Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ПДД

Основные отличия протокола ГИБДД от постановления

Большинство опытных водителей знают, что сотрудники ГИБДД составляют протокол, когда допущено нарушение безопасности движения. После заполнения бланк направляется для расследования обстоятельств события, а в дальнейшем он становится основанием для наложения административного наказания. При этом многие автомобилисты не понимают, чем отличается протокол от постановления ГИБДД.

Что такое протокол ГИБДД

Протокол об административном правонарушении – это особый вид процессуальных документов. Он описывает и фиксирует события, которые по своей сути являются незаконными. В дальнейшем отраженная информация может стать отправной точкой для рассмотрения дела судебными органами.

Протокол заполняет работник ГИБДД, который стал свидетелем нарушения ПДД. Сам по себе документ не является доказательством вины. Если в процессе его составления были допущены ошибки, протокол можно оспаривать в судебном порядке.

В каком случае выписывается

Мелкие правонарушения рассматриваются на месте инспектором ГИБДД, они обходятся без заполнения протокола. Документ, фиксирующий противозаконные действия водителя, составляется в следующих ситуациях:

  • инспектором выявлено серьезное нарушение, которое может стать причиной привлечения автомобилиста к ответственности по уголовному делу;
  • противоправное событие состоялось по вине несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 16 лет;
  • инспектор считает, что задержанный автомобилист нетрезв и для вынесения постановления требуется проведение экспертизы;
  • водитель авто оспаривает действия полицейского и отрицает факт совершенного поступка.

Инспектор ДПС не рассматривает нарушения, допущенные военнослужащими МО. Событие фиксируется, бумаги направляются в комендатуру, когда незаконное действие совершено:

  • рядовым, сержантом, ефрейтором, старшиной срочной либо контрактной службы;
  • младшим либо старшим офицером;
  • курсантом ВУЗа, находящегося в ведении Министерства Обороны РФ.

Важно знать! В большинстве случаев инспектор составляет протокол непосредственно на месте правонарушения, в присутствии водителя.

Закон допускает, что документ может быть заполнен в течение 48 часов с момента происшествия, когда работнику ДПС требуется установить:

  • данные лица, совершившего деяние;
  • особые обстоятельства дела.

Протокол может быть составлен по окончанию административного расследования, проведенного на основании определения о возбуждении разбирательства.

Какая информация указывается

Оформляется бланк работником ГИБДД согласно предписаниям регламента. В него обязательно должны быть вписаны:

  1. дата, время, место происшествия;
  2. должность, звание и полное имя служащего, запротоколировавшего событие;
  3. личные данные водителя;
  4. список свидетелей, понятых и потерпевших лиц с указанием их контактных данных и адресов;
  5. описание административного правонарушения с указанием статьи, под которое оно подпадает;
  6. объяснения, данные физическим лицом инспектору по поводу совершенного деяния.

Особенности составления

Документ заполняется шариковой ручкой с пастой черного, фиолетового либо синего цвета. Допускается, что текст может быть внесен автоматическим печатающим устройством.

Процесс составления полицейский должен сопровождать пояснениями допущенных нарушений. Инспектор доносит до гражданина информацию о его правах. В завершении действия служащий передает автомобилисту протокол для ознакомления и подписи.

Водитель может собственноручно вписать объяснения по поводу произошедшего события и перечеркнуть все пустые строки знаком Z, чтобы впоследствии туда никто не смог добавить строчки. Любое отклонение от регламента является грубой ошибкой полицейского и дает повод для признания протокола недействительным.

Что такое постановление ГИБДД

Постановление – это процессуальный акт, вынесенный после рассмотрения административного нарушения, допущенного участником дорожного движения. Оно определяет меру наказания. Если проступок был незначительным, инспектор завершает дело, выписывая штраф. Дальше автомобилист имеет право его обжаловать либо признать, и заплатить деньги в государственную казну.

В каком случае выписывается

В чем разница между протоколом и постановлением понимает не каждый автовладелец. Документ составляется, когда нарушение незначительное и за допущенную ошибку водитель может быть наказан только штрафом. В КОАП перечислены все случаи, при которых инспектор выписывает одно постановление.

Сотрудник ДПС определяет, насколько опасным был маневр для других участников движения, выясняет, есть ли у автомобилиста подобные нарушения за последний год. Серьезные ошибки, которые ведут к ДТП на дорогах, наказываются штрафами и лишением прав.

Какая информация указывается

Согласно регламенту, существует определенный порядок вписания информации. Постановление должно содержать следующие данные:

  1. полное имя, должность лица, вынесшего вердикт;
  2. название и адрес судебной инстанции иного органа, в котором происходило рассмотрение дела;
  3. перечень установленных нарушений с указанием статей;
  4. вынесенное решение;
  5. информация о сроках и порядке обжалования вердикта.

Копии материалов дела высылаются автомобилисту по почте, когда факт нарушения ПДД был зафиксирован камерами наружного наблюдения дорожной системы безопасности. Обжаловать постановление можно в течение 10 суток.

Особенности составления

Сотрудник ГИБДД руководствуется ст. 29.10 КОАП при определении меры наказания водителю за его проступок. Распорядительный акт заполняется строго по алгоритму, предписанному существующими законами. Инспектор просматривает собранные материалы, а затем, основываясь на фактах, делает выводы и принимает решение:

  • закрыть дело на месте, ограничившись предупреждением;
  • составить постановление.

Важно знать! Если полицейский определил меру наказания в виде наложения взыскания, он должен уведомить водителя, создать документ и передать копию на исполнение нарушителю. Тот имеет право обжаловать действия уполномоченного сотрудника ГИБДД либо спокойно заплатить деньги по квитанции.

Сроки оформления

Инспектор ДПС должен вынести постановление в течение двух месяцев с момента создания протокола. Если временные рамки, предусмотренные законом, не соблюдены, дело должно быть закрыто. Рассмотрение в суде по факту нарушения ПДД происходит за 90 дней с момента фиксации противоправного события.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ГИБДД определены законом, в случае их несоблюдения расследование считается закрытым, а ответственное лицо может понести наказание, если будет выявлено затягивание процесса по халатности либо умышленно.

В каком случае постановление выписывается без протокола

Решение инспектор может вынести на месте, без предварительного составления бумаг, фиксирующих событие, если:

  1. водитель не оспаривает событие и согласен с доводами полицейского;
  2. автомобилист допустил сразу несколько ошибок (в этом случае в документе указываются все нарушенные пункты ПДД).

По факту превышения скорости, зафиксированного камерами, решение о наложении взыскания выносится сразу. Постановление может быть выслано водителю в электронной либо бумажной форме.

Причины отмены протокола

Когда задержание проводит один полицейский, а фиксирует совершенную водителем ошибку другой служитель закона, составленный документ не имеет юридической силы. Бумаги, выписанные с нарушением сроков, подлежат отмене из-за давности события.

Когда бланк заполнен с ошибками, в нем есть явные более поздние приписки, он не может являться основой для возбуждения дела. Следователь, обнаружив разночтения и несовпадения дат, имен участников события, сочтет документ недействительным.

Частые ошибки, приводящие к обжалованию

Отменить решение инспектора может судья, когда для этого будет достаточно оснований. Если протокол об административном правонарушении составлен без учета законных прав человека, управлявшего авто, он имеет право направить ходатайство в прокуратуру об отмене документа и принятии мер по отношению к сотрудникам ГИБДД. Самые распространенные нарушения и ошибки, которые допускают полицейские при заполнении бланков:

  1. Приглашают водителя пройти с ними для составления и подписания документов без свидетелей и понятых;
  2. Вписывают данные и схемы в оригинал после выдачи копии;
  3. Игнорируют требования задержанного вписать имена пассажиров в протокол.

Если в протоколе об административном правонарушении есть ошибка, которая ведет к разночтению имени водителя, свидетелей, документ не имеет юридической силы.

О чем нужно знать водителям

Если в графе, отведенной для объяснений, мало места, автомобилист может изложить свое видение события на отдельном листе, а в строку вносят пометку, что к документу есть приложение. Отказ от подписи в протоколе об административном правонарушении должен фиксироваться при понятых.

После заполнения бланка инспектор передает на руки водителю его копию. Вносить что-либо в него нельзя, даже если на этом настаивает работник ГИБДД. В дальнейшем это может сыграть против водителя. Строку документа «Получил копию» нужно подписывать только после передачи этой бумаги полицейским на руки автомобилисту.

От определения тяжести проступка автомобилиста зависит, протокол или постановление выпишет по факту нарушения инспектор ГИБДД. Первый документ по своей сути является всего лишь юридической формой фиксации события, второй отражает конечное решение вышестоящей инстанции. Наказание может быть определено на месте сразу, если водитель согласен с доводами полицейского ДПС. Оспаривание вердикта, вынесенного служителем закона возможно в том случае, если протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями и ошибками.

В МВД уточнили, в течение какого срока совершенное нарушение будет считаться повторным

4 августа 2020 г. 12:45

Министерство внутренних дел (МВД) опубликовало проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые уточняют срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, а совершенное им такое же нарушение — повторным. Поправки, по сути, сокращают этот срок для тех, кто уплатил штраф досрочно — в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

Дело в том, что на данный момент действует общее правило: срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, исчисляется с момента вступления в законную силу постановления за нарушение и заканчивается ровно через год. В течение этого года совершенное такое же нарушение будет считаться повторным, а это значит, что за него назначат более строгое наказание.

Так, например, за превышение скорости на 40-60 км/ч предусмотрен штраф в размере 1-1,5 тыс. рублей, однако за повторное нарушение скоростного режима он увеличивается до 2-2,5 тыс. рублей.

Проезд на красный свет наказывается 1 тыс. рублей, но при повторном нарушении водителю может уже грозить лишение прав от 4 до 6 месяцев.

Читайте также  Как узнать год начала стажа вождения?

При этом закон дает право погасить штраф за нарушения ПДД досрочно, в течение 20 дней со дня вынесения постановления, и получить таким образом 50-процентную скидку на его уплату. В то время как даты вынесения постановления и его вступления в законную силу не совпадают. Последнее происходит позже, поскольку лицу, на которое оформлено постановление, еще дают срок на его обжалование.

В итоге, получается, что то, как быстро будет уплачен штраф, не влияет на срок административного наказания. И если в случае погашения штрафа после вступления постановления в законную силу (дается 60 дней), это в определенном смысле даже плюс для нарушителя (штраф еще не оплачен, а срок административного наказания уже идет), то при досрочном погашении, все иначе.

Так, в отношении Оксаны Брянцевой 6-го июля 2018-го года было вынесено постановление о превышении скорости. Через 7 дней, 13-го июля, штраф уже был уплачен, а само постановление вступило в законную силу 28-го августа 2018-го года.

В августе 2019-го года Оксана снова попалась на превышении скоростного режима, однако тогда ее оштрафовали уже как за повторное нарушение, поскольку постановление было вынесено 9-го августа, когда еще не истек год со дня вступления в законную силу предыдущего постановления.

Правда, Оксана обжаловала это решение в суде, а Костромской областной суд обратился за разъяснениями в Конституционный суд.

В принципе, разъяснения Конституционного суда и стали причиной внесения поправок в КоАП: суд постановил уточнить порядок исчисления срока привлечения к административному наказанию. А до тех пор, пока это произойдет, установил, что при досрочном погашении штрафа этот срок будет исчисляться как раз таки с момента уплаты денежных санкций.

В свою очередь, поправки в КоАП, предлагаемые МВД, имеют точно такую же суть.

В ст. 4.6 КоАП вносится уточнение: лицо, уплатившее административный штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления (то есть до его вступления в законную силу), считается подвергнутым административному наказанию в течение года со дня уплаты штрафа, а не с момента вступления постановления в законную силу.

Таким образом, как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, у водителей появится дополнительный стимул к досрочному погашению штрафов за нарушения ПДД и еще одно преимущество, помимо уплаты 50% санкций.

Порядок обжалования протокола об административной ответственности

Обжалование протокола об административной ответственности вопрос не простой. Едва ли кто-то в здравом уме планирует совершить административное правонарушение. Большинство законопослушных граждан впадают в панику при одном упоминании о нем. Но, к сожалению, даже самые ответственные люди совершают деяния, иногда расходящиеся с нормами административного права.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам в обжаловании протокола об административной ответственности: профессионально, на выгодных условиях и в срок 24 часа. Звоните уже сегодня!

Кто составляет протокол об административном правонарушении?

В соответствии с требованиями КоАП РФ, протокол составляется должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дело. При этом, в пределах компетенции органа. Глава 23 КоАП утверждает закрытый перечень компетенций суда, органов и их должностных лиц по рассмотрению дел.

Кроме того, КоАП в ст. 28.3 устанавливает список лиц, уполномоченных составлять протокол о нарушении, когда дело рассматривается судом.

Как оформить свое несогласие с протоколом на месте?

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица. Это требование является обязательным.

Нет смысла отказывать должностному лицу в подписании прокола. Отказ подписать прокол приведет к лишним манипуляциям должностного лица по оформлению отказа подписать прокол. Поэтому, такой отказ является лишним и нецелесообразным.

Оформить несогласие в протоколе необходимо путем заполнения графы «Объяснения и замечания по содержанию протокола». При этом, «не согласен» не является достаточно информативной записью. Необходимо кратко указать на отсутствие события правонарушения («не курил в подъезде»), или несогласие с содержанием протокола («не согласен, знака нет, разметка стерта»).

Такая запись может заставить должностное лицо, уполномоченное лицо принимать решение по делу с учетом указанных обстоятельств. Однако, если лицо, в отношении которого ведется дело, не представит доказательств, указанные в протоколе обстоятельства могут быть не учтены. Знак могут поставить, а размету нарисовать. Потому необходимо позаботиться о сборе доказательств на месте составления прокола.

Протокол, по сути, является документированием обстоятельств совершенного нарушения, на основании него возбуждается дело. Однако, часть должностных лиц имеет право составить Постановление по делу об административном нарушении сразу после составления прокола. Несогласие с протоколом, выраженное любым образом, не влияет на выводы должностного лица о наличии или отсутствии вины в нарушении.

Основания для признания протокола по административному делу недействительным

Протокол недействителен тогда, когда составлен с существенными нарушениями. КоАП РФ не содержит признаков недействительности протокола, однако устанавливает правовой статус протокола и требования к его содержанию.

Как правило, обстоятельства, при которых протокол не может считаться доказательством по делу, определяются рассматривающим дело лицом, органом или судом. Как правило, к таким обстоятельствам суды относят отсутствие необходимой информации.

Если в проколе не зафиксированы или зафиксированы не верно дата и место его составления, данные должностного лица и лица, совершившего правонарушение, данные свидетелей и потерпевших (если они имеются), место и время совершения административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение, информация о разъяснении прав, возникают препятствия для вынесения постановления по делу, основания для отмены постановления по делу.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Порядок обжалования протокола не предусмотрен ввиду существа данного документа. Обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, возбужденное на основании прокола.

Дело считается возбужденным с момента составления прокола. Потому, с момента составления прокола у гражданина появляются права и обязанности лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Соответственно, возражения по поводу нарушений при составлении прокола можно выразить путем представления доказательств искажения в протоколе фактов нарушения, путем дачи объяснений, путем ходатайства о приобщении к делу документов, материалов, опросе свидетелей и т. д.

Если прокол был составлен с существенными нарушениями, или в нем факты отражены искаженно, лицо может обратиться в порядке подчинения к вышестоящему должному лицу с общей жалобой. В такой жалобе необходимо указать основания своего несогласия, подтверждающие документы/материалы.

КоАП закрепляет так же порядок обжалования постановления по делу. Жалобу подают в орган, рассмотревший дело, или в суд (если дело рассматривал суд).

В течение 3 дней жалоба направляется вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий суд.

Срок оспаривания протокола о привлечении к административной ответственности

Срок оспаривания протокола по делу – 10 дней.

Этот срок начинает исчисляться в момент вручения, получения копии протокола.

Кроме того, пропущенный срок обжалование может быть восстановлен. Для этого, в жалобе на постановление необходимо просить восстановления срока и указывать причины его пропуска.

Как правило, причины должны быть оценены как уважительные – болезнь, нахождение за границей и т. д.

ВАЖНО: срок восстанавливается судом или должностным лицом, которое будет рассматривать жалобу.

Как составить жалобу на протокол об административном правонарушении?

В жалобе необходимо указать адресата – суд или должностное лицо, которому направлена жалоба. В тексте указывается номер обжалуемого постановления. Необходимо указать причины незаконности вынесенного постановления об административном правонарушении:

  1. Неверно составлен протокол, не учтены некоторые обстоятельства
  2. Лицо, в отношении которого рассматривалось дело, не было уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
  3. Событие правонарушения отсутствовало
  4. Состав правонарушения отсутствует
  5. Лицо действовало в состоянии крайней необходимости
  6. Отмена нормы, устанавливающей ответственность
  7. Истечение сроков давности привлечения
  8. Недоказанность обстоятельств нарушения
  9. Существенное нарушение процессуальных требований к порядку рассмотрения
  10. Иные основания, которые найдет наш адвокат в деле при защите Ваших прав

ПОЛЕЗНО: жалоба должна содержать просьбу отменить постановление, смотрите видео с дополнительными советами по составлению жалобы

Что делать, если жалобу на протокол не удовлетворили?

После того, как жалобу на постановление о нарушении не удовлетворили, постановление вступает в силу. Порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях, вступивших в силу, установлен КоАП РФ.

ВНИМАНИЕ: с 1 октября 2019 года жалобу на вступившее в силу постановление нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции.

Если постановление об АП было вынесено арбитражным судом, жалобу рассматривает Верховный Суд РФ.

Процессуальные требования к содержанию жалобы установлены ст. 30.14 КоАП РФ. Нужно предусмотреть в содержании:

  1. Название суда
  2. Сведения о заявителе
  3. Сведения об участниках дела
  4. Данные вступившего в силу постановления
  5. Доводы о незаконности жалобы

К жалобе нужно приложить материалы, доказывающие факты, являющиеся основаниями для отмены постановления.

Кроме того, к жалобе нужно приложить:

  • копию постановления, вступившего в силу;
  • копии решений по предыдущим жалобам на постановление
  • копии жалобы для других участников производства по их количеству

Участие адвоката в производстве по административным делам

На сегодняшний день существует огромное количество открытых ресурсов, где можно узнать порядок обжалования административного протокола. На этих же ресурсах, либо в представительстве самого законодательного органа можно скачать или посмотреть образец обжалования административного протокола. Но мы рекомендуем не пользоваться открытым доступом, поскольку найденная информация не отражает индивидуальной особенности Вашей ситуации и обстоятельств дела.

Читайте также  Протокол об административном правонарушении требования к оформлению

Не нарушайте законы и знайте свои права, тогда вес проблемы вас обойдут стороны. Если пришла беда, то вы всегда можете рассчитывать на помощь нашего адвоката по административным делам. Запишитесь на консультацию уже сегодня.

Отзыв о работе нашего административного адвоката

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Истечение срока давности по КоАП РФ: новое в практике или единичный случай?

С 2008 г. я занимаюсь административным производством (со стороны различных административных органов), и все это время и мне, и судам было очевидно: если правонарушение совершено (обнаружено), к примеру, 10.07, то двухмесячный срок давности истекает 10.09 и — самое важно — эта дата является последним днем срока давности, когда еще можно вынести постановление.

Но этой весной все изменилось, и наш АС вдруг начал считать по-другому: теперь если правонарушение совершено (обнаружено) 10.07, то срок истекает 09.09 и выносить постановление после этой даты нельзя.

При этом суд не утруждает себя мотивировками, а просто ссылается на кассационное определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921.

А в этом определении сказано вот что (прошу прощения за обширную цитату):

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата.

Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела.

Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.

Изложу по порядку, почему я с такой позицией не согласен.

Во-первых, если я ничего не путаю, кассационное определение судебной коллегии ВС РФ — это отнюдь не тот судебный акт, которым надлежит руководствоваться другим судам.

Во-вторых, коллегия при рассмотрении дела об административном правонарушении сослалась на постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 по уголовным делам. (Что уже само по себе. ммм. удивительно.) При этом, на мой взгляд, коллегия в судорожных поисках зацепки по аналогии не учла, что в УК РФ отсутствует норма об определении момента истечения срока, что, возможно, и побудило Пленум к такому разъяснению. Напротив, в КоАП РФ такая норма имеется (ч. 2 ст. 4.8), что исключает необходимость руководствоваться какими-либо аналогиями. И эта норма вполне понятно гласит (на примере двухмесячного срока):

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

В-третьих, возможно, осознавая зыбкость опоры на «уголовку», коллегия сослалась на примечание к ст. 4.8 КоАП РФ:

Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

И далее торжественно нашла эту «другую» статью: ч. 1 ст. 4.5 КоАП рФ. Которая говорит, что срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Так ведь с этим никто и не спорит! Вопрос не в том, когда с какого дня срок начинает исчисляться, а когда он заканчивается! И ответ на этот вопрос лежит не пленуме по «уголовке» и не в УК РФ, а нашем родном КоАП РФ.

В-четвертых, КоАП РФ действует с 2002 г., а постановление Пленума ВС РФ, на которое в апреле 2017 г. сослалась коллегия, действует — с 2013 г. Выходит, что суды 15 лет (или 4 года, смотря откуда считать) выносили и выносят заведомо неправосудные решения ввиду неправильно определения срока давности, а какие-то трое судей из коллегии по экономическим спорам вдруг достали с дальней полки пленум по «уголовке» и внезапно прозрели? Но вот их коллеги так не считают и как выносили до апреля 2017-го, так и выносят совершенно противоположные решения.

Вот, например, постановление ВС РФ от 09.10.2014 № 305-АД14-61(1):

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в предписании № 12-ЮБ-13/50480-прд от 27 ноября 2012 г. Федеральной службы по финансовым рынкам срок его исполнения был установлен до 27 декабря 2012 г.

Следовательно 27 декабря 2012 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 28 декабря 2012 г. – днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 28 декабря 2012 г. и истек 28 февраля 2013 г.

Таким образом, 28 февраля 2013 г. постановление о назначении ООО «Росгосстрах» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Или постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2 (заметьте, позже рассматриваемого определения):

Из материалов дела усматривается, что в предписании от 14 апреля 2016 г. № 6/1/1 срок его исполнения установлен до 1 ноября 2016 г.

Следовательно, 31 октября 2016 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 1 ноября 2016 г. — днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 ноября 2016 г. и истек 1 февраля 2017 г.

Таким образом, 1 февраля 2017 г. постановление о назначении обществу административного наказания вынесено мировым судьей с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Смею заверить вас, что таких постановлений и за 2016-й, и за 2017-й, и за 2018-й года уйма.
Как видно, судьи из административной коллегии ВС РФ то ли не знают об открытии их коллег, то ли просто предпочитают судить по старинке, но надежно, то есть по КоАП РФ, а не по УК РФ.

Но! Я вполне допускаю, что могу где-то ошибаться или вовсе чего-то не знать. Может, я страшно заблуждаюсь.
Буду весьма благодарен за ваши соображения по проблеме.

Срок давности по административным правонарушениям

09 Ноя Срок давности по административным правонарушениям

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным.

Читайте также  Продали машину надо ли подавать декларацию

Данная статья актуальна на 29 февраля 2020 года

Согласно п. б ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Последний случай встречается чаще: рассмотрение дела об административном правонарушении затягивается и в конечном итоге это может привести к вынесению постановления о прекращении производства по делу со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если такое постановление по истечении срока давности не принимается, а напротив, лицо привлекается к административной ответственности, имеется достаточное основание для отмены принятого акта как незаконного. Подавать жалобу на постановление — обязательно.

О том, как обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, можно прочитать здесь.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Важно учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Я, адвокат Владимир Чикин, расскажу о перспективах вашего дела, подготовлю документы и представлю ваши интересы в суде. Пишите на advice@vvcl.ru или звоните по телефону + 7 499 390 76 96.

Для разных правонарушений срок давности отличается. Урегулирован данный вопрос в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Норма изложена путанно, объёмно и неудобочитаемо. Ниже я привожу ее в упрощенном виде.

Срок давности по умолчанию: 2 месяца

Срок давности по делу, рассматриваемому судьей: 3 месяца

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 1: 1 год

За нарушение законодательства Российской Федерации:

  • об экспортном контроле,
  • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации,
  • о геодезии и картографии,
  • о наименованиях географических объектов,
  • патентного законодательства,
  • антимонопольного законодательства,
  • законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования,
  • об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
  • об охране здоровья граждан,
  • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,
  • о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ),
  • о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 КоАП РФ),
  • об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,
  • об использовании атомной энергии,
  • о налогах и сборах,
  • о защите прав потребителей,
  • законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
  • о потребительском кредите (займе), о кредитных историях,
  • о государственном регулировании цен (тарифов),
  • о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,
  • о рекламе,
  • об электроэнергетике,
  • о теплоснабжении,
  • законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения,
  • о газоснабжении,
  • о лотереях,
  • законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях),
  • о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр),
  • о выборах и референдумах,
  • об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
  • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
  • об акционерных обществах,
  • об обществах с ограниченной ответственностью,
  • о рынке ценных бумаг,
  • страхового законодательства,
  • законодательства о клиринговой деятельности,
  • об организованных торгах,
  • об инвестиционных фондах,
  • о негосударственных пенсионных фондах,
  • законодательства о кредитной кооперации,
  • о сельскохозяйственной кооперации,
  • о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях,
  • о ломбардах,
  • законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком,
  • законодательства о национальной платежной системе,
  • об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов,
  • о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 КоАП РФ),
  • трудового законодательства,
  • иммиграционных правил,
  • правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства,
  • правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников),
  • процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 КоАП РФ),
  • порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,
  • законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ),
  • о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ),
  • законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ),
  • об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,
  • об основах государственного регулирования торговой деятельности,
  • законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
  • о пожарной безопасности,
  • о промышленной безопасности,
  • о безопасности гидротехнических сооружений,
  • о градостроительной деятельности,
  • о техническом регулировании,
  • о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях,
  • о применении контрольно-кассовой техники,
  • об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
  • об исполнительном производстве,
  • об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации,
  • о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ),
  • за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации),
  • в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 2: 1 год

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (если только данное правонарушение не подпадает под исключения №№ 3-5).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 3: 2 года

За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле,

за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования,

за нарушение законодательства о бухгалтерском учете,

за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ,

за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 4: 3 года

За нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве),

за нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 5: 6 лет

За нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Оставляйте свои комментарии и вопросы о привлечении к административной ответственности. Я буду рад ответить!