как такие действия будут рассматриваться автоинспектором в качестве существенного нарушения.

Если во время движения водитель понимает, что не может вписаться, то перед ним стоит два варианта решения ситуации:

  • выезд на встречку;
  • использование нескольких приемов.

Желательно выбирать второй вариант, так как штраф за неправильное выполнение разворота равен 500 руб., а вот за выезд на встречку предполагается куда более жесткое наказание.

Во время совершения разворота, при котором нарушаются правила ПДД, непременно создается аварийная обстановка, следует быть внимательным, чтобы другие участники движения заранее видели маневры водителя.

Специфика на регулируемом перекрестке

Регулируемый перекресток непременно содержит светофор, причем при его наличии различные маневры считаются простыми для реализации, так как надо пропустить исключительно машины, которые двигаются по встречному направлению, а вот машины с двух других сторон будут стоять на месте.

Для правильного совершения процесса учитываются моменты:

  • заранее проверяется отсутствие знаков, запрещающих разворот или поворот налево;
  • не допускается заходить за пределы перекрестка;
  • запрещен выезд на встречку.

Таким образом, если точно следовать актуальным требованиям и правилам, то никаких сложностей в процессе движения не будет возникать.

Как правильно выбрать траекторию разворота? Смотрите видео:

Как осуществлять маневр вне перекрестка

Если нет возможности выполнить его на перекрестке, то допускается реализовать разворот вне его.

Для этого учитываются немного другие правила

  • непременно надо уступать дорогу не только машинам на встречке, но и двигающимся в попутном направлении;
  • нередко дорога не обладает оптимальной шириной, чтобы можно было реализовать процесс с левой части проезжей части, поэтому разрешено делать это с обочины, однако важно заранее убедиться в том, что не создается помех для других машин;
  • вне перекрестка можно двигаться задним ходом, поэтому маневр допускается осуществлять в несколько приемов.

Разворот с применением прилегающей территории

Сам разворот считается достаточно сложным для многих людей, поэтому они предпочитают выполнить его исключительно при использовании прилегающей территории, которая может быть представлена парковками или иными местами.

К нюансам процедуры относится:

  • если используется территория, располагающаяся с правой стороны от водителя, то на нее рекомендуется заезжать задним ходом, что позволит хорошо оценивать обстановку с обеих сторон;
  • за счет применения территории, находящейся справа, не потребуется в процессе движения включать задний ход, поэтому такой вариант считается более удобным для водителей;
  • допускается пересекать во время движения даже двойную сплошную, если предварительно установлен специальный знак «Место для разворота» или имеется соответствующая зона, а у знаков имеется приоритет перед разметкой.

Важно! Запрещен категорически данный маневр на мосту, причем даже в случае, если имеется разметка, разрешающая его.

Таким образом, каждый человек, желающий совершить сложный маневр, должен предварительно изучить знаки и разметку, чтобы убедиться в правильности совершения процедуры, а также учитывается цвет светофора и размер самого перекрестка или прилегающей территории.

Разворот на перекрестке без нарушения.

Где не допускается совершать разворот

Существуют определенные места, где разворот категорически запрещается. К ним относится:

  • пешеходные переходы, причем они должны быть обозначены знаками или соответствующей разметкой;
  • в тоннелях;
  • на мостах или путепроводах, а также на эстакадах и под ними, а эти сооружения обычно не требуют обозначения знаками или разметкой, вот почему важно знать, как их определить, чтобы не совершить правонарушение, за которое непременно придется уплачивать значительный штраф;
  • на железнодорожном переезде, причем он ограничивается шлагбаумами или знаками;
  • в местах, где видимость считается плохой, поэтому водитель не видит, что происходит на дороге дальше 100 метров, а такие участки не выделяются знаками, поэтому водители обязаны самостоятельно знать, как их определить;
  • на остановках;
  • при наличии знаков, запрещающих разворот или при нанесении на дорогу разметки, которую не допускается пересекать.

Таким образом, каждый водитель должен знать, когда он имеет право совершить данный маневр, а в каких ему запрещено выполнять данное действие, так как это будет являться серьезным правонарушением.

Штраф за неправильное выполнение маневра

Каждый автовладелец должен знать, как грамотно выполнять данный маневр, а иначе он может легко совершить правонарушение.

Если оно будет зафиксировано сотрудником ГИБДД, то к водителю будут применены серьезные меры наказания, зависящие от совершенного нарушения:

  • если перед началом движения водитель не подает сигнал поворотником, то он непременно должен уплатить штраф, равный 500 руб.;
  • если перед началом водитель принял неправильное положение и полосу, то это влечет за собой наказание в виде штрафа в 500 руб., однако в некоторых ситуациях автоинспекторы могут обойтись предупреждением;
  • если маневр осуществляется в месте, в котором он запрещен, то накладывается административный штраф в размере 500 руб.;
  • движение задним ходом на перекрестке так же наказывается штрафом в 500 руб.;
  • если выполняется маневр на перекрестке или на участке, где имеется разметка или знак, запрещающие его, то это приведет к начислению штрафа, размер которого варьируется от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб.

Таким образом, разворот – это достаточно сложный маневр на дороге. Он может выполняться на разных видах перекрестков или вне их.

При этом важно знать, какими особенностями он обладает в каждой ситуации. Если будут нарушаться правила ПДД, то это приведет к начислению штрафов, если нарушения будут зафиксированы автоинспектором.

Как оплатить штраф ГИБДД быстро и без комиссии? Смотрите по ссылке.

Однако более важным считается то, что при неправильном совершении разворота создается аварийная обстановка, а она может стать причиной серьезных ДТП.

Читайте также  Разрешена ли езда по трамвайным путям?

Водитель, нарушающий ПДД в процессе движения, будет виновником, поэтому ему придется чинить свой автомобиль за собственные средства, а нередко покрыть убытки другому участнику аварии.

Поэтому желательно заранее убедиться в отсутствии ограничений для разворота, а также определить, имеется ли возможность вписаться в перекресток на конкретной машине.

Правила разворота на 7 видах перекрёстков: техника выполнения, траектории и нарушения

Разворот на перекрёстке относится к категории наиболее сложных манёвров, поскольку задача водителя заключается в одновременном контроле нескольких направлений. Разные правила разворота на перекрёстке действуют для различных типов дорожного пересечения, а их нарушение может привести к штрафу, лишению прав или даже фатальному исходу в случае ДТП. Новичкам лучше отказаться от мысли развернуться на перекрёстке, пока у них не будет достаточно опыта. Всегда ли разрешён разворот на перекрёстке, и как это делать правильно?

Необходимо чётко понимать особенности разворота на перекрёстке, чтобы избежать материальных убытков и смертельных последствий. Правила разворота на перекрёстке требуют придерживаться крайнего левого положения и правильного расчёта траектории. За расчёт безопасной траектории отвечает сам водитель. Как правильно рассчитать безопасную траекторию разворота в зависимости от разных типов перекрёстков и чем может обернуться разворот по опасной траектории?

Более подробную информацию о том, как правильно осуществлять проезд перекрестков, вы сможете найти в статье нашего специалиста.

Советуем дополнительно также прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно рассказывается об обгоне на перекрестке.

Также рекомендуем прочитать интересную статью нашего автора, из которой можно узнать, с какой стороны разрешен обгон ТС.

Техника выполнения разворота

Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:

  • водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;
  • далее необходимо выжать сцепление, активировать первую передачу и держать ногу на педали тормоза;
  • проверьте приоритетные направления на наличие транспортных средств и если таковые отсутствуют, начинайте вращать руль влево, отпуская педаль тормоза;
  • выровняйте машину после завершения разворота;
  • выключите поворотник и начинайте набирать скорость в соответствии с общим транспортным потоком.

Правила разворота на перекрёстке

Последовательность действий в данном случае строго регламентирована и нарушать её нельзя. Начать разворот можно только после занятия крайней левой полосы. Данное правило можно опустить, если габариты вашего автомобиля не позволяют его выполнить. Убедитесь, что вы не создаёте аварийную ситуацию и не являетесь помехой.

Соблюдение следующих условий является обязательным:

  • за пределы перекрёстка выезжать нельзя;
  • выезжать на встречную полосу нельзя;
  • необходимо вписаться в свою полосу;
  • запрещено пересекать двойную сплошную линию (читайте больше о штрафе за пересечение сплошной);
  • пропустите все автомобили с других направлений, когда выедете на середину пересечения, если они имеют преимущество перед вами.

Траектории разворота

Выполнять разворот на перекрёстке можно по двум траекториям – ближней и дальней. При выборе траектории необходимо ориентироваться на место, куда ваша машина выедет после завершения маневра. Наличие разделительной полосы требует использования дальней траектории. Если таковая отсутствует, вы имеете право самостоятельно выбрать траекторию.

  1. Разворот по дальней траектории уместен, если водитель не может выполнить поворот непосредственно возле конца разделительной сплошной. Причин может быть несколько: автомобиль слишком длинный, дорожное полотно слишком узкое, крупногабаритное транспортное средство перекрыло часть дороги, ведутся ремонтные работы. Если не представляется возможным развернуться с места, можно проехать немного вперёд и зайти на дугу так, чтобы получить дополнительное пространство для выравнивания авто и встраиванию его в ряд. Можно произвольно выбирать расстояние до начала маневра, допустимо даже поворачивать непосредственно возле края обочины, зебры, полосы или противоположной разделительной линии.
  2. Ближняя траектория при развороте уместна, если для манёвра достаточно места на дорожном полотне и в формировании дуги нет никакой необходимости. В данном случае поворот выполняется в самом начале пересечения дорог непосредственно у края сплошной на встречную полосу. Водитель обязан просчитать заранее вероятность заезда автомобиля на бордюр, поскольку это уже будет создание аварийной ситуации. Также необходимо следить за тем, чтобы машина не заехала за зебры и сплошные.

Разворот на разных видах перекрёстков

Разворот по траектории следует выполнять так, чтобы транспортное средство не выезжало за перекрещивание проезжих частей. Можно выбирать любую схему движения, но следить за соблюдением правил ПДД. Как правильно разворачиваться на перекрёстке со светофором, разделительной полосой, односторонним движением, трамвайными путями и другими особенностями?

Т-образный перекрёсток

Разворот на Т-образном перекрёстке доступен для всех легковых автомобилей, кроме крупных внедорожников. Радиус движения у них слишком широкий для такого манёвра. На таком участке нельзя выполнять несколько разворотов и сдавать назад, в противном случае размер штрафа составляет 500 руб. Прежде всего стоит определить местоположение главной дороги, поскольку она не всегда может быть ровной. Если указатели «Уступи дорогу», «Стоп» и «Главная дорога» отсутствуют, стоит ориентироваться на правило «Помеха справа». Не забудьте включить поворотный сигнал и развернуться только после того, как убедитесь в отсутствии помех.

Перекрёсток со светофором

Разворот на перекрёстке со светофором выполняется только налево. Действия водителя следующие.

  1. После выезда на крайнюю левую полосу и активации поворотника необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора и выехать на середину. Движение можно продолжать без остановок, если со встречных направлений не едут машины, в противном случае их необходимо пропустить. В этот момент следите за транспортным потоком сзади вас, поскольку тем водителям ещё неизвестно, развернётесь ли вы или просто повернёте направо.
  2. Завершите манёвр после того, как уступите дорогу всем автомобилям с преимуществом и следуйте дальше, даже если на светофоре горит красный свет. Поскольку вы уже начали выполнять разворот, вас должны пропустить.
  3. Не забудьте выключить поворотник.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно разъясняет значение сигналов светофора.

Также советуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую такой важной и сложной теме, как сигналы регулировщика.

Использование прилегающей территории

Если прилегающая территория справа, алгоритм действий следующий.

  1. Проезжайте вперёд, но не прижимайтесь к бордюру вплотную.
  2. В метре от поворота на прилегающую территорию необходимо остановиться, ориентируйтесь на габариты ТС.
  3. Убедитесь в отсутствии помех на дорожном полотне (автомобили и пешеходы).
  4. Включите правый поворотник и начинайте движение задним ходом, сворачивая.
  5. Остановитесь, как только бампер вашей машины скроется в повороте, и не будет препятствовать движению других авто.
  6. Включите правый поворотник и подождите, пока в транспортном потоке появится просвет. Далее можно выезжать на проезжую часть.

Если прилегающая территория слева, ваши действия следующие.

  1. Остановитесь после того, как займёте крайнюю левую полосы и включите левый поворотник.
  2. Пропустите встречные автомобили и начинайте двигаться передом к прилегающей территории. Придерживайтесь правой стороны.
  3. Как только вы скроете в повороте, съехав с проезжей части, проверьте, нет ли автомобилей позади вас.
  4. Аккуратно выезжайте на проезжую часть задним ходом и продолжайте движение.

С разделительной полосой

Если разделительная полоса не доходит до перекрёстка, необходимо разворачиваться по малой траектории, места будет достаточно. Если же разделительная полоса пересекает перекрёсток, радиус поворота должен быть большой, в противном случае вам придётся двигаться по встречной полосе некоторое время, а за это могут лишить прав. Не забывайте учитывать ширину разделительной полосы.

С трамвайными путями

ПДД регламентирую преимущество рельсового транспорта перед другими ТС в большинстве случаев. Уступить дорогу автомобилю трамвай должен, если автомобиль двигается по главной дороге, а трамвай по примыкающей. Трамвай в приоритете, если на перекрёстке есть светофор, разрешающий движение и автомобилю, и трамваю.

Если же на светофоре горит красный для трамвая и зелёный для авто, водитель машины действует в соответствии с ПДД. Однако в этот момент может загореться движение на стрелку, и водитель трамвая решит ехать. Следовательно, лучше всегда уступать дорогу трамваю, поскольку не всегда можно предугадать, чем руководствуется водитель – светофором или стрелкой. Разворот на нерегулируемом перекрёстке с трамвайными путями требует всегда пропускать трамвай, кроме ситуации, когда автомобиль едет по основной дороге.

С односторонним движением

Многие убеждены, что разворот на перекрёстке с односторонним движением запрещён, поскольку для совершения манёвра придётся выехать на встречную полосу. На самом деле никаких запретов в данной ситуации нет, а алгоритм действий такой же, как в общих случаях. Знак «Стрелка» лишь запрещает поворот в сторону, но разворачиваться можно.

С дополнительной секцией

Если вы проезжаете через перекрёсток с дополнительной секцией, преимущество будет за водителями, которые на перекрёсток не въезжают. То есть уступить дорогу при желании совершать разворот необходимо той машине, которая движется вам наперерез по дополнительной секции. Разрешающий сигнал светофора во внимание не берётся. Ориентироваться на данное правило можно до тех пор, пока вы находитесь на перекрёстке. Как только вы завершите манёвр и окажетесь на дороге, преимущество будет за вами. Если же одновременно с запрещающим сигналом светофора включена стрелка, двигающаяся по дополнительной секции машина должна уступить дорогу.

В каких случаях разворот запрещён

Остаётся узнать, можно ли разворачиваться на перекрёстке со специальными знаками. Ответ будет отрицательным, если речь идёт о знаках, которые запрещают разворот. Они могут быть установлены на остановках и пешеходных переходах, на дорожном полотне с плохой видимостью, железнодорожных переездах и мостах, даже если двойной сплошной нет.

Штрафы за нарушение правил разворота

Вынесение штрафов за нарушение правил разворота регламентируется ст. 12.14 КоАП:

  • штраф от 500 руб., если водитель не занимает крайнюю левую полосу или не включает соответствующий поворотник;
  • штраф от 500 руб., если водитель сдаёт назад там, где это запрещено;
  • штраф в размере 1/1,5 тыс. руб., если разворот совершён в запрещённом месте.

Отдельно стоит упомянуть о штрафах, которые выписываются за выбор водителем опасной траектории разворота.

  1. Штраф в размере 1,5 тыс. руб. возможен, если рубеж перекрёстка был пересечен при движении по удлинённой траектории.
  2. Штраф в размере 5 тыс. руб. выписывается водителю, который нарушил принцип движения по малой траектории и выехал как за границы пересечения дорог, так и на встречную полосу. Лишение прав сроком на год ждёт водителя при повторном нарушении.

В отдельных случаях штраф не выписывается, даже если водитель нарушил ПДД. Речь идёт о нарушениях с целью предотвращения ДТП, а также пропуска полиции, пожарных, скорой помощи и авто с проблесковыми маяками. Также в категорию исключений входят ситуации, когда часть дорожного полотна перекрыта из-за ДТП или ведутся ремонтные работы. Если светофор на перекрёстке не работает, данный участок автоматически становится нерегулируемым.

Выводы

Как видите, достаточно изучить технику выполнения разворота на перекрёстке для общих случаев и учитывать нюансы с разными типами при необходимости. Пробовать выполнять такие манёвры можно только после длительной практики за рулём автомобиля.