Разрешена ли езда по трамвайным путям?

9.6 Движение по попутным трамвайным путям

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

Движение по трамвайным путям

Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

Расположение

  • с левой стороны от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью;
  • Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

    • все другие полосы движения заняты;
    • при объезде;
    • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.

    Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

    Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.

    Один уровень или нет?

    В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.

    Движение по путям и не создавать помех трамваю

    В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

    64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

    64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

    Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

    Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

    Трамвай в заторе

    На встречные рельсы запрещено

    Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

    Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.

    Движение по полосам

    Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.

    RusPDD.ru на других площадках:

    Не забывайте делиться статьей в социальных сетях

    Можно ли ездить по трамвайным путям?

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

    В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

    Движение по трамвайным путям

    Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

    Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

    • все другие полосы движения заняты;
    • при объезде;
    • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.

    Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

    Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.



    Движение по трамвайным путям попутного направления

    Рейтинг 2.4 из 5. Голосов: 16

    Когда и в каких случаях можно двигаться на автомобиле по трамвайным путям попутного направления.

    Отправь себе в социальную сеть, пригодится!
    Движение по трамвайным путям регулирует пункт 9.6 правил дорожного движения:

    Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

    Соответственно, когда заняты все полосы в попутном направлении, разрешено выезжать на трамвайные пути, расположенные слева, и находящиеся на одном уровне с дорогой.

    создавать помех трамваю;

    выезжать на пути встречного направления (лишение прав).

    Трамвайные пути и сплошная линия.

    В некоторых случаях вдоль трамвайных путей нанесена сплошная линия разметки. Данная ситуация вызывает много спорных моментов. С одной стороны, движение по трамвайным путям попутного направления разрешено, а с другой стороны разметку 1.1 пересекать нельзя. На сегодняшний день официальный ответ руководства ГИБДД – разметка обозначает край проезжей части. За пересечение данной линии могут вручить штраф за «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» — 500 рублей (2015 г.)

    В Екатеринбурге на местном телевидении один сотрудник ГИБДД даже пошутил на данную тему, сказав, что сплошная линия обозначает лишь габариты трамвая. Шутку не оценили, а видео разлетелось по интернету.

    Бордюр, по сути, заменяет линию разметки и отделяет трамвайные пути от проезжей части. В данном случае работают те же правила, что и в предыдущем пункте.

    Являются ли трамвайные пути двойной сплошной?

    Сами по себе трамвайные пути двойной сплошной не являются. Однако, между путей иногда рисуют дополнительно данную разметку.

    Разворот на трамвайных путях.

    Разворот через трамвайные пути разрешен, если: a) не было совершено выезда на пути встречного направления; b) отсутствует двойная сплошная между путей; c) отсутствует знак 4.1.1 «Движение прямо»; d) не создано помех трамваю.

    Поворот налево с трамвайных путей на перекрестке.

    Левый поворот на перекрестке, имеющем трамвайные пути с левой стороны должен выполняться с данных путей, если нет знака 5.15.1 «Направления движения по полосам». При этом так же не должно создаваться помех трамваю.

    Поворот налево с трамвайных путей и дополнительная секция светофора

    В данном случае поворот совершается точно так же, как и при обычном светофоре (предыдущий пункт)

    Понравилось? Расскажите друзьям!

    Один уровень или нет?


    Трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью
    В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.


    Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью

    Штраф за нарушение правил движения по трамвайным путям

    Штраф за езду по трамвайным путям полагается в следующих случаях:

    1. За съезд или пересечение путей встречного движения грозит штраф в размере 5000 рублей. Если несоблюдение правила было установлено сотрудником ГАИ, то водитель может быть лишен прав на 4-6 месяцев. Если несоблюдение правил записано на камеру видеофиксации ГИБДД – грозит лишь штрафная санкция.
    2. Когда водитель заехал на рельсы попутного движения, но при этом имеется запрещающие знаки или разметка, ему будет выписано нарушение в виде штрафа в 500 рублей. Однако на усмотрение инспектора, нарушитель может отделаться предупреждением.
    3. Объезжая помехи на дороге с использованием путей встречного движения, водителю грозит штраф на сумму от 1000-1500 рублей, в зависимости от категории нарушения.
    4. Если водитель создал препятствия для движения трамвая, на него будет наложено административное наказание в размере 500 рублей.
    5. Если нарушитель был остановлен на трамвайных ветках, на него налагается взыскание 3000 рублей по Москве и Московской области и 1500 рублей для водителей других регионов России.
    Читайте также  Сроки переобувки колес ПДД

    Если нарушение за выезд на трамвайные пути встречного направления установлено повторно, владелец транспортного средства может лишиться водительского удостоверения сроком не более 1 года. Однако если повторное нарушение установлено камерой, водитель получит по почте штраф 5000 рублей.

    Очень внимательно необходимо разворачиваться, пересекая ветки встречного направления под прямым углом. Иначе инспектор вправе оценить подобный маневр как движение по запретной зоне и временно лишить нарушителя водительского удостоверения.

    Читайте: десятка самых экономичных внедорожников (кроссоверов) по расходу топлива.
    Что обязательно должно быть в новой автомобильной аптечке, читайте здесь.

    Где и как зарегистрировать автомобиль новому собственнику: https://avto-femida.ru/driver/registr/registratsiya-novogo-avtomobilya-v-gibdd.html

    Движение по путям и не создавать помех трамваю

    В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

    64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

    64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

    Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

    Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.


    Трамвай в заторе

    Когда движение по трамвайным путям разрешено?

    Отвечая на вопрос, когда езда по трамвайным путям разрешена, необходимо обратиться к ПДД, особенно к п. 9.6. Итак, разберём случаи, при которых движение автомобиля по трамвайным рельсам разрешено. Для начала уясните себе, что трамвайные пути – не считаются проезжей частью, они являются отдельным элементом дороги. Двигаться по рельсам разрешено в следующих вариантах:

    • невозможно перемещение машины по предназначенным для неё полосам дороги, в силу разнообразных причин. К числу таких ситуаций можно отнести такую неприятность, как загруженность всех рядов движения (к этой неприятности можно отнести затор на дороге), но при этом автомобиль ни в коем виде не должен стать помехой для продвижения трамвая;
    • въехать на трамвайный путь вы можете лишь в той ситуации, если эти самые пути находятся вровень с проезжей частью (т.е. вы уже поняли, что герои многих видеороликов, обладатели внушительных внедорожников, лихо въезжающие на своем «крузаке» на рельсы, огороженные бордюром и возвышающиеся на добрые 20 см над уровнем дорожного покрытия – в корне неправы);
    • в случае, если указанный рельс находятся по левую сторону от хозяина транспортного средства.

    Перемещение по трамвайному пути, в целом, разрешено осуществлять для совершения следующих действий – манёвра левого разворота, передвижения вперёд и поворота. Но опять же, запомните, при любом стечении обстоятельств, трамвай имеет неоспоримое преимущество в движении и своими действиями вы ни в коем разе не должны осуществлять ему препятствий в перемещении. Кроме момента выезда трамвая из депо. В этом случае вы обладаете всеми преимуществами в движении.

    Особенности передвижения ТС по рельсам


    Выезд на трамвайные пути и дальнейшее движение по ним возможно в таких ситуациях:

    • На трамвайной трассе попутного направления по отношению к авто, если отсутствует возможность передвижения по дороге на своей полосе;
    • В ситуациях, когда полосы движения автомобильной дороги, по которым автомобилист имеет право осуществлять движения, заняты;
    • Если своими действиями автомобилист не будет создавать помех движущимся трамваям;
    • Если рельсы относительно трассы, по которой передвигаются ТС, располагаются на одинаковом уровне;
    • Если рельсы для трамвая находятся слева от водителя, передвигающегося по основным полосам.

    Запрещается движение в подобных ситуациях:

    • Если рельсы применяются для передвижения трамвая встречного направления;
    • Если пути трамвая находятся справа от автомобилиста, двигающегося по основным полосам автомобильной дороги;
    • Если рельсы расположены на разных уровнях с основной автомобильной дорогой (к примеру, если трамвайный участок трассы проложен на газоне — в таком случае рельсы одновременно служат разделительной полосой встречных проезжих частей).

    Кроме запрещенных маневров в соответствии с правилами ДД запрещено устанавливать машину для стоянки, к которой относится остановка ТС на время более 5 минут.

    Разрешенные случаи

    Действующие сегодня ПДД РФ указывают на следующие ситуации, в которых передвижение по трамвайным рельсам не наказывается:

    — пути проходят слева,

    — рельсы находятся на уровне дорожного полотна,

    — заняты все полосы попутного движения,

    — трамвайные рельсы и автомобильная дорога идут в попутном направлении.

    Все остальные случаи, в соответствии с ПДД РФ, движение по трамвайным путям попутного направления запрещают.

    Можно ли ездить по трамвайным путям?

    Для многих водителей дороги с трамвайными путями – самые проблемные участки движения. Нюансы правил передвижения по таким дорогам и заезда на сами пути знают далеко не все. Даже опытные водители часто в них путаются.

    Путаница с проездом по трамвайным линиям связана с тем, что они не входят в состав проезжей части, согласно ПДД это отдельный элемент дороги.

    1. Когда позволяется и запрещается ездить по трамвайным путям
    2. Передвижение по трамвайным путям встречного направления
    3. Движение по встречным трамвайным путям
    4. Штраф за нарушение правил
    5. Разворот на рельсах и обгон
    6. Движение через перекрёсток
    7. Что нужно делать при автопроисшествии на трамвайной линии
    8. ДТП на трамвайных путях по вине автовладельца

    Когда позволяется и запрещается ездить по трамвайным путям

    Современные правила дорожного движения допускают езду по трамвайным путям, но только в случае соблюдения ряда условий:

    • В попутном направлении, если нет возможности ехать по самой проезжей части дороги. Однако, при этом нельзя создавать помехи для движения трамваев;
    • Когда рельсы расположены на одном уровне с дорогой;
    • По расположенным слева трамвайным путям;
    • Если все полосы движения заняты.

    Но есть в правилах и точное указание ситуаций, в которых движение по трамвайным путям строго запрещено. А именно:

    • Не разрешена езда по трамвайным путям навстречу движению. За такое нарушение предусмотрен штраф и лишение прав;
    • Запрещена езда по трамвайным путям, которые расположены справа дороги;
    • Если рельсы установлены на газоне или просто не вровень с дорогой. В таком случае они считаются разделительной полосой, движение по которой строго запрещено.

    Суть разрешения ПДД езды по трамвайным путям сводится к созданию возможностей для водителя развернуться, повернуть и двигаться прямо в сложной дорожной ситуации.

    Но главное – не мешать трамваю.

    На некоторых дорогах установлены специальные знаки и разметка, запрещающие выезд на пути для трамваев. На это указывает сплошная линия вдоль трамвайных путей или знаки «Полоса движения» и «Въезд запрещён».

    За нарушение указаний таких знаков предусмотрены штрафы и лишение прав. Особенно внимательно нужно относиться к сплошной разметке вдоль трамвайных путей. При этом, даже если с одной стороны дороги на пути заезжать можно, но с другой их стороны нанесена такая разметка, то пересекать её нельзя. Это обозначение края проезжей части.

    Отдельный вид трамвайных путей – выделенные конструктивно. Они часто служат для разделения смежной проезжей части и движение безрельсового транспорта по ним не разрешается.

    Передвижение по трамвайным путям встречного направления

    Правила езды по трамвайным путям гласят, что попутные пути для движения автомобилей не предназначены.

    Допускается движение по ним, лишь в трёх случаях:

    • Для объезда;
    • Когда заняты все полосы для автомобилей;
    • Для разворота.

    Манёвры по повороту и развороту можно выполнять на любом участке дороги, если отсутствуют специальные ограничения. При этом трамвайные пути должны быть слева от дороги и на одном уровне с ней.

    Читайте также  Где лучше оформить электронный полис ОСАГО

    Движение по встречным трамвайным путям

    Касательно езды по трамвайным путям встречного направления стоит однозначно понимать, что она правилами не допускается.

    Встречные пути для трамваев можно только пересекать в процессе движения, но не ехать по ним. Это связано с тем, что такая езда создаёт серьёзную опасность аварий.

    Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

    +7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно!

    Единственные исключения из этого правила касаются ситуаций:

    • Когда на попутных полосах идут ремонтные работы. В таком случае сотрудники ГАИ могут организовать объезд, в том числе и по трамвайным путям;
    • При крупном ДТП, когда иной объезд невозможен, ГАИ регулирует его с учётом использование трамвайных путей.

    Бывают экстренные случаи. Например, когда водитель везёт в больницу человека, жизнь которого в опасности. В таком случае, при нарушении правил движения, если он сможет доказать в суде, что нарушение было вынужденным и необходимым, ответственность будет минимальной, в виде административного штрафа.

    Штраф за нарушение правил

    Штраф за езду по трамвайным путям в 2019 существенно различается в зависимости от тяжести нарушения:

    • При движении по трамвайной линии, отделённой от дороги сплошной – штраф составит 500 рублей. Однако, водитель может отделаться предупреждением;
    • При помехе движению трамвая, предупреждением обойтись не удастся – нужно будет платить 500 рублей штрафа;
    • В случае остановки на трамвайных путях – штраф от 1500 тысяч до 3000 (в городах федерального значения);
    • Проезд по встречным трамвайным путям наказывается штрафом 5000 рублей или полугодовым лишением прав;
    • Объезд препятствия по встречной трамвайной полосе потянет на 1500 рублей;
    • При повторном нарушении, которое было зафиксировано камерой –оштрафуют на 5000 тысяч, а если его увидел инспектор, то лишат прав на год.

    Как видно из этой градации наказаний, санкции за нарушение передвижения по дорогам с трамвайными путями довольно серьёзные.

    Разворот на рельсах и обгон

    Разворот по трамвайной линии разрешён, но при условии отсутствия сплошной разметки с какой-либо стороны от неё. Также стоит учитывать, что такой разворот должен происходить под углом 90 градусов, иначе манёвр могут посчитать заездом на пути для трамваев, и водитель будет оштрафован на 5000 рублей или лишён прав.

    Обгон по трамвайным путям не разрешается ни в какой ситуации.

    Движение через перекрёсток

    Можно ли ездить по трамвайным путям на пересечении дорог? Это особый нюанс в правилах движения. В отдельных случаях, действительно разрешается пересекать трамвайную колею, но только на том перекрёстке, который не регулируется.

    Допускаются такие манёвры в следующих ситуациях:

    • До перекрёстка машина и трамвай двигались в одну сторону, а трамвайные пути находились справа от авто. На перекрёстке машине нужно повернуть, а трамвай едет прямо;
    • Двигаясь прямо, машина и трамвай на перекрёстке будут поворачивать налево. При этом трамвайные пути расположены справа от автомобиля;
    • Трамвай справа от машины, которая едет прямо. Трамвай же поворачивает налево.

    В этих трёх ситуациях разрешается пересекать трамвайные пути для поворота. Однако, как и в других разрешённых случаях заезда на трамвайные пути, автомобиль не должен мешать трамваю.

    Что нужно делать при автопроисшествии на трамвайной линии

    ДТП на трамвайных путях по вине автовладельца

    В большинстве случаев, при ДТП на трамвайных путях виновным будет признан водитель автомобиля. Это объясняется тем, что даже в случаях разрешённого проезда по линии трамвая, машина не должна создавать ему помеху. Значит, если случилась авария, скорее всего это произошло по вине водителя.

    ДТП по вине кондуктора трамвая

    Но бывают ситуации, когда виновен кондуктор трамвая. Например, он проехал на запрещающий знак светофора, либо нарушил очерёдность выезда из депо.

    В любом случае, должны быть доказательства его вины – показания свидетелей либо кадры с камеры фотофиксации.

    Трамвайные пути как элемент дороги: особенности правового режима

    Трамвайные пути как элемент дороги в Правилах дорожного движения России по странному стечению обстоятельств оказались в самом настоящем правовом вакууме.

    Пробелы в правовом регулировании не восполнены и судебной практикой – у российской Фемиды нет единообразного подхода. Но вопросов предостаточно. Возможно ли расположение трамвайных путей на проезжей части дороги? Разделяют ли необособленные трамвайные пути дорогу структурно на несколько проезжих частей? «Препятствие» на трамвайных путях – что за зверь? Исходя из смысла п. 1.2 ПДД или же некая иная субстанция?

    Очевидных ответов нет, да и в судебной практике есть разные, диаметрально противоположные по смыслу решения, отнюдь не восполняющие указанные пробелы. Скорее наоборот – некоторые судебные акты только добавили противоречий и привнесли неразрешимую двусмысленность.

    Для начала обратимся к понятийно-категориальному аппарату Правил.

    Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД).

    По смыслу приведенной дефинитивной нормы трамвайные пути есть отдельный элемент дороги.

    Согласно п. 1.2 Правил проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    Правила не содержат ни эксплицитных указаний, ни имплицитных оговорок относительно возможности/невозможности расположения трамвайных путей на проезжей части дороги.

    Конвенция о дорожном движении (ст. 29) допускает расположение трамвайных путей на проезжей части.

    Согласно ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС — 014 — 2011) «проезжая часть автомобильной дороги» — конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

    В ПДД РФ определено назначение проезжей части как атрибутивного элемента дороги. Но проезжая часть объективно не является «вотчиной» исключительно безрельсовых транспортных средств.

    Да, и как быть с «препятствием» на необособленных трамвайных путях?

    Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

    Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    В каком случае (на фото ниже) действия водителя следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ (привилегированный состав)?

    Обратимся к СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90» (далее – СП).

    В зависимости от местных условий трамвайные пути следует предусматривать:
    — на самостоятельном (обособленном) полотне — все виды трамвайных линий;
    — в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне;
    — в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне (п. 4.6 СП).

    Обособленное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети, не предназначенные для движения безрельсового транспорта (п. 3.22 СП).

    Самостоятельное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные вне улично-дорожной сети (п. 3.34 СП).

    Совмещенное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств (п. 3.37 СП).

    При расположении линии трамвая в профиле улично-дорожной сети допускаются любые комбинации взаимного размещения проезжих частей и трамвайных путей каждого из направлений. Как правило, трамвайные пути следует размещать на обособленном полотне, по оси улицы в разделительной полосе либо в иной конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.) (п. 4.6 СП).

    Предпочтительным является размещение трамвайной линии на обособленном или самостоятельном полотне по оси улицы в разделительной полосе или в другой конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.).

    Допускается размещение (при отсутствии другой возможности) на совмещенном полотне с обязательной разработкой мероприятий по организации дорожного движения, препятствующих созданию заторов, парковке транспортных средств на трамвайных путях и другим возможным причинам задержки движения трамвая.

    Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами и другими техническими средствами организации дорожного движения, запрещающими доступ безрельсового транспорта.

    Скоростные линии наземного трамвая следует проектировать на обособленном полотне, расположенном вдоль магистральных улиц, или на самостоятельном полотне — вне пределов населенных пунктов (п. 4.7 СП).

    Таким образом, внятного ответа на вопрос о возможности расположения необособленных трамвайных путей на проезжей части российское законодательство не даёт. Но очевидно — трамвайные пути, физически расположенные в профиле улично-дорожной сети (совмещенное трамвайное полотно), объективно содержат все признаки проезжей части дороги.

    Дорожный знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» над трамвайными путями.

    Разделяют ли необособленные ТП дорогу на несколько проезжих частей? Вряд ли возможно дать утвердительный ответ.

    Необособленные трамвайные пути производны от проезжей части, соприродны ей.

    Отрицать очевидное, опираясь на терминологические антагонизмы — путь в никуда.

    Восполнить указанные пробелы возможно: а) нормативно, путём внесения изменений и дополнений в Правила дорожного движения (что маловероятно); и/или же б) судебным толкованием указанных норм, формированием единообразия судебной практики.

    Представляется, именно выверенное судебное толкование, основанное в том числе на конституционном принципе правовой определённости, наиболее перспективно в настоящих условиях.

    Можно ли ездить по трамвайным путям: правила и нюансы

    Даже у профессиональных водителей часто появляются проблемы, связанные с возможностью движения по трамвайным рельсам. При этом у многих автолюбителей появилось устойчивое мнение, что ПДД полностью запрещают езду по ним.

    Можно ли ездить по трамвайным путям, и какое наказание за это предусмотрено? Особенности езды по трамвайным путям рассмотрим в этой статье.

    Когда можно и нельзя ездить по трамвайным путям

    Согласно сегодняшним правилам движение по трамвайным путям возможно, при соблюдении ряда условий:

    • езда по трамвайным путям попутного направления;
    • если рельсы трамвая находятся в уровне с автомобильной дорогой;
    • когда трамвайная дорога находится слева;
    • заняты все полосы движения.

    С учётом вышеописанного списка условий, можно выявить случаи, когда движение по трамвайным путям запрещается:

    1. Запрещается езда по встречным путям общественного транспорта — это расценивается как нарушение ПДД, за него водитель автомобиля сможет получить административный штраф в форме изъятия прав вождения.
    2. Запрещается езда по путям общественного транспорта, когда они проходят справа от автомобильной трассы. Это правило нужно не забывать, поскольку в крупных городах, в которых хорошая организация передвижения трамваев, эти случаи часто встречаются.
    3. Запрещается езда по рельсам, когда те находятся не в уровне с дорогой, например, на газоне. В этом варианте рельсы являются разделительной полосой и заезд на них запрещается. По какой причине? По ПДД, разделительная полоса запрещена для перемещения и стоянки автомобилей.

    ПДД не полностью ограничивают перемещения по трамвайным рельсам. Пути можно использовать для следующих действий:

    • разворота налево;
    • передвижения прямо;
    • поворота.

    Основное правило, которое нужно не забывать во время выезда на рельсы — вы не должны мешать манёврам трамвая. При этом помните, что трамвайную дорогу категорически запрещается использовать для разворота вправо — это действие расценивается, как нарушение ПДД.

    Дополнительно езда по рельсам попутного движения может ограничиваться при помощи установленных знаков или разметки.

    Например, может находиться сплошная линия по пути следования трамвайной дороги либо расположение двух указателей «Полоса движения» и «Въезд запрещается». В этом случае необходимо подчиняться установленным знакам и двигаться лишь по выделенным полосам.

    Передвижения по линиям общественного транспорта на перекрёстке

    Перемещаться прямо по рельсам трамвая можно только в случае, когда остальные полосы передвижения заняты. Относится это положение лишь к попутной трамвайной дороге. ПДД на перекрёстке для трамвайных линий имеют некоторые особенности.

    Водителю нужно не забывать, когда необходимо уступить на перекрёстке, где находится регулировщик:

    • Автомобиль и трамвай стоят на перекрёстке, заехав в одном направлении. Рельсы трамвая находятся справа от трассы и он будет двигаться влево. Вам нужно продолжить передвижение прямо либо выполнить разворот влево.
    • Трамвай и автомобиль подъехали на перекрёсток в одном направлении. Рельсы в этом случае находятся слева и вы хотите сделать разворот влево.
    • Если автомобиль и трамвай стоят на перекрёстке едут в одном направлении. Рельсы находятся справа, вам нужно развернуться направо, а трамвай поедет вперёд.

    В этих ситуациях регулировщик будет находиться левым боком, с вытянутой правой рукой. Чтобы соблюдать правила, надо на перекрёстке отдать преимущество общественному транспорту.

    Правила разворота влево через трамвайные рельсы

    ПДД разрешает разворота влево через линии общественного транспорта. Чтобы сделать разворот, надо убедиться, что нет линии разметки, находящейся с какой-либо стороны от путей.

    Если даже в каком-то месте находится «сплошная», разворот влево делать не нужно. Этот поворот вам обойдётся в 600 р. Также когда линии трамвая находятся слева от автомобиля и расположены в уровне с трассой.

    Перед тем как делать разворот, надо определить положение на пути трамвая попутного движения. Обратить внимание стоит не только на перемещение трамвая в попутном движении, но также и встречном.

    Делая разворот через встречное направление, заезд на них необходимо производить под углом 90 градусов. Таким образом, встречная линия обязана быть расположена для вас перпендикулярными.

    В противном случае инспекторы ГИБДД оценят ваш разворот, как заезд на полосу встречной линии. Что при этом карается суммой в 6 тыс. руб. либо административным предупреждением в виде изъятия прав.

    Разворот на пути общественного транспорта и обгон

    Если надо развернуться, то тут нужно соблюдать правила разворота влево, про них мы рассказывали выше. Обращайте внимание, что разворот необходимо выполнять под углом 90 градусов, дабы не дать повода работникам ГИБДД приписать вам нарушение правил — заезд на встречную полосу.

    Обгон по рельсам трамвая запрещается, даже если это движение по трамвайным путям попутного направления. Так как этот манёвр связан непосредственно с заездом на встречную линию.

    Не забывайте, что передвижение по встречным путям в любом его варианте запрещается. За это полагается штраф. Правилами не запрещается опережение по попутным трамвайным путям.

    Говоря простым языком — когда вы находитесь в пробке и нет свободных полос, вы сможете перемещаться по трамвайным линиям попутного направления, если не будете помехой общественному транспорту либо нет каких-то знаков ограничения.

    Если на путях случилось ДТП — кто виновен

    Рассмотрим происшествие лишь с участием трамвая и автомобильного средства. Это объясняется с тем, что любое другое происшествие на путях с участием нескольких машин не отличается от какой-либо иной аварии, которая произошла на перекрёстке или автомобильной трассе.

    Если случилось ДТП на пути общественного транспорта, то в этом случае виновником будет являться владелец автомобиля. Поскольку передвижение по трамвайным рельсам, по своей сути, подразумевает, что не создаётся помеха общественному транспорту.

    Но иногда виноватым может являться и оператор трамвая. Например, когда общественный транспорт передвигался на запрещающий сигнал светофора либо выезжал с места Депо.

    Размер штрафов

    Сумма штрафа за проезд по линиям общественного транспорта зависит от того, какой именно параграф ПДД вы нарушили. Например, размер штрафа за проезд по встречным линиям обойдётся дороже, чем по попутным.

    1. Выписывается штраф при создании помех перемещению трамвая в попутном движении. Это нарушение определяется наказанием в 600 р. согласно параграфу 12.18.
    2. Нарушением считается проезд по трамвайным рельсам встречного движения для выполнения обхода препятствия. В этой ситуации, с учётом п. 12.15, начисляется штраф 1200–1600 р.
    3. Проезд по линиям общественного транспорта, который отделён от трассы сплошной разметкой наказывается суммой в 600 р. либо предупреждением. С учётом параграфа 12.17 этот выезд является нарушением ПДД, которые закреплены за разметкой дороги.
    4. Езда по встречным путям является нарушением ПДД и наказывается штрафом в 6 тыс. руб. либо же административным штрафом в виде запрета вождения до шести месяцев.
    5. С учётом параграфа 12.18 нарушением является остановка автомобильного средства на трамвайных рельсах. Для столицы штраф за такое нарушение предусмотрен около 4 тыс. руб., для других городов — до 2 тыс. р.

    Повторное нарушение ПДД по линиям общественного транспорта наказывается изъятием прав до года. Если повторный инцидент фиксируют с помощью видеонаблюдения, изъятие прав могут заменить на штраф в виде 6 тыс. р.

    В качестве итога нужно сказать, что правила не запрещают проезд по трамвайным рельсам, когда движение происходит в попутных направлениях и не создаёт угрозы никакому автомобильному или общественному транспорту.

    Выполняя все пункты ПДД, вы обязательно избежите штрафа. Но за проезд по встречным направлениям предусмотрено наказание — этот манёвр может закончиться изъятием прав.

    Что относительно правил движения на перекрёстке — общественному транспорту желательно отдать приоритет, тем более, когда вы не знаете, как правильно нужно поступить.

    Также не забывайте, что движение по трамвайным путям не запрещается, когда вы не создаёте никаких помех, но вот по встречным линиям нежелательно производить опережение. Теперь вы знаете все особенностями движения по трамвайным рельсам и владеете информацией о размерах штрафов за это нарушение.