Разрешено ли движение по трамвайным путям?

В каких случаях можно ездить по трамвайным путям

Многие водители зачастую не знают, можно ли ездить по трамвайным путям. В целом маневры и проезд по ним правилами не запрещен, но бывают ситуации, когда нахождение машины на этой части дороги опасно для самого транспортного средства и для других автомобилей. В таком случае подобные действия расцениваются как нарушение и наказываются штрафом. Это мотивирует не становиться помехой во время езды и не перемещаться по путям без крайней необходимости.

Основные требования к водителю при езде трамвайным рельсам

Трамвайные пути – это обособленный элемент трассы, который располагается обычно посередине или с одной из ее сторон. Так как закладывались они раньше, чем обустраивалась дорога, перенести их не представляется возможным. Поэтому люди с остановок зачастую вынуждены совершать посадку, двигаясь через несколько полос проезжей части.

Чтобы гарантировать безопасность, движение трамваев подчинено определенным правилам, знать о которых стоит и водителям легковой техники. ПДД допускают перемещение по линиям поперек или вдоль, но только если придерживаться нормативов. При осуществлении разворота или поворота нужно включать поворотники, предупреждая других о маневре. Но в некоторых случаях двигаться по ним категорически нельзя, например, запрещен выезд на трамвайные пути попутного направления через сплошную полосу. Это считается серьезным нарушением, поскольку оно может привести к столкновению.

Маневры, разрешенные в этом месте:

  • Если необходимо совершить поворот в левую сторону, но сделать это можно, только с пересечением рельс.
  • Опережение впереди идущего транспорта.
  • Объезд препятствия или ремонтных работ.
  • Когда все полосы движения заняты, и это единственный способ продвинуться вперед по путям.
  • Выполнение разворота, если это предусмотрено определенным участком дороги.
  • Полоса находится на одном уровне с дорогой.
  • Рельсы располагаются с левой стороны от основного потока.
  • При движении не создается помеха для другого транспорта

Внимание! Водитель всегда должен помнить, что если приближается трамвай, а он создает для него помеху, он незамедлительно обязан освободить пространство.

При перемещении налево надо включать поворотник, обозначая для других участников движения свой маневр, а после пропустить транспорт и закончить поворот. Когда запрещается пересечение линий трамвая:

  1. Совершается езда по «встречке», то есть по рельсам, направленным в обратную сторону.
  2. На дороге нанесена сплошная линия вдоль трамвайных путей.
  3. Пути расположены с правой стороны и ограждены забором или клумбами от потока легкового транспорта.
  4. У основной дороги и путей разная высота, или их отделяет специальная разметка, запрещающая движение в этой части.
  5. Совершение разворота или обгона в левую сторону.
  6. Поворот с выездом на встречную проезжую часть.
  7. Если водитель создает помеху для других машин, автобусов и грузовиков.
  8. На участке пути есть знаки, запрещающие выполнение любых маневров.

Согласно установленным правилам ПДД, наезд на трамвайные линии допустим для совершения маневренных действий при условии, что они располагаются с левой попутной стороны. При движении по «встречке» высок риск столкновения. Все ограничения были созданы с целью минимизировать вероятность ДТП на дороге.

Особенности езды по попутным линиям

Езда по попутным трамвайным путям допустима только в ограниченных ситуациях. В целом линии не предусмотрены для перемещения по ним легкового транспорта. Это можно делать, когда других способов выполнить маневр у водителя нет. К примеру, нужно совершить обгон или все полосы заняты. Но так как трамвай не сможет свернуть или объехать автомобиль, машина должна покинуть полосу, как только стало заметно приближение вагона.

Что допускается делать на попутных трамвайных путях:

  • Проехать некоторое время прямо и вернуться на свою полосу при первой удобной возможности.
  • Совершить обгон с учетом отсутствия трамвая в зоне видимости и возможности своевременного возвращения в поток.
  • Повернуть вправо или влево, если это предусмотрено знаками на дороге. При этом необходимо задействовать поворотник перед совершением маневра.

При планировании какого-либо действия с учетом трамвайных путей, необходимо руководствоваться не только правилами ПДД, но и обстановкой на дороге. Водитель должен сам оценить происходящее, и даже если он будет прав, но это создаст аварийную ситуацию, от поворота или других действий лучше отказаться.

Когда езда по «встречке» допустима?

Проезд по трамвайным путям попутного направления не запрещается в целом, поэтому у авто больше возможностей для маневра. Пересечение же рельсов по встречной наказывается по закону, поскольку такие действия часто провоцируют аварии на дорогах, создают заторы, мешают курсированию трамваев. Но как у любого правила, в ПДД 2019 года есть и исключения относительно езды по «встречке»:

  • При проведении ремонтных работ на перекрестке или других местах дороги.
  • Организован объезд сотрудниками ГИБДД с определенной очередностью направлений.
  • На дороге крупное ДТП, объехать которое можно только по трамвайным линиям, и ехать по ним приходится некоторое время.
  • Водитель вынужден совершать перемещение по рельсам, чтобы спасти человеку жизнь и другие способы объехать препятствие отсутствуют.

В последнем случае мало кто думает о возможных штрафах, и даже часто едут на красный свет светофора. Штраф в такой ситуации все равно выписывается, но с учетом всей динамики движения на дороге: была ли пересечена сплошная вдоль трамвайных путей, какие дополнительные нарушения присутствовали во время перемещения. Но если человек руководствовался необходимостью спасения жизни, то ситуация считается спорной, и защитить свои права можно в суде. Часто административная ответственность снимается, если истец предоставляет достаточно доказательств и обоснований своих действий.

Штрафные санкции за нарушение

Штраф за езду по трамвайным путям в этом году предусмотрен в размере 500 рублей. Сумма незначительная, но это только в том случае, если не было выезда на «встречку». Если устанавливается подобный факт, сумма возрастает до 5000 руб. В столице и Санкт-Петербурге сумма санкции составляет 3000 руб.

Важно знать! Составить протокол имеет право инспектор ГИБДД, который лично зафиксировал нарушение или оно было снято на камеру видеонаблюдения. При неоднократном совершении такого действия предусмотрено лишение прав сроком до года.

За объезд препятствия, например, если разъезд со встречным движением иным способом физически невозможен или ведется ремонт полотна на пути, наказание не предусмотрено, Но при этом должен быть установлен знак, разрешающий маневр – в ином случае нужно оплатить штраф в размере 1500 рублей. Объезд ДТП или пробки на дороге не считается препятствием, в этой ситуации заплатить деньги, предусмотренные статьей КоАП, придется в общем порядке.

Езда по трамвайным путям попутного направления допустима только в ограниченных случаях, так как использование этого элемента дороги легковым транспортом ПДД не предусмотрено. Но существуют ситуации, когда водитель может по ним двигаться, не получив за это штраф.

Трамвайные пути как элемент дороги: особенности правового режима

Трамвайные пути как элемент дороги в Правилах дорожного движения России по странному стечению обстоятельств оказались в самом настоящем правовом вакууме.

Пробелы в правовом регулировании не восполнены и судебной практикой – у российской Фемиды нет единообразного подхода. Но вопросов предостаточно. Возможно ли расположение трамвайных путей на проезжей части дороги? Разделяют ли необособленные трамвайные пути дорогу структурно на несколько проезжих частей? «Препятствие» на трамвайных путях – что за зверь? Исходя из смысла п. 1.2 ПДД или же некая иная субстанция?

Очевидных ответов нет, да и в судебной практике есть разные, диаметрально противоположные по смыслу решения, отнюдь не восполняющие указанные пробелы. Скорее наоборот – некоторые судебные акты только добавили противоречий и привнесли неразрешимую двусмысленность.

Для начала обратимся к понятийно-категориальному аппарату Правил.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД).

По смыслу приведенной дефинитивной нормы трамвайные пути есть отдельный элемент дороги.

Согласно п. 1.2 Правил проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Читайте также  Как восстановить ПТС при утере без хозяина?

Правила не содержат ни эксплицитных указаний, ни имплицитных оговорок относительно возможности/невозможности расположения трамвайных путей на проезжей части дороги.

Конвенция о дорожном движении (ст. 29) допускает расположение трамвайных путей на проезжей части.

Согласно ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС — 014 — 2011) «проезжая часть автомобильной дороги» — конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

В ПДД РФ определено назначение проезжей части как атрибутивного элемента дороги. Но проезжая часть объективно не является «вотчиной» исключительно безрельсовых транспортных средств.

Да, и как быть с «препятствием» на необособленных трамвайных путях?

Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В каком случае (на фото ниже) действия водителя следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ (привилегированный состав)?

Обратимся к СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90» (далее – СП).

В зависимости от местных условий трамвайные пути следует предусматривать:
— на самостоятельном (обособленном) полотне — все виды трамвайных линий;
— в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне;
— в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне (п. 4.6 СП).

Обособленное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети, не предназначенные для движения безрельсового транспорта (п. 3.22 СП).

Самостоятельное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные вне улично-дорожной сети (п. 3.34 СП).

Совмещенное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств (п. 3.37 СП).

При расположении линии трамвая в профиле улично-дорожной сети допускаются любые комбинации взаимного размещения проезжих частей и трамвайных путей каждого из направлений. Как правило, трамвайные пути следует размещать на обособленном полотне, по оси улицы в разделительной полосе либо в иной конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.) (п. 4.6 СП).

Предпочтительным является размещение трамвайной линии на обособленном или самостоятельном полотне по оси улицы в разделительной полосе или в другой конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.).

Допускается размещение (при отсутствии другой возможности) на совмещенном полотне с обязательной разработкой мероприятий по организации дорожного движения, препятствующих созданию заторов, парковке транспортных средств на трамвайных путях и другим возможным причинам задержки движения трамвая.

Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами и другими техническими средствами организации дорожного движения, запрещающими доступ безрельсового транспорта.

Скоростные линии наземного трамвая следует проектировать на обособленном полотне, расположенном вдоль магистральных улиц, или на самостоятельном полотне — вне пределов населенных пунктов (п. 4.7 СП).

Таким образом, внятного ответа на вопрос о возможности расположения необособленных трамвайных путей на проезжей части российское законодательство не даёт. Но очевидно — трамвайные пути, физически расположенные в профиле улично-дорожной сети (совмещенное трамвайное полотно), объективно содержат все признаки проезжей части дороги.

Дорожный знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» над трамвайными путями.

Разделяют ли необособленные ТП дорогу на несколько проезжих частей? Вряд ли возможно дать утвердительный ответ.

Необособленные трамвайные пути производны от проезжей части, соприродны ей.

Отрицать очевидное, опираясь на терминологические антагонизмы — путь в никуда.

Восполнить указанные пробелы возможно: а) нормативно, путём внесения изменений и дополнений в Правила дорожного движения (что маловероятно); и/или же б) судебным толкованием указанных норм, формированием единообразия судебной практики.

Представляется, именно выверенное судебное толкование, основанное в том числе на конституционном принципе правовой определённости, наиболее перспективно в настоящих условиях.

9.6 Движение по попутным трамвайным путям

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

Движение по трамвайным путям

Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

Расположение

  • с левой стороны от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью;
  • Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

    • все другие полосы движения заняты;
    • при объезде;
    • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.

    Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

    Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.

    Один уровень или нет?

    В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.

    Движение по путям и не создавать помех трамваю

    В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

    64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

    64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

    Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

    Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

    Трамвай в заторе

    На встречные рельсы запрещено

    Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

    Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.

    Движение по полосам

    Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.

    RusPDD.ru на других площадках:

    Не забывайте делиться статьей в социальных сетях

    Кто здесь главный на перекрестке. Проверь себя на знание ПДД

    В каком случае обязан уступить дорогу трамваю

    В каких случаях нужно уступать дорогу трамваям, а в каких нет. Трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом кроме трех случаев:

    • когда трамвай движется на стрелку, включенную в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора. Трамвай в этом случае должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
    • когда трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге;
    • когда трамвай выезжает из депо и трамвайные пути пересекают проезжую часть (пункты 18.1 и 13.6. ПДД)

    Первый случай относится к проезду регулируемых перекрестков, второй случай – к проезду нерегулируемых перекрестков

    Следует обратить внимание, что на равнозначном перекрестке правило «помеха справа» действует только при разъезде с безрельсовыми транспортными средствами

    Пдд: в каких трех случаях трамвай уступает дорогу автомобилю?

    Из этого правила можно сделать вывод о том, что на перекрестке трамвай не может пользоваться преимуществом перед безрельсовым транспортом лишь в 3-х случаях: 1) если на регулируемом перекрестке ему запрещено движение светофором или регулировщиком; 2) если трамвай двигается по дополнительной секции светофора на основной запрещающий сигнал; 3) если трамвай находится на второстепенной дороге, а безрельсовый транспорт на главной; Таким образом, трамвай не может пользоваться преимуществом в трех описанных случаях на перекрестке, а также вне перекрестка — при выезде из депо. Прочие случаи должны восприниматься водителями безрельсового транспорта как ситуации, когда уступать трамваю дорогу обязательно.

    Регулируемые и нерегулируемые перекрестки с трамвайными путями

    Такое требование было записано в «Правилах уличного движения», которые закончили свое существование в 1973 году. В ныне действующих ПДД требование одно – уступите дорогу пешеходам! Поэтому ориентироваться надо не на «бездушную железяку», а на людей! Если трамвай стоит на своей остановке, но при этом нет ни одного пешехода-пассажира, которому Вы могли бы создать помеху – можете спокойно (но осмотрительно) начинать движение! Движение по трамвайным путям Теперь об использовании трамвайных путей. Можно ли по ним двигаться, если вся дорога забита машинами? А как делать разворот, заезжать на рельсы или не надо? Ответы на эти вопросы есть. Если открыть ПДД и внимательно изучить все пункты, в которых содержится информация на данную тему (п.9.6, 8.5 и др.), то для участка дороги между перекрестками можно будет сделать интересный вывод.

    Что должен запомнить водитель и самые проблемные вопросы

    При равнозначных дорогах, встречном и попутном движении трамвай имеет преимущество перед любым безрельсовым транспортом, и это правило не должен забывать ни один водитель. Вместе с этим нужно запомнить и три описанных выше исключения, в которых электротранспорт уступает автомобилям право проезда первыми.

    На первый взгляд ситуации, когда нужно уступать дорогу трамваю, понятны и просты, но на практике водители благодаря трамвайным путям сталкиваются ещё с несколькими трудностями:

    • движение в районе трамвайной остановки (кто кого пропускает);
    • движение по рельсам (допустимо ли это);
    • перекрестки с трамвайными путями и участие дополнительных знаков.

    Что необходимо знать при приближении к трамвайной остановке

    Самыми опасными участками дороги, посередине которой проложены трамвайные пути, становятся остановки, поэтому водителю автомобильного транспорта заблаговременно следует оценить ситуацию и определиться: должен ли он остановиться и уступить дорогу переходящим пассажирам или нет?

    1. Если в районе остановки не отведен специальный «островок» для ожидания общественного транспорта, тогда пассажиры остаются до прибытия трамвая на тротуаре, а как только он прибыл и остановился, имеют право переходить через проезжую часть, а водители автомобилей обязаны остановиться и пропустить их. При этом ориентироваться нужно преимущественно на людей, а не смотреть, открыл ли двери водитель трамвая. Современные правила говорят о том, что нужно уступить дорогу пешеходу.
    2. Если в районе остановки есть специальный «островок» для ожидания, то пассажиры ждут общественный транспорт на нем, и никаких помех для движения создаваться не должно.

    Размеры наказания

    Российское законодательство предусматривает систему наказаний за перемещение по рельсовой колее.

    Размеры наказания демонстрирует таблице ниже:

    Описание Штраф (в рублях)
    Езда автомобилем по рельсам с пересечением линии сплошной разметки. 500 —1500
    Выезд на рельсы попутного направления под запрещающие указатели. 500 — 3 000
    Перемещение по рельсам для трамвая встречного направления. 5000
    Выезд на встречные рельсы в связи с возникшей необходимостью объезда преграды, появившейся на пути. 1000—1500
    Остановка автомобиля на пути следования трамвая. 1500 — 3000
    Разрешённая езда по попутной рельсовой колее, создающая помехи для составов. 500

    Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

    Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

    • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
    • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
    • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
    • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

    На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

    Поворот налево

    В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

    Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

    Разворот

    Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

    Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

    Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой. Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай

    Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота

    Поворот направо

    Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

    Разворот на перекрестке

    Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

    На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

    Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

    На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

    Ситуации, при которых трамвай уступает дорогу

    Действительно, практически всегда трамвай идет первым, а исключения составляют всего лишь три случая:

    • если автомобиль едет по главной дороге, а трамвай – по второстепенной. Эта ситуация на 100% подходит под действие правила о том, что при пересечении неравнозначных дорог водитель транспортного средства (любого, без разграничения на виды (пассажирский и т.д.)) идущего по второстепенной полосе обязан уступить дорогу тому, кто движется по главной независимо от того, каково дальнейшее его направление движения;
    • если автомобилю открыт путь зелёным сигналом светофора, а для трамвая горит только зелёная стрелка одновременно с красным или жёлтым сигналом;
    • если автомобиль двигается по дороге, а трамвайный вагон только выезжает из депо.

    В принципе, разобравшись, в каких случаях трамвай уступает дорогу автомобилю, проблем в дорожном движении возникать не должно.

    Разрешено ли движение и какой штраф за езду по трамвайным путям?

    Ни для кого не секрет, что на современных российских дорогах возникают затруднительные ситуации при движении автомобилей. Иногда даже опытным водителям ничего не остается, кроме как перестроиться на трамвайные пути.

    Разрешается ли использовать для движения трамвайные пути автомобильному транспорту ? Ответ вы найдете в настоящей статье.

    Движение по трамвайным путям согласно ПДД

    Правила дорожного движения в некоторых ситуациях не запрещают передвигаться автомобилям по путям, где едут трамваи. Однако для этого нужно соблюдать следующие условия:

    • разрешено движение только по попутному направлению путей, когда ехать по полосам дороги невозможно (например, ведется ремонт участка дороги) и если авто не помешает перемещению трамвая,
    • когда все полосы заняты автомобилями.

    По путям попутного направления

    По общему правилу автомобилисты не должны ездить по попутным рельсам. Но, при допустимом расположении трамвайных путей, такая езда возможна:

    • если трамвайные пути размещены с левой стороны от дороги,
    • в случае нахождения рельсов и автомобильной дороги на одном уровне.

    Данные правила движения также действуют при наличии следующих обстоятельств:

    • если другие полосы заняты,
    • водитель выполняет объезд,
    • совершается поворот налево или разворот, согласно п. 8.5 ПДД.

    Важно: при отсутствии других ограничений для левого поворота или разворота такие действия разрешено выполнять на любом участке дороги, где нет запретов.

    По путям встречного направления

    На вопрос, можно ли ездить по встречным трамвайным путям есть однозначный ответ – нельзя. ПДД разрешают водителям авто пересекать рельсы, но не более того.

    Движение навстречу движущемуся трамваю, либо по свободным путям, спровоцирует аварийную ситуацию или затормозит движение нескольких трамваем.

    Однако есть крайние случаи, когда автомобилисты могут выезжать на пути в противоположном направлении:

    • во время ремонта дороги попутного направления (сотрудники ГИБДД организуют объезд по встречным путям),
    • при крупной дорожной аварии.

    Более того, водитель может выехать на встречную сторону трамвайных путей, если его пассажира нужно срочно отвезти в больницу, а иными способами объехать нельзя. При доказательстве уважительности причины выезда на «встречку», автомобилисту будет назначен только штраф.

    Какие маневры можно совершить

    Согласно ПДД, на рельсах машина может совершить следующие маневры:

    • езда прямо по путям, когда все полосы автомобильной дороги заняты,
    • опережение по попутным рельсам,
    • поворот налево через пути (водитель должен сначала выехать на пути, включить левый указатель поворота, а затем, пропустив все авто, движущиеся в противоположном направлении, завершить маневр,
    • разворот по путям.

    Справка: если водитель во время езды создает помеху для движения трамваев, он должен немедленно покинуть пути.

    Когда запрещено движение

    При нарушении нижеперечисленных правил за езду по трамвайным путям водителю грозит штраф.

    1. При выезде на трамвайные пути встречного направления, кроме случаев, когда это разрешено.
    2. Если выделенные пути находятся справа по направлению движения или на разных уровнях с автомобильной дорогой.
    3. При обнаружении на дороге знаков «Движение по полосам» (5.15.1 или 5.15.2) или специальной разметки (1.18).

    Какой штраф за езду по трамвайным путям

    Суммы штрафов установлены разные и зависят от масштабности нарушения.
    Если линия, по которой передвигаются трамваи, разграничена с общей дорогой сплошной полосой, водителя ждет назначение штрафа в размере 500 рублей, либо предупреждение от сотрудника ГИБДД.

    Когда автомобилист едет в попутном направлении, но мешает нормальному перемещению трамвая, он обязан заплатить штраф, равный 500 рублей.
    Остановка автомобиля на путях запрещена, потому за такое деяние предусматривается штраф в размере 1500 рублей, а в городах федерального значения он составляет 3000 рублей.

    За проезд по рельсам встречного движения ПДД наказывают водителей штрафной санкцией в сумме 5000 рублей или лишением водительских прав на полгода.
    Выезд авто на встречную трамвайную линию с целью объезда препятствия влечет назначение штрафа в сумме 1500 рублей.

    При повторном нарушении ПДД инспекторы ГИБДД вправе лишить гражданина водительских прав на срок 1 год, а если оно подтверждается съемкой видеокамер – выписывается штраф в еще большем размере – 5000 рублей.

    Внимание: помимо штрафа водителю грозит лишение права на вождение автомобиля. Других видов наказания за данный вид правонарушения ПДД не предусматривают.

    Как оплатить штраф с 50% скидкой можно узнать прочитав здесь.

    Видеоконтроль запрета движения

    Если на определенных участках дороги, где пролегают трамвайные пути, установлены камеры видеонаблюдения за соблюдением водителями ПДД, нарушителю не избежать наказания.

    В частности, при видео-доказательстве повторного нарушения правил, связанных с ездой по путям перемещения трамваев, водителю грозит сумма штрафа, увеличенная в несколько раз.

    Как оспорить штраф и избежать наказания

    На практике существует возможность оспорить выезд авто на встречные трамвайные пути. Процедура оспаривания кардинально не отличается от той, что применяют для отмены любых других штрафов за несоблюдение ПДД.

    Если в отношении водителя составлен протокол за выезд на трамвайные пути противоположного направления, нужно изучить его на предмет указанных сотрудниками ГИБДД материалов, доказывающих виновность нарушителя.

    При получении повестки в суд, гражданин должен сразу ознакомиться с делом и подготовиться к судебному заседанию. Важно проанализировать все доводы не в пользу водителя и иметь аргументы и вещественные доказательства в обоснование невиновности.

    Для ознакомления с делом пишется ходатайство, а во время изучения материалов можно производить их фотосъемку (например, на мобильный телефон). При отсутствии времени заниматься разрешением своего дела, рекомендуется обратиться к юристам, успешно разрешающим споры о нарушении ПДД.

    Во время изучения дела особое внимание следует уделить:

    • протоколу об административном правонарушении,
    • схеме административного правонарушения,
    • фото и видео доказательствам.

    Кроме того, данное нарушение может быть переквалифицировано на ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ – объезд препятствия. Но к препятствиям затрудненное движение на дороге не относится, поэтому именно на данное обстоятельство виновному лицу ссылаться нельзя.

    Для оспаривания вины и избежания штрафа водитель должен явиться на судебное заседание и заявить, что на дороге не было сплошной линии разметки, либо что он не совершал выезда на встречные пути и линию разметки не пересекал. Последний аргумент будет иметь место только в том случае, если нет записи видеонаблюдения, доказывающей обратное.

    Помимо этого в суде можно заявить о:

    • незаконности составления протокола административного правонарушения,
    • неправильности схемы,
    • ошибке в изложении обстоятельств дела в протоколе,
    • реальной обстановке на дороге на момент нарушения,
    • вызове на судебное заседание свидетелей, которые могут дать показания в пользу водителя.

    Справка: при достаточности и достоверности представленных суду доказательств водитель может рассчитывать на отмену наказания, но для гарантии победы в суде лучше обратиться за помощью к специалисту.

    Во избежание уплаты весьма крупного штрафа водители авто всегда должны помнить о запрете передвижения по трамвайным путям и стараться не пользоваться таким способом для сокращения времени поездки или обгона других машин.

    Полезное видео

    Здесь можно узнать как правильно осуществлять проезд по трамвайным путям: