В каких случаях не действует ОСАГО?

Как ездить без ОСАГО, не нарушая закон

Все владельцы ТС должны позаботиться об оформлении обязательного полиса автострахования. Но что грозит, если этого не сделать? И как ездить без страховки не нарушая закон?

  1. Когда можно ездить без страховки и не нарушать закон
  2. Как перегнать машину без страховки с договором купли продажи
  3. Документы для перегонки автомобиля
  4. Временный или транзитный полис
  5. Как приобрести транзитный полис ОСАГО
  6. Стоимость
  7. Плюсы и минусы временной страховки
  8. Риски езды без страховки
  9. Вывод

Когда можно ездить без страховки и не нарушать закон

Единственная ситуация, когда водителю разрешено пользоваться автомобилем без страхового бланка, это приобретение ТС, при этом неважно – новая машина или нет.

Если покупка оформлялась в автосалоне, то там зачастую предлагают сразу же подписать договор услуг. Но хозяину машины могут не понравиться тарифы компании, которая работает с фирмой по продаже ТС. Либо гражданин просто планирует оформление договора в другой страховой. Как поступить в такой ситуации, не нарушая закон?

Некоторые страховщики пытаются запугать владельцев ТС тем, что нельзя пользоваться ТС без наличия действующего документа.

Как перегнать машину без страховки с договором купли продажи

Водителей интересует вопрос: сколько можно ездить без страховки? После подписания договора транспортным средством можно пользоваться в течение 10 дней без страховки. Это обосновано законом. Время отсчитывается со дня, когда был заключен договор купли-продажи. Под правило попадают не только новые ТС, но и поддержанные варианты, приобретенные не в автосалоне.

Документы для перегонки автомобиля

Если по новой машине только переоформляют документы, то перегнать ее на место регистрации можно несколькими способами, не нарушая закон:

  1. Составить доверенность, а затем заверить ее у нотариуса. С ее помощью можно ездить от имени прошлого хозяина.
  2. Подписать договор о безвозмездном пользовании ТС. После приобретения машины владельцем останется предыдущий хозяин. Это считается арендным договором, но при этом отсутствует материальная выгода. С таким документом можно ездить, при этом не потребуется нотариальное заверение.
  3. Предложить старому владельцу ТС вместе добраться до пункта назначения в роли пассажира. Если по пути повстречаются сотрудники правоохранительных органов, то можно сослаться на законодательство.

Это все возможные способы, которые отвечают на вопрос: как ездить без осаго, не нарушая закон? Но есть дополнительный легальный вариант: приобрести транзитную страховку.

Временный или транзитный полис

Как вести себя новому хозяину ТС, если уже прошло 10 суток после приобретения? Как не нарушать закон? Дальше ездить без обязательного бланка? Чтобы не получить штраф и не оказаться без машины, рекомендуется приобрести временную страховку.

Максимальный срок действия транзитного полиса – не больше 20 суток. Этого времени хватит для того, чтобы перегнать машину, поставить ее на учет и пройти процедуру техосмотра. Если хозяин ТС предполагает, что справится со всем значительно раньше, то бланк можно оформить на 10 и более дней. Транзитный вариант отличается от стандартного только сроками действия.

При оформлении полиса машину обеспечат транзитными номерами. После того как водитель поставит ТС на учет, можно будет произвести замену временного номера на постоянный и оформить обязательный ОСАГО.

Временную страховку легко удастся оформить как владельцу машины, так и третьим лица, которые занимаются перегоном. Если есть доверенность, то получить бланк может любой гражданин, не нарушая закон.

Как приобрести транзитный полис ОСАГО

Если покупка ТС оформляется через автосалон, то временный документ можно оформить там же после подписания основного договора. Это наиболее быстрый и удобный вариант.

Если в сделке участвовал агент или дилер, то хозяин ТС может заказать услуги страховщика напрямую или отправить запрос на оформление через сайт компании.

Или же помощь может предоставить страховой агент или брокер. Это удобно, т.к. увидеться с ним можно именно там, где захочется покупателю. Агент сотрудничает только с одной страховой фирмой, а работа брокера проводится сразу с несколькими компаниями параллельно. Следует внимательно подходить к выбору специалиста, легко можно столкнуться с мошенниками, которые используют поддельные бланки.

Стоимость

Цена временной страховки связана с:

  • мощностью двигателя;
  • стажем и возрастом владельца автомобиля;
  • регионом, где приобретается документ.

Зачастую стоимость временного бланка – это приблизительно 20% от цены годовой обязательной страховки.

Плюсы и минусы временной страховки

Ключевой плюс при оформлении транзитного документа – его выдадут даже в том случае, если отсутствует диагностическая карта. Это не будет считаться нарушением закона. Второе преимущество – невысокая стоимость.

Из недостатков можно выделить то, что страховка мало действует, ее нельзя подлить (потребуется оформление нового соглашения).

Получится ли перегнать машину без полиса? Получится, но это большие риски, особенно, если необходимо будет преодолевать большое расстояние. Если водитель попадет в аварию, то он потратит значительно больше денег на ремонтные работы по ТС, чем мог бы отдать за временную страховку.

Риски езды без страховки

Практически каждый водитель хотя бы раз задавался вопросом: можно ли ездить на машине без страховки? Ответ следующий: нежелательно, т.к. это приведет к штрафам. Нельзя нарушать установленные законы. Автострахование является обязательной процедурой для всех владельцев машин.

В любом случае, если водитель не предоставит основания, которые по закону могут оправдать отсутствие ОСАГО, ему придется понести ответственность. Эвакуации не последует. Такие меры принимались до 2014 г. Ранее, если у автомобиля отсутствовал страховой полис, сотрудники ГИБДД снимали номерные знаки и отправляли ТС на территорию штрафплощадки.

Сейчас правила стали более упрощенными. Автомобиль изымать никто не станет, но штраф все равно будет назначен.

Если водителю выписали штраф, то в этот же день не может последовать повторного наказания. Нарушителю закона предоставляется возможность в течение суток приобрести полис ОСАГО.

Езда без страховки штрафуется на сумму 500-800 руб. Но это несравнимо с тем, какую сумму придется потратить, если произойдет аварийная ситуация на дороге. Без полиса вся ответственность за причиненные повреждения ляжет на виновника, он сам будет должен за все платить из личных денег.

Если ездить без ОСАГО, то последует денежное наказание. Это относится даже к тем, кто просто забыл страховку дома. По закону водитель должен погасить штраф в размере 500 руб. и в будущем не забывать хранить бланк в машине.

Размер наказания за забытую дома страховку может быть и более высоким. Все зависит от сотрудника ГИБДД, который занимается оформлением протокола. Если он сможет доказать, что документ не был забыт, а его просто нет, то штраф станет больше на 300 руб.

Такая же сумма будет выписана, если гражданин не числится в страховке ТС, которым он руководит. Подобное может случиться при экстренной ситуации, когда срочно нужно воспользоваться чужим автомобилем. Но лучше не нарушать закон.

Если владелец автомобиля предпочитает ездить, пользуясь просроченной страховкой, то сумма будет уже не 500, а 800 руб. За отсутствие внимательности придется заплатить. Аналогичный штраф будет назначен тем, кто вообще не оформлял страховку. Это относится к водителям, которые зарегистрировали ТС, но не захотели получать ОСАГО.

Вывод

Существуют легальные варианты, когда разрешается ездить без страховки, не нарушая закон. Но рекомендуется обратить внимание на транзитный документ.

Если гражданин будет управлять ТС без страховки, могут последовать штрафы от сотрудников ГИБДД. Нарушением будет считаться даже то, что бланк был случайно забыт дома. Чтобы избежать санкций, необходимо всегда держать страховку поблизости. В случае аварии это решит проблему без нервов и личных трат.

Читайте также  Сколько стоит переоформить автомобиль в России

Страховые случаи по ОСАГО в России

Согласно законодательству Российской Федерации, страховое возмещение по ОСАГО («автогражданке») выплачивается только пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии лицам, если их имуществу, здоровью или жизни был нанесён ущерб.

Существует ряд ситуаций, при которых страховые компании вправе отказать в выплате, поэтому приведём случаи, когда возмещение производится гарантированно:

  • Водитель совершил наезд на пешехода, что привело к причинению ущерба здоровью человека или его гибели.
  • Пострадал человек (или люди) в автомобиле, чей водитель не является виновником ДТП.
  • Нанесены повреждения другому транспортному средству (одному или нескольким).
  • В результате аварии повреждено имущество пострадавшего или пострадавших.

В случае наступления страхового события при ДТП по «автогражданке», страховая компания будет выплачивать пострадавшим возмещение в соответствии со следующими лимитами:

  • При повреждении имущества, принадлежащего пострадавшей стороне, страховщик может выплатить до 400 тысяч рублей.
  • При нанесении вреда здоровью верхняя планка составляет 500 тысяч рублей.

Для подачи заявления на получение страхового возмещения, пострадавший может обратиться в одну из двух страховых компаний — либо свою, либо виновника дорожно-транспортного происшествия. Для повышения вышеупомянутых лимитов можно воспользоваться полисом ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности), позволяющим застраховать гражданскую ответственность на сумму до 1 миллиона рублей.

В каких случаях полис ОСАГО не действует?

Следует учитывать, что в некоторых случаях страховщик имеет законное право не производить возмещение по полису ОСАГО. Наиболее популярные причины отказа в выплате таковы:

  • Ущерб имуществу и/или здоровью третьих лиц был нанесен транспортным средством, у которого отсутствует либо просрочен страховой полис ОСАГО.
  • Виновник дорожно-транспортного происшествия нанёс третьей стороне только моральный вред. Кроме того, по «автогражданке» не возмещается упущенная выгода.
  • Имуществу и/или здоровью людей был нанесен вред, когда машина, застрахованная по ОСАГО, использовалась в качестве учебной, была задействована в гонках, тестовых испытаниях и т.п., если это не предусмотрено договором.
  • Ущерб имуществу и/или здоровью третьих лиц нанёс груз, транспортируемый автомобилем, если это не предусмотрено договором.
  • Имущество и/или здоровье людей пострадало в результате исполнения работником его профессиональных обязанностей, если данный тип вид вреда не должен возмещаться по закону.
  • Когда работодатель требует возмещения убытков, причинённых ему в результате нанесения вреда здоровью его работника.
  • Имуществу и/или здоровью третьих лиц был нанесен вред прицепным устройством, транспортируемым грузом, внешним оборудованием машины и т.д.
  • Вред имуществу и/или здоровью третьих лиц был нанесен при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
  • Если ущерб нанесён антикварным и ювелирным изделиям, наличным деньгам, ценным бумагам, объектам, представляющим культурно-историческую или религиозную ценность, а также произведениям искусства и другим объектам интеллектуальной собственности.
  • В том случае, если сумма ущерба превышает лимит, установленный договором ОСАГО и выплачиваемый страховой компанией, возникшую разницу виновник аварии обязан покрыть из собственных средств.
  • Страховое возмещение не выплачивается при выявлении представителями страховщика умысла в действиях виновника ДТП, а также в случае установления факта нахождения последнего под воздействием алкоголя или наркотических веществ.
  • Имущество и/или люди пострадали вследствие деяний, совершенных лицом под воздействием непреодолимых сил.

Если ваша ситуация подпадает под один из вышеприведенных пунктов, то рассчитывать на выплату от страховой компании бессмысленно. В данном случае не поможет даже суд, поскольку все эти нормы прописаны в законе.

Застраховать своё транспортное средство от всех возможных рисков можно при помощи КАСКО. Однако при этом следует помнить о том, что верхняя планка страхового возмещения по КАСКО не может быть выше актуальной рыночной цены ТС.

  • О проекте
  • Условия оказания услуг
  • Политика конфиденциальности
  • Вакансии
  • Реклама
  • Партнеры
  • Контакты

При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.

Все замечания и вопросы по сотрудничеству направляйте по электронной почте: auto@vercity.ru.

Обращаем ваше внимание на то, что изображения являются чьей-либо собственностью и добавлены посетителями сайта.

Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.

Все изображения размещены в ознакомительных целях.

Кому можно не покупать полис ОСАГО?

В течение длительного срока в России действует закон об автогражданской ответственности. Он гласит, что каждый собственник транспортного средства, попадающего под нормативы, должен ежегодно оформлять полис ОСАГО.

Тем не менее многих владельцев ТС интересует вопрос: можно ли управлять машиной без наличия «автогражданки»? Казалось бы, ответ лежит на поверхности — нет! Езда без договора ОСАГО запрещена и наказывается определёнными штрафами. Однако в законе предусмотрены случаи, когда езда без «автогражданки» разрешена совершенно официально.

В каких ситуациях можно управлять транспортным средством без ОСАГО и для какой техники его оформлять не нужно?

Когда отсутствие полиса ОСАГО — не проблема

Отвечая на вопрос: «Сколько можно передвигаться без «автогражданки»?», — большинство водителей, да и сотрудников ГИБДД, скажет — нисколько. Ведь действующее законодательство обязывает каждого владельца ТС своевременно покупать полис и предъявлять его при первой необходимости сотрудникам дорожной инспекции.

Но столь категоричный ответ верен отчасти. Конечно, если авто находится в собственности в течение какого-то времени, то водитель обязан иметь на руках «автогражданку», а за её отсутствие быть готовым к определённым санкциям. Причём решение сотрудников госавтоинспекции в этом случае будет абсолютно законным, потому спорить или попытаться обжаловать вынесенный вердикт бессмысленно.

Несмотря на всю суровость действующего законодательства, есть ряд случаев, когда отсутствие «автогражданки» считается допустимым. А значит, ответ на вопрос: «Можно ли без проблем передвигаться без «автогражданки»?» — в некоторых ситуациях будет звучать положительно.

Случаи, когда можно не приобретать полис

Первое, что приходит на ум при ответе на интересующий вопрос, это ситуация, когда транспортное средство было только что приобретено. Владелец совершенно законно может передвигаться без оформления «автогражданки» в течение десяти дней.

Справка. Соответствующее положение было закреплено Верховным Судом Российской Федерации в 2014 году и прописывается в постановлении № 12-АД13-3.

Интересно, что подобной лазейкой пользуются некоторые недобросовестные владельцы транспортных средств. Они заключают сразу несколько фиктивных договоров, и после каждого отсчёт десяти дней, установленных законом, начинается заново. Формально автолюбители ничего не нарушают: постановление о 10 днях есть, срок не превышается. Однако в некоторых случаях владельцы ТС могут столкнуться с определёнными неприятностями.

Также «автогражданку» можно не оформлять в следующих ситуациях:

  1. Если обязательное страхование оформлено при помощи другого способа. Например, люди с иным гражданством, посещающие территорию РФ на короткий срок или прибывшие проездом, могут воспользоваться «Зелёной картой» — международный вариант автострахования.
  2. Если ОСАГО оформлен не на владельца ТС, а на другое лицо. Соответствующее положение описано в Гражданском Кодексе Российской Федерации и в Законе «Об организации страхового делопроизводства».
  3. Если транспортное средство оформлено на консульство, посольство иного государства или дипломатическую миссию. Действует дипломатический иммунитет, а это означает, что в случае ДТП дело будет рассмотрено по другим правилам.

Транспортные средства, для которых полис не нужен

Также страховку можно не оформлять, если ТС:

  • имеет максимальную скорость не более 20 км/ч;
  • не относится к перечню техники, на которые распространяется положение о допуске ТС к участию в дорожном движении;
  • принадлежит к военизированным службам РФ, за исключением машин для осуществления хозяйственно-бытовых нужд (автобусы, легковые модели);
  • относится к группе неколёсной техники — аэросани, гусеничные, полугусеничные и прочее;
  • является прицепом к легковому автомобилю, принадлежащему гражданскому лицу — в этом случае оформлять дополнительный полис не требуется;
  • зарегистрировано в другом государстве и имеет действующую страховку международного образца «Зелёная карта».
Читайте также  Проверить коэффициент КБМ по базе РСА

Риски и проблемы при отсутствии полиса ОСАГО

Самая главная неприятность, которая может случиться, если нет «автогражданки», — при дорожно-транспортном происшествии незадачливому автолюбителю придётся возмещать причинённый урон из своего кармана.

Случается, сумма ущерба после ДТП выше той, которая выплачивается в рамках ОСАГО. Неудивительно, что многие владельцы транспортных средств оформляют дополнительные договоры.

Это правило описано в пункте пятом ст. 4-ФЗ об Автогражданской ответственности. Если подобный договор был оформлен, страховая компания будет обязана возместить полную стоимость ремонта пострадавшего ТС. Конечно, цена подобного варианта несколько дороже обычного, но в этом случае риск полностью оправдывает потраченные средства.

Также нужно упомянуть о ситуации, когда водитель оформляет фиктивные договоры купли-продажи. Велика вероятность, что настанет далеко не прекрасный момент, когда одна из сторон обратится в суд и попросит признать договор недействительным. Ведь в этом случае денежные средства не передаются, а сделка не оформляется.

Получается, что все установленные законом сроки на осуществление регистрационных действий пропущены. А это карается не только санкциями за управление ТС без «автогражданки», но и штрафом за езду на неоформленной технике. Законом установлено следующее наказание:

  • за первое нарушение — от 500 до 800 рублей;
  • за последующее — в размере 5 000 или лишение свободы сроком от одного года до трёх лет.

Не стоит забывать и о штрафе за езду без договора ОСАГО. Причём взимается он столько, сколько раз было зафиксировано нарушение. Например, если водитель — очень невезучий человек, и за 10 километров пути его остановили и проверили документы 5 раз, он уплатит установленную законом сумму пять раз.

Когда полис бесполезен: от чего не защищает ОСАГО

Большинство владельцев ТС уверены, что будут защищены со всех сторон, оформив «автогражданку». Однако возможности ОСАГО не безграничны, и в ряде ситуаций он не защитит. К таким случаям относятся:

  1. Владелец ТС — виновник ДТП. В рамках страховки компенсируется фиксированная сумма ущерба — не более 400 000 рублей. При серьёзной аварии или повреждении дорогостоящего транспортного средства этой выплаты может не хватить, чтобы полностью покрыть издержки. Разницу виновнику ДТП придётся выплачивать из своего кармана. Кроме того, повреждения на собственном автомобиле владельцу придётся устранять самостоятельно.
  2. Владелец ТС — пострадавший. Высчитывая размер компенсации, страховщик учитывает износ автомобиля, основываясь на стоимости старых запчастей, цена которых на момент ДТП может быть в несколько раз дешевле новых. А значит, для полного ремонта суммы выплаты не хватит, и владельцу придётся доплачивать самостоятельно.
  3. Не установлен виновник аварии. В этом случае или если авто было угнано, поцарапано хулиганами, повреждено деревом, ЛЭП, выпавшим градом, то речи о возмещении ущерба по ОСАГО не идёт. Сюда же стоит отнести прочие условия: военные действия, гражданскую войну, ядерный взрыв, забастовки, обстоятельства неопределённой силы, цунами, торнадо и прочие природные явления.

Оформление ОСАГО — гражданская обязанность каждого владельца транспортного средства. Конечно, есть некоторые случаи, когда можно обойтись без заключения договора страхования. Однако если произошла авария, вся ответственность и финансовые потери ложатся на плечи виновника ДТП.

Можно ли ездить без ОСАГО. Штрафы за езду без страховки в 2021 г.

Знаете, почему вам постоянно названивают сотрудники банков с предложениями «невероятно выгодных кредитов» и магазины с их акциями, а страховые компании только напоминают раз в год про ОСАГО? Как говорят сами страховщики, как бы они ни жаловались на убыточность, работается им отлично — потому что есть такая штука как обязательное страхование автогражданской ответственности. По закону об обязательном автостраховании каждый автовладелец должен оформлять страховой полис на машину. Езда без ОСАГО в нашей стране запрещена, и это правило продолжает действовать в 2021 году. За нарушение данной нормы грозит наказание, а его суровость зависит от ситуации.

Наказания за езду без страховки ОСАГО

Возможные ситуации, в которых автомобилисту грозит наказание за езду без ОСАГО:

  • Страховка оформлена, но полиса при себе нет.
  • Водитель не указан в полисе.
  • ОСАГО нет или истек срок действия страховки.

Страховка оформлена, но полиса при себе нет

Действующий закон требует не только оформить страховку, но и держать страховой полис при себе. Документ нужно возить с собой в машине и предъявлять по требованию сотрудника ДПС. Даже если автомобиль застрахован, но полис «забыт дома», сотрудник вправе выписать штраф.

Его можно избежать, если полицейский решит проверить наличие страховки по базе ОСАГО. Убедившись, что машина застрахована, он вправе или оштрафовать «забывчивого» водителя, или вынести предупреждение.

Если полис электронный

Если страховка оформлена в электронном виде, распечатывать полис не обязательно. Однако чтобы гарантированно избежать штрафа, необходимо предоставить сотруднику ГИБДД как минимум его серию и номер. А лучше скачать е-ОСАГО на телефон, чтобы иметь возможность предъявить его при необходимости.

В 2021 году наказание за отсутствие у водителя подтверждения имеющегося полиса ОСАГО не изменилось: штраф 500 рублей либо устное предупреждение.

Водитель не указан в полисе

Одним предупреждением точно не обойтись, если за рулем автомобиля — человек, не указанный в полисе. Закон разрешает управление только тем лицам, которые значатся в страховке. Даже если владелец авто или страхователь, вписанный в ОСАГО, находится рядом, сотрудник ДПС обязан выписать штраф.

Единственное исключение сделано для водителей, только что купивших автомобиль или получивших его в дар. При наличии соответствующего документа фактически разрешается езда без ОСАГО — с полисом, оформленным на предыдущего владельца. Но срок ограничен — можно ездить только 10 дней с даты составления договора.

Если страховка на автомобиль есть, но водитель в нее не вписан: штраф 500 рублей.

ОСАГО нет или истек срок действия страховки

Самое суровое наказание грозит автовладельцам без страховки. Отсутствие самого факта страхования наказывается штрафом — причем во всех случаях:

  • если автовладелец сознательно не оформил страховку («сэкономил»);
  • если срок страхования истек («забыл»);
  • когда новый полис еще не начал действовать, а старого уже нет («поторопился»).

Никакого «иммунитета» для нарушителей закона о гражданском автостраховании нет. Сотрудники ДПС могут штрафовать водителя без ОСАГО сколько угодно раз на протяжении дня.

Размер штрафа за отсутствие ОСАГО в 2021 г. пока остается прежним: 800 рублей.

ДТП без страховки ОСАГО

Ездить без страховки ОСАГО можно только на свой страх и риск. Причем опасность заключается вовсе не в вероятности быть пойманным и оштрафованным (тем более что штрафы за отсутствие полиса сравнительно невысоки). ГИБДД предупреждает, прежде всего, о той ответственности для незастрахованных водителей, которая наступает при ДТП.

Если водитель без ОСАГО признается виновником ДТП, ему в любом случае предстоит возмещать ущерб из собственных средств. Кроме того, придется в обязательном порядке проходить все экспертизы, что грозит потерей времени и нервотрепкой.

В зависимости от ситуации ущерб выплачивается либо пострадавшему, либо страховой компании (в качестве регресса).

Помимо прочего, в случае аварии водителю, не имеющему страховки, грозит стандартная административная ответственность: как минимум, штраф 800 рублей.

Какие изменения могут произойти в 2021 году?

Наказание за езду без страховки ОСАГО планируется ужесточать. По разработанному законопроекту, водителям, не оформившим договор страхования, может грозить штраф 5000 рублей, а при повторном нарушении — лишение прав на срок до 6 месяцев. Однако законопроект пока не принят и вряд ли будет реализован в 2021 году.

Читайте также  Как узнать свои баллы по ОСАГО?

Зато велика вероятность, что уже в этом году за езду без ОСАГО начнут штрафовать с помощью дорожных камер. Такая система уже опробована и признана успешной. Скорее всего, она будет запущена сперва в некоторых регионах, а затем и по всей стране. Причем количество штрафов с камер ограничат: за один день водителю можно выписать только один штраф.

Так можно ли ездить без страховки ОСАГО?

Отсутствие страховки на автомобиль в 2021 году, как и прежде, наказывается исключительно штрафом (800 или 500 рублей). Если нарушение несерьезное, водитель может отделаться предупреждением. Информации об ужесточении санкций за езду без ОСАГО в этом году пока нет, но планируется автоматическая фиксация данного нарушения. Ездить без страховки, в любом случае, не стоит — это чревато серьезной ответственностью при ДТП.

К счастью, в 2021 году можно купить ОСАГО на автомобиль онлайн без каких-либо хлопот. Для удобства на нашем сайте есть сервис онлайн-автосрахования, который позволяет не только приобрести полис не выходя из дома, но и сравнить тарифы и конечную стоимость у разных компаний.

Когда не действует ОСАГО

Страхование гражданской ответственности автомобилистов уже прочно вошло в нашу жизнь.

Виновники ДТП дышат теперь «легко и свободно», переложив все заботы по выплате страхового возмещения на плечи страховых компаний. Несмотря на это, в ряде случаев страховая компания либо вообще не обязана выплачивать деньги потерпевшим, либо, выплатив их, имеет право взыскать их владельца автомобиля.

  1. Причинение вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования. В этом случае потерпевший вправе требовать возмещение причиненного ущерба непосредственно с причинителя вреда.
  2. Причинение морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды. Это связано с тем, что Федеральный закон направлен на возмещение потерпевшим так называемого реального ущерба, то есть такого ущерба, который поддается оценке. Размер морального вреда — величина субъективная и не подлежит оценке используемыми на сегодняшний день методами. То же самое относится и к возмещению упущенной выгоды. Ее размер определяется потерпевшей стороной, а окончательная оценка остается на усмотрение суда.
  3. Причинение вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах. Риск причинения вреда в указанных случаях очень высок и относится к так называемым профессиональным рискам, страхование в этом случае экономически нецелесообразно.
  4. Загрязнение окружающей среды.
  5. Причинение вреда воздействием перевозимого груза (если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования перевозимого груза). Такое исключение призвано не допустить двойной страховой выплаты по одному страховому событию.
  6. Причинение вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования.Это также связано с желанием законодателя исключить возможность двойной страховой выплаты, так как работник кроме всего прочего является участником обязательного социального страхования.
  7. Обязанность по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику. Это исключение объясняется тем, что работодатель не является непосредственным потерпевшим при использовании транспорта, его убытки вторичны, производны. Кроме того, здесь нет таких признаков гражданской ответственности, как причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего.
  8. Причинение водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу. Если транспортное средство, груз, перевозимый на нем, или установленное на нем оборудование принадлежат не водителю, а другому лицу, значит, оно доверило ему эту перевозку на основании трудового или гражданско — правового договора, в рамках которого и должны учитываться соответствующие риски и определяться ответственность за убытки.
  9. Причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке. Причины, по которым этот риск исключен, аналогичны тем, что указаны в предыдущем пункте.
  10. Повреждение или уничтожение антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности. Основной причиной появления данного ограничения служит их высокая по сравнению с объектами обычного гражданского оборота стоимость. К тому же во многих случаях повреждения особо дорогого имущества реальные потери потерпевших, естественно, даже близко не могли бы быть компенсированы в пределах установленных в законодательстве лимитов ответственности страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности — 160 тыс. рублей при повреждении или уничтожении имущества двух и более лиц и 120 тыс. рублей, когда причинен ущерб имуществу одного потерпевшего. Третья причина — сложность определения стоимости такого имущества.
  11. Обязанность владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).Иными словами, страховщик не обязан компенсировать потерпевшему сумму превышающую лимит ответственности (160 и 120 тысяч рублей соответственно). Последний вправе обратиться с иском к причинителю вреда (владельцу транспортного средства) о возмещении разницы между лимитом ответственности и действительным размером ущерба.


Право страховщика на регресс

Говоря о случаях, когда ОСАГО не применяется, нельзя не упомянуть и о тех случаях, когда страховая компания, выполнив свою обязанность по выплате страхового возмещения, получает право потребовать эти деньги с причинителя вреда, то есть виновника ДТП (право регрессного требования). В соответствии со ст. 14 Федерального закона право регрессного требования возникает у страховщика в следующих случаях если:

  • Вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего.Это случаи, когда причинитель вреда по каким-то причинам целенаправленно стремился к совершению ДТП (попытка самоубийства, месть и т.д.).
  • Вред был причинен лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).
  • Лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Например, имея права категории «В», водитель причинил вред, управляя транспортным средством подпадающим под категорию «С».
  • Лицо скрылось с места ДТП.
  • Лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Другими словами виновник ДТП «не вписан в страховку», если полисом предусмотрено ограниченное число лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
  • Страховой случай наступил при использовании лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования). Приобретая полис ОСАГО необходимо иметь в виду, что факт его приобретения не всегда означает начало его действия, которое всегда указывается отдельной строкой в полисе. На практике встречаются курьезные случаи, когда старый полис уже прекратил свое действие, а новый еще не начал.

Подводя итог всему вышесказанному, напрашивается вывод о том, что не стоит воспринимать ОСАГО как абсолютную защиту от финансовых претензий потерпевших от ДТП. Необходимо тщательно следить за состоянием страховых документов и тем, кому вы доверяете управление своим автомобилем.