За три штрафа лишают прав?

Балльная система штрафов ГИБДД и конфискация автомобиля за 3 нарушения ПДД – правда ли и когда вступит в силу?

  1. Инициативу, действительно, «положили на стол» депутатам Госдумы.
  2. Это не балльная система как в СССР, правильнее называть её «накопительная».
  3. Суть реформы в том, чтобы изымать права за 3 грубых систематических нарушения в течение одного календарного года. Сейчас за три подобных нарушения прав не лишают.
  4. Проект обсуждается – в 2021 году он еще пока официально не утвержден и не опубликован.
  5. Список грубых нарушений еще окончательно не утвержден. Но уже известно, что в него войдут выезд на встречку, проезд на красный свет, непропуск пешехода, езда задним ходом в нарушение ПДД и т.д.
  6. Если нарушение попало на камеру, то в «накопительной» системе оно не участвует.
  7. При этом, если норму всё же введут, и вас поймают за 3 грубых нарушения, а лишение прав было раньше, с миром не отпустят. Согласно проекту в данном случае лихачу грозит денежный штраф.
  8. Конфисковывать автомобиль в рамках нарушений КоАП нельзя, но сейчас депутаты обсуждают один законопроект.
  9. Если норму всё же примут, то, скорее всего, в составе обновленного Кодекса об административных правонарушениях (его тоже обсуждают).

Премьер-министр Мишустин раскритиковал проект Минюста об увеличении штрафов за нарушения ПДД. Ведомство это не смутило и теперь оно продвигает идею «лишения прав за три штрафа». Ввиду этого в интернете активно обсуждают грядущие поправки. Российских водителей смущает механизм реализации данного проекта. Не все понимают, за какие нарушения планируют лишать прав и как накажут, если этих самых прав уже ранее лишили? Словом, в Сети гуляют слухи и непроверенная информация, очень трудно выудить действительно достоверные сведения о реформе. Давайте разбираться, чего ждать от нормы в КоАП, каким водителям стоит напрячься и так ли всё страшно на самом деле?

Что за норма лишения прав за 3 нарушения?

Идея «закручивания гаек» получила продолжение в виде нормы в рамках принятия новой версии Кодекса об административных правонарушениях. Минюст и ГИБДД хотят пополнить 12 Главу КоАП РФ новой статьей – 12.38 (для сравнения, сейчас в Кодексе глава завершается ст. 12.37). Эта норма и будет регулировать порядок лишения прав водителя за 3 систематических нарушения ПДД.

В чём суть нормы? Согласно проекту, вводится накопительная система штрафов ГИБДД. Если в течение одного календарного года водитель нахватает 3 и более грубых нарушения ПДД, то при следующей остановке инспектор ДПС составит протокол с санкцией в виде лишения прав сроком на 1,5 года. Дальнейшую судьбу любителя понарушать будет решать суд.

Налицо ужесточение наказаний. МВД и Минюст оправдывают это необходимостью срочно обуздать злостных нарушителей, которые своей ездой на дорогах подвергают опасности жизни и здоровье других людей. С этой целью хотят наказывать не только рублём, но и лишением прав. Что называется, в назидание лихачам.

Балльная система штрафов или нет?

Нет, но смысл накопительной системы фактически тот же.

Углубимся в историю. Балльная система лишения прав за нарушения на дорогах широко применялась по всему СССР. Федеральных электронных баз тогда не было. Зато были специальные талоны предупреждений (шли дополнением к правам). В них заносили любую оплошность водителя на дороге. А для удобства советские «гайцы» прокалывали дыры в талоне предупреждений. Заработал три дырки – прощайся с правами!

Но балльную систему из СССР ликвидировали по причине коррупционной составляющей. И вот теперь появляется норма, чем-то похожая на советскую. Только вместо «дырок» штрафы будут фиксироваться в привычной базе ГИБДД. Заглянув в эту базу, автоинспектор узнает, сколько штрафов числится за остановленным водителем. И если этих самых штрафов 3 и более, да еще и все грубые – встанет вопрос об изъятии прав.

Балльная «реформа» уже предлагалась правительству в 2012 и в 2016 году, но так и осталась в проекте. Её сочли избыточной и оба раза отклоняли.

Правда ли, что норма уже вступила в силу?

Нет, официального вступления нормы в силу в 2021 году еще не произошло.

Разработка завязана на новой редакции КоАП РФ, которую долго и пока безуспешно пытаются утвердить в законодательных органах власти. Норма за лишение прав за 3 грубых нарушения ПДД как раз входит в обновленный Кодекс.

Давайте проследим хронологию принятия закона:

  • Новый КоАП должен был вступить в силу с 1 января 2021 года, но этого вновь не произошло. У экспертов возникло много вопросов. Поэтому Кодекс сейчас дорабатывают, после чего опять вынесут на общественное обсуждение в Совет Федерации. Прогноз – вторая половина или конец 2021 года.
  • Схожая инициатива по ужесточению наказаний для автонарушителей выдвигалась еще 30 мая 2016 года. Тогда в МВД подготовили Законопроект № 3639п-П9, который вынесли на рассмотрение в Госдуму. Он даже успел пройти 1 чтение. Но на этом продвижение закончилось: до 2 и 3 чтения законопроект так «не дожил», и накопительную систему штрафов ГИБДД никто не ввёл.
  • Между тем, для итогового принятия законопроект должен пройти несколько этапов. В их числе общественные обсуждения, 3 чтения, принятие проекта, подписание Президентом РФ и публикация на официальных ресурсах правовой информации (тут и тут).

Что известно на сегодня? 23 апреля 2021 года председатель Госдумы Вячеслав Володин рассказал, что депутаты активно обсуждают три наказания для злостных нарушителей ПДД. Одна из них – накопительная система штрафов. То есть проект находится на рассмотрении. Его могут принять, отправить на доработки или отклонить.

За какие нарушения хотят лишать водительских прав?

Особого внимания заслуживают нарушения, за которые, собственно, и планируют забирать права у водителей. Финального списка еще нет. Зато известно, что нарушения точно должны быть грубыми.

Что это за нарушения?

  • Если вы превысили скорость на 60 км/ч и более;
  • Нарушили ПДД в части проезда железнодорожных путей;
  • Проехали на красный сигнал светофора;
  • Выехали на встречку (в том числе повторно);
  • Неправильно развернулись или двигались задним ходом там, где это запрещено;
  • Повернули налево или развернулись в нарушение дорожных знаков;
  • Не пропустили пешехода на «зебре».

Но привлекать будут не за каждое такое нарушение, а за их совокупность. Срок действия административного наказания по новой норме – 1 календарный год. Проще разобрать логику на примерах.

Пример:

2 января вас оштрафовали за проезд на красный свет. Допустим, 4 января вы этот штраф оплатили. Но затем 17 мая снова получили штраф за непропуск пешехода, а 20 ноября – за выезд на встречку. Нарушения произошли в течение одного календарного года. А значит, по новой норме, вас могут лишить водительских прав сроком до 1,5 лет. Но это произойдет в том случае, если вас остановит инспектор ГИБДД на дороге вплоть до 5 января следующего года, и только если проверит по базе все ваши штрафы.

Как видно, нарушения могут комбинироваться. То есть необязательно попадаться за одно и то же нарушение из списка выше (например – только за проезды на красный свет). При этом, если в течение года вам выпишут штраф за езду без ОСАГО, то он в накопительной системе «не участвует». Речь идёт только о грубых нарушениях ПДД.

Примечание: Если в КоАП РФ появится статья 12.38 КоАП РФ, то она не будет учитывать прошлые штрафы. Отсчёт начинается только с момента действия новой нормы. Учитывать старые штрафы нельзя в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП. Об этом тоже нужно помнить.

Если зафиксировала камера?

Большинство нарушений ПДД попадают в объективы комплексов фотовидеофиксации. В данном случае «накопительная» система применяться не будет. Вышеназванные 3 нарушения учитываются только при их выявлении сотрудниками ГИБДД на дороге. То есть, если вы нарушили и это увидел госавтоинспектор. А с камеры приходят «письма счастья» со штрафами.

А если меня ранее уже лишили прав?

Интересная ситуация, когда водитель в течение года трижды грубо нарушил ПДД, но на момент привлечения его к лишению «по совокупности» уже был подвергнут наказанию в виде лишения прав. На этот счёт в новой норме КоАП есть логичное разъяснение – в данной ситуации лихача ждёт денежный штраф от 10 000 до 30 000 рублей.

Читайте также  Проверка штрафов ФССП по фамилии

Могут ли сотрудники ГИБДД конфисковать мой автомобиль за 3 нарушения?

Пока нет, но идея уже обсуждается.

17 марта 2021 года в Госдуме зарегистрирован законопроект № 1130809-7 о внесении поправки в Уголовный кодекс РФ. Пока он находится на стадии рассмотрения. Инициатором проекта является Госсобрание Башкортостана.

Что предлагается в рамках законопроекта? В первую очередь конфискацию автомобиля, водитель которого устроил ДТП в нетрезвом состоянии. Или повторно сел за руль транспортного средства. Предлагается внести изменения в ст. 104.1 УК РФ.

Однако говорить о скором принятии поправок слишком рано. У законопроекта есть недоработки. На них уже обратили внимание. В частности, в своем отзыве Кабмин указал на то, что собственник мог передать автомобиль виновнику ДТП, не подозревая, что произойдет происшествие. И получается, что инициаторы предлагают конфисковывать машину у того, кто не совершал преступления. Это явно противоречит Конституции РФ. Из-за этого, в том числе, Верховный Суд РФ тоже не поддержал законопроект.

Какие перспективы ожидают новый проект?

Уже сейчас находятся сторонники и противники реформы в области наказаний за систематическое нарушение ПДД. Если бы противоречий не было, нормы бы приняли еще в 2016 году, но этого не произошло.

Рассмотрим некоторые перспективы:

  1. Очевидно, что грубые нарушения ПДД недопустимы, и их нужно пресекать.
  2. Но, с другой стороны, если постоянно перекрывать кислород автолюбителям, толку не будет. По крайней мере суровые меры должны идти бок о бок с разумными идеями по недопущению серьезных нарушений ПДД.
  3. Эффект от нововведения может себя не оправдать. Вспомните, когда вас последний раз останавливали сотрудники ДПС? Чаще всего штрафы приходят с камер автофиксации в виде «писем счастья». И получается, что не все нарушители окажутся в равных условиях. Кого-то из лихачей остановят на дороге и выпишут протокол о лишении прав, в то время как другой за то же третье нарушение отделается «письмом счастья». Уже сейчас автоэксперты высказывают недовольства этим моментом.
  4. Также не совсем понятно, зачем вводить еще одно наказание в виде лишения прав за 3 нарушения, если, к примеру – за выезд на встречку и так могут изъять удостоверение водителя?
  5. Нельзя не сказать и о вопросе коррупции. Если лихач «нахватал» 2 грубых нарушения, он попытается не допустить третьего. Но не с помощью аккуратной езды, а банальной взяткой инспектору ГИБДД, чтобы тот закрыл глаза на третье нарушение.

Пока нормы в рамках принятия нового КоАП находятся на обсуждении у депутатов. Конечная цель инициативы – снизить число случаев агрессивного вождения и количество ДТП в России. Весь вопрос, как это будет реализовано на практике.

За какие три нарушения будут лишать прав?

Правительством внесен в Думу законопроект о включении изменений в КоАП, связанных с систематическими нарушениями правил дорожного движения. Депутаты решают вопрос о расширении административного кодекса статьей 12.38, которая будет регламентировать подпадающие под наказание проступки и устанавливать лишение водительских прав за 3 нарушения.

История вопроса о взысканиях за нарушение ПДД

В последнее время МВД ужесточает отношение к водителям, принимая новые постановления и законы для снижения аварийности на дорогах. Ни для кого не является секретом, что ежегодно на дорогах страны гибнут и становятся инвалидами люди, причем в большинстве ситуаций по вине автомобилистов. Нарушая правила, водитель должен отвечать за свои проступки административными взысканиями, порой в сложных и тяжелых случаях уголовной ответственностью.

Введены штрафы для большегрузов, водительское удостоверение подлежит изъятию при неоплаченных штрафах более 10 тыс. рублей, задолженности по алиментным платежам, за пьянку за рулем. Начало работать правило, по которому оплатить штраф в течение 20 дней можно с половинной скидкой. Тем не менее, собираемость штрафов невысока, многие автомобилисты продолжают нарушать правила и не платить штрафы.

Между тем, водители старшего возраста помнят, какая ответственность была в прежние времена. У каждого имелся талон предупреждений, выдаваемый вместе с водительским удостоверением.

Дырки, которые пробивал дыроколом инспектор в талоне, приводили к лишению водительских прав за три нарушения. Это была действенная мера, которая приводила не только к административному штрафу, но лишению прав и последующей пересдаче экзамена в ГАИ.

Лишение прав за три нарушения в год было действенной мерой, отсутствие талона при проверке на дороге приводило к серьезной ответственности. В настоящее время рассматриваемый законопроект не принят, проходит согласование и чтения в парламенте. Предлагается придерживаться бывшей схемы, но при этом будут включены нововведения в систему талонов предупреждения.


Не так давно термин «опасное вождение» получил широкую огласку, наказания за подобный вид нарушений в первую очередь будут учитываться при подсчете проступков за год. По мнению экспертов, именно составление протокола инспекторами ГИБДД будет подсчитываться при решении, за какие 3 нарушения будут лишать прав. Показания камер видеонаблюдения и дорожных регистраторов не предполагается учитывать в данном количестве.

После окончательного принятия закона потребуется внести корректировки в ПДД и КоАП, с целью ужесточить и изменить виды, формы и размер взыскания за опасное вождение.

Схема лишения прав за 3 любые нарушения

Законодатели до сих пор не решили, будет ли добавлен к водительскому удостоверению обязательный талон, или система станет работать по иной схеме. Но то, что подсчет указанных в перечне проступков за год будет осуществляться на государственном уровне, нет сомнений. При решении не вводить талонную систему, схема обнаружения систематических нарушителей будет организована следующим образом.

При проверке на дороге и обнаружении вины водителя, инспектор ГИБДД составляет протокол, проверяет наличие других административных взысканий по базе. Если протокол явился третьим по счету за отчетный период, то составляется дополнительный акт и направляется на рассмотрение в комиссию ГИБДД. При отсутствии спорных вопросов в течение трех дней оформленный акт направится в мировой суд для вынесения постановления о лишении водительских прав за три указанных нарушения.

У владельца авто будет возможность заявить свои претензии за 10 дней, указав на совершенные ошибки и неточности при составлении протокола. Подается апелляция до вступления решения суда в силу, если жалоба отклонена, то суд выпускает постановление о лишении водительского удостоверения и права управлять ТС на год с момента последнего нарушения правил. Обжаловать вступившее в силу постановление можно в кассационном порядке, также в течение 10 дней.

При отрицательных результатах водитель обязан сдать удостоверение в ГИБДД. Получить свое удостоверение можно будет через год, при этом придется сдать экзамен на теоретическую часть вождения и заплатить все имеющиеся штрафы и пени. Согласно представленному проекту, если лицо не имело права управлять автомобилем, то ему положен административный штраф в размере 10 тыс. рублей.

Основные правила ПДД, включенные в список

Законопроект состоит из перечня проступков и нарушений, которые станут учитывать при новом взыскании. Всего в него входят 14 пунктов правил, подлежащих учету при составлении протокола. Если в настоящее время, заплатив штраф, о нем можно было забыть, то в будущем оплата взыскания не снимает подсчета нарушений и впрямую влияет на суммарную ответственность.


В список входят самые распространенные проступки, такие как движение без пристегнутого ремня безопасности или без пройденного вовремя техосмотра. Суммироваться будут административные проступки, установленные за езду без прав в случае их лишения или отсутствия, любое превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения и не исполнение правил на перекрестках.

Независимо от уже уплаченных штрафов, движение с неисправными тормозами, неверное пересечение железнодорожного переезда и пренебрежение дорожными знаками приведет к сложению в течение года. Сюда же войдет перевозка детей без кресла, непредоставление преимущества специальному транспорту, рейсовым авто и пешеходам. Отказ в остановке по требованию сотрудников ГИБДД, нарушение правил остановки и стоянки будет включаться в годовой подсчет, независимо от того, уплачены ли за них штрафы.

За какие три нарушения будут лишать прав, установлено на предварительном рассмотрении вопроса о новой ст.12.38 КоАП. Статья может быть дополнена и переработана, но уже сейчас понятно, что введение ее в действие намного ужесточит ответственность гражданина за рулем.

Лишение за 3 систематических нарушения ПДД – правда или нет?

Читайте также  Какой штраф грозит за езду без страховки

Лишение за 3 штрафа

За февраль 2018 года произошло более 9 тысяч ДТП, в которых погибло чуть более 850 человек – оба числа медленно, но уверенно увеличиваются. Неудивительно, что ведомства периодически выступают с новыми инициативами по улучшению дорожной ситуации. Нововведением стал и новый закон, предусматривающий лишение прав за 3 нарушения ПДД водителями (читать как лишение за три штрафа).

К сожалению, основные силы в сокращении числа ДТП у ГИБДД направлены только на ужесточение наказаний, а не улучшение дорожных условий. Но факт остаётся фактом. Правда ли введут новый закон или нет, давайте разбираться!

Что случилось?

Не так давно СМИ захлестнула информация о введении нового закона – лишения прав на срок в 1 год за 3 повторных штрафа. Источником информации везде выступает руководство ГИБДД, которое якобы предлагает пополнить 12 главу КоАП, отвечающую за наказания в дорожном движении, новой статьёй – 12.38, которая как раз и будет предусматривать лишение за 3 систематических нарушения ПДД.

Но это не балльная схема лишения прав, а именно за 3 повторных штрафа.

Правда ли это?

Да. Но только отчасти. Данный законопроект, действительно, разрабатывался и вносился на обсуждение в Госдуму. Но ещё в относительно далёком 2016 году.

30 мая 2016 года был разработан соответствующий текст законопроекта об изменениях в КоАП со штрафами. Это план закона №3639п-П9. И он пережил этап первого чтения. Но на этом и остановился. На сегодня, 05 Июня 2021 года новый закон о лишении прав за 3 нарушения ещё не вступил в свою законную силу. То есть проект ФЗ сегодня пока ещё не действует и ожидает второго чтения, а прав за три повторных нарушения не лишают.

Когда вступит в силу?

Это пока не известно. Федеральные законы по общим правилам проходят 3 чтения, между которыми может пройти довольно долгое время. Как в случае выше потребовалось 2 года между первым и вторым чтением.

Второе чтение изменения в КоАП по части лишения за 3 штрафа по неподтверждённой информации из тех же СМИ планируется весной 2018 года, и тогда его либо примут, либо отклонят, либо отправят на доработку.

И только после третьего чтения новый закон сначала должен будет опубликоваться в официальных СМИ правительства и только затем он вступает в силу по прошествии назначенного времени (обычного от 10 дней до нескольких месяцев). То есть, даже если закон о лишении за 3 нарушения будет принят, то вступит в силу он не ранее лета 2018 года.

Как докажете?

Сам факт невступления в силу проекта ФЗ можно достаточно легко доказать. Попробуйте поискать на одном из официальных порталов правительства официальное опубликование Федерального закона:

И Вы не найдёте его среди опубликованных, потому он на стадии рассмотрения.

Кроме того, актуальную информацию показывает известный многим сайт «Консультант Плюс». Так, среди редакций Административного кодекса есть одна, которая ожидает вступления в силу, но ни в ней, ни в действующей редакции информацию о лишении прав за 3 систематических нарушения ПДД Вы не найдёте.

Что за новый закон 2018 года?

Как мы уже отметили выше, проект вводит новую статью 12.38 (сейчас в 12 главе КоАП 37 статей). Новый закон в его сегодняшней вариации предусматривает лишение прав на 1-1,5 года за 3 и более штрафа по одинаковому нарушению – то есть если водитель нарушит ПДД и подвергнется наказанию по любому из нарушения 3 и более раза.

При этом, не будут считаться штрафы, выписанные камерами автоматической фиксации. А если водитель уже лишён прав на момент привлечения его к лишению, то вместо последнего будет назначен штраф от 10 до 30 тысяч рублей.

Обратите внимание, лишение будет не за 4-е нарушение ПДД, а именно по результату 3 нарушений.

Официальная формулировка проекта ФЗ:

Нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренные частями 3 — 7 статьи 12.9, частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.16, статьей 12.18 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым три и более раза административному наказанию за совершение указанных административных правонарушений, за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или наложение административного штрафа на лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Что за нарушения входят в список?

Итак, подвергнуться лишению права управления придётся за следующие нарушения Правил:

Одно и то же нарушение или разные?

Из текста формулировки нового закона в текущем его виде вытекает, что водитель может подвергнуться лишению за 3 любых нарушения из вышеперечисленных. Но, вероятно, это недоработка закона, и к моменту вступления в силу этот момент доработают, так как задумка была изначально о 3 одинаковых наказаниях.

Например, если Вы в первый раз попались за непропуск пешехода, на второй раз – за превышение скорости, а на третий – за проезд на красный, то, если закон останется без изменений, после красного Вас могут лишить прав. А вот если второе нарушение – превышение – было зафиксировано на камеру автофиксации, то лишения уже не будет, так как штрафы с камер не подпадают под лишенческие нарушения ПДД.

Три нарушения – и ты без прав. Ужесточаются наказания для водителей

В начале 2020 года главной автоновостью стал рост штрафов ГИБДД. Например, 3 000 рублей вместо 500 за превышение скорости на 20−40 км/ч, 50 000 руб. за пьяное вождение. Штрафы дотянулись даже до электросамокатов – владельцев хотели поставить в один ряд с автомобилистами. Изменения проходят в рамках редакции Административного кодекса. Проект откладывали, критиковали, переносили. Но в 2021 году штрафам, видимо, быть. А также лишению прав за три грубых нарушения. Эксперты считают подход несправедливым.

Борьба со злостными нарушителями

Проезд на красный свет, превышение скорости на 60 км/ч и выезд на «встречку» обернутся водителям лишением прав на срок до 1,5 лет. С таким предложением выступили МВД и Министерство юстиции, пишет «Коммерсант».

За три проезда на красный свет лишат прав. Фото: primamediag. cdn. co.

При лишении прав предлагают учитывать комбинацию трёх грубых нарушений в течение года, как в примере выше. Сенатор Ирина Рукавишникова поддерживает инициативу:

Предложение МВД и Минюста РФ об ужесточении наказаний за троекратное в течение года грубое нарушение правил дорожного движения в проекте нового КоАП совершенно оправданны. Если не рублем, то иным серьезным наказанием злостных нарушителей, подвергающих опасности жизнь и здоровье других людей, например, лишением прав, нужно останавливать, – цитата по ТАСС

Ведомства проталкивают предложения в рамках редакции КоАП – «Выберу.ру» следил за изменениями в прошлом году. Первую редакцию Кодекса, предполагавшую шестикратный рост штрафов, раскритиковали автоюристы, Госдума и премьер Михаил Мишустин.

Пьяный рулю не товарищ

Другое предложение касается пьяных водителей. Если нетрезвый автомобилист вёз ребёнка до 16 лет, его лишат прав на 3 года и оштрафуют на 50 000 рублей. Сейчас нетрезвых водителей лишают удостоверения на срок до 2 лет и штрафуют на 30 000 рублей. Напомним, отказ от медосвидетельствования приравнивается к пьяному вождению.

Лишать прав будут только по протоколу инспектора ГИБДД. Фото: indrive. net.

Жёстче хотят наказывать не только нетрезвых автомобилистов, но и владельцев электросамокатов и моноколёс. Средства индивидуальной мобильности, как назвал их Минтранс, являются участниками дорожного движения наравне с машинами. Владельца мощного электросамоката, который развивает скорость до 40 км/ч и выше, уже нельзя считать пешеходом, объясняет глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов. Минтранс планирует выделить владельцев СИМ в отдельную категорию участников дорожного движения и штрафовать пьяных «электросамокатчиков».

Гвоздь и жезл

Ужесточение ответственности для нетрезвых водителей, в том числе – СИМ, логично. Пьяный владелец электросамоката может сбить человека, въехать в машину или спровоцировать ДТП. Но в лишении водительских прав за три грубых нарушения председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин увидел несправедливость.

Читайте также  Заезд под кирпич штраф или лишение?

Дело в том, что в проекте Минюста говорится о лишении прав водителей, на которых составлен протокол инспектором ДПС. А за такие же нарушения, зафиксированные камерами ГИБДД, лишать прав не будут. Получается, не все граждане окажутся равны перед законом.

Неважно, как зафиксировано нарушение – на камеру или с протоколом, но если установлены три нарушения, за которые полагается лишение прав, то это должно быть для всех. А когда вы из этого исключаете людей, у которых нарушение зафиксировано с помощью видеокамер, это равенство грубейшим образом нарушается, – рассказал Похмелкин НСН

Лишают прав через суд, который принимает к рассмотрению только протокол. Данные с камер суд не учитывает. В итоге будут существовать две нормы привлечения к ответственности. А с учётом небольшого количества сотрудников ГИБДД, норма будет несправедливой.

В 2020 году проект КоАП «завернули», но поправки для злостных нарушителей пройдут слушания. В этом уверена сенатор Ирина Рукавишникова. Она напомнила, что главный автор документа – Минюст. Поэтому предложения вынесут на публичные слушания в Совете Федерации летом 2021 года.

Лишение прав за три нарушения ПДД в 2021 году

Административные нарушения тесно связаны с дорожными происшествия и до сих пор не становились основанием для каких-либо серьезных последствий. Водители обычно отделывались штрафами и «легким испугом». Однако времена меняются, и депутаты готовят новый закон. Вполне возможно, что три нарушения будут считаться достаточно веской причиной для лишения водительских прав.

Так может выглядеть закон о лишении прав за три нарушения ПДД, если он пройдет все чтения и будет подписан президентом РФ:

Статья 12.38. Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством.

Нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида лицом, подвергнутым три и более раза административному наказанию за совершение указанных административных правонарушений, за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или наложение административного штрафа на лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В число нарушений ПДД приводящих к лишению прав входят:

  1. Нарушение скорости более чем на 40 км/час (ст. 12.9 ч. 3 и 7).
  2. Нарушение правил пересечения ЖД путей (ст. 12.10 ч. 1 и 3).
  3. Проезд на красный свет (ст. 12.12 ч. 1 и 3).
  4. Нарушение требования уступить дорогу транспортным средствам, пользующимися преимуществами (ст. 12.13 ч. 2).
  5. Выезд за полосу встречного движения (ст. 12.15 ч. 4—5).
  6. Разворот и движение задним ходом, где это не предусмотрено ПДД (ст. 12.13 ч. 2).
  7. Осуществление поворота не с крайних линий и разворота налево там, где это не предусмотрено (ст. 12.16 ч. 2).
  8. Нарушение права пешеходов о свободном перемещении по «зебре» или прав других участников движения (ст. 12.18).

При этом важно выяснить, в каком промежутке времени могут накапливаться «баллы» за нарушения и когда они обнуляются.

У водителя заберут права в том случае, если его поймают через год после первого нарушения и у него на этот момент будут еще 2 нарушения на счету. Итак, совершение более двух правонарушений в течение одного года неизбежно приведет к лишению водительских прав.

Цитата закона (ст 4.6 КоАП РФ):

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Причем лишение прав будет происходить только в результате тех правонарушений, которые были зафиксированы сотрудниками ГИБДД. А вот проступки на дороге, которые были выявлены камерами наблюдения, спровоцируют только выплату штрафа. Причем, если нарушение будет зафиксировано и сотрудником ГИБДД, и камерой, то в этом случае водителя ТС все-таки ждет лишение прав.

Хронология введения|упразднения|модификации закона о баллах и лишении прав за энное количество правонарушений

Это не первая попытка ввода подобных балов за нарушения ПДД. Еще в СССР существовали так называемые «проколы»: за каждое нарушение полагался прокол талончика, и этого водители боялись больше штрафа. Поэтому с выгодой для обеих сторон пытались договориться и водитель, и гаишник.

Затем с 1993 по 1997 год существовала система, когда водителям выдавались временные разрешения, с обратной стороны которых велся учет. За 15 правонарушений отбирали водительские права сроком на год. Каждый год такой список нарушений обнулялся. Однако система была упразднена, возможно потому, что ни один водитель не хотел, чтобы пятнадцатое нарушение было для него последним, а сотрудникам ГИБДД было выгодно принимать «откуп», чем забирать права сроком на год и лишаться потенциального «клиента».

В 2015 году была другая попытка ввести бальную систему — аналогичную талонным проколам. Законопроект вызвал шквалы критики и был отправлен на доработку. В частности, его обвинили по таким пунктам:

  • Тяжесть нарушений не соответствует тяжести наказаний.
  • Проект был признан коррупциогенным.

В результате доработки вышел новый модифицированный проект. В частности из старого убрали такие нарушения, как:

  • Не пристёгнутый ремень.
  • Управление транспортным средством с неисправными тормозами.
  • Превышение скорости на 20 км/час.
  • Выезд на перекресток в случае образовавшегося затора.
  • Заезд за стоп линии.
  • Отказ предоставить свое транспортное средство сотрудникам ГИБДД по их требованию.
  • Неправильная парковка.

Однако решили ли модификации коррупционный вопрос? Если в 2021 году за три нарушения лишат прав, то это не значит, что у инспекторов автоматически исчезнет желание получить что-то с водителей.

Что думают водители о нововведении

Против окончательного принятия данного закона высказывается председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, который содействовал отмене похожего закона в 90-х годах. Он заявляет, что такая система фактически оставляет водителей бесправными перед сотрудниками ГАИ и провоцирует их на коррупцию. В это время гаишники, напротив, ссылаясь на статистику, толкуют о целесообразности принятия данного законопроекта.

А вот представитель «синих прямоугольников» отмечает на своей странице в Facebook, цитата:

Народ, а что вы беспокоитесь по поводу этого законопроекта о трех колосках, то есть нарушениях? Законопроект правильный, я допускаю, что будет коррупция, но закон ударит не по обычным водителям, а по тем, кто осознанно ведет себя на дорогах безобразно. Поэтому законопроект классный, полностью его поддерживаю, панику не понимаю…

Третья сторона комментирует:

…да, но почему то, что закон ударит не по всем водителям должно оправдать коррупцию? Ее вообще стоит оправдывать и есть ли оправдание оправданию коррупции? Можно понять позицию, как водителей, так и гаишников: каждый на своей стороне. Водителям от этого только хуже – придется много платить, гаишникам, напротив лучше – «придется» больше получать. Но ведь, по сути, этот законопроект еще больше упрочнит коррупционные тенденции. Стоит ли закон с такими последствиями вообще принимать, неважно, что он улучшит?

Иные, преимущественно водители, возмущаются, мол:

Как можно вводить такие строгие законы, когда у нас разметка на дорогах не всегда соответствует дорожным знакам, а знаки разметкам!

Глава же МВД Игорь Зубов объясняет необходимость нововведения тем, что с начала года на дорогах страны случилось примерно 14 тысяч ДТП, приведших к смерти граждан; из них 40% были вызваны водителями, не раз нарушавшими ПДД.

Итак, подытоживая, ниже приведены плюсы и минусы законопроекта:

Плюсы:

  1. Действительно уменьшение количества рецидивистов и водителей, регулярно нарушающих ПДД.
  2. Более строгие законы и более строгое наказание в случае нарушений заставит водителей, в общем, быть на дорогах более осмотрительными.

Минусы:

  1. Увеличение коррупционных тенденций между сотрудниками ГАИ и водителями-нарушителями.
  2. Исторические примеры приводят аргументы не в пользу данного законопроекта, ведь уже были неоднократные попытки ввести бальную либо талонную системы контроля над повторными нарушениями, которые не увенчались успехом.

Стоит ли данный закон, чтобы его все-таки приняли — покажет время.