При обоюдной вине как выплачивается страховка

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Каждый водитель знает, как действовать при аварии, произошедшей из-за неверных действий одного автолюбителя. Но как быть, если в происшествии виноваты оба участника?

В таких ситуациях имеются свои нюансы, влияющие на получение компенсации от страховщика. Разберем, как производятся выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП, чего следует ожидать каждому водителю и каковы особенности подобных аварий.

В каких случаях речь идет об обоюдной вине

В российском законодательстве термин «обоюдная вина» не закреплен. Он используется сотрудниками дорожной полиции и страховщиками, если все водители, участвовавшие в аварии, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.

При этом следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к аварии.

  • Пример первый. Один автолюбитель проигнорировал запрещающий свет светофора и продолжил движение, в результате чего произошло ДТП. У второго участника нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но водитель без полиса не будет обвинен в аварии. Речь об «обоюдке» тут не идет.
  • Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу другому участнику дорожного движения, который, согласно ПДД, имел преимущество на данном участке. Второй же ехал с превышением скорости, ушел на встречку, проигнорировав двойную сплошную, не справился с управлением и столкнулся с машиной первого. В данной ситуации можно считать, что оба виноваты в ДТП.

Таким образом, «обоюдка» при ДТП по ОСАГО признается, если:

  • каждый из водителей допустил нарушение ПДД;
  • несоблюдение правил каждым автолюбителем привело к происшествию;
  • разбор обстоятельств аварии не позволяет понять, по чьей вине она произошла;
  • оба участника при составлении Европротокола признали свою вину.

Получение выплаты

Один из распространенных вопросов о происшествиях, в которых виноваты все участники: кто кому должен платить? Многие думают, что автолюбители обязаны сами решать проблему, раз каждый из них является не только потерпевшим, но и провокатором аварии.

В подобных ситуациях закон предусматривает выплаты по ОСАГО. Для их получения участникам происшествия нужно:

  • уведомить о ДТП свою страховую компанию и ближайшее отделение Госавтоинспекции;
  • попытаться собрать факты, подтверждающие, что вина другого водителя есть (или она больше), сделать фото/видео/аудиозаписи, опросить свидетелей и взять их контакты;
  • проконтролировать оформление протокола – не нужно сразу признавать себя единственным инициатором аварии, наоборот, стоит фиксировать внимание сотрудника на обстоятельствах, подтверждающих виновность другого автовладельца;
  • подавать иск в суд, если равное распределение вины не устраивает.

Как рассчитываются и производятся выплаты

В соответствии с п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО компенсация выплачивается в размере, пропорциональном степени виновности каждого автовладельца. Участники ДТП могут получить как равные, так и разные суммы.

Равные суммы

Подобный вариант компенсации применяется, когда доказано, что оба водителя виноваты в аварии в равной степени. Признаками такой ситуации являются следующие факты:

  • несоблюдение правил каждым автолюбителем;
  • связь действий, не соответствующих ПДД, с происшествием;
  • степень тяжести каждого нарушения примерно одинаковая.

В последнем пункте учитывается количество нарушенных правил, а также суммы взысканий, установленные за каждое из них. Именно такой вариант определения обоюдной вины водителей чаще всего используется судебными органами.

Путем анализа представленных документов устанавливается, какие именно правила не были соблюдены. Если число нарушений и степень наказания за них примерно одинаковые, признается обоюдная виновность автолюбителей в равной степени.

Разные суммы

Подобный вариант применяется намного реже, только когда действительно можно доказать разную степень виновности путем изучения материалов дела.

Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак. Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.

В подобной ситуации можно установить, что:

  • оба автовладельца виновны в произошедшем – один превысил скорость, а второй нарушил правила аварийной остановки;
  • виновность первого водителя менее значительная – если бы второй двигался с положенной скоростью, он бы успел среагировать на сломанную машину даже без знака остановки.

Расчет компенсации

В происшествиях, в которых виноваты оба участника, при расчете компенсации ключевое значение имеет не объем повреждения, а степень вины каждого водителя.

Итак, возмещение ущерба производится одним из двух способов.

  1. 50 на 50 – если стороны решили не составлять исковое заявление или если суд решил, что их вина одинакова. В данной ситуации каждый водитель получит вдвое меньше суммы установленного ущерба.
    Например, пострадали две машины. Эксперт оценил размер повреждений одной из них в 60 тыс. рублей, а другой – в 70 тыс. рублей. В этом случае первый водитель получить 30 тыс. рублей, а второй – 35 тыс. рублей.
  2. По степени вины. При наличии судебного постановления о неравной степени вины участников аварии СК делает выплаты, исходя из установленного Фемидой соотношения.
    Допустим, эксперт оценил размер повреждений так же, как в прошлом примере. При другом судебном решении (вина 1-го автовладельца составляет 10%, а второго – 90%) первому выплатят 54 тыс. рублей, а второму только 7 тыс. рублей.

Оформление происшествия

Если все участники аварии признают свою вину и не предъявляют претензий к остальным, можно обойтись Европротоколом. Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при таком оформлении – 100 тыс. рублей. Это значит, что каждый водитель может получить по 50 тыс. от страховщика. Если размер ущерба значительный, стоит потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД.

В последнем случае будут подготовлены документы, которые нужно предоставить страховщику или суду. Это:

  • справка о ДТП – оба водителя получают по одному экземпляру;
  • протокол;
  • постановление о правонарушении – по одному экземпляру на каждого водителя (на их основании будет распределяться вина).

Протокол также используется для определения степени вины каждого автовладельца, так как в нем указано:

  • расположение автомобилей после аварии (также в виде схемы);
  • показатели замеров;
  • повреждения, которые можно определить визуально;
  • показания каждого водителя.

Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде

Для успеха в судебном заседании следует учитывать несколько рекомендаций:

  1. Доказывать обоюдную вину нужно, если сторона не согласна с позицией оппонента либо с заключением страховщика.
  2. Чтобы доказать «обоюдку», можно использовать материалы дорожной полиции, а также свидетельские показания и собранные лично аргументы (фото, видео и т. д.).
  3. Приводить иные обстоятельства дела, например, погодные условия. Если это был дождливый день, можно сослаться на состояние дорожного покрытия (придется представить справку из гидрометцентра).
  4. Желательно представить суду отчеты экспертов – о техническом состоянии авто, о размерах ущерба и т. д.

Здесь важно учитывать, что суд принимает решение, исходя из совокупности обстоятельств. Поэтому по ходу проведения процесса стороны решают, какие доказательства стоит приводить, а какие нет.

Если страховая отказывает в компенсации

Как и в любом другом страховом случае, СК может отказаться выплачивать компенсацию по полису. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.

Так, отказ страховщика будет правомерен, если:

  • нарушены сроки уведомления о страховом случае;
  • представлен неполный список документов;
  • зафиксировано самовольное оставление места происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;
  • имело место пребывание автовладельца в состоянии опьянения;
  • зафиксировано отсутствие страхового полиса либо отсутствие лица, сидевшего за рулем, в списке допущенных к управлению авто.

Если страховая отказывает в выплате на законных основаниях, нужно устранить причину и вновь составить обращение. Например, дополнить пакет документов либо привести уважительные причины, почему были нарушены сроки или оставлено место происшествия. В последнем случае необходимо представить доказательства (например, справку из больницы, куда торопился водитель).

Если получить деньги не удается, нужно:

  • направить в страховую досудебную претензию;
  • обратиться в суд.

Подводим итоги

Когда авария произошла из-за нарушений, допущенных обоими участниками происшествия, речь идет об обоюдной вине. У таких ДТП есть свои особенности:

  • вина признается обоюдной, если оба водителя нарушили правила и в отношении каждого из них составлен соответствующий протокол;
  • также речь об «обоюдке» идет, если вину каждого участника установить не удается;
  • при таких ДТП страховая признает одинаковой степень вины каждого водителя, если они не обращаются в суд;
  • при судебном разбирательстве вина может быть равной либо различной, исходя из этого назначается объем выплат;
  • при обоюдной вине может быть составлен Европротокол (если участники не расходятся во мнениях и ущерб небольшой) либо оформляется протокол с вызовом сотрудников ГИБДД;
  • при несогласии с определением степени вины нужно обращаться в суд и доказывать свою позицию, приведя как можно больше доказательств;
  • если страховщик отказывает в выплате, следует направить в компанию досудебную претензию, затем обращаться в суд, если решить вопрос мирным путем не удается.
Читайте также  Как рисовать схему ДТП для страховой

Таким образом, в ситуации, когда в аварии виноваты оба водителя, выплата также производится страховщиком. Но важно соблюдать порядок действий и требования к оформлению ДТП и обращению в СК.

Хозяин аварии

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии — водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором — устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой — Марина Дьякова — погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова — владелец источника повышенной опасности — автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Лев Воропаев, адвокат:

— Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества — автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа «по доверенности» и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Выплата по ОСАГО, когда виновны оба участника ДТП

Когда автомобилю причинен ущерб в результате ДТП, согласно закону об ОСАГО, все убытки автовладельцу возмещаются виновником аварии, а точнее его страховой компанией. И только в том случае, когда размер ущерба превышает лимит страховой выплаты, разницу виновник аварии доплачивает уже за свой собственный счет.

В связи с этим возникает немало вопросов у клиентов страховых компаний о том, как осуществляется страховая выплата компенсации по ОСАГО в том случае, когда виновны оба участника ДТП. О том, как происходит компенсация по ОСАГО в этом случае, рассказывают и помогают юристы «Юридического центра Сиан».

Казалось бы, коль скоро виновны оба участника ДТП, то оба должны остаться без возмещения ущерба, так как основное правило страхования гласит: компенсацию по ОСАГО получает невиновный, а выплачивает ее страховщик виновного водителя.

На самом же деле получить компенсацию ущерба возможно даже в том случае, когда в аварии виновны оба. Однако, чтобы не остаться без страхового возмещения, действовать следует оперативно и не надеяться на «авось».

Кто кому платит?

Согласно ч. 2 ст. 1083 ГК РФ, выплата страхового возмещения осуществляется не в полном объеме, а пропорционально степени вины каждого из участников ДТП. Когда виновен в аварии только один из водителей, тогда по страховке ОСАГО именно ему выплата компенсации и не полагается. А вот когда виновны оба, тогда после назначенной и проведенной судебной экспертизы устанавливается степень вины каждого из водителей, а уже потом на основании этих данных судом определяется размер страховой выплаты каждому.

Страховщики часто выдают отказы своим клиентам при предъявлении заявления после ДТП, в котором виновны оба участника, на том основании, что компания не может установить степень вины каждого, а значит и определить в какой сумме должна быть выражена компенсация. Расчет в таком случае на то, что клиент при небольшой величине ущерба поленится идти в суд и тратить время и деньги на тяжбу со страховщиком. Таким образом, страховщик идет на прямой обман своего клиента.

Реже, но бывает, что компания соглашается «добровольно» выплатить клиенту половину от суммы страхового возмещения, принимая степень его вины за 50%, когда виновны оба участника ДТП.

Следует признать, что в подавляющем большинстве случаев суды точно также принимают степень вины участников ДТП равной, опираясь на п. 2 ст. 1081 ГК РФ, гласящий, что при невозможности точного установления степени вины каждого, следует принимать ее в равных долях. Другой причиной того, что суд скорее примет долю вины каждого равно 50% является нежелание быть обвиненным в предвзятости и необъективности. «Соломоново» решение, как правило, устраивает всех.

Таким образом, водителю, который оказался виновным в ДТП, как и второй его участник следует сначала попытаться обратиться к страховщику и подать заявление на получение компенсации по ОСАГО. Вполне вероятно, что компания примет заявление и выплату произведет. Если же Вы не согласны с решением страховщика по любому пункту, следует обращаться непосредственно в суд.

Чем поможет юрист?

Главным затруднением, когда виновны оба участника ДТП, является то, что проведение экспертиз, разбирательство в суде, взыскание компенсации со страховой компании — все это требует немалых затрат времени. Разбирательство может тянуться год, а то и дольше. В результате все это время автовладельцу приходится ждать денег на ремонт машины. Что посоветует юрист?

Чтобы не ждать компенсации по ОСАГО так долго, следует отправиться в оценочную компанию, обладающей соответствующей лицензией на проведение оценки ущерба после ДТП, получить ее заключение, а потом смело отдавать машину в починку. Далее процесс судопроизводства, вынесения решения, пойдут своим чередом. А уже потом затраты, понесенные на ремонт, можно будет возместить за счет страховой компании. Но пользоваться машиной все это время Вы будете.

Читайте также  Поменял водительское удостоверение что делать со страховкой

Главная роль юриста в подобной ситуации при обращении к нему той или иной стороны заключается в предоставлении квалифицированной консультации по всем возникающим вопросам, а также помощь клиенту в подготовке к судебному процессу. Да, действительно, согласно статистике, чаще всего суды принимают решение о признании обоих участников виновными в пропорции 1:1. Но так бывает не всегда, и чтобы не стать «козлом отпущения» и не лишиться компенсации по ОСАГО, следует очень тщательно подготовиться к судебному разбирательству.

Опытный юрист по ДТП «Юридического центра Сиан» поможет собрать все необходимые документы и сформулировать исковое заявление с учетом Ваших законных интересов.

Цены на услуги

Возможно заключение договора с оплатой услуг в рассрочку.

  • Ведение дел в судах со страховыми компаниями от 25 000 руб.

Обоюдная вина при ДТП по ОСАГО

Обоюдная вина при ДТП возникает у водителей довольно часто. Особенные сложности обоюдная вина приносит при попытке получить выплату по ОСАГО.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в России практически не осуществляются. В очень редких случаях страховая компания может заплатить небольшой процент от стоимости ущерба при обоюдной вине.

1. Что такое обоюдная вина при ДТП?

Обоюдная вина в ДТП означает, что причиной ДТП явились виновные действия водителей, которые в нем участвовали. Обычно, обоюдная вина возникает при случае, когда в ДТП участвовали два транспортных средства, водители каждого из которых нарушили ПДД РФ.

2. Каковы действия ГИБДД при обоюдной вине участников ДТП?

В случае, если ДТП совершено при обоюдной вине водителей, ГИБДД обычно устанавливает факт нарушения Правил Дорожного Движения РФ каждым из участников. Например, одному участнику может быть вменено несоблюдение приоритета при движении, а другому несоблюдение скоростного режима. То есть, из документов ГИБДД будет видно, что нарушили оба участника ДТП.

Однако, бывают и случаи, при которых вина водителей в ДТП вообще не установлена органами ГИБДД. Такое бывает нередко и происходит, если показания свидетелей со стороны каждого водителя и показания самих водителей «не сходятся» между собой. Поэтому, несмотря на наличие вины кого-то из водителей, сотрудники ГИБДД могут написать в документах, что «вина не установлена ввиду противоречивости показаний».

3. Как определить наличие вины или степень вины при ДТП с обоюдной виной водителей?

Как следует из положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ, вина каждого из водителей определяется судом. Суд может определить степень вины каждого из водителей по 50%, либо в любом другом соотношении, 10% на 90%, 20% на 80%, 30% на 70% или 40% на 60%.

При этом, при определении степени вины суд будет учитывать причинно-следственную связь между действиями каждого из водителей. Ярким примером такого исследования является ситуация, когда один водитель в темное время суток врезается в припаркованный в нарушение правил на обочине дороги другой автомобиль.

С одной стороны виноваты оба. Один быстро ехал, не учитывая темное время суток, а другой припарковал машину с нарушением. Но в данном случае, суд будет выяснять, чьи же действия из водителей являются непосредственной причиной ДТП.

Для этого необходимо ответить на простой вопрос: «Безусловно ли действия того и другого водителя приводили к ДТП»?

В первом случае водитель, который ехал в темноте без учета особенностей движения в темное время суток, врезался бы в любой объект, находящийся на месте припаркованного автомобиля. В том числе и в человека, либо же животное.

Между тем, водитель авто, нарушивший правила парковки, хоть и явился объектом ДТП, но лишь как объект.

Поэтому, в данной ситуации 100% вина в дтп будет именно водителя, двигавшегося с нарушением скоростного режима. А водитель, нарушивший правила парковки, хоть и нарушил ПДД РФ, но в ДТП не виноват.

Почему степень вины распределена именно так, ведь водитель, который нарушил правила парковки, тоже виноват?

На самом деле, определение степени вины в гражданско-правовом процессе (когда суд определяет вину для взыскания убытков и ущерба) и в административном праве (ГИБДД) имеют одно важное различие. В первом случае суд устанавливает истинного виновника, чьи действия привели к ДТП, то есть, устанавливает причинно следственную связь. А для ГИБДД важен лишь сам факт нарушения требований ПДД РФ.

Это означает, что даже если ГИБДД установило в Ваших действиях какие-то нарушения ГИБДД, при рассмотрении спора о возмещении ущерба суд вполне может признать Ваши действия нарушением ПДД, которое не являлось причиной ГИБДД и освободить от ответственности по возмещению ущерба (но не от административного штрафа).

А равно суд может установить виновником ДТП и то лицо (водителя), в чьих действиях на момент ДТП ГИБДД не установило нарушений.

Другими словами, юрист на гражданском суде необходим именно для того, чтобы вина была определена именно в интересах клиента!

4. Обоюдная вина при ОСАГО.

Страховое возмещение по ОСАГО при обоюдной вине выплачивается, обычно, по решению суда. Ведь именно суд может определить страховые выплаты при обоюдной вине, подлежащие выплате каждому из участников ДТП.

К сожалению, в случаях обоюдной или неустановленной вины, страховая компания вынуждена отказывать по ОСАГО. Страховая компания не вправе сама определять степень вины каждого из участников ДТП, без участия суда.

Поэтому, получив отказ по ОСАГО при обоюдной или неустановленной вине, не расстраивайтесь.

Вам необходимо собрать все документы по выплате и подать в суд.

Если вы находитесь в Московском регионе, то наш юридический центр «ЮрФилд» всегда готов помочь в деле установления вины и взыскании размера ущерба по ОСАГО.

5. Как определяется размер ущерба при обоюдной вине?

Одним из самых простых и, вместе с тем, неизвестных вопросов для обычного водителя, является вопрос определения размера ущерба при обоюдной вине.

Очень многие наши клиенты, попав в ДТП при обоюдной вине считают, что каждый из водителей должен восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

При обоюдной вине каждый виновник возмещает ущерб другим лицам исходя из процентного отношения своей вины.

Например, в ДТП участвовали: ВАЗ-2101 и БМВ-7. ВАЗ получил повреждения на 15 000 рублей, а БМВ на 200 000.

Предположим, что степень вины водителя ВАЗ установлена судом в размере 30%, а водителя БМВ — 70%.

В итоге водитель БМВ должен будет возместить водителю ВАЗа 70% от 15 000, то есть 10 500 рублей.

А водитель ВАЗа должен будет возместить водителю БМВ 30% от 200 000 рублей, то есть 60 000 рублей.

При условии наличия у водителей ОСАГО, все хорошо.

А если ОСАГО нет.

В любом случае, при наличии обоюдной вины, мы советуем проконсультироваться с юристами.

К сожалению, многие водители недооценивают риски, которые скрывает в себе ДТП с обоюдной виной и зачастую становятся жертвами своего незнания. Последствия хоть и сугубо материальные, но крайне неприятные.

При обоюдной вине как выплачивается страховка

Нет такого положения.
Обоюдная вина в чем.

Эвелин, нет обоюдной вины в ГК, Законе об ОСАГО и т.д.
В административном праве этого понятия нет.

При «обоюдке» оплата 50% на 50%.
Но это не везде.
При обоюдке платить нужно каждому по 100%. ИМХО.

Однако страховщики лукавят.
И направляют всех в суд.

Пример:
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 сентября 2005 г. N КГ-А40/9186-05
(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) «Великан-Рустрактор» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому страховому акционерному обществу (далее — ОСАО) «Ресо-Гарантия» о взыскании 120000 руб. ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Иск заявлен на основании ст. 931 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2005 г., иск удовлетворен. При принятии решения суд руководствовался ст.ст. 931, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд признал, что ущерб был причинен истцу по обоюдной вине каждого из владельцев источников повышенной опасности и соразмерно определил размер возмещения.
На указанные судебные акты ОСАО «Ресо-Гарантия» подана кассационная жалоба, в которой заявитель указывает на то, что вина страхователя в произошедшем дорожно-транспортном происшествии соответствующими документами не подтверждена, в связи с чем не может быть признана установленной. Таким образом у страховой компании не возникла обязанность по возмещению вреда, причиненного ООО «Великан-Рустрактор».
В суд кассационной инстанции ОСАО «Ресо-Гарантия», надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.
Представитель ООО «Великан-Рустрактор» в суде кассационной инстанции против удовлетворения жалобы возражал, считая решение и постановление законными и обоснованными. Мотивированный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность обжалованных судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения и постановления в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.05.2004 г. имело место дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля МАЗ-543203-2122, регистрационный знак 69-00 (транзит), принадлежащего истцу, под управлением водителя Степаненко В.П., и автомобиля SCANIA-113, регистрационный знак У851РН78, с прицепом NETAM, регистрационный знак АК500578, под управлением водителя Пузырева В.А.
Судами установлено, что столкновение автомобилей произошло по вине обоих водителей. В результате столкновения автомобилю истца причинены механические повреждения.
Согласно п. 3 ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцами, возмещается на общих основаниях (ст. 1064 Кодекса).
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Поскольку в рассматриваемом случае суд признал, что на стороне водителя Пузырева В.А. была допущена грубая неосторожность, выразившаяся в размещении управляемого им автомобиля SCANIA-113, регистрационный знак АК500578, застрахованного в ОСАО «Ресо-Гарантия» по полису ОСАГО, на полосе встречного движения, что способствовало причинению вреда автомобилю истца, судебные инстанции в соответствии со ст.ст. 931, 1064, 1079 ГК РФ обоснованно применили принцип смешанной ответственности, взыскав с ответчика 120000 руб.
Возражения заявителя о неправильном расчете размера подлежащего взысканию вреда отклоняются, поскольку указанная сумма определена судом с учетом степени вины лица, ответственного за причинение вреда, и взыскана в пределах страховой суммы.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.05 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2005 года по делу N А40-63059/04-113-536 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Читайте также  Как узнать стоимость страховки на автомобиль?

ст. 1 ФЗ-40
страховой случай — наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату;

Возникновение гражданской ответственности не зависит от возникновения административной.

Я Вас еще раз спрашиваю, Вы о какой обоюдной вине говорите, коллеги?

Ну да Вы ехали на красный, я ехал со скоростью 250 км/ч.

Степень вины, о которой может идти речь, при решении о выплате страховщиком, зависит не от количества протоколов и постановлений.

Есть причинно-следственная связь в действиях (бездействиях) водителей.
От которой зависит решение о выплате.

Если Вам ничего не выплатили про «обоюдке» — Вас мягко говоря «кинули».

Только что общался с судьей СОЮ.
Спрашиваю, уважаемый судья скажите, вот при «обоюдке» как Вы будете принимать решение.

Она говорит, для этого дела мы назначим автотехническую экспертизу.
А потом по ее результатам примем решение.

Вот скажите мне, нах тогда в законе 4015-1 «Об организации страхового дела» закреплено право страховщика на оценку ущерба, а в Законе 40-ФЗ закреплен механизм определения ущерба.

Ст. 12 п. 7 В целях выяснения ОБСТОЯТЕЛЬСТВ наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их ПРИЧИН, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.

Лишь бы динамить добрый люд.

Это конечно разумный вопрос.

Не хочу говорить о том, что и палка раз в год стреляет, но все же.

Краткий очерк о проблеме.
Абзац 2 п. 1 ст. 935 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что законом на указанных в них лиц может быть возложена обязанность страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
В Российской Федерации в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами принят Закон ? 40-ФЗ.
Закон ? 40-ФЗ декларирует в ст. 3 принцип недопустимости использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцами которых не исполнена обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
Пункт 1 ст. 4 Закона ? 40-ФЗ предусматривает обязанность владельцам транспортных средств на условия и в порядке, предусмотренном этим законом страховать за свой счет в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона ? 40-ФЗ в договорах обязательного страхования указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ст. 6 Закона ? 40-ФЗ к страховому риску по обязательному страхованию не относится наступление гражданской ответственности вследствие причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования.
Таким образом, концепция Закона ? 40-ФЗ основана не на принципе обязательного страхования гражданской ответственности конкретного лица, возникающей при использовании любых транспортных средств, а основана на принципе страхования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, возникающей при использовании конкретного транспортного средства. При этом согласно п. 2 ст. 15 Закона ? 40-ФЗ ‘по договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственности самого страхователя, иного названного в договоре обязательного страхования владельца транспортного средства, а также других использующих транспортное средство на законном основании владельцев’.
Перевод действующей системы обязательного страхования на систему обязательного страхования гражданской ответственности конкретного лица, возникающей при использовании любых транспортных средств, приведет к неизбежному увеличению размера страховой премии, при расчете которой уже не будут учитываться технические характеристики конкретного транспортного средства, а будут использоваться базовые ставки страховых тарифов, рассчитанные с учетом усредненных характеристик транспортных средств, и размер которых будет значительно больше действующих базовых ставок страховых тарифов. В результате, для подавляющего большинства владельцев транспортных средств (а именно, для владельцев, использующих только одно транспортное средство) размер страховой премии по обязательному страхованию существенно увеличится.
Норма Закона ? 40-ФЗ о необходимости указания в договоре обязательного страхования транспортного средства, гражданская ответственность владельцев которого застрахована, не нарушает права и свободы граждан.
Согласно действующей системе обязательного страхования владелец двух и более транспортных средств обязан застраховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда при использовании каждого транспортного средства за исключением случаев, когда указанная гражданская ответственность застрахована в соответствии с Законом ? 40-ФЗ иным лицом (страхователем).
Во-первых, каждое транспортное средство является отдельным источником повышенной опасности, при использовании которого может быть причинен вред. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона ? 40-ФЗ ‘объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации’. Как следствие, при использовании каждого транспортного средства возникает самостоятельный объект обязательного страхования, в отношении которого должен быть заключен отдельный договор обязательного страхования. Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует ‘двойное страхование’ гражданской ответственности владельца транспортных средств.
Во-вторых, по договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственности не только страхователя, но и иного названного в договоре обязательного страхования владельца транспортного средства, а также других использующих транспортное средство на законном основании владельцев. Поскольку в общем случае владельцами каждого транспортного средства, которые принадлежат одному собственнику, могут быть разные лица, или у данных транспортных средств может быть несколько владельцев, то возможно одновременное использование данных транспортных средств, и, как следствие, гражданская ответственность владельцев каждого транспортного средства должна быть застрахована по отдельному договору обязательного страхования.