Как судиться со страховой компанией по ОСАГО?

Подача в суд на страховую компанию: порядок действий

На сегодняшний момент каждый водитель должен обзавестись полисом ОСАГО, который позволит, в случае дорожно-транспортного происшествия, компенсировать расходы потерпевшей стороны, но, как показывает сложившаяся за годы существования ОСАГО практика, не всегда страховая компания охотно платит. Поэтому каждый страхователь должен знать, как подать в суд на страховую компанию по ОСАГО.

Как это сделать максимально эффективно и в кратчайшие сроки добиться страховой выплаты, будет рассказано в данной статье.

В каких случаях стоит затевать судебную тяжбу, а в каких это будет бесперспективным?

Безусловным лидером на рынке услуги по ОСАГО является Российская государственная страховая компания (Росгосстрах). Хотя монополистом она не является, и многие другие страховые компании также осуществляют страхование автогражданской ответственности, все же подача иска будет рассмотрена данной организации. Ведь много держателей полисов Росгосстраха сталкиваются с теми или иными нарушениями со стороны страховщика.

В части ОСАГО, наиболее распространенными являются следующие нарушения:
  1. Если компания допустила просрочку в выплате компенсации либо не соблюла иные сроки. Например, можно подать в суд за просрочку по ремонту.
  2. Когда урон от дорожно-транспортного происшествия превышает сумму, подлежащую выплате при наступлении страхового случая. В этой ситуации вины страховщика, как таковой, нет, но подать в суд по этой причине возможно.
  3. Если мало выплатили и компенсация не покрывает расходы потерпевшей стороны. Обращение в суд будет эффективным только в том случае, если по условиям договора сумма страховой компенсации предполагалась более крупной. Даже если часть страховой выплаты получена, остальное можно взыскать в судебном порядке. Но, как правило, страховщик идет на некоторую хитрость. Недоплачивают малую часть ущерба, из-за которой многие автовладельцы не обращаются в суд ввиду того, что времени и денег можно потерять больше, чем страховая компания, в конечном итоге, выплатит.
  4. Если страховщик заявляет отказ отнести данное происшествие к категории страхового случая. В такой ситуации страховая организация будет ссылаться на то, что транспортное средство получило повреждения не от другого автомобиля, а от сторонних объектов. Соответственно, выплату страховая компания не произведет.
  5. Отказ от выплаты со ссылкой на то обстоятельство, что виновник аварии был пьян.
  6. В случае, если с места происшествия скрылся виновник аварии, но сотрудники ГИБДД успели зафиксировать его данные.

ВНИМАНИЕ . Не принесет желаемого результата рассмотрение в суде в случае отказа по следующим основаниям:

  1. При желании взыскать моральный вред или упущенную выгоду, ведь компенсируют только реально понесенный ущерб.
  2. Если по полису застраховано не то транспортное средство, которое попало в аварию, а другое.
  3. В аварийном происшествии участвовало автотранспортное средство, перевозящее опасный груз.
  4. Аварийное происшествие произошло в связи с исполнением служебных обязанностей, которые потенциально опасны для жизни и здоровья человека. Вред здоровью и жизни таких людей возмещается в совершенно ином порядке.
  5. ДТП произошло в период тест драйва.

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда завышен кбм, допустим, в связи с ошибкой сотрудников страховой компании. Здесь лучше обращаться не в суд, даже если страховщик отказал в его снижении, а в Российский союз автомобильных страховщиков. Проверка по базе этой организации поможет установить точный коэффициент бонус-малус. Но получить возврат излишне уплаченного за страховку не получится.

  1. Ущерб, причиненный драгоценному имуществу, не возмещается по этому виду страхования. Ведь стоимость такого имущества может быть очень велика, а также оно и само может быть застраховано.
  2. Фальсификация результатов ДТП.
  3. Страхователь пропустил срок обращения за выплатой, неправильно оформил бланк сообщения о наступлении страхового случая или допустил иное нарушение условий договора об ОСАГО.
  4. У полиса ОСАГО истек срок действия либо он поддельный. В этом случае, взыскать возмещение можно только с виновника, но не со страховой компании.

Как правильно оформить претензию к страховщику?

В настоящее время нельзя обращаться за судебным разрешением спора, если не соблюден досудебный (претензионный) порядок. Исключение составляет тот случай, когда виновный в аварийном происшествии не застрахован по ОСАГО. Этот случай стоит особняком, здесь выплаты можно добиться только в судебном порядке и только от виновника, но не от страховой организации.

Обязательной формы претензии не существует. Можно обратиться в юридическую консультацию, а можно составить самому, 2021 год. Главное, как можно точнее сформулировать суть обращения и правильно аргументировать необходимость выплаты.

Обязательному включению в претензию подлежит следующее:
  • контактные данные страховой организации (адрес с индексом, наименование);
  • персональные данные заявителя;
  • дата обращения к страховщику с указанием номера выплатного дела;
  • если была произведена какая-либо выплата, то нужно указать ее размер и дату возмещения;
  • суть недовольства страхователя (со ссылкой на нормы законов и условия договора);
  • требования к страховой компании;
  • дата и личная подпись.
В приложении перечисляют подтверждающие документы:
  • документы, которые могут удостоверить личность заявителя (копия паспорта);
  • копии документов, которые удостоверяют право собственности на транспортное средство;
  • все документацию о произошедшем дорожно-транспортном происшествии (протокол, постановления и определения, справка ГИБДД либо извещение о ДТП, если сотрудники полиции не участвовали в оформлении этой аварии).

Копии лучше заверить в нотариальной конторе.

Претензию подает страхователь или потерпевшее лицо. Но возможно заявление претензии по доверенности, которая должна быть правильно составлена и нотариально заверена. Претензию направляют почтовым отправлением (форма: заказное с уведомлением) либо лично относят в офис страховщика.

Претензия адресуется страховщику. При объявлении страховщика обанкротившимся, выплату за него будет производить РСА, куда и надо направлять заявление о компенсации.

Сроки для заявления претензии установлены следующие:
  1. на 21 день после подачи заявления о выплате;
  2. после отказа страховщика произвести выплату;
  3. после получения страхового возмещения не в полном объеме.

Пять дней, именно столько отводит законодатель на рассмотрение претензии страховыми компаниями и принятия каких-либо действий по ней. Если все документы у них и срок разбирательства по жалобе прошел, то наступает время для реализации права на судебную защиту.

Судьям рассказали, как разрешать споры об ОСАГО

Как ранее сообщалось, 9 февраля по веб-конференции прошло совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

О важных позициях по делам об ОСАГО и страховании рисков заемщиков коллегам рассказал председатель судебного состава по гражданским делам Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Сергей Асташов.

В начале своего доклада он отметил, что при повреждении транспорта в ДТП возникают два правоотношения. Первое – из договора ОСАГО: «Здесь объем возмещения регулируется особыми условиями, которые предусмотрены Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Правилами ОСАГО и Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Для этой группы правоотношений в законе установлено ограниченное возмещение, то есть с учетом износа транспорта, напомнил судья.

Второе правоотношение – из причинения вреда: «Здесь для причинителя вреда действуют положения ст. 15 и 1064 ГК РФ, которые говорят о полном возмещении ущерба потерпевшему». Это предполагает применение рыночных цен без учета износа поврежденного имущества, пояснил Сергей Асташов.

В то же время, подчеркнул он, ограниченное возмещение по договору обязательного страхования гражданской ответственности касается не только поврежденных транспортных средств. Это общий принцип возмещения ущерба по таким договорам. «То есть износ применяется не только к транспортным средствам, но и к другому имуществу, такому, например, как оборудование автозаправочных станций, опоры различных контактных сетей и так далее. Единственное различие в том, что к транспортным средствам применяется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт, а в отношении другого имущества размер ущерба определяется по смете восстановительного ремонта, смете расчета», – рассказал судья.

По его словам, из-за правила об учете износа страховое возмещение обычно не компенсирует причиненный вред полностью. В этом случае на основании ст. 1072 ГК потерпевший может взыскать оставшуюся часть с причинителя вреда. При определении этой разницы судам необходимо проверять, в полном ли размере получено страховое возмещение, заметил Сергей Асташов. Если по каким-либо причинам – например, в случае заключения соглашения о выплате без проведения независимой экспертизы транспортного средства – страховое возмещение получено не в полном размере, причинитель вреда не обязан компенсировать потерпевшему оставшуюся часть.

Сергей Асташов акцентировал внимание на том, что определение размера страхового возмещения по договору ОСАГО и определение стоимости восстановительного ремонта для причинителя вреда – это разные вещи. «Вопрос ведь не только в применении износа, но и в тех ценах, которые применяются. Проверка страхового возмещения определяется по правилам, которые предусмотрены для ОСАГО, а проверка определения размера восстановительного ремонта для причинителя вреда – по рыночным ценам без учета износа», – пояснил судья.

Читайте также  Должен ли виновник ДТП выплачивать страховой компании?

Он также напомнил, что по Закону об ОСАГО собственники легковых автомобилей, как правило, получают страховое возмещение в виде организации и оплаты ремонта на СТО. «Страховая компания обязана организовать ремонт поврежденного транспортного средства гражданина на станции технического обслуживания, с которой заключен договор. Причем этот ремонт в соответствии с Законом и Правилами об ОСАГО должен производиться, если требуется замена запасных частей, комплектующих изделий, без учета их износа. То есть при организации натурального ремонта износ автомобиля, как правило, не имеет значения», – еще раз подчеркнул докладчик.

В то же время по Закону об ОСАГО из правила об обязательной организации ремонта есть ряд исключений, добавил Сергей Асташов: «В каких-то случаях по выбору потерпевшего (например, когда он является инвалидом), в каких-то – по объективным причинам (например, в случае так называемой полной гибели транспортного средства) или по соглашению между потерпевшим и страховой компанией вместо натурального ремонта может быть произведено страховое возмещение в денежной форме. Но если в денежной форме, то с учетом износа. И опять появляется эта разница».

По его словам, принципиальная позиция Судебной коллегии по гражданским делам заключается в том, что реализация потерпевшим права на получение страхового возмещения в денежной форме не влечет за собой ограничение права на возмещение ущерба причинителем вреда в полном размере. «Другими словами, если потерпевший по предусмотренным законом основаниям, в том числе и при заключении соглашения со страховой компанией, реализовал свое право на получение страхового возмещения вместо натурального ремонта в денежной форме, то он при этом не лишается права на полное возмещение ущерба со стороны причинителя вреда (имеется в виду та разница) и в том случае, если весь причиненный ущерб находится в пределах лимита ответственности по договору ОСАГО», – пояснил судья.

По общему правилу, отметил он, потерпевший не может требовать выплаты страхового возмещения деньгами без согласия страховой. «Но в тех случаях, когда страховая компания нарушает предусмотренный законом срок для выдачи направления на станцию технического обслуживания для производства натурального ремонта, в соответствии с п. 52 Постановления Пленума ВС РФ о применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств потерпевший имеет право потребовать страховое возмещение в денежной форме».

Поскольку эти правоотношения подчиняются общим нормам Гражданского кодекса, у потерпевшего есть и другие способы защиты. «В том случае, если должник ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, он обязан возместить убытки», – подчеркнул Сергей Асташов. Так, если должник не исполняет обязательство по выполнению работ или оказанию услуг, кредитор на основании ст. 397 ГК вправе сделать это сам или поручить работу третьему лицу и взыскать соответствующие расходы с должника, напомнил судья.

«Если страховая компания не исполняет свои обязательства по организации и оплате натурального ремонта транспортного средства гражданина, в случае такого виновного неисполнения потерпевший, владелец поврежденного транспортного средства, вправе потребовать возмещения убытков. Подчеркиваю, не страхового возмещения в денежной форме, а возмещения убытков в связи с неисполнением страховой компанией этого обязательства в полном размере, то есть в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля так, как он должен был быть отремонтирован на СТО, то есть без учета износа», – пояснил Сергей Асташов. По его словам, это достаточно новая правовая позиция СКГД.

Спикер также отметил, что закон устанавливает определенные требования к экспертам, которые проводят судебные экспертизы по делам об ОСАГО. Определять стоимость восстановительного ремонта и выяснять, соответствует ли повреждение автомобиля заявленной дорожно-транспортной ситуации, может не любой автотехник, а только эксперт, который прошел специальное обучение и включен в соответствующий реестр Минюста, указал Сергей Асташов.

Часть доклада судья посвятил страхованию рисков заемщиков. Прекращает ли досрочная выплата кредита действие договора страхования? И может ли страхователь-заемщик вернуть часть страховой премии при досрочном прекращении или отказе от договора страхования? Правовая позиция о применении ст. 958 ГК, по словам Сергея Асташова, достаточно сформирована: ответы на эти вопросы зависят от условий договора.

Судья добавил, что не так давно СКГД столкнулась с неясными и противоречивыми условиями договора страхования и программы страхования заемщиков: «В этом случае толкование договора осуществляется в пользу контарагента той стороны, которая является профессиональной и разработала условия этого договора». То есть в пользу потребителя.

Упомянул Сергей Асташов и о возможности заемщика самостоятельно застраховать риски из кредитного договора. «В ст. 7 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что кредитная организация обязана предоставить заемщику возможность самостоятельно заключить договор страхования на условиях, определенных кредитным договором. То есть кредитная организация не вправе навязывать конкретную страховую организацию или какой-то единственный вариант заключения договора страхования. Важно, что это право существует у заемщика не только в момент получения кредита, но и сохраняется впоследствии. В течение действия кредитного договора заемщик вправе отказаться от первого заключенного договора страхования и заключить договор с другой страховой компанией. Главное, чтобы этот второй договор страхования соответствовал тем условиям, которые были оговорены сторонами при заключении кредитного договора», – объяснил судья.

При этом, подчеркнул он, срок заключения второго договора принципиального значения не имеет. В тот период, когда есть страхование, сохраняется пониженная ставка кредита. Если был перерыв между окончанием первого и началом действия второго страхового соглашения, то в это время будет применяться другая ставка в зависимости от условий кредитного договора.

Что делать, если страховая подает в суд на виновника ДТП?

Ситуация, когда страховая компания подает в суд на виновника ДТП с целью взыскания материального ущерба по выплаченной пострадавшей стороне компенсации с каждым годом встречается все чаще. Если раньше подобным грешили достаточно малоизвестные организации, имеющие тесную связь с коллекторскими агентствами, то сегодня получить иск по суброгации или регрессу можно практически от любой СК. В последнее время наблюдается повышенная активность со стороны страховой компании «Согласие», которая пытается компенсировать свои потери по договорам КАСКО или ОСАГО путем подачи судебных исков в адрес виновников аварии. Прослеживается тенденция: если ДТП было совершено в 2015 или 2016 году (вот-вот истечет срок давности), а сумма выплаченного материального ущерба превышает 100-120 тысяч рублей, можно ожидать скорой повестки из суда. Этому есть много объяснений: нестабильная экономическая обстановка в стране, резко возросшее количество транспортных средств, конкуренция на рынке, ужесточение законодательства в сфере деятельности страховых компаний. Чтобы хоть как-то сохранять активы и не стать банкротом, они вынуждены прибегать к суброгационным и регрессным искам. Что делать, если страховая компания подала в суд на виновника ДТП, в чем разница между регрессом и суброгацией, реально ли снизить размер выплат по судебному иску и как защитить свои имущественные права? Ответы на эти и смежные вопросы дают профессиональные юристы в сфере страхового законодательства и гражданского права.

Что такое суброгация и регресс?

Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.

Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.

У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.

Читайте также  Где оформить страховку ОСАГО на автомобиль

Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.

Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:

  • Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
  • Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
  • Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;

Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.

Как правильно действовать, когда страховая компания подала иск на возмещение материального ущерба?

Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:

  • Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
  • Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
  • Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
  • Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
  • Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.

Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.

Реально ли снизить размер заявленного материального ущерба?

Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами. Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу. Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.

Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются. Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования. Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.

При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Заключение от независимой экспертной организации;
  • Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
  • Документальное подтверждение суброгации или регресса.

Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска. Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба. Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:

  • В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
  • В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
  • Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.

Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности. Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда. Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.

Как правильно подать в суд на страховую компанию по ОСАГО

Основная причина обращения в судебный орган по вопросам выплат по ОСАГО – это споры со страховыми компаниями в связи с занижением размера возмещения или отказом перечислять установленные суммы. Чтобы подать в суд на страховую компанию по ОСАГО, необходимо знать нормы законодательства, относящиеся к рассматриваемой сфере.

Кратко об ОСАГО

ОСАГО – это полис, приобретаемый автолюбителем в целях обеспечения сохранения его имущественных прав и интересов. Покупка страховки помогает защитить водителя от убытков, которые связаны с возмещением ущерба, причиненного в результате ДТП транспорту или здоровью других лиц.

Внимание! Оформление полиса ОСАГО – обязанность каждого водителя и это закреплено в федеральном законе № 40-ФЗ. Если у автолюбителя отсутствует страховка, на него будет наложен штраф в размере 800 рублей.

При этом, если водитель не оформил полис, это не является препятствием для подачи иска в суд при возникновении спора со страховой компанией виновника происшествия из-за невыплаты денег за причиненный вред. Приобрести полис на автомобиль можно одним из двух способов:

  1. Посредством личного обращения страховую компанию.
  2. Через сайт соответствующей фирмы.

Отказать в выдаче полиса СК не вправе. Если автолюбитель сталкивается с подобной ситуацией, ему не нужно идти в суд со страховой компанией. Достаточно подать жалобу в прокуратуру, РСА или ЦБ.

Чтобы оформить страховку, водитель должен предъявить паспорт, права, ПТС и СТС. Расчет суммы полиса страховая компания осуществляет самостоятельно, исходя из параметров автомобиля, наличия штрафов у собственника и норм законодательства.

Совет! Наиболее популярными фирмами, оформляющими ОСАГО, считаются РЕСО, «Росгосстрах» и «Ингострах».

Причины возникновения споров со страховыми компаниями

По статистике, основные проблемы, которые возникают между страховщиком и страхователем, стандартны. Причины споров делятся на три группы:

  1. Отказ в покрытии расходов на ремонт и произведение других выплат.
  2. Снижение суммы компенсации.
  3. Затягивание сроков выплат.
Читайте также  Расторжение полиса ОСАГО по инициативе страхователя

Зачастую вопрос о том, как подать на страховую компанию в суд, возникает в следующих конкретных ситуациях:

  1. Страховщик отказывается признавать наличие события, из-за которого водителю должны выплатить установленную сумму (к примеру, если повреждение получены машиной не в ДТП).
  2. У автолюбителя отсутствует полис ОСАГО.
  3. Водитель нарушил порядок оформления процессуальных бумаг.
  4. Имеется спор о степени и характере повреждений автотранспортных средств или вреда здоровью пострадавших граждан.
  5. Вина одного из автомобилистов не доказана или она обоюдная.
  6. Нет информации о втором участнике ДТП (например, он покинул место совершения столкновения).
  7. Страховая компания отказывается выплачивать возмещение по иным причинам.

Важно знать! Часто споры возникают из-за того, что водители составляют при ДТП Европротокол в отсутствие сотрудников ГИБДД, хотя это разрешено правовыми нормами.

В любом из указанных случаев автолюбитель должен соблюсти порядок рассмотрения спора: сначала направление претензии страховщику, затем – подача иска в суд по ОСАГО. В настоящее время выиграть судебный спор со страховой компанией не так просто. Это связано с тем, что из-за частых случаев мошенничества владельцев автомобилей при заключении договоров цессии (суброгации), страховщикам дали право выбирать – покрывать расходы на восстановительный ремонт или чинить машину самостоятельно.

Досудебная претензия

Составление претензии в досудебном порядке – первый этап разрешения возникшего спора. Если разногласия возникли из-за снижения суммы компенсации, отказа в выплате страховки или нарушения сроков произведения оплаты, автолюбитель вправе подать в соответствующую фирму жалобу, оформленную в официальном порядке.

В досудебной претензии водитель транспортного средства высказывает возражения против незаконных действий страховщика, указывает все обстоятельства, при которых возник конфликт и требует их устранить. Если в течение установленного законом срока страховая компания не дала письменный ответ, автовладелец вправе обратиться в суд.

Досудебное разрешение страховых споров – обязательный элемент разбирательства сторон. Если водитель не согласен с рассчитанной страховщиком суммой, он вправе привлечь независимого оценщика для осмотра транспортного средства и расчетов суммы взыскания со страховой компании.

При направлении претензионного документа необходимо соблюдать ряд требований:

  1. Претензия должна быть изложена в письменном виде.
  2. Бумага должна предъявляться в двух экземплярах: один остается у страховщика, другой возвращается заявителю с отметкой о получении.
  3. Документ должен содержать необходимые сведения.

Текст претензии должен включать следующие сведения:

  • имя, фамилию, отчество заявителя;
  • паспортные данные и адрес регистрации;
  • обстоятельства конфликта, претензионные требования, указание на нарушенные страховщиком пункты договора;
  • расчет суммы компенсации (если компания неверно рассчитала размер выплачиваемого возмещения);
  • требование о выплате установленной суммы;
  • реквизиты банковского счета, на который необходимо перечислить деньги;
  • подпись заявителя и дата составления документа.

К бумаге необходимо приложить все документы, относящиеся к делу.

Составление иска в суд

Рассмотрение споров в суде по ОСАГО встречаются очень часто. Поэтому в сети можно найти различные образцы документов для суда по ОСАГО. После отказа страховой компании в удовлетворении претензии автолюбителя наступает этап рассмотрения спора в судебном органе.

Если сумма возмещения не превышает пятидесяти тысяч рублей, иск необходимо подавать мировому судье. Если размер требований больше, заявление подается в районный суд. Пример иска в суд на страховую компанию по ОСАГО (образец 2019 года) можно найти ниже.

К заявлению истец должен приложить следующие документы:

  1. Подтверждение факта уплаты госпошлины.
  2. Страховой полис.
  3. Документы, связанные с ДТП (извещение, справка, протокол об административном правонарушении, если имеется).
  4. Копия заявления в страховую компанию.
  5. Отчет эксперта по оценке величины УТС и расходов на восстановительный ремонт (если имеет место тотал (гибель транспортного средства), предоставляется расчет рыночной стоимости аналогичного автомобиля с учетом естественного износа).
  6. Копия претензии в страховую компанию.
  7. Решение страховой компании о произведении выплаты по заниженной ставке или отказ в перечислении денег.
  8. Расчет суммы иска с учетом неустойки, судебных издержек и морального вреда (при желании).

Исковое заявление подается в суд по месту регистрации ответчика. Если требования будут удовлетворены, копию решения суда и исполнительный лист необходимо направить судебным приставам для взыскания указанной суммы в принудительном порядке. Страховая компания, в свою очередь, выплатив возмещение, вправе подать иск в порядке регресса на виновника ДТП.

Получить возмещение со страховой компании не сложно. Главное – соблюдать порядок обращения с претензией и правильно составлять все необходимые документы.

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».

В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.

На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.

На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.

Однако, с 2021 года ситуация изменилась.

В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).

Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».

В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.

Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.

Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?

Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:

  • провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
  • направить претензию в страховую компанию;
  • обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
  • обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному страховому адвокату);
  • получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.

Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.