Предупреждение или штраф кто решает?

О замене штрафа на предупреждение. Порядок применения новой статьи КоАП РФ

Основные положения

Основу такой базы составляют положения, установленные частью 1 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в соответствии с которыми совершившее административное правонарушение лицо подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. При этом в части 2 указанной статьи определено, что закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Обратная сила закона, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует норме части 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что соответствует положению части 2 ст. 54 и части 3 ст. 55 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что «придать нормативному правовому акту обратную силу» означает распространить его действие на отношения, возникшие до вступления этого акта в силу. Установить административную и любую другую юридическую ответственность возможно только в федеральном законе, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускается в акте, принятом в форме указанного закона. При этом следует иметь в виду, что обратная сила закона применяется преимущественно к правоотношениям, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (административное или уголовное законодательство). К отношениям, в которых обеими сторонами являются лица как физические, так и юридические (например, трудовые отношения, где юридические лица выступают в качестве работодателя), обратная сила не применяется, поскольку в противном случае интересы одной стороны могли бы быть принесены в жертву интересам другой стороны, не нарушившей закон.

В связи с изложенным обращаем внимание на то, что Конституционный суд РФ в постановлении № 4-П особую роль возлагает на законодателя. Было указано, что законодатель, принимая закон, который устраняет или смягчает уголовную ответственность, не может не предусмотреть механизм придания ему обратной силы. Другими словами, в указанном постановлении подчеркнуто, что это категорическое правило, которое соответственно может быть связано с возможными дефектами правоприменения, вместе с тем не должно рассматриваться как позволяющее правоприменительным органам в отсутствие таких указаний законодателя уклоняться от выполнения требований части 2 ст. 54 Конституции РФ — они могут быть реализованы в любой стадии административного судопроизводства и обязывают принять решение об изменении статуса ранее привлеченных к административной ответственности лиц также в рамках имеющихся процедур, в том числе с использованием процессуальной аналогии. Тем не менее такая обязанность правоприменителя не исключает ни свободы законодателя в дальнейшем совершенствовании процессуальных механизмов реализации обратной силы смягчающего ответственность закона, ни обеспечивающих его единообразное применение разъяснений высших судов как по конкретным делам, так и адресованных судебной практике в целом.

Изменения в КоАП РФ

Отметим, что вступление в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ не повлекло уклонения правоприменительных органов от применения требований части 2 ст. 54 Конституции РФ, а, напротив, при назначении административного наказания, принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения, финансовое положение юридического и физического лица или предпринимателя, причины и условия совершения правонарушения, позволило правоприменителю использовать возможность замены штрафа на предупреждение. В случаях использования такой возможности правоприменитель — орган или должностное лицо, участвующее в производстве по делу, обязаны оценивать обстоятельства, которые смягчают ответственность за административное правонарушение или отягчают указанную ответственность, и исходить из того, что ст. 4.1.1 содержит не процессуальные нормы, касающиеся порядка назначения административных наказаний (их регулируют главы 24–30 КоАП РФ), а нормы материально-правового характера, определяющие концептуальные положения для назначения мер административной ответственности, которые исходят из принципов законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

Реализация принципа законности при назначении административного наказания заключается прежде всего в следующем:

выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, содержащимся в ст. 3.2 КоАП РФ; наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части КоАП РФ; административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.

Обратите внимание! В соответствии с нормами части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью изложенных условий.

Дважды за одно и то же не наказывают

Например, в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах указанный важнейший правовой принцип определен так: «Никто не должен быть вторично судим или наказан, или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны».

При решении вопроса о квалификации действий лица необходимо руководствоваться определением повторности, которое содержится в п. 2 части 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным совершением административного правонарушения признается совершение данного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении такого наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Приведенные правовые нормы относятся к назначению любого вида административного наказания, в том числе и предупреждения. В связи с этим правоприменителю необходимо выяснять, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по статье КоАП РФ, и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривалось ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в предусмотренном главой 30 КоАП РФ порядке.

Если совершено несколько незначительных правонарушений

В ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что любое должностное лицо, в том числе и прокурор, обязаны составлять протокол о совершении административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

Вместе с тем частью 1 ст. 28.6 КоАП РФ определено, что допускается назначение административного наказания в виде предупреждения без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением уполномоченным на то лицом постановления по делу об административном правонарушении при условии, что лицо, в отношении которого возбуждено названное дело, не оспаривает наличия события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

Нормами части 2 ст. 46 Конституции РФ предусмотрено право граждан на судебное обжалование постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Возможно обжаловать любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении такого дела независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Как следует из части 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом налогового органа, также может быть обжаловано вышестоящим налоговым органом или судом.

Читайте также  Когда истекает срок давности по штрафам ГИБДД?

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление (п. 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Следовательно, в случае обращения в вышестоящий налоговый орган с жалобой о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение на основании части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ указанный налоговый орган вправе заменить штраф на предупреждение при соблюдении условий, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что согласно части 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Законодательно сохраняется возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительным причинам.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Прокуратура разъясняет: «Предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях основания для замены административного штрафа предупреждением»

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 14 октября 2019

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершение запрещенных законом действий (бездействий). К таким видам относятся уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность.

Нормы административной ответственности закреплены положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и соответствующими Кодексами субъектов Российской Федерации.

Виды административных наказаний закреплены положением ст. 3.2 КоАП РФ, закрепляющей следующие виды ответственности: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Предупреждение, как самостоятельная мера закреплена ст. 3.4 КоАП РФ и выражается в официальном порицании виновного лица, выносимого в письменной форме.

Необходимо отметить, что далеко не все статьи КоАП РФ и КоАП субъектов РФ содержат такую санкцию, как предупреждение, в связи с указанным, в целях дифференцированного подхода к назначению наказания законодателем предусмотрена возможность замены административного штрафа на предупреждение.

Так, согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ наделенное правом привлечения лица к административной ответственности уполномоченное должностное лицо, суд вправе заменить административный штраф на предупреждение, как наиболее мягкую меру воспитательного воздействия допущено субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо юридическим лицом, а также их работниками при условии, что правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля совершено впервые, а его последствия не повлекли причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Наряду с указанным, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Нарушение ПДД не всегда карается штрафом. В каких случаях можно избежать наказания рублем?

Далеко не каждое нарушение правил дорожного движения влечет за собой наказание в виде штрафа. Есть такие, за которые инспектор выносит лишь письменное предупреждение. Это касается и водителей и пешеходов.
Письменное предупреждение – это такое же наказание, как и штраф, правда, не бьет по карману нарушителя. Однако факт самого нарушения вносится в электронную базу ГИБДД, а при повторном нарушении будет обязательно учитываться при назначении наказания. О такой санкции за нарушение правил дорожного движения говорится в Кодексе об административных правонарушениях, а именно в статье 3.4. Согласно ей, предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение это не устное порицание, оно выносится исключительно в письменной форме.
Рассчитывать на такое наказание можно в следующих случаях:
– впервые совершенное административное правонарушение;
– отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
– отсутствие опасности для государства;
– отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– отсутствие имущественного ущерба.
По словам начальника ГИБДД Краснотурьинска Андрея Клинка, есть статьи по которым предусмотрено наказание в виде предупреждения или штраф. В этом случае, инспектор сам решает, какой именно вид наказания будет применен, но он обязан учитывать некоторые факторы.
– Инспектор может ограничиться письменным предупреждением, если в течение года человек не привлекался к административной ответственности, – говорит он.
Как правило, “история правонарушений” проверяется инспектором прямо на месте происшествия, для этого он связывается по телефону с отделом и выясняет все подробности.
Мелкие нарушения пешеходов
За нарушение любых правил дорожного движения пешеходу может быть объявлено предупреждение или наложен штраф 500 рублей. Естественно, к этому не относятся нарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, повлекшие создание помех автомобильного движения или причинение вреда здоровью. В остальных случаях, если в течение последнего года никаких нарушений не было, можно смело рассчитывать на предупреждение. Как правило, инспектор сам предлагает этот вид наказания, при условии, что человек согласен и признает свое правонарушение. Если же инспектор не делает этого, а выписывает штраф, можно смело заявить ему о своей положительной “истории правонарушений”, попросить убедиться в этом и выписать письменное предупреждение.
Грязный номер или отсутствие водительских прав
Водителю, управляющему транспортным средством, тоже можно рассчитывать на наказание в виде предупреждения. Главное, чтобы кроме положительной “истории правонарушений” за год, его проступок не повлек за собой тяжелых последствий для кого бы то ни было. Инспектор должен ограничиться предупреждением для водителя при таких нарушениях, как, например:
– управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков;
– управление транспортным средством без документов;
– превышения уровня шума или токсичности транспортного средства;
– управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена;
– нарушение правил пользования фарами, поворотниками и гудком;
– нарушение в перевозке грузов и буксировки;
– нарушение правил маневрирования;
– несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой;
– неповиновение органу, осуществляющему государственный надзор (контроль);
– непредставление в государственный орган сведений, представление которых необходимо.
Стоит отметить, что за вышеперечисленные нарушения можно получить немаленький штраф или вовсе лишиться водительского удостоверения, если нарушение будет совершено не в первый раз. Наличие письменного предупреждения в электронной базе ГИБДД гарантирует более суровое наказание при повторном нарушении.
Личный опыт:
Татьяна Сатарова: “Моих знакомых и меня сразу штрафовали без всяких предупреждений. И никакую базу нарушений они не проверяли”
Татьяна Вильданова: “Мне за переход в неположенном месте штраф сразу дали, а за непристегнутый ремень на заднем сидении авто — предупреждение, а мужу штраф за непристегнутого пассажира”
Сергей Митренев: “У магазина перебежал дорогу, пробили мои данные – все чисто у меня. Выписали предупреждение, типа, вы молодец, не нарушайте больше”
Всеволод Дианов: “Ну, за переход в неположенном месте на первый раз дают лишь предупреждение, на второй раз уже штраф, в размере 500 золотых, там еще и скидка есть, если за 20 дней успеешь оплатить. Нарушение держится год, на следующий год можешь нарушить и снова предупреждение получить!”
Валентина Белякова: “Меня тоже за грязный номер остановили и отпустили с предупреждением из-за отсутствия штрафов в этом году”
Ольга Аширова: “Я практически святая, но меня за первое нарушение оштрафовали”
Андрей Логинов: “Дня четыре назад был аналогичный случай, платить, говорят, не нужно, если год прожил без нарушений. Я остался в удивлении…”
Андрей Гусев: “Неважно, первый раз вы в жизни попались или сто первый. Все решает в данном случае сотрудник (выписать штраф или просто отделаться предупреждением)”
Алексей Жаров: “Я спешил, по телефону еще болтал и срезал. И в итоге штраф. Но я согласен, что виноват. Сейчас стал более бдителен на дороге. Раньше боялся, что могут сбить, а сейчас стал бояться, что оштрафуют”
ИНГА (ПЫЛОВА)ВОРМЕБЕХЕР: “Меня тоже сразу оштрафовали. На работу спешила. Тоже неправа. Сейчас не нарушаю”
Наталья Гундер: “Меня тоже сразу оштрафовали, хотя по закону должно быть первое предупреждение”
Evgenia Smirnova: “Мне тоже просто предупреждение выписали, так как не было штрафов”
Сергей Ершов: “У меня еще круче. Ехал расстроенный, по работе. Забыл пристегнуть ремень. И попал… Когда услышал про предупреждение от гаишника, то некоторое время был в шоке. А предупреждение берегу!”

Читайте также  Как оплатить штраф ГИБДД без квитанции?

ЭКОНОМИМ НА ОПЛАТЕ. Если вам все же был выписан штраф и вы с ним согласны, то оплату нужно произвести как можно быстрее. И на пешеходов и на водителей нарушителей распространяются правила о так называемой «скидке» 50% при осуществлении платежа в первые 20 дней.

Как оплатить штраф ГИБДД через Интернет
Существует множество способов оплаты взысканий автоинспекции посредством интернета. Большинство горожан хотя бы раз в жизни пользовались услугами интернет-платежей, в том числе и для выплаты штрафов ГИБДД. Это удобно, но важно помнить, что почти во всех случаях снимается комиссия, которая отличается в разных платежных системах.
Способы платежей онлайн включают в себя оплату через официальный сайт ГИБДД, Единый портал предоставления госуслуг либо его региональные аналоги, современные электронные платежные системы (Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI-кошелек либо терминал), а также сервисы интернет-банкинга, к примеру, Сбербанк Онлайн.
Совсем без комиссии работает платеж через официальный сайт ГИБДД и порталы предоставления госуслуг, с прочими сервисами дело обстоит несколько иначе. Так, при оплате посредством системы Яндекс.Деньги и Сбербанк Онлайн снимается 1% комиссии, QIWI-кошелек – 3%, а QIWI-терминал – 3,5%.

АНТИЛИДЕРЫ: По информации ГИБДД Краснотурьинска, самым распространенным правонарушением, которое совершают водители транспортных средств является – не пристегнутый ремень безопасности. Пешеходы чаще всего переходят дорогу в неположенном месте.

Статья 3.4. Предупреждение

СТ 3.4 КоАП РФ
1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 3.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Предупреждение устанавливается как КоАП РФ, так и законами (кодексами) субъектов РФ об административных правонарушениях и применяется только в качестве основного административного наказания.

2. Предупреждение, легальное определение которого содержится в ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, выражается в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме и применяется только в качестве основного административного наказания.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является вынесенным в письменной форме официальным предостережением физического или юридического лица от возможности совершения ими противоправного действия (бездействия).

3. Предупреждение рассматривается как наименее строгий вид административного наказания и, как правило, предусматривается в санкции статьи как альтернатива административному наказанию в виде административного штрафа.

4. Назначение предупреждения, как и любого другого вида административного наказания, образует состояние административной наказанности физического или юридического лица, длящееся до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания.

5. По замыслу законодателя, выраженному в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается при условии сочетания двух обстоятельств:

— за впервые совершенные административные правонарушения;

— при отсутствии: причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства; угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущественного ущерба.

6. С учетом того, что административное наказание должно быть соразмерно совершенному административному правонарушению, положения ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ надлежит понимать таким образом, что предупреждение не может быть назначено лицу, находящемуся в состоянии административной наказанности, т.е. до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях, либо если субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умышленной формой вины, а также при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

7. Предупреждение назначается судьей, органом, должностным лицом, рассмотревшими дело об административном правонарушении.

Наряду с этим в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 28.6 КоАП РФ допускается назначение административного наказания в виде предупреждения без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением уполномоченным на то лицом постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания при условии, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

8. Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от:

— устных замечаний, выносимых судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными решить дело об административном правонарушении и освободившими лицо от административной ответственности в случае совершения им малозначительного административного правонарушения (см. комментарий к ст. 2.9 КоАП РФ);

— предупреждений (предписаний), выносимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по контролю и надзору, их должностными лицами об устранении допущенных нарушений и (или) их последствий. Подобные предупреждения (предписания) могут выноситься наряду с назначением административного наказания, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Послабление наказания — предупреждение ГИБДД

Далеко не каждое нарушение ПДД должно заканчиваться для водителя штрафом. За некоторые из них КоАП предусматривает лишь вынесение предупреждения. Знают об этом и сотрудники ДПС, но часто игнорируют возможность применения такого легкого наказания.

Когда сотрудник ГИБДД может сделать предупреждение

О такой санкции за нарушение ПДД как предупреждение в Кодексе есть статья 3.4. В ней имеется разъяснение самого термина:

А также описываются обстоятельства, в которых мера может быть применена:

  • совершение проступка впервые;
  • отсутствие в результате нарушения вреда здоровью и жизни людей и его угрозы;
  • сохранность, несмотря на него, объектов животного и растительного мира, памятников;
  • отсутствие опасности для государства;
  • непричинение имущественного урона;
  • отсутствие угрозы экологической и техногенной катастроф.

То есть предупреждение выносится в случаях, когда проступок автомобилиста незначителен и не влечет за собой тяжелых последствий для кого бы то ни было. Обычно эта мера прописана в статьях и разделах КоАП. Ограничиться предупреждением инспектор ДПС имеет возможность при остановке автомобилиста за:

  • нечитаемый регистрационный знак (12.2 раздел 1);
  • отсутствие при водителе ВУ или страхового полиса на машину (12.3, раздел 2);
  • езду на ТС без свидетельства о его регистрации (12.3, раздел 1);
  • управление автомобилем, у которого есть незначительные неисправности (12.5, раздел 1);
  • игнорирование необходимости включить сигнал перед тем, как повернуть (12.14, раздел 1);
  • невыполнение требования уступить дорогу другому ТС, если это происходит не на перекрестке и не в отношении спецтранспотра (12.14, часть 3);
  • осуществление поворота не из крайнего положения (12.14, раздел 1.1);
  • пренебрежение в некоторых случаях дорожными знаками или разметкой (12.16, раздел 1);
  • отказ предоставить приоритет на дороге «маршрутке» или авто со включенными синими маячками, звуковым сопровождением (12.17, раздел 1);
  • игнорирование правил остановки либо стоянки (12.19, раздел 1);
  • неверное использование звуковых сигналов или внешних световых приспособлений, а также символом аварийной остановки (12.20);
  • нарушение требований ПДД в отношении перевозки груза или буксировки ТС (12.21, раздел 1).
Читайте также  Штраф при лишении прав за пьянство

Как оформляется предупреждение

Если сотрудник ГИБДД соблюдает закон и решил не назначать водителю штраф, это не значит, что оба просто побеседовали, и нарушитель поехал дальше.

Предупреждение выносится в письменной форме, то есть оформляется постановление о наказании, которое потом вносится в соответствующую электронную базу. Это становится хорошей профилактикой нарушений ПДД, так как вынуждает водителя тщательнее соблюдать правила. Ведь попавшись на их игнорировании повторно, он уже так легко не отделается.

Смягчающие обстоятельства

О том, как нужно расследовать дело о нарушении ПДД, сказано в статье 26.1 КоАП. Пункт 4 предписывает, что необходимо выявить:

О том, какие факторы, вынудившие совершить нарушение, являются облегчающими вину водителя, сказано в статье 4.1 Кодекса:

  • его раскаяние в совершенном проступке;
  • прекращение незаконных действий на дороге до того, как этого потребовал сотрудник ГИБДД;
  • добровольное признание своей вины;
  • помощь в расследовании совершенного проступка;
  • предотвращение водителем негативных последствий нарушения ПДД;
  • совершение проступка в тяжелом психологическом состоянии или при наличии серьезных семейных либо личных проблем;
  • беременность, наличие у женщины-водителя маленького ребенка.

Если одно из перечисленных обстоятельств присутствует, о нем следует сообщить инспектору. А он обязан принять его во внимание, определяя вид санкций для автомобилиста.

О предупреждении за тонировку смотрите в этом видео:

Сколько действует предупреждение за нарушение

Сотрудники службы очень не любят применять легкую меру наказания к нарушителям ПДД, когда есть возможность выписать штраф. Хотя деньги пойдут не в их карман, а в бюджет государства. Они считают штраф более действенной мерой профилактики дальнейших нарушений однажды уже проигнорировавшим правила водителем.

Некоторые сотрудники ДПС сами не знают, что предупреждение тоже способствует этому. Ведь оно действует в течение года. И если за это время водитель еще раз попадется на несоблюдении ПДД, а в статье будет указана возможность ограничиться предупреждением, нарушитель так легко не отделается. Он получит штраф или иное более серьезное наказание.

Примеры применения предупреждения в отношении нарушителей

В каких случаях автомобилист может смело оспаривать штраф, выписанный за нарушение ПДД:

  • Ехал днем без включенного ближнего света по населенному пункту. Если это не привело к негативным последствиям, происходило при хорошей видимости дороги, водителю хватит и предупреждения. Тем более что это нарушение легко исправить.
  • Номер авто оказался запачканным грязью. Нельзя сразу утверждать, что это сделано намеренно, особенно если дорога плохая, идет дождь. Поэтому принципиальный инспектор должен сделать всего лишь предупреждение. А можно обойтись и вовсе без него, просто потребовав от автомобилиста, чтобы тот вымыл номер.

  • У водителя нет с собой прав, регистрационного свидетельства или полиса, а он спешит отвезти близкого человека в больницу. Здесь кроме предупреждения ничего быть не должно. Ведь ВУ забыто из-за сильного душевного волнения и чрезвычайного семейного обстоятельства, то есть смягчающих факторов.
  • Водитель на несколько минут остановился там, где могут парковаться только авто сотрудников расположенной рядом организации. При этом железнодорожного переезда рядом нет, как и пешеходного перехода, а также остановки общественного транспорта. За такое нарушение хватит и предупреждения, если нарушитель раскается, объяснит необходимость парковки важными обстоятельствами и быстро уберет ТС с запрещенной зоны.
  • Беременная женщина-водитель забыла включить соответствующий световой сигнал, готовясь повернуть. Если негативных последствий при этом не наступило, максимум, что ей грозит, — предупреждение. Кроме того, автоледи извиняет ее «интересное положение».

Сотрудники ГИБДД предпочитают штрафовать, а не предупреждать водителей еще и потому, что у каждого есть план по определенным видам нарушений и налагаемым наказаниям (хотя их руководители утверждают обратное). Но автомобилистов это не должно беспокоить. И если по закону штраф можно заменить предупреждением, стоит опротестовывать действия ДПС даже при необходимости ничтожно маленькой выплаты.