Как рисовать схему ДТП для страховой

Составление схемы ДТП

Прочитав эту статью, Вы сможете самостоятельно нарисовать и правильно оформить схему места автопроисшествия.

От момента дорожного происшествия до прибытия на его место сотрудников ГИБДД в условиях городских пробок и заторов проходят часы.

За это время безвозвратно теряются следы происшествия, имеющие важное значение для определения обстоятельств аварии и установления виновного лица.

Как избежать неблагоприятных последствий в данной ситуации? Составьте самостоятельно схему места происшествия.

В предусмотренных законом случаях водители, причастные к аварии, вправе самостоятельно составить схему места происшествия, а в последующем оформить ДТП в подразделении ГИБДД (статья 2.6 ПДД РФ).

Также, действующее законодательство предусматривает возможность оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных лиц ГИБДД по правилам так называемого «Европротокола», а также в иных случаях, определенных ПДД РФ.

Подробности читайте в статьях:

При этом водители транспортных средств – участники аварии должны самостоятельно нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Чтобы правильно нарисовать схему происшествия, его участникам необходимо вооружиться соответствующими знаниями.

Для более полного и доступного понимания материала, изложенного ниже, предлагаем обратиться к следующей статье:

Общие рекомендации по составлению и рисованию схемы ДТП

Выберите масштаб схемы.

Для того чтобы рисунок схемы был наглядным и удобным для восприятия следует выбрать масштаб. Размер масштаба зависит от формата листа – бланка схемы, количества элементов (предметов), имеющих отношение к происшествию, которые необходимо разместить на рисунке.

Не стоит ставить перед собой сверхзадач, исходите из того, что Вы рисуете схему, а не технический чертеж или топографическую карту.

Зарисуйте на листе бумаги общий план местности и участок дороги, на котором расположено место аварии.

При составлении схемы нанесите на лист бумаги контуры проезжей части дороги.

Нарисуйте в схеме ДТП обочины, тротуары, остановочные площадки, трамвайные пути, строения, островки безопасности, места въездов и выездов прилегающих территорий, парковочные «карманы». Не следует перенасыщать схему информацией, не имеющей отношения к происшествию.

При включении в рисунок схемы того или иного элемента, необходимо руководствоваться критерием его относимости к событию ДТП и значимости для дальнейшего расследования.

Отобразите на схеме габаритные размеры элементов дороги.

Определение понятия «дорога», дано в разделе № 1 ПДД РФ. Оно включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, обочины и тротуары, а также разделительные полосы при их наличии.

При выполнении замеров габаритов элементов дороги, ориентирами являются бордюрные камни, линии разметки, границы дорожного покрытия и прочее.

Нарисуйте в схеме дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, линии дорожной разметки. Отобразите при наличии на месте ДТП светофорные объекты.

Зафиксировав в схеме указанные выше элементы, следует присвоить им порядковый номер и в графе «Условные обозначения» записать их названия и указать номера, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам дорожного движения РФ.

Например, обозначая дорожный знак, нарисованный на схеме, указываем «Дорожный знак 2.1 «Главная дорога».

Аналогично обозначаем и расшифровываем дорожную разметку.

Нарисуйте в схеме транспортные средства участников ДТП.

В схеме зарисовывается конечное расположение автомобилей после события аварии.

«Привязку» транспортных средств необходимо выполнять к стационарным недвижимым объектам (дома, столбы ЛЭП, указатели километража), границам проезжей части дороги, линиям пересечения проезжих частей дороги в точках их схождения, максимально приближенных к центру перекрестка.

Фиксация автомобиля на месте ДТП выполняется тремя замерами в двух проекциях.

Например, от передней и задней осей автомобиля к краю проезжей части дороги (две вертикальных проекции) и один замер в горизонтальной плоскости от проекции оси автомобиля до стационарного объекта.

Зафиксировав первый автомобиль указанным способом, присваиваем ему № 1.

Остальные транспортные средства допустимо «привязывать» к осям автомобиля № 1.

Результаты замеров заносятся в схему.

Автомобилям присваиваются последующие номера, которые расшифровываются в графе «Условные обозначения».

Символично стрелками указываем направления и траектории движения транспортных средств до их столкновения. Каждому символу присваиваем порядковый номер.

В графе «Условные обозначения» делаем пояснительную запись.

Например: «Направление движения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

Обозначьте в схеме соответствующим символом место столкновения автомобилей и укажите его расположения относительно объектов привязки.

Фиксация места столкновения производится посредством двух замеров с привязкой к стационарным объектам.

Результаты замеров отражаются в схеме.

При наличии противоречий между водителями – участниками дорожного происшествия в определении места столкновения со слов каждого водителя указывается место столкновения, обозначается и фиксируется на схеме по общим правилам.

Данные, перечисленные в пунктах 1-6, используются экспертами-автотехниками при назначении автотехнической экспертизы.

Подробности читайте в статьях:

При составлении схемы особое внимание следует уделить фиксации следов дорожно-транспортного происшествия.

Как уже отмечалось, следы на месте происшествия являются самым уязвимым объектом.

После совершения неотложных действий направленных на обеспечение безопасности на месте аварии, необходимо принять все возможные меры для обеспечения сохранности следов. Обеспечение объезда места расположения следов ДТП, их дублирование на проезжей части (мелом или другими подручными средствами).

Зарисуйте все следы, относящиеся к аварии в схему ДТП, сделайте их привязку, измерьте их габариты (длину и ширину).

Любой след привязывается к элементам дороги, недвижимым объектам посредством четырех замеров. Начало места следообразования и место его окончания измеряются в двух проекциях.

Результаты замеров вносятся в схему. По общему правилу каждому следу присваивается порядковый номер. В графе «Условные обозначения» даются пояснения.

Например: «След торможения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

В дальнейшем эти данные могут быть исследованы экспертом-трасологом при назначении автоэкспертизы.

Подробности читайте в статьях:

В символичной доступной для восприятия форме нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств.

Измерьте их расположения относительно элементов дороги и транспортных средств. Результаты замеров отобразите в изложенном выше порядке.

Подлежат обязательному включению в схему дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы, элементы ограничивающие обзорность дороги с места водителя.

На обратной стороне листа – схемы ДТП опишите видимые повреждения автомобилей – участников происшествия.

Все сведения, указанные в схеме, заносятся в прокол осмотра места происшествия.

Подробности читайте в статьях:

В заключении хочу обратить внимание наших читателей на то, что схема дорожно — транспортного происшествия составляется в соответствии с установленным законом требованиями и порядком.

Как составить схему ДТП: образец и бланк

Схема ДТП – графический план произошедшего автомобильного происшествия, рисуемый от руки. Он является одним из приложений к протоколу, составляемому автоинспектором в ходе оформления аварии, и к извещению о ДТП в адрес компании-страховщика. Для правильного составления схемы, чтобы она смогла служить юридически значимым документом, следует соблюдать ряд обязательных правил.

  1. Схема ДТП – что это?
  2. Кто должен рисовать схему
  3. Для кого необходима
  4. В ГИБДД
  5. Страховая
  6. Как нарисовать схему ДТП: правила
  7. Информация, включаемая в схему
  8. Спецсимволы
  9. Основные рекомендации по оформлению
  10. Скачать бланк для составления плана ДТП
  11. Типовые схемы ДТП
  12. Ошибки при составлении схемы и их последствия
  13. Заключение

Схема ДТП – что это?

Главное предназначение план-схемы ДТП заключается в наглядном отображении особенностей произошедшей аварии. Составляется данный графический документ от руки, и заверяется росписью инспектора ДПС, оформлявшего аварию. В случае заполнения Европротокола, без привлечения сотрудников ГИБДД, схема подлежит заверке обоими участниками автомобильной аварии. Только после этого она получает статус юридического документа, и может служить доказательной базой при разборе обстоятельств ДТП.

Основное назначение схемы заключено в предоставлении для рассмотрения сотрудникам страхового агентства, решающим вопрос о назначении выплат по договору ОСАГО или КАСКО. Кроме того, составленные и заверенные по всем правилам схемы, подлежат рассмотрению в судебных органах в случае возникновения тяжбы между участниками столкновения, или при отказе в выплате страховых компенсаций.

Кто должен рисовать схему

Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:

  • Обстоятельства произошедшего ДТП.
  • Серьёзность наступивших последствий аварии.
  • Число лиц, участвовавших в происшествии.

При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.

Самостоятельное составление плана происшествия его участниками допускается при оформлении ДТП без привлечения работников Госавтоинспекции. Такое допускается, когда ущерб от столкновения не превышает 100 тыс. руб. (для Москвы и С-Петербурга – до 400 тысяч). В бланке Европротокола даже имеется специально отведённое место для графического изображения автомобильной аварии. Если участники происшествия не знают, как правильно нарисовать схему ДТП, они могут обратиться за содействием к сотруднику своей страховой фирмы, или к инспектору ГИБДД, получив консультацию по телефону.

Для кого необходима

Схема автомобильного происшествия, имея полную юридическую силу, может рассматриваться в самых разных инстанциях. Чаще всего, она составляется для предъявления в ГИБДД и в страховую фирму, которой предстоит производить компенсационные выплаты.

В ГИБДД

Сотрудниками Госавтоинспекции план-схема ДТП используется в качестве дополнительного подтверждающего материала при рассмотрении обстоятельств аварии. Опираясь на этот документ, члены комиссии смогут установить истинного виновника аварии, либо определить степень вины каждого участника ДТП.

Читайте также  Оформление страховки ОСАГО на автомобиль через интернет

Страховая

Для предъявления страховщику, план составляется на бланке Европротокола, где для него имеется специальная графа. Места здесь не так много, поэтому нужно обозначить только наиболее значимые факты: дорогу, разметку, положения ТС до и после столкновения. Когда схему составлял сотрудник ДПС, её копия прикладывается к подаваемому страховщику протоколу о ДТП.

Как нарисовать схему ДТП: правила


Если водители для самостоятельного составления план-схемы столкновения могут использовать только бланк Европротокола, то сотрудник ГИБДД может применять любой бумажный лист. Это может быть тетрадный листок, бумага формата А-4, либо миллиметровка для масштабирования. Вместе с Европротоколом, при оформлении страховки ОСАГО, водителю выдаётся памятка о порядке его заполнения. Следуя этой инструкции, автолюбители смогут правильно заполнить документ, отобразив в нём все необходимые сведения.

Информация, включаемая в схему

Схема места ДТП должна содержать в себе определённые данные, позволяющие наглядно разобраться в нюансах происшествия. При составлении плана, водитель должен особое внимание уделить таким сведениям:

  • Нахождение обоих автомобилей непосредственно до столкновения.
  • При наличии препятствий на дорожной полосе, отметить их.
  • Места расположения светофоров, дорожные ограждения, знаки и разметка.
  • Местоположения других ТС, если они оказали влияние на произошедшую аварию. Например, ограничивали видимость, или создавали препятствия движению.
  • Сведения о ширине дороги, числе полос.
  • Указать знаком «Х» место столкновения автомобилей и точку удара.
  • Расстановку столкнувшихся авто после ДТП.

Спецсимволы

В процессе составления план-схемы, для лаконичности нужно использовать общепонятные символы. Они помогают расшифровать рисунок и нагляднее понять нюансы ДТП. Ими обозначаются грузовики и легковые авто, мотоциклы, разметка и прочие дорожные объекты. Стрелками указываются траектории движения обоих машин, их тормозной путь. Дорожные знаки либо рисуются наглядно, либо обозначаются их порядковыми номерами, согласно положениям ПДД.

Основные рекомендации по оформлению

Конкретные стандарты составления схемы места ДТП не регламентируются правилами ПДД или иными правовыми актами. Но, при этом нужно соблюдать ряд общепринятых рекомендаций по оформлению. Не следует рисовать схему карандашом, поскольку он может со временем стереться. Лучше использовать шариковую ручку чёрного или синего цвета. Изображение даётся в формате «вид сверху». Не приветствуется наличие разнообразных исправлений и помарок. По возможности, соблюдайте масштабы, для большей наглядности составляемого плана.

Скачать бланк для составления плана ДТП

Типовые схемы ДТП

На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.

Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.

Ошибки при составлении схемы и их последствия

При выявлении в составленной схеме ошибок и несоответствий, она может быть признана недействительной. В результате пострадавшему отказывается в выплате компенсации, виновником признаётся не тот водитель, суд не принимает схему в качестве вещественного доказательства. Поэтому, прежде, чем заверить графический документ своей росписью, внимательно проверьте правильность его оформления.

Заключение

Правильно составленная схема при ДТП позволяет установить обстоятельства ДТП, выявив настоящего виновника. Поэтому, столь важно водителям знать общие правила и конкретные нюансы её оформления.

Как нарисовать схему ДТП правильно

При возникновении ДТП потребуется составленная схема, она позволит найти причины инцидента, разобраться в ситуации. Документ создается в соответствии с правилами, используются спецсимволы. Водителям важно понимать, как составляется схема дтп, чтобы верно зафиксировать детали аварии.

  1. Что такое схема дорожно-транспортного происшествия?
  2. Кто обязан рисовать схему?
  3. Для кого необходима
  4. ГИБДД
  5. Страховая
  6. Правила составления схемы ДТП на 2021 год
  7. Необходимая информация
  8. Специальные символы
  9. Рекомендации по оформлению
  10. Скачать бланк-схему
  11. Типовые схемы ДТП
  12. Ошибки при составлении схемы и последствия
  13. Вывод

Что такое схема дорожно-транспортного происшествия?

Схема ДТП – один из важных материалов, которые понадобятся при аварийном положении на дороге. Он составлен в формате графического плана тех деталей, которые касаются происшествия. В схеме отображаются: местность и инфраструктура, транспортные средства, различные детали, следы аварии. Важными считаются и дополнительные данные: обстановка на дороге, информация об участниках и свидетелях.

Кто обязан рисовать схему?

Выбор лица, который будет составлять документ, зависит от цели использования бланка и обстоятельств аварии. Графическим планом могут заниматься как водители, так и работники ГИБДД.

Самостоятельно составлять чертеж можно в том случае, если отсутствует возможность дождаться инспектора. При этом у водителей, которые участвуют в аварии, не должны присутствовать разногласия.

Существует ряд случаев, когда запрещено самостоятельно формировать схему ДТП:

  1. В аварию попали более двух ТС.
  2. В ДТП есть человеческие жертвы.
  3. У одного из водителей не оформлен ОСАГО.
  4. Размер ущерба выше 50 тыс. руб. (400 тыс. руб. для столицы и Санкт-Петербурга).

Водителям нельзя самим составлять чертеж, если нарушен хотя бы один пункт.

Для кого необходима

Детальный рисунок аварии нужен для того, чтобы возместить сумму ремонта авто. Документ считается весомым доводом в суде, когда пытаются определить виновника инцидента. Если информация была неправильно отражена, страховая компания может отклонить заявку на получение выплат.

ГИБДД

В случае, если трудно выявить виновника аварии, водители могут задокументировать происшествие с помощью работников ДПС, выбрав ближайший пост.

Самостоятельно сконструированная схема, если не было Европротокола, не обладает юридической силой.

Графический план – это материал, на базе которого ГИБДД выясняет детали происшествия.

Страховая

Страховая компания может предоставить компенсацию только при наличии актуальной страховки. К ОСАГО прилагается особая форма, водителям разрешается самим заполнять данный бланк при ДТП.

Европротокол включает отдельную графу, которая предназначена для составления плана аварии. После того как документ подпишут оба участника ДТП, у чертежа появится юридическая сила.

Правила составления схемы ДТП на 2021 год

Водители интересуются вопросом: как нарисовать схему дтп? Нет единых принципов составления плана аварийной ситуации. Ключевые требования при оформлении документа – правдиво, четко и понятно отобразить событие.

Необходимая информация

В готовом рисунке отражаются все обстоятельства аварийного инцидента. Водителям нужно уметь составлять графический план. Владельцы авто должны указать:

  • дату и точное время аварии;
  • данные адреса (если событие произошло не в городе, то следует вписать название трассы);
  • разновидность дороги (наличие перекрестка или поворота);
  • все детали, которые могут служить ориентирами (заправочные станции, тротуары, клумбы, ограждения и т.п.);
  • направление, в котором двигались автомобили и пешеходы;
  • наличие преград;
  • дорожные знаки, светофоры и разметку;
  • другие автомобили;
  • тормозной путь;
  • место, где ТС соприкоснулись в первый раз;
  • наличие крупных обломков машин;
  • место, где находились автомобили после инцидента;
  • ФИО участников аварии и свидетелей, их телефонные номера и адреса.

Страховая компания учитывает все мелкие детали: расцветку ТС, расположение багажного отсека.

Под составленным планом аварии должны подписаться все участники и свидетели инцидента.

Если один из водителей находится под воздействием алкоголя или наркотиков, другой участник событий обязан отметить данный факт в документе.

Специальные символы

Для составления графического плана подобраны различные обозначения. Основные спецсимволы:

  1. Легковая машина. Если в аварии участвовали несколько автомобилей, то каждому присваивается определенная буква или цифра.
  2. ТС грузового типа.
  3. Мотоцикл.
  4. Траектория движения участников аварии. Направление следует изображать стрелкой с пунктирной линией.
  5. Место происшествия (перекрестные прямые).
  6. Разметка дорожного полотна.
  7. Светофоры. Если составляется схема ДТП на перекрестке, то горящие сигналы можно обозначить стрелкой или крестом.
  8. Дорожные знаки. Если сложно воссоздать изображение, то можно указать название или номер по ПДД.

В чертеже разрешается отмечать авто в упрощенном виде. Водители рисуют прямоугольники, которые помечаются буквами или цифрами. В нижней части плана аварии находятся сноски: полная информация об автомобилях.

Если в рисунок необходимо включить предмет, который препятствовал свободному перемещению, его фиксируют в форме параллелепипеда. Длину тормозного пути изображают изогнутыми линиями, которые повторяют путь движения автомобиля.

Рекомендации по оформлению

При аварийной ситуации водители должны четко понимать, как составить схему ДТП. Следует придерживаться общеизвестных правил оформления:

  • У документа должно быть заглавие.
  • Чертеж, если отсутствует Европротокол, следует оформлять на стандартных листах А4.
  • Для составления плана нужно использовать синие или черные чернила.
  • Документ заполняется печатными буквами.
  • Схема ДТП должна состоять из спецсимволов.
  • Необходимо соблюдать масштаб и пропорции.
  • Над графическим планом работает каждый участник аварии.

В документе нельзя допускать помарки. Если водитель ошибся, неверные сведения нужно зачеркнуть и поставить подпись, которая является подтверждением достоверности информации.

Скачать бланк-схему

Ниже вы можете скачать пустой бланк.

Образец

Типовые схемы ДТП

Для того чтобы у граждан не возникало трудностей при работе над графическим планом, были созданы типовые схемы ДТП. В них отображены самые распространенные аварийные случаи.

Читайте также  Где застраховать автобус по ОСАГО?

Существуют ситуации, когда нельзя использовать шаблонные изображения:

  • нарушены правила составления протокола при ДТП;
  • обнаружен факт бесконтактной аварии;
  • при столкновении одна из машин была неподвижна;
  • обстоятельства инцидента не соответствуют стандартному варианту;
  • один из водителей не поставил свою подпись в извещении о ДТП.

Набор типовых схем считается детальным обучающим материалом. Рекомендуется каждому водителю заранее ознакомиться с информацией.

Ошибки при составлении схемы и последствия

Если водители сами оформляют происшествие, то может возникнуть ряд проблем. Участники аварии иногда неправильно указывают место первого столкновения ТС, причиной может быть замедленная реакция при стрессе.

Часто встречается следующее нарушение: искаженная план схема ДТП, составленная с целью скрыть обстоятельства случившегося. Когда данные разных чертежей противоречат друг другу, решение выносится на базе информации, полученной от свидетелей, а также по материалам регистратора и камер наблюдения.

При нарушении правил оформления документ будет признан недействительным. Если водители не могут прийти к общему мнению, нужно обратиться в ГИБДД для разрешения конфликта.

Вывод

Составление схемы ДТП – достаточно простая процедура. Важно понятно и достоверно изложить все данные об инциденте, придерживаться установленных требований оформления документа.

Возникновение аварии является причиной для обязательного составления графического плана. Водители могут сразу же самостоятельно заняться формированием документа, либо дождаться появления сотрудников ГИБДД.

Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)

Часто ксоставлению схемы ДТП водители относятся как к гарантии точной фиксации произошедшей аварии. И, действительно, именно от правильного составления чертежа зависит возможность получения страхового возмещения (в отдельных случаях страховой выплаты), избегания ответственности, если водитель невиновен и пр. Важно не только уметь рисовать обстановку ДТП самому, но и контролировать верность описания сотрудником ГИБДД.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Порядок составления

Какое должно быть содержание

Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:

  • дата и точное время происшествия;
  • кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
  • количество столкнувшихся ТС;
  • кто виноват в дорожном событии;
  • направление движений автомобилей до аварии;
  • взаиморасположение машин в момент ДТП;
  • нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
  • место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
  • какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
  • план участка дороги, где было столкновение;
  • габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
  • вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
  • наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
  • привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
  • разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
  • посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
  • месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
  • проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.

Основные правила

Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

Используются общепринятые символы без излишней детализации.

Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей , смотрите на видео:

Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.

Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.

Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.

Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.

Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.

Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.

Используемые обозначения

Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:

Знак обозначения Что обозначается Дополнительное описание
автомобиль легковой Если автомобиль в динамике, то изображается несколько фигур у первых контуры пунктиром, у последней фигуры (окончательная фаза аварии) контур сплошной.
грузовой автомобиль Машины обозначают либо буквами, либо цифрами
мотоцикл
направление движения Линии повторяют траекторию движения во время ДТП
место столкновения
дорожная разметка Как выглядит на покрытии
дорожный знак Если знак сложно изображать, можно указать номер в соответствии с ПДД или его название
светофор Крестиком отмечается горящий сигнал в момент аварии
посторонний предмет
тормозной путь
тротуар
дорожное ограждение
работа поворотников, стоп-фонарей
деталь и части автомобиля

Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:

Требования к различным видам схем

Европротокол

Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

  1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
  2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
  3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
  4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.

Стандартное ДТП

Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

Для чего нужна схема

Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.

Вообще грамотно составленная схема позволяет:

  • упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
  • избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
  • точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
  • не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.

Как самостоятельно составить схему ДТП?

Схема ДТП выступает в качестве важного элемента оформления произошедшей аварии. На ней отражаются основные элементы местности, где произошло столкновение, а также расположение самих автомобилей. Без правильно составленной схемы страховщик не сможет установить обстоятельства произошедшей аварии, на основании чего возможен отказ в предоставлении страховой выплаты.

Несмотря на отсутствие строгих требований к оформлению схемы, у многих водителей возникают трудности с этим. В первую очередь это связано с полным непониманием ее предназначения, а также отсутствие минимального опыта.

Оформление ДТП

Правила дорожного движения конкретно определяют порядок действий водителя после произошедшего столкновения.

Водитель обязан:
  • после произошедшего столкновения произвести полную остановку транспортного средства. Сделать это нужно максимально быстро, чтобы сохранить все обстоятельства произошедшего. Нельзя забывать про соблюдение ПДД и осторожность, чтобы избежать нового столкновения;
  • включить сигнал аварийной остановки, выйти из автомобиля, установить специальный знак на достаточное расстояние.
Следующим обязательным этапом станет оформление произошедшего ДТП. Законом предусмотрено 2 варианта оформления:
  • сотрудниками ГИБДД;
  • водителями самостоятельно.

Иногда водители договариваются самостоятельно и отказываются от официального оформления. Такой вариант довольно распространен при небольших авариях, когда не был причинен существенный вред автомобилям, например, столкновение на парковке. Единственное, нужно помнить о необходимости составления минимального соглашения – расписки, чтобы вторая сторона не смогла в дальнейшем предъявить необоснованный иск.

Официальное оформление обычно занимает гораздо больше времени. Оно может происходить как с привлечением инспекторов, так и самостоятельно. В первом случае о произошедшей аварии сообщается в ГИБДД, на место приезжает сотрудник, который самостоятельно обследует место произошедшего, заполняет документы. Роль самих участников минимальна, они следят за соблюдением порядка, могут собирать доказательства для дальнейшего разбирательства.

ВНИМАНИЕ . Самостоятельное оформление проходит без вызова сотрудников ГИБДД. Все документы заполняются водителями самостоятельно. Образец скачать можно на сайте любого страховщика. С собой всегда следует иметь актуальные бланки для европротокола.

Вся процедура проходит гораздо быстрее, однако законом предъявляются дополнительные требования, поэтому обязательно соблюдение следующих условий:
  • в результате аварии пострадало не более 2 автомобилей и у обоих водителей имеется действующий полис ОСАГО;
  • в ДТП не пострадали люди, вред был причинен только имуществу;
  • между водителями отсутствуют разногласия по поводу произошедшего ДТП, они смогли определить виновную сторону и достигнуть соглашения.

Кроме этого, европротокол составляется только, когда размер причиненного вреда не превышает 100 тысяч рублей. Оценка должна происходить максимально объективно, необъективные данные страховая компания откажется принимать, в результате чего водитель лишится страховой выплаты. Нарушение данных требований влечет недействительность составленного протокола.

ВАЖНО . Если не получается достигнуть соглашения, возникают сложности с заполнением документов, либо с определением размера причиненного ущерба, следует вызывать сотрудников ГИБДД.

Независимо от способа оформления, составление схемы ДТП является обязательным шагом. Поэтому информация будет полезна каждому водителю.

Предназначение и содержание схемы

Схема является обязательным элементом оформления любого ДТП, поскольку она используется в дальнейшем разбирательстве.

Можно выделить следующие основные предназначения схемы:
  • фиксирование обстоятельств произошедшего ДТП;
  • использование ее в качестве доказательства.

Схема может быть использована для получения денежной компенсации со страховщика, либо в дальнейшем в суде, если страховая компания отказалась добровольно возмещать ущерб. В составлении правильной и подробной схемы в первую очередь заинтересован сам водитель, поскольку от нее будет во многом зависеть успех в дальнейшем.

Определенных требований к составлению схемы не предъявляется, однако есть некоторые рекомендации.

Правильная схема должна содержать информацию:
  • расположение автомобилей до момента ДТП, направление движения;
  • наличие или отсутствие любых препятствий на проезжей части. Следует отражать иные аварии, ведущиеся ремонтные работы, просто стоящие автомобили;
  • разметка проезжей части, установленные знаки, светофоры, стоящий регулировщик;
  • количество полос, ширина проезжей части, следует учитывать стоящие автомобили, места парковок и другие обстоятельства;
  • сведения об автомобилях (марка, знаки государственной регистрации);
  • место произошедшего столкновения, расположение автомобилей в этот момент;
  • расположение транспортных средств после произошедшей аварии. Здесь следует также указать изменилось ли расположение иных объектов в результате аварии (например, автомобиль отлетел в установленный знак и повредил его).

Схема может содержать и иные подробности, указывать на другие обстоятельства произошедшего. Главное, чтобы она была полной и понятной, это значительно облегчит разбор ДТП в дальнейшем.

Правила составления схемы

Поскольку строгих правил составления схемы нет, водители вправе самостоятельно выбрать способ. Ключевыми требованиями будут: полнота, разборчивость, понятность, однозначность составленной схемы. Схема не должна вызывать сомнений и не может толковаться несколькими способами.

Основные правила по составлению:
  • информация отражается корректно, необходимо избегать ошибок и неточностей. Чем больше факторов – тем лучше. Следует указывать все факторы, которые имеют отношение к произошедшей аварии, а также причины ее возникновения;
  • соотнести в реальности и на схеме расположение транспортных средств до столкновения, в момент и после. Можно указать движение, которое происходило уже после столкновения до момента полной остановки;
  • следует указывать все имеющиеся знаки, светофоры, а также нанесенную разметку;
  • составлять схему стоит обычной шариковой ручкой, чтобы избежать помарок в дальнейшем;
  • не рекомендуется допускать ошибок в схеме. Лучше всего ее исправить, поскольку страховщик может отклонить и не принять ее;
  • если схема составлялась на основе готового бланка, следует заполнять все имеющиеся поля.

Схема не должна быть нагруженной, поэтому нет смысла детально отображать лишние объекты, нет необходимости подробно рисовать автомобиль. Схема должна быть лаконичной и подробной.

ВНИМАНИЕ . Составить схему можно на любом листке бумаги, однако это может быть сложно для тех, кто делает это впервые. В интернете можно найти много типовых примеров и пустых листов под составление схем. Таким образом под глазами всегда будет подсказка, что поможет не пропустить важные нюансы составления схемы.

Лучше всего скачать бланк заранее, и затем бланк распечатать. Достаточно возить с собой несколько экземпляров. Наличие типового бланка сэкономит много времени и поможет при составлении.

На практике каждый водитель имеет свое представление о произошедшей аварии. Редко, когда мнения водителей совпадают. Схема должна быть одна, поэтому можно поступить следующим образом: каждый участник самостоятельно составляет схему, после чего разрешить противоречия и составить общую схему. К схеме рекомендует прикладывать дополнительные фотографии с места аварии, по которым можно воспроизвести ее на реальную дорожную обстановку.

Как правильно нарисовать схему

Схема составляется на любом листе формата А4, в случае, когда оформляется европротокол, ее можно внести в специальное поле на бланке. Схема содержит свои собственные реквизиты, в результате чего она привязывается к конкретному протоколу. Правильно составленная схема обладает юридической силой и дополнительного заверения не требуется.

Сначала следует отразить место произошедшей аварии. Желательно отразить не только улицу аварии (или иное место), но и некоторые объекты в округе. Можно захватить сразу несколько улиц, особенно, если столкновение было на их пересечении. Для большей подробности рисуются дома, стоянки, ларьки, остановки и иные объекты. При этом крайне желательно соблюдать общий масштаб, однако это не обязательно.

Затем схематично изображаются автомобили, участвующие в аварии. Они обозначаются любыми символами, обычно это латинские буквы. Необходимости рисовать весь поток автомобилей нет, если это не имеет прямого отношения к произошедшей аварии. Например, когда столкновение произошло в большой пробке.

ВНИМАНИЕ . Необходимо обозначить направления движения транспортных средств в каждый момент до аварии, в момент столкновения и после него. Для этого используются обычные стрелки. Место столкновения отображается крестом. Внизу обязательно дается расшифровка нанесенных обозначений. Без этого схему будет сложно расшифровать, особенно если использовались нестандартные обозначения.

В документе, к которому прилагается составленная схема указываются следующие сведения:
  • место произошедшей аварии, адрес, либо километр трассы. При отсутствии подобной информации необходимо обозначить место другими способами, например, путем указания на иные значимые объекты. Время указывает именно на момент аварии, желательно с точностью до минуты;
  • сведения о причиненных повреждениях, о владельцах ТС, о самом автомобиле (документы о государственной регистрации, номера);
  • перечисляют все повреждения, которые можно обнаружить прямо на месте аварии. Также указывается на наличие пострадавших людей.

К составленному документу прилагается схема. Участники должны поставить свои подписи в установленных местах, либо на каждом листе, если оформление происходит без бланка.