Как сделать подставу ДТП для страховой

Мошенничество на дорогах: как не стать жертвой автоподставы

13 мая 2021, 19:05 — Общественная служба новостей — ОСН «Ковидный год» стал кризисным не только для автомобильных компаний и бизнеса, но и для преступников. Увеличилось количество мошенников, которые пытаются обмануть автомобилистов с помощью автоподстав. …

«Ковидный год» стал кризисным не только для автомобильных компаний и бизнеса, но и для преступников. Увеличилось количество мошенников, которые пытаются обмануть автомобилистов с помощью автоподстав. Мошенники на дорогах обычно используют несколько популярных схем автоподстав, с помощью которых они пытаются нажиться на водителях. О том, как не стать жертвой злоумышленников и как действовать в случае автоподставы в эфире телевидения Общественной службы новостей говорили гости программы:

  • Адвокат, автоюрист Тимур Маршани;
  • Предприниматель, автоэксперт Станислав Земцов;
  • Вице-президент Национального Автомобильного Союза, член общественного совета ГУВД Москвы Антон Шапарин.
  • Федеральный эксперт по вопросам ДТП, страхования и защиты прав потребителей, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин.

Что такое автоподставы?

Тимур Маршани: – Автоподстава – это желание выдать событие происшествия, которого не было, за конкретное правонарушение с целью вымогательства денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием. Это мошенническая схема, с помощью которой злоумышленники завладевают денежными средствами потерпевших. Самый классический вариант, когда якобы совершается ДТП на прилегающей территории. Автомобиль потерпевшей стороны, якобы злоумышленника, который совершил аварию, покидает место происшествия, после чего приходит какое-нибудь «письмо счастья», СМС-сообщение, либо на лобовое стекло вешают записку с оповещением о том, что он совершил ДТП. Для людей, которые этого не понимают, это очень серьезная и стрессовая ситуация. Один из видов автоподстав – выдавать отсутствующее событие за ДТП. Как правило, мнимые аварии происходят с автомобилями, которые уже имеют повреждения, схожие с теми, которые были оставлены на автомобиле злоумышленников. Не бойтесь обращения в правоохранительные органы.

Пусть приезжают инспекторы, фиксируют повреждения, проводят экспертизу. Ни один из злоумышленников не заинтересован в легализации ДТП с целью последующего получения материальной выгоды. Если это будет легализовано, единственное, что они смогут получить – это официальную выплату, которая будет значительно ниже того, что они получат, если будут договариваться с потерпевшей стороной.

О каких несуществующих факторах ДТП идет речь?

Тимур Маршани: – Повреждения, которые оставляют на автомобиле определенный след, то есть механическое соприкосновение, воспринимаемого объекта со следообразующим объектом, можно подвердить или опровергнуть с помощью экспертизы. Это элемент административного расследования, которое неминуемо проводится группой розыска органов ГИБДД.

Например, в автомобиль кидают резиновый мяч, который бьет мертвую зону, и создается впечатление по уже имеющимся образованным повреждениям, что ты притерся либо затронул автомобиль, который находится в пробке. Здесь действует целая группа злоумышленников. Делают это они очень специфично, последовательно, уже имя богатый опыт взаимодействия с потерпевшими. Как только возникает вопрос вызова инспекции, злоумышленники сразу пытаются исчезнуть в неизвестном направлении. Официальная версия развития событий с помощью обращения в правоохранительные органы дает возможность широчайшему диапазону защиты своих интересов.

Самое важное – это административное разбирательство.

Органы ГИБДД не могут просто так вас привлечь к ответственности, это сложный юридический состав административного правонарушения: наличие объективной стороны, нарушение ПДД, последующее повреждение чужого автомобиля, определение размера ущерба и установление виновности.

Участвуют ли в обмане люди в поддельной форме?

Антон Шапарин: – Купить форму – не проблема. Удостоверение никто особо не спрашивает. За это тоже предусмотрена определенная ответственность. Необходимо посмотреть документы сотрудника, и, если есть сомнения, необходимо обратиться по горячей линии в службу собственной безопасности. Необходимо самому проявлять бдительность в любой внештатной ситуации. Обман преследует нас повсеместно.

Все больше людей узнают о том, что подставы есть. Поэтому мошенникам приходится изобретать новые методы. С помощью нормативной базы мы не сможем закрыть все ходы мошенникам, поэтому каждый должен защищать себя сам.

Какие виды ДТП изображаются?

Сергей Кузин: – Первое – наезд на пешехода, второе – столкновение двух транспортных средств. Если речь идет о наезде на пешехода, то мошенники, выдавая себя за пострадавших, хотят взыскать с автомобилиста деньги за причиненный ущерб, при чем не только моральный, но и материальный. Что касается столкновения двух автомобилей, то тут можно разделить их на две части: первое – столкновение со статичным автомобилем (на парковке), второе – столкновение в процессе движения. Вторая часть встречается реже, так как требует усиленной подготовки.

Какова выгода для мошенников?

Станислав Земцов: – Обязательно нужно покупать видеорегистраторы. Ставить их необходимо как спереди, так и сзади. Как правило, мошенники действуют не только на дешевых машинах, но и могут быть и люксовые арендованные автомобили. Разводные схемы используются на тех людей, которые спокойно едут по дороге (пенсионеры). После чего начинается нервное прессование для того, чтобы пожилой человек не успел вызвать ГАИ. Были случаи, когда люди переписывали квартиры на мошенников.

Есть ли конкретные примеры автоподстав?

Тимур Маршани: – Подавляющее количество людей, даже очень уверенных в себе, попадая в стрессовую ситуацию, понимают, что официально вопрос займет очень много времени. А сейчас время – это деньги, это ресурс. Любая автоподстава направлена на то, чтобы сделать это быстро и конкретно, получив от 10 до 20 тыс. рублей с потенциальной жертвы, или искать другую жертву. Таких подстав злоумышленники могут провести от 5 до 10 в день. В Москве сейчас это сделать затруднительно. Самый важный аспект – это обман страховых компаний. До недавнего времени, когда в законе еще не было натуральной формы выплаты страхового возмещения, самым распространенным способом было следующее: действительно, происходило ДТП, злоумышленники совершали аварии, но повреждения, которые уже имелись у мошенников, не были получены в результате аварии, которая была связана со злоумышленниками. Обман заключался в том, что происходило официальное оформление документа, обращение в страховую компанию с повреждениями, которые не были получены при событиях происшествия, связанных с аварией. С этого злоумышленники получали основную долю заработка.

После того, как закон определил условия страхового возмещения, которое в натуральном виде создает восстановительный ремонт в сервисных центрах по направлению страховщика, количество таких автоподстав снизилось.

Единственная возможность защитить себя – это уткнуться головой в бетон и перевести любые происшествия в официальную плоскость.

Какова психология автоподставы?

Станислав Земцов: – Мошенник выбирает именно ту жертву незащищенных людей. Пенсионеры – это именно то слабое звено, которое прессуют мошенники. Пенсионеров намного легче нагрузить проблемами. Это моментная история. Человек на нервах, ему кажется, что юридически он не защищен. Молодой парень на дорогой машине позвонит брату или папе, и этот вопрос разрулят.

Влияет ли на выбор преступника стиль вождения?

Сергей Кузин: – Да, безусловно. Нужно понимать, что мошенничество – это организованная преступная деятельность, поэтому мошенники очень внимательно подходят как к выбору места, так и к выбору автомобиля и водителя. К сожалению, наша практика в регионах показывает, что мошенники не брезгуют и молодыми людьми, тем более девушками. Мошенник очень внимательно сочетает все факторы. Стиль управления автомобилем – это весьма существенный критерий. Если за рулем премиальной иномарки находится молодая девушка, которая водит достаточно агрессивно, считает себя весьма успешной, то при определенных обстоятельствах ей не составит труда отдать мошеннику какую-то незначительную сумму.

Какова методика психологического воздействия?

Тимур Маршани: – Мошенники – талантливые психологи. Подавляющее большинство мошенников всегда работают с людьми. Когда ты просеиваешь через себя миллионы людей, у тебя начинает вырабатываться определенная психология людей: кто и как реагирует, кто и как действует. Даже самый психологически устойчивый человек сможет отреагировать в стрессовой ситуации по-разному. Мошенник должен чувствовать человека, он должен чувствовать те вибрации, которые обычным людям не видны. Злоумышленник оценивает, насколько человек экономически состоятельный, есть ли у него деньги или нет, обратится ли он в правоохранительные органы.

Как простому человеку понять, что его обманывают?

Станислав Земцов: – В любом случае нужно вызвать сотрудников ДПС. Можно себя уберечь, потратив 5 тыс. рублей на видеорегистратор. Мошенник, как правило, не будет вас трогать, потому что понимает, что все фиксируется. Если люди, которые обвиняют вас, говорят, что у них нет времени – это их проблемы.

Вы должны до конца играть роль нормального и адекватного человека.

Никогда не давайте никому денег, тем более – в моменте.

Тимур Маршани: – Есть программные продукты, которые предоставляются страховщиками при добровольном страховании автомобиля. Институт аварийных комиссаров дает волную возможность восполнить все возможные пробелы, связанные с оформлением документов на момент ДТП, выезда аварийного комиссара. Эти продукты сложны и дороги, потому что при покупке автомобиля человеку нужно дополнительно оплатить аварийного комиссара, получив VIP-страховку. Это защитит и вас, и ваши нервы.

Что делать, если человек стал жертвой автоподставы?

Сергей Кузин: – Абсолютно любое происшествие всегда нужно переводить в правовую плоскость. К сожалению, изменения в ПДД привели сейчас к тому, что сотрудников полиции вызвать на ДТП нельзя. Вы можете позвонить в ГИБДД, сообщить об аварии и в ответ услышать: «Мы к вам не поедем, пострадавших нет, рисуйте и приезжайте сами». Это стало фундаментом для появления новых видов мошенничества. Не соглашусь с тем, что аварийный комиссар – это решение всех вопросов. Это еще один вид обмана, который распространен в регионах. Если автомобилист сообщил в ГИБДД о том, что произошло ДТП, то дальше, если нет пострадавших и автомобиль мешает другим, то, согласно ПДД, водитель обязан детально зафиксировать происшествие.

Читайте также  Обязан ли я показывать страховку сотруднику ГИБДД

Автомобилист должен подойти к каждому участнику событий и потребовать от каждого предоставить документы: водительское удостоверение, полис ОСАГО и свидетельство регистрации на автомобиль. Водитель должен проверить, застрахована ли гражданская ответственность владельца транспортного средства.

Мошенник не будет предоставлять свои документы.

Эти действия отсекут практически 100% мошенников.

Как перестать относиться к происшествиям, как к препятствию?

Станислав Земцов: – Ты либо принимаешь, что тебя обманывают, либо идешь в суд. Суд – это, действительно, время. Однако нужно взять руки в кулак, идти и решать проблему по букве закона.

Сергей Кузин: – Нельзя сказать, что это не сложно. Я бы рассмотрел первую стадию – оформление происшествия на месте. Если человек приложит достаточно усилий и внимания к тому, чтобы произвести фотосъемку происшествия, зарисовать схему, то никаких сложностей дальше не возникнет.

Развод старый, как мир, но до сих пор работающий — подставное ДТП

Такой вид мошенничества, как имитация аварии, появился раньше, чем автострахование. И все же немало водителей попадает в эту ловушку. Некоторые автомобилисты сами не против заработать на подставном ДТП. Но специалисты страховых компаний умеют отличить настоящее происшествие от организованного. И вместо денег его участники могут заработать уголовное наказание.

Способы обмана страховой компании

Для получения денег со страховых фирм используют множество схем обмана. Самыми распространенными из них являются:

  • Оформление полиса после ДТП. По закону виновник аварии, не имеющий этого документа, должен выплачивать нанесенный ущерб сам. Если машина застрахована, возмещение осуществляет компания.

С этой целью и выписывают полис задним числом. В мошеннической схеме задействуют сотрудника страховой фирмы.

  • Подмена автомобилиста. Практикуется в случае совершения ДТП водителем, не вписанным в полис. Если в этом случае сделать вид, что за рулем был другой человек (со страховкой), материальная ответственность за ущерб перекладывается на компанию.
  • Нанесение авто дополнительных повреждений. Если машина пострадала незначительно, а хочется получить много денег, мошенники портят ее сильнее уже после аварии. То же могут проделать, если автомобиль получил дефекты не в ДТП. А ведь сумма компенсации зависит от степени порчи имущества, и выплачивается только когда повреждения появились в результате страхового случая.
  • Фальсификация итогов осмотра авто и экспертиз. Здесь задействуют специалистов страховой компании, техников. Схема чаще применяется, когда речь идет о крупной сумме возмещения. Подкупленный эксперт может указать в документах, что машина получила большие повреждения, чем на самом деле. Или подтвердит, что ТС пострадало в результате ДТП, хотя в реальности оно было повреждено иным путем.
  • Имитация угона машины. Ее владелец может разобрать ТС на детали или продать, изменив до неузнаваемости. А сам пишет заявление в полицию об угоне. Эта схема работает для тех, у кого полис КАСКО.
  • Страхование поврежденного авто. Схема возможна, если в ней участвует представитель компании. Он закроет глаза на то, что машина имеет приобретенные дефекты, то есть в документах она будет фигурировать как целая. Потом имитируют ДТП, и владелец получает деньги на ремонт, делясь с приятелем-мошенником из страховой фирмы.

А здесь подробнее о ДТП на чужой машине.

Имитация аварии для автомобилиста

Если страховые компании знают наизусть методы мошенников и все равно оказываются обманутыми, то автомобилисты еще чаще попадаются на уловки подставщиков. Наиболее распространенные случаи искусственного создания аварии:

  • Водитель едущей позади машины требует пропустить его. Как только жертва ради этого начинает перестраиваться, сбоку обнаруживается другое ТС, которое и попадает под удар.
  • Автомобиль движется с разрешенной скоростью. Вдруг идущая перед ним машина резко и неожиданно тормозит. Жертва мошенников не успевает среагировать и врезается в него, становясь виновником ДТП.

  • Под колеса автомобиля, когда он едет не очень быстро, внезапно сваливается пешеход. Обычно это происходит в месте, где затруднен обзор, или мошеннику помогает специально загораживающая дорогу машина. В результате происходит наезд на пешехода, который требует на месте выдать ему компенсацию за «подорванное здоровье».

Чисто технически фальшивые ДТП организовывают по-разному. Но в таких автоподставах могут участвовать «случайно проезжавший мимо» экипаж ДПС или просто сообщники, одетые в соответствующую форму, лжесвидетели, несколько машин. Мошенники ведут себя агрессивно, запугивают жертву обмана, но предлагают заплатить сразу на месте «аварии» и не звонить в ГИБДД. Причем сумму компенсации требуют завышенную в сравнении со степенью повреждения машины.

О том, как камера наблюдения зафиксировала подготовку к подставному ДТП, смотрите в этом видео:

Подставное ДТП по согласию участников

Автоподставщики используют возможность обмануть и получить деньги не только с водителя, но и со страховой компании, то есть иметь двойную выгоду. Фальшивый потерпевший в ДТП договаривается с ничего не подозревающим вторым участником разрешить ситуацию мирно. И тот выплачивает деньги прямо на месте, а сам уезжает и радуется, что легко отделался.

Мошенник после этого вызывает ГИБДД. Сотрудник службы оформляет дело о ДТП, выдает мнимому потерпевшему справку. В документе зафиксировано, что второй участник сбежал, информации о нем нет. Мошенник предоставляет справку своему страховщику, получает деньги еще и с него.

Иногда на обман по взаимному согласию идут и участники настоящего ДТП. В случае, когда один из водителей пьян, страховая компания выплатит возмещение потерпевшему. Но потом потребует эти деньги со своего нетрезвого клиента.

Поэтому потерпевший может поддаться на уговоры второй стороны о замене водителя другим человеком, то есть не употреблявшим спиртного и вписанным в полис на машину. Или берет за свое согласие на обман страховщика вознаграждение. Но это тоже является мошенничеством. Причем виновны в нем и потерпевший, и тот, кто устроил аварию.

Наказание за подставную аварию

Имитация ДТП с целью получения денег со страховой компании квалифицируется как мошенничество. Причем за преступление в этой сфере есть отдельная статья 159.5 Уголовного Кодекса, часть 1 которой гласит:

  • либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов,
  • либо исправительными работами на срок до одного года,
  • либо ограничением свободы на срок до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до двух лет,
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Она применяется в отношении тех, кто действовал в одиночку. Для компании мошенников есть часть 2 статьи 159.5 УК. В соответствии с ней каждый из группы преступников может получить штраф до 300000 р. или обязательные работы на срок от 480 часов до 5 лет с лишением свободы на 2 года. Вместо этих мер суд может назначить тюремный срок до 5 лет.

Какое именно наказание получит преступник, зависит не только от количества участников аферы, но и степени вины каждого. Если смошенничал сотрудник полиции, он выплатит деньги государству и скорее всего сядет в тюрьму в соответствии с разделом 3 той же статьи УК. Штраф для него составит 80000 — 500000 р., а лишение свободы грозит на срок до 2 — 6 лет. Эти меры могут быть заменены принудительными работами на период до 5 лет с минимально возможной выплатой.

Для определения меры наказания имеет значение и сумма нанесенного потерпевшему ущерба. Если она велика, работает часть 4 статьи 159.5:

Если обманули автомобилиста, а не страховую компанию, к мошеннику применят статью 159 УК РФ. Она предполагает такие же большие штрафы и лишение свободы на аналогичные сроки.

Стать жертвой автоподставщиков может любой автомобилист. Во избежание этого на дороге важно смотреть не только вперед, но и контролировать едущих сбоку, использовать зеркала заднего вида. Если ДТП произошло, а второй участник ведет себя подозрительно, нужно записывать беседу с ним, обязательно вызвать ГИБДД со своего телефона.

Водителям не стоит также пытаться обманывать страховщиков ради ремонта своего авто за из счет. У компаний есть специалисты, способные раскрыть аферу.

Полезное видео

Об автоподставах для страховой смотрите в этом видео:

В фейковые ДТП ради страховки привлекают подруг, сестер и матерей

Следователь о самом резонансном деле об автоподставах, гении-комбинаторе и схемах мошенничества

Следователи амурского УМВД вывели громкое дело об автоподставах на финишную прямую — в нем уже 44 обвиняемых. Самая крупная автомобильная афера произошла в Благовещенске в прошлом году. На улице Шимановского столкнулись сразу шесть иномарок. Четыре машины были припаркованы на обочине, а две находились в движении. Один водитель якобы подрезал другого. Причем виновник ДТП никаких повреждений не получил — материальных затрат как таковых не было. А потерпевшая сторона, уходя от столкновения, врезалась в заранее подготовленный «паровоз». Кризис и желание легкой наживы толкают амурчан искать разные способы заработка. «И этот заработок не всегда легален», — говорит следователь по особо важным делам следственной части СУ УМВД России по Амурской области Наталья Кузнецова, которой пришлось расследовать резонансное дело об автоподставах на дорогах.

Страховым случаем и не пахнет

Не секрет, что зачастую страховые компании вынуждены выплачивать автовладельцам довольно крупные денежные суммы даже тогда, когда на деле никаким реальным страховым случаем и не пахнет. Хотя представленные документы вроде бы как свидетельствуют об обратном. Все понимали, что некоторые ДТП — фейковые, только как это доказать?

Страховщики терпели. Росло число автовладельцев, получавших по полису ОСАГО выплаты за автомобили, пострадавшие в ДТП. Коэффициент выплат в Приамурье превысил многие регионы, поэтому у нас и выросла стоимость страховых полисов ОСАГО.

— Страховые компании почувствовали свое бессилие, что уже не могут с этим бороться, и обратились в полицию. Наш уголовный розыск подготовил доказательную оперативную базу для возбуждения первого уголовного дела. Это было ДТП на перекрестке улиц Больничной — Амурской со столкновением «мерседеса» и «жигулей», — рассказала старший лейтенант юстиции Наталья Кузнецова.

Она стала первым следователем, кому поручили вести дело о фейковых ДТП на амурских дорогах. До этого в оперативно-следственной и судебной практике региона еще не было дел об автоподставах.

Комбинатор ДТП

— Существуют разные виды автоподстав, но у них есть одно общее — организаторы, как правило, остаются в тени. Разрабатывалась примерная схема ДТП с участием двух или трех машин. В основном у нас били иномарки выпуска 90‑х годов, запчасти на которые стоят дорого, — рассказала подробности Наталья Петровна, которой пришлось досконально изучать практику расследования подобных уголовных дел в других регионах.

Чаще всего для афер выбирали темное время суток. Страховые комбинаторы искали перекресток нерегулируемый, который не оборудован камерами видеонаблюдения, и совершали столкновение. Оно планировалось заранее во всех тонкостях — рисовалась траектория движения, в какой момент кто из водителей куда едет и с какой скоростью.

Очередное фейковое ДТП.

Среди организаторов был один особо одаренный аналитик, к которому многие шли за советом: как все обставить так, чтобы машины «поцеловались» тютелька в тютельку. Он помогал не только правильно расставить автомобили: кто должен быть по бокам, кто в центре, кто сзади, но даже подбирал участников будущего ДТП. За консультации получал по 30 тысяч рублей.

— Когда только начинала расследование, я перелопатила массу специальной литературы и документации, часто бегала за советом к коллегам, а теперь очень хорошо разбираюсь в марках автомобилей, запчастях, — улыбается следователь по особо важным делам. — Когда еду по городу и вижу ДТП, то могу сразу определить: это, скорее всего, автоподстава. Глаз уже наметан.

На сегодняшний день в рамках одного уголовного дела об автоподставах фигурируют 36 обвиняемых, доказано 18 преступлений. «Это без учета 8 обвиняемых, по которым я уже направила дела в суд по 13 эпизодам», — уточнила сотрудник полиции. Число томов по громкому делу в ее кабинете занимает два больших стеллажа от пола до потолка.

«Вы ничего не докажете!»

Среди фигурантов, кто проходит по делу об автоподставах, далеко не все живут в нужде. Многие имеют работу, жилье, свой бизнес… И пошли на преступление. В это число попал владелец спортивного клуба в Благовещенске. Другой молодой человек аттестованный госслужащий — носит погоны.

— Мне не понятно, что двигало этими людьми? — удивляется следователь. — Вроде бы и заработок был стабильный, и какие‑то приоритеты в жизни уже сложились. Для нас некоторые ситуации так и остались загадкой: зачем людям это нужно было? То ли экстрима захотелось, то ли жажда легкой наживы. Но какова цена обмана… Один молодой человек пришел на допрос весь самоуверенный: «Вы ничего не докажете!» А потом падал передо мной на колени, плакал и просил: «Давайте я вам все расскажу, только не сажайте меня. Я не думал, что все так серьезно». Самому 22 года, профессиональный спортсмен. После того как его руководство обо всем узнало, он лишился работы. Ему сказали: «Нам в команде такой позор не нужен. Зачем нам портить репутацию». Пришлось искать другое место работы.

«Не виноватая я!»

Во время нашего разговора в редакции АП мобильный следователя по особо важным делам Кузнецовой разрывается. Звонила одна бизнесвумен — мама девушки, которая проходит по уголовному делу. Студентка одного из вузов Благовещенска, которая параллельно занимается предпринимательской деятельностью, имеет торговую точку в городе, тоже участвовала в автоподставах.

— «Вам ошибочно донесли информацию. Это не так… Вы можете написать на меня жалобу. До свидания»… Дочь этой женщины сама была организатором аварийной аферы, — окончив неприятный разговор, пояснила старший лейтенант юстиции. — Она единственная из всех фигурантов, кто полностью отрицает свою вину. Все остальные соучастники вину признали и раскаялись.

— А чем мама так возмущена?

— Девушка сейчас под домашним арестом. Оперативники пришли по месту учебы, чтобы характеристику взять и проверить, посещает ли она вуз. Все! У нас бывали случаи, когда, находясь под домашним арестом, кто‑то из фигурантов совершил еще преступление. Казалось бы, мы идем людям навстречу… Учитывая, что ранее не было судимостей, что возраст у многих молодой — вся жизнь еще впереди, мы оставляем участников автоподстав под домашним арестом на время следствия, а они вновь идут и совершают преступление. Конкретно эта девушка сначала скрылась от нас, в бега подалась. Мы вынуждены были объявить ее в розыск, задержали уже в Свободном. Теперь контролируем ее местонахождение. Мама постоянно звонит, возмущается, жалуется, что все мои действия незаконны. Уже столько всего услышала в свой адрес от нее и супруга этой девушки.

Парни привлекали к аферам подруг, сестер и даже родных матерей. Некоторые из девушек и не знали, во что их втравливают любимые.

Сама обвиняемая — красавица модельной внешности, по словам оперативников и следователей, ведет себя надменно. На очных ставках с другими фигурантами все отрицает. Мол, не было такого, была пьяна, воспользовалась услугой «трезвый водитель», и это он, заезжая во двор к подруге, совершил столкновение. Честно говоря, у меня закралось сомнение: может, и правда эта девушка ни при чем, а ее оговаривают?

— Есть два соучастника и еще один свидетель. Все они допрошены и указывают на нее, — пояснила следователь. — Эти три молодых человека в рамках досудебного соглашения рассказали и о других преступлениях. Какой смысл им самих себя оговаривать?! Она сама нашла двух парней и сама организовала подставное ДТП. А к агрессивной реакции и порой даже оскорблениям со стороны некоторых подозреваемых или их родственников я уже привыкла. Кто же будет доволен тем, что тебя «вычислили» и надо будет ответить перед законом? Есть реакция, значит, я работаю, это видят. Стараешься ко всему относиться спокойно и делать свою работу.

Фигурантами оказываются целые семьи

По новому законодательству сегодня можно прекратить уголовное дело по примирению сторон, выплатив судебный штраф. Чем и пользуются аферисты. По словам следователей, большинство из них — молодые люди. Сами или с помощью родственников многие уже возмещают ущерб страховым компаниям. Одной предпринимательнице, чтобы погасить долг за сына, пришлось продать большую квартиру в центре города с мебелью. Семья переехала в отдаленный район на более скромную жилплощадь.

По ряду эпизодов фигуранты проходят целыми семьями. Парни привлекали к мошенническим аферам со страхованием и подруг, и сестер, даже родных матерей! Некоторые из девушек не знали, во что их втравливают любимые. Получается тоже самая настоящая подстава — двойная.

Возрастная категория материалов: 18+

Смартфон разрулит

О том, что и как будет действовать, и как всем этим пользоваться рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев на встрече с руководством Госавтоинспекции и представителей общественных организаций.

Итак, главное, что изменится с 1 октября, это то, что сумма выплаты по Европротоколу вырастет до максимального размера по ОСАГО, то есть 400 тысяч рублей для всех аварий, где бы они не произошли. Сейчас такая привилегия распространяется только на четыре региона: Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

На что и при каких условиях автовладелец сможет рассчитывать?

В случае, если в аварии пострадали только две машины, водители которых застрахованы по ОСАГО, не пострадали люди и имущество третьих лиц, то можно оформлять аварию без вызова ГИБДД по Европротоколу. Если участники аварии согласны с обстоятельствами ДТП, то они могут заполнить бумажное извещение о ДТП, которое обычно прилагается к полису ОСАГО, и обратиться за выплатой к своему страховщику. В этом случае они не могут рассчитывать на выплату более 100 тысяч рублей. То есть ныне действующий порядок сохраняется.

Если все условия те же, но у участников аварии нет согласия в обстоятельствах ДТП, например, оба утверждают, что ехали на зеленый сигнал светофора, то здесь помимо оформления бумажного извещения о ДТП, необходимо еще воспользоваться мобильным приложением и оформить аварию в нем. Сейчас такое мобильное приложение пока есть только одно — «ДТПЕвропротокол». Его разработал РСА. Но некоторые страховщики уже готовят свои приложения, которыми также можно будет воспользоваться при оформлении аварии по Европротоколу. Главное у такого мобильного приложения то, что оно подсказывает, какие фотографии и в каком ракурсе делать, а потом передает их в некорректируемом виде в базу АИС ОСАГО вместе с координатами и временем, когда они сделаны.

Такие данные позволяют компании убедиться в факте аварии, установить повреждения машин, а также с большей или меньшей степенью достоверности установить степень вины каждого из участников.

В случае, если автовладелец рассчитывает на выплату более 100 тысяч рублей, ему также необходимо заполнить бумажное извещение и произвести оформление аварии с помощью приложения для смартфона.

Если нет приложения для смартфона, то спасти могут телематические устройства системы ГЛОНАСС, которые также фиксируют аварию и передают данные об ускорениях и силе удара оператору, который потом передает их страховщику.

Если нет ни мобильного приложения, ни такого устройства, то автовладелец может рассчитывать только на сумму в пределах 100 тысяч рублей, и только при наличии согласия между участниками об обстоятельствах аварии.

С 1 ноября заработает приложение, разработанное Центробанком. Пока оно фигурирует под рабочим названием «Помощник ОСАГО». Когда оно выйдет, название будет другим. Это приложение избавит от необходимости оформлять бумажное извещение о ДТП. То есть аварию можно будет оформить сразу на смартфоне или планшете и отправить электронное извещение страховщику. Но работать оно с 1 ноября будет в экспериментальном порядке только в четырех регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Как сообщил Евгений Уфимцев, его работу на всю страну планируется распространить только к концу 2020 года.

Воспользоваться этим приложением смогут только те, кто зарегистрирован на портале Госуслуг. Именно такая регистрация будет служить подтверждением подписи. Примечательно, что заполнять извещение будет только один из участников на своем смартфоне. Второму участнику потребуется только подписать это извещение.

Сделать это можно двумя способами. Можно самому на смартфоне того участника, который оформлял извещение, войти в свой аккаунт на Госуслугах, чем удостоверить свою личность, и нажать кнопку «Подписать». Понятно, что такой способ вызывает некоторые опасения. Вдруг, случайно на чужом смартфоне сохранятся ваши данные и ваш способ доступа к Госуслугам?

Второй вариант, более безопасный. Необходимо дождаться, когда вам на почту придет это извещение — оно будет отправлено сразу после его подписания первым участником на ту почту, которая была указана вами при регистрации своего аккаунта. После получения извещения уже со своего устройства — будь то смартфон, планшет или компьютер, необходимо будет нажать на кнопку согласен. Таким образом формальности будут соблюдены.

Этот алгоритм вызвал вопросы у участников встречи. Ведь второй участник, сообщив, что подпишет извещение дома, может отказаться это сделать, или написать, что он не согласен. И тогда Европротокол оформлен не будет. А первому участнику придется решать вопрос только в судебном порядке.

— Такой риск есть, — подтвердил Евгений Уфимцев. — Но при таких опасениях можно не оформлять Европротокол, а вызвать ГИБДД. Технология подписи простым приложением смартфона к смартфону или другие варианты — сейчас только разрабатываются.

И это одна из причин, по которой эксперимент проводится в этих четырех регионах. Здесь развиты коммуникации, присутствуют все страховые компании, поэтому проще оперативно отлаживать систему.

Как сообщил заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин, в последнее время доверие к оформлению аварии по Европротоколу растет. И, кстати, снижается количество аварий с материальным ущербом ежегодно начиная с 2015 года. Так в прошлом году сотрудниками ГИБДД оформлено 1,9 миллиона аварий, что на 17,4 процента меньше, чем годом ранее. При этом по Европротоколу было оформлено 624,1 тысяч аварий, что на 4,1 процента больше чем годом ранее.

За шесть месяцев этого года сотрудниками ГИБДД оформлено 885,3 тысячи аварий в которых не погибли и не пострадали люди. А это почти на 10 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но при этом в эту статистику входят и те ДТП, которые не возможно оформить по Европротоколу. В них больше двух участников, или был причинен материальный ущерб третьим лицам — например, машина врезалась в отбойник.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Пошаговая инструкция – участникам ДТП

Что нужно сделать сразу после происшествия, обязательно ли вызывать ГИБДД и как оформить извещение о ДТП самостоятельно?

Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

ГИБДД вызывать не требуется, если:

  • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
  • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
  • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
  • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.

В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

Вы также можете вызвать аварийного комиссара. Для этого позвоните в вашу страховую компанию, сообщите о ДТП, месте происшествия и попросите направить комиссара для оформления необходимых документов.

Можно заполнить документы самостоятельно?

Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

  • о дате и месте ДТП;
  • о свидетелях, если они есть;
  • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
  • о месте первоначального удара обоих ТС;
  • о страховых полисах;
  • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
  • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.

У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.

Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?

В Москве, Санкт-Петербурге, на территории Московской и Ленинградской областей установлен повышенный лимит страховых выплат по «европротоколу» – 400 тыс. руб. Но на водителей, намеренных воспользоваться повышенной выплатой, возложено дополнительное обязательство: данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, которые оперативно и автоматически получают сигналы глобальной навигационной спутниковой системы РФ, позволяющей установить факт ДТП, а также координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП;
  • с использованием программного обеспечения, позволяющего вести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, в числе таких – «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

Автоматизированная информационная система обязательного страхования уже создана, и сведения о ней размещены на сайте http://aisosago.ru. Однако порядок фиксации данных о ДТП согласно указанным сложным требованиям предоставления информации, по нашему мнению, до конца не проработан. Имеют место множество пробелов и противоречий, чем пользуются страховщики, выплачивая пострадавшим компенсации в меньшем размере.

Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

Кто должен сообщить страховой о ДТП?

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об ОСАГО в случае оформления извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД и виновник, и пострадавший должны незамедлительно уведомить о дорожно-транспортном происшествии свою страховую по телефону. Извещение необходимо направить в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП – принести в офис страховой компании или, если такой возможность нет, направить заказным письмом с уведомлением.