Стоит ли покупать дорогую машину

Покупать ли дорогой автомобиль — плюсы и минусы

Для некоторых машина нужна только как средство передвижения, а некоторые таким образом пытаются показать свой статус. Но так ли важна цена автомобиля?

Выбор и покупка нового авто очень ответственная процедура. Многие думают, что высокая цена означает высокое качество, но на практике все оказывается не так просто. Очень часто можно наблюдать людей, которые купив дорогую машину, не могут ее содержать. Они просто на просто забывают, что дорогая машина будет дорогой и в обслуживании. А некоторые личности, взяв автомобиль в кредит, живут в ужасных условиях и зачастую не могут себе позволить элементарных вещей. Поэтому так важно трезво оценивать свои финансовые возможности.

Плюсы покупки

  • Безопасность. Это связанно с усовершенствованием технологии производства, а также с использованием дорогостоящих материалов. Такие машины проживут дольше, по сравнению с автомобилем среднего класса. Покупатель может быть уверен в том, что его машина не заглохнет на половине пути, что, несомненно, является частой проблемой многих дешевых автомобилей.
  • Комфорт. На дороге с ямами человек не будет чувствовать себя как в стиральной машинке, что действительно важно при длительных поездках на большие расстояния. Качественные сиденья с подогревом будут радовать даже в самые сильные морозы, а мощный двигатель позволит стать увереннее на дороге. Разгон автомобилей высокого класса происходит быстрее, и за счет этого можно будет спокойно обгонять фуры и грузовики на загородных трассах, тогда как с медленным разгоном иногда присутствует шанс не завершить обгон, что угрожает многим участникам дорожного движения.
  • Статус. Автомобиль высокого класса, несомненно, будет показателем положения человека в обществе. Таких людей уважают и считают успешными, но забегая вперед, это далеко не всегда соответствует действительности. Поэтому не стоит забывать, что встречают по одежке, а провожают по уму. Многие бизнесмены и известные личности покупают подобные авто из-за этого пункта, ведь человек с Lamborghini внушает больше доверия при заключении бизнес сделки.
  • Вклад в будущее. Некоторые люди могут купить дорогой автомобиль лимитированного тиража для продажи в будущем. На самом деле это довольно неплохая инвестиция, поскольку многие коллекционеры захотят приобрести такой эксклюзивный товар.
  • Мечта. Для многих людей такое приобретение будет исполнением заветной мечты, что несомненно является плюсом. Это может стать толчком для развития и хорошей мотивацией.

Минусы покупки

  • Цена. Хорошая машина стоит не дешево, поэтому надо понимать, сколько можно за нее заплатить, чтобы не умереть с голоду или не заработать язву от лапши быстрого приготовления.
  • Дорогое обслуживание. Цена технического обслуживания напрямую зависит от цены и престижа, поэтому для автомобилей премиум-класса может стартовать от 30 тыс. рублей, что является довольно внушительной суммой.
  • Затраты. На дорогой машине нужно ездить, а чтобы ездить – понадобится бензин, который стоит не дешево. Также не стоит забывать про налог, техосмотры, страховку, которые для дорогих машин стоят соответственно.
  • Детали. Никто не может быть точно уверен, что никогда не попадет в ДТП, но если это вдруг случилось, то лучше приготовиться хорошенько потратиться на ремонт. Конечно все зависит от степени урона, но так или иначе, детали для дорогих машин обойдутся в кругленькую сумму, иногда даже превышающую цену самого автомобиля. Чаще всего такое происходит с автомобилями лимитированного выпуска, детали которых иногда делают исключительно под заказ.
  • Угон. Если машина не стоит на платной стоянке или в частном гараже, то нельзя быть уверенным, что ее не попытаются угнать. Поэтому, можно смело добавлять в бюджет расходы на платную стоянку для железного коня.
  • Время. Даже дорогая машина не спасет потраченное время. Не всегда передвижение на авто будет экономить время, ведь в большом городе иногда проще добраться на метро или автобусе, чем стоять в пробках по несколько часов. Также к этому пункту можно отнести парковки. Сейчас многие люди имеют машину и очень часто сложно найти парковочное место, особенно в час пик в центре города, и некоторые ставят свои машины очень далеко от своего места назначения.
  • Обратная сторона медали. Дорогой автомобиль может обеспечить статус и уважение в обществе, но если человек ничего из себя не представляет и не заслуживает уважения в принципе, то тут ничего уже не поможет. Дорогое авто может помочь добиться статуса, но удержать его может только сам человек.
  • Инвестиции. Если цель покупки машины – перепродажа в будущем, не стоит забывать, что цена рано или поздно упадет. Не все дорогие авто сохраняют свою цену через много лет после покупки. Иногда можно потерять до половины цены, особенно если автомобиль активно эксплуатировался.
  • Машина в кредит. Если человек не может себе позволить покупку дорогого авто, то многие салоны готовы предложить ему кредит или рассрочку, но в итоге бедняга заплатит в несколько раз больше реальной цены автомобиля. Деньги – вещь не постоянная, поэтому лучше не совершать таких необдуманных действий и хорошенько подумать, нужна ли эта машина на самом деле.

Вывод и рекомендации

Несомненно, дорогая машина будет выделяться на улице, привлекать к себе внимание, но, если человек не имеет постоянного и высокого дохода, проще взять более дешевое средство передвижения, которое будет служить верой и правдой. Поэтому прежде, чем покупать машину нужно все взвесить. Важно ответить на некоторые вопросы, которые помогут с выбором автомобиля:

  1. Для чего мне нужна машина?
  2. Сколько я планирую потратить на ее покупку и обслуживание?
  3. Как много я планирую ездить на ней?

С помощью них можно понять, какой автомобиль подходит для конкретного человека. Но главное помнить, что тот, кто гонится только за статусом, не имея при этом стабильного дохода, вызывает только смех, а не уважение.

Стоит ли покупать автомобиль, стоимость которого превышает полугодовой доход?

Вопрос читателя Т⁠—⁠Ж

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

В последний год страдаю муками выбора: покупать свою машину или нет? А если покупать, то какую?

Нередко стоимость автомобиля привязывают к доходу и частоте передвижения, поэтому немного опишу свой бэкграунд. Мне 29 лет, работаю в сфере ИТ руководителем отдела. С 2017 года, когда моя зарплата впервые превысила 100 тысяч рублей в месяц, я регулярно откладываю часть дохода. Премия, как правило, тоже идет в накопления, обычно можно рассчитывать на бонус в виде пары зарплат в год.

Доходы и накопления. Раз в год сажусь за фундаментальный анализ акций и закупаюсь на 400 тысяч, отложенных на ИИС, чтобы потом получить еще и налоговый вычет. Всего на ИИС сейчас акций и облигаций на 1,5 млн — как рублевых, так и в евро и долларах. Закупаюсь довольно успешно, судя по тому, что за 2,5 года портфель вырос на 25% и в 2020 году не случилось существенной просадки.

После очередного повышения зарплаты, которое произошло в этом месяце, я получаю на руки 200 тысяч. В последний год зарплата составляла 185 тысяч, сейчас получается откладывать порядка 60—70 тысяч ежемесячно. Еще около 10 тысяч в месяц приходит благодаря суточным: я часто летаю в командировки. И в среднем столько же получаю от кэшбэка и дохода от депозита, на котором лежат свободные деньги в рублях: там чуть больше 2 млн. Он очень смущает меня своей рублевостью. Также есть небольшой вклад в долларах — 6 тысяч.

В общей сложности удалось накопить около 4 млн.

Я крайне негативно отношусь к любым кредитам, так как считаю переплату, которая возникает при пользовании ими, просто огромной. Возможно, это необходимая вещь для бизнеса, а при покупке квартиры — необходимое зло, но все-таки я всячески избегаю их и предпочитаю снимать жилье. Кредиткой пользуюсь только в грейс-период — обычно для всяких расходов без кэшбэка вроде оплаты коммуналки. Кроме того, пока что я живу в одном из крупных региональных городов, он очень хорош собой, но я не вижу его в качестве места, где хотел бы остаться… Впрочем, это можно сказать и о стране.

Таким образом, максимальная сумма дохода за этот год с учетом всех описанных переменных для меня составит около 3,6 млн на руки. Если брать только зарплату — 2,6 млн. Мне очень близок подход, который предполагает, что на машину не стоит тратить сумму больше полугодового дохода. Исходя из этого, новый автомобиль, который я мог бы купить, должен стоить максимум 1,8 млн, а в идеале — до 1,3 млн, чтобы уложиться в гарантированный доход от зарплаты.

Но, во-первых , это уже звучит как мой загон, а во-вторых , за такую сумму нормальную машину не купишь. Мне особо не перед кем выпендриваться, но я считаю, что автомобиль должен соответствовать статусу. Хотя я против излишеств. В России часто называют допустимой сумму, равную доходу за год, но мне кажется, что это из-за низких зарплат: увы, на среднюю полугодовую зарплату в нашей стране машину не купишь. Считаю допустимым все же чуть превысить порог полугодового дохода и поднять планку до 2 млн.

Читайте также  Судебная практика по транспортному налогу физических лиц

Частота перемещений. Мой главный аргумент против покупки автомобиля — отсутствие необходимости постоянно ездить на нем по городу. Во-первых , на это повлияла пандемия: сейчас я работаю удаленно. Во-вторых , мой предыдущий офис находился в двух станциях метро от дома, а меня такой способ передвижения вполне устраивает.

В отличие от Москвы, в наше метро спускаться даже приятно. И в пробках я себя лучше чувствую на заднем сиденье такси, благо есть тариф «Комфорт»: можно послушать музыку или почитать книгу — в общем, расслабиться.

С другой стороны, раз в пару недель мы с девушкой выбираемся в наш родной город, который находится в 200+ км от нынешнего места жительства. Кроме того, мы с ней очень активные и любим выезжать на природу: на озера и в горы летом, на горнолыжку зимой. Собственно, из-за этого мы и задумались о покупке машины.

Если бы она у нас появилась, мы бы точно купили байдарку и гоняли на ней по местным озерам.

Также велик шанс переезда в Москву в следующем году: там вариант с метро уже не прокатит, но есть каршеринг. Мы пробовали им пользоваться, но однажды нам пришлось 3 часа ждать мастера в 150 км от города из-за неисправности автомобиля, поэтому мы зареклись выезжать из города на каршеринге. Слишком много потенциальных проблем, в основном связанных с привязкой к интернету.

Есть еще один вариант аренды, которым я активно пользуюсь в путешествиях. Но перспектива тащиться на другой конец города и оформлять бумажки ради выезда на озеро кажется какой-то туманной. Впрочем, возможно, я недооцениваю этот способ? Может, у кого-то есть опыт полноценного использования прокатной машины в качестве основной в выходные?

Выбор автомобиля. В общем, как вы уже могли понять, мы люди достаточно активные. По этой причине нам приспичило выбрать полноприводный кроссовер, чтобы доезжать на нем прямо до озер или до стоянки не у самого подножья горы. Вероятно, тут ко многим придет понимание, что мои страдания не выдуманные, так как кроссоверы дороже легковых авто.

Цена на унылый Рено Дастер в более-менее адекватной комплектации начинается от 1 млн. Но мне все-таки хочется больше комфорта и чтобы машина радовала глаз. Идеальные варианты — Фольксваген Тигуан и Мазда CX-5 , но цены на новые автомобили начинаются от 2 млн, а на рынке машин с пробегом нужная мне конфигурация до 5 лет стоит от 1,5 млн.

Можно не выпендриваться и взять Шкоду Рапид за 800 тысяч: у нее хотя бы вместительный багажник. Но есть большой шанс, что потом я буду испытывать сожаления из-за того , что хотел большего, а в итоге пожалел денег и взял машину попроще. Да и к проходимости автомобиля есть вопросы, хотя я и не собираюсь месить грязь.

С другой стороны, 1,5 млн — это же ⅓ от того, что я накопил! Вот так я и мечусь от комфортной суммы к комфортабельному автомобилю. А как бы вы поступили на моем месте?

Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу

Стоит ли покупать дорогую машину

Плюсы и минусы разных стратегий покупки первого в жизни автомобиля

Два самых очевидных кандидата на роль первой машины: «мотька» и «жига». Но далеко не единственные

Фото: Артём Краснов

К выбору первой в жизни машины есть два глобальных подхода. Первый — взять что-то очень старенькое и дешевое, чтобы набить шишек в прямом и переносном смысле. Второй — сразу начинать с новой машины. Существует также бесконечное число промежуточных вариантов, и сегодня мы разберемся в их плюсах и минусах. А водители со стажем пусть поделятся опытом в комментариях — с какой машины начинали вы?

Вариант 1. Колеса по цене смартфона

Логика покупки машины за понятна — не так жалко. Если у новой машины мелкая ошибка может повлечь ремонт на те же , то у «Жигулей» бампер ремонтируется сапогом, а на что-то можно закрыть глаза, потому что ни функциональность, ни остаточная стоимость от этого сильно не меняется.

Выбор автомобилей ценой рублей обширен, но доминирует, конечно, продукция АВТОВАЗа. Встречаются также Daewoo Nexia и Matiz, «Волги», уазики. Есть и брендовые иномарки, но чаще в возрасте .

Косвенный плюс дешевой и старой машины: освоив ее, вы справитесь и с любым современным аппаратом. Подобная хтонь учит разбираться в технике, и вы наверняка узнаете, где у машины аккумулятор, какого цвета должен быть тосол и почему он всё время капает.

За эту «семерку» 2007 года просят около рублей. Вазовская классика по современным стандартам архаична, но с нее начинают многие: на фоне иномарок она почти бесплатна в эксплуатации

Дешевый автомобиль почти не теряет в цене, потому что дальше некуда. Если новая машина в первые три года может подешеветь этак на треть (сотни тысяч рублей), то автомобиль ценой через три года вы продадите. допустим, за .

Но есть и минусы. Старые корчи, как правило, доставляют много хлопот и требуют внимания. Пусть ремонт старых «Лад» стоит недорого, они могут доставать частотой поломок: то печка перестала работать, то холостые поплыли. Если у вас есть интерес к технике, можно рассматривать это как школу жизни, но в остальном эти пляски с бубном достают.

Можно поискать и переднеприводные ВАЗы: на фоне классики они пошустрее и проще в управлении

Кроме того, старые машины небезопасны в силу как архаичности конструкции, так и возраста конкретной машины. Подушек безопасности за такую цену чаще всего нет, а если и есть, то не факт, что рабочие. Впрочем, осознание этого учит осторожности на дороге, что само по себе неплохо.

За этот Suzuki Swift просят копейки, но состояние видите сами

Впрочем, мы вас не отговариваем: машина за рублей умеет 90% того, что может машина за миллион, так что по соотношению цены и функциональности старые «Лады», «Нексии» и праворучки впереди планеты всей.

Вариант 2. Иномарка по цене гарнитура

Подняв планку до можно поискать уже иномарку с усилителем руля, кондиционером и даже автоматом. Она будет ощутимо комфортнее «Жигулей» и проще в управлении, а живой вариант отъездит год-другой без особенных вложений: как раз хватит, чтобы научиться.

За 250–300 тысяч рублей есть неплохой выбор иномарок В-класса (городских хетчей) вроде Skoda Fabia или Hyundai Getz. Можно поискать и Ford Focus середины нулевых или Mitsubishi Lancer японской сборки. Есть и широкий выбор машин с правым рулем, включая экзотические варианты: мини-внедорожники, компакт-вэны, микролитражки.

Впрочем, годных иномарок за такие деньги не так много, поэтому выбирать нужно тщательно. Желательно проверить кузов толщиномером и провести диагностику двигателя и ходовой части. Также невредно почитать форумы, чтобы понять, нет ли у конкретной машины рискованных агрегатов. Например, французские автомобили оснащались проблемным четырехступенчатым автоматом (DP0/DP2/DP8 у Renault, AL4/AL8 у Peugeot и Citroen), которые медлительны и часто выходят из строя. Проблем могут добавить и ранние версии фольксвагеновских роботов DSG, стоимость ремонта которых иногда превышает остаточную цену автомобиля. Не меньше проблем было с роботами у Toyota и Opel.

С другой стороны, большая часть таких агрегатов хорошо известна, так что, погуглив, вы без труда поймете, относится ли конкретный автомобиль к зоне риска. Выбирая дешевую машину, не гонитесь за богатством оснащения: лучше взять вариант поскромнее, но с хорошей репутацией и в приличном состоянии.

Skoda Fabia неказиста на вид, но практична, сравнительно надежна, с хорошей управляемостью. В диапазоне 250–300 тысяч есть приличный выбор

Почему бедные люди покупают дорогие авто

Наблюдая за потоками проезжающих по улице престижных иномарок, нередко задаешься вопросом – неужели люди настолько богаты, что могут позволить себе покупать столь дорогие авто?

Сомнения усиливаются при взгляде на плеяду автомобилей, выстроившихся во дворе дома. Элитные представители мирового автопрома, с не одной сотней «лошадок» под капотом, вызывают восхищение, зависть и легкое недоумение. Где обычный житель типовой многоэтажки заработал деньги на такую дорогую «игрушку»? А главное, зачем человеку, живущему на зарплату обычного клерка, такое престижное авто? Его даже заправлять накладно, не говоря уже о тех. обслуживании и неизбежных ремонтах.

Поражает и то, что подобную покупку позволил себе не один человек. Судя по занятой парковке, стильный и мощный «стальной конь» имеется у каждого третьего жителя не самого престижного района города. Откуда этот массовый спрос на дорогие авто? Очевидно же, что такие покупки подавляющему большинству не по карману!

Читайте также  Можно ли сделать ОСАГО на полгода?

Все становится на свои места, если взглянуть на статистику. Оказывается, более 70% иномарок, купленных в нашей стране за последние 10 лет, приобретены в кредит!

Данная проблема касается не только автомобилей. На модные телефоны и электронную технику, стильную одежду и аксессуары далеко не богатые люди готовы тратить в десятки раз больше, чем зарабатывают. Чтобы приобрести роскошную иномарку или заветный iPhone многие берут кредиты в банке или покупают модный гаджет в рассрочку на несколько лет.

Причем, их совсем не смущает, что дорогой автомобиль частенько будет простаивать под домом из-за отсутствия денег на заправку, а из телефона, раз за разом будет звучать фраза «На вашем счете закончились средства». Да и сам обладатель дорогой «игрушки» будет выживать на оставшиеся от зарплаты крохи, покупая дешевую еду и отказывая себе в удовольствиях, ведь его доходы банально не способны «тянуть» оказавшуюся не по карману покупку.

А ведь подобная ситуация знакома практически каждому из нас! Почему мы так поступаем? Какой в этом смысл?

Статусные «игрушки» и психология бедняка

На самом деле, ответ лежит на поверхности. Наш мозг условно можно разделить на две составляющих: животную (инстинкты и эмоции) и разумную (умственную, аналитическую деятельность).

Человек, у которого животные инстинкты преобладают над разумом, острее других подвержен инстинкту доминирования. Ему хочется выделиться из толпы, быть выше, главнее, важнее, обрести влияние и статус.

Если бы умственная составляющая такого индивида преобладала над эмоциями, он бы понимал, что главная функция телефона – держать связь с нужными людьми, часов – показывать время, а автомобиля – доставлять человека из пункта A в пункт Б. Одежда должна спасть от холода, а обувь – оберегать ноги. А главный критерий этих вещей – надежность.

Более того, умный человек, который хочет выделиться из толпы, желает доминировать или продемонстрировать миру свой потенциал, выбирает для этого разумные пути. Он совершенствуется в деле, которое искренне любит, старается реализоваться в выбранной профессии или получить признание своего творчества. А некоторые и вовсе посвящают свою жизнь помощи другим людям, получая взамен общественное признание.

Но у человека скудного ума, чьи инстинкты преобладают над разумом, на первый план выходят несколько иные критерии. Ему хочется казаться лучше других, хочется, чтобы им восхищались и завидовали. Этим он повышает собственную самооценку.

Во всем виновата слабая экономика

По словам психологов, данная проблема характерна для бедных стран, где, по сути, нет среднего класса. Жители этих стран делятся на очень богатых людей (олигархов), и откровенно бедных людей, пытающихся выжить на мизерную зарплату.

Эта нищая прослойка населения очень тяготится своим состоянием и всеми силами пытается выбраться из нищеты. Удается это лишь единицам, а все остальные, у которых нет шансов стать богатыми, стараются хотя бы казаться таковыми. На последние деньги купив дорогие часы или шикарный автомобиль, они считают это подтверждением собственной успешности, хотя на деле лишь погружаются в долги!

Нужно также сказать о том, что в странах со слабой экономикой население социально не защищено, а потому люди стараются хоть как-то сохранить свои деньги, которые утекают как вода сквозь пальцы. Банкам население не доверяет, а приобрести недвижимость способны лишь единицы. Сохранение средств в этом случае ограничивается покупкой валюты, драгоценностей или приобретением автомобиля, да и то на последние средства либо в кредит. Но учитывая, машина может в любой момент попасть в ДТП, а телефон – банально разбиться, такие вложения выглядят крайне сомнительными.

В развитых странах, в частности, в Западной Европе, главенствует культ экономии. Люди живут по средствам, носят недорогую, но удобную одежду, а по городу нередко передвигаются на метро или велосипеде. Потому что так удобнее! Причем на велосипедах по городу передвигаются даже члены правительства. А вот приобретать дорогой автомобиль, когда у тебя нет средств на его содержание, никому даже в голову не придет. Это же просто глупо!

Данная проблема наглядно заметна и при прикупке одежды. Приходилось ли вам замечать, что посещающие нашу страну туристы не шокируют местное население нарядами от кутюр? Что многие из них путешествуют по всему миру в одежде, которую многие из нас стесняются надевать даже в магазин за хлебом? И ведь это представители Великобритании, Франции, США, Японии и других развитых стран.

В отличие от них, у наших людей настоящий культ одежды. Одежда обязательно должна быть дорогой, от именитого модельера, чтобы при одном взгляде на человека сразу было заметно – он сказочно богат. Мужчины на последние деньги приобретают дорогие костюмы и часы известных швейцарских производителей, а женщины готовы даже в лютые холода щеголять в туфельках на шпильке и коротеньких соболиных шубках. И пусть дома у них пустой холодильник, а завтра на работу они будут добираться на маршрутке, сегодня они хотят вызывать удивление своей одеждой, хотят чтобы им завидовали.

Что интересно, выйдя в свет в дорогом одеянии, человек старается показать, что денег у него «куры не клюют». Для демонстрации своих «возможностей» лучше всего подходит дорогой ресторан. Пуская пыль в глаза, бедняк заказывает бутыль дорогого вина, которое стоит три его зарплаты, и всевозможные экзотические блюда, которые даже не знает, как есть. Такое расточительство со стороны откровенно не богатого человека, ради демонстрации несуществующего статуса, иначе как глупостью назвать нельзя.

Что дает такое безумство бедняку

Итак, мы уже сказали, что безумные траты на дорогие статусные вещи имеют определенную цель – возвыситься в глазах других и произвести впечатление обеспеченной личности, поймавшей удачу за хвост.

Для чего все это? Просто представляя себя обеспеченным, человек испытывает приступ счастья. Щеголяя в роскошном наряде или садясь в дорогой автомобиль, он замечает на себе восхищенные и завистливые взгляды. И это вызывает внутреннее удовлетворение. Ему начинает казаться, что он на вершине мира.

Кроме повышения самооценки, дорогие вещи это еще и средство доминирования. Просто задумайтесь, на кого обратит свой взгляд симпатичная девушка – ¬на парня из маршрутки или молодого человека, подъехавшего на элитной иномарке? Очевидно, что у второго представителя сильного пола больше шансов на завоевание сердца юной особы. Благодаря автомобилю он ловит на себе восхищенные взгляды, но что еще важнее, производит впечатление обеспеченного и надежного человека, с которым можно строить совместное будущее. И пусть, их отношения закончатся спустя неделю, благодаря статусному автомобилю девушка выбрала именно его, а значит, он стал победителем в этом споре.

Чем грозит дорогая покупка бедняку

Согласитесь, преимущества такого поведения крайне сомнительны, да и удовлетворение они доставляют минутное. А вот жизнь дорогие покупки усложняют капитально!

Если покупка совершена в кредит, такого «псевдомажора» ожидают годы ежемесячных выплат. Человек просто работает на автомобиль, который спустя время уже не приносит былого удовлетворения. А ведь приобрести статусный автомобиль – еще полдела. Его нужно постоянно обслуживать, не говоря уже о том, чтобы регулярно заправлять, ведь у некоторых и с этим возникают проблемы. В итоге человек становится рабом приобретенной вещи.

Так происходит буквально с любым приобретением, которое можно описать фразой «Не по Сеньке шапка». Телефон может сломаться, упасть и разбиться. А у небогатого человека еще не выплаченный по нему кредит. И даже нет средств, чтобы поменять треснувший экран.

Или шикарный ремонт в квартире. Многие вкладывают немыслимые средства в отделку собственного жилища, а все для того, чтобы удивить и заставить восхищаться гостей своего дома. Но это удовольствие минутное. Проходит месяц, другой, и хозяин сам перестает замечать красоту. Она теряет для него значение. Это значит лишь одно – деньги были потрачены зря. На удовлетворение собственного самолюбия.

Можно ли что-то исправить?

Прежде всего, важно понять, что бессмысленно тратить деньги на вещи, которые призваны подтверждать мнимый статус человека. Если он ничего не представляет как личность, если он ничего не добился в жизни, вещи не сделают его важным и значимым. Такой человек будет вызывать лишь насмешки окружающих, и страдать от безденежья и невозможности содержать дорогую покупку.

Нужно научиться видеть суть вещей, чтобы они работали на нас, а не мы на них. Здесь очень показательна история, которую описал в своей книге нынешний Президент США Дональд Трамп. Для организации мероприятия ему, успешному бизнесмену понадобились приобрести 150 стульев. Помощник сообщил Трампу, что нашел подходящие предметы мебели по 1500$ за штуку. Бизнесмен мог бы с легкостью подмахнуть чек на четверть миллиона долларов, но не был бы он известным финансовым воротилой, если бы не умел экономить!

Отменив покупку, Трамп лично занялся поиском стульев, и буквально через пару часов нашел то, что нужно. Причем по цене 90$ за штуку! Самое интересное, что никто из высокопоставленных особ даже не заметил разницы!

Читайте также  Как узнать действительны ли водительские права?

К чему я веду? Да к тому, что если предмет выполняет свои основные функции, и если не видно разницы – за него не нужно переплачивать! Можно найти десятки компьютеров, которые будут не хуже Apple Mac, или выбрать телефон, который ничем не уступает последнему iPhone. Не нужно переплачивать за мнимый престиж.

Бедные люди этого не понимают. Они потому и бедные, что не умеют ни зарабатывать, ни экономить, ни вкладывать в развитие! Вывод: каждому из нас необходимо учиться финансовой грамоте. Это могут быть обучающие курсы или подходящая литература. При желании везде можно найти рациональное зерно, которое направит вас по правильному пути.

Поймите простую вещь: глупо тратить деньги на вещи, которые вам не по карману. Гораздо правильнее вкладывать их в свое дело, которое в будущем поможет вам получать пассивный или активный доход. Или путешествовать на них по миру. Или тратить на помощь тем, кто живет хуже вас. Нужно просто жить настоящей жизнью. Жить, а не казаться!

Цена автомобиля: кто ее задирает?

Представьте себе магазин, торгующий неким товаром: автомобилями, часами, платьями — неважно. Но магазин не совсем обычный: в нем не видать ценников. Или, скажем, имеются перепутанные ценники, чтобы стало веселее. Сможете ли вы безошибочно ткнуть пальцем в лучший из товаров? Или в худший? Отличите ли часы за 1000 рублей от примерно таких же, но на три порядка дороже?

ЗА ЧТО ПЛАТИМ?

За что человек платит деньги, приобретая какой-либо продукт? Например, автомобиль?

С одной стороны, все ясно: ведь автомобиль — это физический объект с набором технических и технологических характеристик, позволяющих нам перемещаться в пространстве. Вот за них-то мы и платим — за лошадиные силы, километры в час, грузоподъемность и т. п. По идее, именно эти характеристики и должны являться основным фактором ценообразования. Но это не совсем так.

Вернее — совсем не так. Потому что в реальной жизни любой продукт — это не просто набор должным образом сориентированных атомов. Это еще и отражение этих атомов в зеркале конкретной культуры определенного общества. Можно сказать, что это своего рода порождение разума, существующее благодаря тому, что люди не только создали его, приписав определенные свойства, но и добровольно живут по его законам.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТОВАРЕ?

Действительно, что современный человек знает о приобретаемом товаре?

Если отбросить куртуазности и прочие красивости, то ответить надо так: «Ничего!» Даже если он эксперт. Попробовать монету на зуб — это просто способ убедиться, что она не мягкая. Но не факт, что при этом она все-таки настоящая. На глазок можно оценить разве что уж самые примитивные товары. А вот клубнику на рынке все-таки хорошо бы попробовать, прежде чем лезть за пиастрами.

Маркетологи давно просекли, что никакой прямой зависимости между рыночным успехом товара и результатами его независимых тестирований на точность, надежность, мощность и т. п. не существует. Более того, даже наличие сотен «полезняшек» — типа видео в мобильнике или телематики в автомобиле — само по себе не гарантирует повышения спроса. Устоявшийся термин «ненужная полезность» говорит сам за себя. К тому же на практике покупатель, как правило, в большинстве этих самых «полезностей» совершенно не разбирается и потому, за редким исключением, не пользуется.

Товар покупают по причинам, далеким от его утилитарных свойств. И дело именно в том, что покупатель теоретически не в состоянии понять, чем же один товар отличается от другого, примерно такого же. Ему остается только одно: положиться на чужое мнение. Все современные покупатели полностью зависят от чужого мнения.

ДОРОЖЕ — ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ!

Когда-то в детстве прочитал в книге Николая Смелякова «С чего начинается Родина» удивившую тогда мысль. Кстати, Смеляков много лет был замминистра внешней торговли СССР. Ну так вот — у него я и вычитал, что когда в одном из американских универмагов поставили эксперимент и вывесили для продажи две партии абсолютно одинаковых женских платьев — одни, скажем, по 100 долларов, а другие — по 200, то к вечеру раскупили… Правильно — именно дорогие!

Сегодня бы я уже не удивился. Потому что бородатый анекдот про нового русского, сдуру слишком дешево купившего красный пиджак, давно надоел. И мы привыкли к тому, что ценник товара — это ключик к двери за холстом с нарисованным очагом. Говоря вычурно, цена — это символическая полезность товара. Не физическая, в километрах или киловаттах, а совсем другая. Дорогой товар — это пропуск в мир тех, которые могут себе его позволить. А заодно — охранник-мордоворот, не пускающий в этот мир всех остальных.

Человеку стыдно покупать дешевое. Точнее — стыдно светиться с этим перед другими. Именно поэтому какая-нибудь Виктория Прутковская будет на распродаже драться за помятую майку из огромного ящика с другой Викторией, но потом постарается переложить приобретение в дорогой пакет от солидного бутика. Чтоб знали: мы, дескать, барахла не берем!

А если у человека есть деньги? Рыться в ящике с мятыми майками он, понятное дело, не станет, а вот машину наверняка купит. Аналогия с платьями тут не прокатит: продавать в салоне одну и ту же машину, но с двойным или тройным разбросом цен, пока что никто не додумался. Да и зачем это делать, когда можно поступить проще?

Самый известный пример — автомобили Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne. Платформа одинаковая: силовая структура кузова, двери, стекла — считай, под копирку. Но самый дорогой Туарег при этом стоит примерно как самый дешевый Кайен… А при схожей комплектации разница в цене примерно двойная.

Какой купить? И чем руководствуется тот, кто выбирает Кайен? Ведь в нем нет абсолютно ничего такого, что бы на голову выделяло его на фоне Туарегов.

Цитирую недавнюю статью коллеги, Сергея Канунникова: мол, по удобству — практически равны. Диски и суппорты одинаковые — «Брембо». Коробки — одинаковые. Возможности трансмиссий — тоже. Отличия на ходу есть, но они не принципиальны. Дизайн — это, в общем-то, дело вкуса. Надежность? А что о ней говорить, если детали, считай, одинаковые?

В былые времена, когда я еще смотрел телевизор, был такой случай. Во время телеигры «Что? Где? Когда?» телезрительница пожелала, чтобы на ее вопрос отвечал лично маэстро Друзь. И задала вопрос: мол, компания, производящая водку, поняла, что у нее появился конкурент с точно таким же по качеству, но более дешевым товаром. Внимание — вопрос: что сделала компания, чтобы не только не потерять место на рынке, но еще и увеличить прибыль?

Маэстро Друзь тогда продумал две минуты, но так ничего и не сказал. А ответ был следующий: компания. увеличила цену на свою продукцию, тем самым переведя ее в категорию престижной!

Всего и делов… Дорогое — значит престижное. Хотя водка осталась той же.

ТАК ЗА ЧТО ЖЕ МЫ ПЛАТИМ?

Очевидно, что потребитель престижного товара мысленно приписывает своему приобретению такие функции качества, которых на объективном уровне восприятия нет. Грубо говоря, он виртуально распределяет различные товары по категориям: молодежный, спортивный, деревенский, бабский, крутой, стариковский, раритетный и т. п. При этом он, безусловно, опирается на ту информационную кашу, которая варится в его голове — про это где-то слышал, это мелькнуло в рекламе, такую видел у Джорджа Клуни и др. И апологет японских машин будет до хрипоты отстаивать свой выбор в споре с приверженцем немецких марок. При этом ни у того, ни у другого не будет в рукаве козырной карты с точными данными о надежностях, ресурсах, управляемостях…

Теперь можно дать точный ответ на поставленный выше вопрос: за что же человек платит деньги? Лично я убежден: человек платит за свое представление о покупаемом товаре! Это представление существует в наших мозгах, причем у каждого оно свое. А реальные достоинства товара важны лишь в той мере, в какой покупатель верит в их наличие.

Скажем, ручной труд — это хорошо или плохо? Вам, к примеру, нужно рулевое колесо, обшитое кожей вручную? Почти наверняка автомат сделает это на порядок дешевле и уж точно не хуже, но практически всегда упоминание ручного труда — это верный путь задрать цену в несколько раз. Хотя никакая экспертиза не покажет, что такая баранка, к примеру, лучше лежит в руках или богаче смотрится.

Кстати, насчет словечка «смотрится». Один информационный портал предложил читателям забавный вопрос: представьте, что вы пришли в огромный автосалон, где со всех автомобилей сняты эмблемы, шильдики и другие узнаваемые элементы. По каким внешним признакам отличить дорогой автомобиль от дешевого?